Гендерное образование школьников. Гендерное обучение на практике

В средней общеобразовательной школе №20 города Бийска ввели раздельное обучение мальчиков и девочек. Пока только в двух первых классах из четырёх. В плюсах и минусах такого обучения разбирался корреспондент АиФ-Алтай.

Ради этики

По мнению Елены Вирбицкас, директора школы , гендерное обучение должно способствовать формированию у учащихся типично женских и типично мужских качеств. Статистика учреждения показывает, что 54% учеников воспитываются в неполных семьях, а введение раздельного обучения как раз позволит скорректировать их воспитание.

Раздельное обучение, по мнению многих, позволяет воспитывать истинные женские и мужские качества. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Учебная программа у девочек и мальчиков одинаковая, различаются лишь подходы к преподаванию материала. Так, на уроках физкультуры девочкам дают гимнастику и ритмику, мальчикам - силовые и игровые виды занятий. Планируется, что раздельное обучение будет действовать минимум до 8-го класса. У учителей есть желание сделать его для школы всеобщим.

Сама идея гендерного разведения детей при обучении имеет давнюю историю - так учили гимназистов до революции, был и столичный эксперимент в семилетних школах в 1943-54 годах, а в новейшей российской истории примерам, подобным бийскому, больше десяти лет. Правда, обычно гендерное разделение вводят в профильных учебных заведениях - кадетских, языковых и т. д.

Однополые классы чаще встречаются в профильных школах. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

У раздельного обучения много как сторонников, так и противников. Так, по оценке руководства школы в Бийске, в последние годы отмечается чрезмерная эмансипация девочек. Отсутствие этики культуры поведения, стирание границ полов и результаты обучения подтолкнули школу к введению раздельного образования.

Однако, по мнению читателей «АиФ-Алтай», высказавшихся на сайте газеты, раздельное обучение, которое по факту существует в некоторых кадетских классах, порой бессмысленно. Так, при недоборе девочек в кадетские классы их разбавляют «гражданскими» мальчиками. Что убивает саму идею делать девочек женственными, а мальчиков мужественными. Некоторые из тех, кто имел опыт раздельного обучения, называют его отрицательным.

Только в смешанных классах дети разных полов могут научиться общаться друг с другом, считают некоторые эксперты. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Среди сторонников раздельного обучения - врачи и педагоги. Главный аргумент - мальчики и девочки развиваются по-разному, и учить ребят лучше по-разному. Ведь обычно успеваемость у девочек выше, их чаще хвалят учителя, а это может подавить у мальчиков стремление хорошо учиться. Ещё один аргумент - в раздельных классах легче поддерживать порядок и тишину, настраивать ребят на учёбу.

Подготовка к жизни

С точки зрения противников гендерного обучения - разница между полами преувеличена, на способности учиться больше влияют личностные характеристики ребёнка. По мнению Игоря Душенко, психолога-педагога , совместное обучение даёт дополнительный стимул к учёбе и развитию. Нужно идти навстречу потребности детей в общении, а не бороться с ней. Чтобы происходил «взаимообмен» позитивных качеств. Так, воспитанные в мужском коллективе мальчики хуже понимают, что такое «ответственное отцовство».

Есть мнение, что учиться раздельно дети должны, как минимум, до 8 класса. Фото: АиФ/ Елена Иванова

Интересно, что в европейских странах, где раздельное обучение представлено широко, социологические исследования установили, что у выпускниц школ для девочек гораздо больше шансов преуспеть в жизни, они больше зарабатывают. А у мужчин способ обучения не влияет на карьеру, зато сказывается на семейной жизни - процент разводов среди выпускников школ для мальчиков гораздо выше, чем среди тех, кто учился в смешанной школе. Становление мужественности и женственности в гомогенной по половому признаку среде однобоко, не учитывает равноправия полов в обществе, где женщина может быть лидером, а мужчина имеет право на слезы. С другой стороны, в чисто мужских классах с учителями-мужчинами проще воспитывать мальчиков в духе мужской героики.

В любом случае, выбор за родителями. По мнению Натальи Васягиной, психолога в сфере образования , плюс гендерного обучения в том, что дети не отвлекаются и лучше усваивают учебный материал. Если раздельное обучение идёт в обычной общеобразовательной школе, минусы минимальны. А вот выпускникам школ, где учатся только мальчики или только девочки, сложнее гармонично общаться с противоположным полом.

Серьёзных психологических отличий между детьми из раздельных и общих классов нет. Но, выбирая форму обучения, родители должны решить, что хотят дать ребёнку - возможность лучше учиться и патриархальные ценности или возможность лучше общаться и успешную социализацию.

Задачами учебно-воспитательного процесса в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кадетская средняя общеобразовательная школа № 2» с Мариинскими классами являются:

Воспитание нравственно здоровой, физически и духовно полноценной личности девочек и мальчиков школьного возраста через:

  • подготовку учащихся к полноценной жизнедеятельности в соответствии с природной гендерной предназначенностью и в соответствии с условиями современной жизни через систему базового образования;
  • здоровое духовное развитие и формирование гендерного самосознания представителей каждого пола как естественной основы их развития;
  • гуманитарная и естественнонаучная направленность образования и художественно-эстетическое воспитание для девочек;
  • нравственно-патриотическое, физическое воспитание для мальчиков.

«Бесполая педагогика» и «бесполая психология» давно не соответствуют направлениям современной педагогики, обращенной к личностным свойствам, траекториям развития женской и мужской индивидуальности, к выбору личных стратегий гендерного поведения. В нашем образовательном учреждении гендерный подхода к обучению и воспитанию школьников реализуются в раздельно-параллельных классах для мальчиков и девочек внутри одной школы, что не препятствует объединению учащихся в единые коллективы для участия в общешкольных мероприятиях.

Для того, чтобы быть мужчиной или женщиной недостаточно иметь только мужскую или женскую анатомию, а нужно еще следовать определенным социокультурным ожиданиям, которые общество предъявляет каждому человеку на основании принятых в нем прочно устоявшихся законов пола. Гендер — это наличие у человека совокупности психологических характеристик и особенностей поведения, которые проявляются в общении и взаимодействии мужчин и женщин в общественной и личной жизни.

Гендерное обучение и воспитание — это недостаточно используемый резерв личностно ориентированного школьного образования, потому что самая первая категория, в которой ребенок осмысливает свое личностное «Я» — это половая принадлежность. Почему сегодня следует думать о реализации гендерного подхода в воспитании? «Во-первых, потому, что мы имеет феминизацию системы воспитания в целом. Во-вторых, потому, что мы должны не преодолевать, а сдерживать, корректировать общий процесс феминизации мужчин и маскулинизации женщин. В-третьих, гендерный подход в социальном воспитании может стать некоторой компенсацией семейной феминизации. Перед педагогикой стоит сложная задача — становление педагогической теории и практики, способствующее переходу от «бесполой» педагогики к образованию, обращенному к внутреннему миру личности, мужской и женской индивидуальности, учитывающему их гендерные особенности в обучении и воспитании и содействующему самореализации детей обоего пола

Особенности мальчиков:

Мальчики занимают активную позицию;
- требуется постоянная смена заданий, они не любят повторения;
- им нужен высокий темп урока, они не терпят однообразия, жаждут нового;
- очень важен конечный результат их работы;
- у них менее развито произвольное внимание;
- они хотят соревноваться и на уроке, и вне его;
- легко усваивают новый материал, если им создать проблемную ситуацию;
- к алгоритму, правилу, закону мальчики должны прийти сами, через собственную работу мысли, через свои ответы;
- они чаще опираются на догадку, интуицию, шире видят проблему;
- готовы ответить на любой вопрос, редко говорят «не знаю»;
- по лицам мальчиков не видна работа мысли. Они не смотрят на учителя, не ждут его одобрения, как делают это девочки. Глядя на них, трудно бывает выяснить, поняли они материал или нет. Правильный ответ иногда неожидан для учителя;
- им трудно работать весь урок сидя, иногда они просят разрешения постоять, им нужно чаще устраивать физкультурные минутки;
- чистота и аккуратность - не для мальчиков, они даже не видят этой проблемы;
- мальчики дольше, чем девочки входят в работу;
- любят сложные задания, чем труднее задание, тем им интереснее;
- лучше придумывают сюжеты, но им трудно построить фразы;
- в познавательной деятельности мальчики идут от сложного к простому, а не наоборот, их решения часто носят нестандартный характер;
- мальчикам трудно высказать свою мысль словами, поэтому в ход идут руки;
- звонок на урок - это команда зайти в класс и не более. Звонок с урока для них - сигнал к отдыху. Перемена для мальчиков - святое дело;
- главное - собственное мнение. Их трудно заставить принять на веру то, что противоречит их мнению.
- дисциплина в классе ниже. Мальчикам хочется толкнуть, задеть одноклассника не для того, чтобы подраться, обидеть, а чтобы погоняться друг за другом. Они при столкновении должны дать сдачи - это важно для их самоуважения. Они быстрее мирятся;
- не приемлют авторитарного стиля обучения и воспитания. Им нравится «домашняя» обстановка, когда можно и пошутить, и обсудить что-то важное. Они чутко реагируют на ласку;
- не воспринимают общие замечания, замечание должно быть обращено к конкретному ребенку;
- обычно не жалуются; если мальчик плачет и к нему подходит учитель, то слезы не усиливаются, как это бывает у девочек;
- в классе мальчиков дольше происходит поиск лидера;
- мальчики более агрессивны, но всегда готовы помочь однокласснику или взрослому. Они никому не позволят обидеть своего учителя.

Особенности девочек:

Урок в классе девочек обычно идет по плану. Им нужно дать алгоритм, выстроить последовательную логическую цепочку;
- они легче выполняют типовые задания. Любой шаг в сторону дается им с трудом. Девочки лучше выполняют задания после совместного разбора;
- им легче дается фонетический разбор, разбор предложения;
- они не любят повышенного голоса, даже если учитель просто громко говорит;
- им труднее даются геометрия, география, история - то, где надо использовать пространственное представление. Они лучше запоминают цифры, формулы, легче ориентируются во времени;
- получив сложное задание, они обычно спросят: «А это обязательно?». Или скажут: «Я не поняла» - и будут ждать, чтобы кто-нибудь им объяснил материал. В сложных ситуациях они малоинициативны;
- если дать девочкам много нового материала, они просто отключатся;
- на любой нестандартный вопрос они отвечают: «Мы это не проходили»;
- не любят соревноваться. Им трудна работа в парах, так как каждая считает себя умнее, а в группах из 4 человек они работают хорошо;
- им нужно больше времени для обдумывания задания, необходимо дополнительное время для оформление работы;
- у девочек быстро происходит выбор лидера;
- если девочки поссорились, то долго дуются друг на друга, зато примирение превращается в праздник для всего класса. Если девочки не нравятся друг другу, то не могут даже сидеть рядом;
- девочки все видят и слышат: кто что сказал или сделал, как работал. Они следят за отметками друг друга. Они ревниво относятся к тому, что учитель кого-то выделил, похвалил;
- они стараются завладеть учителем, прикоснуться к нему. В классе девочек учитель получает больше любви, чем в любом ином классе;
- звонок на урок для девочек - сигнал к началу работы. Звонок с урока - сигнал к завершению работы, хотя работе они могут посвятить и часть перемены;
- в ответ на сложный вопрос большинство девочек сначала подумают, дадут высказаться «сильным» ученицам, утвердятся в правильности своего ответа и только тогда готовы ответить сами;
- мышление словесно - логическое;
- речь грамматически правильная;
- легко запоминают длинные тексты.

Особенности организации педагогического процесса

Для мальчиков:

  • высокий темп подачи материала;
  • широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации;
  • разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач;
  • большое количество нестандартных, логических заданий;
  • минимизированное количество повторений пройденного материала;
  • работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений;
  • использование групповых форм работы с элементами соревновательности;
  • дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции, чувства через логику;
  • подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом;
  • необходимость положительной, конструктивной оценки выполненной работы.

Для девочек:

  • неспешный, размеренный темп урока, подачи нового материала;
  • достаточное количество повторений для лучшего усвоения;
  • дозирование объема и разнообразия новой информации;
  • большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями;
  • эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению;
  • подход к формулированию правил через речевые навыки;
  • изучение правил и обучение применению их на практике;
  • использование большого количества наглядного материала на уроке;
  • обучение с опорой на зрительную память;
  • эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы.

В рамках городского семинара завучей «Гендерное обучение» мною разработан и проведён фрагмент урока для классов кадет и мариинок

Тема урока: «Простые вещества: металлы и неметаллы»

Урок химии в 8А классе (класс кадет)

Цель: сформировать знания о классификации простых веществ: физических проявлениях, принципах, причинах классификации,

Задачи:

  • Образовательные :
  • Развивающие :
    • реализовать элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения материала;
    • продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы.
  • Воспитательные :

Медиозадача: внедрение медиотехнологии в практику обучения через умение работать с различными источниками информации.

Оборудование: проектор, презентация, коллекции металлов (Cu, Al, Zn) и неметаллов (S, C, Br 2 (только у учителя) О 2), распечатки заданий. Карточки с планом описания веществ

Тип урока:

Вид урока: смешанный

Формы работы: групповая работа (по 4-5 человек)

ХОД УРОКА

Организационный момент

Сдача рапорта (Здравствуйте, господа кадеты.)

Приложение 1 . Слайд 1

Учитель:

Средняя и говорит: если бы на мне женился Иван-царевич, я бы выткала ему кафтан из серебра, из золота и сиял бы он, как жар-птица.

Скажите, а разве можно выткать ткань из серебра и золота?
Это проблема нашего урока

Фронтальная беседа:

Мотивация

1) Что такое серебро и золото?
2) К какой группе простых веществ относят серебро и золото?
3) Какую другую группу простых веществ вы знаете?

Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Простые вещества: металлы и неметаллы»). (Слайд 2
Сейчас вы будете работать по заданию : 1 и 2 группы работают над заполнением таблицы «Металлы», 3 и 4 группы над заполнением таблицы «Неметаллы». Для этого вам потребуется коллекция, которая у вас на столе, материалы параграфа 13,14 учебника О.С.Габриеляна
(У учителя на столе также бром и коллекция металлов)

Та группа, участники которой первыми запонят таблицу, уложившись по времени, получат оценку.
Работа над заполнением таблиц.
Вначале заслушиваем результаты заполнения таблицы металлы.

1. Агрегатное состояние;

2. Температура плавления и кипения;

3. Твердость;

4. Плотность;

6. Ковкость, пластичность;

7. Металлический блеск.

Слайды: физические характеристики металлов

Заслушиваем заполнение таблицы неметаллы.

Пунктыпланаизучения физических свойств

S

C

Br 2

О 2

1. Агрегатное состояние;

2. Твердость;

3. Плотность;

4. Электро- и теплопроводность;

5. Ковкость, пластичность;

6. Металлический блеск.

Как вы решили проблему нашего урока: можно ли выткать ткань из серебра и золота?
С какой физической характеристикой металлов это связано?

Учитель: Слайд (). Ребята, вам уже известно, что металлы расположены в начале периодов, а в конце периодов расположены неметаллы. Если провести диагональ от элемента бора (В, № 5) до элемента астата (Аt, № 85), то ниже диагонали все элементы являются металлами, четыре ряда больших периодов также состоят из металлов. Над диагональю расположены неметаллы. Как видно из таблицы, металлов в природе значительно больше, чем неметаллов ().

Вывод: формулируют самостоятельно. Слайд с таблицей

Рефлексия:

Домашнее задание: № 13, 14

Оценки за урок: Все кто выступал от групп и участники группы «5».
За дополнения - «4».
Всем спасибо. Урок окончен. Вольно.

Тема урока: «Простые вещества: металлы и неметаллы» 8Б класс (класс мариинок)

Цель: сформировать знания о классификации простых веществ: физических проявлениях, принципах, причинах классификации.

Задачи:

  • Образовательные :
    • обеспечить восприятие и осмысление понятий «простое вещество», «металлы и неметаллы»;
    • обеспечить усвоения знаний о строении и свойствах веществ.
  • Развивающие :
    • формировать «химический» стиль мышления при обсуждении относительности деления элементов на металлы и неметаллы;
    • способствовать развитию эрудиции и познавательного интереса;
    • реализовать элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения материала
    • продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы;
  • Воспитательные :
    • активизировать интерес учащихся к изучаемому предмету;
    • воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу;
    • воспитание национального самосознания через эпизод мотивации.

Медиозадача: внедрение медиотехнологии в практику обучения через умение работать с различными источниками информации;

Оборудование: проектор, презентация, коллекции металлов (Cu, Al, Zn) и неметаллов (S, C, Br 2 , О 2), распечатки заданий. Карточки с планом описания веществ

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Вид урока: комбинированный

Формы работы: индивидуальная и групповая работа (по 2-3 человека)

ХОД УРОКА

Организационный момент (приветствие мариинок, рассаживание по группам)

Приложение 2 . Слайд 1

Учитель: прежде чем мы запишем тему нашего урока, я попрошу вас послушать сказку: … В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У него был сын Иван-царевич - и красивый, и умный, и славный.
Пришло ему желание поглядеть на белый свет. Долго ездил, много видел добра, и худа, и всякой всячины. Наконец подъехал к палатам высоким, хорошим, каменным. Видит: на крылечке сидят три сестрицы-красавицы и между собой разговаривают.
Средняя и говорит: если бы на мне женился Иван-царевич, я бы выткала ему кафтан из серебра, из золота и сиял бы он, как жар-птица.
- Скажите, кто из вас взялся бы выткать кафтан из серебра или золота?
Реально ли это?

Фронтальная беседа:

Мотивация

1) Что такое представляют собой серебро и золото?
2) Какие вещества называются простыми?
3) Как можно классифицировать простые вещества?

Учитель: Итак, тема нашего урока, как вы уже наверняка поняли, «Простые вещества: металлы и неметаллы». (Слайд 2 тема урока и ученическая цель)

Сейчас вы будете работать по заданию: возьмите таблицу «Металлы» и работая с коллекцией металлов, текстом параграфа 13, учебника О.С.Габриеляна заполним её.
У учителя на столе также коллекция Металлов
Совместное заполнение таблицы.

Пункты плана изучения физических свойств

Cu

Al

Zn

1. Агрегатное состояние

2. Температура плавления и кипения

3. Твердость

4. Плотность;

5. Электро- и теплопроводность;

6. Ковкость, пластичность;

7. Металлический блеск.

Слайды: физические характеристики металлов

Задание: С неметаллами работаем самостоятельно по группам. 3 минуты на составление таблицы. Заслушиваем заполнение таблицы.

Пункты плана изучения физических свойств

S

C

Br 2

О 2

1. Агрегатное состояние

2. Твердость

3. Плотность

4. Электро- и теплопроводность

5. Ковкость, пластичность

6. Металлический блеск

Учитель: Слайд (начинает объяснять новый материал, обращаясь к периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева ). Сударыни, вам уже известно, что металлы расположены в начале периодов, а в конце периодов расположены неметаллы. Если провести диагональ от элемента бора (В, № 5) до элемента астата (Аt, № 85), то ниже диагонали все элементы являются металлами, четыре ряда больших периодов также состоят из металлов. Над диагональю расположены неметаллы. Как видно из таблицы, металлов в природе значительно больше, чем неметаллов (из 110 химических элементов только 22 неметаллы, а остальные являются металлами ).
Учитель отмечает, что у металлов много общих свойств, а для неметаллов более характерно различие в свойствах, чем общность. Обращает внимание ребят на металлический блеск кристаллического йода, подчеркивая тем самым относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Вывод: формулируют самостоятельно. Слайд с таблицей

Рефлексия:

1) Что вы считаете для себя главным на уроке?
2) Что было трудным?

Домашнее задание: § 13,14

Заключительное слово учителя. Оценка работы обучающихся на уроке

Все вы сегодня молодцы.
1) Если вы были внимательны и уверенны в себе что все изученные вопросы усвоили поставьте себе «5».
2) Если вы были внимательными, усвоили материал в целом, но на не все вопросы ответить можете поставьте «4».
3) Кто сомневается поставьте себе «3».
4 Поднимите руку, кто поставил «5» «4».

Учебный курс «Гендерное образование и гендерная педагогика» предназначен для студентов аспирантуры, магистратуры АлтГУ получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» на факультете педагогического образования.

Цель изучения курса – формирование у слушателей теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для внедрения принципов, методик и технологий гендерного образования в практику вузовского преподавания.

Задачи курса:

– определить теоретическое и методологическое содержание понятий «гендерное образование» и «гендерная педагогика»;

– проанализировать с точки зрения гендерного подхода проблемы занятости в системе высшего образования;

– показать значимость фактора образования в процессе гендерной
социализации;

– познакомить слушателей с многообразием методов, технологий и методик гендерного образования;

– содействовать формированию способности к гендерному анализу практики преподавания.

Курс «Гендерное образование и гендерная педагогика» нацелен на формирование следующих профессиональных знаний, умений и навыков:

– знание сущности и специфики гендерного подхода к исследованию проблем высшего образования;

– знание особенностей, целей и задач, содержания гендерного образования;

– знание и умение использовать методику гендерного образования в преподавательской деятельности;

– умение распознавать и реагировать на любые проявления дискриминации по признаку пола;

– умение и навыки осознания и изменения негативных гендерных
стереотипов.

Курс рассчитан на 20 аудиторных часов, из них: 10 часов лекции и 10 часов – семинарские и практические занятия. Форма итогового контроля – зачет.

Тема 1. Гендерные аспекты высшего образования

Введение в гендерные исследования: исходные понятия и основные положения. Основные концепции гендерной теории. Специфика гендерного подхода к исследованию проблем высшего образования.

Понятие и сущность гендерного образования: подходы к его определению. Цели и задачи гендерного образования. Уровни гендерного образования. Феминистская педагогика и гендерная педагогика: соотношение понятий. Особенности развития гендерного образования и гендерной педагогики в современной российской системе высшего образования.

Тема 2. Гендерный анализ занятости в системе высшего образования

Теоретические подходы к исследованию гендерных аспектов занятости. Понятия гендерной асимметрии, профессиональной сегрегации, дискриминации в сфере занятости. Объяснительные модели гендерного неравенства в образовании. Гендерные аспекты управления и менеджмента: вертикальная сегрегация и «стеклянный потолок» в системе высшего образования.

Тема 3. Гендерная социализация в системе высшего образования

Образование как важнейший фактор гендерной социализации. Особенности гендерной социализации в образовании: понятие «скрытого учебного плана». Анализ основных составляющих скрытого учебного плана: организации учебных заведений, содержания предметов, стиля преподавания. Направления оптимизации процесса гендерной социализации в системе высшего образования.

Тема 4. Методика гендерного образования

Специфика гендерного подхода к преподаванию социогуманитарных дисциплин. Методические основы гендерного образования: субъект-субъектный подход; диалогичность процесса обучения; уважение личностного опыта студентов и т.д. Многообразие методик и обучающих технологий гендерного образования.

Тема 5. Принципы и исходные положения гендерного образования

Принципы гендерного образования и гендерной педагогики: влияние педагогики феминистской. Гендерные стереотипы в практике преподавания: их роль и значение. Влияние индивидуальных стереотипных представлений на профессиональную деятельность. Развитие гендерной чувствительности у педагогов высшей школы.

Глоссарий основных рабочих понятий

Гендер – культурно-символическое определение пола, в отличие от понятия «пол» – биологическое определение. Если пол – это данность, то гендер – привнесенность сознанием, и такие конструкты культуры, как «женственное» и «мужественное», могут описываться только с учетом и использованием этого понятия, поскольку появляется возможность выйти за пределы биологических определений.

Гендер – это понятие, которое используется для обозначения всех тех социальных и культурных норм, правил и ролей, приписываемых людям обществом в зависимости от их биологического пола.

Гендерные исследования можно определить как междисциплинарную исследовательскую практику, реализующую эвристические возможности гендерного подхода для анализа социальных трансформаций и систем доминирования. Гендерный подход при этом рассматривается как направление исследования, согласно которому все аспекты социальности и культуры могут иметь гендерное измерение. Базисом гендерного подхода выступает представление о том, что почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания.

Гендерное образование в узком смысле – это прежде всего просветительские программы по гендерной проблематике, которые читаются в различных вариантах для студентов, как правило, социогуманитарных специальностей. В более широком понимании , гендерным обозначают образование, которое содействует формированию гендерного равенства и способствует преодолению негативных гендерных стереотипов. В этом смысле гендерное образование не обязательно должно выражаться в каких-то конкретных образовательных программах, оно как бы «разлито» присутствует в процессах обучения и воспитания и является частью идеологии высшего образования.

Гендерная чувствительность – это способность воспринимать, осознавать и реагировать на любые проявления сексизма, дискриминации по признаку пола или половой сегрегации.

Феминизм – это понятие, требующее определения в двух уровнях. С одной стороны, он представляет собой широкое общественное движение за права женщин. С другой стороны, феминизм – это комплекс социально-философских, социологических, психологических, культурологических теорий, анализирующих положение дел в обществе.

Гендерные стереотипы

Гендерное равенство – равные права и равные возможности для мужчин и женщин в духовной, материальной, экономической, сексуальной и политической жизни; равная оценка обществом мужских и женских ролей; равенство статуса для мужчин и женщин; равные условия для реализации прав человека; для участия в национальном, политическом, экономическом, социальном и культурном развитии; для получения равных выгод по результатам участия.

Дискриминация по половому признаку – это практика, посредством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению к другому.

Сексизм – это особый вид дискриминации, проявляющийся через позицию или действие, которые принижают, исключают, недооценивают и стереотипизируют людей по признаку пола.

– приверженность идеям распределения социополовых ролей, когда женщине приписываются природные качества и домашняя сфера деятельности, а мужчине – разум, профессионализм и активность. Разница между мужчинами и женщинами носит характер иерархической зависимости.

Сегрегация – разделение людей в обществе на категории по признаку различения социальных статусов.

Гендерная ассиметрия в сфере занятости – неравное распределение и оценка значимости мужской и женской рабочей силы на рынке труда.

Горизонтальная профессиональная сегрегация – это неравное распределение мужчин и женщин по отраслям и профессиям.

Вертикальная профессиональная сегрегация – это низкая доступность для женщин престижных профессий и должностей с более высоким уровнем принятия решений и ответственности, а следовательно предполагающих и более высокий уровень оплаты труда.

Гендерные стереотипы – это стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».

Примерные контрольные вопросы для самопроверки

  1. Дайте определения основным понятиям гендерной теории. Сформулируйте основные положения гендерного подхода.
  2. В чем заключается специфика гендерного подхода к исследованию проблем образования?
  3. Перечислите основные подходы к определению гендерного образования и раскройте их сущность.
  4. Обозначьте цели и задачи, а также уровни гендерного образования.
  5. В чем, по-вашему, заключается принципиальное отличие гендерной педагогики от педагогики феминистской?
  6. Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции развития гендерного образования и гендерной педагогики в современной российской системе высшего образования?
  7. Определите основные понятия гендерного анализа проблем занятости (гендерная асимметрия, профессиональная сегрегация, дискриминация в сфере занятости).
  8. В чем, по-вашему, проявляется гендерное неравенство в сфере занятости в системе образования?
  9. Опишите специфику образования как важнейшего фактора гендерной социализации.

10. Раскройте особенности гендерной социализации в системе высшего образования.

11. Дайте краткую характеристику основных составляющих скрытого учебного плана.

12. Каковы, по-вашему, могут быть направления оптимизации процесса гендерной социализации в системе высшего образования?

13. В чем, на ваш взгляд, состоит специфика гендерного подхода к преподаванию?

14. Перечислите методические основы гендерного образования.

15. Назовите характерные черты методик и обучающих технологий гендерного образования. Приведите примеры.

16. Каковы, по-вашему мнению, принципы и исходные положения гендерного образования?

17. Как, на ваш взгляд, отразилось на принципах гендерного образования и гендерной педагогики влияние педагогики феминистской?

18. Какую роль, по-вашему, играют гендерные стереотипы в практике преподавания? В чем их позитивное влияние, а в чем негативное?

19. Что, по вашему мнению, включает в себя гендерная чувствительность педагога?

Примерная тематика творческих работ для зачета

  1. Методологические и методические предложения по применению гендерного подхода в преподавании... (дисциплина по выбору).
  2. Методическая разработка занятия по гендерной проблематике (лекция, семинарское, практическое занятие).
  3. Методическая разработка занятия с рассмотрением гендерных аспектов в изученном материале (лекция, семинарское, практическое занятие).
  4. Сущность и содержание гендерного образования (эссе).
  5. Особенности гендерного образования в современной российской высшей школе (эссе).
  6. Специфика использования инновационных образовательных технологий в методике гендерного образования (эссе).
  7. Преподаватель-мужчина и преподаватель-женщина: сходства и различия (эссе).
  8. Феминистская педагогика и гендерная педагогика: проблема разграничения понятий (эссе).
  9. Перспективы гендерной педагогики в современной России (эссе).

10. Гендерная чувствительность педагога: контекст определения понятия (эссе).

11. Проблемы гендерной социализации в системе высшей школы и пути их решения (эссе).

13. Гендерные стереотипы и преподавание (анализ своего опыта как студента/студентки и преподавателя/преподавательницы).

Список библиографии

  1. Введение в гендерные исследования. Ч.I: учебное пособие / под ред. И.А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ, 2001.
  2. Введение в гендерные исследования. Ч.II: хрестоматия / под ред. И.А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ, 2001.
  3. Введение в гендерные исследования. Ч.III: программы учебных курсов североамериканских и западноевропейских университетов / под ред. С.В. Жеребкина. – Харьков: ХЦГИ, 2001.
  4. Вдовюк В. Гендерные исследования в педагогике / В. Вдовюк, С. Рыков // Высшее образование в России. – 2001. – №4.
  5. Виноградова Т. История науки: версия феминизма // Высшее образование в России. – 2001. – №6.
  6. Винокурова Н.А. Женщина и мужчина в науке: двойной портрет // Социологические исследования. – 1999. – №4.
  7. Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: сб. материалов Международной летней школы. – Иваново, 2002.
  8. Грошев И. Информационные технологии: гендерный аспект // Высшее образование в России. – 1999. – №4.
  9. Де Бовуар С. Второй пол: Т.1 и 2: Пер. с франц. – М., 1997.

10. Жеребкина И.О статусе гендерных исследований: взгляд культуролога // Высшее образование в России. – 2001. – №2.

11. Костикова И. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога / И. Костикова, А. Митрофанова, Н. Пулина, Ю. Градская // Высшее образование в России. – 2001. – №2.

12. Кукаренко Н. «Феминисткий» подход в преподавании социогуманитарных дисциплин в российских университетах // Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: сб. материалов Международной летней школы. – Иваново, 2002.

13. Кутовая Н. Комментарии к курсу «Гендерная социализация и образование: теория и практика» // Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: сб. материалов Международной летней школы. – Иваново, 2002.

14. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании // Избранные сочинения. – М., 1961. Т.1.

15. Силласте Г. Гендерная асимметрия в образовании и науке: взгляд социолога. // Высшее образование в России. – 2001. – №2.

16. Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток – Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация – XXI век, 2002.

17. Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия: материалы Международного семинара 16-17 февраля 2001г. – Саратов, 2001.

18. Стрекалова Н. Гендерная асимметрия в системе высшей школы: проблемы и решения // Высшее образование в России. – 2002. – №5.

19. Суковатая В. Учимся демократии: взгляд политолога // Высшее образование в России. – 2001. – №2.

20. Трофимова Е.И. О терминологических понятиях в гендерных исследованиях // Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия. Материалы Международного семинара 16-17 февраля 2001г. – Саратов, 2001.

21. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. – М., 1996.

22. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». – М.: Московский центр гендерных исследований, 2000.

23. Шаронова С. Гендер. Образование. Мобильность // Высшее образование в России. – 2002. – №6.

24. Шнырова О.В. Что нам дает гендерная педагогика? // Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: сб. материалов Международной летней школы. – Иваново, 2002.

25. Ярская-Смирнова Е.Р. Неравенство или мультикультурализм // Высшее образование в России. – 2001. – № 4.

Клейн Екатерина Сергеевна/ Klein Ekaterina Sergeevna - учитель биологии МБОУ « СОШ № 99» г. Кемерово

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения уровня воспитания и уровня знаний обучающихся в современных условиях.

Abstract: The relevance of the topic chosen due to the need to improve the level of education and knowledge of students in modern conditions.

Ключевые слова: гендерное обучение, гендер, маскульность, буллинг, хейзинг.

Keyword: gender training, gender, maskulnost, bullying, huizinga.

В России сейчас модно апеллировать к тому, как воспитывали детей «наши предки». При этом молчаливо подразумевается, что «чужие» предки своих детей не воспитывали или воспитывали неправильно.

Так например, женское образование как самостоятельная отрасль образования, обусловленная гендерной сегрегацией и неравноправным общественным положением женщины, многие годы было маргинальным. В античном мире девочки воспитывались исключительно в семье. В Средние века, начиная с VIII в., при женских монастырях открывались школы, готовившие девочек к пострижению в монахини. Позже там стали воспитывать также знатных девочек, которых готовили к роли жен и матерей. Так было и в Киевской Руси. Первое женское училище при Андреевском монастыре в Киеве княжна-инокиня Анна Всеволодовна открыла в 1086 г.

Но мы живём в цивилизованном мире, а признаком цивилизованного государства – равноправие граждан разного пола. После октябрьского переворота в России были приняты декреты о положении женщин, всеобщей грамотности и пр. Равенство еще раз подтверждено в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Статья 19 (часть 3) в разделе «Права человека» гласит: «мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» .

После октябрьского переворота юноши и девушки нашей страны начали учиться вместе. 16 июля 1943 г. Совнарком СССР принял постановление о создании мужских и женских гимназий. По разным причинам эксперимент себя не оправдал, и с 1 июля 1954 года школы объединили.

В последнее время появилось понятие «гендерное» обучение, многие ученые и общественные деятели стали ратовать за раздельное обучение детей разного пола. Этому вопросу посвящены публикации в СМИ, передачи на ТВ.

Множество научных работ исследуют феномен появления изначальной женственности и мужественности. Взгляды физиологов, социологов, философов часто не совпадают, но ученые сходятся в одном: мужественность вторична и ее необходимо «создавать». Другими словами, если девочка с самого детства инстинктивно чувствует себя женщиной, то мальчику надо доказывать свою мужественность как окружающим, так и самому себе. Задача осложняется тем, что практически все, кто занимается воспитанием мальчиков, – женщины.

Так же усвоение мужской роли у мальчика затрудняется негативной реакцией взрослых на «мужские» качества: за них наказывают.

Разве современная школа воспитывает? Ребятам просто дают знания, не учитывая разницу в развитии мальчиков и девочек: до 14–15 лет девочки на год-два опережают мальчиков, у мальчишек из-за этого развиваются комплексы, которые они не могут преодолеть, даже став мужчинами. А если еще учесть, что преподают в школах в основном женщины и их методика преподавания рассчитана скорее на девочек, стоит ли удивляться, что наши мужчины «мельчают»? Отечественный идеолог раздельно-параллельного обучения доктор медицинских наук В.Ф. Базарный отмечает, что еще в древности люди осознали – мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Раскрепощение мужских качеств возможно только в испытаниях, направленных на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости. Иначе мужское начало неумолимо исчезает, а его место занимают инфантильность, неуверенность, комплексы.

Учителя замечают разницу в поведении первоклассников в первый же день занятий: если девочки обживают новое для них пространство школы, то мальчики – исследуют. Девочки и мальчики по-разному воспринимают новый материал, первым нужно неоднократно повторять, а вторые «схватывают на лету». Девочки более аккуратны, а мальчики небрежны при выполнении заданий. Трудно представить, что мальчик напишет сочинение в несколько страниц, а для девочек – это не проблема. Пики и спады работоспособности у них не совпадают. Ну и так далее. Нейрофизиологи давно нашли всему этому объяснение – важнейшие различия между детьми разного пола кроются в особенностях функционирования двух полушарий мозга. Конечно, мальчики и девочки бывают разными, и гендерный подход к обучению не исключает индивидуального подхода.

В России уже несколько лет работают школы с раздельно-параллельным обучением. Мальчики и девочки учатся в разных классах, а все перемены, завтраки, праздники, внеклассные мероприятия у них общие. Негативных последствий пребывания в закрытых мужских или женских учебных заведениях здесь нет, а уроки построены по-разному для девичьих и мальчишечьих классов. Это и есть гендерное обучение.

Раздельное обучение – это не самоцель. Важно так выстроить процесс учебы, чтобы мальчики и девочки могли максимально реализовать возможности, заложенные в них природой.

Плюсы и минусы гендерного обучения:

1. Современная школа как институт социализации мальчиков концентрирует в себе все проблемы и противоречия, ассоциирующиеся в массовом сознании с кризисом маскулинности.

2. Сложность, а то и прямая невозможность сочетания массовости образования с его индивидуализацией ставит школу перед лицом множества трудных дидактических, социально-педагогических и дисциплинарных проблем.

3. Положение мальчиков в школе осложняется тем, что монолитная модель гегемонной маскулинности, на которую ориентируется большинство мальчиков, не дифференцирует конкретных, заведомо не совпадающих и, тем не менее, дополняющих друг друга вариантов, образцов и путей самореализации. За конфликтом прошкольных, ориентированных на учебу и образование ценностей, и антишкольного, оппозиционного пацанства стоят не столько гендерно-возрастные, сколько социально-экономические, классовые проблемы и различия.

4. Вопреки мнению ряда психологов и социологов, современная школа сознательно не благоприятствует ни девочкам, ни мальчикам, сенсационные учебные достижения девочек достигаются вовсе не за счет мальчиков, а путем их собственных усилий. Это частный случай глобального процесса ослабления гендерной поляризации. Но, как и в социуме, это нередко воспринимается как угроза привычному гендерному порядку и создает социально-психологическое напряжение.

5. Отставание от девочек по учебной успеваемости затрагивает болезненное самолюбие мальчиков, подрывает привычный образ мужского превосходства, снижает самоуважение и отвращает некоторых мальчиков от школы, толкая их на путь девиантного и противоправного поведения. Однако эти гендерно-возрастные процессы тесно связаны с социально-структурными и этнокультурными вариациями, без учета которых современная школа успешно работать не может.

6. Одна из самых драматичных, причем глобальных, мировых проблем современной школы – резкое ослабление в ней мужского начала вплоть до полного исчезновения мужчины-воспитателя. Попытки вернуть в школу мужчину-учителя блокируются низкой оплатой педагогического труда, с которой мужчина не может согласиться, гендерными стереотипами и идеологической подозрительностью, родительской ревностью, сексофобией и гомофобией, из-за которых интерес мужчины к детям автоматически вызывает подозрения в педофилии или гомосексуальности.

7. В школьных взаимоотношениях мальчиков с девочками и друг с другом действуют те же социально-психологические закономерности, что и в остальных детских и подростковых сообществах. Особенно важное социально-педагогическое значение имеет школьное насилие – буллинг (травля) и хейзинг (дедовщина), с которыми во всех цивилизованных странах, за исключением России, целенаправленно борются. Хотя по своим историческим истокам это поведение типично мальчишеское, его все чаще практикуют и девочки.

8. Все гендерные проблемы российской школы, начиная с различий в успеваемости мальчиков и девочек и кончая буллингом и хейзингом, – те же, что и в странах Запада. Но, вместо того чтобы ориентироваться в сложном современном мире, многие российские политики и идеологи, включая педагогов, мечтают о возвращении в идеализированное, чаще всего воображаемое прошлое. Ярче всего эта тенденция проявилась в спорах о совместном и раздельном обучении. В лучшем случае это означает потерю времени и денег, но чаще – усугубляет трудности страны и школы .

Литература

  1. Конституция Р.Ф. от 12.12.1993г.
  2. Игорь Конь Мальчик-отец мужчины [Электронный ресурс]: психологическая библиотека. URL: (дата обращения 26.01.2015г.)
  3. Нина Сёмина Раздельно или параллельно[Электронный ресурс]:газета «Здоровье детей» № 4, 2008. URL: (дата обращения 26.01.2015г.)

Реализация гендерного подхода как одна из составляющих воспитательной системы школы.

Одной из актуальных проблем современного общества являются перемены в системе ценностей молодого поколения, имеющие как демографические, так и духовные последствия. Изменились приоритеты личности – от ценностей семьи, любви, материнства к ценностям общества постиндустриального типа (карьера, удовольствия, материальная обеспеченность, свобода от всего и т.д.). Эти перемены во многом объективны и соответствуют определенному преобладающему на сегодняшний день (западному) типу культуры, форме экономической жизни (рыночные условия, информационная эпоха). С другой стороны, ценности – это всегда выбор личности, который зависит не только от материальных потребностей, но и от воспитания, личной культуры, нравственного «ядра» человека. На эту духовно-нравственную сферу оказывает влияние и современная цивилизация (СМИ, реклама, целенаправленное манипулирование сознанием большинства со стороны производителей различных услуг и товаров).

Согласитесь, что сегодня почти каждая школа одной из своих целей ставит формирование конкурентоспособной личности, соответствующей стереотипам постиндустриальной эпохи (хищнически настроенной, обладающей лидерскими качествами, соперничество, борьба за выгодные условия).


Деромантизация отношения мужчины к женщине вызвала усиление механического истолкования сути их отношений и сущности самой женщины, понимаемой сугубо утилитарного. Высвобождение женщин, феминизация, их равнодушие к созданию семьи (связанное с появлением разнообразных удовольствий высокотехнологического мира, перекрывших семейное счастье, счастье материнства) нашли своеобразную компенсацию в мужской психологии: ставшая нормативной ненормативная лексика, грубость, цинизм, пошлость и отношение к женщине как средству для достижения целей (в быту, семье, карьере). Данные социальные причины не могут не сказываться и на школьном социуме. Совсем не случайно, что приступая к анализу сложившейся ситуации в школе 4 года назад, когда перед нами стояла задача изменения курса развития, обследуя и анкетируя детей и родителей школы мы столкнулись с серьезной проблемой: 6 % абсолютно здоровых детей, несформированность понятий «семья», «семейные ценности и традиции» у школьников и их родителей (особенно начальной ступени образования); утрата традиций обучения и воспитания на основе половозрастных особенностей детей, неблагоприятно сказывающаяся на уровне культуры социума.

Именно поэтому, разрабатывая программу развития школы, ориентир мы взяли на воспитание на основе наших классических традиций. Нашим приоритетом становится здоровье (в понимании ВОЗ: духовное, нравственное, физическое).

Почему именно гендерный подход в обучении и воспитании?

Гендер – это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности.



Термин «гендер» был включен в научный контекст, прежде всего, для того, что подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий. Гендер понимается как социально сконструированные роли и социально освоенные модели поведения и ожиданий, которые связываются с представлениями о женщинах и мужчинах (женщины сейчас обладают мужскими качествами личности).

Концепция раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода.

Гендерный подход в обучении и воспитании

Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения , особенно в нашей стране, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. В этом свете вызывает большой интерес гендерный подход (специализированный по признаку пола) в учебной и воспитательной практике как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности, так называемой болезни цивилизации , наблюдаемой в детском населении разных возрастов.

В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально- биологических, либо биосоциальных закономерностей.

О природе гендерных различий

В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга. Имеется мнение, что индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному. Последнее положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и др.

На ранних этапах развития (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков, у них лучше развит так называемый вербальный интеллект и в более раннем возрасте формируется речь. У мальчиков в этом же возрастном периоде более развиты зрительно-пространственные и математические способности, они уже в дошкольном возрасте лучше справляются с заданиями, требующими понимания пространственных соотношений (В.А. Геодакян , В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман , В.Е Каган , В.Н. Клейн и др. , Д.В. Колесов , И.С. Кон , В.А. Москвин , Н.Г. Пушкарева , С. Спрингер, Г. Дейч , М. Colthtart , Е. Hult , B . J . Criston , J. Mс. Glone ).

Гендерные различия в деятельности мозга

Как полагают основатели нового направления в нейропсихологии и нейрофизиологии – нейропедагогики – В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман , отличия деятельности мозга у девочек и мальчиков уже с периода новорожденности выявляются по записям биотоков мозга, причем с такой степенью достоверности, что по электрофизиологическим показателям можно определить пол ребенка. У мальчиков преобладающим является одно из полушарий мозга с четкой асимметрией их деятельности. Причем в правополушарном варианте преобладает интуитивный, объемный, пространственный, синтетический тип восприятия информации, в левополушарном – логический, аналитический. У девочек меньше выражена межполушарная асимметрия, оба полушария относительно взаимозаменяемы, кроме речевых функций; однако в правополушарном типе деятельности преобладает эмоциональная реактивность и эмоциональная образность мышления; при левополушарном – вербализация явлений, последовательность, пошаговая обработка информации, а при выборе решения – использование шаблонных, консервативных стереотипов, возможен педантизм.

Биология не объясняет всей сложности гендерных различий в онтогенезе психики

Несмотря на весьма значительные данные биологи ческой интерпретации познавательных особенностей мальчиков и девочек, они не объясняют всей сложности и своеобразия их психики, в соотнесении с дифференциацией полов в онтогенезе (В.А. Геодакян , И.С. Клецина , И.В. Костикова , Л.Ю. Орлова , Л.В. Попова , Л.В. Штылева ).

Во многих работах можно встретить информацию о том, что ребенок появляется на свет с полностью созревшими подкорковыми структурами, корковые же поля (особенно лобные и центрально-теменные – так называемая третичная кора) формируются прижизненно, не одновременно и при определенных социальных условиях, оказывающих стимулирующее и формообразующее воздействие на мозг.

Для нормального развития необходимы нормальные условия жизнедеятельности

По утверждению Л.С. Выготского , для нормального развития психики ребенка необходима нормальная организация его жизни и деятельности; расхождение этих двух планов развития – биологического и социального – лежат в основе дефектного развития психики. Основоположники развития новой дисциплины в физиологии, педагогике и психологии – педологии раннего возраста и их сподвижники также отмечали, что генетически заложенные особенности мозговой деятельности и личностных особенностей могут проявиться лишь под влиянием социума (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова , В.Д. Еремеева , А.Н. Леонтьев , Н.А. Пушкарева , Т.А. Строганова , Н.П. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова , L . Erlenmeyer - Kivling и др.).

Таким образом, в настоящее время все более актуальным становится положение о том, что средовые влияния являются необходимым условием реализации врожденных программ в такой же мере, в какой врожденные программы являются необходимой точкой приложения средовых влияний (В.Е. Каган ). Положительным является факт постепенной утраты однозначного признания неизбежности противопоставления биологического и социального в развитии человека.

Социально-психологические факторы

В числе социально-психологических факторов, влияющих на психофизиологическое развитие детей, на формирование и реализацию их познавательных способностей и личностных свойств, на осознание себя с позиции пола и полоролевого поведения, ведущими являются культурные и этические традиции социума, которые формируют систему личностных ценностей, мотивацию действий, характер. Поведение родителей и другого окружения ребенка закладывает эмоциональную установку и комплекс представлений о стереотипах (в ряде случаев архетипах) половых ролей, о «мужском» и «женском» в поведении человека.

В работе, посвященной методологии гендерных исследований в педагогике, отмечается, что «культурные составляющие пола» могут меняться, но они требуют соотнесения их с биологическим полом (Н.А. Пушкарева , Н.П. Царева , Б.И. Хасан и др.). В противном случае они теряют свой природосообразный смысл и могут лежать в основе дисгармонии развития ребенка.

Гендерное измерение

Гендерный подход в образовании и воспитании сегодня – это учет многовариативного влияния фактора пола в синергизме биологического и социального. Значимым сегодня оказывается принципиально новый подход к образованию и воспитанию мальчиков и девочек – «гендерное измерение», в процессе которого формируются более адекватная жизненная позиция, имеющая в своей основе социополовую ориентацию, в том числе личностное самоопределение, выбор идеалов и жизненных целей, будущий профессиональный выбор, определение своего статуса в коллективе сверстников и др.

Гендерное воспитание и образование вопреки представлению о том, что оно может ущемить правовые ценности равноправия личности и привести к дискриминации ее в зависимости от пола, напротив, в своей основе направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее.

Цель гендерного подхода в образовании

Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных. Попыткой реализации целей гендерного образования является экспериментальный опыт раздельного обучения мальчиков и девочек в разных классах в одной из школ г. Тулы. При этом сохраняется их совместное пребывание на дополнительных уроках (культура общения, бальные танцы и др.), во внеурочное время, а также участие в мероприятиях, общих для двух классов и общешкольных.