Гендерное образование плюсы и минусы. Раздельное обучение

Учебный курс «Гендерное образование и гендерная педагогика» предназначен для студентов аспирантуры, магистратуры АлтГУ получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» на факультете педагогического образования.

Цель изучения курса – формирование у слушателей теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для внедрения принципов, методик и технологий гендерного образования в практику вузовского преподавания.

Задачи курса:

– определить теоретическое и методологическое содержание понятий «гендерное образование» и «гендерная педагогика»;

– проанализировать с точки зрения гендерного подхода проблемы занятости в системе высшего образования;

– показать значимость фактора образования в процессе гендерной
социализации;

– познакомить слушателей с многообразием методов, технологий и методик гендерного образования;

– содействовать формированию способности к гендерному анализу практики преподавания.

Курс «Гендерное образование и гендерная педагогика» нацелен на формирование следующих профессиональных знаний, умений и навыков:

– знание сущности и специфики гендерного подхода к исследованию проблем высшего образования;

– знание особенностей, целей и задач, содержания гендерного образования;

– знание и умение использовать методику гендерного образования в преподавательской деятельности;

– умение распознавать и реагировать на любые проявления дискриминации по признаку пола;

– умение и навыки осознания и изменения негативных гендерных
стереотипов.

Курс рассчитан на 20 аудиторных часов, из них: 10 часов лекции и 10 часов – семинарские и практические занятия. Форма итогового контроля – зачет.

Тема 1. Гендерные аспекты высшего образования

Введение в гендерные исследования: исходные понятия и основные положения. Основные концепции гендерной теории. Специфика гендерного подхода к исследованию проблем высшего образования.

Понятие и сущность гендерного образования: подходы к его определению. Цели и задачи гендерного образования. Уровни гендерного образования. Феминистская педагогика и гендерная педагогика: соотношение понятий. Особенности развития гендерного образования и гендерной педагогики в современной российской системе высшего образования.

Тема 2. Гендерный анализ занятости в системе высшего образования

Теоретические подходы к исследованию гендерных аспектов занятости. Понятия гендерной асимметрии, профессиональной сегрегации, дискриминации в сфере занятости. Объяснительные модели гендерного неравенства в образовании. Гендерные аспекты управления и менеджмента: вертикальная сегрегация и «стеклянный потолок» в системе высшего образования.

Тема 3. Гендерная социализация в системе высшего образования

Образование как важнейший фактор гендерной социализации. Особенности гендерной социализации в образовании: понятие «скрытого учебного плана». Анализ основных составляющих скрытого учебного плана: организации учебных заведений, содержания предметов, стиля преподавания. Направления оптимизации процесса гендерной социализации в системе высшего образования.

Тема 4. Методика гендерного образования

Специфика гендерного подхода к преподаванию социогуманитарных дисциплин. Методические основы гендерного образования: субъект-субъектный подход; диалогичность процесса обучения; уважение личностного опыта студентов и т.д. Многообразие методик и обучающих технологий гендерного образования.

Тема 5. Принципы и исходные положения гендерного образования

Принципы гендерного образования и гендерной педагогики: влияние педагогики феминистской. Гендерные стереотипы в практике преподавания: их роль и значение. Влияние индивидуальных стереотипных представлений на профессиональную деятельность. Развитие гендерной чувствительности у педагогов высшей школы.

Глоссарий основных рабочих понятий

Гендер – культурно-символическое определение пола, в отличие от понятия «пол» – биологическое определение. Если пол – это данность, то гендер – привнесенность сознанием, и такие конструкты культуры, как «женственное» и «мужественное», могут описываться только с учетом и использованием этого понятия, поскольку появляется возможность выйти за пределы биологических определений.

Гендер – это понятие, которое используется для обозначения всех тех социальных и культурных норм, правил и ролей, приписываемых людям обществом в зависимости от их биологического пола.

Гендерные исследования можно определить как междисциплинарную исследовательскую практику, реализующую эвристические возможности гендерного подхода для анализа социальных трансформаций и систем доминирования. Гендерный подход при этом рассматривается как направление исследования, согласно которому все аспекты социальности и культуры могут иметь гендерное измерение. Базисом гендерного подхода выступает представление о том, что почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания.

Гендерное образование в узком смысле – это прежде всего просветительские программы по гендерной проблематике, которые читаются в различных вариантах для студентов, как правило, социогуманитарных специальностей. В более широком понимании , гендерным обозначают образование, которое содействует формированию гендерного равенства и способствует преодолению негативных гендерных стереотипов. В этом смысле гендерное образование не обязательно должно выражаться в каких-то конкретных образовательных программах, оно как бы «разлито» присутствует в процессах обучения и воспитания и является частью идеологии высшего образования.

Гендерная чувствительность – это способность воспринимать, осознавать и реагировать на любые проявления сексизма, дискриминации по признаку пола или половой сегрегации.

Феминизм – это понятие, требующее определения в двух уровнях. С одной стороны, он представляет собой широкое общественное движение за права женщин. С другой стороны, феминизм – это комплекс социально-философских, социологических, психологических, культурологических теорий, анализирующих положение дел в обществе.

Гендерные стереотипы

Гендерное равенство – равные права и равные возможности для мужчин и женщин в духовной, материальной, экономической, сексуальной и политической жизни; равная оценка обществом мужских и женских ролей; равенство статуса для мужчин и женщин; равные условия для реализации прав человека; для участия в национальном, политическом, экономическом, социальном и культурном развитии; для получения равных выгод по результатам участия.

Дискриминация по половому признаку – это практика, посредством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению к другому.

Сексизм – это особый вид дискриминации, проявляющийся через позицию или действие, которые принижают, исключают, недооценивают и стереотипизируют людей по признаку пола.

– приверженность идеям распределения социополовых ролей, когда женщине приписываются природные качества и домашняя сфера деятельности, а мужчине – разум, профессионализм и активность. Разница между мужчинами и женщинами носит характер иерархической зависимости.

Сегрегация – разделение людей в обществе на категории по признаку различения социальных статусов.

Гендерная ассиметрия в сфере занятости – неравное распределение и оценка значимости мужской и женской рабочей силы на рынке труда.

Горизонтальная профессиональная сегрегация – это неравное распределение мужчин и женщин по отраслям и профессиям.

Вертикальная профессиональная сегрегация – это низкая доступность для женщин престижных профессий и должностей с более высоким уровнем принятия решений и ответственности, а следовательно предполагающих и более высокий уровень оплаты труда.

Гендерные стереотипы – это стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».

Примерные контрольные вопросы для самопроверки

  1. Дайте определения основным понятиям гендерной теории. Сформулируйте основные положения гендерного подхода.
  2. В чем заключается специфика гендерного подхода к исследованию проблем образования?
  3. Перечислите основные подходы к определению гендерного образования и раскройте их сущность.
  4. Обозначьте цели и задачи, а также уровни гендерного образования.
  5. В чем, по-вашему, заключается принципиальное отличие гендерной педагогики от педагогики феминистской?
  6. Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции развития гендерного образования и гендерной педагогики в современной российской системе высшего образования?
  7. Определите основные понятия гендерного анализа проблем занятости (гендерная асимметрия, профессиональная сегрегация, дискриминация в сфере занятости).
  8. В чем, по-вашему, проявляется гендерное неравенство в сфере занятости в системе образования?
  9. Опишите специфику образования как важнейшего фактора гендерной социализации.

10. Раскройте особенности гендерной социализации в системе высшего образования.

11. Дайте краткую характеристику основных составляющих скрытого учебного плана.

12. Каковы, по-вашему, могут быть направления оптимизации процесса гендерной социализации в системе высшего образования?

13. В чем, на ваш взгляд, состоит специфика гендерного подхода к преподаванию?

14. Перечислите методические основы гендерного образования.

15. Назовите характерные черты методик и обучающих технологий гендерного образования. Приведите примеры.

16. Каковы, по-вашему мнению, принципы и исходные положения гендерного образования?

17. Как, на ваш взгляд, отразилось на принципах гендерного образования и гендерной педагогики влияние педагогики феминистской?

18. Какую роль, по-вашему, играют гендерные стереотипы в практике преподавания? В чем их позитивное влияние, а в чем негативное?

19. Что, по вашему мнению, включает в себя гендерная чувствительность педагога?

Примерная тематика творческих работ для зачета

  1. Методологические и методические предложения по применению гендерного подхода в преподавании... (дисциплина по выбору).
  2. Методическая разработка занятия по гендерной проблематике (лекция, семинарское, практическое занятие).
  3. Методическая разработка занятия с рассмотрением гендерных аспектов в изученном материале (лекция, семинарское, практическое занятие).
  4. Сущность и содержание гендерного образования (эссе).
  5. Особенности гендерного образования в современной российской высшей школе (эссе).
  6. Специфика использования инновационных образовательных технологий в методике гендерного образования (эссе).
  7. Преподаватель-мужчина и преподаватель-женщина: сходства и различия (эссе).
  8. Феминистская педагогика и гендерная педагогика: проблема разграничения понятий (эссе).
  9. Перспективы гендерной педагогики в современной России (эссе).

10. Гендерная чувствительность педагога: контекст определения понятия (эссе).

11. Проблемы гендерной социализации в системе высшей школы и пути их решения (эссе).

13. Гендерные стереотипы и преподавание (анализ своего опыта как студента/студентки и преподавателя/преподавательницы).

Список библиографии

  1. Введение в гендерные исследования. Ч.I: учебное пособие / под ред. И.А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ, 2001.
  2. Введение в гендерные исследования. Ч.II: хрестоматия / под ред. И.А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ, 2001.
  3. Введение в гендерные исследования. Ч.III: программы учебных курсов североамериканских и западноевропейских университетов / под ред. С.В. Жеребкина. – Харьков: ХЦГИ, 2001.
  4. Вдовюк В. Гендерные исследования в педагогике / В. Вдовюк, С. Рыков // Высшее образование в России. – 2001. – №4.
  5. Виноградова Т. История науки: версия феминизма // Высшее образование в России. – 2001. – №6.
  6. Винокурова Н.А. Женщина и мужчина в науке: двойной портрет // Социологические исследования. – 1999. – №4.
  7. Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: сб. материалов Международной летней школы. – Иваново, 2002.
  8. Грошев И. Информационные технологии: гендерный аспект // Высшее образование в России. – 1999. – №4.
  9. Де Бовуар С. Второй пол: Т.1 и 2: Пер. с франц. – М., 1997.

10. Жеребкина И.О статусе гендерных исследований: взгляд культуролога // Высшее образование в России. – 2001. – №2.

11. Костикова И. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога / И. Костикова, А. Митрофанова, Н. Пулина, Ю. Градская // Высшее образование в России. – 2001. – №2.

12. Кукаренко Н. «Феминисткий» подход в преподавании социогуманитарных дисциплин в российских университетах // Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: сб. материалов Международной летней школы. – Иваново, 2002.

13. Кутовая Н. Комментарии к курсу «Гендерная социализация и образование: теория и практика» // Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: сб. материалов Международной летней школы. – Иваново, 2002.

14. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании // Избранные сочинения. – М., 1961. Т.1.

15. Силласте Г. Гендерная асимметрия в образовании и науке: взгляд социолога. // Высшее образование в России. – 2001. – №2.

16. Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток – Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация – XXI век, 2002.

17. Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия: материалы Международного семинара 16-17 февраля 2001г. – Саратов, 2001.

18. Стрекалова Н. Гендерная асимметрия в системе высшей школы: проблемы и решения // Высшее образование в России. – 2002. – №5.

19. Суковатая В. Учимся демократии: взгляд политолога // Высшее образование в России. – 2001. – №2.

20. Трофимова Е.И. О терминологических понятиях в гендерных исследованиях // Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия. Материалы Международного семинара 16-17 февраля 2001г. – Саратов, 2001.

21. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. – М., 1996.

22. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». – М.: Московский центр гендерных исследований, 2000.

23. Шаронова С. Гендер. Образование. Мобильность // Высшее образование в России. – 2002. – №6.

24. Шнырова О.В. Что нам дает гендерная педагогика? // Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: сб. материалов Международной летней школы. – Иваново, 2002.

25. Ярская-Смирнова Е.Р. Неравенство или мультикультурализм // Высшее образование в России. – 2001. – № 4.

Гендерное обучение

Клейн Е.С.

Клейн Екатерина Сергеевна/ Klein Ekaterina Sergeevna - учитель биологии МБОУ « СОШ № 99» г. Кемерово

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения уровня воспитания и уровня знаний обучающихся в современных условиях.

Abstract: The relevance of the topic chosen due to the need to improve the level of education and knowledge of students in modern conditions.

Ключевые слова: гендерное обучение, гендер, маскульность, буллинг, хейзинг.

Keyword: gender training, gender, maskulnost, bullying, huizinga.

В России сейчас модно апеллировать к тому, как воспитывали детей «наши предки». При этом молчаливо подразумевается, что «чужие» предки своих детей не воспитывали или воспитывали неправильно.

Так например, женское образование как самостоятельная отрасль образования, обусловленная гендерной сегрегацией и неравноправным общественным положением женщины, многие годы было маргинальным. В античном мире девочки воспитывались исключительно в семье. В Средние века, начиная с VIII в., при женских монастырях открывались школы, готовившие девочек к пострижению в монахини. Позже там стали воспитывать также знатных девочек, которых готовили к роли жен и матерей. Так было и в Киевской Руси. Первое женское училище при Андреевском монастыре в Киеве княжна-инокиня Анна Всеволодовна открыла в 1086 г.

Но мы живём в цивилизованном мире, а признаком цивилизованного государства – равноправие граждан разного пола. После октябрьского переворота в России были приняты декреты о положении женщин, всеобщей грамотности и пр. Равенство еще раз подтверждено в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Статья 19 (часть 3) в разделе «Права человека» гласит: «мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» .

После октябрьского переворота юноши и девушки нашей страны начали учиться вместе. 16 июля 1943 г. Совнарком СССР принял постановление о создании мужских и женских гимназий. По разным причинам эксперимент себя не оправдал, и с 1 июля 1954 года школы объединили.

В последнее время появилось понятие «гендерное» обучение, многие ученые и общественные деятели стали ратовать за раздельное обучение детей разного пола. Этому вопросу посвящены публикации в СМИ, передачи на ТВ.

Множество научных работ исследуют феномен появления изначальной женственности и мужественности. Взгляды физиологов, социологов, философов часто не совпадают, но ученые сходятся в одном: мужественность вторична и ее необходимо «создавать». Другими словами, если девочка с самого детства инстинктивно чувствует себя женщиной, то мальчику надо доказывать свою мужественность как окружающим, так и самому себе. Задача осложняется тем, что практически все, кто занимается воспитанием мальчиков, – женщины.

Так же усвоение мужской роли у мальчика затрудняется негативной реакцией взрослых на «мужские» качества: за них наказывают.

Разве современная школа воспитывает? Ребятам просто дают знания, не учитывая разницу в развитии мальчиков и девочек: до 14–15 лет девочки на год-два опережают мальчиков, у мальчишек из-за этого развиваются комплексы, которые они не могут преодолеть, даже став мужчинами. А если еще учесть, что преподают в школах в основном женщины и их методика преподавания рассчитана скорее на девочек, стоит ли удивляться, что наши мужчины «мельчают»? Отечественный идеолог раздельно-параллельного обучения доктор медицинских наук В.Ф. Базарный отмечает, что еще в древности люди осознали – мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Раскрепощение мужских качеств возможно только в испытаниях, направленных на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости. Иначе мужское начало неумолимо исчезает, а его место занимают инфантильность, неуверенность, комплексы.

Учителя замечают разницу в поведении первоклассников в первый же день занятий: если девочки обживают новое для них пространство школы, то мальчики – исследуют. Девочки и мальчики по-разному воспринимают новый материал, первым нужно неоднократно повторять, а вторые «схватывают на лету». Девочки более аккуратны, а мальчики небрежны при выполнении заданий. Трудно представить, что мальчик напишет сочинение в несколько страниц, а для девочек – это не проблема. Пики и спады работоспособности у них не совпадают. Ну и так далее. Нейрофизиологи давно нашли всему этому объяснение – важнейшие различия между детьми разного пола кроются в особенностях функционирования двух полушарий мозга. Конечно, мальчики и девочки бывают разными, и гендерный подход к обучению не исключает индивидуального подхода.

В России уже несколько лет работают школы с раздельно-параллельным обучением. Мальчики и девочки учатся в разных классах, а все перемены, завтраки, праздники, внеклассные мероприятия у них общие. Негативных последствий пребывания в закрытых мужских или женских учебных заведениях здесь нет, а уроки построены по-разному для девичьих и мальчишечьих классов. Это и есть гендерное обучение.

Раздельное обучение – это не самоцель. Важно так выстроить процесс учебы, чтобы мальчики и девочки могли максимально реализовать возможности, заложенные в них природой.

Плюсы и минусы гендерного обучения:

1. Современная школа как институт социализации мальчиков концентрирует в себе все проблемы и противоречия, ассоциирующиеся в массовом сознании с кризисом маскулинности.

2. Сложность, а то и прямая невозможность сочетания массовости образования с его индивидуализацией ставит школу перед лицом множества трудных дидактических, социально-педагогических и дисциплинарных проблем.

3. Положение мальчиков в школе осложняется тем, что монолитная модель гегемонной маскулинности, на которую ориентируется большинство мальчиков, не дифференцирует конкретных, заведомо не совпадающих и, тем не менее, дополняющих друг друга вариантов, образцов и путей самореализации. За конфликтом прошкольных, ориентированных на учебу и образование ценностей, и антишкольного, оппозиционного пацанства стоят не столько гендерно-возрастные, сколько социально-экономические, классовые проблемы и различия.

4. Вопреки мнению ряда психологов и социологов, современная школа сознательно не благоприятствует ни девочкам, ни мальчикам, сенсационные учебные достижения девочек достигаются вовсе не за счет мальчиков, а путем их собственных усилий. Это частный случай глобального процесса ослабления гендерной поляризации. Но, как и в социуме, это нередко воспринимается как угроза привычному гендерному порядку и создает социально-психологическое напряжение.

5. Отставание от девочек по учебной успеваемости затрагивает болезненное самолюбие мальчиков, подрывает привычный образ мужского превосходства, снижает самоуважение и отвращает некоторых мальчиков от школы, толкая их на путь девиантного и противоправного поведения. Однако эти гендерно-возрастные процессы тесно связаны с социально-структурными и этнокультурными вариациями, без учета которых современная школа успешно работать не может.

6. Одна из самых драматичных, причем глобальных, мировых проблем современной школы – резкое ослабление в ней мужского начала вплоть до полного исчезновения мужчины-воспитателя. Попытки вернуть в школу мужчину-учителя блокируются низкой оплатой педагогического труда, с которой мужчина не может согласиться, гендерными стереотипами и идеологической подозрительностью, родительской ревностью, сексофобией и гомофобией, из-за которых интерес мужчины к детям автоматически вызывает подозрения в педофилии или гомосексуальности.

7. В школьных взаимоотношениях мальчиков с девочками и друг с другом действуют те же социально-психологические закономерности, что и в остальных детских и подростковых сообществах. Особенно важное социально-педагогическое значение имеет школьное насилие – буллинг (травля) и хейзинг (дедовщина), с которыми во всех цивилизованных странах, за исключением России, целенаправленно борются. Хотя по своим историческим истокам это поведение типично мальчишеское, его все чаще практикуют и девочки.

8. Все гендерные проблемы российской школы, начиная с различий в успеваемости мальчиков и девочек и кончая буллингом и хейзингом, – те же, что и в странах Запада. Но, вместо того чтобы ориентироваться в сложном современном мире, многие российские политики и идеологи, включая педагогов, мечтают о возвращении в идеализированное, чаще всего воображаемое прошлое. Ярче всего эта тенденция проявилась в спорах о совместном и раздельном обучении. В лучшем случае это означает потерю времени и денег, но чаще – усугубляет трудности страны и школы .

Литература

    Конституция Р.Ф. от 12.12.1993г.

    Игорь Конь Мальчик-отец мужчины [Электронный ресурс]: психологическая библиотека. shtm

    Нина Сёмина Раздельно или параллельно[Электронный ресурс]:газета «Здоровье детей» № 4, 2008. URL : (дата обращения 26.01.2015г.)

План

Введение

1. Становление полоролевой идентичности в юношеском возрасте

2. Гендер в образовании

3. Роль образования в достижении гендерной справедливости

4. Гендерная стратегия РФ

Заключение

Список литературы


Введение

Современное российское общество находится сегодня на этапе демократического развития. Один из основных принципов демократического общества - это признание равных прав женщин и мужчин во всех областях и создание условий для их реализации. Современная концепция демократии исходит из того, что без достижения гендерного равенства невозможно построение полностью демократического общества. Только воспитание, основанное на равноправии полов, способно сформировать эгалитарное сознание у будущих граждан. Открытому демократическому обществу необходимы такие качества, как толерантность, критическое мышление, независимость. Без гендерного образования эти качества мы не сможем воспитать в наших учениках, так как не сможем сформировать у них гармоничные гендерные отношения. Гендерная педагогика создает другой взгляд на мир, на свою собственную роль в обществе, на отношения с другими людьми, с представителями другого пола, что приводит к серьезным изменениям в мировоззрении, к формированию более активной гражданской позиции, в конечном счете - к изменению общественного сознания.

Эта проблема обретает очень актуальное звучание в условиях обновления исторического и обществоведческого образования, модернизации общеобразовательной школы, в концепции которой подчеркивается, что важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Следовательно, гендерное образование решает множество важных социальных задач, и необходимость его развития не должна вызывать сомнений. Гендерная педагогика должна стать необходимым компонентом гражданского образования.

В настоящее время в нашей стране наблюдается достаточно активный процесс интеграции гендерных курсов в систему высшего образования. Однако в среднем школьном образовании их преподавание является еще большой редкостью. На Западе же гендерное образование и воспитание начинаются с детского сада и школы. И это не случайно, так как только воспитание, ориентированное на равноправие полов, способно сформировать эгалитарное сознание у подрастающего поколения.

Рассмотрев актуальность темы, поставим цель курсовой работы: проанализировать гендерный аспект в образовании.

Задачи курсовой работы:

Рассмотреть становление полоролевой идентичности в юношеском возрасте;

Рассмотреть гендер в образовании;

Рассмотреть роль образования в достижении гендерной справедливости;

Рассмотреть гендерную стратегию РФ.


1. Становление полоролевой идентичности в юношеском возрасте

Типично мужской образ - это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. При этом чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично фемининных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и т.п., женщин - формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т.п.

Становление психологического пола, т.е. принятие мальчиками и девочками мужской и женской роли осуществляется в процессе половой идентификации.

В течение жизни человека биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Пол новорожденного задает взрослым определенную программу его воспитания. Происходит обучение ребенка половой роли в соответствии с культурными традициями данного общества. Сюда входит система стереотипов маскулинности и фемининности, т. е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины.

Возникновение половой идентификации объясняется различными теориями. Так, Т.А. Репина провела анализ теорий полоролевой социализации в западной психологии.

Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с З. Фрейда, как известно, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам и считает основным ее механизмом процесс идентификации ребенка с родителями. Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам и что личность тогда развивается гармонично, полноценно, когда она следует полоролевым моделям родителя своего пола, когда не нарушается ее половая идентификация.

Теория социального научения и ее разновидность - теория моделирования (А. Бандура, Р. Уолтере, X. Биллер), опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждает, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители. Как считают сторонники социального научения, ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным им на основании многих наблюдений над соответствующим этому полу поведением взрослых. Причем важным для ребенка оказывается не сам по себе пол того, кому подражают, а информация о том, что поведение этого человека соответствует определенному полу.

Теория когнитивного развития (Л. Колберг), или теория самокатегоризации, не отрицая роли подкрепления, главным все же считает получаемую ребенком от взрослого информацию о полоролевом поведении и понимание ребенком своей половой принадлежности и ее необратимости. Эта теория подчеркивает познавательную сторону процесса идентификации.

Сначала ребенок узнает, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет, кто он есть, и далее старается согласовать свое поведение с представлением о мужчине или женщине. Отсюда и важность для половой идентификации интеллектуального развития ребенка. Подкрепление же и моделирование начинают оказывать существенное влияние на формирование психологического пола только после того, как половая типизация уже произошла.

Теория социальных ролей А. Игли гласит, что многие тендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды (установки), и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин. Из того, что мужчины и женщины занимаются разными делами, мы делаем заключение, что они разные люди.

Согласно новой психологии пола Е. Маккоби, К. Джеклин, С. Бем, основную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и реализуются в процессе воспитания детей. Пол врожденный может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное - пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование которого оказывают большое влияние вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания, присущие данной культуре. Психологические конструкты "маскулинности" и "фемининности" в этой концепции соотносятся с понятиями инструментальное™, что отражает способность к самоутверждению и компетентность, и экспрессивности, представляющей качества, традиционно связываемые с женственностью, например, забота, внимание к окружающим, эмоциональная экспрессивность и чувственность.

Как отмечают в обзорной статье Я.Л. Коломинский и М.X. Мелтсас, полоролевая идентичность делится большинством авторов на две составляющие:

Половая идентичность - понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу;

Собственно полоролевая идентичность - знание и усвоения ролей мужчины и женщины.

В целом на полоролевую идентификацию влияет множество факторов, среди которых можно выделить: полоролевую идентификацию детей с родителями, влияние сверстников и влияние литературных произведений, кино и телевидения. Процесс полоролевой идентификации приводит к формированию половой идентичности. Половая идентичность, т.е. осознанная принадлежность к определенному полу, согласно И. С. Кону - результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.

Половая идентичность основывается, с одной стороны, на соматических признаках (образ тела), а с другой - на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности. Причем, как и все прочие самооценки, они во многом производны от оценки окружающими. Особенно остро стоит эта проблема у юношей, у которых полоролевые нормативы и ожидания исключительно жестки и завышены. В детстве стимуляция со стороны взрослых преимущественно является негативной: не поощрение "мужских" проявлений, а наказание за "немужские". В сочетании с недостатком ролевых моделей такое давление приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек.

Девушкам "везет" больше. Отсутствие в культуре жесткого стереотипа "настоящей женщины", разнообразие представлений о подлинно женских качествах облегчают формирование полоролевой идентичности, давая девушке широкие возможности соответствовать стереотипу, оставаясь самой собой.

Гендерное обучение - особенности физического развития и физической подготовленности детей разного возраста, обоснование целесообразности их раздельного обучения. Выявление и учет гендерных особенностей обучения при организации и построении занятий по физической культуре.
Говоря проще: мальчики и девочки обучаются отдельно друг от друга, необязательно в разных школах, обучение может проходить в разных классах, а на переменах отдыхают все вместе.

Доказано, что у парней:
Сильнее развито правое полушарие мозга.
Драки происходят в 10 раз чаще, чем у девочек.
На телефонный разговор в среднем уходит всего 6 минут в день, да и то только для того, чтобы передать необходимую или срочную информацию. У женщины же на это уходит в среднем 20 минут.
Лучше развито зрение. Они видят окружающий мир намного четче. Однако у женщин лучше развита зрительная память (на лица, порядок расположения предметов и т. д.).
Все это связано с тем, что мужской организм приспособлен к охоте на больших пространствах и расстояниях (а также к борьбе и межплеменной войне). Обычно ему приходилось в течение нескольких дней выслеживать и преследовать свою жертву, а затем находить дорогу обратно в свою пещеру.

Доказано, что у девушек:
Сильнее развито левое полушарие мозга.
Слух развит в два раза лучше, чем у мужчины. Это связано с тем, что женщина слышит говорящего с помощью обоих полушарий, тогда как мужчина - преимущественно с помощью левого полушария.
Уже в детском саду во время занятий девочки разговаривают 15 минут, а мальчики в четыре раза меньше - всего 4 минуты.
В 9-летнем возрасте девочки опережают мальчиков в развитии на 18 месяцев.
Сильнее развита тактильная чувствительность, ведь на коже у женщин находится в 10 раз больше рецепторов, чувствительных к прикосновению.
Это связано с тем, что в течение долгого времени женщины приспосабливались к в воспитанию детей, которых надо гладить и ласкать.

Однако противники гендерного обучения полагают, что разделять детей по половому признаку нельзя, и опасаются, что таким образом мальчики и девочки не приобретут необходимых навыков общения. Разница между полами, считают они, сильно преувеличена. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход.

СПРАВКА.
Гендерное обучение уже было в наших школах, до мая 1918 года. Раньше раздельное обучение было связано с различием в воспитании. Мальчиков готовили к государственной или военной службе, а девочек в частных пансионах - к роли жены и светской дамы.

Реформа образования в России набирает обороты. На очереди раздельное по полу обучение. Такая форма обучения уже практиковалась в нашей стране. Еще в дореволюционной России девочки и мальчики обучались раздельно. Однако уже в начале XX века начали создаваться первые коммерческие образовательные учреждения со смешанным типом обучения и воспитания. К 1943 году практика раздельного обучения окончательно была восстановлена. В настоящее время существуют школы как с раздельным по полу обучением, так и совместным. Родители вправе сами принимать решение, в какую школу отдавать ребенка.

Чтобы определиться в этом вопросе, давайте рассмотрим все «за» и «против» различных типов обучения. Положительные стороны раздельного по полу обучения:

1. Как известно, девочки в своем развитии опережают мальчиков минимум на 1,5 года. Раздельное обучение позволяет учитывать эту неравномерность в развитии и формировать содержание учебного курса с учетом особенностей гендерного физиологического, психологического и духовного развития. В связи с этим у девочек учебная нагрузка больше, а у мальчиков принято чередовать умственные и физические нагрузки.

2. Выше успеваемость и дисциплинированность на уроках, что подтверждено многочисленными исследованиями. При этом отмечается, что наиболее эффективным будет разделение по полу не только учеников, но и учителей. У мальчишек большим авторитетом пользуются мужчины-преподаватели, нежели женщины. Это объясняется идентификацией учителей-мужчин с отцами у мальчиков, которым они хотят подражать во всем и слово которых - закон.

3. Снижение страха оценки со стороны противоположного пола. Доказано, что в 90% случаев возникновения школьного невроза наблюдается у мальчиков. Опять же это обусловлено физиологическими особенностями мужского организма. Мальчики от природы более подвижны и им очень трудно усидеть на месте в течение 45 минут урока, при этом еще и умственно работая. Таким образом, отвлекаясь на уроках, мальчишки получают замечания от учителей, что может оказать влияние на самооценку ученика, появление страха перед наказанием.

Отрицательные стороны раздельного по полу обучения:

1. Закрепление гендерных стереотипов. Образовательные учреждения выполняют не только когнитивную функцию, но и способствуют успешной социализации учеников. В случае раздельного по полу обучения в сознании школьников закрепляется стереотип о традиционных социальных ролях мужчины и женщины. То есть укрепление патриархальных стереотипов у мальчиков, когда в процессе обучение акцент делается на физическое развитие и естественные науки. Когда как для девочек учебная программа предполагает гуманитарный уклон, ориентацию девочек на самореализацию в материнстве.

2. Так же раздельное обучение укрепляет позицию изначального неравенства возможностей в обучении, как следствия психофизиологических особенностей учеников. При этом в социализации немаловажную роль играет и общение между противоположными полами. При раздельном обучении ощущается недостаток опыта общения, следствием которого может явиться неумение уже во взрослой жизни строить любовные взаимоотношения с противоположным полом.

Задачами учебно-воспитательного процесса в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кадетская средняя общеобразовательная школа № 2» с Мариинскими классами являются:

Воспитание нравственно здоровой, физически и духовно полноценной личности девочек и мальчиков школьного возраста через:

  • подготовку учащихся к полноценной жизнедеятельности в соответствии с природной гендерной предназначенностью и в соответствии с условиями современной жизни через систему базового образования;
  • здоровое духовное развитие и формирование гендерного самосознания представителей каждого пола как естественной основы их развития;
  • гуманитарная и естественнонаучная направленность образования и художественно-эстетическое воспитание для девочек;
  • нравственно-патриотическое, физическое воспитание для мальчиков.

«Бесполая педагогика» и «бесполая психология» давно не соответствуют направлениям современной педагогики, обращенной к личностным свойствам, траекториям развития женской и мужской индивидуальности, к выбору личных стратегий гендерного поведения. В нашем образовательном учреждении гендерный подхода к обучению и воспитанию школьников реализуются в раздельно-параллельных классах для мальчиков и девочек внутри одной школы, что не препятствует объединению учащихся в единые коллективы для участия в общешкольных мероприятиях.

Для того, чтобы быть мужчиной или женщиной недостаточно иметь только мужскую или женскую анатомию, а нужно еще следовать определенным социокультурным ожиданиям, которые общество предъявляет каждому человеку на основании принятых в нем прочно устоявшихся законов пола. Гендер — это наличие у человека совокупности психологических характеристик и особенностей поведения, которые проявляются в общении и взаимодействии мужчин и женщин в общественной и личной жизни.

Гендерное обучение и воспитание — это недостаточно используемый резерв личностно ориентированного школьного образования, потому что самая первая категория, в которой ребенок осмысливает свое личностное «Я» — это половая принадлежность. Почему сегодня следует думать о реализации гендерного подхода в воспитании? «Во-первых, потому, что мы имеет феминизацию системы воспитания в целом. Во-вторых, потому, что мы должны не преодолевать, а сдерживать, корректировать общий процесс феминизации мужчин и маскулинизации женщин. В-третьих, гендерный подход в социальном воспитании может стать некоторой компенсацией семейной феминизации. Перед педагогикой стоит сложная задача — становление педагогической теории и практики, способствующее переходу от «бесполой» педагогики к образованию, обращенному к внутреннему миру личности, мужской и женской индивидуальности, учитывающему их гендерные особенности в обучении и воспитании и содействующему самореализации детей обоего пола

Особенности мальчиков:

Мальчики занимают активную позицию;
- требуется постоянная смена заданий, они не любят повторения;
- им нужен высокий темп урока, они не терпят однообразия, жаждут нового;
- очень важен конечный результат их работы;
- у них менее развито произвольное внимание;
- они хотят соревноваться и на уроке, и вне его;
- легко усваивают новый материал, если им создать проблемную ситуацию;
- к алгоритму, правилу, закону мальчики должны прийти сами, через собственную работу мысли, через свои ответы;
- они чаще опираются на догадку, интуицию, шире видят проблему;
- готовы ответить на любой вопрос, редко говорят «не знаю»;
- по лицам мальчиков не видна работа мысли. Они не смотрят на учителя, не ждут его одобрения, как делают это девочки. Глядя на них, трудно бывает выяснить, поняли они материал или нет. Правильный ответ иногда неожидан для учителя;
- им трудно работать весь урок сидя, иногда они просят разрешения постоять, им нужно чаще устраивать физкультурные минутки;
- чистота и аккуратность - не для мальчиков, они даже не видят этой проблемы;
- мальчики дольше, чем девочки входят в работу;
- любят сложные задания, чем труднее задание, тем им интереснее;
- лучше придумывают сюжеты, но им трудно построить фразы;
- в познавательной деятельности мальчики идут от сложного к простому, а не наоборот, их решения часто носят нестандартный характер;
- мальчикам трудно высказать свою мысль словами, поэтому в ход идут руки;
- звонок на урок - это команда зайти в класс и не более. Звонок с урока для них - сигнал к отдыху. Перемена для мальчиков - святое дело;
- главное - собственное мнение. Их трудно заставить принять на веру то, что противоречит их мнению.
- дисциплина в классе ниже. Мальчикам хочется толкнуть, задеть одноклассника не для того, чтобы подраться, обидеть, а чтобы погоняться друг за другом. Они при столкновении должны дать сдачи - это важно для их самоуважения. Они быстрее мирятся;
- не приемлют авторитарного стиля обучения и воспитания. Им нравится «домашняя» обстановка, когда можно и пошутить, и обсудить что-то важное. Они чутко реагируют на ласку;
- не воспринимают общие замечания, замечание должно быть обращено к конкретному ребенку;
- обычно не жалуются; если мальчик плачет и к нему подходит учитель, то слезы не усиливаются, как это бывает у девочек;
- в классе мальчиков дольше происходит поиск лидера;
- мальчики более агрессивны, но всегда готовы помочь однокласснику или взрослому. Они никому не позволят обидеть своего учителя.

Особенности девочек:

Урок в классе девочек обычно идет по плану. Им нужно дать алгоритм, выстроить последовательную логическую цепочку;
- они легче выполняют типовые задания. Любой шаг в сторону дается им с трудом. Девочки лучше выполняют задания после совместного разбора;
- им легче дается фонетический разбор, разбор предложения;
- они не любят повышенного голоса, даже если учитель просто громко говорит;
- им труднее даются геометрия, география, история - то, где надо использовать пространственное представление. Они лучше запоминают цифры, формулы, легче ориентируются во времени;
- получив сложное задание, они обычно спросят: «А это обязательно?». Или скажут: «Я не поняла» - и будут ждать, чтобы кто-нибудь им объяснил материал. В сложных ситуациях они малоинициативны;
- если дать девочкам много нового материала, они просто отключатся;
- на любой нестандартный вопрос они отвечают: «Мы это не проходили»;
- не любят соревноваться. Им трудна работа в парах, так как каждая считает себя умнее, а в группах из 4 человек они работают хорошо;
- им нужно больше времени для обдумывания задания, необходимо дополнительное время для оформление работы;
- у девочек быстро происходит выбор лидера;
- если девочки поссорились, то долго дуются друг на друга, зато примирение превращается в праздник для всего класса. Если девочки не нравятся друг другу, то не могут даже сидеть рядом;
- девочки все видят и слышат: кто что сказал или сделал, как работал. Они следят за отметками друг друга. Они ревниво относятся к тому, что учитель кого-то выделил, похвалил;
- они стараются завладеть учителем, прикоснуться к нему. В классе девочек учитель получает больше любви, чем в любом ином классе;
- звонок на урок для девочек - сигнал к началу работы. Звонок с урока - сигнал к завершению работы, хотя работе они могут посвятить и часть перемены;
- в ответ на сложный вопрос большинство девочек сначала подумают, дадут высказаться «сильным» ученицам, утвердятся в правильности своего ответа и только тогда готовы ответить сами;
- мышление словесно - логическое;
- речь грамматически правильная;
- легко запоминают длинные тексты.

Особенности организации педагогического процесса

Для мальчиков:

  • высокий темп подачи материала;
  • широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации;
  • разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач;
  • большое количество нестандартных, логических заданий;
  • минимизированное количество повторений пройденного материала;
  • работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений;
  • использование групповых форм работы с элементами соревновательности;
  • дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции, чувства через логику;
  • подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом;
  • необходимость положительной, конструктивной оценки выполненной работы.

Для девочек:

  • неспешный, размеренный темп урока, подачи нового материала;
  • достаточное количество повторений для лучшего усвоения;
  • дозирование объема и разнообразия новой информации;
  • большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями;
  • эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению;
  • подход к формулированию правил через речевые навыки;
  • изучение правил и обучение применению их на практике;
  • использование большого количества наглядного материала на уроке;
  • обучение с опорой на зрительную память;
  • эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы.

В рамках городского семинара завучей «Гендерное обучение» мною разработан и проведён фрагмент урока для классов кадет и мариинок

Тема урока: «Простые вещества: металлы и неметаллы»

Урок химии в 8А классе (класс кадет)

Цель: сформировать знания о классификации простых веществ: физических проявлениях, принципах, причинах классификации,

Задачи:

  • Образовательные :
  • Развивающие :
    • реализовать элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения материала;
    • продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы.
  • Воспитательные :

Медиозадача: внедрение медиотехнологии в практику обучения через умение работать с различными источниками информации.

Оборудование: проектор, презентация, коллекции металлов (Cu, Al, Zn) и неметаллов (S, C, Br 2 (только у учителя) О 2), распечатки заданий. Карточки с планом описания веществ

Тип урока:

Вид урока: смешанный

Формы работы: групповая работа (по 4-5 человек)

ХОД УРОКА

Организационный момент

Сдача рапорта (Здравствуйте, господа кадеты.)

Приложение 1 . Слайд 1

Учитель:

Средняя и говорит: если бы на мне женился Иван-царевич, я бы выткала ему кафтан из серебра, из золота и сиял бы он, как жар-птица.

Скажите, а разве можно выткать ткань из серебра и золота?
Это проблема нашего урока

Фронтальная беседа:

Мотивация

1) Что такое серебро и золото?
2) К какой группе простых веществ относят серебро и золото?
3) Какую другую группу простых веществ вы знаете?

Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Простые вещества: металлы и неметаллы»). (Слайд 2
Сейчас вы будете работать по заданию : 1 и 2 группы работают над заполнением таблицы «Металлы», 3 и 4 группы над заполнением таблицы «Неметаллы». Для этого вам потребуется коллекция, которая у вас на столе, материалы параграфа 13,14 учебника О.С.Габриеляна
(У учителя на столе также бром и коллекция металлов)

Та группа, участники которой первыми запонят таблицу, уложившись по времени, получат оценку.
Работа над заполнением таблиц.
Вначале заслушиваем результаты заполнения таблицы металлы.

1. Агрегатное состояние;

2. Температура плавления и кипения;

3. Твердость;

4. Плотность;

6. Ковкость, пластичность;

7. Металлический блеск.

Слайды: физические характеристики металлов

Заслушиваем заполнение таблицы неметаллы.

Пунктыпланаизучения физических свойств

S

C

Br 2

О 2

1. Агрегатное состояние;

2. Твердость;

3. Плотность;

4. Электро- и теплопроводность;

5. Ковкость, пластичность;

6. Металлический блеск.

Как вы решили проблему нашего урока: можно ли выткать ткань из серебра и золота?
С какой физической характеристикой металлов это связано?

Учитель: Слайд (). Ребята, вам уже известно, что металлы расположены в начале периодов, а в конце периодов расположены неметаллы. Если провести диагональ от элемента бора (В, № 5) до элемента астата (Аt, № 85), то ниже диагонали все элементы являются металлами, четыре ряда больших периодов также состоят из металлов. Над диагональю расположены неметаллы. Как видно из таблицы, металлов в природе значительно больше, чем неметаллов ().

Вывод: формулируют самостоятельно. Слайд с таблицей

Рефлексия:

Домашнее задание: № 13, 14

Оценки за урок: Все кто выступал от групп и участники группы «5».
За дополнения - «4».
Всем спасибо. Урок окончен. Вольно.

Тема урока: «Простые вещества: металлы и неметаллы» 8Б класс (класс мариинок)

Цель: сформировать знания о классификации простых веществ: физических проявлениях, принципах, причинах классификации.

Задачи:

  • Образовательные :
    • обеспечить восприятие и осмысление понятий «простое вещество», «металлы и неметаллы»;
    • обеспечить усвоения знаний о строении и свойствах веществ.
  • Развивающие :
    • формировать «химический» стиль мышления при обсуждении относительности деления элементов на металлы и неметаллы;
    • способствовать развитию эрудиции и познавательного интереса;
    • реализовать элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения материала
    • продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы;
  • Воспитательные :
    • активизировать интерес учащихся к изучаемому предмету;
    • воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу;
    • воспитание национального самосознания через эпизод мотивации.

Медиозадача: внедрение медиотехнологии в практику обучения через умение работать с различными источниками информации;

Оборудование: проектор, презентация, коллекции металлов (Cu, Al, Zn) и неметаллов (S, C, Br 2 , О 2), распечатки заданий. Карточки с планом описания веществ

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Вид урока: комбинированный

Формы работы: индивидуальная и групповая работа (по 2-3 человека)

ХОД УРОКА

Организационный момент (приветствие мариинок, рассаживание по группам)

Приложение 2 . Слайд 1

Учитель: прежде чем мы запишем тему нашего урока, я попрошу вас послушать сказку: … В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У него был сын Иван-царевич - и красивый, и умный, и славный.
Пришло ему желание поглядеть на белый свет. Долго ездил, много видел добра, и худа, и всякой всячины. Наконец подъехал к палатам высоким, хорошим, каменным. Видит: на крылечке сидят три сестрицы-красавицы и между собой разговаривают.
Средняя и говорит: если бы на мне женился Иван-царевич, я бы выткала ему кафтан из серебра, из золота и сиял бы он, как жар-птица.
- Скажите, кто из вас взялся бы выткать кафтан из серебра или золота?
Реально ли это?

Фронтальная беседа:

Мотивация

1) Что такое представляют собой серебро и золото?
2) Какие вещества называются простыми?
3) Как можно классифицировать простые вещества?

Учитель: Итак, тема нашего урока, как вы уже наверняка поняли, «Простые вещества: металлы и неметаллы». (Слайд 2 тема урока и ученическая цель)

Сейчас вы будете работать по заданию: возьмите таблицу «Металлы» и работая с коллекцией металлов, текстом параграфа 13, учебника О.С.Габриеляна заполним её.
У учителя на столе также коллекция Металлов
Совместное заполнение таблицы.

Пункты плана изучения физических свойств

Cu

Al

Zn

1. Агрегатное состояние

2. Температура плавления и кипения

3. Твердость

4. Плотность;

5. Электро- и теплопроводность;

6. Ковкость, пластичность;

7. Металлический блеск.

Слайды: физические характеристики металлов

Задание: С неметаллами работаем самостоятельно по группам. 3 минуты на составление таблицы. Заслушиваем заполнение таблицы.

Пункты плана изучения физических свойств

S

C

Br 2

О 2

1. Агрегатное состояние

2. Твердость

3. Плотность

4. Электро- и теплопроводность

5. Ковкость, пластичность

6. Металлический блеск

Учитель: Слайд (начинает объяснять новый материал, обращаясь к периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева ). Сударыни, вам уже известно, что металлы расположены в начале периодов, а в конце периодов расположены неметаллы. Если провести диагональ от элемента бора (В, № 5) до элемента астата (Аt, № 85), то ниже диагонали все элементы являются металлами, четыре ряда больших периодов также состоят из металлов. Над диагональю расположены неметаллы. Как видно из таблицы, металлов в природе значительно больше, чем неметаллов (из 110 химических элементов только 22 неметаллы, а остальные являются металлами ).
Учитель отмечает, что у металлов много общих свойств, а для неметаллов более характерно различие в свойствах, чем общность. Обращает внимание ребят на металлический блеск кристаллического йода, подчеркивая тем самым относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Вывод: формулируют самостоятельно. Слайд с таблицей

Рефлексия:

1) Что вы считаете для себя главным на уроке?
2) Что было трудным?

Домашнее задание: § 13,14

Заключительное слово учителя. Оценка работы обучающихся на уроке

Все вы сегодня молодцы.
1) Если вы были внимательны и уверенны в себе что все изученные вопросы усвоили поставьте себе «5».
2) Если вы были внимательными, усвоили материал в целом, но на не все вопросы ответить можете поставьте «4».
3) Кто сомневается поставьте себе «3».
4 Поднимите руку, кто поставил «5» «4».