Формы работы преподавателя. Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования

  • 1.8. Образование как функция общества. Принципы государственной политики в области образования
  • 1.9. Система непрерывного образования в Республике Беларусь
  • 1.10.Научно-методическое обеспечение профессионального образования Республики Беларусь. Участие педагогов в деятельности по научно-методическому обеспечению.
  • 1.11. Инновации в системе профессионального образования
  • 1.12. Основные этапы становления и развития педагогики
  • 1.13.Основные этапы в истории педагогической мысли:
  • 1.14. Становление научной педагогики. Дидактика я.А.Коменского.
  • 1.19. Педагогический процесс как целостная система
  • 1.20 Педагогическая система: сущность понятия, структура и содержание
  • 1.23Системы по
  • 5 .Структура и содержание по по операционно-комплексной системе.
  • 2.1. Учреждение профессионального образования как субъект управления.
  • 2.2. Мониторинг качества образования
  • 2.4. Индивидуальные формы методической работы
  • 2.6. Открытый урок как методическое мероприятие: цели, виды и методика проведения
  • 3.2. Личностно ориентированный подход: сущность, особенности реализации в педагогическом процессе
  • 3.5. Основные методы педагогических исследований, их классификация и характеристика
  • 4.3. Виды обучения, их характеристика.
  • 4.4 Законы и закономерности обучения
  • 4.6. Теория развивающего обучения.
  • 4. Дидактическая система развивающего обучения д.Б.Элькона-в.В.Давыдова:
  • 4.9. Диагностичное задание целей по формированию знаний, умений, навыков и качеств личности
  • 4.12. Формы обучения, их характеристика, классификация.
  • 4.13 Урок как основная форма обучения
  • 4.14. Методы обучения: сущность понятия, классификации и характеристики. Выбор методов обучения
  • 5.1. Педагогические технологии в системе образования
  • 4.18. Учебно-методические комплексы: цели и принципы создания, структура и содержание
  • 5.1. Педагогические технологии в системе образования
  • 5.3 Метод проектов. Проектирование как особый вид интеллектуальной деятельности
  • 6.1. Воспитание в целостном педагогическом процессе
  • 6.2. Условия развития гуманистической системы воспитания в учреждении образования
  • 6.5. Целеполагание в процессе воспитательной деятельности
  • 6.6. Принципы гуманистического воспитания
  • 6.8. Экологическое и эстетическое воспитание. Методы и формы экологического и эстетического воспитания.
  • 6.9. Физическое воспитание. Формирование здорового образа жизни.
  • 6.10 Методы гуманистического воспитания
  • 6.12. Методика коллективной творческой деятельности (ктд): сущность, особенности методики
  • 6.18. Учреждение образования как воспитательная система
  • 6.19. Организационно-педагогические условия повышения эффективности воспитательного процесса
  • 6.20. Приоритетные направления воспитательной работы в учреждениях профессионального образования.
  • 6.21. Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования: цели, приоритетные направления, содержание деятельности
  • 6.22. Социально-психологический климат и стили педагогического управления
  • 6.23. Мониторинг качества воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования
  • 6.24. Методы определения уровня воспитанности личности
  • 2.4. Индивидуальные формы методической работы

    Индивидуальная методическая работа – это самообразование педагога, которое позволяет выбрать удобный для него режим учебы и вопросы, необходимые для изучения. Педагогическое самообразование обеспечивает самостоятельное целенаправленное приобретение знаний в области преподаваемого предмета, педагогики, психологии и овладение методикой обучения и воспитания. Индивидуальная методическая работа, которая является основной формой совершенствования педагогического мастерства, осуществляется по следующим основным направлениям :

    1)изучение научной, учебно-методической литературы, нормативных документов, связанных с практической деятельностью;

    2)создание комплексного методического обеспечения преподавания предметов и профессий;

    3)изучение и внедрение современных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс;

    4)анализ, корректировка, разработка учебно-программной документации;

    5)участие в работе педагогического совета, методических комиссий, семинаров, педагогических чтений, творческих объединений педагогов и т.д.

    Методическая самостоятельная работа планируется каждым педагогическим работником на год. Цели и содержание методической работы педагогических работников должны быть взаимосвязаны с целями учебного заведения.

    Индивидуальную методическую работу с педагогическими работниками проводит директор, заместители директора, методист, председатели методических комиссий и руководители других методических подразделений по оказанию им помощи в совершенствовании педагогического и профессионального мастерства, в разработке учебно-программной документации, проектировании учебных занятий, создании учебно-методических комплексов, в разработке авторских учебных программ, методических пособий и т.д.

    Деятельность педагога по научно-методическому обеспечению:

    1.Разрабатывать учебно-программную документацию.

    2.Составлять учебно- методические комплексы, разрабатывать основные их компоненты.

    3.Внедрять в образовательный процесс совр. пед. технологии, автоматизированные обучающие системы, Эл. Средства обучения, тренажерные комплексы.

    4.Создавать и развивать материально-техническую базу учреждения образования (кабинета).

    5. активное участие в работе пед совета, мед комиссий и др объединениях.

    2.5. Формами коллективной методической работы являются педагогические советы, методические советы, методические комиссии, творческие группы, педагогические мастерские, экспериментальные лаборатории и т.д.

    Педагогический совет организуется как постоянно действующий коллегиальный орган для обсуждения и решения актуальных вопросов по всем направлениям (учебная работа, воспитательная и идеологическая р-та, учебно-произ-я дея-ть, админ-но-хозяй-я, внебюджетная, организ-управле-я, инновац-я) деятельности УО. Он определяет цели, формы и содержание, но в то же время методическая служба учебного заведения влияет на решения педагогического совета. Состав педагогического совета определяется приказом по учебному заведению ежегодно. Порядок работы педагогического совета определяется Положением о педагогическом совете, утвержденным приказом Министерства образования. Материалы о работе педагогического совета оформляются в книге протоколов педагогического совета и хранятся в учебном заведении 10 лет. Решения педагогического совета обязательны для выполнения всеми членами педагогического коллектива.

    Метод.комиссии создаются при наличии трех и более преподавателей (мастеров производственного обучения) определенного предмета (профессии) или родственных предметов (групп профессий). В случае недостаточного количества педагогических работников для создания в учебном заведении методической комиссии, могут создаваться кустовые методические комиссии педагогических работников соответствующих предметов (профессий) из нескольких учебных заведений. В случае необходимости могут создаваться межпредметные (межпрофессиональные) методические комиссии. Руководство методическими комиссиями осуществляют председатели, избираемые из числа наиболее опытных и квалифицированных педагогических работников учебного заведения. Состав методических комиссий, председатели утверждаются директором и оформляются приказом по учебному заведению. Руководители учебного заведения являются членами методических комиссий по профилю их преподавательской деятельности.

    Заседания методических комиссий проводятся ежемесячно. Планы работы комиссий являются составной частью плана методической работы учебного заведения и составляются на год. Материалы о работе методических комиссий оформляются протоколами, которые отражают решения и рекомендации по обсуждаемым вопросам. Рассматривают вопросы: анализ-т качество деятельности всех членов комиссии, организ-т и проводят предметные недели, выявление иннов-го опыта, его обобщение, сисием-я и передача. С целью создания условий для развития профессионального мастерства педагогических работников, организации общего обсуждения актуальных проблем педагогики, дидактики, методики в рамках методических комиссий могут проводиться открытые уроки, семинары, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, научно-практические конференции и т.д.

    Педагог-е мастерские – это своеобразные авторские классы, когда педагоги, мастера своего дела передают свой практический опыт другим членам педагогического коллектива. В учебном заведении могут работать одна, две и т.д. педагогических мастерских. Из года в год эти мастерские могут меняться: вырастают в коллективе новые мастера - появляется возможность создания новой творческой мастерской. Педагогические мастерские – это школы взаимного роста.

    Творческие группы создаются для:

    1.разработка новой учебно-программной документации;

    3.разработка тестовых заданий для контроля качества профессионального образования и т.д.

    К наиболее актуальным проблемам, по решению которых могут быть созданы творческие группы, могут быть отнесены следующие: методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса; технологии развивающего обучения; развитие технического творчества учащихся; разработка учебно-программной документации. По итогам работы творческих групп составляются отчеты, предложения, методические рекомендации, которые заслушиваются на заседании методических комиссий, педагогического и методического советов, на которых дается оценка результатов деятельности группы и принимается решение о внедрении предложений, рекомендаций в педагогическую практику.

    Экспериментальные лаборатории создаются на базе любого кабинета, для начинания какого-нибудь исследования (инновационного). Затем проводится апробация результатов исследования и общий результат выносится на обсуждение на пед. совет (эффективно ли проведённое исследование можно ли внедрять его во всём учреждении образования).

    В образовательной практике на различных уровнях (государственном, региональном, школьном) набрали распространение традиционные обязательные формы обучения, методической работы с учителями. Несмотря на присущие им недостаток ки (фронтальность, негибкость, погоня за количеством методических мероприятий, отсутствие оперативности в помощи, закостенелость форм), система непрерывного повышения квалификации учителей была бы неполной й без них.

    В современной школе используются такие традиционные формы методической работы (заметим, что совет, педсовет школы, инструктивные совещания не всегда формами собственно методической деятельности, но они выполняют м методические функции)

    Совет школы функционирует согласно. Положению о ней, состоит из педагогов, родителей, учеников-старшеклассников, собирается один раз в четверть для решения важных для школы проблем, анализа учебно-ва иховного процесса в школе и деятельности отдельных педагогов, а именно: состояние учебно-воспитательного процесса в школе в свете требований. Закона"Об образовании", состояние учебной и воспитательной работы в 9-м, например, клас си, организация летнего отдыха детей и др..

    Педагогический совет состоит из педагогов, она также существует в соответствии с. Положением о ней, собирается 4-5 раз в год, а в некоторых учебных заведениях ежемесячно. На своих заседаниях педагогический совет рас ядае такие вопросы, как: состояние трудового обучения в школе и задачи по его улучшению; состояние преподавания и уровень знаний, умений и навыков учащихся по математике, о работе методических объединений в школе и пути ее совершенствования; эстетическое воспитание учащихся средствами учебных дисциплин: возможности, проблемы и перспективы и много друх.

    Инструктивно-методические совещания в школе проводятся по необходимости, для этого выделяется один день в неделю (например, четверг), который называется методическим днем??Администрация школы старается именно в ц этот день проводить методическую работу с учителями. На производственно-методических совещаниях обсуждаются такие вопросы: состояние ученических тетрадей, соблюдения языкового режима в школе, правовая воспитательная работа, работа ш когда с родителями, подготовка к предметных олимпиад и конкурсов, работа учителей по подготовке учеников к экзаменам, организация летнего отдыха учащихся тощщо.

    Методические объединения учителей (школьные и межшкольные), в профтехучилищах они называются методические комиссии и областные методические секции, которые работают согласно годовому плану работы и соответствующих инст рукций. На заседаниях предметных комиссий заслушиваются и обсуждаются доклады по актуальным вопросам обучения и воспитания делается обзор новейшей специальной литературы; обсуждаются книги, статьи из журналов и газет на актуальные темы; организуется взаимопосещения уроков; проводятся и обсуждаются открытые уроки, использование наглядности в учебном процессе, применения. ТСО и компьютер ов; организуются консультации для молодых учителей; заслушиваются отчеты учителей о выполнении индивидуальных планов самообразованияи.

    Кроме названных традиционных форм методической работы, в школах еще проводятся предметные недели, семинары-практикумы, конференции, межпредметные конференции, психолого-педагогические семинары, конкурсы педагогу ичной мастерства, индивидуальные методические консультации, методические выставки, оформление методических кабинетов или уголков, школы передового опыта, выпуск методического бюллетеня, дни информации, спивб эсид руководителей с учителями об итогах работы в течение учебного года, наставничество, стажировки, курсовая переподготовка, самообразование.

    . Самообразование - это традиционная форма методической работы учителя. В 60-70 годы учителя писали распространены планы самообразования на год, потом на полугодие (ибо понятно, что на год предусмотреть хотя бы новую литературу невозможно), позже написания планов самообразования был отменен, так как массовая методическая работа с учителями способствовала самообразованиеі.

    . Индивидуальная самообразование - это систематическое изучение новинок психолого-педагогической, научной литературы, участие в работе школьных, районных, межшкольных, областных (в. ПТО) метод объединений, семинаров, конференций, педагогических х чтений (проводятся один раз в два-три года на уровне государства, один раз в год - на уровне района, области, один раз в год во время зимних каникул на уровне школы,. ПТУ). Учителя методично разрабатывают проблемы совершенствования обучения и воспитания, проводят экспериментальные исследования, готовят доклады, выступают на радио, телевидении; в школах устраивают обзоры педагогической литературы и методические их журналов, сборников тощо.

    . Схема мотивационного управления в системе самообразования

    . Мотивация трудовой деятельности педагога на всех ступенях образования состоит из четырех блоков, которые сегодня реализуются недостаточно: материальная заинтересованность, суть труда, отношения в коллективе, самореализация в творчестве

    Эта мотивационная модель имеет характер классической и подходит для нормальных условий функционирования общества или для периода выхода общества из кризиса. Она действует и в период кризиса, но эффективность ее будет неполной

    . Мотив как внутренний возбудитель активности индивидов и социальных общностей следует отличать от внешних возбудителей - стимулов. Стимулирование осуществляется через приказы, распоряжения, поощрения, угрозы, санкции

    . Материальная заинтересованность будет тогда, когда оплата труда будет соответствовать трудовому вкладу. Уравнительный принцип начисления заработной платы по количеству отработанных часов без учета качества работы, ее конечных результатов - главная причина того, что материальная заинтересованность никогда в нашей стране не была задействована как рычаг влияния на активность воспитателей, учителей, преподавателив.

    Суть педагогического труда приобретает сейчас конкретные очертания. Сотрудничество с учениками, достижение реальных и видимых результатов делает труд учителя гораздо привлекательнее, чем это было до сих пор

    Отношения в коллективе: усиливаются отношения коллективизма в связи с общими интересами по повышению конечных результатов, оценка результатов труда каждого педагога способствует удовлетворению потребности в п уважении со стороны других; возникают отношения состязательности между членами педагогического коллектива в связи с развитием социального сравнения достижений кожног.

    Самореализация в творчестве и свободное время. Реализация мотивационных возможностей трех предыдущих блоков не может не пробудить у педагога стремление искать и находить новые способы работы с учащимися с целью дин динамики достижения целей. Следствием такой заинтересованности может стать сокращение сроков усвоения учащимися программных дисциплин сравнению с нормативными сроками, индивидуализация обучения, общее скор очення периода нахождения обучающегося на данной ступени образования и другие. Наряду с эффектом самореализации в творчестве срабатывает стимулирующая сила высвобожденного у педагога времени, он использует по своему рассев уд. На базе измерения результатов труда учителей через оценку уровня знаний (умений, навыков), уровня творческого, нравственного и физического развития учащихся возникает новая сфера мотивационного воздействия, использованием ния которой постоянно активизирует деятельность учителей, воспитателей, преподавателиачів.

    Требования к организации самообразования: связь самообразования с практической деятельностью педагога, систематичность и последовательность самообразования, постоянное совершенствование ее содержания и форм, многоплановый подход к выв учения проблемы, гласность и наглядность результатов самообразования, создание в школе необходимых условий для самообразования (свободное от уроков день, наличие педагогического или методического кабинета, своевременная и нформация из библиотеки о новинках педлитературы т.д.), доступ к материалам о передовой педагогический опыт, завершенность самообразовательной работы на каждом ее этапе (доклады, выступления, участие в. Педра ди, конференции и т.д..

    Открытые уроки имеют целью повысить мастерство всех учителей. Основные задачи: воплощение в практику работы всех учителей передового педагогического опыта и достижений педагогической науки , направленной их для решения поставленных перед национальной школой задач. Нужно добиться, чтобы открытые уроки были полезными. Для этого руководители школіл,

    ПТУ, методисты, опытные учителя должны готовить открытые уроки, предоставлять учителям консультации и методическую помощь качестве примера можно привести. Ростовскую. Всесоюзную конференцию (Россия, м. Ростов-на--Дону) с развивающего обучения. Она проводилась в 1980 г, а готовилась 1,5 года. Началась конференция с того, что около 1000 педагогов-участников конференции посетили уроки проблемно-развивающего хара ктер, которых всего было проведено 75, и проходили они в школах и. ПТУ м. Ростов-на-Дону (Россия) и в райцентрах. Только после того, как участники конференции увидели своими глазами эффективность проблемно-р озвиваючого вида обучения и изучили материалы многочисленных стендов, после обсуждения посещенных уроков, на которых присутствовали министры образования, их заместители, академики, ученые-педагоги (они 1,5 года готовили эти уроки), состоялось пленарное заседание конференции, затем секционная работа (по предметам), а затем были приняты рекомендации по внедрению проблемно-развивающего обученияавчання.

    Требования к анализу и обсуждение открытых уроков: целеустремленность обсуждения, научность анализа, принципиальность, соединенная с доброжелательностью во время высказывания критических замечаний, сочетание анализ зу урока с выводами и рекомендациями, подведение итогов открытого урока квалифицированными специалистам.

    Проведение открытых уроков, а еще лучше - их системы - эффективная форма методического усовершенствования учителей (даже тогда, когда урок готовит и проводит и не очень опытный учитель)

    Нетрадиционные формы методической работы в 90-х годах так распространились и приобрели массовости, что их можно классифицировать:

    1. По методике коллективного творчества - это ярмарки педагогического творчества, фестивале педагогических идей и находок, панорамы методических идей, педагогические россыпи, клубы творческих педагогов, методические турнир ниры и вернисажи, творческие портреты и лаборатории, школы педмастерстваі.

    2. Формы, которые ненавязчиво направляют педагогов на активную деятельность, - это деловые игры / педагогические консилиумы, посиделки, методические ринги, методические аукционы /, мозговая атака, конкурс"Лучший учит тель года"тощо.

    3. Формы, которые усиливают научную направленность работы - это проблемные семинары, творческие группы, творческие научные дискуссии, учебные семинары по методике педдослиджень, консультации с учеными, авторские школы мастерства, педагогические коллективные дела, педагогический турнир по актуальной научной темы, общественный научно-исследовательский институт, творческие лабораторииї.

    4. Формы, которые усиливают практическую направленность работы, - это консультации-практикумы, семинары, школы педагога начинающего, педагогическое представительство и т.д.

    5. Формы, которые сочетают традиционную работу с досугом, - это малая академия народной педагогики, педагогические посиделки, вечеринки, урок-панорама, презентации педагогической новинки, педагогический портрет т творческого коллектива и т.д.. Наибольшее распространение получили такие нетрадиционные формы методической работы с учителями, как: методические фестивали; панорамные и нестандартные уроки; семинары-спутники методические диал оги, ринги, мосты, мозговые атаки, методические аукционы; педагогические консилиумы и тренинги методические посиделки; педагогические. КВН; проблемные столы; психолого-педагогические дискуссии; педагогические турниры тощ о (см. таблицу 6 6).

    Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). Рассмотрим основные формы методической работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формы организации методической работы с педагогическим коллективом

    Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). Рассмотрим основные формы методической работы.

    В рамках различных форм находят применение многообразные методы и приемы работы с кадрами, о которых рассказывалось выше.

    Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.

    Педагогический совет является одной из форм методической работы в ДОУ.

    Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения. Мы подробно поговорим в лекции № 6 о том, как подготовить и провести заседание педсовета, поэтому предлагаю вам еще раз вспомнить содержание данной лекции.

    Консультирование

    Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

    Любая консультация требует от старшего воспитателя подготовки и профессиональной компетентности.

    Значение слова «компетентность» раскрывается в словарях «как область вопросов, в которых хорошо осведомлен» или трактуется как «личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию определенных знаний, навыков».

    Итак, компетентность, так необходимая старшему воспитателю для работы с педагогами, это не только наличие знаний, которые он постоянно обновляет и пополняет, но и опыт, умения, которые он может использовать при необходимости. Полезный совет или вовремя проведенная консультация корректируют работу педагога.

    Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.

    Используя разные методы при проведении консультаций, старший воспитатель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности.

    Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения.

    При использовании частично-поискового метода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов деятельности, самостоятельно решают проблему. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.

    Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысливать свой опыт под углом зрения научных выводов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение.

    В зависимости от уровня квалификации педагогов старший воспитатель определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.

    При обмене опытом между воспитателями, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.

    Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Необходимо, чтобы воспитатели располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом. Тот, кто готовит консультацию, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий ему четко представить, какие новые знания получат воспитатели и к каким выводам они придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих воспитателей. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи новых знаний, требует серьезной подготовки и продумывания всего хода занятия.

    В ходе консультации используется метод дискуссии.

    По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Однако, в отличие от беседы, в дискуссии необходима борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование дискуссии как метода требует от старшего воспитателя высокой профессиональной компетентности, педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать атмосферу доверия. Участники дискуссии должны обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность.

    В заключительном слове кратко анализируются выступления участников и вносится ясность в решение принципиальных вопросов.

    Семинары и семинары-практикумы

    Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

    В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

    Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привлечет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.

    Руководителем семинара может быть заведующая или старший воспитатель, приглашенные специалисты. К проведению отдельных занятий можно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме. Например, на семинаре-практикуме по икебане педагоги под руководством специалиста учатся искусству составления букета. Данные умения впоследствии применяются и в украшении групповой комнаты, и в работе с детьми. А на занятиях семинара по изготовлению елочных украшений педагоги не только осваивают приемы работы с бумагой и другими материалами, но и разрабатывают систему организации разнообразной увлекательной деятельности с детьми в групповой комнате на период новогодних праздников, где главным является елка, украшенная поделками детей, родителей, педагогов. Педагоги придумывают сюрпризные моменты, подбирают литературный материал для создания сказочной атмосферы в группе в эти дни.

    К семинару «Особенности организации и проведения наблюдений в природе в летний период» воспитателям заранее предлагаются вопросы для обсуждения проблемы. Например: Как часто вы проводите наблюдения за объектами природы на занятиях (экскурсиях), прогулках, в повседневной жизни? Что считаете главным в методике организации и проведения наблюдения? С какими трудностями встречаетесь? Какие приемы используете для развития интереса детей к природе и воспитания наблюдательности? Какие наблюдения в природе возникали по инициативе детей? Как вы поддерживаете, пробуждаете, развиваете детскую пытливость, любознательность? Какое влияние на поведение детей оказывает их общение с природой? Используете ли вы в работе с детьми элементы экологического воспитания? В ходе проведения занятий семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, развертывания дискуссий, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единые позиции в решении проблемы. Важно, чтобы итоги семинаров оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем.

    Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей - важная форма работы. К проведению такого семинара могут привлекаться разные специалисты, которые расскажут, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; они же научат, как организовать игру. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, в котором руководитель семинара будет внимательным советчиком и наблюдателем. О своих наблюдениях, заметках он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные рекомендации относительно методов индивидуального общения с ребенком.

    Думается, что такая работа будет полезна и родителям, и детям, и дошкольному учреждению, авторитет которого в глазах родителей только возрастет. Семинар как форма методической работы отличается от семинара, практикуемого в высших учебных заведениях.

    Первым отличительным признаком является его продолжительность. Он может включать в себя как одно, так и несколько занятий. Иногда планируется постоянно действующий семинар на длительный период, например, несколько месяцев или даже учебный год. Второй важный признак - место его проведения. Это может быть методический кабинет детского сада, групповая комната или другие места (музей, выставочный зал, сквер и т.д.) в зависимости от тех целей и задач, которые должен решать руководитель семинара. Третий признак - это характер дидактических задач, которые решаются на занятиях семинара. Это одновременно и учебная деятельность по систематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений. Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распространения педагогического опыта.

    Четвертый признак - источник получения информации. Это и слово (доклады и содоклады участников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический анализ.

    Следовательно, семинар не ограничен определенными рамками времени и не связан с постоянным местом проведения.

    Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию.

    Если семинар длительный, то хорошо подготовить памятку участникам семинара, в которой указать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противоположных точек зрения, работа с нормативными документами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их выполнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.

    Открытый показ

    У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются».

    «Передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания!» (Я.С. Турбовской).

    Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

    Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот результат. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в свою работу.

    Передовой опыт - самая быстрая, оперативная форма, разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания. Рожденный в гуще жизни передовой опыт очень инструментален и при соблюдении ряда условий успешно приживается в новых условиях, он наиболее убедителен, привлекателен для практики, ибо представлен в живой, конкретной форме.

    В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в детских садах проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.

    Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

    Пропаганда опыта;
    - обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

    Формы организации открытого показа могут быть разные. Например, до начала просмотра руководитель может сам рассказать о системе работы воспитателя, предложить вопросы, на которые следует обратить особое внимание. Иногда целесообразно распределить вопросы, одному педагогу - просчитать активность детей, другому - сочетание разных методов и приемов, применяемых педагогом, рациональное использование пособий, оценить, комфортно ли детям.

    Такая подготовка к открытому занятию поможет руководителю интересно организовать обсуждение увиденного, выработать единое мнение коллектива. Необходимо помнить, что в обсуждении первое слово предоставляется воспитателю, демонстрирующему свою работу с детьми. По итогам открытого просмотра принимается решение: например, внедрить в свою работу этот опыт, конспекты представить в методический кабинет или продолжить обобщение опыта работы воспитателя с целью представления его на окружные педагогические чтения.

    Таким образом, планируя методическую работу, необходимо использовать все виды обобщения педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.

    Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшим образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.

    В методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения необходимо иметь адреса педагогического опыта.

    Деловые игры

    В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет положительное значение. Положительно то, что деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели.

    Но все чаще деловая игра используется в методической работе как внешняя эффектная форма. Другими словами: тот, кто проводит ее, не опирается на психолого-педагогические или научно-методические основы, и игра «не идет». Следовательно, дискредитируется сама идея применения деловой игры. Итак, что же такое деловая игра?

    Деловая игра - это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в системе методической работы.

    Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

    В целом игры, с их многосторонним анализом конкретных ситуаций, позволяют связывать теорию с практическим опытом.

    Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения, так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.

    Практики задают вопрос: «Как часто можно планировать и проводить деловую игру со всем коллективом?». Однозначно ответить на него будет неправильным. Здесь надо учитывать то обстоятельство, как деловая игра вписывается в целостную систему методических мероприятий на данный учебный год. И тогда она может использоваться 1-2 раза в год. Если вы никогда не проводили деловых игр, то лучше попробуйте использовать один из методов игрового моделирования для активизации педагогов при проведении методического мероприятия. Хорошо, если вы сами примете участие в деловой игре и прочувствуете ее «изнутри». И только затем приступите к подготовке и проведению деловой игры в своем коллективе.

    Подготовить и провести деловую игру - процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.

    Однако наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана игровая модель деятельности участников.

    Существуют теоретически обоснованные методики конструирования и проведения деловых игр. Знание их необходимо, чтобы избежать ошибок, способных свести на нет труд.

    Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.

    Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:

    Создание проекта деловой игры;
    - описание последовательности действий;
    - описание организации проведения игры;
    - составление задания для участников;
    - подготовка оборудования.

    «Круглый стол»

    Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

    Литературная или педагогическая газета

    В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, - сочинительство, владение речевыми навыками - образность высказываний и т.д.

    Творческие микрогруппы. Они возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы.

    Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

    Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение нового идет в 3-4 раза быстрее. Как только поставленная цель достигнута - группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.

    Работа над единой методической темой

    При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для дошкольного учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой крупной темы по годам.

    Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей.

    Самообразование

    Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

    В детском саду старший воспитатель должен создать условия для самообразования педагогов.

    Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

    Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

    В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.

    Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет.

    Это обязывает каждого специалиста независимо от полученного образования заниматься самообразованием.

    Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

    Руководитель дошкольного образовательного учреждения так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование - это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

    Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог - это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе.

    На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе.

    Однако очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).

    Это добровольное желание педагога. В методическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, и форма и срок отчета. При этом форма отчета может быть следующей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором воспитатель использует полученные знания в ходе самообразования.

    Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

    Работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;
    - участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;
    - получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;
    - работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.

    Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученно-го опыта и на его основе - построение нового опыта.


    Деловая игра

    Цель — отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

    Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе ее можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу учителей, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений.

    Форма проведения — коллективная или групповая работа.

    Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа.

    1. Конструирование игры:

    четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников;

    разработать общие правила игры.

    2. Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели:

    руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;

    назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;

    определяются время, условия и длительность игры.

    3. Ход игры.

    4. Подведение итогов, подробный ее анализ:

    общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;

    самооценка игроками исполнения порученных заданий, степень личной удовлетворенности;

    характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;

    анализ и оценка игры экспертами.

    Примерный порядок проведения деловой игры:

    Руководитель сообщает слушателям цель, содержание, порядок проведения деловой игры. Рекомендует внимательно изучить литературу, знакомит с вопросами, выносимыми на обсуждение.

    Участники игры разбиваются на подгруппы по 3 — 5 человек. В каждой подгруппе избирается лидер, в обязанности которого входит организация работы подгруппы. Из числа участников игры избирается экспертная группа в составе 3—5 человек.

    Руководитель распределяет вопросы между игровыми подгруппами, предоставляет слово по каждому вопросу представителям игровых групп, организует дискуссии по обсуждаемой проблеме. Для выступления каждому участнику игры предоставляется до 5 минут, в течение которых лаконично, но аргументированно следует выделить главное, обосновать идею, аргументировать, "защитить" ее.

    Экспертная группа на основе выступлений участников и своего мнения может подготовить проект рекомендаций (практических советов) по рассматриваемой проблеме, обсудить и определить единые позиции членов педколлектива в практической деятельности.

    Экспертная комиссия сообщает также принятые ею решения об оценке содержания выступлений, активности участников, результативности подгрупп в деловой игре. Критерием для такой оценки может служить количество и содержательность выдвинутых идей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.

    В заключение руководитель подводит итоги игры.

    Тренинг

    Цель — отработка определенных профессиональных навыков и умений.

    Тренинг (англ.) — специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.

    При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

    Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

    Педагогический КВН

    Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов, Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания (в том числе "Конкурс капитанов"), непосредственно связанные с изучаемой темой.

    Ход игры:

    1. Приветствие команд, в котором учитывается:

    соответствие выступления заданной теме;

    актуальность;

    форма представления.

    Время выступления — 10 минут.

    2. Разминка (команды готовят по три вопроса на знание психологии личности ученика и межличностных отношений). Время на обдумывание вопроса — 1 минута.

    3. Домашнее задание: проверка подготовки деловой игры на заданную тему.

    4. Конкурс капитанов.

    5. Конкурс мудрецов. Выбираются по два участника от команды. Им предлагается выбрать оптимальный метод решения данного вопроса.

    6. Конкурс болельщиков: решение педагогических задач из практики работы школы.

    7. Конкурс "Что бы это значило?" (ситуации из жизни школы). Учитывается находчивость, точность выражения мыслей, юмор.

    Методический мост

    Методический мост является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются учителя разных школ района, города, руководители МО, родители.

    Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

    Мозговой штурм

    Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме.

    Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма— 15— 30 мин. Затем следует обсуждение высказанных идей.

    Решение педагогических задач

    Цель — познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.

    Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности.

    Педагогические задачи целесообразно брать из школьной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших учителей, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок.

    Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.

    Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения учебной работы.

    Методический фестиваль

    Данная форма методической работы, используемая методистами города, района, руководителями школы, предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

    На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов.

    Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

    Заявку на урок, методические идеи, приемы участники фестиваля подают предварительно.

    Активные формы организации методической работы

    Дискуссия

    Цель — вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

    Форма проведения — коллективное обсуждение теоретических вопросов.

    Методика организации:

    Определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов.

    Определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия
    (случайные, второстепенные вопросы на обсуждение не выносятся).

    Составление плана.

    Предварительное ознакомление педагогического коллектива с основными положениями обсуждаемой темы.

    Методика проведения:

    Ознакомление слушателей с проблемой, ситуационной задачей.
    Вопросы слушателям предъявляются последовательно в соответствии с планом.

    Организация обсуждения различных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы.

    Заключение по итогам обсуждения.

    В заключительном слове ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ответы слушателей, при необходимости аргументированно опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения, благодарит слушателей за участие в обсуждении.

    Ведущий должен:

    хорошо знать предмет, тему дискуссии;

    изучить позицию и аргументы оппонентов;

    не допускать ухода разговора от предмета дискуссии, подмены понятий.

    Методический ринг

    Цель — совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

    Форма проведения — групповая работа (оппоненты, группы поддержки оппонентов и группа анализа).

    Методика организации и проведения:

    1 вариант — методический ринг как разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на вопрос.

    Например, на методическом ринге по теме "Школа без дисциплины что мельница без воды" (Я. А. Коменский) для дискуссии предлагается вопрос: "Как я добиваюсь дисциплины на уроке — переключением внимания учащихся на другой вид деятельности или мерами дисциплинарного порядка?".
    Заранее готовятся два оппонента. Каждый оппонент имеет группу поддержки, которая помогает своему лидеру в случае необходимости.
    Группа анализа оценивает уровень подготовки оппонентов, качество защиты определенной версии, подводит итоги.
    Для снятия напряжения в паузах предлагаются педагогические ситуации, игровые задания и т. д.

    II вариант — методический ринг как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.

    Например, методический ринг по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках" предполагает соревнование следующих методических идей:

    применение игровых заданий;

    использование активных форм обучения;

    организация группового взаимодействия учащихся;

    повышение роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения и т. п.

    Творческие группы защиты методических идей создаются заранее.

    Ход методического ринга (очередность защиты идей) определяет жеребьевка.

    Группа анализа оценивает уровень подготовки участников.

    Соревнование методических идей завершается обобщающим выводом.

    Методические посиделки

    Цель — формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

    Форма проведения — круглый стол.

    Методика организации и проведения: Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса.

    Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.

    Методический диалог

    Цель — обсуждение определенной проблемы, выработка плана совместных действий.

    Форма проведения — круглый стол.

    Методика организации и проведения:

    Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание.

    Методический диалог ведется между руководителем и слушателями или между группами слушателей по определенной проблеме.

    Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства.

    В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

    Немаловажным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельностного подхода в обучении взрослых, а также пожеланий педагогов, высказанных при итоговом анкетировании. В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные). Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. Интерактивные формы предполагают создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.

    Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе, на наш взгляд, являются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический мост, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый урок, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

    Формы организации методической работы

    Работа с педагогическими кадрами по реализации задач школы

    Организационно-методическое обеспечение УВП

    Работа с молодыми специалистами

    Передовой педагогический опыт

    Работа по самообразованию

    Педагогический мониторинг

    Педсоветы

    Методсовет

    Школа молодого учителя

    Работа творческих лабораторий

    Работа над индивидуальной темой по самообразованию

    Посещение и анализ уроков учителей

    Психолого-педагогические консилиумы

    Заседания

    методического объединения

    Школа молодого классного руководителя

    Работа целевых творческих групп

    Консультирование и индивидуальные собеседования

    Изучение системы работы учителя по теме

    Тематические семинары

    Инструктивно-методические совещания

    Наставничество

    Творческие отчёты учителей

    Создание уголков «В помощь по самообразованию»

    * Материалы из опыта работы

    * Публикации из периодических изданий

    Контрольные срезы

    Семинары-практикумы

    Совещания при директоре

    Взаимопосещение уроков

    Открытые уроки

    Диагностика педагогических кадров

    Семинары- тренинги

    Совещания при зам. директора

    Индивидуальные консультации

    Уроки-панорамы

    Собеседование с учителями и учащимися

    Педагогическая студия

    Выставки-презентации новинок педагогической литературы

    Анкетирование

    Неделя педагогического мастерства

    Педагогические чтения и педконференции

    Составление комплексных программ (по преемственности, охране здоровья и т.д.)

    Конкурс «Лучший молодой педагог»

    День открытых уроков

    Обобщение системы работы учителя

    Лекторий

    Уроки-отчёты молодых специалистов

    Открытые внеклассные воспитательные мероприятия

    Обобщение опыта работы учителя по определённой теме

    Диспут или дискуссия по теме

    Составление программ наблюдений

    Создание уголка «В помощь молодому специалисту»

    Научно-практическая конференция

    Деловые игры

    Организация методических уголков, выставок, кабинетов

    Педагогическая выставка

    Педагогическая экскурсия

    Практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта

    Активные формы организации методической работы

    1.Теоретический семинар

    Цель: повышение теоретического уровня профессиональной подготовки учителя.

      ознакомление с новыми педагогическими идеями и технологиями, с новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса;

      определение проблем в работе педагогического коллектива (проведение теоретических семинаров).

    2. Методические оперативки

    Цель : стимулирование интереса к проблемам теоретической и практической педагогики и психологии и готовность к инновационной деятельности.

    Задачи: своевременное ознакомление учителей с новейшими достижениями науки, передового педагогического опыта и определение путей их внедрения.

    3. Тематические педсоветы

    Цель : выработка коллегиальных решений по проблемам организации и содержания образовательного процесса в школе.

    Задачи: определение образовательной политики школы; объединение усилий педагогического коллектива в области повышения квалификации.

    4. Методические дни

    Цель

      ознакомление педагогического коллектива с технологией работы учителей школы;

      создание "копилки" внутришкольных методических находок.

    5. Творческий отчёт методических объединений

    Цель: систематизация процесса накопления и обобщения передового опыта внутри школы.

    В результате отчёта каждое методическое объединение представляет методические и дидактические материалы, разработанные учителями, знакомит со своими достижениями.

      Фестивали педагогических идей: калейдоскоп уроков

    Цель : знакомство с педагогическими находками, творчеством отдельных учителей.

      ознакомить широкий круг учителей с интересными педагогическими находками;

      проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов.

      Дискуссия

    Цель : вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

      Методический ринг

    Цель : совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

      Методические посиделки

    Цель: формирование правильной точки зрения по определённой педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

      Методический диалог

    Цель : обсуждение определённой проблемы, выработка плана современных действий.

      Деловая игра

    Цель : отработка определённых профессиональных навыков, педагогических технологий.

      Тренинг

    Цель: отработка определённых профессиональных навыков и умений.

      Педагогический КВН

    Цель : активизация имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков

      Методический мост

    Цель: обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

      Мозговой штурм

    Цель : развитие практических навыков, творчества, выработка правильной точки зрения на определённые вопросы педагогической теории и практики.

      Наставничество

    Непосредственное обучение молодого учителя наставником (опытным учителем).

    Цель: передача знаний, опыта, мастерства.

    Задачи:

      обеспечение непрерывного процесса становления молодого учителя;

      обеспечение уровня работы молодого учителя;

      формирование мотиваций самосовершенствования у молодого учителя.

      Методическая декада

    Цель : стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.

      Интеллектуальный марафон

    Цель : знакомство с педагогическим творчеством отдельных учителей, совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

      Предметные недели

    Цель : стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.

      " День науки"

      Дни гуманитарных знаний

      Психолого-педагогические семинары

      Мастерская повышения квалификации

      Научно-практические конференции учителей и учащихся

      Индивидуальная работа над личной творческой темой

      Экспериментальная работа

      Работа школьной академии наук (ШАН)

      Издательская деятельность

      Работа творческих групп

    Примерные темы семинаров

      Управление процессом профессионального развития педагогов.

      Современные технологии в учебно-воспитательном процессе.

      Активные формы развития профессионализма педагогических кадров.

      Идеологическая работа в учреждениях образования: сущность содержания, функции.

      Оценка качества образования и ВШК по предметам.

      Система методической работы с педагогическими кадрами, как основа их профессионального развития.

      Анализ урока как средство развития профессиональной деятельности учителя.

      Мотивация как фактор повышения педагогического мастерства.

      Современные подходы к повышению профессионального уровня педагогических кадров.

      Роль учебно-методического кабинета в повышении квалификации педагогических кадров в межкурсовой период.

      Роль и значение информационно-методического сопровождения деятельности учреждений образования.

      Проблема самоанализа урока.

      Научная дискуссия как средство обучения.

      Программа индивидуальной работы с отстающими учащимися.

      Урок – как форма повышения методического мастерства.

      Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов обучения школьников;

      Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению;

      Повышение эффективности контроля за состоянием учебной деятельности школьников.

      Формирование интереса к предмету и развитие любознательности учащихся в процессе обучения.

      Организация системы работы по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях учащихся.

      Новые педагогические технологии и их использование в учебном процессе.

      Разнообразие контроля и учёта знаний, умений и навыков учащихся.

      Мотивация учения путём формирования у детей познавательных интересов.

      Реализация гуманистической направленности обучения через личностно-ориентированный педагогический процесс.

      Роль качественной оценки знаний в формировании личности ребёнка.

      Реализация в учебном процессе концепции личностно-ориентированного обучения.

      Личностная направленность оценки результатов деятельности учащихся.

      Создание на уроке оптимальных условий для развития личности.

      Психолого-педагогическая деятельность в создании ситуации успеха.

      Реализация в учебной деятельности свободы выбора.

      Искусство педагогического общения на уроке.

      Урок и внеурочная работа в организации интеллектуального развития ребёнка.

      Особенности работы учителя с нестандартными детьми.

      Развитие способностей ребёнка – настоятельная потребность времени.

      Активизация и интенсификация деятельности учащихся на уроках, дифференциация – решение многих проблем обучения.

    Критерии эффективности организации и планирования методической работы:

    1. Нормативно-правовая обеспеченность деятельности.

    2. Уровень функционирования или развития системы методической работы (единство целей, задач, содержания, форм, методов, организации и конечных результатов).

    3. Оптимальность структурно-функциональной модели методической службы.

    4. Чёткость и конкретность планирования.

    5. Актуальность тематики.

    6. Целенаправленность и систематичность в проведении методической работы.

    7. Привлечение к методической работе всех членов педагогического коллектива.

    8. Изучение и использование членами педагогического коллектива опыта работы своих коллег.

    9. Технологизация учебно-воспитательного процесса.

    10. Открытость для профессионального взаимодействия с другими структурами системы образования.

    11. Создание творческой, деловой атмосферы в коллективе со стороны руководителей.

    12. Диагностическая основа для определения структуры, содержания и форм методической работы.

    13. Выбор оптимальной для своей школы структуры методической работы.

    14. Учёт передового педагогического опыта.

    15. Сплоченность педагогического коллектива.

    16. Развитие творческой активности педагогических кадров, повышение их общей культуры.

    17. Последовательный переход от коллективных форм работы к самообразованию.

    18. Приобщение педагогов к исследовательской деятельности.

    Планирование работы МО

    Планово-прогностическая деятельность администрации является основой управления методической работой в школе. Как любая деятельность, она должна иметь свои цели, средства и результаты. Методическое объединение (МО) является центральным звеном методической работы в школе и создаётся при наличии не менее трёх специалистов одного профиля. Педагоги малокомплектных школ принимают участие в работе межшкольных (кустовых) МО.

    Общее руководство МО осуществляет зам. директора по УВР. Непосредственно же руководить МО может учитель, избранный коллегами из числа наиболее опытных педагогов.

    Для осуществления контроля за работой МО руководитель школы должен чётко представлять задачи, стоящие перед МО и содержание его деятельности, которая включает организационную учебно-методическую и воспитательную работу.

    В конце каждого учебного года (апрель-май) руководители МО готовят отчёт о проделанной работе за год, в котором излагаются стоявшие перед объединением задачи, методы и пути их достижения, полученные результаты, возникшие проблемы и определяются основные задачи и краткая программа деятельности на следующий год.

    После определения основных задач и мероприятий для МО руководители МО составляют План работы на учебный год. План представляет собой структурную определённую последовательность мероприятий, ведущих к достижению уже определённого комплекса целей. Он должен показывать, кто и что должен делать, в какие сроки и каким образом и включать все необходимые решения. Для реализации плана необходимо разработать стандартную систему отчётности и осуществлять её анализ как по результатам деятельности всего МО, так и отдельного учителя. Сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности МО, сравнение полученных результатов с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений, разработка мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели, невозможны без качественного планирования. План становится предпосылкой для составления подробных календарных графиков, расписаний и т.п.

    Центральное место в планировании занимают задачи календарного планирования, т.е. увязывание мероприятий между собой во времени и с возможностями других МО. В простейшем случае параметры календарного плана составляют даты начала и окончания каждого мероприятия, их продолжительности и необходимые ресурсы (кадровые, научно-методические, материально-технические). Существуют различные способы отображения календарного плана. Наиболее распространены календарные планы в виде линейных диаграмм и списков работ (таблицы, планы - сетки). Опыт показывает, что наиболее приемлемым для председателей МО является календарный план в виде таблицы.

    План работы МО состоит из следующих разделов:

      тема, над которой работает МО;

      цель и задачи МО на новый учебный год;

      общие мероприятия;

      учебно-воспитательная работа МО;

      методическая работа;

      совершенствование учебно-методического обеспечения.

    Тему, цель и основные задачи деятельности методическое объединение формирует, исходя из общешкольных задач с учётом специфики работы.

    Организационные формы:

      методические объединения;

    индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование

    Работа методических объединений

    Центром учебно-методической и инновационной деятельности образовательных учреждений являются МО.

    Руководство МО осуществляет учитель, которые имеют высшую или первую категории.

    Работа руководителей МО строится на основе анализа работы МО за истёкший год, задач на новый учебный год.

    Заседание МО проводится согласно утверждённому методическим советом плану, но не реже 4 раз в год.

    Работа руководителей методическими объединениями должна поощряться ежемесячно и по результатам работы в конце года.

    В соответствии со стоящими перед методическим объединением задачами, работа МО включает:

      проведение заседаний МО;

      выполнение нормативных документов, исполнение решений и рекомендаций МО

      проведение мероприятий по повышению профессионального уровня и совершенствованию педагогического мастерства учителей;

      изучение, обобщение и распространение опыта работы лучших преподавателей школы;

      организация и экспертиза инновационной деятельности педагогов;

      укрепление учебно-методической и материальной базы;

      знакомство с передовым опытом учителей других учреждений образования и внедрение его в деятельность учителей МО;

      организация диагностических исследований, направленных на повышение эффективности образовательной деятельности педагогов;

      подготовка и проведение аттестации преподавателей;

      подготовка календарно-тематических планов, разработка программ факультативов и курсов по выбору;

      подготовка и проведение предметных дней, недель, декад;

      проведение всех видов учебных занятий, экзаменов, зачётов;

      диагностика качества образования учащихся;

      подготовка и проведение конференций, семинаров, круглых столов и т. д.;

      подготовка и проведение внеклассной работы среди учащихся в соответствии с профилем методических объединений;

      руководство научно- исследовательской работой учащихся и преподавателей;

      проведение и подготовка учащихся к интеллектуальным марафонам, олимпиадам и т.п.;

      посещение учебных, факультативных и кружковых занятий по предметам МО;

      социальная защита педагога.

    После проведения дней творческого отчёта разработки научно-методических материалов сдаются в методический совет.

    Примерная схема анализа

    плана работы МО

    Цели и задачи:

      Соответствие общешкольным задачам.

      Соответствие аналитическим выводам по результатам работы в предыдущем году.

      Актуальность и глубина рассматриваемых вопросов.

      Практическая направленность.

      Диагностическая обоснованность.

      Конкретность.

      Логичность и последовательность (цели-задачи-мероприятия.)

    Формы работы МО:

      Соответствие формы и содержания.

      Разнообразие форм работы.

      Работа в секционный и межсекционный периоды.

    Выполнение плана работы и его корректировка:

    Определение форм контроля за выполнением.

    Наличие протоколов заседаний, докладов, дидактических материалов.

    Обобщение опыта работы.

    Примерная схема анализа занятия МО

    1. Актуальность тематики:

      связь с проблемами учебно-воспитательного процесса по итогам годового анализа работы школы за прошлый учебный год;

      связь с задачами, стоящими перед школой в текущем учебном году.

    2. Место данного занятия в системе работы МО.

      актуальность, конкретность, практическая направленность;

      отражение идей реформирования школы, нового содержания образования и работы по новым программам;

      соответствие требованиям нормативных документов;

      научная обоснованность (использование новейших исследований и психологической науки);

    Формы проведения занятия

      соответствие формы и содержания;

      наличие активных форм работы и др.

    5. Степень активности каждого учителя в работе данного МО. Уровень подготовки членов МО.

    6. Качество разрабатываемых в МО методических материалов (докладов, методических рекомендаций, разработок и т.п.), их конкретность и действенность.

    7. Связь занятия МО с самообразованием и курсовой переподготовкой учителей.

    8. Качество подготовки занятия МО.

    9. Уровень подготовки руководителя МО.

    10.Материальная база занятия

      наличие учебно-методического кабинета;

      материалов из опыта работы;

      наличие ТСО;

      организация выставки и т.п.

    11. Степень реализации запланированной работы.

    12. Эффективность занятия МО.

    Анализ эффективности методической работы в школе.

    Схема анализа методической работы.

    Цель анализа : определить уровень продуктивности методической работы в школе и ее роль в процессе включения педагогического коллектива в режим развития.

      Оценка диагностического характера методической работы в школе.

      Эффективность и действенность работы предметных кафедр (или методических комиссий) по повышению профессионального (теоретического, методического, общекультурного) уровня педагогов.

      Эффективность деятельности предметных кафедр(методических комиссий) по организации и проведению открытых уроков, предметных недель, научно-методических конференций, олимпиад по предмету, педагогических чтений…

      Эффективность деятельности предметных кафедр по обощению и освоению передового педагогического опыта.

      Состояние и действенность самообразовательной работы учителей…

      Работа предметных кафедр по совершенствованию урока и повышению качества преподавания учителей- предметников.

      Эффективность и действенность работы школ передового опыта, творческих групп учителей, университета передовых знаний.

    Памятка по организации контроля за состоянием методической работы

    Объекты контроля:

      планирование и содержание работы МО;

      работа творческих групп;

      наставничество;

      аттестация;

      самообразование;

      учёба (курсовая подготовка);

      передовой педагогический опыт.

    Программа наблюдения

      Отражение в планах МО задач школы. Выполнение и результативность планов.

      Выявление затруднений. Рост методического мастерства.

      Состояние преподавания, уровень педагогического мастерства.

      Знание и внедрение новой технологии на уроке.

      Посещение занятий. Результативность. Внедрение в практику новых идей.

      Краткая характеристика замысла урока. Конспект урока.

    Где будет слушаться вопрос

      На совещании при директоре.

      На педагогическом совете.

      На заседании аттестационной комиссии.

    Выводы

      возрос профессиональный уровень учителей;

      основные направления контроля и тематики посещения уроков выбраны правильно, что улучшило качество преподавания, структуру уроков и отбор необходимых форм и методов, применяемых на уроке для активизации деятельности учащихся, повышение эффективности урока;

      остаются нерешенными вопросы организации дифференцированной самостоятельной работы на уроке, мотивации учебной деятельности, формирования навыков самоконтроля;

      многие учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности;

      учащиеся показали хороший уровень предметных ЗУН, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, неординарные решения трудных вопросов;

      интересные разнообразные нетрадиционные формы проведения предметных недель вызвали большой интерес учащихся

    Выводы

      С помощью системы вопросов, создания проблемных ситуаций, разных уровней проблемно- эвристического решения задач учитель добивался активности и самостоятельности мышления.

      Удачное сочетание фронтальной работы в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий способствовало организованности учащихся на уроке.

      Добиваясь сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся учитель обеспечивал условия для продуктивной работы мышления и воображения.

      Качество усвоения знаний зависит от системности, связи с предыдущими и последующими уроками, от связи с опытом и знаниями учащихся.

      Быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся позволило успешно справиться учителю с поставленными задачами.

      Учитель использует методы и приемы, которые приводят учащихся к самостоятельному добыванию знаний и "открытию истины".

      Учитель не подавляет, дает возможность самовыражаться.

      Учитель в процессе анализа раскрывает проблемы общественного и нравственно-эстетического характера, воспитывает у школьников активную гражданскую позицию.

      Учитель стимулирует творческую инициативу учащихся и отстаивание своей точки зрения.

      Учитель на уроке успевает много сделать, благодаря умению рационального использования времени, четко поставленной работе.

      Урок насыщен материалом, требующим раздумий и мыслительной активности.

      Учитель включает в учебный материал занимательные факты, использует имеющиеся у учащихся знания, умения и навыки.

      Учитель при отборе учебного материала учитывает познавательные интересы и потребности учащихся.

      Учитель организует совместное обсуждение вопросов, проблем.

      В процессе коллективной, групповой и индивидуальной работы учитель способствует формированию у учащихся веры в свои возможности.

      Учитель любит свой предмет и умеет это показать детям.

      На протяжение всего урока учителю удается поддерживать устойчивость внимания учащихся, сосредоточенность.

      Учитель ставит задачи межпредметного характера. Межпредметные связи способствуют более глубокому усвоению.

      Учитель умеет концентрировать внимание учащихся на самом главном.

      Высокий уровень педагогического мастерства: работает вдохновенно, ему присущи: собранность, энергичность, доброжелательность, легкость на подъем, профессиональная зоркость, способность к волевому воздействию, грамотная доступная речь, увлеченность, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость, умение создавать атмосферу радостного искреннего общения ребят с учителем и друг с другом, деловой контакт.

      В системе комментируется деятельность учащихся, дается развернутая оценка.

      Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всего класса в зависимости от способностей

      Учитель свободно владеет материалом урока, облекает его в доступную, но научную форму, речь выразительная, богатая.

    Выводы

      Не прослежаивается содержательная логика урока.

      Темп урока невысок.

      Учитель "привязан" к конспекту, не импровиизирует.

      Атмосфера не настраивает на активную учебную работу.

      На уроке преобладают объяснительные и репродуктивные методы, основанные на восприятии и воспроизведении информации.

      Урок проходит в режиме трансляции, не требующей усилий с стороны учителя и учащихся

      Деятельность учеников носит монотонный характер

      Учащиеся пассивны, избегают инициативных действий в познавательной деятельности

      Отсутствует диалог с педагогом: ученики дают односложные ответы или отказываются отвечать.

      Учитель не настроен на учебное сотрудничество с учащимися.

      Монологи учителя не отличаются образностью, богатством примеров.

      Вопросы носят репродуктивный характер.

      Учитель не ставит перед собой и перед учащимися воспитывающих целей.

      Учитель не заостряет внимания на культуре взаимоотношений.

      У педагога не сформированы четкие критерии оценки ЗУН.

      Ответы учащихся не комментируются.

      Контроль формальный, а не содержательный.

      Изученный материал не усвоен большей частью учащихся.

      Занятие оказывает слабое воспитательное влияние на учащихся.