Математическое образование в доу. Методология проектирования культуроформирующего математического образования периода дошкольного детства

Примечание: В данной статье дается не конспект мероприятия, а его возможные структурные компоненты. Длительность мероприятия, количество занятий, содержание заданий определяются на основании выявленных затруднений педагогов в области математического образования дошкольников.

Ведущий: Нужна ли современному человеку математика? Для чего она нужна? Приведите примеры. Ответивший «ладошкой по ладошке» передает эстафету для ответа любому другому воспитателю. Этот прием рекомендуем использовать в работе с детьми в целях их активизации. Назовите профессии, в которых математика не нужна. (Таких нет ).

Таким образом, вы сами доказали актуальность нашего практикума. Для предметного разговора нам необходимо утвердиться, с какого возраста начинается математическое образование ребенка? Почему так думаете? Обоснуйте свое утверждение. Выслушиваются все возможные предположения. (Обобщение ответов ведущим: предпосылки математического образования наблюдаются с первых дней жизни ребенка, когда мама разговаривает с ребенком («вырастешь большой-большой», «левую ручку вымоем, потом – правую» и т.п.), поет малышу колыбельные, читает потешки и т.п. )

Разминка: с введением ФГОС многие задаются вопросом, в какой форме осуществлять математическое образование дошкольников: в форме занятий или в форме непосредственно образовательной деятельности? Что про это говорится в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155?

Задание: Один из принципов стандарта (п. 1.4.3.) - « содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений». Согласно этому принципу проанализируйте задачи познавательной деятельности (математика) на их соответствие ФГОС. Укажите в таблице стрелками соответствие (←) или несоответствие (→) перечисленных задач формирования элементарных математических представлений федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Обоснуйте свой выбор.

Соответствует ФГОС Задачи
← или →
Не соответствует ФГОС
Закреплять умение называть части суток (день – ночь, утро – вечер), последовательность дней в неделе
Уточнять представления детей о частях суток, совершенствовать умение устанавливать их последовательность
Совершенствовать навыки установления тождества и различия пред­метов по их свойствам: величине, форме, цвету
Способствовать развитию поисковой деятельности при сравнении величины предмета
Побуждать устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества
Учить определять расположение предметов по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко)
Приобщать к совместной со сверстниками исследовательской деятельности при сравнении величин
Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).
Формировать опыт сравнения рядом стоящих чисел в пределах 8, опираясь на наглядность
Учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы
Познакомить с пространственными отношениями: далеко - близко

Ведущий: В раннем возрасте детям необходимо многократное обследование разных предметов по одному и тому же признаку, многократное проговаривание речевых комбинаций с называнием этого признака. Следовательно, воспитатель должен ежедневно показывать один и тот же признак каждый раз на новых предметах окружающего мира, в новых ситуациях. Условимся, что в учебном году тридцать шесть 5-дневных рабочих недель. Значит, воспитатель должен иметь в своем арсенале в среднем 210 примеров на осваиваемый детьми признак (качество) предмета.

Задание: в раннем возрасте дети постигают такие признаки предметов окружающего мира, как «большой – маленький». Приведите примеры ознакомления детей раннего возраста с величиной из непосредственного предметного окружения малышей. (У мамы большие перчатки, а у детей – маленькие; у папы большие ботинки, а у детей – маленькие; у воспитателя большой стул, а у детей – маленькие стульчики; у детей большие тарелки, а у куклы – маленькие тарелочки; матрешка – большая, а в ней матрешка - маленькая и т.д. ). Активизировать участников можно с помощью эстафетной палочки.

Задание (аналогично предыдущему): Приведите примеры формирования у детей раннего возраста понятий «Один – много» из непосредственного предметного окружения малышей

Задание: Приведите примеры интегрирования познавательной и продуктивной деятельности на примере математики («один – много») ирисования. (Звезды в небе (Рис. 1), салют, дождь, снег идет, огоньки на елочке, листопад, одуванчики в траве, зернышки птичкам и т.п.). Воспитатель заранее готовит основное изображение. Дети тычком или пальчиком дополняют рисунок, проговаривая вместе со взрослым: «Одна звезда, еще одна звезда, … много звезд».

Задание: Приведите примеры сравнения групп предметов из бытовой обстановки 2-й младшей группы приемом наложения. (Чтобы узнать, чего больше – мишек или машинок, надо в каждую машинку посадить по одному мишке; на каждую тарелочку положить одну ложку (поставить одну чашку); в каждое ведерко положить по одному совочку, на каждый стульчик сесть по одному ребенку и т.д. ).

Задание: Приведите примеры сравнения групп предметов из бытовой обстановки 2-й младшей группы приемом приложения. (Чтобы узнать, чего больше – кукол или тарелочек, надо перед каждой куклой положить по одной тарелочке; каждому ребенку дадим по яблоку и т.д.) . Прием активизации участников: победит тот, кто последним привел пример.

Ведущий: Существуют дидактические принципы подбора демонстрационного и раздаточного материала, основанные на физиологических и психологических особенностях каждого возраста.

Задание: На какой форме (Рис. 2) начнем формировать умения выкладывать предметы во 2-й младшей группе? Почему?

(На полосе, т.к. эта форма помогает детям выкладывать предметы строго в одну линию, не отвлекает детей от важных правил выкладывания предметов слева направо, оставляя «окошечки» между ними )

Задание: С каких форм раздаточного материала (Рис. 3) начнем формировать умения выкладывать предметы на полосе во 2-й младшей группе? Почему?

(С изображения предметов, имеющих округлый силуэт, например, мячи, а затем с кругов, потому что круглую форму как ни положи, она ляжет правильно )

Ведущий: В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 Закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений.

Задание: Назовите игры, материалы и оборудование, способствующие математическому образованию младших дошкольников.

(Печатки, трафареты, шаблоны; природный и бросовый материал; настольно – печатные игры; наборы разрезных картинок, пазлы; разнообразные пластмассовые конструкторы; мозаики; игры – вкладыши; полифункциональные панно по темам; игры на ознакомление с цветом, формой, величиной и т.п.)

Ведущий: Работа по математическому образованию дошкольников содержит огромный потенциал для развития речи.Важно увести детей от однообразных речевых стереотипов, дать им множество образцов грамотной речи, показать разнообразные речевые конструкции «вопрос – ответ». Сначала это короткие вопросы из двух слов. Соответственно, и ответы будут из двух слов. Постепенно конструкция вопросов увеличивается, соответственно, увеличивается и речевая конструкция ответов.

Задание: Сформулируйте по карточкам (Рис. 4, 5) вопросы к детям 2-й младшей группы и ответы к ним по-разному. С целью активизации педагогов их можно разделить на две команды. Каждая команда задает вопросы по карточке, а соперники отвечают. Побеждает команда, давшая больше вариантов вопросов и ответов.

Варианты вопросов Варианты ответов
Чего больше? Белочек больше
Чего меньше? Грибов меньше
Что можно сказать о белочках? Белочек больше, чем грибов
Как сказать по-другому? Белочек больше, а грибов меньше
Что можно сказать о грибах? Грибов меньше, чем белочек
Грибов меньше, а белочек больше
Что можно сказать о белочках и грибах? Их не поровну
На сколько белочек больше, чем грибов? Белочек больше грибов на одну
На сколько грибов меньше, чем белочек? Грибов меньше белочек на один
Почему белочек больше, чем грибов? Одной белочке не хватает одного гриба

Ведущий: Развитие речи тесно связано с познавательным развитием. Активизации речи детей способствует прием «Скажи по-другому»

Задание: Где находится круг? (Рис. 6). Скажите по-другому.

(Круг находится (расположен, лежит) в центре листа; в середине листа; под красным треугольником; над желтым треугольником; справа от синего треугольника; слева от зеленого треугольника; между красным и желтым треугольниками; между синим и зеленым треугольниками )

Задание: Прочитайте примеры: 5+1=6; 6-1=5. Прочитайте эти примеры по-другому.

(Пять плюс один равно шести. К пяти добавить один получится шесть. Пять увеличить на один будет шесть. Шесть минус один равно пяти. От шести отнять один получится пять. Шесть уменьшить на один будет пять.)

Ведущий: В математике каждое действие имеет обратное – проверочное – действие. Этот принцип учитывается при делении целого на части.

Задание: С какой фигуры (Рис.7) начинаем делить целое на две равные части? Почему?

(Начинаем с круга, потому что круг делится на две равные части одним единственным способом, при обратном (проверочном) действии – собрать из частей целое – только круг дает один единственный изначальный вариант ).

Ведущий: В работе с детьми старшего дошкольного возраста актуальны математические разминки.

Задание: Назовите задания на уточнение представлений о смежных числах

(Назови пропущенное число; Назови число между числами; Назови соседей числа; Назови предыдущее число; Назови последующее число; Назови число на 1 больше; Назови число на 1 меньше и т.п.)

Ведущий: В конце любого занятия уместны занимательные логические задания.

Задание: Угадайте сказку (Рис. 8). Докажите.

(Сказка «Три поросенка ) Составьте свои схемы по известным сказкам «Три медведя», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и др.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В основу формирования математических представлений у дошкольников положена теория Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии ребенка, а также положения о ведущей роли деятельности в развитии человека и теория поэтапного формирования умственных действий разработкой и изучением которых занимались такие психологи и педагоги как П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф.Талызина.
К современным концепциям математического развития детей раннего и дошкольного возраста относятся следующие: раннее математическое развитие, раннее введение детей в мир логики математики, освоение способов познания, создание предпосылок в дошкольном возрасте для формирования теоретического мышления в начальных классах школы, развивающая направленность предлагаемых игровых занятий, сочетание практической и игровой деятельности.

Дошкольное образование - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок, по сравнению с более поздними возрастными периодами (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, B.C. Мухина). Какие-либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудно преодолимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие ребенка.

При разработке вопросов умственного воспитания дошкольников российские ученые исходят из основных положений отечественной психологии, рассматривающей процесс психического развития человека как результат присвоения общественного опыта, воплощенного в продуктах физического и духовного труда. При этом умственное развитие ребенка выступает как усвоение наиболее простых форм этого опыта: овладение предметными действиями, элементарными знаниями и умениями как наиболее универсальными средствами закрепления и передачи общечеловеческого опыта.

Таким образом, психическое, в том числе и умственное развитие ребенка выступает как, конкретно-исторический и социальный процесс, все основные этапы которого обусловлены особенностями передачи общественного опыта. Это положение отечественной психологии задает направление исследования проблемы взаимодействия биологических и социальных факторов в процессе развития индивида.

Как известно из работ Л.С. Выготского, в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования - комплексы, псевдопонятия и лишь затем формируются в процессе школьного обучения полноценные понятия. В работах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной приводятся данные, свидетельствующие о том, что в условиях организованного обучения сам ход формирования понятий имеет существенно иные закономерности, чем при стихийном обучении. Применяемая в работе П.Я. Гальперина методика поэтапного формирования умственных действий позволяет формировать полноценные понятия в старшем дошкольном возрасте, и объем их ограничен лишь наличием необходимых предварительных знаний и умений.

Наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребенка являются результатом усвоения не каких-либо отдельных знаний и умений, а, во-первых, определенной системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости той или иной области действительности, и, во-вторых, общих форм мыслительной деятельности, лежащих в основе этой системы знаний. В связи с этим остро стоит проблема разработки основных принципов отбора и систематизации дошкольных знаний.

Система дошкольных знаний, конечно, должна принципиально отличаться от системы школьных знаний, быть более элементарной. Так, П.Г. Саморукова отмечает, что систематизация знаний возможна на разной степени их глубины и обобщенности: и на эмпирическом уровне, когда основное содержание знаний представлено в форме представлений (образов ранее воспринятых предметов и явлений), и на более высоком теоретическом уровне, когда знания имеют форму понятий, а связи характеризуются как глубокие закономерности. Далее она указывает на большие возможности расширения и углубления системы в процессе обучения детей.

Математическое образование дошкольника - фундамент в системе непрерывного математического образования

.Анализ ситуации

В условиях непрерывного образования довузовское содержание образования должно стать введением в современную науку. Лишь при таком подходе возможно подлинное профориентационное образование. Знакомство с выбором профессии должно осуществляться не на последней стадии довузовского образование, а в течение всех лет этого образования, начиная с детского сада.

К сожалению, символический познавательный уровень представления образовательной информации не позволяет это сделать. Именно поэтому, символическая познавательная информация представляет спираль, которая развертывается в символическом поле расширяя его по мере возрастного развития личности. При таком подходе, каждый возрастной образовательный этап представляет некоторую автономную область содержания образования.

Подобная изоляция отдельных возрастных этапов создает условие вспомогательности предыдущего возрастного этапа для последующего. Понятно, что указанный подход требует необходимо того кто будет постоянно вести ученика по образовательной спирали. В итоге мы видим, что источник познавательного развития находится не внутри личности, а вне ее.

Подобная система образования не обошла и математическое образование. Знакомство со счетом на уровне древнего человека, геометрия Древней Греции, алгебра 16 века и анализ 19 века-все это очень непохоже на современную теоретико-множественную математику (линейная алгебра, топология, функциональный анализ), с которой мало знакомы, даже, учителя математики.

Стратегическая ошибка проектировщиков математического образования дошкольника состояла в том, что либо они не были знакомы с современной математикой, либо были знакомы, но не знали как ее спроектировать на ось возрастного развития.

Представляемая нами статья показывает математику конечных количеств, как введение в современную математику. В статьях (1), (2) мы уже показали возможности этой математики в базовом образовании. В этой статье мы намерены показать, что математика конечных количеств становится фундаментом современной математики.

Такая параллель «математика конечных количеств -современная математика» позволит утверждать достижение главной цели нашей статьи: дошкольное математическое образование действительно является фундаментом общего математического образования.

дошкольный математический образование

2. Представление основных объектов математики конечных количеств

1 Первый этап в математике конечных количеств

Математика конечных количеств начинается с понимания конечного количества. Формирование такого понимания достигается благодаря отношению «одинаковое-разное». Объединяя группу предметов в единое целое ребенок видит одинаковое в них. Такая одинаковость рождает первое качественное состояние в содержании конечного множества-однородность.

Именно идея однородности рождает потребность в отражении этой однородности, причем сначала на сенсорном уровне (до 3 лет) в распознавании одинаковых или разных сенсорных объектов. Уже потом (от 3 до 6 лет) возникает потребность в логическом отражении однородности.

Готовность ребенка к логическому отражению определяется способностями его интеллекта в создании инструмента (мера величины конечного количества, реализованная в счетах), способа отражения (измерение величины), формы представления величины (натуральное число).

Если интеллект ребенка не способен разработать такие инструменты, значит он еще не вышел на сенсорно-образный познавательный уровень и продолжает находиться на сенсорном уровне.

Когда ребенок формирует в себе способность логически отражать величину конечного количества, то он формирует в себе основы метрического мышления.

С появлением уже двух конечных количеств начинается второй этап математики конечных количеств.

2 Второй этап в математике конечных количеств

Развитие математики конечных количеств начинается с установлении связи между двумя конечными количествами. Способность отражать такую связь порождается новым отношением «связано-несвязано». В возрасте до 3 лет оно определяется установлением связи между двумя сенсорными объектами. В возрасте от 3 до 6 лет оно определяется уже разработкой логических средств отражения связности.

При создании такой связи ребенок может (не определяя величины каждого конечного количества) определить равенство или неравенство между величинами конечных количеств. Больше того, с помощью координации можно найти меру связи между величинами любых двух конечных количеств. Такая мера связи между величинами уже является качественно новой формой меры-функциональной мерой и она показывает пропорциональность величин для двух конечных количеств.

Ребенок, способный разработать такие логические средства, уже поднимается выше на ступеньку и формирует в себе топологическое мышление на функциональном уровне. Такое отражение количественной связи натуральным соответствием становится пропедевтикой важного математического понятия «функция».

Кроме того, сама идея координации становится пропедевтикой основных идей алгебры и аналитической геометрии, для которых идея координации становится фундаметальной. С появлением уже трех конечных количеств появляется новый объект математики конечных количеств-количественное движение.

3 Третий этап в математике конечных количеств

Последовательность конечных количеств отражает два изменения: изменение величины конечного количества при переходе от одного члена последовательности к другому; изменение величины связи между двумя конечными количествами, осуществляемое при таком переходе.

В возрасте ребенка до 3 лет такое движение выражается изменением величины конечного количества в пределах первого десятка. В возрасте от 3 до 6 лет уже разрабатываются логические средства отражения нового качественного состояния-сложности. Такая сложность возникает при получении конечного количества соединением других конечных количеств.

Разрабатывая логические средства отражения сложности ребенок создает инструмент-переменная величина, реализованная различными формами анализа движения. Кроме того, он создает форму отслеживания. Наконец, он выражает изменение операцией соединения, которую также создает.

Возможны два вида движения: движение с сохранением меры связи между двумя членами последовательности. Таково движение кратности (удвоение, утроение и так далее. Такое количественное движение становится количественной формой пропедевтики геометрической прогрессии.

Если при движении мера связи между двумя соседними конечными количествами также способна меняться то один из таких видов движения: изменение на постоянную величину. Такое количественное движение становится пропедевтикой арифметической прогрессии.

Соединение конечных количеств в случае равных по величине конечных количеств приводит к операции степени количества. Именно степень становится выражением новой меры-операционной меры, выражающей меру сложности количественного движения.

Степень количества становится средством пропедевтики основных понятий алгебры, связанных с применением натуральной степени.

Появление в количественном движении количеств разной степени сложности приводит к необходимости выражать величину любого количества через линейную комбинацию степеней простого количества. Мы приходим к новому этапу математики конечных количеств.

4 Четвертый этап в математике конечных количеств

Имея степени простого количества (причем некоторые степени могут быть кратными) мы встречаемся со структурностью количества, когда необходимо определить некоторые базисные элементы, с помощью которых путем линейной комбинации этих элементов мы получаем любое конечное количество.

Отражение такой структурности снова возможно в двух вариантах. В возрасте до трех лет ребенок упорядочивает элементы, имеющие разный уровень сложности. В возрасте от 3 до 6 лет это уже связано с разработкой логических средств отражения. Ребенок разрабатывает инструмент логического отражения структорности (порядок расположения конечных количеств разной степени сложности). Кроме того, он создает способ структурирования и форму представления.

Структурирование конечного количества представляет пропедевтику не только для понятия «цифра» в символическом изображении, но и пропедевтику таких понятий, как «многочлен», «вектор».

Форма второй и первой степени конечного количества определяется видом первого элемента и способом движения (способом соединения количеств). В частности, такой формой может быть не только квадрат, как геометрическая фигура, но и другие геометрические фигуры.

Рассматривая несколько конечных количеств, являющихся разными степенями разных простых количеств мы снова приходим к идее выражения количества с помощью других количеств. В математике конечных количеств появляется новый этап-этап конструирования.

2.5 Пятый этап в математике конечных количеств

Пятый этап состоит в проектировании конечного количества в заданную форму. Выясняется, что конечное количество не всегда может быть построено в форме таких геометрических фигур, как квадрат, прямоугольник или куб.

Идея конструктивности становится важной в пропедевтике таких важных моментов в алгебре как «формулы сокращенного умножения»

Появление конструкций разного типа приводит к новому этапу математики конечных количеств-систематизации в развитии структуры.

6 Шестой этап в математике конечных количеств

На этом этапе ребенок отражает системность. В возрасте до 3 лет это означает умеет восстановить всю последовательность по имеющимся в ней отдельным элементам или же продолжить последовательность видя общую логику развития. В возрасте от 3 до 6 лет это означает разработку логических средств отражения.

В частности, для конечных количеств это означает системный подход к разработке счетных средств (двоичные, троичные, пятиричные счеты). Кроме того, это и системный подход к количественному движению (удвоение, утроение, упятирение).

Другими словами, на этом этапе происходит систематизация всех ранее изученных логических средств.

Теперь мы хотим показать: как качественные состояния содержания связывают математику конечных количеств с современной математикой.

3. Связь математики конечных количеств с современной математикой

1 Этап «однородность»

Как мы уже знаем, качество однородности позволило нам сформировать понятие конечного количества, а отношение «одинаковое-разное» стало основой для сравнения двух любых элементов.

Аналогично в современной математике отношение «однородность» превращает любую группу элементов во множество. Что же касается отношения «одинаковое-разное» то оно заменяется функцией принадлежности элемента ко множеству. Следовательно, конечное количество является прототипом множества.

2 Этап «связность»

Мы видели что связь двух конечных количеств может получиться некоторым способом координации элементов этих количеств. Одним из способов координации является составление пар. В современной математике такое составление пар создает декартово произведение двух множеств.

Идея связности на множественном уровне приводит к топологии-одному из разделов современной математики. Сама понятие натурального соответствия, как продукта отражения связности двух конечных количеств, приводит к понятию отображения, которое имеет большое значение в другой области современной математики-в функциональном анализе.

Мера связи, рассмотренная нами в изучении количественной связи и являющаяся размерностью количественной связи привела ко множествам рациональной размерности-фракталам.

3.3 Этап «сложность»

Этап сложности при образовании одного количества из другого, который привел нас к операции также имеет большое значение в современной математике, в которой рассматриваются различные операторы. Арифметическая пара «соединение-деление» становится основой для дальнейшего образования подобных пар таких как «дифференцирование интегрирование!,«факторизация - фактор пространство», «ассемблирование дизассемблирование», «категорийность-синтез категорий».

4 Этап «структурность»

На этом этапе мы представляли конечное количество линейной комбинацией простых количеств разной степени сложности. Мы получили, что коэффициентом разложения является цифра-число блоков одинаковой степени сложности.

Такая идея разложения находит отражение не только в линейной алгебре, в которой линейная комбинация становится основным понятием, но и в различных формах спектральных разложений, широко используемых в функциональном анализе. Следовательно, цифровая форма представления величины конечного количества становится пропедевтическим средством основных понятий функционального анализа.


На этом этапе в математике конечных количеств мы встретили проблему неразрешимости конструирования конечного количества в заданную форму. Такой подход находит отражение в теории алгоритмического решения различных проблем, связанных с оптимизацией. Мы доказываем невозможность существования алгоритма построения оптимального решения.

6 Этап «системность»

На этом этапе в математике конечных количеств мы устанавливаем систематизацию логических средств, способов и форм. Идея системности присутствует и в современной математике в системном анализе.

Таким образом мы видим связь между математикой конечных количеств и современной математикой.

Выводы

Показана математика конечных количеств как база проектирования дошкольного математического образования.

Показана связь математики конечных количеств с современной математикой.

Данная статья позволяет проектировать содержание математического образования дошкольника как фундамент непрерывного математического образования.

Ольга Стульникова
Концепция математического развития в дошкольном образовании

Концепция математического развития в дошкольном образовании

Стульникова Ольга Геннадиевна, старший воспитатель,

СП ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» детский сад № 16,

Самарская область, г. Отрадный

Математическое развитие детей в дошкольном образовательном учреждении проектируется на основе концепции дошкольного воспитания и обучения, программы учреждения, целей и задач развития детей , данных диагностики, прогнозируемых результатов. Концепцией определяется соотношение предматематического и предлогического компонентов в содержании образования . От этого соотношения зависят прогнозируемые результаты : развитие интеллектуальных способностей детей, их логического, творческого или критического мышления; формирование представлений о числах, вычислительных или комбинаторных навыках, способах преобразования объектов и т . д.

Приобретение знаний и умений формируется под влиянием развивающего

обучения и благодаря особой организации учебного процесса развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы в целом. Развивающий эффект обучения должен быть сориентирован на «зону ближайшего развития » . Детям предлагается, наряду с заданиями, которые они могут выполнять сейчас самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Приобретенные таким образом знания , а главное – систематическое совершенствование их качества, плюс развитие мышления , обеспечивают общее развитие ребенка .

ПРОЦЕСС МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Процесс математического развития ребенка связан , прежде всего, с развитием

его познавательной сферы (разнообразных способов познания , познавательной

деятельностью и т. д., а также с развитием математического стиля мышления .

Благодаря математическому развитию у дошкольников развиваются личностные качества : активность, любознательность, настойчивость в преодолении трудностей, самостоятельность и ответственность. В процессе математического развития происходит общее интеллектуальное и речевое развитие ребенка (доказательной и аргументированной речи, обогащение словаря) .

Целью математического развития дошкольника является знакомство с азами

математической культуры и привитие интереса к дальнейшему познанию

окружающего мира с использованием элементов этой культуры (Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации», декабрь 2013г.).

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ :

Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении,

моделировании.

Развитие логико- математических представлений и представлений о

математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях.

Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания

математических свойств и отношений , а именно обследования, сопоставления,

группировки, упорядочения.

Развитие у детей логических способов познания математических свойств и

отношений, а именно анализа, сравнения, обобщения, классификации, сериации.

ОБЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕМАТИКИ

Принцип воспитывающего обучения.

Воспитание и обучение - воспитывающее обучение, характеризующееся

конкретной умственной и практической работой детей, которая развивает у них

организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность.

Уровень развития дошкольника зависит от специально организованного

«умственного воспитания» , которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование у дошкольников элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, а также на развитие способностей детей и их потребности в умственной деятельности. Основной составляющей частью умственного воспитания дошкольника являются способы умственных действий. Каждое умственное действие - соответствующая мыслительная операция. Эти операции - различные, взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления.

Основные мыслительные операции : анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование. Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом, т. е. нельзя сформировать отдельно какую-либо мыслительную операцию без связи и опоры на другие операции. «Показателем усвоения приема является его сознательный перенос на решение новых задач». У дошкольника способы умственных действий должны быть заложены именно в этом возрасте, более того без формирования мыслительных операций невозможно умственное воспитание ребенка.

Принцип гуманизации педагогического процесса.

Это принцип личностно - ориентированной модели воспитания и обучения.

Главным в обучении должно стать развитие возможности приобретать знания и

умения и использовать их в жизни, индивидуализации обучения, создание условий для становления ребенка как личности.

Принцип индивидуального подхода.

Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.

Принцип научности обучения и его доступности.

Данный принцип означает формирование у детей дошкольного возраста

элементарных, но по сути научных, достоверных математических знаний .

Представления о количестве, размере и форме, пространстве и времени даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания с учетом возраста детей, особенностей их восприятия, памяти, внимания, мышления.

Реализации принципа доступности способствует и то, что материал , который

изучается, излагается в соответствии с правилами : от простого к сложному; от известного к неизвестному; от общего к конкретному.

Таким образом , знания детей постепенно расширяются, углубляются, лучше

ими усваиваются, но новые знания следует предлагать детям небольшими дозами, обеспечивая повторение и закрепление их разными упражнениями с использованием их применения в разных видах деятельности.

Принцип доступности предусматривает также подбор материала не слишком

трудного, но и не слишком легкого. Организуя обучение детей, педагог должен

исходить из доступного уровня трудности для детей определенного возраста.

Принцип осознанности и активности.

Осознанное усвоение учебного материала предусматривает активизацию

умственных (познавательных) процессов у ребенка.

Познавательную активность – это самостоятельность, осознанность,

осмысленность, инициативность, творчество в процессе умственной деятельности, умение ребенка видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи, составлять план и выбирать способы решения задачи с использованием наиболее надежных и эффективных приемов, добиваться результата.

Принцип систематичности, последовательности.

Логический порядок изучения материала , при котором знания опираются на

ранее полученные. Этот принцип особенно важен именно при изучении математики , где каждое новое знание как бы вытекает из старого, известного. Педагог распределяет программный материал таким образом , чтобы обеспечивалось его последовательное усложнение, связь последующего материала с предыдущим . Именно такое изучение обеспечивает прочные и глубокие знания.

Принцип наглядности.

Этот принцип имеет важное значение в обучении детей дошкольного возраста , т. к. мышление ребенка имеет преимущественно наглядно-образный характер . В методике обучения детей математике принцип наглядности тесно связывается с активностью ребенка. Осознанное овладение элементами математических знаний возможно лишь при наличии у детей некоторого чувственного познавательного опыта, через непосредственное восприятие окружающей действительности или познанием этой действительности через изобразительные и технические средства.

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

Для успешной работы необходима специально организованная предметно-

пространственная развивающая среда : помещение с наличием как места для работы детей за столами, так и достаточно места для проведения игр, в том числе и подвижных. Наличие игротеки, материалов для изготовления игр и игрового материала . Наличие мячей, кубиков и другого физкультурного оборудования.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для организации образовательного процесса выбрана трехблочная модель,

которая собирает в себе все известные основные модели, по которым работают

дошкольные учреждения : учебную, комплексно-тематическую, предметно-

пространственную - средовую. При этом используются сильные стороны каждой отдельной модели, и, по возможности, устраняются их недостатки.

I блок. Специально организованное обучение в форме занятий - содержание

организуется по «предметам» .

II блок. Совместная взросло - детская (партнерская) деятельность - содержание

организуется комплексно – тематически.

III Блок. Свободная самостоятельная деятельность детей – в соответствии с

традиционными видами детской деятельности.

В рамках первого блока организуется обучение в форме специальных

занятий на основе программы. Процесс обучения дошкольников строится с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста . Преимущественно применяются игровые приемы и средства, привлекательные для детей виды деятельности (реализуется принцип «учение с увлечением» , обеспечивается комфортное для психофизиологического состояния ребенка комбинирование произвольных и непроизвольных, статических и динамических форм на занятиях.

В рамках второго блока организуется познавательно - исследовательская

деятельность детей на основе стандартов. Цель - помочь воспитанникам научиться самостоятельно получать знания, развить навыки исследовательской деятельности, сформировать целостную картину мира и понимание своего места в нем. В ходе исследований воспитанники : проводят эксперименты и практические работы; собирают информацию и обрабатывают данные ; делают проекты и проводят презентации;

В рамках третьего блока самостоятельная деятельность детей осуществляется на занятиях в центрах активности и в произвольной игровой деятельности.

Деятельность направлена на развитие познавательных способностей и

поисковых действий детей. В центрах активности помещение разделено на

несколько зон, в каждой из которых находятся материалы для занятий , игр,

проведения экспериментов и исследований.

Неоспорима роль дошкольной подготовки к школе не только в формировании, развитии и пополнении математических знаний , умений и навыков дошкольника , но и в интеллектуальном развитии ребенка в целом . Математическое образование на ранних этапах развития - мощный инструмент становления личности, обладающей развитым логическим мышлением, навыками анализа и синтеза, классификации и систематизации. Эти навыки станут залогом успеха не только в школьной математике , но и в других предметах школьного цикла, и в дальнейшей профессиональной деятельности подрастающего гражданина. Подготовка основы математических знаний должна занять важное место в программах дошкольного воспитания и обучения.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Н. Н. Поддьяков. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников .

2. Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачёва. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников .

3. Е. А. Юзбекова. Ступеньки творчества.

4. А. В. Белошистая. Обучение математике в ДОУ .

5. З. А. Михайлова. Математика от трёх до семи .

6. Т. И. Ерофеева. Дошкольник изучает математику .

7. А. А. Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием .

8. Дагмар Алытхауз, Эрна Дум. Цвет, форма, количество.

9. А. И. Иванова. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду.

10. А. И. Савенков. Методика проведения учебных исследований в детском саду.