Связь человека с внешним миром.

УДК 343.84(477)

А. В. Лысодед,

канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ С ВНЕШНИМ МИРОМ

В статье рассматриваются основные формы отношений и общения осужденных к лишению свободы с внешним миром по действующему уголовно-исполнительному законодательству Украины. Вносятся предложения по их правовому усовершенствованию с учетом международных стандартов обращения с осужденными.

Ключевые слова: переписка осужденных, доступ осужденных к газетам, периодическим изданиям, радио, телевидению, телефонные разговоры осужденных, свидания осужденных, краткосрочные выезды осужденных, отпуска осужденных.

Одним из требований режима в учреждениях исполнения наказаний в виде лишения свободы является физическая изоляция осужденных. Она создает последним ряд существенных правоограничений, которых они не знали, находясь на свободе. Изоляция - это ограничение права человека в свободном выборе места жительства, в свободе передвижения и определения своего образа жизни, в характере и роде занятий, распоряжении своим временем, в том числе и ограничение права свободного общения и связи с внешним миром . Но такая изоляция все же является частичной, поскольку определенные формы общения с институтами гражданского общества осужденных к лишению свободы должны разрешаться государством и, естественно, поддерживаться администрацией этих учреждений. По этому поводу Минимальные стандартные правила обращения с заключенными указывают, что последним нужно давать возможность общаться с внешним миром через регулярные промежутки времени и под должным контролем - с их семьями или друзьями, которые имеют безупречную репутацию, как в порядке переписки, так и непосредственно при посещении (п. 37). До сведения заключенных следует регулярно доводить наиболее важные новости, давать им возможность читать газеты, журналы или особые тюремные издания, слушать радио и присутствовать на лекциях, или же предпринимать любые иные средства, которые допускаются и контролируются администрацией учреждения (п. 39). В отношении же осужденных Правила дополнительно добавляют, что особое внимание следует уделять поддержанию и укреплению связей осужденных с их семьями, если общение желательно и служит интересам обеих сторон. С самого начала отбывания срока наказания следует думать о будущем, которое ждет осужденного после его освобождения, а потому ему следует помогать поддерживать и укреплять связи с лицами и учреждениями, находящимися за стенами заведения, которые способны защищать интересы его семьи и способствовать включению его в жизнь общества после освобождения (п. 79, 80) .

Европейские пенитенциарные правила в редакции 2006 г. также отмечают, что осужденным надо позволять максимально часто общаться по почте, телефону или с помощью других средств общения со своими семьями, иными лицами и представителями внешних организаций, разрешается также посещение их этими лицами (п. 24.1). Осужденным желательно разрешать оставлять пенитенциарные учреждения (с сопровождением или самостоятельно) для посещения больного родственника или по другим гуманным мотивам, присутствовать на похоронах близких (п. 24.7). Они должны иметь возможность регулярно получать информацию об общественных событиях из газет, периодических изданий, иных публикаций, по радио или телевидению (п. 24.10) .

Как видим, международные документы обращения с осужденными к лишению свободы определяют такие формы их связи с внешним миром как переписка, доступ к газетам, другим периодическим изданиям, радио, телевидение, телефонные разговоры, посещение их родственниками, иными лицами, представителями государственных и негосударственных организаций, выезды осужденных за пределы учреждения при наличии та то оснований.

1. Переписка осужденных. В первоначальной редакции ст. 43 ИТК УССР осужденным, отбывавшим наказание в исправительно-трудовых и воспитательно-трудовых колониях всех видов режима, разрешалось получать и отправлять письма без ограничения их количества. В тюрьмах они могли получать их тоже без ограничений количества, а вот отправлять - по следующим нормам: на общем режиме - одно письмо в месяц, на строгом - одно в 2 месяца (это ограничение было снято только в 2001 г. ).

В соответствии с ч. 1 ст. 113 УИК Украины всем осужденным разрешается получать и отправлять письма и телеграммы без ограничения их количества. При этом существуют определенные правила: а) получение и отправка этой корреспонденции осуществляется обязательно через администрацию колонии; б) вся корреспонденция подлежит досмотру администрацией; в) переписка между осужденными, находящимися в местах лишения свободы и не являющимися родственниками, допускается только с разрешения последней; г) письма и телеграммы отправляются осужденными за свой счет (как на деньги, заработанные в колонии, так и на полученные по переводам).

По общему правилу, установленному в первоначальной редакции ч. 3 ст. 113 УИК Украины, вся корреспонденция осужденных подлежит досмотру. После принятия Закона Украины от 21 января 2010 г., № 1828-УТ она уже частично не досматривается, но это касается осужденных, отбывающих наказание в колониях минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания . Не подлежит досмотру также корреспонденция осужденных, адресованная прокурору, Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, Европейскому Суду по правам человека, а также другим соответствующим органам, международным организациям, членом или участником которых является Украина, уполномоченным лицам таких международных организаций, а также защитнику по делу, который осуществляет свои полномочия согласно ст. 44 УПК Украины (части 4 и 5 ст. 113 УПК Украины).

Перечень корреспонденции осужденных, не подлежащей досмотру, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Между тем, учитывая положения международных стандартов по обращению с осужденными, не должна досматриваться корреспонденция осужденных, адресованная в суд, в вышестоящий орган управления учреждениями исполнения наказаний, в институты гражданского общества, осуществляющих контроль за соблюдением прав осужденных (в нашем законодательстве в соответствии со ст. 25 УИК Украины). Такие нормы, по нашему мнению, в дальнейшем должны найти отражение и в уголовно-исполнительном законодательстве Украины. В частности, у наших ближайших соседей такие положения в уголовно-исполнительном законодательстве существуют. Согласно ч. 2 ст. 91 УИК РФ не досматривается корреспонденция осужденных, (а) адресованная в суд и вышестоящий орган уголовно-исполнительной системы, а согласно ч. 4 ст. 13 УИК Республики Беларусь, (б) адресованная органам, осуществляющим государственный контроль и надзор за деятельностью учреждений исполнения наказаний.

2. Доступ к газетам, другим периодическим изданиям, радио, телевидению. В соответствии с п. 74 Правил внутреннего распорядка учреждений исполнения наказаний осужденным разрешается пользоваться литературой, которая есть в библиотеках учреждений, а также газетами и журналами. Их обеспечивают газетами из расчета одна газета на 50 осужденных, по одной выделяется на камеру, а если в ней содержатся более 20 осужденных, дополнительно выделяется еще одна.

Согласно п. 73 указанных Правил все жилые помещения, клубы, библиотеки, комнаты воспитательной работы в отделениях, помещения камерного типа (одиночные камеры), дисциплинарные изоляторы, карцеры, камеры для осужденных к пожизненному лишению свободы, палаты лечебных учреждений радиофицируются. В жилых помещениях исправительных и воспитательных колоний, помещениях камерного типа исправительных колоний, в камерах для осужденных к пожизненному лишению свободы могут устанавливаться телевизоры. Время радиотрансляции и просмотра телепередач определяется распорядком дня учреждения.

3. Телефонные разговоры осужденных. Возможность осуществлять телефонные разговоры из

учреждений исполнения наказаний появилась у осужденных к лишению свободы впервые в 1994 г. после принятия Закона Украины от 27 июля 1994 г., № 137/94-ВР . Этим Законом ст. 39 ИТК Украины была дополнена положением, согласно которому осужденным один раз в 3 месяца при наличии технических возможностей предоставлялось право на один платный телефонный разговор продолжительностью 15 минут под контролем администрации. Подобное положение было перенесено и в первоначальную редакцию ч. 5 ст. 110 УИК Украины, где было установлено, что осужденным предоставляется право на 4 телефонных разговора в течение года продолжительностью до 15 минут каждый под контролем администрации. Законом Украины от 21 января 2010 г., № 1828-УТ ч. 5 ст. 110 УИК

Украины была изложена в новой редакции, и осужденные к лишению свободы получили право на телефонные разговоры без ограничения их количества. Согласно п. 46 Правил внутреннего распорядка учреждений исполнения наказаний телефонные разговоры проводятся за счет осужденного и под контролем представителя администрации согласно графику в нерабочее время. Для этого используется телефон

дежурной части учреждения или устанавливается таксофон, а факт предоставления разговора осужденным регистрируется в специальном журнале.

4. Посещение осужденных родственниками, другими лицами, представителями государственных и негосударственных организаций. Наиболее распространенной формой посещения осужденных в учреждениях исполнения наказаний является свидание. В соответствии с первоначальной редакцией ст. 39 ИТК УССР осужденным предоставлялись 2 вида свиданий: краткосрочные - продолжительностью до 4-х часов, и длительные - до 3-х суток. Краткосрочные разрешались с родственниками или иными лицами в присутствии представителя учреждения, длительные - с правом совместного проживания и только с близкими родственниками. В течение года свидания предоставлялись: в (1) исправительно-трудовых колониях (а) общего режима - 3 краткосрочных и 2 длительных, (б) усиленного режима - 2 краткосрочных и 2 длительных, (в) строгого режима - 2 краткосрочных и одно длительное, (г) особого режима - одно краткосрочное и одно длительное; (2) в воспитательно-трудовых колониях (а) общего режима - 6 краткосрочных, (б) усиленного режима - 4 краткосрочных; (3) в тюрьмах на общем режиме - 2 краткосрочных; (4) в исправительно-трудовых колониях-поселениях - без ограничений.

Указом Президиума Верховного Совета Украины от 28 января 1991 г., № 662-XII количество свиданий было увеличено: (1) в исправительно-трудовых колониях общего, усиленного, строгого и особого режима и в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима разрешались длительные свидания один раз в 3 месяца, краткосрочные - один раз в месяц; (2) в тюрьмах на общем режиме краткосрочные - один раз в 6 месяцев; (3) в исправительно-трудовых колониях-поселениях - без ограничений . В 2001 г. получили право на краткосрочные свидания также осужденные, которые отбывали наказание в тюрьмах на строгом режиме .

По УИК Украины все без ограничения категории осужденных имеют право получать ежемесячно одно краткосрочное свидание и один раз в 3 месяца - длительное (статьи 138-140, ст. 143 УИК Украины), за исключением осужденных к пожизненному лишению свободы, которые получают только краткосрочные свидания и согласно последним изменениям, внесенным в ч. 5 ст. 151 УИК Украины Законом Украины от 21 января 2010 г., № 1828-VI, теперь уже один раз в 3 месяца (в первоначальной редакции ст. 151 УИК Украины они имели право на получение краткосрочного свидания один раз в 6 месяцев).

Осужденные, содержащиеся в участках социальной реабилитации, имеют право получать краткосрочные свидания без ограничения, а длительные - до 3-х суток один раз в месяц (ч. 2 ст. 99 УИК Украины). Осужденные женщины, проживающие за пределами исправительной колонии, на время освобождения от работы по беременности и родам, а также до достижения ребенком трехлетнего возраста могут иметь свидания с родственниками и иными лицами без ограничения (ч. 2 ст. 142 УИК Украины). За добросовестное поведение и примерное отношение к труду, учебе, за активное участие в работе самодеятельных организаций осужденные могут получать дополнительное краткосрочное или длительное свидание (ч. 1 ст. 130 УИК Украины).

Для получения правовой помощи по письменному заявлению самих осужденных, их близких родственников, общественных организаций осужденным разрешается также свидания с адвокатом или иным специалистом в области права, который по закону имеет право на правовую помощь осужденному лично или по поручению юридического лица (ч. 3 ст. 110 УИК Украины). Свидания предоставляются администрацией колонии при предъявлении адвокатом ордера, другим специалистом в области права, который по закону имеет право на предоставление правовой помощи лично или по поручению юридического лица, - иного соответствующего документа, а также документов, удостоверяющих их личность. Такие свидания должны предоставляться наедине, их количество и продолжительность не ограничивается, но они разрешаются в нерабочее для осужденного время.

Осужденные могут также общаться с лицами, имеющими право посещать учреждения исполнения наказаний в соответствии со статьями 24 и 25 УИК Украины.

5. Выезды осужденных за пределы учреждений исполнения наказаний. Кратковременные выезды за пределы колонии как отдельный институт впервые появился в исправительно-трудовом законодательстве УССР в 1977 г. в связи с дополнением ИТК УССР новой статьей 391, согласно которой такие выезды предоставлялись осужденным, отбывавшим наказание в исправительных колониях, общего режима, колониях-поселениях всех видов и воспитательно-трудовых колониях, при исключительных личных обстоятельств . Этот институт себя зарекомендовал весьма положительно и был сохранен в уголовно-исполнительном законодательстве Украины.

На сегодня в соответствии с ч. 1 ст. 111 УИК Украины кратковременный выезд за пределы учреждения допускается из следующих видов колоний: (1) воспитательных - всем категориям осужденных; (2) минимального уровня безопасности с облегченными и общими условиями содержания - тоже всем категориям осужденных; (3) среднего уровня безопасности - только содержащимся в участках социальной реабилитации. По правилам этой статьи разрешается также кратковременные выезды за пределы учреждений лицам, впервые осужденным к лишению свободы за преступления небольшой или средней

тяжести или тяжкие преступления, которые остались в следственном изоляторе или направлены в исправительную колонию максимального уровня безопасности для работы по хозяйственному обслуживанию (ч. 3 ст. 89 УИК Украины). Часть 1 ст. 111 УИК Украины предусматривает только 2 исключительные и личные основания для таких выездов: (а) смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая его жизни, и (б) стихийное бедствие, повлекшее значительный материальный ущерб осужденному или его семье. Срок такого выезда - не более 7-ми суток без включения времени, необходимого для проезда в оба конца (не более 3 -х суток). Часть 3 ст. 111 УИК Украины дополнительно устанавливает, что женщинам, имеющим детей в домах ребенка при исправительных колониях, помимо вышеуказанных оснований может быть предоставлен кратковременный выезд за пределы колонии еще по одному обстоятельству - для устройства детей у родственников, опекунов или в детский дом. Срок пребывания в таком кратковременном выезде - не более 10-ти суток, за исключением времени, необходимого для проезда, но тоже не более 3 -х суток.

С принятием Закона Украины от 21 января 2010 г., № 1828-VI у осужденных появилось еще одно основание выезда за пределы учреждений. Так, ст. 111 УИК Украины дополнена новой частью, согласно которой осужденные, работающие и находящиеся в исправительных колониях минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания, имеют право на ежегодный краткосрочный выезд за пределы колонии продолжительностью 14 календарных дней. По этому поводу приказом Министра юстиции Украины от 22 ноября 2011 г., № 3361/5 была утверждена Инструкция о порядке предоставления осужденным краткосрочных выездов за пределы учреждений исполнения наказаний , принятие которой в средствах массовой информации было расценено как предоставление осужденным к лишению свободы права на отпуск [См.: 3; 6; 13].

Отметим, что во многих странах Европы осужденные к лишению свободы уже давно имеют право на отпуск. По этому вопросу Комитет министров Совета Европы еще в 1982 г. принял соответствующую рекомендацию R (82) 16, в которой указал, что отпуск - это одно из средств, которое помогает социальной реинтеграции осужденных, и поэтому следует гарантировать его для мест лишения свободы по возможности на более широких социальных основаниях - медицинских, образовательных, профессиональных, семейных и пр. . В Европейских пенитенциарных правилах в редакции 1987 г. также подчеркивалось, что для содействия общению с внешним миром должна существовать система отпусков из мест лишения свободы, отвечающая целям исправительного воздействия (п. 43.2) , а в комментарии к этим Правилам указывалось, что отпуска играют важную роль в укреплении связей с семьей и в облегчении социальной реинтеграции осужденных, в достижении целей современных пенитенциарных режимов, которые должны быть прогрессивными, направленными на максимальное снижение негативных последствий пребывания в местах лишения свободы и на улучшение перспектив на дальнейшую ресоциализацию . Европейские пенитенциарные правила в редакции 2006 г. также отмечают, что неотъемлемым элементом общего режима для осужденных должна быть система отпусков из этого учреждения (п. 103.6) .

Исправительно-трудовое законодательство времен как Союза ССР, так и независимой Украины предоставление отпусков осужденным к лишению свободы не предусматривало. К сожалению, не содержат их и нормы действующего УИК Украины, хотя первые попытки внедрения института отпусков в уголовноисполнительное законодательство были сделаны еще во время разработки Основ уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР . В дальнейшем в Модельном уголовно-исполнительном кодексе СНГ предлагалось установить 2 вида выездов осужденных за пределы учреждения исполнения наказаний: (а) краткосрочные - по тем же основаниям, что и в советскую эпоху, и для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения, и (б) на время ежегодного трудового отпуска. Упомянутый Кодекс предусматривал, что несовершеннолетние осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней, другие - продолжительностью 12 рабочих дней. Такие отпуска могли предоставляться с выездом или без выезда за пределы учреждения исполнения наказаний в зависимости от характеристики личности и ее поведения в период отбывания наказания .

Положение Модельного УИК СНГ относительно отпусков в той или иной степени нашли свое отражение в уголовно-исполнительных кодексах Российской Федерации, Республики Беларусь, Казахстан, в Кодексе исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан, Кодексе Азербайджанской Республики об исполнении наказаний. Подобные отпуска с выездом за пределы учреждения исполнения наказаний предусмотрены также УИК Республики Молдова 1993 г. и Законом Эстонии 2000 г. об исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества .

Например, в РФ право на ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с ч. 4 ст. 104 УИК имеют все без исключения осужденные к лишению свободы, которые работают: сроком 18 рабочих дней -отбывающие наказание в воспитательных колониях, 12 рабочих дней - отбывающие наказание в других исправительных учреждениях. Согласно ч. 5 ст. 104 УИК РФ при определенных основаниях продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним - даже до 24. Предоставление таких отпусков работающим осужденным является безусловным, а уже разрешение на выезд в это время за пределы исправительных учреждений осужденные

получают с учетом характера и тяжести совершенного ими преступления, отбытого срока наказания и надлежащего поведения в колонии (ч. 5 ст. 97 УИК РФ). Указанные нормы действуют с момента вступления в силу УИК РФ, т. е. с 1 июля 1997 г. При этом, по нашему убеждению, разработчики УИК и парламент РФ руководствовались не только образцовыми положениями Модельного УИК СНГ, но и нормами ст. 37 Конституции РФ 1993 г., где говорится, что каждый имеет право на отдых, а работающим по трудовому договору гарантируются (а) установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, (б) выходные и праздничные дни и (в) оплачиваемый ежегодный отпуск.

Подобные положения содержит и Конституция Украины. Так, в ст. 45 Основного Закона страны четко указано, что каждый работающий имеет право на еженедельный отдых, а также на оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для лиц отдельных профессий и производств, сокращенную продолжительность работы в ночное время. И никаких ограничений в отношении осужденных Конституция не устанавливает.

Несомненно, кратковременный выезд осужденных, как видно из юридической конструкции ч. 4 ст. 111 УИК Украины, возможен только при предоставлении им отпуска. Но почему такой выезд не называется отпуском? Почему право на такой, так сказать, «закамуфлированный отпуск» получили лишь осужденные, отбывающие наказание в исправительных колониях минимального уровня безопасности с облегченными условиями? Почему ее не имеют осужденные, которые трудятся в колониях минимального уровня безопасности с обычными условиями или в колониях среднего и максимального уровней безопасности? Почему кратковременный выезд в случае стихийного бедствия из колонии минимального уровня безопасности с обычными условиями возможен, а за добросовестный труд не предусмотрен? Вопросов напрашивается много, а вот ответов (как и логики) относительно указанных норм ст. 111 УИК Украины совсем не хватает. Вот почему в качестве варианта разрешения проблемы предлагается закрепить в отдельной статье УИК право всех работающих осужденных на отпуск, а также взвешенно отнестись к списку категорий осужденных, которым может быть разрешено проведение такого отпуска за пределами учреждений исполнения наказаний. Это все предстоит сделать, как говорится, «еще вчера», тем более что опыт, который можно позаимствовать по этому поводу в законодательстве ближайших стран, уже накоплен.

Подытоживая вышеизложенное, отметим, что международные стандарты обращения с осужденными к лишению свободы применительно к их общению с внешним миром в национальном законодательстве выполняются частично, хотя пути их дальнейшего воплощения существуют. Было бы желательно, чтобы это учла Государственная пенитенциарная служба Украины, которая в своей деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний должна руководствоваться не какими-то надуманными собственными рассуждениями (как это делал не совсем давно Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний), а исключительно законом. Тогда, вероятно, будет и меньше нареканий на деятельность учреждений исполнения наказаний и на нарушение прав и законных интересов осужденных.

Список литературы: 1. Відомості Верховної Ради України. 2. Відомості Верховної Ради УРСР. 3. Графік відпусток для... в’язнів [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://human-rights.unian.net/ukr/detail/197253. - Заголовок з екрана. 4. Європейські пенітенціарні правила: переглянутий текст Європейських мінімальних стандартних правил поводження з ув’язненими // Закон і обов’язок. - 2006. - № 32-33. - С. 5-12. 5. Засоби виправлення і ресоціалізації засуджених до позбавлення волі: моногр. / за ред. А. Х. Степанюка. - Х.: Кроссроуд, 2011. - 323 с. 6. Затверджено порядок надання засудженим короткочасних відпусток [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://jeynews.com.ua/news/d0/65258. - Заголовок з екрана. 7. Защита прав человека в местах лишения свободы: сб. норм. актов и офиц. документов. - М.: Юриспруденция, 2003. - 480 с. 8. Модельный Уголовно-исполнительный кодекс: рекомендат. законодат. акт для СНГ; принят Межпарламент. Ассамблеей государств - участников СНГ постановлением от 02.11.1996 г. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.iacis.ш/html/?id=22&pag=42&шd= 1. - Заголовок с экрана. 9. Основы уголовноисполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик (альтернативный проект). - Рязань: Рязан. ВШ МВД СССР, 1990. - 43 с. 10. Офіційний вісник України. 11. Рекомендация R (82) 16 Комитета Министров государствам-членам относительно предоставления краткосрочных отпусков заключенным [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.hri.ru/docs/?content=doc&id= 117. - Заголовок с экрана. 12. Уголовно-исполнительные кодексы. - Донецк: Донец. Мемориал, 2004. - 420 с. 13. Українських ув’язнених відправляють у відпустки [Електрон. ресурс]. - Режим доступу:

http://fakty.ictv.ua/ua/index/read-news/id/1439524#main. - Заголовок з екрана.

ПРАВОВІ ЗАСАДИ ВІДНОСИН ЗАСУДЖЕНИХ ДО ПОЗБАВЛЕННЯ ВОЛІ ІЗ ЗОВНІШНІМ

Лисодєд О. В.

У статті розглядаються основні форми відносин і спілкування засуджених до позбавлення волі із зовнішнім світом за чинним кримінально-виконавчим законодавством України. Надаються пропозиції щодо їх правового вдосконалення з урахуванням міжнародних стандартів поводження із засудженими.

Ключові слова: листування засуджених, доступ засуджених до газет, періодичних видань, радіо, телебачення, телефонні розмови засуджених, побачення засуджених, короткочасні виїзди засуджених, відпустки засуджених.

LEGAL FUNDAMENTALS OF RELATIONS OF CONVICTED PERSONS SENTENCED TO DEPRIVATION OF FREEDOM WITH OUTSIDE WORLD

In the article the main forms of relations and communication of convicts with external world sentenced to imprisonment under the current criminal executive legislation of Ukraine are examined, some proposals as to their legal improvement taking into consideration international standards of treatment of convicted persons were put forward.

Key words: correspondence of convicted persons, access of convicts to newspapers, periodicals, radio, television, telephone conversations of convicts, meetings of convicted persons, short-term departures of prisoners, home leaves of convicts.

Начинается все с внешнего мира. Он дает основание, исходный материал, толчок и стимул для всего творческого процесса. После этого следует идея. Далее, оформление идеи в форму, пригодную для усвоения внешним миром. Потом проверка полученного результата, на его адекватность внешнему миру. И только после этого выдача окончательного творческого результата внешнему миру. В полном объеме такая схема реализуется крайне редко, в жизни мы, как правило, имеем усеченные варианты. Однако каждый этап имеет свое значение и его отсутствие в том или ином случае приводит к ущербности всего процесса творчества. Без идеи и ее оформления в виде социально усваиваемого продукта, остальной мир никогда и не узнал бы об акте творчества. А форма этого готового продукта может быть самой различной, но обязательно удобной для общественного потребления, от просто высказанной вслух мысли в присутствии других, до более сложного объекта, как художественное полотно, литературное произведение, научная теория, оформленное изобретение и т.д.
Следующим существенным элементом творчества является проверка полученного результата на соответствие внешнему миру. Иногда, как будет показано ниже, это процесс не тривиальный, но даже в относительно простых случаях, когда это делается на основании формальной логики при помощи первого центра мышления, этому надо учиться, и далеко не каждый им владеет. Тот, кто этого не умеет, иногда может выдавать очень интересные идеи, нестандартные решения, но иногда и полнейший бред, при этом сам он, как правило, не в состоянии будет отличить одно от другого. Т.е. процесс формальной проверки не самый сложный, но необходимый элемент творчества, которым по-настоящему владеют далеко не все. В частности такой социальный феномен, который получил название "женской логики", состоит в следующем. Женская "любовь" к разговорам это физиологический продукт естественного отбора. Поэтому это достаточно любимое, а следовательно, психологически комфортное занятие, и приводит к рождению мыслей, которые тут же и высказываются. Теперь бы хорошо остановиться, проверить их корректность, совместимость одной с другой, но выясняется, что этому не совсем обучены, а к тому же очень не хочется прерывать приятный процесс говорения.
В чем-то сходная картина имеет место в областях человеческой культуры, где формальная проверка невозможна или затруднена. В первую очередь это относится к различной творческой гуманитарной работе, к примеру, искусству. Процесс творчества здесь физиологически ни чем не отличается от любого творческого процесса. А при проверке в значительной мере отсутствуют объективные критерии, и стало быть возможен полный субъективизм, приход к единому мнению затруднен, более того, он зачастую конфликтен и болезненен. Поэтому, во-первых, большая часть этого контингента не обучена проверке, во-вторых, очень неохотно ей занимается, потому как из комфортного творческого состояния приходится переходить в существенно дискомфортное, в-третьих, здесь гораздо сложнее выявлять шарлатанов. Отсюда возникает множество социальных последствий. Частые ссоры, переходящие в распад, в творческих коллективах. Сильное влияние на популярные виды искусства, моды и временных тенденций, большой процент бездарей, повышенная роль имиджмэйкеров и т.д. Достаточно высокий процент среди некоторых профессиональных творческих групп как бы расслабленных, инфантильных людей, не от мира сего, которые почти постоянно пребывают в состоянии отключенного первого центра. И это не придурь, а форма существования в процессе творчества, которая из-за отсутствия производственной необходимости возвращения в реальный мир, т.е. перехода в состояние проверки, оказывается практически постоянной. Попытки заставить таких людей тянуть рутину, примитивную однообразную или просто требующую мелочной конкретности работу, будут болезненны для них, и самое главное, абсолютно бесперспективны.
В видах деятельности, где форма изложения творческого результата более формализована, а это относится к технике и особенно к математизированым областям знания, методы проверки лучше отработаны. Творческих личностей опять же немного, как и везде, но зато квалифицированно оценить уже полученный результат, способен почти каждый, работающий здесь. И идеальным инструментом для этого является математика. Однако и здесь люди зачастую трудятся сообща, осуществляя некоторое разделение труда. Один творит, дугой за ним формализует работу, включая проверку. Безусловно первый способен выполнить и вторую часть, но если это не было бы выгодно обоим, то такие творческие коллективы не складывались бы. Для личности, способной творить, тянуть рутину - тяжкое наказание, и она охотно идет на такое разделение труда. Творческий режим существования гораздо комфортнее, нежели обыденный. Наличие отработанной культуры формального изложения результатов деятельности, хорошо приспособленной для последующей проверки и использования, приводят к существенно иной научной культуре именно в этой среде. Поэтому, в частности, есть очень серьезная доля истины в утверждении, что в любой науке, науки ровно столько, сколько в ней математики. Именно в этих областях человеческого знания и сложился в первую очередь тот подход, который я в начале книги назвал научным. Естественно, его далеко не всегда удается перенести на все области человеческого творчества, но если за какую-либо науку, в которой пока еще не очень прижился научный подход, как к примеру философия или история, берутся люди с физико-математической культурой, то вероятность научного прорыва серьезно возрастает. Именно такой результат получился у авторов Новой Хронологии. И одна из причин, кроме социальных, уже указанных выше, почему их результаты отвергаются учеными-историками, состоит в том, что основная масса этих ученых пока еще не владеет научным методом мышления, а остается на позициях догматизма. Поэтому в условиях наличия противоречащих друг другу исторических материалов, ученые-историки видимо полагают, что вопрос установления истины будет решаться голосованием в их среде. Именно по этим причинам и я адресую эту свою работу к соответствующему контингенту, который способен относительно легко воспринимать новые идеи и работать с ними, а не тем, кого целый год большая толпа хором должна уговаривать (общественный гипноз, а не логика).
Творческий процесс по реконструкции истории, в условиях, когда возможна преднамеренная фальсификация, исторические материалы разрознены, зачастую противоречивы, особое значение и наибольшая сложность ложатся на этап проверки сформулированной идеи. Если в частности говорить о Новой Хронологии, то основная концепция сформулирована. Над ее оформлением пришлось творчески основательно поработать. Но далее, когда устанавливаются детали истории, выбор вариантов в каждом конкретном случае невелик. Наиболее творческим процессом становится не высказывание идеи, а ее проверка. Проверка превращается в сложную медитацию над идеей по поводу ее совместимости со всем историческим материалом, причем с учетом возможности его искажения, т.е. учет конкретных политических интересов и технической возможности для фальсификации, учет экономики, психологии и т.д. Из-за обилия фактического материала, нехватки времени, а может быть и умения, именно это не всегда делают авторы Новой Хронологии. Отсюда и набор наших расхождений в реконструкции истории. К примеру, они считают, что Христианство в Византии возникло до Христа, Крестовые походы начались еще при его жизни. Я допускаю это как вариант, но моя реконструкция представляется более логичной с множества точек зрения. Аналогично, вероятно, используя еврейские источники, они переносят слова "иудеи" на русскую почву, что психологически очень сложно смоделировать, т.к. слово "иуда" в русском языке не могло никогда иметь положительного значения. Т.е. в процессе этой реконструкции надо было выбрать психологически и технически оптимальный вариант для фальсификации, чтобы потом правильно реконструировать историю. Я таким вариантом посчитал еврейскую фальсификацию значения одного слова, которое невозможно было выкинуть из легенды, а по версии авторов Новой Хронологии, надо пренебречь отрицательным значением в Христианстве слова "иуда" и в древние времена, и в наше, не заметить определенного родства со словом "жид", причем употреблявшегося официально в резко отрицательном смысле, и назвать словом "иудеи" очень уважаемое сословие на Руси. Естественно, исходя из экономии мышления моя версия гораздо предпочтительнее, хотя она все равно остается только версией. Вполне может быть, что откроются новые данные, которые заставят и меня пересмотреть ее.
Наиболее сложной для творчества областью знания является философия. Во-первых, здесь наивысший уровень обобщения, и потому медитация должна идти по существенно более широкому полю, чем в любой конкретной области знания. Во-вторых, определения, даваемые здесь, зачастую, являются первичными, что крайне осложняет процесс формализации, и по этому поводу приходится делать очень значительные дополнительные усилия. В-третьих, после того как некоторая формализация проведена, в части теории или хотя бы в одном определении, проверка в отличие от математизированных наук не становится формальной, а по сложности превосходит проверку при реконструкции истории. Она осуществляется опять же через медитацию по предельно широкому полю, на корректность, внутреннюю непротиворечивость, предельные переходы, контр-примеры и т.д. А это в принципе становится возможно, только если предмет размышления хорошо формализован, поэтому в этой области человеческого знания научная культура становится нужна как нигде. Т.е. существенным критерием качества философской работы является качество ее формализации, культура изложения, и следовательно доходчивость и простота. Если результат не может быть объяснен "на пальцах", то что-то не так, либо результат плох, либо тот кто излагает, недостаточно сам в нем разобрался. К философии это относится больше, чем к любой другой науке, поскольку из-за ее первичности автор работы отвечает за все. Если результат сложно понимаем, как у немецких классических философов, это значит, что первичный базис философом выбран неудачно! А из-за этого философия перестает быть массовой наукой, хотя по своей сути это самая жизненная, самая прикладная из всех наук.

Принцип определения баланса (гармонии) внутренней и внешней информатизации.  

Миссия занимает определенное ей место в сценарии стратегического поведения компании и формулируется либо в виде устных деклараций ее руководства, либо в виде специально разрабатываемого документа. Функция миссии по данной схеме развертывания сценария заключается в том, чтобы организация как экономическая система в своем движении к стратегическим целям действовала в согласии, равновесии, гармонии с внутренней и внешней средой . Эта сторона функции категории "миссия " остается наименее освещенной и требует уточнений.  


Признаки эстетичности характеризуют выразительность формы, ее соответствие господствующей моде, обеспечение целостности и гармоничности в восприятии. Основные показатели эстетичности композиционная целостность формы (гармония внешней и внутренней формы, соблюдение принципов повторяемости, равновесия) функциональная целостность формы (соответствие формы назначению и приспособленность ее к выполняемым функциям объекта, соблюдение принципов соподчиненности и соразмерности, принципа единства товарный вид, определяемый состоянием наружной отделки (профилем конструкционного материала, чистотой выполнения контуров, окружений и сочленений элементов, тщательностью нанесения покрытий и отделки поверхностей, четкостью надписей и обозначений, их наглядной выразительностью и т. д.).  

Трудно производить впечатление доброжелательного, уверенного в себе человека и не быть-таковым на самом деле. Совершенствование имиджа означает прежде всего совершенствование себя. Дисгармония между внутренним и внешним всегда ощущается и вызывает неприятное впечатление фальши. Гармония же, наоборот, располагает к человеку, вызывает доверие к нему.  

Все сказанное должно бы казаться отчасти очевидным. Ведь человеку не свойственно старательно собирать и учитывать сведения, которые идут вразрез с тем, что уже известно и считается истинным. Да, но мы забыли о том, что за фактами может скрываться нечто большее. Вернее, мы просто еще не научились оценивать его или отличать от прочего. Не исключено, что на его пути встали и наши нынешние понятия. Однако в этом большем заключен более подходящий алгоритм действий, который сулит лучший результат. Все, что пока не познано тем или иным человеком, остается за рамками его личной точки в круге, но ждет своего часа, чтобы войти в нее. Все неизвестное - это вся та информация, которая могла бы подсказать вариант с гораздо более успешным исходом. Но ведь нельзя знать того, что пока не познано. С другой стороны, уже познанное не дает прикинуть иные варианты достичь желаемого. Вот так и попадают люди в этот донельзя бесплодный круговорот жизни. Какой-нибудь бедолага уверен, что ничего другого ему и не дано. А что на самом деле Он сам посадил себя в яму, не научившись приспосабливаться. Ведь когда ищешь средство приспособиться, то возможных вариантов оказывается всегда больше, чем думалось - вернее, чем позволяли думать собственные понятия. Уточню, что я имею в виду под приспосабливаться это значит выявлять и усердно менять нечто в нашем внутреннем мире, добиваясь большей гармонии между внутренним и внешним миром.  

Пока ее потребности все еще полностью не удовлетворены, вы не позволяете расходовать энергию на другие, менее важные дела. Четкая картина иерархии собственных ценностей важна потому, что дает вам возможность взять под контроль формирование своего характера. Когда ценности и цели, ваша внутренняя и внешняя жизнь в совершенстве гармоничны между собой, тогда вы достигнете прекрасного самочувствия. Вы научитесь уважать самого себя. Возрастет ваше чувство собственного достоинства. В тот момент, когда вы достигнете абсолютной гармонии между своими ценностями и целями (представьте себе руку в облегающей перчатке), вы почувствуете себя сильным, счастливым, здоровым и абсолютно гармоничным. Внутри вас проснется лев, который победит всякий страх перед необходимостью выбора, и поэтому вы всегда будете принимать правильные решения . Когда вы будете жить в согласии с самыми важными для вас ценностями, вся ваша жизнь станет прекраснее.  

Для эффективного функционирования крупного предприятия необходимы внутренняя гармония и хорошая адаптация к внешней среде.  

В древнегреческой философии гармония виделась противостоящей хаосу, ее проявлением считалась организованность вселенной, космоса. Гераклит углубил понятие гармонии, объясняя ее как единство противоположностей. У Гераклита гармония - это не простое внешнее объединение разрозненных элементов (для нас - свойств качества продукции или блоков систем управления качеством), а их внутреннее единство. Он говорил "Скрытая гармония сильнее явной" (Ипполит, Ref., IX, 9).  

Позиция - я ставлю цели и решаю их сам, полагаюсь на собственный опыт и суждения, мое мнение самое важное. Внешнее признание, мысли, чувства и реакции не столь важны, я не обязан доставлять другим удовольствие. Хорошо работает в группе, если только сам устанавливает свои цели, методы и системы оценки. Часто хороший эксперт. Испытывает сложности при взаимодействии с людьми. Мотивация Участие в принятии решений , собственная зона ответственности, возможности для самовыражения и самоутверждения, удовлетворенность своей работой, местом в жизни, внутренний комфорт и гармония, возможности для творчества Позиция - определяющее мнение других, кто-то (чаще референтная группа) оценивает и решает так принято, так положено, а я разделяю их мнение. Озабочен удовлетворенностью других своим поведением и работой. Важны общественное мнение и принятые нормы. Конформен, старается приспособиться к другим людям и ситуации. Хорошо работает по указаниям других, по правилам и предписаниям. Мотивация Важны авторитет, похвала, одобрение (особенно референтной группы), добрые взаимоотношения, признание заслуг, награждение званием, грамотой. Хороши любые стимулы, укрепляющие позицию внутри своей референтной группы  

Внешний мир существовал и до нас. И нам, конечно, не дано от рождения знать с ним надо взаимодействовать так, чтобы добиться для себя огромного удовлетворения. Будь между внешним и внутренним миром человека стопроцентное соответствие, он бы уже знал о жизни все, и эти знания стали бы составляющей его внутреннего мира. Кроме того, такая идеальная гармония означала бы, что человек до конца познал все силы, действующие в физическом мире, и разбирается во всех их причинно-следственных связях . Что отсюда следует Очевидно, человек знал бы точно, какие испытания или радости преподнесет ему жизнь и чем ответит на его воздействие-поведение . (Под поведением я имею в виду внешнее физическое проявление энергии внутреннего мира, которая воздействует на внешний мир.) При такой осведомленности естественно и знать, что именно лучше всего предпринять, дабы реализовать свои потребности, намерения, цели и желания - то есть в итоге полностью удовлетворить себя.  

Итак, точка в круге увеличивается. Иначе говоря, человек все больше познает мир (как в приведенном примере), когда тот предлагает ему заглянуть в свои глубины. Следовательно, повышается и его уровень гармонии с миром. Ведь когда человек учится, он меняет уклад и состояние своего внутреннего мира. При любой подобной перемене одновременно меняется его взгляд и восприятие внешнего мира. Внешний мир становится другим, потому что теперь человек действует с большей проницательностью и пониманием. Эти качества пополнили или изменили его внутренний мир. Чем глубже знания, тем больше и разнообразнее выбор вариантов , по которым можно успешнее справляться с жизнью, добиваясь лучшего исхода в той или иной ситуации.  

Если говорить о насмешках жизни, то еще любопытнее другое. Смотрите чем охотнее человек готов признать, что его правда жизни - не тот ключ к пониманию, который мог бы открыть все двери, тем охотнее он готов впитывать в себя новое. И тогда он обогащает свой внутренний мир информацией из внешнего, его точка в круге все расширяется, гармония с внешним миром все повышается. При этом неизвестного остается все меньше, так что его правда жизни неуклонно приближается к истине.  

Как видите, внутренний мир сам по себе не подстроится под вечно меняющийся внешний мир. Он не ищет гармонии, и отданная ему на сохранение информация о внешнем мире может годами (а то и всю жизнь) оставаться неизменной - даже если она устарела, стала ненужной и даже вредной. Хуже того это отжившее свое продолжает заправлять поведением человека, из-за чего тот поступает совсем не так, как требует новая обстановка. Хорошо, конечно, если сегодня вы, действуя по старинке, довольны резуль-тами. Но где гарантия, что ситуация не изменится Где гарантия, что испытанные средства и тогда помогут Жизнь не стоит на месте. От ее новых веяний никуда не деться надо знакомиться,  

Цветовая и пластическая гармония вещественной среды не может быть достигнута вне органической связи с такими физическими свойствами поверхности изделий, как фактура, т.е. внешняя структура поверхности (гладкая, шероховатая, зеркальная и др.), и текстура, т.е. своеобразный рисунок внутренней структуры материала, например рисунок на срезе дерева или полированной поверхности камня.  

В поведении экономики США и Канады после войны было еще меньше гармонии, хотя циклические колебания проявлялись в меньшей степени21. Первая послевоенная рецессия 1948-1949 гг. была связана с переходом к мирной экономике22. После войны огромный промышленный потенциал США настолько быстро удовлетворил выросший спрос и восстановил фонды, что первые признаки перенасыщения рынка проявились уже в 1948 г. Так как в отличие от Европы и Японии североамериканская экономика не могла опереться на программу реконструкции, промышленное развитие замедлилось. Однако под влиянием как внутренних, так и внешних факторов оживление не заставило себя долго ждать. К тому же по плану Маршалла американская политика участвовала в восстановлении европейской экономики. Развязывание Корейского конфликта в 1950 г. и развитие "холодной войны " также придали мощный импульс промышленному производству . Окончание Корейского же конфликта и, как следствие, сокращение военного бюджета США в  

На Востоке основная религиозная установка нацелена на созерцательное слияние человека с миром, его саморастворение в религиозно-философских учениях и подчинение своего "Я" общественной, групповой дисциплине. Человек должен точно знать свое место в обществе и действовать в соответствии с занимаемым положением. Так например в буддизме, существует принцип "недеяния" ("у-вэй"), что означает не праздное бездействие, а стремление не нарушать естественный порядок вещей ("дао"). Отказ от внешней, предметной деятельности освобождает человека от субъективных пристрастий, позволяя достичь абсолютной гармонии. Вся его активность обращается вовнутрь, становится чисто духовной. Такая созерцательная философия Востока, подчеркивающая ничтожность и неподлинность всего происходящего, усматривает смысл жизни и утешения во внутренней сосредоточенности.  

1) это стремление к постоянному контролю над окружающими ради избегания всех возможных и невозможных опасностей, которым человек бессознательно заранее противостоит, коллекционируя при этом различные страхи и большой заряд бессознательной агрессии;

2) это потребность сделать всё за других, не доверяя им и даже серьезно перегружая себя, чтобы потом горько обижаться за то, что кто-то любит "прокатиться за наш счет";

3) это "кормление и перекармливание" других с целью максимально приблизить их к себе и отбить у них желание "охотиться" самостоятельно, что создает зависимые отношения;

4) это повышенная критичность и раздражительность, хроническое обесценивание окружающих ради ощущения собственной значимости;

5) это нарушение границ и вторжение на чужие личностные территории, в том числе - с "благими намерениями", переходящее, в конце концов, в "топтание чужих посевов". Особенно страдают в этом смысле отношения, предполагающие эмоциональную близость, так как здесь для полноценного взаимодействия вторжения недопустимы - напротив, гармоничные отношения предполагают наличие у каждой из сторон своего собственного, никем не нарушаемого личностного пространства.

6) Вторжения необходимы Дракону гиперМатери для наведения своего безопасного на ее взгляд "порядка" в реальности другого человека и установления там собственной логики по причине невозможности тратить усилия на рассматривание внутреннего мира другого - то есть на установление контакта с другим человеком. Это исходит из неосознаваемого постулата "мир опасен", откуда следует, что опасен любой мир, в том числе и внутренний мир другого человека.

7)ГиперМатери всегда "некогда". Она "в ссоре со временем" - ее внутреннее время замерло, как замирают от страха. Поэтому, убегая от небытия, она всегда очень торопится, невольно избегая состояний покоя и созерцания, как избегают смерти. Этот внутренний "торопыга" не рискует расслабиться и довериться течению жизни, считая, что на решение задач выживания может "не хватить времени".

8) Постоянная тревога гиперМатери по поводу будущего не позволяет человеку находиться в настоящем, что крайне обедняет его контакты с миром.

В отношениях с внутренним миром

1) гипер материнская структура враждебна и агрессивна по отношению к другим частям личности, что проявляется в ее способности вызывать огромное внутреннее напряжение в виде чувства вины, склонности к самоограничениям, самоотвержению и самобичеванию, отчуждению от собственного тела, свойственных нашим западным современникам и современницам;

2) крайнее сгущение аутоагрессивных свойств внутреннего Дракона проявляется в психосоматических расстройствах, которые можно рассматривать как нападения Дракона на "мирные селения" собственной личности. Психосоматические нарушения как головы Дракона усиливают механизм эмоциональной зависимости в отношениях, так как являются неосознаваемым средством контроля и манипулирования окружающими.

Как обладатели гипер материнской структуры мы можем иметь интеллект любого уровня, вплоть до высочайшего, быть одареннейшими и даже гениальными людьми, обладать неподдельным обаянием, быть энергичными, располагать к себе людей, иметь высокий социальный статус.

Ощущения, которые вызывает у окружающих одаренный человек, управляемый Великим Драконом, можно описать в такой последовательности: сначала он распространяет вокруг себя облако комфорта и уюта, некое искушение, внушающее желание передать ему ответственность за решение собственных проблем, что снижает со временем чувство вашего собственного достоинства. Затем вы замечаете, что несвободны в своих проявлениях, и у вас растет непреодолимое желание как можно скорее освободиться от взаимодействия с этим человеком - желание вырваться на свободу.

В отличие от этого феномена, общение со зрелым человеком любого пола, то есть общение с человеком, личность которого опирается на здоровое, защищающее мужское начало , вызывает у окружающих прилив уверенности в собственных силах, вдохновение и творческую активность. Зрелый человек неизбежно инициирует других, содействуя продвижению людей на более высокие уровни мужской и женской духовной зрелости. При взаимодействии с ним у окружающих не толко появляется больше энергии, но и - возникает желание брать ответственность. Рядом с таким человеком легко чувствовать себя самим собой .

Итак, гипер материнская структура сама по себе полезна тем, что способна инициировать процессы отделения от материнского, родительского мира, подталкивая мужское и женское начала к созреванию. Однако, если внутренний Дракон приобретает во внутреннем космосе патологически большие размеры, гораздо большие, чем необходимо для инициирующего эффекта, то он становится альтернативой развития, здоровья и личностной зрелости человека любого пола.

Глава 4. Анима и Анимус в западном мире

Современный Анимус (мужское начало в женщине)

Мы уже определили, что "сильные" женщины при ближайшем рассмотрении вовсе не являются обладательницами сильного Анимуса. Их действительной опорой являются псевдо мужские свойства гипер материнской структуры. Истинное же мужское начало так называемой "сильной" женщины подавленно и ослабленно . Поэтому "сильные" женщины вступают в отношения со "слабыми", то есть - недостаточно зрелыми мужчинами, которыеснеизбежной точностью отражают инфантильное, депривированное состояниеистинного мужского начала "сильной" женщины.

Слово "слабый" при упоминании о мужчине попало в кавычки не случайно. Теун Марез в своей книге "Мужское и женское" открывает одну мужскую тайну: слабых мужчин практически не бывает. По Т. Марезу, многим мужчинам просто выгодно притворяться слабыми, в то же время по-настоящему слабых мужчин очень мало. Дело тут лишь в той степени, с которой мужчина проявляет или не проявляет свою мужскую силу, находится или не находится с этой силой в сознательном контакте.

На наш взгляд, самым точным и естественным индикатором зрелости Внутреннего Мужчины (Анимуса) в личности женщины является его отношение к ее женственности, а не качественные характеристики его мужской силы. Как уже не раз упоминалось, лишь защищая и оберегая женское (и включенное в него детское), мужское в полной мере проявляет свое истинное предназначение. Эта закономерность действует как во внутреннем, так и во внешнем мире. Если реальная семья страдает от дефицита мужской, а следовательно, и женской зрелости, инициации мужского и женского начал личности даже одного представителя этой семьи позволяют сформировать более здоровую структуру личности и у других членов семьи. Они получают так называемую вторичную терапию , или - вторичное инициирование . Обычно на изменения работающего над собой одного из членов семьи вся семья сначала реагирует активным сопротивлением, а затем - вторичными изменениями позитивного характера.

Итак, слабость Анимуса женщины проявляется в дефиците защищающей функции ее Внутреннего Мужчины. Например, недовольство женщины своим телом - это не только следствие доминирования во внутреннем мире женщины аспектов негативной Ведьмы (в сказках это отражается в уродливом и скрюченном облике ведьмы), но в то же время - результат холодного, отчужденного отношения подавленного внутреннего мужского начала (травмированного фрагмента Анимуса) к ее женственности. Холодная, незащищающая позиция Анимуса может быть определена и причинами, описанными ниже.

Пример.

Женщине женщине 42-х лет, имеющей опыт развода с мужем, в инициации "Исцеление мужчины" ее Внутренний Мужчина представился в виде бездыханного тела, которое не только не подавало признаков жизни, но и не имело сознания. Он не видел и не слышал суетившихся над ним сердобольных женщин. По мере развертывания сюжета инициации на помощь несчастному пришли Ведьма, Фея и Богиня. Они долго исцеляли его, наполняя его тело различными энергиями и, наконец, достигли промежуточного результата - мужчина встал, смог ходить, обрел физическую силу. Но у него, по выражению участницы инициации, не было собственного Я , не было Души. Исцеление продолжили мужские персонажи - участнице инициации представилось, что по их инициативе мужчина долго учился в школе рыцарей, пока, наконец, смог отправиться на границы королевства, чтобы служить в пограничном рыцарском полку.

Этот сюжет обнажает глубокую травму в области Анимуса. Отец участницы инициации вырос в семье, где было трое детей, лишенных отца. С подросткового возраста он страдал от алкогольной зависимости, на почве чего отец и мать участницы инициации развелись, когда ей было 10 лет. В 41 год живущий отдельно от семьи отец получил черепномозговую травму, стоившую ему жизни. Дочери в момент его смерти было 13 лет. В результате Анимус женщины получил множественные травмы, подобные недугам ее отца - отсутствие жизненных сил и мужского самоосознания. Такая "мертвенность" в области Анимуса привела к тому, что первое замужество стало возможным в жизни этой женищины только после 35 лет, причем ее муж страдал сниженной мужской ответственностью и отказывался кормить семью.

Сознание участницы инициации предприняло в ходе этого сюжета символическое исцеление травмированного мужского аспекта. Как видим, мужские и женские персонажи, пестовавшие "слабую", безжизненную мужскую фигуру, представлены одновременно и фигурами индивидуального бессознательного (сердобольные женщины, обучающие мужчины), и образами, пришедшими на помощь из архетипического слоя коллективного сознания (Ведьма, Фея и Богиня как архетипические функции личности стали активно действовать в сюжетах участницы инициаций в результате инициационной терапии).

Если в описанном случае мужское начало женщины сформировалось на основе "впитывания" (интроецирования) образа ее отца-алкоголика, "слабого" в плане мужественности и отцовства, то в других случаях слабость и незрелость Анимуса может выражаться в жесткой, подавляющей позиции отца, когда он выступает "злодеем" по отношению к дочери или сыну. В таком случае сюжет инициации разворачивается в противоположном ключе.

Пример.

В сюжете инициации на тему "Освобождение от чар для мужского Я " женщина 34-х лет, переживашая развод, увидела, что в качестве жены прислуживает грубому и жестокому мужчине, который обращается к ней лишь с помощью крика и оскорблений.

В реальной жизни отец этой женщины был груб и жесток с матерью, а дочь старался не замечать. Чтобы купить дочери новую одежду, мать должна была обманывать отца, собирая в тайне от него деньги для дочери. Это говорит о крайне подавленном положении женского в личности отца.

Швейцарский психоаналитик Мария-Луиза фон Франц в своей книге "Психология сказки" (Б. С. К., Санкт-Петербург, 1998 год) отмечает, что "угрожающее воздействие Анимуса и женскую защитную реакцию на него обычно трудно разделить, так тесно они слиты, и это лишний раз напоминает нам о двойственном характере, который носит деятельность Анимуса. Анимус способен либо превращать женщину в парализованное в своих действиях пришибленное существо, либо, наоборот, делать ее очень агрессивной. Женщины становятся или мужеподобными и самоуверенными, или, наоборот, демонстрирующими в своем поведении склонность к рассеянности, как если бы их Душа во время общения была где-то в другом месте, что возможно, и делает их очаровательно женственными, но несколько похожими на сомнамбулу…"

Как мы уже не раз отмечали, агрессивной женщину делает деструктивно-агрессивный компонент гиперматеринской защиты (Дракон). Этот компенсаторный механизм включается в ответ на незащизающую позицию Анимуса. Развивающаяся женственность при этом становится жертвой сразу двух внутренних злодейских фигур - гиперматеринской структуры как "злодейки"-мачехи и "злодея" - незащищающего Анимуса. Дважды подавленная женственность попадает, таким образом, в эволюционную ситуацию "в лесу под елкой", где ее оставил слабый "старик-отец". Из-за отсутствия в области Анимуса защищающих сил, то есть за неимением во внутреннем мире Ивана-царевича, который встретится красавице и станет ее супругом-защитником, женственность может оставаться "в лесу под елкой" бесконечно долго. Там она поневоле становится той самой сомнамбулой - очаровательной, но завороженной, спящей красавицей.

Тем не менее, "слабость" неинициированного, подавленного гипер материнской структурой мужского начала в личности женщины сама по себе не может представлять большой проблемы, так как мужское, в каком бы состоянии оно не было, продолжает содержать в себе неиссякаемый могучий потенциал в непроявленном виде.

Сказки - сокровищница сакрального знания - показывают нам, что "слабость" мужского преодолима, и это преодоление является одним из этапов развития мужественности - доблестный освободитель так или иначе однажды все таки спасает красавицу. Важен здесь лишь параметр времени - насколько рано или поздно это происходит.

Современная проблема западной цивилизации кроется в том, что процесс созревания мужского и женского начал в личности западного человека часто затягивается на более долгий срок, чем предполагается в сказках. Одна из причин этого "застревания" - пресловутые гигантские размеры, которых достигла гипер материнская структура в коллективном бессознательном западной цивилизации, имеющей огненную драконью ментальность. Сказки указывают на молодость соединяющихся в счастливом союзе персонажей. Влюбленные герои в сказках символизируют как духовные начала, так и потентное состояние мужского и женского, их силу и богатейшие ресурсы. В то же время, молодость сказочных героев - указание на то, что достаточно зрелыми мужчина и женщина могут быть и в молодом возрасте. В реальной жизни мы наблюдаем сегодня духовный инфантилизм куда более взрослых, хотя и весьма адаптированных в социуме людей.

Из тех же сказок известно, что истинноемужское пребывает в инфантильном состоянии до тех пор, пока не придет его час отправиться с освободительной миссией в глубины бессознательного и победить там пресловутого Дракона ради освобождения плененной женственности. Заметим, что уже сам момент начала движения в направлении освобождения женского является достаточным, для того, чтобы мужское перестало воспринимать себя как слабое и начало проявляться как истинное . Важно только, чтобы, погрузившись в глубины Я , в "царство теней", в знаменитое "тридевятое царство" - мужское не забыло, зачем туда отправилось, а осознанно продолжало свой освободительный марш вплоть до полной победы над темной стороной Я .

Мы уже отмечали, что истинное мужское может стартовать как в облике Ивана-царевича, так и в виде Иванушки-дурачка. Последний символизирует наиболее глубокие слои развивающейся части Анимуса. В каком облике Анимус отправляется к своей заветной цели, зависит не только от степени его травмированности, но и от объема свободного от подавления потенциала, то есть от объема той части Анимуса, которая содержит идеальный здоровый мужской компонент. Он формируется за счет "вбирания" героических черт отца, а также - реальных людей и персонажей, созданных коллективным сознанием - идеальных мужских фигур эпоса, героев фильмов и литературных произведений.

Что касается огромного потенциала истинного мужского, Иванушка-дурачок (подавленная часть Анимуса) и прекрасный Иван-царевич (здоровая часть Анимуса) обладают им в равной мере. Почему этот потенциал символизируют такие разные мужские персонажи? Вероятно, заложенное в сказках сакральное знание стремится сообщить нам таким образом, что достичь полноты мужской зрелости возможно из любого стартового положения.

Образ Иванушки можно таже рассматривать как подростковое недоразвитие мужского, а образ Ивана-царевича - как отражение гораздо более зрелого, чем Иванушка-дурачок, стартового состояния мужского начала личности. Иван-царевич - это не юноша, а молодой муж, которому следует лишь "проверить" свои силы. Иван-царевич уже способен вступить в контакт с истинным женским началом, потому что уже достаточно инициирован как победитель, он смело идет в бой и способен выиграть освободительную битву за женственность.

Иванушка же в начале сказки обычно лежит на печи и слывет "дурачком" в мужских делах, хотя скрытый зарядего силы не вызывает сомнений- этоистинные мужские энергии! Доказательством тому неизменно становится конец сказки, где Иванушке-дурачку удается преобразиться в добра молодца и вступить на более высокую мужскую ступень зрелости - стать мужем царевны и получить "полцарства в придачу" (символ мужской половины личности), то есть стать Царем - зрелым мужчиной.

Итак, женское в личности женщины способно развиваться гармонично только под защитой целостного (интегрированного), то есть зрелого Анимуса. Вот что говорит об этом Роберт А. Джонсон в своей книге "ОНА. Глубинные аспекты женской психологии": "развитие женщины может продолжаться, если Анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая, где только сможет (курсив наш) ".

Мы рассмотрели, что в идеальном случае здоровый Анимус формируется во взаимоотношениях дочери со зрелыми отцом и матерью. Вполне зрелым может считаться отец, который осознает ответственность не только за благополучие семьи, но и за судьбу своего рода. Здоровая мать свободна от претензий к своему мужу, являющемуся отражением ее зрелого мужского начала. Такая женщина инициирует дочь своим примером, вовремя осуществляя "вынашивание" (восполнение мужских сил) в адрес мужа и таким образом обучая дочь поддерживающей и со творящей мужскому женской роли. Для формирования зрелого Анимуса в личности девочки при отсутствии отца достаточно и внешней фигуры любого заменяющего отца зрелого мужчины, который заботится о ее матери и о самой девочке.

Как ни парадоксально, мы считаем, что если девочку воспитывает одна мать, Внутренний Мужчина которой является достаточно зрелым (инициированным), и следовательно защищающая функция которого достаточно сформирована, а его контакт с женской частью личности - достаточно гармоничен, у дочери формируется здоровый Анимус.

Универсальный путь формирования у женщины зрелого Анимуса - осознанная духовная работа, осуществляемая ею в этом направлении. Гармоничные условия для такой внутренней работы может предоставить инициационная терапия.

Связь человека с внешним миром

Информацию об окружающем мире и его свойствах человек получает

через органы чувств. Эта информация может восприниматься человеком как

через специальные измерительные приборы, так и непосредственно.

Органы чувств человека – это органы




обоняние


зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса и

вестибулярный аппарат (акселерационные


осязание


анализаторы).





включает в себя рецепторы, реагирующие на


вестибулярный


всякое воздействие и проводящие пути,


связывающие


рецепторы



центральной


Рис.2 Органы чувств



системой.


Воздействия



человека


рецепторы




например,


физические, химические и т.д.

Что такое рецептор? Происходит от латинского слова recipere


получать.


Рецепторы



это концевые


образования




воспринимающие раздражения из внешней (экстероцепторы) и внутренней

(интероцепторы) среды организма человека.

Воспринимаемые рецепторами физические сигналы преобразуются в

нервные импульсы электрохимической природы, которые распространяются по

нервной системе со скоростью от 5 до 125 м/с (от 18 до 450 км/ч). Рецепторы

кодируют различные виды сигналов в единый универсальный частотно-

импульсный код. Число нервных импульсов в единицу времени пропорцио-

нально интенсивности сигналов, воспринимаемых рецепторами (т.е. чем силь-

нее сигнал, тем больше частота нервных импульсов) . Т.е. человек сам по себе

уже сложнейший измерительный прибор.


Больше всего информации поступает к нам через зрение (до 80%) и слух

(до 18%), а остальная информация – через осязание, обоняние, вкус и вестибу-

лярный аппарат.

Внешний по отношению к человеку мир можно описать физико-

химическими, биологическими, психологическими и социальными свойствами.

Мы будем рассматривать только физико-химические воздействия на человека.

Из этих воздействий рассмотрим электромагнитные колебания и акустические

колебания.

Спектр электромагнитных колебаний от 10-9 мкм (т.е. одна триллион-

ная миллиметра) для ã-излучения до 1011 мкм (или 100 км) для радиоканалов

связи. Т.е. диапазон от 10-9 до 1011 мкм составляет 1020 мкм. Внутри этого диа-

пазона – инфракрасное излучение, видимый свет, ультрафиолетовое и рентге-

новские излучения. Все эти излучения воздействуют на человека. Но чувстви-

тельным, т.е. воспринимаемым осознанно центральной нервной системой, яв-

ляется только видимый свет с длиной волны от 0,4 до 0,76 мкм (т.е. от 400 мм

до 760 мм). Это мы говорим не о расстоянии, а о спектре, о длине волны. В

другом диапазоне наши органы зрения имеют нулевую чувствительность. Но в

этом диапазоне чувствительность зрения очень высокая, наш глаз различает 570

градаций по интенсивности (ярче - бледнее) и 148 по цвету (т.е. по длине вол-

ны) . Современные измерительные приборы такой чувствительностью не обла-

Акустические колебания. Диапазон этих колебаний от инфразвука с

частотой 10-5 Гц до гиперзвука 1011 Гц. (для сравнения – частота напряжения в

электрической сети 50 Гц) . Внутри этого диапазона есть ультразвуки (104 - 109

Гц). Человек слышит звук от 16 до 20000 Гц. Средний человек в этом диапазоне

может различить до 325 градаций по интенсивности (громче – тише) и до 1800

градаций по частоте (выше – ниже) . Если современная аппаратура и обладает

такой чувствительностью, то различать сочетания звуков, как человек, она пока

не может.

Путем тренировки человек способен значительно увеличить чувстви-

тельность своих органов чувств и расширить воспринимаемый диапазон.


Итак, человек имеет огромные возможности в непосредственном полу-

чении информации о свойствах окружающих объектов. Например, мы можем

оценить (т.е. измерить) температуру тела больного человека, прикоснувшись к

нему своим телом. Мы можем сказать, что температура нормальная (36-37оС)

или высокая (39-40оС).

Можно оценить расстояние достаточно точно. Некоторые ухитряются

оценить, какое напряжение в электрической цепи, можно оценить мощность

электрической лампочки по ее свечению и т.д.

Дегустаторы вин или пищевых продуктов тоже выполняют измеритель-

ную процедуру.

Но несмотря на это, возможности человека очень ограничены. Поэтому

человек стал придумывать, как измерять точнее и как измерить то, что человек

измерить вообще не мог. Пришлось придумывать технические средства - при-

Сначала функции простейшего прибора выполнял человек. Шагами из-

мерялось расстояние, длина и ширина – ладонями, саженями, локтями и т.д. Но

с появлением измерительных приборов в измерительной процедуре стал участ-

вовать как человек, так и техническое средство – измерительный прибор.