Определить значение этического кодекса психолога. Принцип денежного вознаграждения

Вы поссорились, она ушла злая и в слезах. Трубку не берет, дверь не открывает. Как помириться с девушкой, если она не хочет вас выслушать? Как обратить на себя ее внимание? Как понять ту тонкую грань, когда нужно оставить гордость в стороне и извиниться. Мужчины, не переживайте, эта небольшая статья вас научит.

Определимся с понятиями

Критически, действительно критически посмотрите ваше поведение, свое и своей девушки. Кто из вас виноват в ссоре. Не важно, кто первый не сдержался и начал кричать и скандалить, важна сама причина. Ссоры не возникают на пустом месте и обиды не исчезают просто так. Может вы не уделяли внимания своей любимой или называли ее любимую маму стервой? А может отказались от уик-энда с родителями в пользу отдыха в спортбаре? Не факт, что виноват действительно мужчина, но ведь «в чужом глазу соринку видно, а в своем и бревна не заметно». Критически оценивайте себя, и тогда помириться будет значительно проще.

Как помириться с девушкой если она не хочет

Что делать, если ты виноват?

Если виноват мужчина, вопрос, как помириться с девушкой, если она не хочет этого, и более того, если отказывается от общения, становится трудным и неприятным. Перед мужчиной сразу появляется ряд проблем:

1. Как встретиться с ней?
2. Как заставить выслушать себя?
3. Что сказать?
4. Как доказать, что любишь, раскаиваешься и хочешь продолжения отношений?

Как помириться с девушкой если она не хочет видео

Тут нужен комплексный и сложный подход, особенно если ваш предмет обожания неприступен и зол. Для начала, попытайтесь встретиться и просто поговорить. Не нужно ломиться в двери и писать письма счастья, достаточно мест, где вы можете встретиться невзначай. Заговорить за покупкой утреннего кофе или в спортзале, помочь ей донести сумки из супермаркета - это все отличные поводы для беседы. Кстати сумки хороши еще и тем, что уйти у нее уже не получится, ведь весь запас еды у вас в руках.

Во время разговора не пытайтесь выяснять ситуацию и оправдываться. Покажите девушке, что вы действительно осознали свою вину, понимаете причины ее обиды и раскаиваетесь. И да, это должно быть искренним признанием, иначе она почувствует.

Если вы поняли, что она сдалась и готова к примирению, закрепите результат дополнительным вниманием. Любой девушке приятно, если за ней красиво ухаживают и дарят подарки, так покажите себя щедрым мужчиной. Подарите красивый букет цветов, выполните ее маленькое желание, проведите уик-энд вместе. В общем, покажите, что она важна для вас, любима и желанна.

Что делать, если ты не виноват?

Если девушка была не права, то ситуация одновременно сложна и легка. Правда тут за мужчиной, и по сути, он не должен извиняться. Но на деле бывает по-разному.

Для начала все-таки попробуйте сохранить чувство собственного достоинства и попробуйте заставить ее извиниться. Нет, не нужно похищать свою любимую и привязывать к стулу, требуя признания вины. Просто дайте ей время. Если это мудрая и рассудительная женщина, она поймет свою ошибку и придет к вам, раскаиваясь.

Хуже, если она не понимает и упорствует. Тянуть можно бесконечно, но отношения этим не склеишь. Поэтому выбор тут прост, невелик и печален: компромисс, разрыв или извинения. Ваши, естественно.

В первом случае попытайтесь все же встретиться и поговорить. Возможно, вы найдете какой-то компромисс или в ходе разговора она поймет свою ошибку. А если нет, решайте сами, хотите ли вы наступить на собственную гордость, или же лучше расстаться.


Чтобы помириться с девушкой после ссоры, необходимо понимать, как устроена ее психология. После конфликта часто бывают обижены двое. Мужчины совершают ошибку, когда продолжают высказывать претензии и упрекать любимую в причинах раздора. Это не ведет к примирению. Чтобы снова наладить отношения, необходимо совершать красивые благородные поступки и говорить приятные слова в адрес половинки. Анализировать ситуацию с обсуждением недостатков женщины нужно уже тогда, когда ее удалось расположить к себе.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Особенности женской психологии

"Чего хотят женщины" - извечный вопрос, который так и не увенчается ответом, если мужчина не умеет мыслить шире своих собственных интересов. Разница между двумя полами состоит в том, что девушки более эмоциональны и разговорчивы. После сильной ссоры, независимо от ее причин, они чувствуют себя плохо и им нужна поддержка и понимание. Всем представительницам слабого пола свойственно:

Психологическая особенность Объяснение
Желание обсудить проблему

Если мужчина виноват и не проявляет инициативу, то обсуждения этой ситуации с другими будут не на его пользу - субъективные оценки посторонних с целью поддержать его любимую наверняка только подтвердят ее негативное мнение о нем в этот период. Лучше постараться поговорить с ней самому и выдержать шквал негатива, чем позволить ей сделать ряд несправедливых умозаключений

Скучать

Даже если конфликт был сильный, девушка все равно скучает за своим парнем. Особенно если их связывали продолжительные отношения со многими яркими моментами. Поэтому все женщины слушают "общую" музыку, смотрят совместные фотографии и плачут. Природа женщины такова, что она в очень редких случаях вступает в отношения без чувств. И одна проблемная ситуация не может их полностью искоренить

Сомневаться в своей правоте

Многие дамы не признаются, но им свойственно критически оценивать свое поведение до, во время и после ссоры. Чем теплее и искреннее отношения парня после нее, тем больше девушка чувствует виноватой и себя. И наоборот - негатив порождает ее уверенность в том, что избранник недостоин ее

Нуждаться во внимании

Расположение женщины можно завоевать только любовью. Критика, даже обоснованная, обидные слова, игнорирование ее страданий и попытки запугать только отталкивают, особенно в условиях напряженных отношений. Ей важно знать, что она любима и нужна всегда, не только тогда, когда она "хорошая" или "правильная"

Ждать действий от мужчины

Мужчины совершают ошибку, когда перестают делать попытки мириться с любимой, аргументируя это тем, что она не хочет восстанавливать отношения. Чем больше парень бездействует, тем хуже себя чувствует девушка: ей кажется, что она ему не нужна и он к ней охладел. В таких условиях она способна на крайности, о которых может потом жалеть: искать замену, переезжать в другие города и страны, жечь мосты.

Этого лучше не допускать и стараться ее завоевывать беспрерывно. Важно: шаги мужчины необязательно получат положительную оценку, но они должны быть

Женщины как существа более эмоциональные очень ценят тех, кто способен им подарить положительные эмоции. В процессе примирения рациональный подход неуместен и непонятен им. Куда важнее стараться порадовать и вызвать приятные воспоминания о совместных отношениях.

Как помириться?

Чтобы помириться с девушкой, нужно действовать по такому алгоритму:

  1. 1. Точно осознать, что это нужно парню и ему без нее плохо. Если поводом для примирения является привычка, удобство или страх общественного обсуждения, то лучше этого не делать. На первом месте должны быть чувства и готовность работать над улучшением отношений.
  2. 2. Все поступки должны совершаться исходя из потребности быть вместе, но никак не желания поставить ее на место. Именно правильная мотивация определяет успех примирения.
  3. 3. Проанализировать причины конфликта. После расставания или ссоры, когда эмоции поутихли, это сделать гораздо проще.
  4. 4. Быть готовым искренне извиниться и признаться в ее власти над мужчиной. Умение признавать свои ошибки и открыто говорить о своих чувствах очень ценится женщинами.
  5. 5. Действовать с энтузиазмом. Девушка имеет право реагировать так, как она чувствует в текущий момент, но это не должно влиять на настойчивость мужчины.

Объяснения в любви или симпатии - то, чего ждут все девушки после ссоры. Уверенность в том, что она любима человеком, даже недавно обидевшим, делает ее на порядок лояльнее к нему.

Что говорить?

Налаживать отношения нужно с общения. Что должно звучать в разговоре:

Что сказать Почему Примеры
Извинения

Попросить прощения с признанием своей неправоты нужно обязательно. Это расслабляет, располагает спутницу жизни и демонстрирует ей способность парня мыслить критически по отношению к себе

"Извини меня, пожалуйста, я был слишком резкий и категоричный, меньше всего я хотел обидеть тебя и причинить тебе боль".

"Мне очень жаль, что я заставил тебя страдать и переживать, это было необдуманно, прости меня"

Признания в любви

О важности ощущения себя любимой говорилось выше. У любовных признаний есть еще одна важная функция - когда мужчина искренне говорит о своих чувствах, его речь становится близкой и понятной девушке, которая по своей природе эмоциональна

"Я всегда знал, что люблю тебя, но стоило нам поругаться, и я осознал это еще больше".

"Я никогда не любил никого так, как тебя, и думаю больше не полюблю. Да и не хочу я этого, мне приятно любить именно тебя".

"Надеюсь, вся эта ситуация не заставила тебя усомниться в том, что я тебя обожаю, как и раньше"

Благодарность

Наверняка во время скандала было сказано немало гадостей, которые оставили девушке последние впечатления об отношениях. Именно отталкиваясь от этих слов, она оценивает ситуацию.

Поэтому важно сказать ей "спасибо" за все, что было раньше, чтобы продемонстрировать важность ее заслуг: общения, внимания, проявления ласки и внимания к мужчине, ведение хозяйства, поддержки в трудные минуты

"Я очень благодарен тебе за то, что ты всегда была отзывчивая и внимательная ко мне".

"Спасибо тебе за наше общение, мне ни с кем не было интереснее разговаривать, чем с тобой".

"Ты всегда обо мне заботилась, вкусно готовила и тщательно гладила рубашки, благодарю тебя за это"

Комплименты

Комплимент - самый простой способ расположить к себе собеседника, а особенно женщину. Их можно делать касательно внешности, интеллекта, личных качеств - все будет уместно, особенно в дни напряжения в отношениях

"Ты очень красивая, я всегда так считал".

"Мне повезло с тобой, потому что ты умная, мудрая и всегда себя достойно вела, особенно в сравнении со мной"

Выводы из ситуации и обещания Девушке важно быть уверенной, что поводом к примирению после конфликта или решения расстаться стала не физическая потребность заняться сексом или желание вернуть былой комфорт и уют в быту, а искреннее осознание своих ошибок и нежелание их допускать впредь

"Я понял, что был очень груб, и ты заслуживаешь более теплого отношения, я обещаю, что дам тебе его".

"Я все обдумал и осознал, как мало уделял тебе внимания, я хочу это исправить и приглашать тебя в ресторан или другие места хотя бы раз в неделю"

Предложенный сценарий разговора поможет вернуть общение, а это уже первый этап новых, восстановленных отношений. Часто бывает, что девушка отказывается общаться, не звонит сама и не отвечает на звонки от парня. Это абсолютно нормально в условиях, когда она злая и обиженная. Эту ситуацию мужчины склонны рассматривать как негативную, но это не совсем так.

Преимущества удаленного общения :

  • писать первому менее рискованно, чем напрашиваться на разговор - девушка может ответить или нет, эмоции и негативные реакции обоих остаются за кадром и не портят впечатления от общения;
  • текст, написанный в письме или по СМС, можно обдумывать как при первом обращении, так и в процессе переписки - это предохраняет от спонтанных неудачных высказываний;
  • писать можно неограниченно, а значит, все время проявлять внимание и показывать бывшей или настоящей любимой, что о ней помнят и хотят с ней поддерживать связь;
  • при виртуальном общении легче скрыть волнение и недостатки внешности.

Нужно помнить и недостатки общения по переписке: труднее обаять, отсутствует контакт глаз, невозможно обнять и поцеловать в подходящий момент, не слышно интонации и искренности слов. Поэтому как только девушка дает обратную связь, нужно стараться назначить с ней встречу.

Что делать?

Кроме разговоров, необходимо действовать, именно по поступкам многие девушки оценивают парней.

Что можно делать, чтобы помириться:

Действие Объяснение, примеры
Проявить заботу

В какой бы ссоре ни была пара, но парню ничего не мешает проявить свои мужские качества с помощью заботы:

  • Если отношения носили семейный характер, продолжать обеспечивать девушку - нет ничего более низкого, чем "наказывать" ее деньгами, особенно если созданы условия, когда она материально зависима и это всех устраивало.
  • Интересоваться, нужна ли ей "мужская" помощь и оказывать ее: починить дверную ручку или кран, помочь донести покупки.
  • Если раньше было принято, чтобы мужчина забирал женщину с работы - не прекращать это делать, в крайнем случае присылать за ней такси.
  • Заботиться о ее здоровье - записать ее к врачу, привезти продукты и лекарства, если болеет.

Любая женщина растает от таких поступков. Гораздо выигрышнее они характеризуют мужчину, который, совершая их, не кичится и не претендует на "благодарность". Пусть они выглядят органично - парень делает это, потому что ему приятно облегчить жизнь любимой, а не потому, что хочет показать, какой он хороший

Проявить внимание

Проявлять внимание можно с помощью материальных средств или без них. Эффективные способы:

  • Написать на асфальте приятные слова, девушка прочитает их, когда выйдет из дома.
  • Доставить ей цветы.
  • Пригласить на свидание в любое место.
  • Подарить ей то, о чем она давно мечтала.
  • Постоянно интересоваться, как у нее дела, самочувствие, какие планы, даже если она не отвечает или отвечает грубо - она имеет право, важнее мужской поступок
Решиться на кардинальные перемены Если парень понял, что жизнь без этой девушки стала невыносима и уверен, что она - то, что ему нужно в жизни, - самое время сделать ей красивое предложение руки и сердца
Задобрить ее подруг и родственников

Парень, который сумел завоевать симпатию мамы и подруг девушки, получил себе союзников и отличную группу поддержки. Если она не хочет общаться, он может позвонить ее близким и искренне рассказать о своем раскаянии и любви. Они гарантировано ей передадут, и ее сердце растает - ей будет приятна такая настойчивость и то, что мужчина не стесняется сказать о главном "при всех"

Как правильно отстоять свою позицию?

Если в конфликте были виноваты оба, парень в силу разных причин решил помириться с девушкой первым, но есть что-то, что он хотел бы изменить в избраннице - это обязательно нужно попытаться сделать. Если "проглотить" ситуацию, то она с большой вероятностью повторится и не раз и тогда претензии будут нелогичны: если та или иная черта устраивала раньше, то какие могут быть вопросы сейчас.

Советы психологов, как отстоять свою точку зрения:

  1. 1. На момент обсуждения проблемы пара должна уже помириться и сблизиться, а эмоции поутихнуть.
  2. 2. Говорить об этом в контексте проблемы и с просьбой: "Я вот почему так плохо поступил - твои действия/слова вызвали такую реакцию. Я был неправ и больше так поступать не хочу, но мне бы очень хотелось, чтобы ты тоже так не делала". Упреки и переход на личности запрещены.
Последствия общения с психологом имеют большую личностную значимость будь то ребенок или взрослый.

Каким будет вмешательство психолога — развивающим или разрушающим личность клиента - зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности.

Проект этического кодекса был принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26-28 мая 2003 года.

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога- психолога системы образования России.

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Но всегда ли Этический кодекс может выполнять все указанные функции? Разберем некоторые принципы.

ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.*

4.Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

К сожалению, принцип конфиденциальности часто не соблюдается практикующими психологами в полной мере. Разглашение информации порой и не несет в себе цели нанесения вреда клиенту, но, тем не менее, это происходит. Часто кажется, что если мы сообщим информацию об «интересном» случае своим друзьям или родственникам, то ничего плохого не произойдет, они ведь его и знать не знают и не встретят никогда ни его самого, ни его родственников. Но имеем ли мы на это право? Нет, не имеем. Таким образом, подрывается авторитет, не только нас как специалистов, но и психологии в целом. Клиент доверяет нам информацию о своей личной жизни, и мы не имеем права её разглашать кому бы то ни было, а тем более обсуждать это с не профессионалами в этой области. Есть и другой аспект этой проблемы, когда мы вынуждены сообщать информацию по запросу администрации. Психолог должен уметь преподносить это информацию таким образом, что не на нести вред клиенту. А каждый ли специалист об этом задумывается? У нас есть запрос, мы провели диагностику, сделали выводы и ответ на запрос готов, а на то чтоб обработать этот ответ, сделать его «безопасным» для клиента, времени нет, да и в администрации вроде бы нормальные взрослые люди, воспользуются информацией в нужном ракурсе. Но мы не можем гарантировать этот нужный ракурс, мы обязаны сделать так, чтоб информация была воспринята и использована на благо клиенту, а не абы как.

ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

У каждого практикующего психолога есть батарея тестов, которые он использует в своей работе для диагностики. Есть рекомендуемые и часто используемые методики, есть менее популярные. На данный момент все возможных тестов множество, психолог может выбрать себе практически любые и использовать их в своей работе, но может ли он отвечать за их качество, за их соответствие целям и задачам, поставленным в работе? Может ли грамотно психолог, особенно начинающий, определить границы своих возможностей? Работая в школе, нужно уметь использовать многие методики, и использовать их грамотно. Далеко не каждый психолог может признать, что он чего-то не умеет или не знает. Боязнь потерять свой авторитет в глазах администрации или показать свою несостоятельность в какой либо области, зачастую приводят к тому, что нарушается процедура диагностики, делаются ошибочные выводы. Все это неблагоприятно отражается на клиенте, именно его интересы при этом страдают в первую очередь.

ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

(В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие).

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

Психолог не должен всю ответственность брать на себя.

Его задача более сложная - постепенно сформировать чувство и готовность к ответственности у консультируемых клиентов. Сам же консультант отвечает за саму организацию такой помощи, но не за принимаемые решения - это право (и ответственность) принадлежит клиенту как субъекту самоопределения.

ПРИНЦИП БЛАГОПОЛУЧИЯ КЛИЕНТА

1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям,

3 В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

4 Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

Относиться безоценочно к клиенту очень трудно, так или иначе у нас складывается свое мнение о нем, ещё до начала проведения каких либо мероприятий. Это может нанести вред клиенту. Опасность заключается в том, что составляя свое мнение о нем, давая ему оценку, мы заранее настраиваем себя на определенный тип реакции с его стороны, мы интерпретируем его поведение, высказывания через призму собственного мнения, благодаря чему информация искажается.

В конфликтных ситуациях психолог обязан руководствоваться интересами ребенка, но данная позиция может вступить в противоречие с позицией администрации учреждения. Далеко не каждому психологу «хватит духа» противоречить «начальству», а использовать юридическую базу умеют далеко не все, к тому же часто в конфликтных ситуациях, которые переходят на личностный план, юридическая база - не аргумент.

Кроме того, в своей работе практический психолог сталкивается с так называемыми этическими проблемами и «соблазнами»:

  • Соблазн власти.

Известно, что у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми от себя.

Плохо, когда власть над поступками и действиями других людей становится для кого-то самоцелью.

  • Соблазн самокрасования на работе возникает тогда, когда психолог использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей.

Но, с другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на клиента (не уметь нравиться ему) тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении «Производить впечатление» найти такую меру, которая не превратила бы консультацию в театр одного актера и позволила бы максимально проявить себя и консультируемому клиенту.

  • Соблазн следования «методическим модам» возникает тогда, когда в погоне за самыми последними новинками в практической психологии специалист тратит массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевает освоить ни одну из них.

Но, с другой стороны, психологи, действительно, не должны отставать от последних новинок. Вероятно, здесь требуется определенная мера.

  • Соблазн работать «вразнос» возникает тогда, когда психолог забывает о своем здоровье и об интересах своих родных и близких.

Например, психолог, чтобы не показаться «черствым», всем раздает свой телефон, постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнительные встречи со своими клиентами, которым, быть может, действительно, больше не с кем общаться.

Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда психолога-практика приводит его самого в психиатрическую больницу. Примечательно, что с синдромом «эмоционального сгорания» психолога одни авторы связывают его самозабвенность в работе, чрезмерное сочувствие, мягкость, другие авторы наоборот, с авторитаризмом и низким уровнем эмпатии.

Рассмотрев некоторые этические принципы и проблемы, с которыми сталкивается психолог, можно сделать вывод о том, чтовыполнение данных положений всецело ложиться на совесть психолога. Проверить, следует ли психолог данным принципам в работе или не следует очень сложно. Конечно, создается комиссия по регуляции соблюдения Этических норм, но не возможно проследить работу каждого психолога в каждом отдельном взятом учреждении. Многие клиенты, приходящие к психологу могут и не знать о своих правах (не каждый психолог в силу различных причин сообщает своим клиентам об их правах) и обязанностях самого психолога, некоторые не сообщают о нарушениях психологом этических норм.

Не прописана и мера «наказания» психолога за не соблюдением им Этических норм, не сказано является ли это «преступлением». Возможно, это является следствием того, что последствия нарушения кодекса различны, прогнозировать их заранее сложно, дифференцировать тоже. Однако может быть как раз вследствие того, что нет «меры наказания» за подобные нарушения, данный кодекс не имеет особой силы для психологов и воспринимается как некие предписания, образец как должно быть. И отношение соответствующее - ну подумаешь, отступил пару раз, ну и ладно, никто и не заметит. Тем не менее, нарушение Этического кодекса - это нарушение прав личности, ущемление прав личности, за которое специалист должен нести ответственность.

Этический кодекс психолога

Любое социально-психологическое исследование должно проводится не только в пространстве науки. Существует еще и социокультурный контекст, настоятельно требующий от нас учета норм морали и этики. Если социальный психолог действует вне этических постулатов, он действует и против нашей науки тоже, ведь общество теряет доверие к нам после таких действий. Показательным в данном случае является реакция такого неоднозначного сообщества как «народные целители», «парапсихологи», «экстрасенсы» на обещания Г. Грабового воскресить погибших детей Беслана. Всегда воюющие друг с другом, всегда критикующие друг друга А. Кашперовский, А. Чумак, Ю. Лонго объединились в жесткой критике своего коллеги, разрушающего своими действиями доверие к их сомнительному ремеслу.

В России сегодня действую Этический кодекс психолога, принятый на Третьем съезде Российского психологического общества в 2003-м году в Санкт-Петербурге. Это очень сложный, многостраничный документ, написанный достаточно запутанным и невнятным языком. Возможно именно из-за своей чрезмерной сложности этот Кодекс фактически не работает. Мы честно пытались перевести основные положения данного документа на доступный для учебного усвоения язык, но были вынуждены оставить это занятие. Поэтому при изложении основных этических постулатов социально-психологического исследования мы опираемся на зарубежные документы, прежде всего, положения Общества психологов Шведского королевства. Они включают в себя пять основных принципов и три безусловных запрета. Рассмотрим все последовательно.

Первым принципом является принцип анонимности социально-психологического исследования. Что это значит? Это означает обязательное кодирование имен испытуемых. Никаких имен, никаких фамилий, даже инициалов указывать не надо. В США этот принцип реализуется очень просто. Существует два сейфа, ключи от которых имеются у двух разных психологов. В одном из сейфов хранятся сырые ответы испытуемых, а во втором – ключи к тестам, таблицы интерпретации результатов, психологические портреты и иной результирующий материал. Соответственно, дать заключение по результатам тестирования можно лишь в случае встречи двух психологов. В России, к сожалению, такой заботы об испытуемом нет. Принцип анонимности сплошь и рядом нарушается, особенно в школах. Более того, некоторые особо «сообразительные» учителя любят зачитывать результаты социометрии вслух всему классу. Мотивировка такого антипедагогического действия по педагогически очаровательна: «Чтобы ты, негодяй Сидоров, знал, как люди к тебе относятся!!». Ну, низкий профессиональный уровень отечественных педагогов давно стал притчей во языцах и нам доводилось встречать социометрические данные вывешенные в школах на досках объявлений. Можно и дальше удивляться вопиющей тупости и нравственной глухоте школьных учителей, но просто поставим точку.

Второй принцип – принцип добровольности . Никто не может быть принужден к участию в социально-психологическом исследовании без его согласия. К сожалению и тут наша школе демонстрирует свою особую специфику. Нам доводилось слышать фразы: «Так, к нам пришел психиолог, будем тестироваться! А кто не будет тестироваться, завтра придет с родителями!». Инфоррмация, полученная таким принудительным путем, вряд ли будет полезна социальному психологу. Именно в силу своей принудительности.

Третий принцип – принцип использования данных . Сегодня у социального психолога может появиться много разных заказчиков. Например, в одном из вузов Санкт-Петербурга была пресечена попытка зачислить на обучение лиц, тесно связанных с одной из криминальных группировок Уральского региона. Численность этой группы составляла почти 20-ти человек и получать они должны были дополнительное образование по психологии. Особо интересовали их проблемы внушения, манипуляции, техники мягкого гипноза и НЛП. Кроме того, заказчиком социально-психологического исследования может выступить и тоталитарная секта или деструктивный культ. Нам доводилось беседовать со специалистами, занимавшимися проблемами реабилитации членов Белого братства. Они отмечали мощность психологических процедур, искаживших сознание адептов этой тоталитарной секты, отмечали многослойность искажений личность жертв этого агрессивного деструктивного культа с рериханианскими корнями.

Четвертый принцип – принцип информированности закзчика . В какой-то мере реализация этого принципа является продолжением первого из упомянутых принципов. Испытуемого надо любить и думать чуть дальше, чем сдача задания заказчику. Сегодня, допустим, руководит школой милейшая Анна Ивановна, чуткая, тактичная, деликатная. А завтра возглавит ее Егор Петрович, бывший полковник, и будет орать при всех на ученика: «Мало того, что ты – лодырь! Так у тебя еще и нейротизм повышенный!». Чтобы избежать подобных последствий, социальному психологу надо обладать способностью к стратегическому мышлению и глядеть далеко вперед.

Пятый принцип понятность результатов исследования для заказчика . Социальные психологи очень часто любят разговаривать на своем, «птичьем» языке. Не надо жонглировать терминами. Конечно, такой разговор отсекает «избранных» от «непосвященных», но такое размежевание не всегда есть благо. Представьте владельца фирмы, человека с техническим или юридическим образованием. Вы провели по его заказу исследование, выявили некоторые тенденции и написали отчет. Однако текст отсчета перенасытили когнициями, транспозициями, транзакциями, диспозициями и когнитивным диссонансом с косонансом. Владельцу не хочется выглядеть полным идиотом, он слушает ваш рассказ и вдумчиво кивает головой. Однако, после вашего ухода, отчет отправляется в архив, а владелец зарекается впредь иметь дело с психологией вообще. Ситуация не столь фантастическая, как может показаться на первый раз. Двое из моих коллег рассказывали, что в свое время им пришлось совместно поработать переводчиками. Переводили они исследовательский отчет с психологического на русский язык. Заказчиком выступало одно из региональных отделений партии «Единая Россия», а исполнителем – доктор психологических наук, профессор и т.д. Отчет был составлен с обилием терминов и цифр и вызвал у регионал откровенный ступор. А на носу была предвыборная компания, для которой, собственно говоря, исследование и заказывалось.

Что же касается безусловных запретов, то они следующие. Во-первых, запрещено решать проблему за клиента . Клиент будет постоянно пытаться переложить решение проблемы на социального психолога, но от этого надо уклоняться. Максимум, что может позволить себе исследователь, это выступить в качестве психологического зеркала. На самом деле у клиента всегда есть готовое решение для его проблемы. Нам надо помочь ему это решение осознать и проговорить. И ничего больше.



Во-вторых, нельзя вступать в материальные отношения с клиентом помимо гонорара. К слову, вопрос о гонораре в разных психологических школах решается по-разному. Психоаналитики считают необходимым, чтобы клиента и психолога связывали материальные отношения и рекомендуют передачу денег из рук в руки. Когнитивисты же предпочитают безналичную оплату, максимум – передачу денег через медсестру. Деньги не должны замутнять отношения между клиентом и психологом. Вернемся, однако, к запрету. Допустим, вы осуществляете некий исследовательский проект. Результаты вашей работы понравились владельцу фирмы и он предлагает вам работать дальше вместе. Вы имеете право согласиться на такое сотрудничество, но после этого вам придется отказаться от консультирования фирмы вашего финансового партнера. Ее надо предать другому специалисту. К слову, все тот же Зигмунд Фрейд сплошь и рядом нарушал этот запрет. Опубликованные сегодня документы показывают, что отец психоанализа часто «интерпретировал» результаты своего исследования в «нужную сторону», в том числе, и вопреки основных постулатов своего учения, если это сулило ему ощутимую материальную выгоду.

Третий запрет запрет вступать в интимные отношения с клиентом . В США существует одно строгое законодательное ограничение. Если педагог, психолог, врач, тренер меньше чем через два года после акта служебного взаимодействия вступают в брак со своим клиентом, пациентом, учеником, то они лишаются диплома. Срок в два года возник не случайно. Методами психоанализа доказано, что искусственно влюбить другого человека в себя можно. Но только на срок в четырнадцать месяцев. Последующее время необходимо для окончательного исчезновения искусственно навязанного чувства.


Репрезентативность - (от франц. representatif - показательный) - соответствие характеристик, полученных в результатевыборочного наблюдения, показателям, характеризующим всю генеральнуюсовокупность.

Предметом деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы, воздействующие на нее. Причем, если в академической психологии психическая реальность оказывается как бы поделенной на отдельные понятия и категории, мыслимые в рамках тех или иных объяснительных схем, научных теорий и направлений, то особенностью психологической практики является то, что человек в ней предстает целостно, в единстве своих специфических процессов, качеств, способностей. Поэтому психолог - практик вынужден использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики. Логика психолога - практика - это логика действия, направленного на использование результатов научного исследования в интересах тех, кто обратился к ним за помощью. Это означает, что практик работает с теми, кто сам обращается к нему за определенным видом услуг. Психолог работает с «клиентами» - лицами, нуждающимися в психологической помощи. Психолог - практик всегда опирается на выявленную в ходе научных исследований норму. Он знаком со всеми пониманиями нормы в современной психологии. Практик переводит затруднения клиента на язык психологической науки, осмысливает их в терминах общей психологической теории и описывает в психологическом диагнозе. Психолог -практик применяет профессиональные специальные навыки и умения, помогающие корректировать отклонения от нормы у клиентов. Общую логику работы психолога - практика можно описывать через возврат состояния клиента к норме.

В своей работе психолог - практик обязан руководствоваться профессионально - этическими нормами, выражающимися в этических принципах:

1) Принцип соблюдения тайны.

Деятельности практического психолога, как и многим другим видам деятельности свойственна профессиональная тайна - следование правилу, согласно которому определенная информация может быть известна только узкому кругу специалистов. Этого требуют интересы клиента, а также самого психолога. Это задача не простая. Позиция и статус психолога в системе профессиональной коммуникации таковы, что он обязан предоставлять определенную психологическую информацию. Под этим видом могут предъявляться требования и относительно персональной информации. Профессиональный долг психолога не позволяет ему предоставлять информацию о клиенте большинству должностных лиц.

Прежде всего, психолог отстаивает права своего клиента, и конфиденциальность является их существенной частью. Соблюдение профессиональной тайны отражает принцип конфиденциальности, который разделяют все психологи мира. В то же время профессиональная тайна и конфиденциальность имеют свои границы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психолог примет меры для ее предотвращения. А это может потребовать вмешательства других людей и разглашения информации. Например, психолог не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве, преступлении или побеге ребенка из дома. О возможности обсуждать проблему клиента с коллегами, также сообщается на начальной стадии работы. В группе психолог прикладывает усилия к формированию таких групповых норм, которые создают атмосферу конфиденциальности;

2) Принцип не нанесения ущерба.

Принцип не нанесения ущерба - один из основных принципов деятельности практических психологов, предполагающий, что результаты, полученные в ходе взаимодействия с клиентом, ни в коем случае не должны причинить ему вред. Этот принцип имеет медицинское происхождение. Он призывает психолога к сдержанности и даже известному консерватизму во всем, что затрагивает здоровье, социальное положение и способность человека решать свои проблемы. Клиент может быть травмирован в процессе общения с психологом в результате получения ошеломляющей его информации о себе, своем поведении, с которым он не знает, что делать. Он может укрепиться в мысли о невозможности найти нужную ему помощь. Неправильные действия психолога могут сформировать зависимость и пассивность клиента. Вред может быть нанесен неосторожным поведением психолога с людьми, которые имеют власть над клиентом, и могут употребить во зло все, что они узнали из общения с психологом. Психолог должен применять только апробированные методики, отвечающие современным научным стандартам. Всю свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Он уважает основополагающие человеческие права, определенные всеобщей Декларацией прав человека;

  • 3) Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов;
  • 4) Принцип комплексной диагностики и психологической помощи. Он предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетание методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения достоверности исследования;
  • 5) Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог создает условия, чтобы обратившийся за помощью человек чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Психолог проявляет доброжелательное отношение, умение слушать, понимать, осмысливать, относиться серьезно к неприятностям и проблемам клиента;
  • 6) Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации должны быть обязательно полезны для того, кому даются;
  • 7) Принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений предполагает, что психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности. Он должен четко представлять границы своих профессиональных возможностей, применять только проверенные методы работы.