Что такое два рода зарядов. Опыты с султанами

Физика 8 класс. ДВА РОДА ЗАРЯДОВ

Существуют два рода электрических зарядов: положительные и отрицательные.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАРЯЖЕННЫХ ТЕЛ

Наэлектризованные тела взаимодействуют друг с другом:

Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются.
А тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.

ЭЛЕКТРОСКОП

Существуют две близкие разновидности приборов для обнаружения электрических зарядов:
электроскоп или электрометр.

Электроскоп состоит из металлического стержня, пропущенного через диэлектрическую пробку, и подвешенных к нему двух лепестков из металлической фольги. При прикосновении к стержню заряженным телом листочки оказываются одноименно заряженными и отклоняются друг от друга.

В электрометре к металлическому стержню подсоединена металлическая стрелка, которая может свободно вращаться. При прикосновении к стержню заряженным телом стрелка получает заряд такого же знака и пытается оттолкнуться от одноименно заряженного стержня, указывая на измерительной шкале величину заряда.

По величине угла расхождения лепестков электроскопа или по углу отклонения стрелки электрометра можно судить о величине электрического заряда.

Заряженный электроскоп позволяет обнаружить зарядом какого знака наэлектризовано тело.

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?

Что ученый Роберт Бойль родился в Ирландии в 1627 г.
Наука 17 века знала два проявления электрического поля – электрическое притяжение и отталкивание. Посредством опытов Бойль доказал, что в пустоте электрические опыты удаются так же, как и в обычных условиях. То есть с современной точки зрения был сделан вывод о том, что электрическое поле может существовать в вакууме.
Бойль сделал ряд наблюдений над свойствами наэлектризованных тел. Например, что дым также притягивается наэлектризованными телами и, что не только наэлектризованное тело притягивает не наэлектризованное, но и наоборот, первое притягивается вторым.

КАК ИЗОБРЕТАЛИ ЭЛЕКТРОСКОП?

Как известно, самая первая приемлемая конструкция электроскопа была предложена Г.В.Рихманом, который измерял электрический заряд по отклонению от заряженной стойки льняной нити.
К нижнему концу шеста прикрепляли железную линейку, к верхней части которой приклеивали шелковую нить. При приближении грозы металлический шест и линейка с нитью заряжались, и нить, отталкиваясь от нее, отклонялась на некоторый угол. При близкой и сильной грозе из линейки извлекали искры.

Затем для этих же целей аббат Нолле предложил пользоваться двумя взаимно отталкивающимися нитями.

Член Лондонского королевского общества Джон Кантон в 1753 году разработал конструкцию, в которой нити уже не так чувствительно реагировали на движение воздуха или на дыхание экспериментатора. Он подвешивал на концы нитей шарики из пробки или бузины.
Вот как был устроен электроскоп Кантона: "Подвесьте к потолку на льняных нитях два пробковых шарика величиной с малую горошину каждый так, чтобы они соприкасались друг с другом. Подведите к шарикам снизу возбужденную электричеством стеклянную трубку
– тогда шарики разойдутся".













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Образовательные

  • познакомить учащихся с новым физическим явлением электризации тел и его особенностями;
  • доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие;
  • раскрыть значение электризации для жизнедеятельности человека.

Развивающие

  • продолжить формирование умений выдвигать гипотезу и проверять (или опровергать) ее экспериментально;
  • развивать умения анализировать, делать выводы, обобщать;
  • совершенствовать навык самообразовательной деятельности.

Воспитательные

Здоровьесберегающие

  • создание комфортного психологического климата на уроке;
  • атмосферы сотрудничества: ученик-учитель, учитель-ученик, ученик-ученик.

Тип урока: урокизучения нового материала.

Форма организации учебной деятельности учащихся: коллективная, работа в группе, индивидуальная за партой и у доски.

Оборудование: компьютер, экран, оборудование для физического эксперимента, дидактические материалы.

План урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний, выведение темы и цели урока через поиск ответа на проблемный вопрос и анализ материалов слайдов.
  3. Изучение нового материала с использованием фронтального и демонстрационного экспериментов; через выдвижение гипотезы и ее экспериментальное доказательство, работу с дополнительным (историческим) материалом и выступлением учащегося на тему: «Вред и польза электризации».
  4. Физминутка.
  5. Закрепление материала. Фронтальный эксперимент. Работа в группах. Исследовательская деятельность. Выполнение теста.
  6. Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный этап.

(Самооценка готовности к уроку.)

II. Актуализация знаний, выведение цели урока.

Ребята, мы закончили с вами изучение большой главы «Тепловые явления».

Сегодня мы начинаем изучать новую большую главу.

Ну-ка отгадайте, о чем мы будем говорить в этой главе?

Оно несёт нам свет, тепло
Компьютер, видео включает
Комфортно с ним, но без него
Удобства мигом исчезают.

Ответ: электричество.

Слова «электричество» и «электрический ток» знакомы сейчас каждому человеку. И тема, к изучению которой мы приступаем очень важная. А как вы думаете, почему? (Электрический ток используется в наших домах, на транспорте, на заводах, фабриках, в сельском хозяйстве и т.д. И в природе есть электричество: молнии, полярные сияния, электрические рыбы и многие другие явления).

Слайды 1-4.

Чтобы понять, что собой представляет электрический ток, электричество, надо ознакомиться сначала с большим кругом явлений, называемых электрическими . Глава III так и называется «Электрические явления».

Сегодня на уроке мы изучим два вопроса из этой главы: «Электризация тел. Два рода зарядов».

Запишите тему урока в тетрадь.

Давайте определим цель нашего урока, какие вопросы мы рассмотрим на уроке? (Что такое электризация? Какими свойствами она обладает? Какие заряды существуют в природе? Пользу или вред приносит явление электризации?)

Слайд 5.

III. Изучение нового материала.

Наш урок проходит в преддверии Нового года. А в Новый год совершается много чудес.

Сегодня на уроке у меня тоже есть помощник для совершения чудес – это палочка,обыкновенная, из эбонита (обращаю внимание детей на запись на доске: эбонит-это каучук с примесью серы). Я попытаюсь с ее помощью совершить чудо. Попробую что-нибудь достать из этой красивой коробочки.

Не получается. Что же делать? (сказать заклинание)

Попробую. Крибли-Крабли-Бумс! Опять не получается…

А вспомните, что делал Алладин, когда доставал из лампы джина? (натирал лампу)

Попробую и я натереть свою палочку о шерстяную тряпочку.

Получилось. А палочка-то, оказывается, волшебная. После натирания она стала притягивать мелкие листочки бумаги, шерстинки, пушинки и даже тонкую струйку воды.

а) Фронтальный эксперимент. У вас на столах, ребята, есть пластмассовая линейка и лист бумаги. Проверьте, может линейка тоже волшебная? (натирают линейку о лист бумаги)

Да, к линейке после натирания прилипают легкие предметы.

Итак, какое интересное свойство тел мы увидели в проведенных опытах?

(тело после натирания притягивает другие тела)

Это «чудо», которое мы с вами наблюдали, имеет название – «электризация».

А про тело, которое после натирания притягивает к себе другие тела, физики говорят, что оно наэлектризовано или, что ему сообщен электрический заряд.

Эти свойства тел были замечены еще в глубокой древности, в VI век до н. э.

Послушаем легенду. Слайд 6

Дочь греческого философа Фалеса Милетского пряла шерсть янтарным веретеном. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.

«Янтарь» по-гречески – электрон, отсюда и произошли слова «электричество», «электрические явления», «электризация» (обращаю внимание детей на запись на доске: янтарь-это окаменевшая смола хвойных деревьев, живших миллионы лет назад; показываю бусы из янтаря).

Попробуем сформулировать, что же такое электризация?

Электризация – это процесс сообщения телу электрического заряда. Слайд 7

Сколько же тел участвуют в процессе электризации? (в электризации участвуют два тела)

У меня в руках другая волшебная палочка – стеклянная. Я подношу ее к кусочкам бумаги, ничего не наблюдаем. Натираю ее уже о шелк, снова подношу к кусочкам бумаги, шерстинкам и мы видим, что они притягиваются к палочке. Что мы можем сказать о палочке? (она наэлектризована или ей сообщен эл. заряд).

Про одно из тел мы можем сказать, что оно наэлектризовано, можно ли и про другое сказать, что оно наэлектризовано? Выдвигается гипотеза. Как проверить гипотезу? (Демонстрационный эксперимент)

Вывод: электризуются оба тела.

Запишите все выводы в тетрадь.

б) Два рода зарядов Слайд 8.

В 1733 году французский ботаник и физик Шарль Дюффе открыл два вида зарядов – заряды, полученные в результате трения двух смолистых веществ (он их назвал «смолистым электричеством») и заряды, полученные при трении стекла и слюды («стеклянное электричество»). А американский физик и политический деятель Бенжамин Франклин в 1778 году заменил термин «стеклянное электричество» на «положительное», «смоляное» на «отрицательное». Эти термины и прижились в науке.

Положительный заряд обозначают знаком «+», отрицательный знаком «-».

Слайд 9.

Стекло, потертое о шелк, заряжается положительным зарядом – «+»

Эбонит, потертый о шерсть, заряжается отрицательным зарядом – «-»

На доске и в тетрадях рисуем схему:

Исследуем, как ведут себя тела, заряженные разными зарядами; одинаковыми зарядами.

Опыты с султанами.

1. Тела, имеющие заряды одного рода, взаимно отталкиваются.

2. Тела, имеющие заряды разного рода, взаимно притягиваются.

Запишите выводы в тетрадь.

IV. Физминутка .

Подвигаемся немного (образуем пары).

Вы заряды положительные. Изобразите их взаимодействие.

Одни из вас заряд положительный, другой отрицательный. Изобразите их взаимодействие.

Вы заряды отрицательные. Изобразите их взаимодействие. Слайд 10.

Выступление ученика на тему: «Электризация полезна и вредна» Приложение 1 Слайды 11-12.

V. Закрепление

а) Фронтальный эксперимент.

1. У вас на столе лежат две полоски из полиэтилена и две полоски из бумаги. Положите на полоску из полиэтилена полоску из полиэтилена. Погладьте их тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что вы наблюдаете? (отталкивание) Как зарядились полоски?

А теперь положите на полоску из бумаги полоску из полиэтилена. Погладьте их тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что вы наблюдаете? (притяжение). Как зарядились полоски?

б) Исследовательская работа.

Выполняя работу, составьте план проведения эксперимента по определению знака заряда, проговорите друг другу порядок своих действий.

1-я группа. Определите знак заряда, получаемый на пластмассовой линейке, потертой о сухой лист бумаги. Необходимые приборы определите сами.

2-я группа. Имея в своем распоряжении пластмассовую расческу, эбонитовую палочку, султан, суконку определите знак заряда, получаемого на расческе при расчесывании волос.

3-я группа. Подвешенная к штативу на шелковой нити бабочка заряжена, но неизвестно каков знак ее заряда. Как, имея в своем распоряжении стеклянную палочку и кусок шелка, определить знак заряда на бабочке?

в) тест (выполняется на двойном листе, между листами вставлена копировальная бумага; верхний лист сдается, нижний остается у ученика для проверки и самооценки выполненной работы)

  1. Как взаимодействуют заряженная палочка и бумажная гильза в случае а и в случае б?

  1. Какой знак заряда имеет левый шар в случае а и в случае б?

  1. Правильно ли изображены взаимодействия заряженных тел?

  1. Висящие рядом бумажные гильзы наэлектризовали. После этого они расположились так, как показано на рисунке. Одинаковые или разные заряды получили гильзы?

Слайд 13

VI. Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия.

(электризуем воздушные шарики-смайлики и прикрепляем их на стену над доской; дети выходят к доске и ставят плюс под выбранным смайликом.)

§25, 26. Выучить записи в тетради.

Задание на выбор:

  1. Запишите примеры электризации, с которыми вы встретитесь дома.
  2. Проведите эксперимент по электризации с имеющимися дома предметами.
  3. Проведите исследовательскую работу по теме «Электризация тел» по плану:
    1. Цель исследования.
    2. Оборудование.
    3. Ход исследования.
    4. Выводы.

Результаты работы можно представить в виде презентации, описания или фотографий и т.п.

Интернет-ресурсы:

  1. shi51.ucoz.ru/index/elektrizaciya_tel_8/0-58
  2. wiki.edc.samara.ru/index.php/

В ходе данного урока мы продолжим знакомиться с «китами», на которых стоит электродинамика, - электрическими зарядами. Мы изучим процесс электризации, рассмотрим, на каком принципе основан этот процесс. Поговорим о двух типах зарядов и сформулируем закон сохранения этих зарядов.

На прошлом уроке мы уже упоминали о ранних экспериментах в электростатике. Все они были основаны на натирании одного вещества о другое и дальнейшем взаимодействии этих тел с малыми объектами (пылинками, клочками бумаги…). Все эти опыты основаны на процессе электризации.

Определение. Электризация – разделение электрических зарядов. Это значит, что электроны от одного тела переходят к другому (рис. 1).

Рис. 1. Разделение электрических зарядов

До момента открытия теории о двух принципиально разных зарядах и элементарного заряда электрона считалось, что заряд – некая невидимая сверхлегкая жидкость, и, если она есть на теле, значит, тело обладает зарядом и наоборот.

Первые серьезные опыты по электризации различных тел, как уже было сказано на предыдущем уроке, проводил английский ученый и врач Уильям Гильберт (1544-1603), однако ему не удавалось наэлектризовать металлические тела, и он посчитал, что электризация металлов невозможна. Однако это оказалось неправдой, что впоследствии доказал русский ученый Петров. Однако следующий более важный шаг в исследовании электродинамики (а именно открытие разнородных зарядов) сделал французский ученый Шарль Дюфе (1698-1739). В результате своих опытов он установил наличие, как он их назвал, стеклянных (трение стекла о шелк) и смоляных (янтаря о мех) зарядов.

Еще через некоторое время были сформулированы следующие законы (рис. 2):

1) одноименные заряды взаимно отталкиваются;

2) разноименные заряды взаимно притягиваются.

Рис. 2. Взаимодействие зарядов

Обозначения положительных (+) и отрицательных (–) зарядов было введено американским ученым Бенджамином Франклином (1706-1790).

По договоренности принято называть положительным заряд, который образуется на стеклянной палочке, если натирать ее бумагой или шелком (рис. 3), а отрицательный – на эбонитовой или янтарной палочке, если натирать ее мехом (рис. 4).

Рис. 3. Положительный заряд

Рис. 4. Отрицательный заряд

Открытие Томсоном электрона наконец дало ученым понять, что при электризации никакая электрическая жидкость не сообщается телу и никакой заряд не наносится извне. Происходит перераспределение электронов, как мельчайших носителей отрицательного заряда. В области, куда они приходят, их количество становится большим, чем количество положительных протонов. Таким образом, появляется нескомпенсированный отрицательный заряд. И наоборот, в области, откуда они уходят, появляется нехватка отрицательных зарядов, необходимых для компенсации положительных. Таким образом, область заряжается положительно.

Было установлено не только наличие двух разных видов зарядов, но и два различных принципа их взаимодействия: взаимное отталкивание двух тел, заряженных одноименными зарядами (одного знака) и соответственно притяжение разноименно заряженных тел.

Электризация может производиться несколькими способами:

  • трением;
  • прикосновением;
  • ударом;
  • наведением (через влияние);
  • облучением;
  • химическим взаимодействием.

Электризация трением и электризация соприкосновением

Когда стеклянную палочку натирают о бумагу, палочка получает положительный заряд. Соприкасаясь с металлической стойкой, палочка передает положительный заряд бумажному султану, и его лепестки отталкиваются друг от друга (рис. 5). Этот опыт говорит о том, что одноименные заряды отталкиваются друг от друга.

Рис. 5. Электризация прикосновением

В результате трения о мех эбонит приобретает отрицательный заряд. Поднося эту палочку к бумажному султану, видим, как лепестки притягиваются к ней (см. рис. 6).

Рис. 6. Притяжение разноименных зарядов

Электризация через влияние (наведение)

Поставим на подставку с султаном линейку. Наэлектризовав стеклянную палочку, приблизим ее к линейке. Трение между линейкой и подставкой будет небольшим, поэтому можно наблюдать взаимодействие заряженного тела (палочки) и тела, у которого заряда нет (линейка).

При проведении каждого эксперимента совершалось разделение зарядов, никаких новых зарядов не возникало (рис. 7).

Рис. 7. Перераспределение зарядов

Итак, если мы сообщили любым из вышеуказанных способов электрический заряд телу, нам, конечно же, необходимо каким-либо способом оценить величину этого заряда. Для этого используется прибор электрометр, который был придуман русским ученым М.В. Ломоносовым (рис. 8).

Рис. 8. М.В. Ломоносов (1711-1765)

Электрометр (рис. 9) состоит из круглой банки, металлического стержня и легкого стержня, который может вращаться вокруг горизонтально расположенной оси.

Рис. 9. Электрометр

Сообщая заряд электрометру, мы в любом случае (и для положительного, и для отрицательного заряда) заряжаем и стержень, и стрелку одноименными зарядами, в результате чего стрелка отклоняется. По углу отклонения и оценивается заряд (рис. 10).

Рис. 10. Электрометр. Угол отклонения

Если взять наэлектризованную стеклянную палочку, прикоснуться ею к электрометру, то стрелка отклонится. Это говорит о том, что электрометру был сообщен электрический заряд. В ходе этого же эксперимента с эбонитовой палочкой этот заряд компенсируется (рис. 11).

Рис. 11. Компенсация заряда электрометра

Так как уже было указано, что никакого создания заряда не происходит, а происходит лишь перераспределение, то имеет смысл сформулировать закон сохранения заряда:

В замкнутой системе алгебраическая сумма электрических зарядов остается постоянной (рис. 12). Замкнутой системой называется система тел, из которой заряды не уходят и в которую заряженные тела или заряженные частицы не поступают.

Рис. 13. Закон сохранения заряда

Данный закон напоминает о законе сохранения массы, так как заряды существуют только вместе с частицами. Очень часто заряды по аналогии называют количеством электричества .

До конца закон сохранения зарядов не объяснен, так как заряды появляются и исчезают только попарно. Другими словами, если заряды рождаются, то только сразу положительный и отрицательный, причем равные по модулю.

На следующем уроке мы подробнее остановимся на количественных оценках электродинамики.

Список литературы

  1. Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика (базовый уровень) - М.: Мнемозина, 2012.
  2. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. - М.: Илекса, 2005.
  3. Касьянов В.А. Физика 10 класс. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Интернет-портал «youtube.com» ()
  2. Интернет-портал «abcport.ru» ()
  3. Интернет-портал «planeta.edu.tomsk.ru» ()

Домашнее задание

  1. Стр. 356: № 1-5. Касьянов В.А. Физика 10 класс. - М.: Дрофа. 2010.
  2. Почему отклоняется стрелка электроскопа, если к нему прикоснуться заряженным телом?
  3. Один шар заряжен положительно, второй - отрицательно. Как изменится масса шаров при их соприкосновении?
  4. *К шару заряженного электроскопа поднесите, не дотрагиваясь, заряженный металлический стержень. Как изменится отклонение стрелки?

1 .Два рода электрических зарядов и их свойства. Наименьший неделимый электрический заряд. Закон сохранения электрических зарядов. Закон Кулона. Единица заряда. Электростатическое поле. Способ обнаружения поля. Напряженность как характеристика электростатического поля. Вектор напряженности, его направление. Напряженность электрического поля точечного заряда. Единицы напряженности. Принцип суперпозиции полей.

Электрический заряд - величина инвариантная, т.е. не зависит от системы отсчета, а потому не зависит от того, движется заряд или он покоится.

два рода (типа) эл.зарядов : заряды положительные и заряды отрицательные.

Экспериментально установили, что одноименные заряды отталкиваются, а разноименные притягиваются.

Электрически нейтральное тело должно иметь равное количество положительных и отрицательных зарядов, но и их распределение по объему тела должно быть равномерным.

Закон сохранения эл. заряда : алгебраическая сумма элек. зарядов любой замкнутой системы (системы не обменивающейся зарядами с внешними тепами) остается неизменной, какие бы процессы не происходили внутри этой системы.

Элек. заряды самопроизвольно не создаются и не возникают, они лишь могут разделяться и передаваться от одного тела к другому.

Существует наименьший заряд, его назвали элементарным зарядом - это заряд, который имеет электрон и заряд на теле кратен этому элементарному заряду: е=1,6*10 -19 Кл . Отрицательный элементарный заряд связан с электроном, а положительный- с позитроном, у которого заряд и масса количественно совпадают с зарядом и массой электрона. Однако из-за того, что время жизни позитрона мало, на телах они отсутствуют и поэтому положительную или отрицательную заряженность тел объясняют или недостатком или избытком электронов на телах.

Закон Кулона: силы взаимодействия двух точечных зарядов, находящихся в однородной и изотропной среде, прямо пропорциональны произведению этих зарядов и обратно пропорциональны квадрату расстояния между ними, равны между собой и направлены по прямой, проходящей через эти заряды. г- расстояние между зарядами q 1 и q 2 , k-коэффициент пропорциональности, зависящий от выбора системы физических единиц.

м/Ф, а =8,85*10 -12 Ф/м - диэлектрическая постоянная

Под точечным зарядом следует понимать заряды, сосредоточенные на телах, линейные размеры которых малы по сравнению с расстояниями между ними.

При этом заряд измеряется в кулонах - количество электричества, протекающее через поперечное сечение проводника в одну секунду при токе в 1 ампер.

Сила F направлена вдоль прямой, соединяющей заряды, т.е. является центральной силой и соответствующей притяжению (F<0) в случае разноименных зарядов и отталкиванию (F>0) в случае одноименных зарядов. Эту силу называют кулоновская сила.

Позднейшие исследования Фарадея показали, что электрическое взаимодействие между заряженными телами зависят от свойств среды, в которой происходят эти взаимодействия.

Подвесив на двух нитях лёгкие шарики из фольги и коснувшись каждого из них стеклянной палочкой, потёртой о шёлк, можно увидеть, что шарики оттолкнутся дpуг от друга. Если потом коснуться одного шарика стеклянной палочкой, потёpтой о шёлк, а другого эбонитовой палочкой, потёpтoй о мех, то шарики притянутся дpуг к другу. Это означает, что стеклянная и эбонитовая палочки при трении приобретают заряды разных знаков , т.е. в природе существуют два рода электрических зарядов , имеющих противоположные знаки: положительный и отрицательный. Условились считать, что стеклянная палочка, потёртая о шёлк, приобретает положительный заряд , а эбонитовая палочка, потёртая о мех, приобретает отрицательный заряд .

Из описанного опыта также следует, что заряженные тела взаимодействуют друг с другом . Такое взаимодействие зарядов называют электрическим. При этом одноимённые заряды, т.е. заряды одного знака, отталкиваются друг от друга, а разноимённые заряды притягиваются друг к другу.

На явлении отталкивания одноимённо заряженных тел основано устройство электроскопа - прибора, позволяющего определить, заряжено ли данное тело, и электрометра , прибора, позволяющего оценить значение электрического заряда.

Если заряженным телом коснуться стержня электроскопа, то листочки электроскопа разойдутся, поскольку они приобретут заряд одного знака. То же произойдёт со стрелкой электрометра, если коснуться заряженным телом его стержня. При этом, чем больше заряд, тем на больший угол отклонится стрелка от стержня.

Из простых опытов следует, что сила взаимодействия между заряженными телами может быть больше или меньше в зависимости от величины приобретённого заряда. Таким образом, можно сказать, что электрический заряд, с одной стороны, характеризует способность тела к электрическому взаимодействию, а с другой стороны, является величиной, определяющей интенсивность этого взаимодействия.

Заряд обозначают буквой q , за единицу заряда принят кулон : [q ] = 1 Кл .

Если коснуться заряженной палочкой одного электрометра, а затем этот электрометр соединить металлическим стержнем с другим электрометром, то заряд, находящийся на первом электрометре, поделится между двумя электрометрами. Можно затем соединить электрометр с ещё несколькими электрометрами, и заряд будет делиться между ними. Таким образом, электрический заряд обладает свойством делимости . Пределом делимости заряда, т.е. наименьшим зарядом, существующим в природе, является заряд электрона . Заряд электрона отрицателен и равен 1,6*10 -19 Кл . Любой другой заряд кратен заряду электрона.