Что изучает наука риторика. Частная и общая риторика

от греч. rhetorike) ораторское искусство. В древности благодаря своему влиянию на образование юношества, общественную жизнь и на различные формы литературы риторика функционировала как предшественница педагогики и соперница философии. Последняя часто выступала в форме риторики. Риторика, возникшая, очевидно, на Сицилии, была приведена в стройную систему софистами. Известно о существовании (утерянного) учебника по риторике софиста Горгия, против которого в одноименном диалоге выступает Платон, не соглашаясь с ним и в понимании риторики. Аристотель занимался риторикой с логической, а также с политической точки зрения и оставил соч. на эту тему. Стоики также уделяли внимание риторике, занявшей наконец прочное место в учебных планах высшей школы и существовавшей в качестве специальной дисциплины вплоть до 19 в. Последний расцвет античная риторика пережила в т. н. второй софистике, примерно в нач. 2 в.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РИТОРИКА

греч.: ????? - оратор) - первоначально: теория красноречия, наука о правилах и приемах убеждения. Традиционно считается, что Р. была "изобретена" Кораксом из Сиракуз, который первым стал преподавать красноречие ок. 476 г. до н. э., и "ввезена" в Грецию учеником его ученика Горгием Леонтинским, прибывшим в Афины ок. 427 г. до н. э. Вес красноречия в политической жизни греческих государств V в. до н. э. был исключительно высок, поэтому неудивительно широкое распространение школ красноречия, учителями в которых были т. н. софисты. Хотя на протяжении всей истории античного общества софистика и Р. были тесно связаны, они противостоят друг другу в понимании коммуникации как цели языка: если софистика вообще не считает коммуникацию целью речи, то Р. представляет собой технику достижения успеха в коммуникации. Однако именно тесная связь с софистикой сделала Р. мишенью философской критики Платона, который не склонен был отличать софистику от Р. Называя Р. "сноровкой", "угодничеством низменным страстям", Платон стремился обосновать теорию красноречия диалектикой (логикой). Набросок теории красноречия, основывающейся на диалектической логике, дан в "Федре", где ораторам предлагается, во-первых, "возводить к единой идее то, что повсюду разрознено, чтобы, давая определение каждому сделать явным предмет поучения", и, во-вторых, "разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них". Чрезмерная абстрактность этого наброска принудила Аристотеля, развившего и систематизировавшего логическую теорию красноречия, значительно смягчить отношение к Р., с тем чтобы проложить путь от логических оснований к практическому красноречию.

Трактат Аристотеля "Риторика" открывается утверждением соответствия между диалектикой (логикой) и Р. в том, что касается средств доказательства: как в диалектике есть наведение (индукция), силлогизм и кажущийся силлогизм, так и в Р. есть пример, энтимема и кажущаяся энтимема. Подобно тому, как пример сходен с индукцией, энтимема сходна с силлогизмом, она представляет собой вывод не из необходимых (как силлогизм), но из вероятных положений. В отличие от Платона, Аристотель стремится разделить Р. и софистику и проводит с этой целью исследование отношений, связывающих Р. с диалектикой и политикой. С т. зр. Аристотеля, Р. является одновременно отраслью науки о нравах (политики) и диалектики. По мнению Аристотеля, Р. можно определить как способность к доказыванию, "способность находить возможные способы убеждения относительно данного предмета". Подобно диалектике, Р. остается методологией, наукой о способах доказательства, но не сводится к доказательству того или иного тезиса. Подразделяя все речи на совещательные, хвалебные и судебные, Аристотель посвящает значительную часть своей "Риторики" (кн.1, 3 - 15) перечислению общих положений, на основании которых должны строиться речи каждого вида. Т. о., как в аспекте формы, так и в аспекте содержания Р., как ее понимает Аристотель, тесно связана с философией, что и отличает ее от софистики, якобы не основывающейся на сколько-нибудь последовательной философской теории. В то же время Аристотель рассматривал Р. только как теорию устного красноречия, противопоставляя ее в трактате "Поэтика" теории литературы. Если целью красноречия является убеждение, то целью литературы - подражание, литература изображает события, которые "должны быть явны и без поучения", тогда как красноречие представляет содержащиеся в речи мысли "через говорящего и по ходу его речи". Риторическая теория Аристотеля отличается двумя основными чертами: 1) это - философская Р., Р. как вероятностная логика, используемая политическими ораторами; 2) это - Р. устной речи, радикально отличающаяся от теории литературы.

По смерти Аристотеля его риторическая теория была развита Феофрастом, Деметрием Фалерским и др. перипатетиками; вместе с речами выдающихся афинских ораторов IV в. до н. э. Исократа и Демосфена она стала образцом для многочисленных риторических теорий эпохи эллинизма. Время эллинистических монархий не способствовало развитию политического красноречия, тем интенсивнее развивались школьные исследования Р. В эллинистических теориях Р. находят развитие идеи Аристотеля о членении речи; согласно этим теориям, подготовка речи делится на пять частей: 1) нахождение (инвенция), или обнаружение доказательств, - сводится к выделению предмета обсуждения и установлению тех общих мест, опираясь на которые следует строить доказательство; 2) расположение (диспозиция), или установление правильного порядка доказательства, - сводится к разделению речи на предисловие, рассказ (изложение обстоятельств), доказательство (подразделяющееся, в свою очередь, на определение темы, собственно доказательство своих доводов, опровержение доводов противников и отступление), заключение; 3) словесное выражение (элокуция), или поиски языка, подходящего для найденного предмета речи и доказательств, - заключается в отборе слов, их сочетании, Применении фигур слова и мысли, с тем чтобы достичь четырех качеств речи: правильности, ясности, уместности, пышности (стоики добавляли к ним также и краткость); 4) запоминание - заключается в использовании мнемотехнических средств, с тем чтобы твердо удерживать в памяти предмет речи и подобранные доказательства; 5) произнесение - представляет собой управление голосом и жестами во время речи, с тем чтобы оратор соответствовал своим поведением достоинству предмета речи.

Разные части теории членения речи были развиты неравномерно: в античных риториках наибольшее внимание уделялось инвенции, несколько меньшее - диспозиции и элокуции, причем роль последней становилась все более и более важной от трактата к трактату Временный разрыв между Р. и социально-политической жизнью античных государств был преодолен, когда Р. стала развиваться в Римской республике, т. е. в государстве, в котором во 11-1 вв. до н. э. возрастало значение политического красноречия. Теоретическим обобщением римского красноречия стали анонимный трактат "К Гереннию", работы Марка Туллия Цицерона и Марка Фабия Квинтилиана. Трактат "К Гереннию" представляет собой древнеримский учебник Р., замечательный своей систематичностью, известный также и тем, что в нем дана одна из первых классификаций риторических фигур. Помимо 19 фигур мысли и 35 фигур речи, автор выделяет еще 10 дополнительных фигур речи, в которых язык используется необычным образом (слова употребляются в переносном смысле, имеет место семантическое отклонение) и которые позднее будут названы тропами (?????? - поворот). К этому трактату восходит проблема отличия тропа от фигуры, столь значимая для последующего развития Р.

Р. Цицерона, напротив, примыкает к перипатетической традиции. Хотя в диалоге "Об ораторе" Цицерон и выделяет 49 фигур мысли и 37 фигур речи, но делает это достаточно небрежно, поскольку его занимают совсем другие вопросы. Его, как и Аристотеля, интересует метафора, которая кажется ему прообразом всякого украшения речи, заключенного в отдельном слове, почему Цицерон считает метонимию, синекдоху, катахрезу разновидностями метафоры, а аллегорию - вереницей развернутых метафор. Но более всего его вновь, так же как и Аристотеля, интересуют философские основания красноречия, которые Цицерон описывает, в общем следуя учению о членении речи. Особый трактат Цицерон посвятил нахождению (инвенции). Его Р. (впрочем, как и Р. трактата "К Гереннию") зачастую характеризуют как попытку сочетать эллинистическое учение о нахождении с родившимся в римском судебном красноречии учении о статусах. Статусы позволяют точнее определить предмет речи, в судебной речи - сущность того вопроса, по поводу которого затеяны судебные прения. Р. трактата "К Гереннию" выделяла три статуса: установления ("кто сделал?"), определения ("что сделал?"), законности ("как сделал?"); последний статус Цицерон разделял еще на три: расхождения, двусмысленности, противоречия. Подчеркнутое внимание к предмету речи не случайно; Цицерон считал разбор общего вопроса (тезис) и развертывание заданной тезисом темы (амплификация) главными средствами убеждения. Тем самым вновь подчеркивалась ориентация Р. на философскую логику, причем авторитет Цицерона-оратора подкреплял правильность такой ориентации. Если Р. Аристотеля была образцом для риторических трактатов эпохи эллинизма и для Цицерона, то Р. Цицерона стала образцом для риторических трактатов Римской империи и для риторик средних веков.

Обращая как теоретические взгляды, так и ораторскую практику Цицерона в образец, Квинтилиан создал программу преподавания Р., изложенную в трактате "О воспитании оратора". Согласно этой программе, Р. - искусство говорить красиво - изучалась после грамматики, искусства говорить и писать правильно. Тем самым, Р. оказывалась вне области грамматического контроля. Однако Квинтилиану же принадлежит классификация видов отклонения (от грамматической нормы), которая по сей день используется в Р. Квинтилиан выделял четыре вида отклонения: 1) добавление; 2) сокращение; 3) добавление с сокращением, замена одного элемента на тождественный ему; 4) перестановка, замена одного элемента на нетождественный ему. Осознание того, что украшения речи нарушают правила грамматики, что в основании любого украшения речи лежит отклонение от этих правил, вынуждало пересмотреть вопрос о соотношении грамматики и Р. Творчество Квинтилиана открывало эпоху т. н. "второй софистики" (ок. 50 - 400 гг. н. э.). Знаменитый трактат Элия Доната, названный по своему первому слову "Варваризмы" (ок. 350 г.), завершал эту эпоху и вместе с ней всю историю античной Р. Донат, следуя Квинтилиану, определяет сущность Р. через отклонения, вводя понятие "метаплазм", под которым подразумевается минимальное отклонение, искажение значения слова с целью метрического украшения в поэзии. Донат различает прозу и поэзию (здесь: обыденную речь и литературу); оправданные в последней риторические украшения обращаются в первой в ошибки, метаплазмы превращаются в варваризмы. 17 фигур речи и 13 основных тропов являются усложнениями метаплазм, а потому любой риторический прием, если он применен в обыденной речи, связан с нарушением грамматических правил. Трактат Доната - это первое зафиксированное вторжение грамматики в область, прежде безраздельно принадлежавшую Р., что означает разрыв с античной традицией и начало средневековой Р.

Сведенные Марцианом Капеллой (V в. н. э.) в тривиум грамматика. Р., логика (диалектика) оказываются в заведомо неравных условиях. Способные к отвлечению от конкретного языка логика и грамматика образуют противопоставленное Р. единство, применяющее к Р. не приложимые к ней критерии, вследствие чего область Р. постоянно уменьшается. Уже в трактатах Аниция Манлия Северина Боэция и Исидора Севильского ставится не проблема взаимных отношений логики и Р., но проблема отношения грамматики к Р., проблема отличия разных искусств речи друг от друга. Грамматика в средние века превращается из описывающей в поучающую, грамматика такого рода близка к логике и противоположна Р., вследствие чего содержание риторических трактатов меняется: риторы средних веков переходят от исследования инвенции и диспозиции к исследованию элокуции и, в первую очередь, вопроса о классификации тропов и фигур. Три основных направления, в которых развивается средневековая Р., - это Р. проповеди, Р. написания писем и Р. стихосложения. Представление о Р. как об искусстве устного красноречия постепенно заменяется теорией литературной Р. Р. проповеди, близкая классической античной Р., исследовала соотношение таких необходимых частей проповеди, как Св. Писание, примеры, библиографические справочники, сборники проповедей и искусство самого проповедника. Р. написания писем была сравнительно высоко развита только в Италии и только в XI - XIV вв.; здесь и именно в это время появляются известнейшие письмовники Альберика из Монте-Кассино (1087 г.) и Лаврентия Аквилейского (1300 г.). Зато Р. стихосложения была сравнительно широко распространена. Она представляла собой, по сути дела, новый раздел Р. - Р. письменного текста; в античности такое понимание Р. не было принято, впрочем, и история литературной теории в античности сводится к нескольким блестящим эпизодам ("Поэтика" Аристотеля, "Наука поэзии" Горация и т. д.), не образуя традиции. Тем более замечательно появление риторических трактатов, в которых классификация риторических приемов основывалась на материале стихосложения; отчасти распространение подобных трактатов объясняется тем, что в них область Р. ограничивается поэзией (литературой), тогда как попытки выйти за пределы этой области пресекаются грамматикой. Вершиной развития Р. стихосложения в средние века становятся трактаты "Doctrinale" Александра из Вилдье и "Грецизмы" Эврарда Бетюньского; в них были представлены разные системы метаплазмов, схем (фигур), тропов и "цветов Р.", применяемых поэтами.

Средневековая Р. опиралась на латинскую Р., известнейшими авторами были Донат и Цицерон (которому приписывался и трактат "К Гереннию"), в XII в. был вновь открыт Аристотель, а в XV в. - Квинтилиан, но сущность средневековой Р. от этого мало изменилась. Ограничиваемая логикой и грамматикой литературная Р., появившаяся в средние века, получила дальнейшее развитие в эпоху Возрождения и в новое время. Несмотря на то, что декламация, популярная в эпоху "второй софистики", вновь широко распространилась в эпоху Возрождения, основным направлением развития Р. в XV - XVI вв. оставалась литературная Р. Работы, посвященные Р. или просто затрагивающие некоторые ее проблемы, даже если они написаны такими выдающимися мыслителями, как Ф. Меланхтон, Э. Роттердамский, Л. Балла, X. Л. Вилес, Ф. Бэкон, обнаруживают влияние античных образцов, воспринятых, однако, сквозь призму идей о Р., сложившихся в средние века, и отсутствие новых подходов к Р. Произведенная в XVI в. Пьером де ла Раме реформа логики, развитая в области Р. О.Талоном, ограничила Р. исследованием стиля и исполнения и свела стиль к совокупности тропов и фигур. В рамках этой узкой области, отделенная от философии и подчиненная грамматическому контролю, Р. вновь пережила подъем в XVII - XVIII вв. В это время классические образцы были восстановлены в своем значении и освобождены от неправомерных интерпретаций, но авторы риторических трактатов сознательно отказывались от философского обоснования Р., каким оно было у Аристотеля и Цицерона. Этот подъем Р. имел место прежде всего во Франции и в Англии и был связан с культурой классицизма. Создание французской Академии (1635 г.) приводит, помимо всего прочего, к появлению первых французских Р. - Бари и Ле Граса, за которыми последовали Р. Б. Лами, Ж.-Б. Кревье, Л.Домерона; особым же авторитетом пользовалась Р. одного из авторов "Энциклопедии" С.-Ш. Дюмарсе. Одновременно Р. использовалась в работах Ф. Фенелона и Н. Буало, обосновавших классицистскую поэтику. Философы же, в частности Р. Декарт и Б. Паскаль, критиковали Р. как таковую, не находя особого смысла в сохранении этой дисциплины. То же самое повторяется и в Англии, где учреждение Королевского общества (1662 г.) приводит к появлению английских Р. Дж. Уорда, Дж. Лоусона, Дж. Кемпбелла, Дж. Монбоддо и самой авторитетной Р. "английского Квинтилиана" - X. Блэра, к образованию Движения Ораторов во главе с Т. Шериданом, стремившимся создать школу правильной английской речи, к резкой критике Р. как таковой Дж. Локком. Однако печальная судьба Р. была определена не этой критикой со стороны философов, которая (как то уже имело место во время Платона и Аристотеля) могла лишь породить Р. нового типа, восстановив связь логики и Р., но разделением Р. и поэтики.

Литературная Р. воспринималась в конце XVIII - начале XIX в. как воспроизведение шаблонов, нетворческое следование традиционным образцам, тогда как новая дисциплина - стилистика - обещала рассмотрение литературы с т. зр. творческой свободы и полноты раскрытия индивидуальности автора. Однако представления о Р. как о царстве, в котором господствуют шаблоны, неверны. Р. последнего великого французского ритора П. Фонтанье свидетельствует, что в начале XIX в. Р. развивалась творчески и стояла перед созданием новой философской теории языка. Фонтанье, в общем достаточно осторожно критикуя Р. Дюмарсе, резко расходился с ним в понимании теории тропов. Дюмарсе следует традиции, в соответствии с которой фигура - это вообще всякое риторическое отклонение, а троп - только семантическое (употребление слова в переносном смысле). Р. Фонтанье ставит под сомнение правомерность самого различения прямого и переносного смысла, когда речь идет об одной из групп тропов. Традиционно троп определяется, как замечает Фонтанье, через понятие перевода· каждое употребленное в переносном смысле слово может быть переведено словом с тем же значением, употребленным в прямом смысле. Если область тропов ограничивается только употребленными в переносном смысле словами, которые Фонтанье назвал фигурами обозначения, тогда Р. как система тропов и фигур действительно представляет собой царство шаблонов. Однако, выделяя среди тропов такие, которые заключаются в использовании слова в новом смысле (по традиции такой троп называется катахрезой), Фонтанье переходит к Р., ищущей причины появления новых значений и не ограничивающейся описанием функций риторических приемов. Если к этому добавить, что Фонтанье стремился показать авторский, неклишированный характер фигур, то становится очевидной предвзятость отрицательного отношения к Р., которое предопределило ее замену стилистикой. Достойную оценку Р. Фонтанье получила только во второй половине XX в. в работах Ж. Женетта, а в XIX в. обстоятельства складывались не в пользу Р.

Для того чтобы заниматься Р. в XIX в., нужно было быть или историком культуры, как Г. Гербер или Р. Фолькман, или эксцентричным мыслителем-одиночкой, как Ч. С. Пирс или Ф. Ницше. Философские основания "неориторики" XX в. были в основном созданы двумя последними. Предпринимая ревизию всего тривиума, Ч. С. Пирс разработал теорию спекулятивной Р., или методевтики, которая должна была исследовать знаки в их семиотическом измерении третичности, как интерпретанты в сознании интерпретаторов, т. е. исследовать перенос значения от сознания к сознанию, социально-символизирующую функцию знака. Другим философским источником современной Р. являются риторические идеи Ницше, наиболее концентрированно выраженные в ранней работе "Об истине и лжи во внеморальном смысле", где Ницше доказывает, что истины метафизики, морали, науки носят антропоморфный, метафорический и метонимический (тропологический) характер: истины - это метафоры, про которые забыли, что они собою представляют. Наброски философии Р., созданные Пирсом, Ницше и некоторыми другими, существовали где-то на периферии наук о языке, место Р. среди которых на протяжении всего XIX в. прочно занимала стилистика. Такое положение начало медленно меняться только в 20-е гг. XX в.

Сегодня можно выделить несколько независимо друг от друга возникших течений современной Р. 1. Разрабатываемая английскими и американскими литературоведами, принадлежащими к т. н. "новой критике", и восходящая к деятельности Чикагской школы неоаристотелизма. В рамках этого подхода Р. определяется как наука о социально-символизирующей деятельности, целью которой является установление социальной идентичности, а исходным условием - непонимание. 2. "Неориторика" X. Перельмана и Л. Олбрехт-Тытека, основывающаяся на ориентированной на аудиторию теории аргументации. В рамках этого подхода Р. отводится задача исследования тех средств аргументации (пример, иллюстрация, аналогия, метафора и т. д.), которыми обычно не занимается логика. 3. Критико-герменевтическая Р. Гадамера и его последователей. В рамках этого подхода считается, что Р. в наше время уступает место герменевтике, древняя наука об истолковании устной речи сменяется современной наукой об истолковании письменных источников. Свидетельства возрастающего интереса к Р. используются Гадамером как аргументы в пользу герменевтики. 4. Семиотика риторических фигур восходит к спекулятивной Р. Пирса. Однако в силу того, что теория Пирса была сравнительно мало известна, действительным источником различных вариантов семиотики риторических фигур была теория метафоры и метонимии Р. Якобсона. В ряде своих работ, самая ранняя из которых восходит к 1921 г., О. Якобсон рассматривает метафору и метонимию как фигуры-прототипы, полагая, что метафора представляет собой перенос по сходству, а метонимия - по смежности. Предложенная Якобсоном теория истолковывается двояко: а) эту теорию можно воспринять как набросок таксономии риторических фигур и, следуя примеру древних, восстановить эту таксономию. Одной из самых разработанных систем риторических фигур является Р. льежских логиков, объединившихся в т. н. "группу М." Исходя из концепции идеального нулевого уровня языка, группа M рассматривает риторические фигуры как отклонения от нулевого знака, причем минимальное отклонение называется метаболой. Вся совокупность метабол делится на несколько групп. Следуя глоссематике Л. Ельмслева, группа M выделяет фигуры плана выражения и фигуры плана содержания; первые из них подразделяются на морфологические и синтаксические фигуры, а вторые - на семантические и логические. Т. о., выделяются четыре группы метабол: метаплазмы (фонетические или графические отклонения на уровне слова, например, каламбур), метатаксис (фонетические или графические отклонения на уровне предложения, например, эллипсис), метасемемы (семантические отклонения на уровне слова, например, метафора), относящиеся к системе языка, и металогизмы (семантические отклонения на уровне предложения, например, ирония), метаболы референциального содержания. Используя введенные еще Квинтилианом виды отклонения, группа M вносит дальнейшие уточнения в эту классификацию метабол. В основании анализа риторических фигур лежат два разных вида семантической декомпозиции, предложенных группой М: декомпозиция по типу логического умножения (дерево - это ветви, и листья, и ствол, и корни...) и декомпозиция по типу логического суммирования (дерево - это тополь, или дуб, или ива, или береза...). На сегодняшний день Р. группы M - это наиболее совершенная классификация риторических фигур, использующая методы структурной семантики. Поскольку группа M рассматривает Р. как дисциплину, характеризующую литературный дискурс лишь как один среди множества других, Р. группы M близка к разрабатывавшейся структуралистами лингвистике текста. Характерна в этом отношении лингвистика текста Р. Барта. Еще в ранних работах, посвященных мифологемам общественного сознания, Барт ввел понятие коннотативной знаковой системы, т. е. системы, использующей в качестве означающих знаки другой системы. Позднее Барт показал, что для определенного общества на определенном этапе его развития область коннотативных означаемых всегда одна и та же; эта область называется идеологией. Область же коннотативных означающих (коннотаторов) меняется в зависимости от субстанции коннотаторов; эта область зовется Р. Отношение между идеологией и Р. можно уподобить отношению между функционирующим как знак произведением и работающим в сфере означающего уклончивым текстом; тогда Р. становится древним аналогом современной лингвистики текста, как ее понимал Барт, или даже отраслью этой лингвистики. К сходным же заключениям приводят и варианты семиотики риторических фигур, разрабатываемые К. Бремоном, А.-Ж. Греймасом, Ж. Женеттом, Э. Косериу, Ж. Лаканом, Н. Рюветом, Ц. Тодоровым, У. Эко; б) теория метафоры и метонимии Якобсона может быть также истолкована в духе риторических идей Ницше как описание механизма текстопорождений. Впервые такого рода Р. развивалась В. Беньямином, но лишь в деконструктивизме она была развернута и последовательно применена на практике. В знаменитой статье "Белая мифология" Ж. Деррида приходит к выводу о принципиальной невозможности сведения метафизики к метафорике или метафорики к метафизике, рассматривает определяемое способом использования Р., различие между литературой и философией как обоснование всякого начинания как в той, так и в другой области. В развитие идей Деррида П. де Ман предложил развернутую модель механизма текстопорождения, основывающуюся на деконструктивистской Р. П. Де Ман полагает, что всякое повествование представляет собой заполнение разрыва, порожденного иронической аллегорией, которая и является текстопорождающим механизмом. Сочетание аллегорического уровня дискурса, обусловливающего неуспех всякого повествования и прочтения, с метафорическим уровнем, обусловливающим неуспех всякого наименования, позволяет Ману создать модель текста. Основанием этой теории служит очевидное уже из истории противостояние Р. как искусства убеждения Р. как системе тропов: обнаружение приема приводит к разрушению убеждения, достигнутого при помощи этого приема. В этом отношении Р., сама себя опровергающая, и может служить моделью вечно незавершенного самопротиворечивого текста, по отношению к которому литература и философия выступают как две противоположные стратегии истолкования, обусловленные Р.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Риторика

– теория и искусство речи, фундаментальная наука, изучающая объективные законы и правила речи. Поскольку речь – инструмент управления и организации социальных и производственных процессов, Р. формирует норму и стиль общественной жизни. Классическая античная традиция рассматривала Р. как "искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета" (Аристотель ), "искусство хорошо (достойно) говорить (ars bene et ornate dicendi – Квинтилиан ). В русской традиции Р. определяется как "учение о красноречии" (М.В. Ломоносов ), "наука изобретать, располагать и выражать мысли" (Н.Ф. Кошанский ), предметом которой является "речь" (К.П. Зеленецкий ). Современная Р. – учение об эффективном речевом построении развитого информационного общества, предполагающее исследование и овладение всеми видами общественно-речевого взаимодействия. Р. как наука изучает законы и правила ведения речи в разных видах и жанрах современной словесности, Р. как искусство предполагает умение эффективно говорить и писать, развитие речевых способностей.

В определениях Р. обычно ищут точные эпитеты для образцовых качеств речи, поэтому Р. называют наукой об убедительной, украшенной (в классических трудах), целесообразной, эффективной, действенной, гармонизирующей речи (в современных теориях Р.). Качества речи называются также в учении о стиле, относя к ним ясность, точность, чистоту, краткость, благопристойность и нек. др. Ни одно из указанных качеств не исчерпывает представлений о речевом идеале, но их совокупность позволяет назвать Р. учением о совершенной речи. Совершенство речи связано с имеющимися в общественном и личном сознании речевыми идеалами, образцами речи, стилистическими предпочтениями.

Р. – учение о воспитании личности через слово. Личность человека как индивидуальное воплощение его телесно-духовного единства становится только тогда, когда сформируется его нравственное и интеллектуальное мировоззрение, которое находит воплощение в характере речи. Вот почему для риторического воспитания небезразлично, какими речами, текстами (содержанием учебного предмета) будет обеспечено преподавание Р.

Современная Р. изучает все виды общественно-речевого взаимодействия. Недостаточно определять Р. как науку только об ораторском искусстве, с которого она начиналась в античном полисе. Уже русская классическая Р. предполагала обращение к письменной речи, философской и науч. литературе, а современная Р. вмещает также Р. разг.-бытовой речи и Р. средств массовой информации.

В русской науке существует традиционное деление на общую и частную Р. Во всяком случае уже в латинских риториках Киевской Духовной академии XVII в. записано, что существуют общие правила ведения и построения речи (предмет общей Р.) и рекомендации к ведению речи в разных видах словесности (предмет частной Р.).

Общая риторика в традиции, восходящей к Цицерону и Квинтилиану, включает пять разделов (так называемый риторический канон), каждый из которых показывает отдельные моменты в подготовке и реализации речи: 1) изобретение (лат. inventio – что сказать?), 2) расположение (лат. dispositio – где сказать?), 3) выражение (лат. elocutio – как сказать?), 4) память (лат. memoria), 5) произношение и телодвижение (лат. pronuntiatio).

Общая Р. в традиции, восходящей к Аристотелю, насчитывает следующие разделы: 1) образ оратора; 2) изобретение – содержание речи; 3) композиция; 4) речевые эмоции; 5) стиль речи (слововыражение, произношение, язык тела).

Каждый из этих разделов, как сказано выше, показывает последовательность подготовки и развертывания речи:

1. Изобретение – рождение замысла, создание идей, содержания речи. Риторическое изобретение основывается на общих местах (топосах), источниках изобретения. Общие места – основные ценностные и интеллектуальные категории, относительно которых оратор достигает согласия с аудиторией. Нравственная и идеологическая жизнь общества организуется общими местами как некоторыми суждениями, которые признаются всеми. Общие места (топосы) – также способы развития замысла и содержания речи. Это техника создания и развития речи. Виды общих мест (или топосы) показывают, как может быть построена речь о любом предмете или человеке. Существуют следующие общие места (топосы): 1) определение, 2) части/целое, 3) род/вид, 4) свойства, 5) противоположность, 6) имя, 7) сравнение (подобие, количество), 8) причина/следствие, 9) условие, 10) уступление, 11) время, 12) место, 13) свидетельство, 14) пример.

Критика топосов – общих мест – связана с их формально-схоластическим использованием при обучении Р. Именно учение об общих местах, а следом и "все риторики" были критикованы в середине XIX в. В.Г. Белинским и К.П. Зеленецким (последний, в частности, утверждал, что "невозможно изобретать мысли"). Тем не менее топическая структура обнаруживается во всякой речи, и ее забвение приводит подчас к неумению порождать замысел речи, создавать тексты. Большинство современных теорий текста основывается именно на топике как способах описания речевых ситуаций (ср. теорию фреймов и мн. др.). Топосы необходимо знать как творческие возможности развития мысли, при создании речи избираются те из них, которые представляются уместными и необходимыми в данной ситуации.

2. Расположение – раздел о правилах композиционного построения речи. Изобретённый материал необходимо разумно, в определённой последовательности расположить. Обоснованный порядок частей композиции речи позволяет развивать и представлять идеи в убедительной форме. Традиционными частями композиции речи являются вступление (обращение и называние), (), опровержение, заключение. Каждая из них имеет прочные традиции описания и рекомендации в построении – в русских учениях о речи ХХ в. сохранилось именно учение о композиционных частях речи и стиле.

3. Слововыражение как словесное оформление речи связано с поиском уместного индивидуального стиля высказывания, без которого невозможно эффективное речевое воздействие. Слововыражение предполагает нахождение нужных слов и их эффективное расположение в фигурах речи. В учении о слововыражении традиционно описывались качества речи, виды тропов и фигур. Каждый из авторов риторик обычно предлагает свое ви́дение эффективного использования стилевых возможностей лексики и стилистического синтаксиса через определенные отбираемые для обучения тексты. Именно слововыражение является основным способом украшения речи.

4. Память считалась переходным этапом к заключительному исполнению речи. В риторических учениях обычно описывались способы запоминания и развития памяти. Кроме индивидуальных способностей и индивидуальных приёмов существуют универсальные приёмы подготовки к исполнению будущей речи. Чем больше ритор (любой говорящий) продумывает текст будущей речи, тем богаче копилка его памяти. Он может делать это в разной форме: 1) заучивание наизусть с повторением про себя или вслух написанного текста (механическое запоминание необходимо отличать от осмысленного, вдумчивого проговаривания текста); 2) неоднократное прописывание, редактирование текста, невольно проявляющееся затем и в устном воспроизведении; 3) прочитывание вслух приготовленного текста с проверкой запоминания; 4) произнесение речи без письменного текста – самостоятельно или перед кем-то; 5) прочитывание или проговаривание текста с записью на магнитофон и последующим анализом собственной речи.

Память вытренировывается постоянным возвращением к предмету, размышлением, повторением, напряжённой умственной работой. Каждому ритору рекомендуется понять, какой тип работы над текстом, воспроизведения речи наиболее ему свойствен.

5. Раздел произношение и телодвижение считается заключительным с точки зрения подготовки речи, но первоначальным в восприятии речи. Оратор реализует свою речь в произношении, но не менее значимы мимика, жестикуляция и телодвижения в целом. Это последняя стадия в реализации речи, хотя восприятие речи слушателем начинается с внешнего вида оратора и оценки стиля его произношения.

Произношение и голосоведение предполагают создание определенного стиля произношения, включающего работу над громкостью (звучностью) речи, темпом и ритмом, паузацией, артикуляцией, логическими ударениями, интонацией, тембром голоса. Хорошее произношение основывается на владении дыханием. Все перечисленные факторы требуют от ритора упражнений и накопления практического опыта.

Внешние манеры оратора имеют огромное значение для представления личности говорящего в речи. Человек говорит не только языком, но и всем своим телом: "говорят" руки, ноги, поворот фигуры, головы, мимика и т.д. В некотором смысле человеческая речь начинается с телодвижения. Ребёнок начинает прежде двигать руками и ногами, ходить, а потом произносить осмысленные звуки. И как среди детей лучше развита речь того ребёнка, который быстрее начинает управлять своим телом, так и в речевом искусстве более умел тот, кто разумно управляет мимикой и пластикой телодвижений.

Важнейший раздел Р. – учение об образе ритора. Ритором называется всякий участник речи, речедеятель, человек, воздействующий речью, мастер риторики как искусства нравственно-речевого убеждения. Исторически риторами называли также учителей Р. Оратором принято называть человека, произносящего устные публичные речи, автором – создателя письменных текстов. В современной Р. возможно говорить о коллективном или коллегиальном риторе, представленном в работе книжных издательств или средств массовой информации. Ораторика – область риторики, изучающая правила создания устных публичных выступлений.

Оценка речи человека в восприятии его образа оратора происходит с разных сторон. Прежде всего это оценка нравственно-этическая. Доверие аудитории возможно, если она считает, что перед ней человек честный и справедливый. Аудитория дает нравственную оценку оратору: к "хорошему" человеку испытывают доверие, к "нехорошему" – недоверие. При этом не исключено, что какая-то сторона может придерживаться ложных взглядов или интересов. Тогда оратору приходится защищать свою позицию, иногда расплачиваясь головой за несовпадение его мировоззрения со взглядами аудитории.

Интеллектуальная оценка ритора связывается с богатством мыслей, его мудростью, способностью аргументировать, рассуждать и находить оригинальные мыслительные решения. Интеллект говорит обычно о знании оратором предмета речи.

Эстетическая оценка связана с отношением к исполнению речи: ясности и изяществу выражаемых мыслей, красоте звучания, оригинальности в подборе слов. Если мысль не выражена в привлекательных словах и уместном произношении, речь не будет воспринята.

В Р. всегда обсуждался вопрос: какими качествами должен обладать оратор, воздействующий на аудиторию не просто словом, но и всем своим обликом? Ведь о каждом говорящем можно сказать, что у него есть определенный характер, качества личности, нравственные достоинства или недостатки. Все эти требования объединялись понятием ораторские нравы , ибо само слово "нрав" изначально понималось как характер, душевные качества, внутреннее свойство человека.

В каждую историческую эпоху ценятся разные качества людей в зависимости от идеологии этой эпохи, стиля жизни. Так, в античных риториках перечислялись следующие достоинства ораторов: справедливость, мужество, благоразумие, щедрость, великодушие, бескорыстие, кротость, рассудительность, мудрость (Аристотель, "Риторика"). Зарождение христианства связано с новыми требованиями к человеку, предполагающими в нем на основе веры в Бога смиренномудрие, кротость, скромность, терпение, трудолюбие, милосердие, послушание, внимание к бедам и переживаниям других людей, способность принять другого человека как самого себя, отчего всякий человек назывался "ближним". Современная Р. называет такие качества оратора, как честность, знание, ответственность, предусмотрительность, доброжелательность, скромность (А.А. Волков ). Совокупность этих качеств выстраивает образ совершенного ритора , некоторый риторический идеал , в принципе не достижимый ни в одном реальном ораторе, но требующий устремления к нему в реальной речи и речевой педагогике.

Риторическая педагогика суммирует способы и приемы в обучении Р. Классическая риторика предлагала следующие "средства приобретения красноречия" (по М.В. Ломоносову): природные дарования, знание науки (теории Р.), подражание (т.е. ориентация на определенные образцовые тексты), упражнения. В качестве философско-профессиональной основы Р. М.В. Ломоносов называет знание других наук. Современная Р. ставит задачу формирования личности человека через развитие его речевых способностей и повышение речевой эрудиции. При этом требуется оптимальный баланс в соотнесении теории Р. и практики обучения. Ритор формируется в чтении и анализе текстов (ошибкой многих современных концепций является тренировка в умении "общаться" вне содержательной основы общения), в реальной ораторской практике, учебной тренировке. Ритору рекомендуется много читать, анализировать тексты, наблюдать образцовых и необразцовых ораторов, а в работе над собой заниматься декламацией текстов и техникой речи (не по театральной "играющей" методике, а более формируя личный ораторский облик ученика).

В частной риторике рассматриваются правила и рекомендации к ведению речи в отдельных родах, видах и жанрах словесности. Традиционная Р. занималась преимущественно монологической речью, и первое деление на роды речей мы находим у Аристотеля: совещательная речь, (политическая речь, имеющая целью обсуждение общественного блага), эпидейктическая речь (поздравительная, целью которой является похвала или хула, а содержанием "прекрасное"), судебная речь (состояние тяжущихся сторон, целью при этом служит установление истины, содержанием – "справедливое или несправедливое"). Впоследствии объём видов словесности, подвергавшихся описанию, разрастался, напр., "Риторика Феофана Прокоповича 1705 года, профессора Киево-Могилянской академии", включала описание поздравительных речей, церковного, свадебного красноречия, правила написания писем к различным особам и способы писания истории. Профессор Московского университета А.Ф. Мерзляков в своей "Краткой риторике" 1804–1828 гг. рассматривает: а) письма, б) разговоры, с) рассуждения или учебные книги, д) историю истинную и вымышленную, е) речи (последние по "содержанию и намерению" делились на "духовные, политические, судебные, похвальные и академические". Значительно расширенной выглядит эта схема в риториках середины XIX в., например, у Н.Ф. Кошанского подробно разбираются: "1) словесность, 2) письмо, 3) разговоры (философские, драматические и др., но не бытовой диалог), 4) повествование, 5) ораторство, 6) учёность". Во второй половине XIX в. с заменой Р. на теорию и историю словесности в состав изучаемых видов словесности добавилось устное народное творчество, но изучение текстов всё более ограничивалось лишь произведениями изящной или худож. литературы.

Сегодня приходится говорить о разных видах профессиональной Р. как разделах частной Р. Основные интеллектуальные профессии в обществе связаны с активной речью, ибо речь – основное средство организации и управления жизнью общества. Базисными родами речей (ораторского красноречия) продолжают оставаться политическая, судебная, педагогическая, проповедническая, военная, дипломатическая, публицистическая риторики. Каждый вид профессионального искусства требует своей "риторики" (ср. медицинская или торговая речь, деловая Р. в разных проявлениях), а подготовка специалиста невозможна без речевой выучки, которая является средством выражения профессиональных знаний и умений.

Замечательна история русской Р., обнаруживающая прямую связь с идеологическими и стилевыми преобразованиями в истории русского общества. Риторики обычно пишутся, а риторическая деятельность активизируется в периоды революционно-общественных поновлений. Каждый риторический период насчитывает 50–70 лет (возраст человеческой жизни), включая 10–15 лет преобразований, утверждения общественно-речевого стиля, стагнации и вызревающей критики.

Оптимизация Р. как науки и искусства, организация риторического образования и воспитания – важнейшие задачи, стоящие не только перед современной филологической наукой, но и перед обществом в целом, поскольку все общественные деяния организуются и выражаются в речевой деятельности.

Лит. : Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию: Полн. собр. соч. – М.; Л., 1951. Т. 7.; Цицерон Марк Фабий. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972; Античные риторики / Под редакцией А.А. Тахо-Годи. – М., 1978; Вомперский В.П. Риторики в России XVII–XVII вв. – М., 1988; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. – Ростов н/Д., 1994.; Риторика. Специализированный проблемный журнал. – 1995–1997. – №1–4; Волков А.А. Основы русской риторики. – М., 1996; Его же: Курс русской риторики. – М., 2001; Граудина Л.К. Русская риторика: Хрестоматия. – М., 1996; Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. – М., 2001; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996; Ее же: Педагогическая риторика: история и теория. – М., 1998; Иванова С.Ф. Говори! Уроки развивающей риторики. – М., 1997; Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. – М., 1998; Его же: Первая русская "Риторика" XVII в.. – М., 1999; Предмет риторики и проблемы ее преподавания. Докл. 1-й Всерос. конф. по риторике. – М., 1998; Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. – М., 1999; Его же: Теория риторики. – М., 1999.

В.И. Аннушкин


Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" . Под редакцией М.Н. Кожиной . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Риторика" в других словарях:

    РИТОРИКА - (греч. rhetorike) 1) наука об ораторском искусстве и шире о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком и о 3 средствах возвышения стиля … Большой Энциклопедический словарь

Риторика - это искусство разговаривать с людьми. Казалось бы, что тут сложного? Если, конечно, знакома тема, да и аудитория понимает язык оратора. Проблема в том, что люди любят говорить и не любят слушать. И чтобы они обратили внимание на сказанное, нужно уметь заинтересовать. Увлечь своей речью.

История ораторского искусства

Искусство риторики - одно из древнейших. Как только люди научились говорить, как только сформировалась вторая сигнальная система, так сразу возникла потребность употребить ее как можно лучше и эффективнее. Ведь ораторское искусство - это не просто умение красиво говорить.

Это еще и умение убеждать, уговаривать людей сделать то, что нужно оратору, а не то, что они собирались. Это - власть. В древней Греции ораторскому искусству обучали в обязательном порядке. Считалось, что образованный человек должен уметь говорить - так же, как должен уметь писать. В Древнем Риме полагали, что мужчина благородного происхождения должен быть либо политиком, либо воином, либо юристом. Ни одно из этих дел не обходится без умения говорить ярко и увлекательно.

Кому нужно умение красиво говорить?

Сегодня, конечно, риторика не входит в перечень обязательных предметов. Но есть много профессий, в которых она станет отличным подспорьем. Те, кто работает с людьми, должны уметь объяснять доступно и интересно, убеждать и доказывать. Педагогическая риторика - искусство учителя увлекательно подавать материал, концентрировать внимание учеников на нужных моментах. Грамотно построенная лекция не только лучше запомнится, она еще и проще в исполнении для самого оратора. Не нужно кричать, напрягая связки, не нужно злиться и нервничать. Ведь аудитория и так ловит каждое слово педагога, и не потому, что боится наказания, а потому что интересно. Педагогическая риторика, усвоенная и отработанная в полной мере, поможет и учителям, и ученикам.

Основа речи - план

Нужно помнить, что риторика - это не только умение красиво говорить. Это еще и искусство стройно, логически мыслить.

Без умения структурировать речь, без четкого плана, основанного на последовательных, связных тезисах, нельзя говорить убедительно и разумно. В основе любого, самого эмоционального спича лежит выверенная, продуманная концепция. В противном случае оратор начнет бессмысленно повторяться, упускать важные факты и запинаться.

Еще один момент, напрямую с умением общаться с аудиторией не связанный - дикция. Слушатели должны сконцентрироваться на речи, а не отвлекаться на необходимость разбирать невнятное произношение лектора.

Говорят, Демосфен, чтобы добиться идеального произношения, тренировался в ораторском искусстве, положив в рот несколько камешков. Звучит забавно, но это действительно неплохой способ выровнять дикцию - если, конечно, нет серьезных проблем, требующих помощи специалиста. Ну и, конечно, скороговорки. Их даже дикторы используют для тренировок.

Публика - это вовсе не страшно

Риторика - это беседа, а не зачитывание текста с листа. Речь нужно учить на память, причем отрабатывать до тех пор, пока она не будет звучать, как свободная импровизация - то есть легко и без усилий. Нет ничего более сложного, чем создание иллюзии непринужденности. Легчайшая грация балерин - результат огромного труда.

Тренироваться нужно постоянно. На родных, на друзьях, на любимой собаке - уж она-то точно будет слушать с интересом, даже если рассказывать одно и то же десяток раз. Когда появится привычка говорить легко и гладко, не сбиваясь, выступать на публике станет намного легче.

Для многих проблема именно в том, что стоять перед людьми, выступать - процесс страшноватый, нервирующий. Здесь тоже поможет практика. Можно попробовать выступить на родительском собрании, на совещании перед коллективом, сказать небольшую речь на корпоративе. Вокруг будут пусть и не родственники, но все же знакомые, доброжелательные люди. В таких условиях привыкать к вниманию публики будет намного проще.

Ориентация на слушателей

Основы риторики предполагают умение структурировать речь и подгонять ее под аудиторию. То есть нужно научиться писать план и заполнять пункты фрагментами текста, имеющими целевое назначение.

Речь, рассчитанная на шахтеров - совсем не то же самое, что спич, который будут произносить на совете директоров. И дело вовсе не в том, что кто-то лучше или хуже. Просто у этих аудиторий - разные интересы, разные вкусы. Оратор должен это учитывать, составляя конспект речи. При одинаковой основе такие выступления требуют разных выразительных средств, разных примеров. Интеллигентная аудитория вряд ли оценит излишнюю экспрессивность оратора, а вот люди, привыкшие открыто выражать свои чувства, наоборот, будут симпатизировать эмоциональному оратору.

Заинтересовать и увлечь

Вступление тоже должно быть ярким. Даже если основная тема спича не позволяет фантазии развернуться, первые фразы должны увлечь аудиторию, приковать внимание к говорящему. Опытные ораторы могут использовать для вступления экстравагантные и рисковые темы - просто для того, чтобы их начали слушать. А потом, в следующей части речи, сгладить резкое впечатление. Начинающим, конечно, не стоит прибегать к столь радикальным мерам. Но все же нужно постараться сделать начало «цепляющим», ярким. Если с самого начала не удалось завоевать внимание слушателей, весь труд по написанию речи окажется бесполезным.

Кажущиеся отступления от темы - тоже очень важный момент. Человек может без усилий фокусировать внимание только пять-шесть минут. Если речь должна быть долгой - лекция, подробное пояснение, - значит, нужно разделить ее на логические сегменты. И разбить теорию любопытными для публики примерами, может, даже забавными, хотя юмор - весьма зыбкая почва. То, что смешно одному, другой сочтет грубостью или пошлостью. Риторика - это искусство не только заинтересовать, но и удержать внимание публики.

Диалог с публикой

Таки отступления должны быть не слишком частыми, но и не редкими. Они позволяют аудитории передохнуть, мысленно подытожить сказанное и подготовиться к следующей части речи, не столь живой и увлекательной.

Чтобы определить, интересно ли слушателям, правильно ли выбран темп и интонация, нужно найти в зале человека, вызывающего симпатию, и говорить «для него». Этот прием часто используют начинающие актеры, а современная риторика имеет много общего с театральным искусством. Во-первых, так легче забыть о зале и публике, наблюдающей за выступлением. Во-вторых, наблюдая за конкретным человеком, выступающий создает иллюзию диалога. Он видит эмоции, вызванные речью, замечает, когда человек отвлекается и начинает скучать, а когда, наоборот, сочувствует высказанным мыслям.

Речь должна быть грамотной

Русская риторика имеет характерную особенность. Она требовательна к языку, точнее - к стилю речи.

Это важный фактор, по которому оценивают ораторское искусство говорящего. Предполагается, что оратор должен владеть классическим литературным стилем, не сбиваться на сленг, жаргонизмы или местечковый говор. Конечно, есть исключения - к примеру, выступления в узкопрофессиональной среде или перед лицом избирателей, когда нужно выглядеть «своим». Но чаще такая речь воспринимается как проявление необразованности, низкой культуры. И тогда доверие к оратору снижается.

Увы, научиться говорить правильно намного сложнее, чем исправить дикцию. Лучший способ - это читать хорошую литературу и общаться с интеллигентными людьми. Если времени на чтение нет, можно приобрести несколько качественных аудиокниг, и слушать их в свободные минуты. Так будет формироваться привычка говорить правильным литературным языком.

Для каждого человека важно уметь общаться, так как такой навык является хорошим помощником во многих жизненных ситуациях. На коммуникативных способностях строятся почти все успехи на учебе, работе, в личной жизни. Если информация подается оратором лаконично и структурировано, то она дойдет до слушателей в лучшем виде. Наукой, которая изучает все детали ораторского искусства, называется риторика. Именно благодаря ей можно сделать свою речь ясной и убедительной. Риторика – это что? Наука или учебная дисциплина?

Что означает слово «риторика»? Переводя с греческого языка слово риторика выглядит как «rhetorike» и значит «ораторское искусство». Изначально данное определение подразумевало под собой умение говорить красиво и выражать свои мысли перед другими людьми.

Со временем понятие риторики несколько раз менялось, на что влияла смена периодов культурного развития людей. Поэтому данная наука, начиная с античности и заканчивая настоящим временем, воспринималась по-разному.

Основали ее софисты, которые говорили, что риторика — это дисциплина, способная научить оратора доказывать свою позицию, манипулировать и доминировать в обсуждениях. В современное время основой такой науки является гармонизирующая речь, поиск правды, побуждение к мысли.

Сейчас слово риторика понимается, как дисциплина, которая позволяет изучать методы формирования речи, характеризирующейся целесообразностью, гармоничностью, умением воздействовать. В связи с этим предмет риторики выступает в качестве мыслеречевого действия.
Риторика сочетает в себе учения философии, социологии, психологии, что помогает добиваться эффективного речевого взаимодействия с любой публикой.

Таким образом, современная риторика рассматривается с трех сторон:

  • Это наука, рассматривающая искусство слова, которое обладает конкретными нормами публичного выступления перед людьми, позволяющими достигнуть хорошего результата при воздействии на слушателей.
  • Это высочайший уровень мастерства произношения речи перед публикой, владение словом на профессиональном уровне и отличная ораторская речь.
  • Учебная дисциплина, которая помогает студентам привить правила ораторского мастерства.

Таким образом, общая риторика изучает правила построения целесообразной и убедительной речи, которая помогает сделать выступление ярким и запоминающимся.

Что изучает наука?

Предмет риторики, как науки, включает в себя методы формирования целесообразной устной и письменной речи, а также процесс, в результате которого мысли преобразовываются в речь.

Для того чтобы определить задачи риторики, необходимо знать о ее основных направлениях. Их выделяют два:

  1. Логическое, в котором главными аспектами является умение убедить слушателя, эффективно подать информацию.
  2. Литературное, в котором важнейшими элементами считается богатство и привлекательность слов.

С учетом того, что в данной науке указанные направления объединяются, настоящая риторика ставит перед собой задачу делать речь правильной, убедительной и целесообразной.
Определив, что такое риторика и зачем она нужна, не остается сомнений относительно ее необходимости в жизни человека, особенно занимающегося публичной деятельностью.

Риторика в древнее время

Происхождение риторики началось еще в древней Греции. Благодаря тому, что в этом государстве формировалась демократия, умение убеждать приобрело немалую популярность в обществе.

Каждый житель города имел возможность пройти обучение ораторскому мастерству, которое преподавали софисты. Эти мудрецы считали риторику наукой убеждения, которая изучает способы словесной победы над соперником. Из-за этого в дальнейшем слово «софизм» вызывало отрицательную реакцию. Ведь при них риторика рассматривалась, как уловка, выдумка, раньше же эту науку считали высшим мастерством, умением.

В Древней Греции создавалось много трудов, раскрывающих риторику. Кто является автором классического греческого трактата об этой науке? Это известный всем мыслитель Аристотель. Данный труд под названием «Риторика» выделил ораторское искусство среди всех остальных наук. В нем были определены принципы, на которых должна строиться речь, и указаны способы, применяющиеся как доказательства. Благодаря этому трактату Аристотель и стал основоположником риторики как науки.

В Древнем Риме в становление риторики внес свой вклад Марк Туллий Цицерон, который занимался политикой, философией и ораторским искусством. Он создал произведение под названием «Брут или о знаменитых ораторах», описав развитие науки в именах популярных ораторов. Также он написал труд «Об ораторе», в котором рассказал о том, какое речевое поведение должно быть у достойного оратора. Затем создал книгу «Оратор», раскрывающую основы красноречия.

Цицерон считал риторику самой сложной наукой в отличие от других. Он утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором, человеку необходимо иметь глубокие познания во всех областях жизнедеятельности. В противном случае он просто не сможет поддержать диалог с другим человеком.

Развитие риторики в России

Риторика в России возникла на основе римской науки. К сожалению, не всегда она была столь востребована. Со временем, когда менялись политико-общественные режимы, необходимость в ней воспринималась по-разному.

Развитие российской риторики по этапам:

  • Древняя Русь (XII–XVII вв.). В этот период еще не существовало термина «риторика» и учебных книг по ней. Но уже применялись некоторые ее правила. Люди в то время называли этику речи красноречием, благоречием либо риторикией. Обучение искусству слова проводилось на основе богослужебных текстов, которые создавали проповедники. К примеру, одним из таких сборников является «Пчела», написанный в XIII веке.
  • Первая половина XVII века. В этот период характерным событием было то, что был издан первый русский учебник, раскрывающий основы риторики.
  • Конец XVII – начало и середина XVIII века. На этом этапе была издана книга «Риторика», написанная Михаилом Усачевым. Также было создано множество произведений, таких как «Старообрядческая риторика», труды «Поэтика», «Этика», несколько лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
  • XVIII век. В данное время произошло формирование риторики как российской науки, огромный вклад в которое внес Михаил Васильевич Ломоносов. Он написал несколько произведений, посвященных ей, из которых книга «Риторика» стала основой в развитии данной науки.
  • Начало и середина XIX века. Данный период характеризуются тем, что в стране происходил риторический бум. Известные авторы издавали большое количество учебных пособий. К таковым относятся труды И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского.

Однако, начиная со второй половины века данную науку начинает активно вытеснять словесность. Советские люди изучали стилистику, лингвистику, культуру речи, а риторику подвергали критике.

Законы искусства слова

Риторика в любое время имела своей конечной целью – воздействовать на слушателей. Особенную роль для ее достижения играет выразительная речь, а также изобразительно-выразительные средства.

Ученые разделяют данную науку на две разновидности — общую и частную. В предмет общей риторики входят общие способы поведения при произношении речи и практические возможности их применения с целью сделать речь эффективной.

Такая разновидность включает в себя следующие разделы:

  • риторический канон;
  • выступление перед публикой;
  • правила, как вести спор;
  • нормы проведения беседы;
  • учения о повседневном общении;
  • общение между разными нациями.

Изучая данные разделы, оратор получает знания об основных чертах речевого пользования, которые являются базой для каждого мастера слова.

Общая риторика изучает способы достижения взаимопонимания между оратором и слушателями. Для этого были разработаны следующие законы:

  • Закон гармонизирующего диалога. Оратор должен пробуждать чувства и мысли слушателей, превратив монолог в диалог. Выстроить гармонично общение можно только с помощью диалога всех людей, участвующих в обсуждении. Суть этого правила более точно раскрывают следующие законы.
  • Закон ориентации и продвижения слушателя. У человека, на которого направлено ораторское воздействие, должно возникнуть такое ощущение, как будто он совместно с говорящим продвигается к намеченной цели. Чтобы достичь такого эффекта, оратору необходимо применять в речи слова, которые определяют порядок событий, связывают предложения и резюмирующие выражения.
  • Закон эмоциональности речи. Человек, выступающий перед публикой, должен сам переживать те чувства, которые он старается вызвать у аудитории, а также уметь передавать их с помощью речи.
  • Закон удовольствия. Он подразумевает под собой умение преподносить речь так, чтобы она доставляла удовольствие слушателям. Такой эффект легко достичь, если речь будет выразительной и богатой.

Частный же вид риторики основывается на общем типе и предполагает конкретное использование общих положений в определенных сферах жизнедеятельности. Таким образом, наука изучает, какие правила произношения речи и поведения необходимо применять оратору в зависимости от ситуации.

Частных риторик очень много, но все они объединяются в две основные группы:

  1. Гомилетика.
  2. Ораторика.

Первая группа подразумевает под собой возможность оратора неоднократно воздействовать на публику. Сюда можно отнести церковный и академический тип красноречия. В современной риторике в эту группу включили пропаганду, которая осуществляется в средствах массовой информации.

Таким образом, при академическом красноречии оратор, проводя несколько лекционный занятий, не должен каждый раз заново говорить о целях их проведения, об их необходимости и так далее. Ему достаточно об этом рассказать на первой лекции, а на всех остальных общая задача будет расширяться посредством изучения новой темы.

Ораторика же не способна влиять многократно на людей. В связи с этим оратору необходимо уметь правильно завершать каждое выступление. В эту группу можно отнести судебный, бытовой, социально-политический и другие типы красноречия.

В настоящее время ораторика довольно широко разрослась, поэтому конкретный тип риторики уже стали делить на свои подвиды. К примеру, из социально-политического красноречия выделили административную, дипломатическую, парламентскую и прочие риторики.

Разновидности речи выступающего

Существует несколько разновидностей ораторской речи в зависимости от того, кого необходимо убедить, где проходит выступление, какую цель оно преследует. К таковым относят следующие красноречия:

  • Социальное и политическое. Это когда читают доклады, затрагивающие социальную, политическую и экономическую тематику, выступают на митингах, проводят агитацию.
  • Академическое. К нему относится прочтение лекций, научных докладов или сообщений.
  • Судебное. Такой тип красноречия используют прокурор и защитник, выступая в судебном заседании. Своей речью они должны убедить в виновности или невиновности обвиняемого лица.
  • Социально-бытовое. Его применяют все люди, произнося речи на юбилеях, застольях либо на поминках. Сюда же относят светскую болтовню, которая не требует споров, дискуссий, а характеризуется легкостью и простотой восприятия.
  • Богословское. Это красноречие используется в церквях, например, когда верующие читают проповедь или прочую речь в соборе.
  • Дипломатическое. Данный тип предполагает соблюдение этических норм в деловой речи. Это необходимо при деловых переговорах, переписок, при составлении официальных документов, а также при переводе.
  • Военное. Эта разновидность красноречия применяется, когда призывают к бою, издают приказы, уставы, передают информацию по радиосвязи.
  • Педагогическое. К нему относятся выступления преподавателей и студентов, причем как устные, так и письменные. Сюда же входит прочтение лекций, что считается сложным актом педагогического общения.
  • Внутреннее, или мнимое. Так называют диалог, который каждый человек проводит с самим собой. Данный вид подразумевает под собой мысленную подготовку к устному выступлению перед публикой, а также к письменной передачи информации, когда человек прочитывает написанное про себя, что-то вспоминает, о чем-то размышляет и так далее.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что такое риторика и зачем она нужна обществу. Риторика как наука об ораторском искусстве предполагает изучение правильности произношения речи перед публикой с целью каким-либо образом повлиять на слушающих ее людей. С ее помощью ораторы приобретают навыки, позволяющие сделать их речь правильной, целесообразной, а самое главное, убедительной.

греч. rhetorike) – наука об ораторском искусстве (о художественной прозе вообще). Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и новое время, в ХIХ в. влилась в теорию литературы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Риторика

(греч. techne rhetorike - искусство красноречия). Свойств, юж. народам природная общительность и врожд. ораторские способности, а также отсутствие в древности иных средств массовой коммуникации (письм. документы могли размножаться лишь в очень огранич. объеме) явились причинами того, что в античности живое слово имело гораздо большее значение, чем ныне, тем более что владение им было важнейшим и наиболее действ, способом достижения авторитета в обществе и политич. успеха. Политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу - перед войском, частному лицу - перед судом, а также на празднествах, дружеских встречах, поминках и т. п. Поэтому уже в ранний период начались поиски условий действенности речи и стремление к теоретич. обоснованию возможности научить красноречию и овладеть им.

Первым учебником Р. было, вероятно, написанное в 5 в. до н. э. двумя сицилийскими греками из Сиракуз, Кораком и Тисием, несохранившееся сочинение. Первые достижения художеств, красноречия были перенесены из Сицилии в Афины Горгием. В Афинах Р. развивали Горгий и другие софисты, прежде всего Фрасимах из Калхедона и Протагор, сделавшие ее важнейшим предметом высшего образования. Впервые предметом, завершающим курс обучения, Р. сделал Исократ, поставивший ее на службу энциклопедич. общекультурному образованию. В отличие от Исократа и софистов, видевших в красноречии средство достижения власти над людьми, Аристотель рассматривал Р. как необходимое полезное умение защитить себя и помочь справедливости. В дошедшем до нас сочинении «Риторика» в трех книгах Аристотель изложил научные основы красноречия и выдвинул в качестве его задачи достижение правдоподобия. Одновременно с разработкой теоретич. Р. высшего расцвета достигает в Греции во 2-й пол. 5–4 в. до н. э. практич. красноречие в лице Демосфена и других ораторов, впоследствии включ. в канон десяти аттич. ораторов. После битвы при Херонее (338 до н. э.) Греция утратила политич. самостоятельность, и практич. красноречие лишилось важнейшей области приложения - игры политич. сил, - что привело к его быстрому упадку. Стилистич. форма стала цениться выше, чем содержание. В городах М. Азии возник новый стилистич. тип красноречия - азианизм, столь же искусств., как и его стилистич. антипод аттицизм 1 в. до н. э., тяготевший к бесплодному классицизму. Хотя риторич. теория непрерывно совершенствовалась и ее система тщательно разрабатывалась, связь Р. с практикой постепенно терялась. В то же время Р. стала важнейшим предметом обучения, притязавшим, подобно философии, на общеобразовагельное значение. Поэтому Р. стала оказывать определяющее влияние на всю литературу, выдвинув на передний план изящество художеств, формы и стремление к достижению внешних эффектов. Еще один расцвет греч. красноречие пережило во 2 в. н. э., в период т. н. второй софистики.

Римлянам было присуще, как это видно по сохранившимся фрагментам долитературной сакральной поэзии, природное риторич. дарование. Вместе с греч. системой образования римляне переняли во 2 в. до н. э. и греч. Р., которая вследствие практич. полезности для обществ, и политич. жизни вскоре стала важнейшим предметом образования каждого знатного человека. Одновременно в патриотич. настроенных кругах растет сопротивление греч. красноречию как иноземному искусству, предмет которого состоит во внешнем изяществе словесного выражения, а не в глубине конкретного содержания. Главой этого движения был Катон Старший, крупнейший оратор раннереспубликанского времени. Кагон составил для своего сына несохранившееся руководство по Р., гл. идея которого выражена в следующем правиле: «Не упускай дела, а слова найдутся» («Rem tene, verba sequentur,). О том, сколь сильным было это противодействие, говорит тот факт, что в 161 до н. э. из Рима были выдворены все греч. учители красноречия. Однако уже во 2-й пол. 2 в. до н. э. греч. Р. в Риме утвердилась окончательно. Рим. красноречие достигло апогея в лице Цицерона в период политич. смут конца республиканской эпохи. О гениальном риторич. даровании Цицерона свидетельствуют не только более 50 полностью сохранившихся речей, но и его сочинения по теории Р., в которых он стремится к объединению теоретич. положений и предписаний греч. Р. с прочно привязанной к общественно-политич. жизни практикой рим. красноречия. В соответствии с рим. риторич. традицией Цицерон выдвигал идеал всесторонне образованного оратора-философа, сочетающего качества государств, деятеля и политика. Самостоятельную позицию Цицерон занял и во вспыхнувшем в Риме споре между азианистами и аттицистами. Язык Цицерона до сих пор остается классич. нормой лат. прозы. После падения Республики красноречие в Риме претерпевает те же изменения, что и в Греции. Не находившая более в политич. жизни достаточного поля деятельности Р. потеряла связь с практикой и перешла в школу. Школьное красноречие ограничивалось учебными и торжеств, речами (declamatio), в которых ценилась внешняя эффективттость стилистич. формы, а не конкретное содержание. Это видно из сохранившихся образцов школьных декламаций (Сенека Старший, Квинтилиан).

Рим. литература также испытала влияние Р. Борьба азианизма и аттицизма в новой форме выразилась в споре между представит елями «нового» и архаизирующего направлений. Квинтилиан, будучи первым в Риме учителем Р. на государств, содержании, дал в своем сочинении «Наставление оратору» в 12 книгах наиболее полное из известных нам античных руководств но подготовке оратора. В споре во 2-й пол. 1 в. н. э. он занял промежуточную позицию, состоявшую в требовании возврата к цицероновскому красноречию. Во 2 в. появляется архаизирующее направление, первым выдающимся представителем котоpoго был Фронтон, учитель и воспитатель императоров Марка Аврелия и Вера. Цицеронианизм просуществовал в рим. литературе недолгое время. Последующее влияние античной Р., которая была основой не только античного образования, но и античной лит. эстетики и лит. теории, а с течением времени пропитала всю литературу, трудно переоценить. Воздействие Р. простирается от Ср.-век. лаг. школ и университетов, где она была центральным предметом изучения, до совр. преподавания литературы и литературоведения. Система теории Р. в осн. чертах сформировалась в 4 в. до н. э., однако впоследствии все более усложнялась и дифференцировалась. Греч, риторич. терминология имеет соответствия в лат. яз., охватывающие все элементы системы Р., необходимые для оратора: природные способности (natura); обучение искусству красноречия (ars, doctrina), подражание образцам (imitatio) и постоянное упражнение (exercitatio); практич. опыт (usus). Существовали три рода красноречия: судебное (genus iudiciale), совещательное (genus deliberativum) и предназначавшееся для торжеств, случаев - эпидиктическое (genus demonstrativum). Задачами оратора (officia oratoris) считались собирание материала и выбор точки зрения (inventio), распределение материала (dispositio), придание речи необходимой стилистич. формы (elocutio), запоминание речи или выучивание ее наизусть (memoria) и произнесение (actio, pronuntiatio). Речь должна состоять из следующих частей: вступление (exordium), изложение существа дела (narratio), приведение доказательств (argumentatio) и заключение (peroratio). Перед изложением часто помещалось перечисление ключевых моментов речи (divisio, proposition а доказательная часть разделялась на доказательство собств. положений (confirmatio) и опровержение утверждений противника (refutatio). Так как среди задач оратора важнейшее место занимает придание речи стилистически правильной формы, особое значение приобретает учение о стиле (elocutio). Различались три стиля: удобный для поучения (docere) сухой стиль (genus subtile), приспособл. более всего для судебного красноречия; имеющий целью тронуть слушателя (movere) возвыш. стиль (genus grande, sublime), который использовался преим. в совещательном роде красноречия; предназнач. для того, чтобы усладить (delectare) слушателя, средний стиль (genus medium), уместный в торжеств, (эпидиктическом) роде красноречия. В каждом из трех стилей должны быть соблюдены требования языковой правильности (latinitas), ясности (perspicuitas), уместности (aptum) и украшенности (ornatus). Украшения речи образуют ядро учения о стиле и детально излагаются в учебниках Р.

Отличное определение

Неполное определение ↓