Плюсы изучения французского языка. Преимущества изучения французского языка по скайпу

Как лучше изучать французский язык — с носителем или с российским преподавателем? Не спешите с ответом, давайте рассмотрим подробно плюсы и минусы обоих вариантов.

Что даёт нам в изучении языка носитель? В исполнении носителя французского языка мы слышим произношение, интонацию, ритм, мелодику речи. Мы начинаем чувствовать и воспринимать систему и структуру языка – не оттого, что выучиваем правила и массу исключений, а потому, что у нас включается внутренний, природный механизм распознавания речи.

Языковая среда – это питательный раствор, в котором наши навыки будут произрастать быстрее всего.

Это были вполне очевидные плюсы изучения с носителем, а теперь давайте о минусах.

Носители языка бывают разными. Оглянитесь вокруг: всякий ли человек из вашего окружения, носитель русского, мог бы стать достойным образцом для подражания его речи? Достаточно ли грамотна и культурна речь этого человека, хороша ли дикция? Согласитесь, что этим требованиям в должной мере соответствует далеко не первый встречный носитель. А на примере современных школьных учителей русского приходится признавать печальный факт: даже наличие профильного образования не является гарантией того, что человек правильно говорит по-русски. Оценить действительный уровень носителя, с которым вы собираетесь учить не родной, а французский язык, гораздо сложнее, чем уровень учителя по русскому! На практике качественного преподавателя-носителя встретить не так-то просто. Те из вас, кто уже сталкивался с такой проблемой, знают, о чём идёт речь: преподавать на курсы в качестве «преподавателей-носителей» приезжает кто угодно, люди с улицы в буквальном смысле слова — наскоро обученные «преподавать» домохозяйки, официанты и прочие искатели заморского счастья.

Кроме того, западная манера преподавания очень существенно отличается от российской, и не всегда в лучшую сторону.

Языковая среда является панацеей? Не факт. Вспомните, сколько у вас знакомых, живущих долгие годы за границей, но так и не говорящих на французском. Как это вообще может быть? Франкоязычная среда является средой психологически агрессивной, особенно для взрослого человека. У детей адаптивные механизмы гораздо выше. Дело совершенно не в отношении к вам местных жителей – они могут быть весьма доброжелательно настроены, а в реакции вашего мозга, для которого вся эта ситуация является крайне жёстким стрессом. Реакция на стресс сугубо индивидуальна. Мало у кого из нас стрессоустойчивость настолько совершенна, чтобы такое «погружение» оказалось действенным в плане изучения языка, а не негативным в отношении психики и нервной системы. Поэтому зачастую человек просто абстрагируется от всей этой чуждой ему иностранной среды, оставляя себе маленькое окошко в окружающий мир. В этом «окошке» достаточно знать определённый набор иностранных фраз и необходимые маршруты для передвижения.

*Поскольку упомянуто «погружение» в языковую среду, необходимо уточнить этот термин. В советское время метод погружения практиковали в определённых структурах. И даже учитывая строгий отбор курсантов, далеко не всем этот метод оказался полезен. Также примите во внимание то, что на «погружение» никогда не попадали новички, а только лишь слушатели, уже обладавшие высоким уровнем развития навыков французского языка. Тем не менее, значительная часть курсантов, вместо продвижения в языке получала мощные симптомы крайнего стресса: головные боли, расстройства сна и так далее. Этот опыт стоит учитывать, если собираетесь изучать язык подобным методом. Готовы ли вы к погружению в язык? Достаточен ли ваш уровень навыков? И самое главное: отвечают ли ваши психологические особенности такому методу? Также важно знать, что подлинный метод погружения предполагает полное отсутствие какого-либо общения на родном языке в период обучения. Но если вам предлагают вечерние посиделки в языковом клубе, называя это «погружением», смело соглашайтесь, если вам нравится собирающаяся там компания: это просто языковая практика в форме живого общения, а не погружение. Тут нет противопоказаний.

Не стоит ли признать, исходя из вышеизложенного, что изучение языка с отечественным преподавателем более надёжно и продуктивно?

Начнём с самого очевидного факта: отечественные преподаватели, как и носители, бывают разные. Среди них есть люди, которые по-настоящему хорошо владеют тем языком, который преподают, и одновременно находятся на высоте в методическом отношении, то есть умеют донести свои знания до учащихся. Но таких преподавателей крайне мало, даже в столице. Краткая иллюстрация: многолетний опыт Центра языковой психологии в очном обучении показал, что для того, чтобы найти на испытательный срок одного преподавателя, следует обработать не менее 50 резюме. Потом примерно с 30 выбранными кандидатами поговорить по телефону, чтобы назначить 10 собеседований. Из 10 к работе на пробный период допустить можно 1. Явно, не у всех есть возможности и необходимые профессиональные навыки для проведения подобного кастинга.

Главный плюс занятий с отечественным преподавателем заключается в том, что это именно тот человек, который введёт вас в французский язык, отталкиваясь от родного. Все правила грамматики вам объяснят понятным языком, на простых примерах. С лексикой вы тоже пойдёте от родного языка, выучивая значение французских слов, эквивалентных родным. Этот путь гораздо более психологически комфортен, чем изучение французского языка с носителем, особенно с нуля.

В чём минусы? В подавляющем большинстве случаев, надолго засев с русским преподавателем, вы так и не расстанетесь с русским. Вы приучитесь постоянно переводить с русского на французский и обратно, письменно и устно, вместо того, чтобы научиться автоматически переходить на французский язык в ситуации общения.

Другая проблема знакома тем, кто уже изучал какой-либо язык с носителем. Занимаясь с отечественным преподавателем, в 99 случаях из 100 вам придётся мириться с русским произношением французских слов. Для кого-то это приемлемо, а кому-то режет ухо настолько, что этот вариант сразу же отпадает. Помимо субъективного фактора нравится — не нравится, здесь есть и объективный момент: пока вы слушаете «русский вариант» французского языка, ваш слух не тренируется ни в малейшей степени. А ведь без него не построить ни понимания на слух носителей, ни произношения.

Уникальность метода CLP в том, что он объединяет в себе носителя языка, языковую среду и отечественную систему преподавания с опорой на родной язык. Созданием программ CLP занимались высококлассные отечественные переводчики, преподаватели, методисты, психологи — с одной стороны, и преподаватели, дикторы-носители языка с другой стороны.

Преподаватели-носители осуществляли правку текста словаря, чтобы французская речь не звучала «калькой с русского», а была естественной. Диктор-носитель проводил озвучивание текста. Поэтому в программах CLP вы получаете грамотную и натуральную французскую речь. Эта речь включает в себя не только отдельные слова, но самое главное — речевые шаблоны (фразы, предложения, диалоги), опираясь на которые вы сможете быстро начать понимать и самостоятельно говорить на французском языке.

По методу CLP вам не просто подаётся озвученная речь. Она организована в определённую систему, языковую среду. Чтобы языковая среда не стала для вас стрессом, вы проходите тестирование для подготовки программы, а мы просчитываем алгоритм подачи материала. Выше шла речь о том, что стресс включает защитные механизмы, которые, как правило, способствуют не усвоению информации, а её отторжению. В индивидуальных программах CLP такой вариант исключён.

Почему за основу взята отечественная система преподавания? Потому что это как раз тот случай, когда советское означало лучшее. Эта система преподавания также опиралась на накопленный ранее опыт и была отточена до совершенства, чтобы давать быстрые и ощутимые результаты изучения французского каждому учащемуся.

О том, какие результаты получаются при изучении французского по программам CLP, лучше всего

Как приступить к обучению

Выберите программу, воспользовавшись описанием программ на сайте.
Пройдите тестирование для подготовки программы: .
Обсудите со специалистом все интересующие Вас вопросы по составлению своего персонального курса.
Мы направим Вам ссылку для оплаты, и после её получения приступим к подготовке программы. В течение 5 дней Ваша программа будет готова, и Вы получите ссылку для её скачивания.
Если у Вас есть вопросы, обращайтесь: [email protected], Нина Брянцева, лингвистический психолог Центра языковой психологии (CLP).

Более 200 миллионов человек на 5 континентах разговаривают на французском языке. Французский — второй по популярности (после английского) язык, изучаемый в качестве иностранного языка. Французский — девятый среди языков, на которых говорят в мире.

2. Язык карьеры

Говорить по-французски и по-английски — это козырь, способный приумножить шансы найти работу на международном рынке труда. Знание французского языка открывает двери французских предприятий как во Франции, так и за границей во всех франкоговорящих странах (Канада, Швейцария, Бельгия, ряд африканских стран). Франция находится на пятом месте по торговле в мире и на втором по иностранным инвестициям, т.е. является крупнейшим деловым партнером.

3. Язык культуры

Французский — интернациональный язык кулинарии, моды, театра, изобразительного искусства, танца и архитектуры. Знать французский — иметь доступ к оригинальным текстам великой литературы, а также к кинематографу и песне. Французский — это язык Виктора Гюго, Эдит Пиаф, Жан-Поля Сартра, Алэна Делона и … Зинедина Зидана!

4. Язык путешествий

Франция — самая посещаемая туристами страна (более 70 миллионов туристов в год). Со знанием французского будет намного приятнее путешествовать по Франции (в Париж и на Лазурный Берег, на заснеженные вершины Альп и по суровым берегам Бретани), а также появится возможность лучше понять французскую культуру, менталитет и «искусство жизни» на французский лад. Французский пригодится и в Африке, Канаде, Монако, на Сейшеллах …

5. Язык высшего образования

Со знанием французского языка можно поступить в престижные университеты и высшие школы Франции. Студенты, знающие французский язык, могут рассчитывать на стипендию французского правительства при обучении на третьей ступени высшего образования по всем дисциплинам и получить диплом международного образца.

6. Альтернативный язык международного общения

Французский язык — рабочий и официальный язык ООН, ЕС, ЮНЕСКО, НАТО, Международного Олимпийского комитета, Международного Красного креста и многочисленных международных правовых организаций. Именно на французском языке разговаривают во всех трех городах, где располагаются органы управления Европейского союза — в Страсбурге, Брюсселе и Люксембурге.

7. Язык для знакомства с миром

Французский — третий язык в Интернете (после английского и немецкого). Понимать французский, значит знать другую точку зрения на происходящее, общаясь с франкофонами по всему миру и читая / слушая / смотря масс медиа на французском языке (TV5 , France 24 , Radio France Internationale).

8. Язык, приятный для изучения

Французский — язык, который несложно выучить. После небольшого усилия с вашей стороны, можно быстро достичь уровня, позволяющего общаться на французском.

9. Язык — мостик к другим языкам

Зная французский язык, легко выучить другие языки, особенно те, которые принадлежат к романской группе (испанский, итальянский, португальский, румынский, молдавский), а также английский, т.к. 50% современного английского словаря составляют французские по происхождению слова.

10. Язык любви и логики

Изучать французский язык приятно, т.к. это красивый, богатый и мелодичный язык, который часто называют языком любви. С другой стороны, французский язык — аналитический язык, который структурирует мысль и развивает критическое мышление.

Статья подготовлена по материалам Министерства иностранных дел Франции (

Когда речь заходит об изучении французского языка, многие из нас сразу же пытаются понять, разумно ли это с практической точки зрения. Честно говоря, просто навскидку тяжело назвать практические области его применения. Да и на первый взгляд кажется, что нигде кроме Франции и Канады вас с этим языком не ждут. И в то же время мы видим, что французский язык достаточно популярен, ведь им наряду с английским, немецким и испанским заинтересована масса полиглотов.

Так сколько же франкоговорящих живут среди нас? В каких странах говорят на французском? В каких общественных организациях французский используется как рабочий язык? Ответы на эти вопросы вы получите ниже, прочитав о некоторых связанных с французским языком фактах.

Резонный вопрос: сколько же в мире людей, говорящих на французском языке ? Однако точный ответ дать непросто. По данным одного из этнологических исследований, в 1999 году французский был одиннадцатым из наиболее распространенных в мире языков, включая 77 миллионов носителей и 51 миллион изучающих его как иностранный. В настоящее время французский является вторым по изучаемости языком (http://samogo.net/articles.php?id=2207).

В 33 государствах сегодня французский язык признан государственным или одним из государственных. Для сравнения: английский признан официальным языком в 45 странах.

Французский является официальным языком Франции и её бывших колониальных территорий. Вот подробный список из 14 стран:

  1. Бенин;
  2. Буркина Фасо;
  3. Центральноафриканская республика;
  4. Демократическая республика Конго;
  5. Республика Конго;
  6. Кот д’Ивуар;
  7. Габон;
  8. Гвинея;
  9. Люксембург;
  10. Мали;
  11. Монако;
  12. Нигер;
  13. Сенегал;
  14. Того.

Французский также является официальным языком в некоторых регионах многоязычных стран, таких как:

  1. Бельгия (Валлонский регион);
  2. Канада (провинции Квебек и Нью-Брансуик);
  3. Швейцария (Кантоны Юра, Женева, Невшатель и Во).

Французский признан одним из официальных языков в следующих странах:

  1. Бельгия;
  2. Бурунди;
  3. Камерун;
  4. Канада;
  5. Нормандские острова (Джерси и Гернси);
  6. Коморы;
  7. Джибути;
  8. Экваториальная Гвинея;
  9. Гаити;
  10. Мадагаскар;
  11. Руанда;
  12. Сейшелы;
  13. Швейцария;
  14. Вануату.

Во многих странах французский играет важную роль в качестве языка международного общения , а также попросту языка, на котором разговаривает часть населения:

  1. Алжир;
  2. Андорра;
  3. Аргентина;
  4. Бразилия;
  5. Камбоджа;
  6. Кабо-Верде;
  7. Доминика;
  8. Египт;
  9. Греция;
  10. Гренада;
  11. Гвинея-Бисау;
  12. Индия;
  13. Италия;
  14. Лаос;
  15. Ливан;
  16. Мавритания;
  17. Маврикий;
  18. Марокко;
  19. Польша;
  20. Сент-Люсия;
  21. Сирия;
  22. Тринидад и Тобаго;
  23. Тунис;
  24. США (Луизиана, Новая Англия);
  25. Ватикан;
  26. Вьетнам.

Канадские провинции Онтарио, Альберта и Манитоба имеют значительную часть франкоговорящего населения.

Хотя во многих странах французский не является ни официальным, ни слишком популярным языком, тем не менее Албания, Болгария, Чехия, Литва, Македония, Молдавия, Румыния и Словения являются членами организации Франкофонов или имеют с ней тесные связи.

Французский считается международным языком не только из-за того, что на нем говорят в десятках стран, но также и потому, что он является одним из рабочих языков во многих международных организациях, таких как:

  • Африканский союз (АС);
  • Международная амнистия;
  • Совет Европы;
  • Европейская комиссия;
  • Интерпол;
  • Международный уголовный суд;
  • Международный олимпийский комитет;
  • Международная организация по стандартизации (ISO);
  • Международное движение красного креста и красного полумесяца;
  • Врачи без границ;
  • Североамериканская зона свободной торговли (NAFTA);
  • Организация Североатлантического договора (NATO);
  • Организация экономического сотрудничества и развития (OECD);
  • ООН (UN);
  • Всемирная организация здоровья (WHO);
  • Всемирная торговая организация (WTO).

После всего вышеперечисленного не остаётся никаких сомнений в практичности французского языка. Его востребованность во многих регионах мира и служит его широкой популярности. С другой стороны, многие из изучающих французский признаются, что их покорила красота и певучесть, которая присуща этому поэтичному языку. Что же, с этим спорить невозможно, это только ещё один плюс и ещё один стимул задуматься об изучении французского языка.

Роль французского языка в мире весьма велика. На протяжении нескольких столетий он играет одну из ключевых ролей в международных коммуникациях и взаимодействии. Во многих странах он является вторым государственным языком. Люди общаются на французском языке на пяти континентах: в Европе, Америке, Африке, Азии и Океании. Он занимает 12-е место по распространенности в мире, уступая английскому, испанскому, китайскому и др. языкам.

Однако по популярности изучения в качестве второго иностранного языка он прочно закрепился на почетном втором месте. Эта мировая тенденция в полной мере отражается и на российской системе образования. Во всех городах и крупных населенных пунктах Российской Федерации имеется целый ряд школ, специализирующихся на углубленном изучении французского языка. Для изучения французского языка в качестве второго иностранного разработано несколько серий УМК, рассчитанных на полноценное преподавание этого предмета, начиная с 5 или 7 класса. В нашей школе мы изучаем французский язык по УМК Н.А. Селивановой и А.Ю. Шашуриной «Синяя птица», одному из лучших учебников, нацеленных на преподавание французского языка в старших классах с опорой на первый иностранный язык - английский.

Французский - это один из 6 официальных языков ООН. На многочисленных международных научных съездах и симпозиумах по философии, психологии, праву и медицине используют французский язык. Он является официальным рабочим языком практически всех международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ, ВПС, ЕС, НАТО, Совета Европы и т.д. А во Всемирном Почтовом Союзе он является единственным рабочим языком. Французский язык также является официальным языком крупных неправительственных организаций, в частности, Олимпийских игр и FIFA.

Французский - один из официальных языков Швейцарии, Люксембурга, Канады и Бельгии. Однако лишь в двух государствах говорят только на французском языке - во Франции и в Монако. Так же на нем говорят жители государств: Демократическая республика Конго (42 % населения), Мали (52 %), Нигер (15 %), Сенегал (62,5 %), Буркина Фасо (10 %), Кот д, Ивуар (80 %), Гвинея (10 %), Того (40 %), Бенин (31 %), Габон (80,5 %), Канада (Квебек - 91 %), Бельгия (39 %), Швейцария (19 %), Люксембург (98 %). Во многих странах Африки французский является вторым государственным языком. Например, в Тунисе 95 % населения говорят на арабском языке, однако образование в школах по всем основным предметам проходит на французском языке. В Тунисе обязательное государственное начальное и среднее образование, поэтому почти все население страны можно смело назвать билингвами, людьми, владеющими 2 языками. Примерно также дела обстоят в Камеруне, Джибути, Алжире, Марокко, Камеруне, Алжире, Руанде, Бурунди, Центральноафриканской республике, Экваториальной Гвинее. Французский язык является государственным на островах: Мадагаскар, Коморры, Сейшеллы, Маврикий. Важную роль французский язык играет в Лаосе и Вьетнаме, в Доминиканской республике. Объясняется такое распространение французского языка в мире тем, что в 17-19 веках Франция вела завоевательные войны, в результате которых, она стала одной из крупнейших колониальных держав наряду с Великобританией, Испанией и Португалией. Распространение французского языка в Африке - наследие колониального прошлого. Долгое время в них насаждалась французская культура, уклад жизни, религиозные взгляды, система ценностей. Даже получив независимость, эти государства не отказались от использования языка метрополии и сохранили с Парижем теснейшие политические, экономические и культурные связи.

На сегодняшний день в мире общее число людей, пользующихся французским языком, составляет не менее 500 млн. человек. Французский язык сохраняет достаточно сильные позиции, как язык международного общения. Популярность этого языка объясняется очень просто. Французский язык невероятно красив и мелодичен. И неудивительно, что французский язык всегда был и остается языком культуры и искусства, свободного и непринужденного и, как правило, культурного общения. Ведь в любом европейском языке вы найдете массу заимствований из французского языка, относящихся к архитектуре, живописи, культуре, театру, танцу, кулинарии и моде.

Французский язык - язык великих философов (Вольтера, Дидро, Руссо, Сартра и Камю), именитых ученых (Декатра, Пьер и Мари Кюри, Пастер) и великих писателей (Мопассана, Виктора Гюго, Эмиля Золя, Жюль Верна, Александра Дюма, Мольера). Кроме того, это язык гуманистических идеалов, сформулированных философами эпохи Просвещения, которые способствовали распространению понятия о правах человека по всему миру. В 1631 году вышла в свет первая ежедневная печатная газета «La Gazette», а в 1665 году - первый научный журнал «Journal des savants». В 1635 году по инициативе кардинала Ришелье была создана Французская академия, в задачу которой входило создание словаря, грамматики, риторики и поэтики. Первый словарь Академии вышел в свет в 1694 году. Когда-то премьер-министр Франции, Лионель Жоспен высказал мысль, что если английский язык останется языком международного общения, то французский язык навсегда останется языком элиты.

Сами французы крайне уважительно и бережно относятся к своему языку, считая его частью культуры и национальной истории. Они гордятся своим языком, проявляя в этом аспекте изрядную долю патриотизма. Французы с гораздо большей симпатией относятся к туристам, которые изъясняются на ломанном французском, нежели к тем гостям страны, которые говорят на прекрасном английском. На протяжении всей истории Франции власти и общественность уделяли большое внимание положению и развитию своего языка, тому, что сегодня французы определяют термином «языковое обустройство». Для большего понимания следует остановиться на основных этапах языкового законодательства.

Именно во Франции в 813 году было принято первое в Европе лингвистическое постановление. Церковный Собор в городе Туре постановил, что проповеди в церквях отныне будут читаться не на латыни, мертвом языке, непонятном для простого народа, а на «народном романском языке». Этот факт неоспоримо свидетельствует о рождении французского языка, о его полноценном и полноправном восприятии отдельно от латыни. Установление французского языка, как языка письменного общения, относится к 842 году. В этот памятный для французской лингвистики год была составлена «Страсбургская клятва» - документ, закрепивший политический союз между внуками Карла Великого. Вторым важным историческим этапом стало царствование Франциска 1. Этот период характеризуется развитием, укреплением и централизацией монархической власти и расширение территориальных владений короля. В 1539 король издал указ, согласно которому все официальные документы деловой переписки и судопроизводства будут составляться отныне на «родном французском языке и никак иначе». Эталоном французского языка был признан вариант Иль-де-Франса. Французский язык становится официальным государственным языком страны.

На протяжении всей истории во Франции проводилась политика языковой централизации - распространение по всей территории страны единого языка и единой языковой нормы. Проводниками этой политики были правительственные и правовые учреждения, церковь и школа. Что касается «внешнего обустройства», то в XVII–XIX веках присоединение каждой новой иноязычной провинции сопровождалось правительственным эдиктом об обязательном употреблении французского языка. Такие эдикты появились при присоединении Фландрии (1684 г.), Эльзаса (1685 г.), Руссильона (1700 г.), немецкой Лотарингии (1748 г.), Корсики (1768 г.). Таким образом, Франция становилась полиэтническим государством, оставаясь при этом монолингвистическим, так как в общественной сфере в масштабах государства признавался только один язык. Положение французского языка еще больше укрепилось во времена Великой французской революции. По указанию Учредительного собрания в 1790 году аббат Грегуар осуществил первую в истории Европы языковую перепись, разослав по всем департаментам социолингвистическую анкету. Оказалось, что из 28 миллионов жителей страны 12 миллионов не владеют французским языком и говорят на диалектах.

Приверженность Франции французскому языку, как единому государственному, была постоянной и последовательной как во времена монархии, так и во времена республики. В XVII веке французское правительство занялось «внутренним обустройством» языка. Это важнейшее мероприятие предполагало несколько этапов и направлений работы: нормализацию языка, формирование различных функциональных стилей, выработку особого устно-разговорного типа речи. Языковое обустройство имеет два взаимосвязанных между собой аспекта: внешний - определение функций языка в обществе и внутренний - совершенствование языка, его обогащение, разработка языковой нормы, упорядочение орфографий. Французское языковое законодательство было и остается одним из самых последовательных и активных в мире. Важнейшей языковой инстанцией во Франции является Высший совет французского языка, возглавляемый Председателем Совета министров. Он рассматривает вопросы, связанные с использованием языка во Франции, его распространением за рубежом, отвечает за обеспечение защиты французского языка в мире. Практическая деятельность осуществляется Генеральной Делегацией по Французскому языку. Регулярно проходят совещания франкоязычных стран на высшем уровне.

В международном плане роль французского языка укрепляется благодаря деятельности межправительственных и общественных организаций. Прежде всего, речь идет о весьма специфической и интересной международной организации - Франкофонии. Это ассоциация пятидесяти франкоговорящих государств. Примечательно, что эта ассоциация возникла не во Франции, а за границей. Само слово "Франкофония" было придумано в 1880 году французским географом Онезимом Реклю (1837-1916). Он решил классифицировать обитателей планеты по языку, используемому в повседневной и общественной жизни. Затем этот термин вновь вошел в обиход в 1962 году, немного изменив свое значение. Теперь термин «Франкофония» стал использоваться для обозначения распространения французского в мире. В 1960-е годы руководители иностранных государств: президент Сенегала Леопольд Седар Сенгор (писатель по совместительству), президент Туниса Хабиб Бургиба, принц Камбоджи Сианук, нигериец Хамани Диори и глава христианской общины Ливана Шарль Эллу - разработали принципы Франкофонии. Они увидели в этом способ борьбы за сохранение своих культур и развитие отношений между государствами. Главным рычагом Франкофонии является солидарность франкоговорящих стран. В момент возникновения эта солидарность выражалась в единении людей, привязанных к языку и к культуре, теперь круг интересов и поле деятельности значительно расширились, и стало ареной сотрудничества в области экономики и политики. Франкофония базируется на законности и развитии. Франция является главным центром Франкофонии, однако ее роль внутри организации исключает методы политического давления и тем более политики колониализма. Важной задачей остается усиление интереса к французскому языку у новых поколений.

На сегодняшний день использование французского языка в международных организациях снижается. Хотя французский язык сохраняет о себе положительное мнение в мире, но все же он все меньше и меньше используется. В ООН Агентство Франкофонии имеет статус наблюдателя с 1995 года. Из 185 стран-членов ООН 36 являются участниками Франкофонии, и большая часть из них просит секретариат ООН вести общение с ними на французском языке. Несмотря на то, что сегодня французский язык оттесняется все больше и больше с позиции ведущего, в международном плане он прочно занимает место второго языка.

В ЕС французский язык является официальным языком. Будущее французского языка зависит от того, какое место он займет в изменяющемся ЕС. Присоединение к ЕС Финляндии, Австрии, Швеции ещё более ослабило позиции французского, так как эти страны в качестве средства общения используют английский язык. Расширение ЕС приводит к невозможности соблюдать Римский договор о том, что языки всех стран-членов являются официальными языками ЕС.

В заключение надо отметить, что Франкофония - это определенная манера восприятия мира, культурный альянс, который является поддержкой альянса политического. Его единство базируется на языковой общности и служит сохранению мира, солидарности, уважению прав человека, соблюдению его фундаментальных свобод. Франкофонное пространство открыто для диалога, сотрудничества и партнерства. Французский язык не менее чем английский, является языком современности, и, бесспорно, у него блестящее будущее.

Литература:

  1. Гак. В.И. Французский язык в современном мире/ В.И. Гак // Иностранные языки в школе. - 2002. № 2. - С. 80.
  2. Picoche, J. et Marcello-Nizia C. Histoire de la langue française/J.Picoche. - Paris, 1991. - P. 31.
  3. "Атлас языков народов мира" Ликпресс 1996 г.
  4. Толковый словарь французского языка "Le Petit Robert" Париж 2008 г.
  5. Википедия (https://ru.m.wikipedia/org/wiki/)
  6. https://sites.google.com/site/frenchlanguу/frankofonia-i-francia/rol-francuzskogo-azyka-v-mire
  7. http://www.moba.kiev.ua/foreign/francuzskii/
  8. http://ez4u.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=72<emid=62

Проблема сохранения языка не должна оставаться только лишь темой для обсуждения. Она должна рассматриваться на национальном уровне. И в данном случае от ее решения зависит не только образ самой Франции, но и то, какое место страна буде занимать в мире, и насколько престижным будет знание французского языка и обучение во Франции.

История происхождения французского языка. Своим происхождением французский язык обязан латыни и принадлежит к итальянской ветви индоевропейской языковой семьи. Он сформировался на базе латинского народного языка в середине I-го тысячелетия до н. э., когда территория кельтских племен (галлов) была завоевана римлянами. В итоге образовалась смешанная галло-романская народность, представителям которой нужно было общаться и с населением других римских провинций, и с центральной властью.

Исконные наречия галлов вытеснила латынь, но на формирование нового языка также повлияли кельтский и германский языки. Вскоре язык галло-романской народности подвергся воздействию франкского.

В V веке племена вестготов, бургундов, франков вторглись на территорию многих римских провинций. К VI веку франки уже владели всей Галлией, создав франкское государство, которое к началу IX века при короле Карле Великом стало огромной империей. В итоге сформировались две новые народности: северо-французское и южное, провансальское. Причем север страны попал под сильное германское влияние, а юг остался романизированным. Соответственно, начались формироваться и два диалекта – южно - и северно-французский. Оба – на базе латыни, из которой исчезли падежи, средний род и многие другие элементы. Оба диалекта активно развивались и уже к концу XI века как на севере, так и на юге страны появилась собственная литература.

В средние века северно-французский диалект постепенно стал вытеснять провансальский, на формирование общефранцузского разговорного и литературного языка самым благоприятным образом сказалось объединение французских земель вокруг региона Иль-де-Франс с центром в Париже. В результате к XIV веку именно северно-французский диалект стал единым книжным, деловым и судебным языком. А с превращением Франции в лидирующую страну Европы в XVI – XVIII веках Париж становится средоточием европейской культуры, а французский язык – языком дипломатии и всех европейских аристократов.

В XVIII веке французское рыцарство становится образцом для феодалов других европейских стран. Немецкие сеньоры приглашают французских учителей для обучения своих детей языку. В результате немецкие диалекты заимствуют большое количество французских слов, откуда позднее переходят в немецкий язык .

В Италии влияние французского языка в это время столь значительно, что писатели и ученые создают на нем свои сочинения: повествование Марко Поло о путешествиях на Восток, например, написаны на французском языке.

Составители педагогической энциклопедии Норвегии (XIII век) вкладывают в уста отца, поучающего сына, следующие слова: «Если ты хочешь в совершенстве знать науки, учи все языки, но, прежде всего, латынь и французский, которые имеют наибольшее распространение».

Парижский университет представляет в средние века научный и литературный центр Европы, в XVIII веке в Англии, Германии, Италии, Скандинавских странах французский язык рассматривается, как язык современной цивилизации, и пользуется широким употреблением, заменив латинский в науке и общественной жизни.

В Германии XVIII века французский язык пользуется популярностью не только среди феодалов и аристократии, но и в кругах городской буржуазии . Усвоение французских слов идет параллельно с проникновением элементов французской культуры, начиная с обстановки и костюма и кончая обычаями и системой воспитания. Военный язык этой эпохи изобилует французскими терминами. Немецкие ученые пишут свои сочинения по-французски. Берлинская Академия даже объявляет конкурс на тему «Что сделал французский язык с обществом?». Не случайно Вольтер, находясь при дворе Фридриха II, чувствует себя как во Франции.

Во второй поливе XX века французский язык является одним из двенадцати распространенных языков в мире. Количество тех, кто пользуется французским языком в своей жизни и деятельности, не являясь при этом жителем франкоязычной страны, определяется специалистами в 120 миллионов человек. Французским языком пользуются в Европе, Америке, Азии, на островах Океании. На этих территориях он имеет не одинаковый статус и ряд различий, которые объясняются историческими условиями распространения и употребления языка в данных регионах.

Франкофония и способы пропаганды французского языка в мире. Термин «франкофония» уже давно стал не только лингвистическим. Это понятие часто используется и политиками и журналистами. Целью Высшего Совета франкофонии, созданного в 1984 г., стало уточнять роль франкофонии и французского языка в мире. Совет представлен лицами франкоязычных стран, которые известны своей профессиональной деятельностью (в культуре, коммуникации).

Само слово «франкофония» было впервые употреблено в 1880 г. французским географом Онезисом Рэклю, который в своей научной классификации жителей нашей планеты решил исходить от языка, на котором они говорят.

В 1968 г. слово «франкофония» входит в словарь, гдеполучает два основных значения: 1) говорить по-французски, быть «франкофоном»; 2) сообщество, состоящее из народов, говорящих на французском языке. Существует несколько уровней франкофонии: во-первых, принимаются во внимание жители стран, где французский язык является единственным официальным языком, или сосуществует с другими официальными языками. Следом идут жители стран, которые выбрали французский языком коммуникации параллельно с языком своей страны: это вариант многих африканских стран. Третья категория представлена людьми, которые пользуются французским языком как инструментом культуры. В этих странах язык изучают дополнительно по выбору в системе среднего и высшего образования как, например, в странах Магриба, Египте, Бразилии, Аргентине, Польше, России др.

Ежегодно в марте отмечается Международный день франкофонии. Другой общий праздник – игры франкофонии. Они, подобно Олимпийским, проводятся каждые четыре года. В последних Играх, которые проходили в Париже, участвовало около трех тысяч человек. Новые Игры состоятся через два года на Мадагаскаре. Помимо спорта, на Играх есть и обширная культурная программа.

Понятие «франкофонии» стало очень важным для Франции XX века, еще в связи с тем, что очень сильная иммиграция в страну сделала ее многонациональной и привела к необходимости создать систему, позволяющую лицам, прибывающим извне, интегрироваться во французскую среду. Но эти люди приносят с собой свою собственную культуру, с которой так или иначе приходится контактировать французской культуре, и в результате процесса взаимопроникновения появляется некоторая новая культура внутри самой Франции.

Остается бесспорным, что французский язык должен был отступить перед английским языком, и тем не менее его позиция в мире остается парадоксальной: с одной стороны, он занимает лишь второе место в мире, но он единственный, наряду с американским, кто имеет «планетарную географию»: французский язык употребляем на пяти континентах земного шара.

В этом важна роль организации Alliance francaise. Созданная в 1883 г., она ставит перед собой цель поддерживать и углублять влияние Франции в плане пропаганды французского языка и французской культуры Деятельность Альянса проходит по двум направлениям: преподавание французского языка за рубежом и культурные акции, такие как распространение книг, учебников, организация выставок, конференций. Одним из основных средств распространения в мире французского языка и культуры являются Радио Франс Интернасиональ (RFI) и телевизионный канал TV-5. Телеканал TV-5 – второе по важности направление развития культуры и коммуникации франкофонии. TV-5 обслуживает более шестидесяти стран мира.

Французский язык в Европе занимает неодинаковое положение и характеризуется разной степенью «непохожести» на язык Франции. Он является единственным официальным языком трехкантона (Женева , Во, Нёвшател). На территории Швейцарии находится ряд международных организаций, официальным языком которых является французский язык. Обучение ведется на языке кантона, но первым иностранным языком в немецкой Швейцарии обязательно является французский, а во французской Швейцарии – немецкий.

В королевстве Бельгия закон 1963 г. установил границы распределения языков: на севере – фламандский, на юге – французский, на востоке – немецкий. В настоящее время в Южной Бельгии употребляется французский литературный язык. Для Бельгии характерно массовое двуязычие, так как с этим связано поступление на работу в государственные и частные учреждения. Двуязычной является и бельгийская литература.

В Люксембурге французский язык не употребляется в устном общении, но используется в парламенте, юриспруденции, в административных документах и международных связях – на правах государственного языка. Радио - и телепередачи ведутся на трех языках - французском, немецком и люксембургском.

Княжество Андорра находится под общим протекторатом Франции и Испании. Почта и телеграф контролируются французским префектом. Одна из радиосетей – французская. Обучение ведется на каталонском языке, французский и испанский преподаются как иностранные.

В княжестве Монако французский – это национальный и единственный язык страны. Им пользуются в официальном, деловом и повседневном общении.

Французский язык на американском континенте оказался оторванным от своей родины и стал развиваться самостоятельным путем.

Освоение Канады французам велось в течение XVI – XIII вв. В 1608 г. был основан г. Квебек. В1663 г. территория Новой Франции была официально объявлена владением Французского королевства. Франкоканадцы – одна из самых обособленных групп страны. Они мало смешиваются с другими этносами и сами с трудом подвергаются ассимиляции . Об этом свидетельствует слабое распространение у них смешанных браков и стойкое сохранение французского языка. Сегодня в штате Квебек находятся центры французской, политической и общественной жизни, науки и просвещения, литературы и искусства. На французском языке выходят 180 периодических изданий. В Монреале находится Канадско-французская академия, основанная в 1944 г. Ее официальная задача – служить сохранению и развитию французского языка и франко – канадской культуры. В 1969 г. Федеральное правительство принимает специальный закон, устанавливающий правомерность французского и английского языков в любой сфере. Все министерства, ведомства и службы переводятся на двуязычную основу. В Конституции 1980 г. включается положение о равенстве двух языков в Канаде и закрепляется право франкоканадцев на получение образования на родном языке вне зависимости от места жительства.

Африканский вариант французского языка является результатом экспорта французского языка в бывшие колонии Франции. Бытует мнение, что французский язык в наши дни является языком третьего мира, а точнее – африканским языком. Не являясь родным языком населения Африки, французский язык не покрывает всю сеть внутринациональной коммуникации и служит дополнением к местным языкам в некоторых сферах жизни. И сейчас в государствах с разнообразным этническим составом населения французский язык используется как государственный язык в Бенине, Сенегале, Конго, Мали, Нигере, Того, Заире, Гвинее, Габоне, Марокко, Тунисе, Алжире и др.

Следует упомянуть о том, что французский язык является основным языком коммуникации в Азии и на островах Океании. Это - Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, Реюньон, Французская Полинезия, Новая Каледония, Гаити.

Первые непосредственные контакты Франции с Русью относятся к временам Ярослава Мудрого. Нашествие татар прервало связи Франции и России. Однако во второй половине XVI в. контакты восстанавливаются и зарождаются русско-французские дипломатические и торговые отношения. Появляется первый французско-русский словарь (1586 г.).

В 1717 г. Францию посетил Петр I. После его визита заключается первый договор о сотрудничестве и торговле, устанавливаются систематические дипломатические отношения, начинается обмен научной информацией.

Определенное влияние французский язык оказал на русское общество и русскую культуру. Получает распространение такое явление как галломания высшего общества. Владение французским языком в XVIII – XIX вв. являлось в России визитной карточкой принадлежности к высшему обществу.

В России в течение полутора столетий знание иностранного языка (в первую очередь французского) было неотъемлемой чертой образованного человека. Уровень языковой культуры был чрезвычайно высок. Преподавание французского языка в России началось в 30-е годы XVIII в.

В движении франкофонии необходимо выделить его важнейшие институты. Главной инстанцией являются регулярно проводимые международные конференции глав государств – членов этого движения (Саммит франкофонии). Следует отметить значение таких форумов, как Конференции министров франкоговорящих стран, которые проводятся для обсуждения конкретных проектов кооперации и обмена информацией. На них определяются стратегические направления развития франкофонии и обсуждаются проблемы мирового сообщества.

На сегодняшний день наиболее авторитетной структурой является Международная организация франкофонии (OIF). Она объединяет 68 стран. Целями участников этой организации являются: продвижение французского языка и отстаивание культурного многообразия, идей мира, прав человека, демократии, устойчивого развития и солидарности, развитие образования и научных исследований.

Среди прочих значимых международных организаций франкофонии, имеющих полугосударственный характер, следует упомянуть Международную ассамблею франкоговорящих парламентариев, в работе которой принимают участие представипарламентов и 9 наблюдателей, а также Международную ассоциацию мэров столиц и метрополий, полностью или частично говорящих на французском языке. Вцелом в орбиту франкофонии входит несколько десятков неправительственных организации, занимающихся вопросами культуры, образования, науки.

Другой ряд организаций, связанных с франкофонией, представлен французскими государственными структурами, которые фактически являются разработчиками и координаторами культурной и гуманитарной политики Франции за рубежом. Начиная с 1986 года, во Франции введена должность министра-делегата, занимающегося вопросами франкофонии. Он осуществляет свою деятельность, опираясь на два департамента МИД-Службу по делам франкофонии и Генеральную дирекцию по международному сотрудничеству и развитию. В обязанности первой входит взаимодействие с главными инстанциями франкофонии и подготовка саммитов, конференций министров, а также реализация программ многостороннего сотрудничества. Генеральная дирекция занимается организацией отраслевых программ сотрудничества.

Одну из ключевых ролей в проведении политики франкофонии и распространении французской культуры играют министерство культуры и коммуникаций (DGLFLF) и Отдела внешних связей. Под руководством министра культуры Генеральная делегация координирует языковую политику в стране, в частности деятельность Высшего совета по французскому языку. Это подразделение министерства культуры организует проведение Международного дня франкофонии (20 марта) и Недели французского языка.

На продвижение своей культуры и языка правительство страны ассигновало в 2006 году 865 млн. евро. Это немало даже для богатой Франции. Но такие расходы окупаются сторицей. И не только по соображениям престижа и поддержания положительного международного имиджа страны. Дело в том, что все больше франкофония выходит за первоначальные культурно–лингвистические рамки и приобретает политическое измерение. В последние годы во Франции говорят о новом историческом призвании франкофонии, способной в начале XXI века выступить в качестве проекта, альтернативного неолиберальной глобализации . Франкоговорящее сообщество, защищая культурное многообразие мира, права человека и демократию, борясь против бедности и несправедливости, выступая за продуктивный диалог между Севером и Югом, способствует реализации идей устойчивого развития.

Франкофония, по мнению французской политической элиты, способна стать моделью для нового мирового устройства.

Языковые функции французского языка. Французский язык – носитель художественных, эстетических ценностей. Он органично сконцентрировал в себе на протяжении веков передовые идеи Европы во всех областях культуры. Российский исследователь утверждает, что многие жанры литературы, направления живописи, стили архитектуры, эстетические идеи возникли и получили совершенное оформление именно на французской почве.

С давних времен считается, что французский язык – это язык поэзии и любви: он гармоничен и приятен на слух, готов выражать тончайшие мысли от самой простой, непринужденной беседы до самой возвышенной лирики. Французский язык – язык изысканной вежливости , учтивости и обходительности. Правила речи связаны с речевым этикетом – национально специфичным и социально закрепленным стереотипом общения, позволяющим выбрать нужную форму и интонацию.

Образность французского языка вызывает множество представлений, позволяет эмоционально действовать на личность, возбуждает эстетические чувства, влияет на выработку определенной системы общечеловеческих ценностей, потому что язык, по выражению Э. Кассирер, - это «своеобразная духовная функция». Автор указывает на то, что язык становится одним из тех основных духовных средств и орудий, применение которых осуществляет для нас переход от простого мира ощущений к миру художественного созерцания.

Таким образом, французский язык как универсальная языковая система выполняет множество других функций, среди которых ведущая роль, коммуникативная функция языка неоспорима. Очевидно, что все другие функции теряют смысл, если нет объективной потребности в передаче информации, в обмене мыслями на данном языке.

На языковой картине мира, когда на пороге III тысячелетием выдвигается концепция многополюсного поликультурного мира, французский язык выполняет функцию отражения – сознания, жизни, культуры, религии, философии, педагогики и психологии франкоговорящих народов и т. д.

В настоящее время идет процесс формирования понятия общей картины мира, что является базовым для человеческого мировидения. Языковая же картина – это языковая макросистема, представляющая собой тот тип картин, который возникает в ходе контактов языковой личности с другими языковыми личностями и служит для освоения носителем языка бесконечного многообразия языковой действительности. Планетарная география дает все основания говорить об интегрирующей функции французского языка, которая предоставляет такой социо-лингвистический и культурный феномен, как франкофонное пространство, в котором французский язык можно рассматривать как ось, вокруг которой объединяются страны, сообщество народов, говорящих на французском языке.

Изменилась также и лингвистическая политика Франции. Французский язык не рассматривается как средство внедрения своей культуры, оттесняя другие. он считается средством обмена культурными и образовательными ценностями, предлагая гармоничное сосуществование с языками и культурой местного населения. Было заявлено, что «основной принцип пропаганды французского языка и французской культуры должен состоять не в том, чтобы замыкаться в рамках своей страны и противопоставлять себя другим языкам и культурам, а в том, чтобы выступить с ними в диалоге…»

В данном контексте правомерно говорить о среде мирового образования, которое является зоной конкретного взаимодействия национальных образовательных систем и их отдельных элементов. Кроме глобального уровня эта среда может проявляться регионально, на национальном уровне. В этом смысле примечательна ситуация в Бразилии, где французский язык считается поэтичным, тем языком который способствует знанию многих идей, являющихся истоками всей культуры этого века. Преподавание французского языка было обязательным в Бразилии вплоть до 1971 г., когда диктатура его просто вычеркнула из программы, как и все другие предметы, которые учили думать. Насегодня преподавание в стране французского языка является необязательным, но бразильские учителя надеются, что Франция могла бы способствовать возобновлению его преподавания, особенно в странах родственных языков, таких как португальский, возвращая французскому языку его демократическую роль.

Тем не менее, борясь за выживание своего языка в Европе и на африканском континенте, Франция провозглашает политику языкового плюрализма, призывая рассматривать французский язык как средство сплочения исторически связанных культур. Таким образом, правомерно говорить о культурно – исторической функции языка, помня о том факте, что географические границы французского языка были всегда намного шире, чем границы самой Франции. Для России культурно–историческая роль французского языка неоспорима: он оказал большое влияние на русское общество и русскую культуру, породив такое явление, как галломания высшего общества. Период с середины XVIII и весь XIX век традиционно рассматривался как период билингвизма в истории русской культуры. Русская литература была подвержена влиянию французской литературы. Для целого социального класса французский не был языком иностранным, а обычным средством мышления. Со второй половины XVIII в. в России существовала целая плеяда русских писателей и поэтов, которые писали только на французском языке. Было заведено писать на французском языке письма, адресованные женщине. Благопристойность требовала обращаться в письменной форме только на французском к лицам, старшим по социальному положению, чину или возрасту. Специально составленная форма вызова на дуэль писалась тоже по-французски.

Подобные феномены носили название культурного билингвизма: определенные реалии русской культуры могли быть обозначены только посредством французского языка. Оправдательным аргументом галломании может служить эстетическая функция французского языка. К сказанному можно добавить, что литературный стиль французского языка развивался несколько столетий выдающимися мыслителями, писателями, поэтами, которые часто отмечают в своих произведениях эстетические достоинства родного языка. К эстетической функции французского языка относится его благозвучие, мелодичность, безграничные выразительные средства. Приоритет в эстетичности французского языка принадлежит не столько звуковому языковому оформлению, сколько его организации в речи. В нем развиты все стили общения: официальный, торжественный, почтительный, фамильярный, пренебрежительный, прямой, косвенный и т. д.

Утонченность лексической формы особенно проявляется в общении: это и любовь французов к искусной, остроумной беседе, и традиционное ораторское красноречие, которое способствовало тому, что французский язык обладал статусом дипломатического языка Европы с XVIII по начало XX в. как средство международного общения. Его неослабевающая позиция официального языка (ООН, ЮНЕСКО), исключительный «спортивный» статус, расширяющееся франкофонное экономическое пространство (Европейское Экономическое Сообщество), тот факт, что место постоянного заседания Европейского Парламента находится в г. Страсбурге и, наконец, уникальная «планетарная география» - дают все основания заявить о политической функции языка.

Список литературы

1. Веденина, французы, французский язык / // Справочное пособие по лингвострановедению, - М.: Просвещение, 2009.

2. Кругляк изменения в условиях языкового контакта(на материале общественно-политической лексики французского языка Канады) / // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – С., 2006.

3. Федоров французского языка для Русского мира: опыт франкофонии / // Сайт « Перспективы». – М., 2009.

4. Юрина -педагогические функции французского языка в мировой педагогической культуре / // Сборник трудов I Международной научно-практической конференции «Теория, практика и перспективы образования, политкультурного воспитания, карьеры и интеграции беженцев, мигрантов и их детей в современном мире». – М., 2010.