Письменная речь как высшая форма речи. Основные подходы к пониманию письменной речи в современной логопедии
1. Форма речи, связанная с восприятием, выражением мыслей в графической форме и включающая таким образом два вида речевой деятельности: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение). 2. (письмо) Продуктивный вид речевой деятельности, заключающийся в письменном выражении мыслей на иностранном языке в графической форме. Объектами лингводидактического тестирования являются: I) техника письма (графика, орфография, пунктуация); 2) продуктивная письменная речь: умение продуцировать собственный письменный текст, сочетающий при необходимости такие сложные формы, как описание, повествование, рассуждение, а также умение письменно репродуцировать аудиотекст, демонстрируя умение анализировать содержание первичного текста и умение перерабатывать информацию в соответствии с учебными и др. задачами, а также в соответствии с требованиями жанра. Виды тестовых заданий по п.р. разнообразны: аннотация, реферат (резюме, оценочный и др.), объявление, заявление, тезисы, план, конспект и т. д.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ (ПИСЬМО)
продуктивный вид речевой деятельности, при которой информация передается на расстоянии с помощью графических знаков. Как и все виды речевой деятельности, П. р. имеет следующую структуру: 1. Этап предварительной ориентировки. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать. 2. Планирование деятельности. На этом этапе пишущий пла нирует не только содержание, но и форму своей речи. Он частопользуется долгосрочным планированием своей речи: при этомон может подобрать наиболее точные выразительные языковые средства. 3. Осуществление деятельности, т. е. самого процесса письма. Вусловиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент и промежуточная обратная связь. Пишущий не видит непосредственную реакцию читающего на каждую фразу (онможет эту реакцию лишь предугадать). Пишущий лишен возможности интонировать свою речь, использовать жесты, мимику. Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения, иначе онможет быть неверно понят. 4. Контроль деятельности. Пишущий во времени практическине ограничен, его внимание направлено как на содержание, так ина форму изложения. Перечитывая написанное, он проверяет, на сколько адекватно использованная форма передает замысел вы сказывания. Механизмы П. р. базируются на механизмах говорения, в процессе П. р. участвуют все речевые анализаторы в их взаимосвязи. Большую, чем в говорении, роль играет планирование и контроль своего высказывания. Результатом П. р. как вида речевой деятельности является письменное высказывание. В учебной деятельности используются подвиды П. р. - слушание-П. р., чтение-П. р., т. е. ученик слушает и пишет (диктанты, изложения, планы, тезисы, конспекты лекций) или читает и пишет (планы, тезисы, конспекты, аннотации, рефераты). Записи не только сохраняют прочитанный или прослушанный материал, но и помогают его усвоить. Поэтому в учебных целях широко используются такие виды записей, как план, тезисы, конспект и др., и задача преподавателя - научить своих учеников составлять их. В жизни функционируют различные виды письменных речевых произведений. Лит.: Методика / Под ред. А.А. Леонтьева. - М., 1988; Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М., 1989.
§1. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь (сравним фольклор и художественную литературу). Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речьне только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению.
В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков» (СНОСКА Русский язык: Энциклопедия. М., 1979. С.205)
Русское письмо относится к алфавитным системам письма. Алфавит ознаменовал переход к символам высших порядков и определил прогресс в развитии абстрактного мышления, позволив сделать речь и мышление объектами познания. «Только письменность позволяет выйти за ограниченные пространственные и временные рамки речевой коммуникации, а также сохранить воздействие речи и в отсутствие одного из партнеров. Так возникает историческое измерение общественного самосознания» (СНОСКА: Грановская P.M. Элементы практической психологии Л.,1984. С. 182)
И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев). Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Письменная речь |
Рубрика (тематическая категория) | Психология |
Письменная речь - общепринятая, универсальная форма общения грамотных людей. Она дает им возможность выражать свои мысли и чувства средствами какой-либо письменности, а также понимать то, что написано другими. Потребность в общении с помощью письменной речи в современном обществе возникает повседневно, в самых разнообразных жизненных ситуациях. Владение письменной речью очень важно для социальной адаптации человека.
Для того чтобы пользоваться письменной речью, крайне важно приобрести ряд умений и навыков. Начальный этап овладения письменной речью - усвоение навыков письма и чтения, ᴛ.ᴇ. грамоты. На него отводится значительное количество часов в общей системе работы специальной школы VIII вида. Обучение грамоте способствует продвижению учеников в речевом и общем развитии. Овладение письменной речью стимулирует развитие сложных психических процессов, при этом происходит принципиальное изменение в духовном облике ребенка, так же как и при овладении речью в период перехода от младенческого возраста к раннему детству.
Первоначальный этап овладения чтением представляет собой воссоздание формы слова на базе его графического изображения. Чтение основывается на сложных формах анализа и синтеза звукобуквенного состава и требует определенного уровня общего речевого развития, особенно развития фонематического слуха, а также возможности усвоения букв алфавита. Последнее предполагает тонкое взаимодействие слуховых, зрительных и кинестетических (речедвигательных) восприятий и представлений.
Затруднения в овладении навыками чтения у детей-олигофренов обусловлены рядом причин, к числу которых в первую очередь относятся общее недоразвитие речи и возникающая на этой базе несформированность фонематического восприятия. Не умея осуществить звуковой анализ слова, смешивая акустически сходные звуки, ученик не может воссоздать точную звуковую форму слова на базе зрительного восприятия графических знаков.
Определенную сложность вызывает у учащихся усвоение букв, оптические образы которых недостаточно точно связываются у них со строго определенными фонемами. В результате одна и та же буква становится для ребенка символом двух и более базовых звуков или один звук соотносится с несколькими буквами. Запоминание оптического образа букв является задачей особенно сложной для тех детей, которым свойственны резкие нарушения зрительного восприятия. Οʜᴎ не запоминают буквы в течение долгого срока - года и более. Встречаются ученики, которым трудно соблюдать необходимую для процесса чтения на русском языке направленность движения взора слева направо и соответственно последовательность расположения букв в слове при письме.
Многие школьники вообще долго не могут понять, что значит прочитать слова. Буквы длительный срок остаются для них чем-то, что они должны запомнить, но - безотносительно к словам.
Особую сложность для олигофренов составляет слияние звуков. Запомнив буквы и правильно называя их, дети часто не могут прочитать даже самые простые слова. Трудно усваивается умственно отсталыми школьниками вариативность произнесения звука, зависящая от его позиции в слове. Значительный шаг в овладении чтением происходит тогда, когда ученики понимают, что в чтении главное не называние букв, а прочитывание слов.
Умственно отсталые школьники техникой чтения овладевают медленно. Читая, они допускают много ошибок: не прочитывают окончания, пропускают и переставляют буквы, искажая таким образом звуковой состав слова, заменяют одни слова другими, в какой-то мере сходными по буквенному составу, не останавливаются на знаках препинания и т. п.
При этом недостатки понимания прочитанного, наблюдающиеся у детей, определяются не только несовершенством техники чтения, но и в большой мере - низким уровнем общего развития умственно отсталых детей, бедностью и малой обобщенностью жизненного опыта͵ нерасчлененностью, упрощенностью, резко затрудненной актуализацией представлений. Ученики начальных классов усваивают из прочитанного чаще всего лишь отдельные фрагменты, опущенными или измененными нередко оказываются важные части, несущие основную смысловую нагрузку. Внимание детей привлекают не имеющие большого значения слова или выражения, которые затем и воспроизводятся ими вне связи с содержанием текста.
Читая текст, школьники с трудом устанавливают даже простейшие связи, в связи с этим основное содержание часто остается для них неясным. Заметим, что среди умственно отсталых учеников изредка можно встретить детей, которые, владея правильным беглым чтением, не понимают содержания прочитанного. Это особый случай, требующий специальной, индивидуальной работы с ребенком.
Наиболее доступными для учеников специальной школы VIII вида на протяжении всех лет обучения оказываются небольшие тексты повествовательного характера, в которых сюжет раскрывается четко и последовательно, число действующих лиц невелико, а ситуация проста и близка их жизненному опыту. Наличие в текстах описания переживаний героев, служащих мотивами совершаемых ими поступков, перемежающихся событий, второго плана, авторских отступлений осложняет понимание рассказа.
Описательные тексты оказываются сложными для учащихся всех возрастов. Это обусловлено тем, что для их правильного осмысления крайне важно мысленное воссоздание зрительных образов. Актуализация их вызывает затруднения у умственно отсталых школьников. Мало понятны ученикам рассказы со скрытым смыслом. Тексты такого рода требуют установления довольно сложных причинно-следственных или временных зависимостей, что оказывается для детей непосильным.
Легче усваиваются статьи с прослеживающейся сюжетной линией и воздействующие на детей силой художественных образов. Пониманию сюжетных текстов способствует организация инсценировок прочитанного текста͵ использование разнообразных наглядных средств, как статичных, так и динамичных.
Большие трудности испытывают школьники при чтении статей научно-познавательного характера. Знакомству с материалом исторического, географического характера может способствовать привлечение имеющихся у школьников знаний о предметах, явлениях окружающей действительности, а также использование наглядных пособий.
Умственно отсталые ученики очень поздно переходят к чтению ʼʼпро себяʼʼ и практически не пользуются им. Даже стараясь не произносить читаемое, они все время заметно артикулируют, а при затруднениях произносят шепотом прочитанное слово или словосочетание. Есть основания полагать, что чтение ʼʼпро себяʼʼ доступно не всем учащимся специальной школы VIII вида.
Письмо - более трудный процесс, чем чтение. Письмо предполагает осуществление точного, строго последовательного фонематического анализа слова и соотнесения выделенных звуков с соответствующими фонемами, ᴛ.ᴇ. выполнение фонематического обобщения. Далее фонемы должны быть обозначены строго определенными буквами. Письмо требует четкого отграничения друг от друга сходных фонем, прочного запоминания графики букв и воспроизведения их в нужной последовательности.
У начинающих обучаться умственно отсталых детей письмо по слуху вызывает большие затруднения, обусловленные несовершенством их языкового анализа и синтеза. Фонематический анализ осуществляется ими недостаточно четко, что препятствует разделению слова на составляющие его звуки. Ученики, особенно имеющие дефекты произношения, анализируя слово, пропускают некоторые звуки (чаще гласные), другие смешивают звуки на базе акустического сходства, а также нередко изменяют их порядок, нарушая тем самым строение слова. Не всегда справляются школьники с соотнесением звуков с соответствующими буквами. Задача усвоения образов букв, особенно графически сходных, оказывается для детей нелегкой. В начале обучения начертание букв нередко ими упрощается, графический образ теряет свою специфику, буквы взаимоуподобляются. Это часто наблюдается у школьников, страдающих нарушениями оптического восприятия и пространственной ориентировки, для которых характерна также довольно стойко сохраняющаяся зеркальность письма.
У умственно отсталых учеников нередко имеются нарушения моторной сферы, недостатки координации движения мелких мышц, недоразвитие мышц пальцев, неустойчивость кисти руки, что затрудняет процесс письма. Многие школьники пишут буквы с большим напряжением, причем в движение приходят не только пальцы рук, но и плечо, голова, язык. Это приводит к быстрому утомлению.
В условиях специального обучения основная масса учащихся успешно овладевает первоначальными навыками письма. Правда, в случае если от них требуют чересчур быстрого темпа работы, то недостаточно упрочившиеся навыки распадаются, и в написании появляются многочисленные ошибки. .
Умственно отсталым детям бывает трудно понять сущность процесса письма. Οʜᴎ долго не осознают соотношение букв и слова, не представляют себе, что буквы нужны для написания слов, которые затем может прочитать любой грамотный человек.
Наиболее легким видом письма является списывание, но и оно представляет для умственно отсталых детей определенную сложность. Школьники медленно переходят от малосовершенных способов списывания по буквам, по слогам, когда теряется смысл списываемого, к более совершенным - по словам, словосочетаниям и предложениям. Ученики списывают более продуктивным способом лишь хорошо знакомый несложный материал, а при его усложнении пользуются менее продуктивными способами выполнения задания. Далеко не всегда списыванию предшествует прочитывание материала.
В работах учеников встречается большое количество ошибок, характер которых с годами обучения изменяется. От младших к старшим классам резко сокращается число графических ошибок и увеличивается численность орфографических погрешностей, что обусловлено несформированностью навыков самоконтроля, несовершенством процесса чтения и недостаточным умением школьников соотносить проговаривание слова с записью.
Значительно более трудным, чем списывание, следует считать самостоятельное письмо и письмо под диктовку. В таких работах встречаются различные виды искажений буквенного состава слов, даже самых простых для написания. Такие ошибки особенно часто (до 70 %) отмечаются у первоклассников. По мере перехода учеников из класса в класс число такого рода ошибок значительно сокращается.
Появление ошибок, нарушающих строение слова, в словах, написание которых не расходится с произношением, вызывается рядом причин. Среди них наибольшее значение имеют резкое недоразвитие фонематического слуха, отчетливо выраженные дефекты произношения, нарушения работоспособности и специфические отклонения в моторике. Возникает настоятельная необходимость при обучении умственно отсталых учащихся грамоте осуществлять дифференцированный подход, предусматривая развитие у ребенка таких умений, которые обеспечат ему возможность безошибочного письма в наиболее простых случаях.
В русском языке написание многих слов расходится с их произношением и, чтобы избежать ошибок, нужно применять правила правописания. Переход к письму по правилам требует от школьника изменения привычного способа мышления и выполнения новой по своему характеру деятельности, переделки сложившегося стереотипа, что оказывается нелегким делом. Каждое правило нужно понять и усвоить. На это требуется долгое время. Большие трудности вызывает у умственно отсталых учеников самостоятельное использование даже тех правил, формулировки которых заучены. Детям нелегко обнаружить слова, при написании которых следует применять пройденное правило, так как они не видят имеющихся в них особенностей. В других случаях школьники недостаточно точно воспроизводят правило, пропускают в нем важные звенья и, руководствуясь такой искаженной формулировкой, приходят к ошибочным результатам. Иногда два правила взаимоуподобляются в сознании ребенка и теряют свою специфичность. Чем сложнее пройденное правило, чем более высокая степень обобщения заключена в нем, тем с меньшим успехом пользуются им ученики с недостатками умственного развития.
Определенное значение имеет и то, какой промежуток времени отделяет выполнение письменного упражнения от изучения того или иного правила. Навыки, вырабатываемые у олигофренов, в т.ч. и орфографические, непрочны и легко разрушаются. По этой причине школьники допускают много ошибок на те правила, которые ими давно пройдены.
Трудным видом письменных работ является диктант. Он требует от ученика самостоятельного фонематического анализа воспринимаемых слов, быстрого нахождения букв, соответствующих каждой выделенной фонеме, актуализации и применения правил.
Еще больших усилий требует от ученика грамотное написание I самостоятельных работ - сочинений, изложений, а также писем и различных записок. В этом случае крайне важно следить за написанием слов, за построением предложения и за правильным изложением содержания. Дети, относительно грамотно выполняющие диктанты, при неумении распределять свое внимание часто допускают массу ошибок в самостоятельных работах.
Умственно отсталые школьники с большим трудом и на низком уровне овладевают связной письменной речью. Эта форма речевой деятельности предполагает высокую степень развития преднамеренных психических процессов, которой не достигают олигофрены. Для того чтобы написать сочинение на заданную тему, ᴛ.ᴇ. письменно изложить свои мысли, крайне важно организовать свою деятельность, продумать последовательность написания, отобрать нужную информацию, спланировать порядок ее передачи. Важную и нелегкую задачу представляет собой отбор базовых компонентов, отражающих события, исключение ненужного, лишнего, соблюдение соразмерности отобранных частей, их последовательное распределение, а также установление связей между частями сочинения и их интерпретация. Все это требует предварительного планирования речевой деятельности.
Своеобразным видом письменной речи является изложение текста. В этом случае содержание и форма работы в значительной мере определяются образцом, но многое зависит от общего и речевого развития ученика. В случае если это описание событий, необходимо определить их последовательность и установить между ними связь. Умственно отсталому ученику лишь в какой-то мере удается сохранить в своей памяти последовательность развертывающихся действий, отдельные эпизоды, имена и характеристики героев. Воспроизведение использованных автором словесных средств оказывается весьма приближенным.
Учащиеся средних классов успешнее пишут изложение в том случае, когда воспринимают текст с голоса учителя, старшеклассники - когда читают рассказ самостоятельно. У учащихся старших классов процесс прочитывания уже не вызывает затруднений.
Читая, они видят структуру текста. Выделенные абзацы дают возможность определить его основные части, ᴛ.ᴇ. мысленно составить план, что помогает лучше понять и точнее запомнить прочитанное.
По своему характеру письменные пересказы учащихся напоминают устные. Οʜᴎ неполны, часто фрагментарны, не всегда точно передают последовательность событий и смысловые связи, содержат привнесения, которые возникают на базе случайных ассоциаций. Отмечаются многократные повторения одних и тех же слов. Не все предложения бывают правильно построенными и законченными, что является следствием слабости самоконтроля и привычной небрежности, проявляемой к построению высказываний. Но все-таки наличие образца в некоторой мере организует письменную речь учащихся. Недостатки, встречающиеся в изложениях, выражены менее резко, чем в сочинениях на заданную тему.
Определенные сложности испытывают умственно отсталые ученики при написании сочинений по картине. Сюжетная картина, в случае если она им понятна, вызывает у детей живую реакцию, стремление к высказываниям. При этом ребенок должен самостоятельно уяснить себе, о чем и что именно он хочет написать, выделить звенья, нужные для повествования, определить их последовательность, вычленить необходимые смысловые связи и воспользоваться адекватными словесными средствами. И это оказывается нелегкой задачей.
Несколько проще учащимся писать сочинение по серии картин, особенно если серия невелика, а содержание ее несложное. В этом случае школьники получают как бы наглядный план, определяющий последовательность событий. Их мыслительная и речевая деятельность упорядочивается и направляется по определенному руслу. Тем не менее для выполнения задания ученикам необходимо проявить активность и самостоятельность, что само по себе представляет для них значительную трудность. Будучи инертными; склонными к стереотипам, многие умственно отсталые учащиеся не реализуют имеющиеся знания и умения. Навыки самостоятельной деятельности, необходимые при выполнении письменных работ, бывают воспитаны только в условиях выполнения вариативных по содержанию, форме и сложности упражнений, соответствующих программе, предусмотренной для специальных школ VIII вида.
По мере перехода учащихся из класса в класс их письменная речь постепенно совершенствуется. Положительные сдвиги отмечаются у всех детей, но выражены они в разной мере, что зависит от ряда причин. К их числу относятся степень снижения интеллекта͵ личностные особенности, качественная характеристика дефекта͵ уровень вербальных способностей, развитие моторики и др.
Прогнозировать успешность овладения умственно отсталыми школьниками письменной речью очень трудно. Наблюдения показывают, что некоторые учащиеся из числа тех, кто слабо успевал по родному языку в младших классах, в дальнейшем могут перегнать своих одноклассников и справляться с написанием сочинений лучше других. В то же время некоторые школьники, успешно овладевшие письмом в младших классах, продвигаются медленнее и в старших классах оказываются среднеуспевающими.
Письменная речь - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Письменная речь" 2017, 2018.
Родителей малышей детсадовского возраста волнует, как говорит ребенок, а вот у мам и пап школьников - другие проблемы. С началом учебы у ребенка могут появиться сложности с письменной речью. И очень часто это отнюдь не означает, что ваше сокровище не слишком усердно грызет гранит науки. Трудности с обучением могут быть связаны с нарушениями речи.
Письменная речь
Специалисты относят к письменной речи как непосредственно сам процесс написания букв, слов и текста, так и их воспроизведение « с листа», то есть чтение.
Формирование письменной речи является осознанным процессом, результатом целенаправленного обучения. Соответственно, некоторые сложности могут возникать у детей из-за несовершенства психологической сферы - внимания, усидчивости, концентрации, мотивации к учебе. Однако далеко не всегда методом преодоления проблем являются воспитательные меры. Часто нарушения письменной речи имеют более серьезные причины, не зависящие от прилежания вашего ребенка-школьника.
Для того, чтобы письменная речь формировалась правильно, необходимо несколько составляющих:
- Развитая система психических факторов - память, мышление, внимание, воображение, способность к самоконтролю, анализы и синтезу.
- Сформированные двигательные навыки, мелкая моторика.
- Способность к восприятию - зрительному, фонематическому.
- Правильно и хорошо развитая устная речь.
Последний пункт отнюдь не является менее значимым. Именно уровень развития устной речи является базой, на которой будет построен новый навык. По этой причине крайне важно решить все возможные логопедические проблемы у ребенка до начала учебы в школе.
Нарушения письменной речи могут проявляться в разных видах в зависимости от наличия тех или иных проблем. Обращение к логопеду поможет справиться с ними и помочь ребенку успешно учиться в школе.
1. Дислексия
Если у вашего ребенка есть сложности с обучением чтению, возможно, у него дислексия.
Для нее характерны:
- Неправильно читаются буквы в словах (слияние с последующими/предыдущими, «проглатывание», замены).
- Ударения ставятся не в том месте.
- Слово не дочитывается до конца.
- В процессе чтения пропускаются или переставляются слова, теряются строки, затруднен переход с одной строчки на другую.
Как правило, дислексия, связана с нарушением речевого слуха. Ребенку трудно различать близкие по произношению звуки. Важными факторами являются также достаточная развитость способности к анализу и синтезу, удержанию внимания и точности восприятия.
2. Дисграфия
Постоянные, не связанные со знанием орфографических правил, ошибки при письме, являются характерной особенностью дисграфии. Ошибки эти отличаются нелогичностью и даже неожиданностью для учителей и родителей. «Корова» может превратиться в «крову», «апрель» в «атрель», буквы переворачиваются, а слова в отдельном предложении не связываются между собой.
Назидания, традиционные занятия с ребенком и даже наказания не могут привести к результату. Все дело заключается в том, что дисграфия возникает не от непослушания ребенка, а в связи с недостаточной сформированностью высших психических функций, нарушениями различных составляющих речи.
3. Дисграфия акустическая
Выражается в замене букв на близкие по звучанию, неправильном обозначении мягкости звука. Связан этот процесс с неспособностью связать звук с буквой и правильным восприятием и анализом услышанного.
Причем все звуки в процессе речи ребенок произносит правильно, у него нет проблем с артикуляцией.
К примеру: «письмо» — «писмо», «поет» — «боет».
4. Дисграфия артикуляторно-акустическая
Этот вариант проявляется при имеющихся проблемах со звуковым восприятием и с произношением звуков. То есть, ребенок «пишет то, что слышит».
- произвольно использует на письме звонкие согласные и глухие, меняя их местами;
- чередует свистящие и шипящие;
- пропускает мягкий знак;
- смешивает аффрикаты и их составляющие;
- произвольно меняет гласные первого и второго ряда.
Проблему не удастся решить, пока логопедом не будет поставлена правильная артикуляция всех звуков и не освоены навыки фонематического слуха.
Например: «кошка» — «коска», «качели» — «катели».
5. Дисграфия аграмматическая
В данном случае во время письма нарушается грамматический строй речи:
- нарушается связь слов в предложении, словосочетания не согласованы между собой;
- существительные ставятся в неправильное число, падеж или род;
- заменяются приставки и суффиксы;
- изменяется сама конструкция предложения.
Заметной проблема становится к 3 классу, когда владение грамматикой становится необходимым условием для учебы. Родителям следует быть настороже.
Пример: «Красивый машина», «Катя и Лена едет на машине».
6. Дисграфия оптическая
Буквы состоят из определенного набора элементов - крючочков, палочек, кругов, овалов и пр. При наличии проблем со зрительно-пространственным восприятием, процессом анализа и синтеза у школьников могут возникать типичные ошибки:
- буквы пишутся в зеркальном отображении;
- появляются лишние элементы у букв («каша» — «кашшша»);
- детали букв «отрываются» друг от друга или возникает разрыв между написанными
- буквами в одном слове;
- заменяются буквы визуально похожие (в - д, т - п, и - ш).
7. Дисграфия, возникающая при нарушении процессов анализа и синтеза
Данный вариант встречается довольно часто, поэтому родителям нужно обратить внимание, если ребенок регулярно повторяет ошибки такого рода:
- меняются местами слоги и отдельные или же опускаются вовсе («кукла» — «кулка», «кука» и т.д.;
- слова не дописываются до конца;
- в словах появляются дополнительные буквы (« машина» — «маашина»);
- предлоги написаны слитно со словами, а приставки, наоборот, отдельно;
- в словах перепутаны отдельные слоги из соседних слов.
Повторим, здесь дело отнюдь не в том, что ребенок не достаточно старается или недостаточно усердно делает уроки. Проблемы дисграфии имеют более глубокие корни. Ребенку обязательно требуется помощь логопеда.
Верная диагностика состояния и своевременные коррекционные меры способны исправить ситуацию и добавить положительных оценок в дневник и мотивации к учебе.
8. Дизорфография
Есть и еще одна проблема письменной речи. Дизорфография – это устойчивая неспособность применять на практике правила орфографии. Признаком этого состояния являются частые орфографические ошибки у школьников, обладающих нормальным уровнем интеллектуальных способностей. Даже выучив наизусть правило, ребенок не может применить его на практике, поэтому ошибки повторяются вновь и вновь.
Причиной дизорграфии специалисты считают недостаточно развитые знания словообразовательного анализа, сниженную мотивацию к обучению, запоздалое развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, способности к анализу и синтезу).
Для решения всех этих проблем следует обратиться к специалистам. Логопедические занятия, построенные с учетом особенностей ребенка, помогут справиться с нарушениями, и в конечном итоге ваш школьник станет более успешным.
Кроме того, важно понимать тот факт, что сложности в освоении письменной речи значительно проще предотвратить, а не исправлять. Работу нужно начинать в дошкольном возрасте, до начала обучения письму. Хорошо развитая устная речь, своевременные консультации и занятия с логопедом помогут ребенку избежать многих трудностей во время учебы в школе.
Выявление и предупреждение предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие и структура письма как вида письменной речи
Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человеком.
Письменная речь включает в себя равноправные составляющие: чтение и письмо.
Письмо - это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени .
Современная письменная речь носит альфабетический характер. Знаки письменной речи - буквы, обозначающие звуки устной речи.
И устная и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.
В результате рефлекторного повторения образуется стереотип слова в единстве акустических, оптических кинетических раздражений .
Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, так как процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
С.Л. Рубинштейн считает существенным отличием письменной от устной речи еще и то, что «в письменной речи, обращенной к отсутствующему или вообще безличному, неизвестному читателю не приходится рассчитывать на то, что содержание речи будет дополнено подчеркнутым из непосредственного контакта общими переживаниями, порожденными той ситуацией, в которой находился пишущий. Поэтому в письменной речи требуется иное, чем в устной - более развернутое построение речи, иное раскрытие содержания мысли. В письменной речи все существенные связи мысли должны быть раскрыты и отражены. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения» . А.Р. Лурия сравнивая устную и письменную формы речи писал, что письменная речь не имеет никаких внеязыковых, дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знания ситуации адресатом, ни симпрактического контакта, она не располагает средствами жестов, мимики, интонации, пауз, которые играют роль семантических маркеров в монологической устной речи. Процесс понимания письменной речи резко отличается от процесса понимания устной речи тем, что написанное всегда можно перечитать . Исходя из всего сказанного можно заключить, что письменная речь, в частности письмо - это высшая форма речи, от устной и внутренней речи. Она функционирует в отсутствии собеседника, более полно реализует содержание сообщения, порождается иными мотивами и обладает большой произвольностью, чем устная и внутренняя речь.
В письменной речи все должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержания.
Беседа как средство развития диалогической речи
Рассмотрим подробно понятие и структурные особенности диалогической речи. Т.Г. Винокур определяет диалог с точки зрения специфики языка как «…особую, функционально-стилистическую форму речевого общения...
Выявление нарушения письма у детей младшего школьного возраста с билингвизмом и без него
Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи...
Дидактические игры в логопедической коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Дидактические игры в логопедической коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Использование игры при работе над формированием навыков орфографии
Язык является важнейшим средством человеческого общения, обслуживая все виды деятельности человеческого общества. Общение может происходить как непосредственно в личной беседе, взаимной переписке, так и опосредованно - через книгу...
Общее недоразвитие речи выражается в том, что нарушается как звуковая сторона речи (включая фонематические процессы), так и смысловая. Оно имеет разную степень выраженности, имеющую, по классификации Р.Е. Левиной...
Коррекционно-логопедическая работа по выявлению и предупреждению дисграфии у младших школьников с ОНР
8. Сделать выводы по проделанной работе. Глава 1 Письменная речь как предмет психолого- педагогического исследования 1.1 Нейропсихологические...
Лингвистические основы формирования развития письменной речи в связи с развитием речи учащихся 5–6 классов дагестанской национальной школы
Обучение иноязычной письменной речи как виду речевой деятельности на среднем этапе
Процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности . С психологической точки зрения протекание письменной речи сложно и многообразно ...
Обучение письму на начальном этапе
Письмо - это сложное речевое умение, «дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстояние, для сохранения ее произведений во времени»...
Особенности произносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что - то новое в его речевое развитие...
Особенности функционального базиса письма у старших дошкольников с нарушением речи
Письменная речь - это речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. При этом оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой...
Развитие связной письменной речи учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи
Творческие задания как средство обучения письму на уроках английского языка в 6 классе общеобразовательной школы
Письменная речевая деятельность - это целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь - способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках...