Французская система. Французская система исчисления: странная и неудобная? Видео: французская система начального образования

В силу устойчивой государственнической традиции во Франции, начиная с Наполеоном I окончательно сложились две ветви юстиции- обычная и административная.

Общегражданскими судами первой инстанции считаются трибуналы большой инстанции с коллегиальной формой отправления правосудия единолично, а также специализированные трибуналы. Трибуналы большой инстанции , каковых в стране 181 (в том числе 175- палат (11- в Марселе, 10- в Лионе, 31- в Париже) и решают дела, по которым обязательно используются услуги адвоката, а размер иска превышает 7600 евро (в случае, если они компетентны решать некоторые категории дел с меньшей суммой иска, при сумме иска в 3800 евро и ниже их решения не подвержены апелляции). Им подсудны строго определенные категории дел: например, о браке и разводе, об усыновлении, о гражданстве.

Трибуналы малой инстанции, в каждом из округов числом в 473 (из них 462-в метрополии), используют простую, устную и дешевую судебную процедуру и им подсудны дела с суммой иска менее 7600 евро. Кроме того, эти суды обладают по ограниченному кругу дел предметной подсудностью (например, все споры об аренде жилых помещений, споры, касающиеся потребительского кредита, жалобы по вопросам составления избирательных списков).

Еще одну разновидность судов - судов, находящихся в непосредственной близости от граждан, ввел органический закон от 26 февраля 2003г. с целью улучшения доступности правосудия. К 2008г. их число должно достигнуть 3300. В этом случае судопроизводство осуществляет единоличный судья - причем не обязательно действующий, а возможно профессор права или магистрат или нотариус в отставке, бывший чиновник юридических ведомств. Им подсудны некоторые категории исков с ценой менее 1500 евро и малозначимые уголовные правонарушения.

Уголовная юстиция как бы совмещается с гражданской. Наименее серьезные правонарушения (например, превышение скорости или охота вне сезона) рассматриваются полицейскими трибуналами (т. е. теми же трибунами малой инстанции), и они наказываются небольшими денежными штрафами и до 2 месяцев тюремного заключения. Уголовные деликты являются предметом рассмотрения исправительных трибуналов (т. е. теми же трибуналами большой инстанции), и здесь выносятся приговоры в виде лишения свободы на срок не свыше 10 лет. В этом случае не существует права на судебное разбирательство с участием присяжных.

Наиболее тяжкие преступления, такие как убийство, вооруженный грабеж, подсудны 99 региональным судам ассизов - специализированным судебным органам в составе коллегии из 3 судей и 9 присяжных (для обвинительного заключения требуется не менее 8 голосов). На приговоры данных судов невозможно подать апелляцию; имеется только возможность представить петицию в высшую судебную инстанцию страны по вопросам применения права. В процессе уголовного судопроизводства - особенно по делам высшей и средней тяжести, предварительное следствие после полицейского дознания проводит следственный судья , назначаемый на 3 года из числа судей Трибунала большой инстанции. Он вправе осуществлять широкий спектр следственных мероприятий, включая выезды на место преступления, обыски, наложение ареста на имущество, аресты, экспертизы и судебные полномочия в виде предварительного помещения лица под стражу и т. д.

Важную роль выполняют35 апелляционных судов (30 из них находятся в материковой части страны), являющиеся второй судебной инстанцией. В их составе кроме нескольких палат по гражданским и уголовным делам, имеется обвинительная палата, которая «осуществляет контроль за предварительным заключением, выносит решения по жалобам на все распоряжения следственного судьи и принимает решения о передаче дела в суд ассизов»

Увенчивает пирамиду общегражданского судопроизводства Кассационный Суд - старейший и наиболее авторитетный судебный орган страны, возглавляемый первым президентом и состаящий из 6 палат (3 по гражданским делам, одной - по коммерческим спорам, одной - по социальному праву и одной - по уголовному праву). В его составе заседает около 90 судей советников и около 40 советников - референтов (количественные параметры время от времени меняются). При нем прикомандированы генеральный прокурор, главный генеральный адвокат и 22 генеральных адвоката.

Суд в силу особенности своей позиции как высшего судебного звена постоянно сталкивается с перегруженностью делами, с которой власти пытаются бороться уменьшая кворум судейской коллегии, принимающей дела к рассмотрению, и кворум при рассмотрении дела. Одновременно налицо попытки расширить полномочия Суда с целью недопущения затягивания судебных процессов. «По традиции Кассационный суд, признав обоснованность жалобы, был вправе лишь кассировать решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции». Впоследствии у Суда появилось право выносить окончательное решение. Однако ни эта реформа, ни закрепленная законом 1967г. обязательность указаний пленарного собрания для суда, в которое дело направляется на новое рассмотрение, не спасли высшую судебную инстанцию и французскую юстицию от перегрузки, «поскольку ее причины исходили извне судебной системы. Среди них необходимо указать на инфляцию законодательства, дефекты в текстах законов, возросшие число делопроизводств, составленных без участия адвокатов, частые перемены в позициях сторон, наличие большого количества промежуточных инстанций и т. п.».

К специализированным судам относятся прежде всего коммерческие трибуналы (на территории материковой Франции их 191), и они состоят из трех членов, избираемых самими коммерсантами. Эти суды компетентны рассматривать в конечной инстанции коммерческие иски с «ценой» до 3800 евро.

В случае отсутствия на данной территории коммерческого суда истец может обращаться в трибунал большой инстанции.

К иной категории специализированных судов относятся советы прюдомов , осуществляющих разбирательство трудовых споров между работниками и работодателями. Они формируются на паритетной основе из выборных членов (по два от работодателей и по два от работников), а в случае необходимости для преодоления равенства голосов к ним присоединяется судья трибунала малой инстанции. 271 подобный орган на территории материковой Франции в составе около 15.000 советников (7500 от работодателей и 7500 от работников) выбранных на 5 лет, выносят ежегодно примерно 160.000 решений.

Во Франции еще при Старом режиме по сути дела была заложена традиция административной юстиции, а после Великой Французской революции, в начале XIXв., Государственный Совет и советы префектур приобретают судебные функции. С XIXв. существование особого административного права базируется на понятии публичной службы, действующей во имя всеобщего интереса. При этом в последние годы отказываются от жестокого противопоставления административных служб и коммерческой деятельности, допуская, что коммерческая организация может оказывать публичные услуги или что их может осуществлять публично-частное партнерство. Таким образом объективно возрастает значимость административной юстиции в лице ее 36 административных трибуналов , 6 административных апелляционных судов и Государственного Совета как вершины административной судебной пирамиды.

В современной Франции особое положение административной юстиции подкрепляется еще и характером формы правления V Республики. В ситуации, когда структура исполнительной власти замыкается на президента, являющегося не только главой государства, но руководителем исполнительной власти в стране, и в то же время когда следует говорить не о разделении функций президента и премьер-министра, а об их совмещении при доминирующей роли главы государства создаются предпосылки для актуализации административного управления и административной юстиции. Следует признать, что «в отличии от англосаксонской модели управления, не допускающей наделения административного аппарата юридическими привилегиями из-за боязни ущемить индивидуальные свободы,…французы полностью доверяют аппарату управления, предоставляя ему ряд правовых привилегий для беспрепятственного осуществления исполнительно-распорядительной и контрольной деятельности в центре и на местах», что предполагает существование административных судов.

Конституционная юстиция во Франции достаточно молода, и ее функции с 1958г. выполняет Конституционный Совет , который в полном смысле этого слова судом и не является. Формируется он на паритетной основе председателями обеих палат парламента и президентом Республики (по 3 назначенца),и в отношении его членов не существует конституционно закрепленных цензов. Справедливо, кроме того, мнение, что Конституционный Совет был сконструирован отцом V Республики Генералом де Голлем и его сторонниками во многом для того, чтобы ограничить права парламента в борьбе с наследием предшествующих парламентских III и IV Республик. В отличии от США, Конституционный Совет воплощает европейскую, централизованную модель конституционной юстиции. Обычно он рассматривает дело по поступившему запросу обязательному или факультативному, правом на который обладает президент, премьер-министр, председатели обеих палат и группы депутатов.

В целом следует подчеркнуть, что во Франции судебная власть не является в полной мере равной ветвью власти по отношению к другим властным ветвям. «Принцип конституционного ревю со стороны судов никогда не укоренялся здесь, как это имело место в Америке в первые десятилетия независимого государства. Роль судов в защите индивидуальных прав является предметом дискуссии во Франции, а к их полномочиям пересматривать законодательство или исполнительные приказы по причине несоответствия конституции относятся с большим подозрением. Суды пострадали от Великой Французской революции, и они испытали огромную потерю власти и престижа после нее». Тем не менее из этого не следует, что французская система является в каком-то смысле неполноценной, как в том нередко пытаются уверить некоторые англо-американские авторы.

Структура образовательной системы Франции включает четыре ступени: начальную, среднюю и старшую школы, а также университет (высшую школу). На всех ступенях образовательной системы Франции представлены как государственные, так и частные учебные заведения.

Подготовка к начальной школе осуществляется в детском саду , который также именуется «материнской школой» (ecoles maternelles ). Посещение детского сада во Франции обязательно. Воспитательно-образовательный процесс «материнской школы» рассчитан на три-четыре года.

Обучение в начальной школе во Франции начинается в шестилетнем возрасте и продолжается пять лет. Первый класс начальной школы называется подготовительным , второй и третий - элементарными , четвертый и пятый - средними . Обучение в начальной школе является бесплатным для всех граждан Франции.

Обязательное образование во Франции продолжается в средней школе (college ), куда выпускники начальной школы поступают в 11-летнем возрасте. В1975году французское правительство установило единый образовательный стандарт для коллежей . Курс средней школы рассчитан на четыре года, а классы коллежа нумеруются в обратном порядке - с шестого по третий. Курс шестого класса является адаптационным (преподаются математика, французский язык, история и другие общеобразовательные дисциплины), пятого и четвертого классов - центральным (вводятся физика, химия, латынь и второй иностранный язык), а третьего класса - ориентационным (начинается преподавание специальных предметов, углубленное изучение которых будет продолжено в старшей школе).

В 15-летнем возрасте учащиеся коллежей переходят в старшую школу , или лицей (lycee ). Курс лицея рассчитан на три года, а классы называются соответственно второй, первый и выпускной (terminale ). В отличие от начальной и средней школы, обучение в старшей школе носит специализированный характер. Лицеи во Франции делятся на профессиональные (lycee professionnel ), центры подготовки подмастерий (CFA ), общеобразовательные (general ) и технологические (technologique ). Обучение в старших школах двух первых типов не подразумевает получения в дальнейшем университетского образования, тогда как общеобразовательные и технологические лицеи являются своего рода подготовительными курсами к университету. Общеобразовательные лицеи, в свою очередь, подразделяются на социально-экономические (BAC-ES ), естественно-научные (BAC-S ) и филологические (BAC-L ), а технологические лицеи - на научно-промышленные (STI ), сервисные (STT ), лабораторно-исследовательские (STL ) и медико-социальные (SMS ). Для французских лицеев характерен индивидуальный подход к ученику - уровень овладения каждой учебной дисциплиной разделяется на три степени, и ученик может самостоятельно выбирать, в какой степени он хочет овладеть той или иной дисциплиной.

По итогам обучения в старшей школе ее выпускникам присваивается степень бакалавра (baccalaureat, сокращенно BAC ). Выпускникам, не сдавшим после двух попыток экзаменов на степень бакалавра (в 2001 году таких было около25процентов от общего числа учащихся лицеев), выдается свидетельство об окончании средней школы, которое исключает возможность продолжения образования в университете. Степень бакалавра воспринимается во Франции как первая ступень высшего образования и соответствует российскому понятию «неполное высшее образование». Поэтому старшая школа занимает промежуточное положение между средним и высшим образованием.

Выпускники профессиональных лицеев и центров подготовки подмастерий, лишенные возможности сразу поступать в университет, могут продолжить свое образование в техникуме (STS ) или технологическом институте (IUT ), которые относятся к категории дополнительной старшей школы . В этих учебных заведениях ежегодно обучается около 300 тысяч французов. По результатам двухгодичного обучения в дополнительной старшей школе выдается диплом BTS (техник высшей квалификации) или диплом DUT (диплом технологического института). Эти дипломы дают право поступления в университет или приравненную к нему специализированную высшую школу.

Система собственно высшей школы во Франции состоит из государственных и частных университетов и приравненных к ним специализированных высших школ . Количественно преобладают государственные университеты - всего их в стране около 70. Плата за обучение в государственном университете незначительна. Структурными подразделениями университетов являются разного рода институты и исследовательские центры ; при некоторых университетах существуют «подшефные» коллежи и лицеи. К числу основных преимуществ государственных университетов относятся регламентация и стандартизация их учебных планов Министерством национального образования Франции (государственная гарантия качества образования), строгий отбор по конкурсу профессорско-преподавательского состава, государственные социальные гарантии преподавателям и студентам.

Зачисление абитуриентов во французские университеты осуществляется без вступительных экзаменов - для поступления достаточно представить диплом старшей школы и-в некоторых случаях-ответить на вопросы теста. Во Франции не предусмотрено никаких ограничений для абитуриентов из зарубежных стран - они должны лишь сдать экзамен по французскому языку.

Курс высшей школы во Франции состоит из трех циклов - двух основных (продолжительностью по два-три года) и дополнительного, который сопоставим с российской аспирантурой и представляет собой цикл последипломного образования. По итогам первого цикла высшей школы (le premier cycle ) студенту выдается диплом об общем университетском образовании (Diplome d’etudesuniversitaire generales - DEUG ) или диплом о научно-техническом университетском образовании (DEUST ). Диплом DEUST позволяет устроиться на работу в качестве менеджера младшего и среднего звена. По итогам первого года второго цикла высшей школы студенту присваивается степень лиценциата (Licence ), а по итогам двух лет второго цикла - степень магистра (Maitrise ). Эта степень соответствует российскому понятию «законченное высшее образование». В тех университетах, где второй цикл рассчитан на три года, после третьего года обучения студенту присваивается степень инженера . В большинстве университетов студенты имеют возможность выбора между постепенным получением каждой из степеней или поступлением на монолитный двухгодичный (магистратурный) или трехгодичный (инженерный) курс обучения. В зависимости от уровня университета, его выпускник может получить как национальный диплом , обладающий одинаковой правомочностью на всей территории Франции, так и «внутренний диплом» , который признается лишь определенными учреждениями или фирмами.

Дополнительный цикл высшей школы позволяет получить диплом о специальном высшем образовании (DESS, Diplome d’Etudes Superieres Specialisees ) либо исследовательский диплом (DEA ). Получение первого диплома, как правило, подразумевает продолжение профессиональной деятельности в соответствующей сфере, а диплом DEA позволяет продолжить академическую научную работу и поступить в докторантуру. Обучение в докторантуре рассчитано на три-четыре года и завершается защитой диссертации на степень доктора (Doctorat de Nouveau Regime ) (соответствует российскому кандидату наук). Эта ученая степень позволяет преподавать в университете. Для получения высшей ученой степени - профессора - соискатель, уже имеющий степень доктора, должен представить Национальному жюри свои научные труды.

Значительная часть французских высших учебных заведений сосредоточена в Париже и столичном округе. В отличие от столичных, провинциальные университеты имеют более узкую специализацию (например, университет Монпелье - естественные науки и медицина, университет Страсбурга - история, юриспруденция и немецкий язык).

Флагманом системы образования Франции является Парижский университет Сорбонна (старейший в Европе, основан в1215 году). В 1968 году Сорбонна была разделена на несколько автономных университетов - Paris I (Pantheon-Sorbonne - Пантеон-Сорбонна); Paris III (Sorbonne Nouvelle - Новая Сорбонна); Paris IV (Paris Sorbonne - Париж-Сорбонна) и ParisV (UniversiteRene Descartes- университет имени Рене Декарта). Они имеют единую инфраструктуру, а также общие административные органы.

Во Франции существуют приравненные к университетам специализированные высшие школы (Grandes ecoles ) (общее число - около 300), созданные по инициативе государственных властей и частных предпринимателей для подготовки специалистов в конкретных сферах экономической деятельности или служащих органов государственной власти. Так, высшие педагогические школы готовят преподавателей, Политехническая школа и Сен-Сирское училище - военных специалистов, Национальная историко-архивная школа- архивистов и хранителей национального достояния, Национальная школа управления (Эколь Нормаль)-высококвалифицированных служащих государственного аппарата. К разряду высших школ относятся также Высшая коммерческая школа (Ecoles des hautes etudes commerciales ), Центральная школа гражданских инженеров (Ecole centrale des arts et manufactures ), Национальная школа администрации (Ecole Nationale d’administration) , Высшая агрономическая школа (Ecole Nationale Superieure Agronomique ), Высшая коммерческая школа (Ecoles des Hautes Etudes Commerciales ), Военная общевойсковая школа (Ecole Speciale Militaire Interarmes ) и др. К высшим школам относят также пять католических институтов. Специализированные высшие школы являются во Франции более престижными учебными заведениями, чем государственные университеты.

В большинстве случаев в специализированные высшие школы принимаются лишь лица с неполным высшим образованием, имеющие диплом об общем университетском образовании DEUG или аналогичные ему дипломы (например, DUT, BTS и др.). В отличие от университетов, специализированные высшие школы имеют свои правила приема; во многих случаях при поступлении в такие школы проводятся вступительные экзамены.

Франция занимает третье место в мире по числу иностранных студентов - в системе высшего образования страны обучается около 125 тысяч иностранных граждан (преимущественно из франкофонных стран Африки).

Директор французского лицея Lycée Comte de Foix в Андорре Даниэль Рейналь (Daniel Raynal) рассказал сайт о новых тенденциях развития французской системы среднего образования, в том числе за пределами Франции:

Каковы последние тенденции развития французской системы среднего образования в целом?

Французская система среднего образования подвержена большим изменениям. Новый министр национального образования Франции Жан-Мишель Бланке (Jean-Michel Blanquer) выступил с инициативой реформировать систему среднего образования, которая во Франции называется бакалавриат (baccalauréat). Совсем скоро реформа вступит в силу. Основная идея состоит в том, чтобы разгрузить июнь, который сегодня практически весь состоит из письменных и устных экзаменов. Ученикам будет гораздо проще, если они будут сдавать экзамены в течение года. В июне будет проводится самый главный устный экзамен, и у учеников будет достаточно времени, чтобы достойно к нему подготовиться.

Реформа бакалавриата автоматически подразумевает реформу программы средней школы (до поступления учеников в лицей). Сегодня в образовательной системе средней школы есть три направления – литературное (L), научное (S) и экономическое и социальное (ES). В следствие реформы обучение станет модульным. Ученик сможет выбрать направление, на котором он хочет сосредоточиться, чтобы более детально изучать профильные предметы.

Реформа системы среднего образования во Франции очень важна. Ведь она не менялась уже 200 лет.

Если говорить о системе среднего образования в Европе в целом, какая система, на Ваш взгляд, является более сильной?

Я работаю за пределами Франции последние десять лет – я был в Италии, в Польше, теперь в Андорре… И я достаточно знаком с другими европейскими образовательными системами. Очевидно, что все образовательные системы преследуют одну и ту же цель – дать образование. В Европе существует множество систем образования, и у каждой есть свои сильные и слабые стороны, а также свои характерные особенности, которые соответствуют истории той или иной страны. Во Франции предметам, связанным с изучением науки, уделяется больше внимания, чем, например, в Великобритании или Германии. В Польше система образования далека от демократичной – она более элитарна: для поступления в лицей необходимо сдать экзамен, и в зависимости от результатов ученики распределяются в сильные или слабые группы.

Каковы основные преимущества и недостатки французской системы образования по сравнению с другими образовательными системами?

Французская система образования побуждает учеников размышлять. Это действительно очень важно, я бы назвал это основной силой французской системы. Наши ученики мотивированы размышлять, прогнозировать, излагать. Мы много работаем над развитием презентационных навыков учеников, развиваем их речь, уделяем устной речи больше внимания, чем письменной.

Раньше французская система образования строилась на развитии письменной речи с её тезами, антитезами. Ученики обучались организации изложения мыслей в письменном виде, основной упор уделялся сочинениям, изложениям.

Сегодня мы задаём ученикам устные вопросы и просим давать быстрые и аргументированные решения. В современном мире очень важно быстро думать и быстро находить решения.

Могу также добавить, что раньше французская система образования была более элитарна. Существовало ранжирование студентов в зависимости от их успеваемости. Сегодня наша система более открыта и доступна. Максимум студентов даёт больший процент успеваемости.

У французской системы образования есть особенность: каждую среду ученики заканчивают занятия в 12 часов. Почему?

Это связано с тем, чтобы ученики могли больше заниматься спортом. Каждую среду студенты лицея Lycée Comte de Foix имеют возможность ездить во Францию, чтобы кататься на лыжах, заниматться регби, волейболом, триатлоном, плаванием и т.д. Мы работаем с высшими учебными заведениями Тулузы и Арьежа.

Так что послеполуденное время по средам – это время спорта. Мы действительно очень большое значение уделяем физической культуре и спорту наших учеников, это отличительная особенность французской системы образования.

Такое правило действует уже много лет. Правда, когда я был учеником, это был четверг.

К студентам университетов это не относится. У них другой, не такой напряжённый график. Они старше, организованнее и автономнее. Студенты высших учебных заведений, как правило, занимаются спортом по вечерам.

Сколько предметов у учеников средней школы? Появились ли новые обязательные предметы?

Мы придерживаемся одной и той же системы вот уже много лет. Разница лишь в том, что, как я упомянул раньше, ученики теперь смогут сконцентрироваться на том или ином направлении. Если ученик выбрал науку – он будет более углублённо изучать науку, если экономику – предметы, связанные с экономикой; если литературу – ему предстоит прочитать много книг по философии, и у него почти не будет математики.

По статистике, сколько выпускников французского лицея в Андорре поступают в университеты Франции?

75% или трое из четырех учеников.

Какие это, в основном, университеты? Какие факультеты?

В основном, это университеты Тулузы. Факультеты науки, экономики, права. Медицинский факультет. Университет спорта STAPS в Фон-Рому (Font-Romeu) также очень популярен среди наших студентов.

Совсем немногие студенты уезжают учиться в Перпеньян или другие города Франции.

Сколько учеников сейчас в лицее? Их количество стабильно или растёт?

В этом году у нас около 1500 учеников. В последнее время их количество стремительно растёт, и эта тенденция продолжится. По нашим прогнозам, через 4-5 лет у нас будет учиться 1700-1800 учеников.

А сколько учителей?

У нас работают 165 учителей.

Какова их квалификация? Дипломы каких университетов позволяют работать в образовательных учреждениях Франции?

Во Франции чтобы стать учителем необходимо окончить магистратуру и быть интегрированным в образовательную систему путём сдачи специальных экзаменов. Наши преподаватели имеют научную степень BAC плюс 5. Раз в год проводится тестирование.

Что Вы можете сказать об уровне знаний учеников, которые приходят учиться в лицей после французских школ Андорры?

Общий уровень знаний довольно высокий – это подтверждено результатами тестов и экзаменов. Мне нравится, что французская система образования имеет отношение ко всем поколениям учеников – как в рамках общего, так и в рамках профессионального образования.

Каков бюджет лицея?

Нас полностью субсидирует министерство национального образования Франции, бюджет стабилен. Проблем с финансированием французских учебных заведений за пределами Франции, насколько мне известно, нет.

И много таких заведений?

Всего около 160, включая Россию.

Мой следующий вопрос касается бесплатных вечерних курсов французского языка для взрослых. Два года назад количество часов занятий сократилось: теперь вместо двух часов занятия длятся полтора часа. Есть ли планы вернуть количество часов?

Курсы для взрослых не имеют никакого отношения к лицею. Лицей даёт площадку для проведения бесплатных занятий для взрослых по вечерам. Курсы сейчас полностью финансируется правительством Андорры. Раньше часть финансирования брала на себя администрация региона Лангедок-Руссильон. После того, как Лангедок-Руссильон объединился с регионом Миди-Пиренеи, финансирование прекратилось.

Могу сказать, что на курсы французского языка в Андорре большой спрос. Я знаю, что многие не могут попасть в списки из-за перегруженности – в классах более 30 человек. Бесплатные курсы французского языка – некий трамплин для людей, которым нужно изучать французский язык для учебы или работы.

Сегодня финансирование курса поддерживается только правительством Андорры. Поэтому и сократилось количество часов. Правительство Андорры заинтересовано в продолжении существования бесплатных курсов. Есть планы по сокращению количества человек в группах, например, путём привлечения новых преподавателей. Правительство Андорры ведёт переговоры о возобновлении финансирования с администрацией образовавшегося региона Окситания. Но это вопрос политический.

Можете ли Вы назвать имена выпускников лицея, которые стали известными людьми?

Я не так давно в лицее и не слишком хорошо знаю бывших выпускников. Однако мне известно, что среди андоррцев есть много бывших учеников лицея. В их числе – министр образования Андорры, мэр Ордино, мэр Канильо…

Вы – новый директор лицея. Намерены ли Вы проводить какие-либо изменения?

Я не в праве проводить радикальные изменения – мои инициативы ограничены общими правилами. То, что я пытаюсь и буду пытаться сделать, – это привлечь новых учеников, создать комфортные условия для обучения и, конечно же, приводить в действие реформу средней школы.

Историки права часто считают, что развитие французской системы ко­ролевской юстиции отставало от английской почти на столетие. Они указы­вают, что в Англии центральный королевский суд появился в 1170-х гг., тогда как во Франции центральный королевский суд - парламент Парижа, был создан только в 1250-х гг. Это, однако, все равно, что сравнивать яблоки и апельсины. Parlament Парижа был преимущественно апелляционным судом, он рассматривал апелляции на дела, разрешенные в качестве первой инстан­ции либо подчиненными королевскими судами провостов и бальи, либо под­чиненными судами герцогов, графов и других феодалов. В отличие от этого английские королевские судьи, как разъездные, так и вестминстерские, обыч-

но рассматривали дела в качестве первой инстанции на основании исходного инициального предписания. Поэтому нужно сравнивать английскую королев­скую юрисдикцию XII в. с юрисдикцией в тот же период герцогов и графов в отдельных французских герцогствах и графствах: Бургундии, Мене, Тулу­зе, - а также с юрисдикцией короля в королевском домене (во Франции термин "графство" относился к политическому образованию, управлявше­муся графом, а не к английскому типу графства, или "shire"). Следует также сравнивать английскую королевскую юрисдикцию с французской си­стемой королевских судей - бальи, созданной Филиппом II в 1190 г. Главное различие состояло в том, что бальи не были ни разъездными, ни центральными судьями, а действовали в отдельных округах. Парламент Парижа при Людовике IX, с другой стороны, занимался тем, чем англий­ский центральный королевский суд не занимался: он регулярно разбирал апелляции. Это различие не учитывается теми, кто считает, что развитие в Англии было "ранним", а во Франции - "отставшим".

Если сравнить централизованную юстицию в Англии с централизован­ной юстицией не во Франции в целом, а в каком-либо большом французском герцогстве, то в XII столетии обнаруживается примечательное сходство между ними. Наглядным примером является Нормандия, поскольку здесь в XII сто­летии разбирательство герцогскими судьями крупных гражданских дел было по существу похоже на разбирательство аналогичных дел королевскими судь­ями в Англии, причем нормандский герцог соответствовал английскому ко­ролю. В это время ни в Нормандии, ни в Англии не существовало системы апелляций на решения по таким делам. Лишь столетие спустя, когда фран­цузский король Людовик был правителем Нормандии, решение дел, разби­равшихся центральным герцогским судом Нормандии, могло быть обжаловано в новый центральный королевский суд в Париже.

В создании иерархической системы судов с упорядоченной процедурой апелляции на решения судов провостов в суды бальи и на решения последних, а также судов герцогов, графов и других феодалов в центральный королевский суд в Париже французское государство было значительно "впереди", а не "позади" английского.

Конечно, для английских королей было бы совершенно невозможно по­пытаться учредить систему апелляций, поскольку в соответствии с процедурой английских королевских судов такие апелляции должны были подаваться на вердикты присяжных, представлявшие собой ответы "да" или "нет" на по­ставленные королевскими судами вопросы о фактах или о сочетании фактов и права с учетом ранее собранных ими сведений. Наиболее близким к апел­ляциям институтом, созданным в английском праве, была процедура "attaint", применявшаяся только по гражданским делам, в соответствии с которой для пересмотра вердикта прежнего жюри присяжных созывался "grand assize" из 24 человек. Если предшествующий вердикт признавался ложным, пострадав­шей стороне возвращалось все, что она потеряла из-за него, а первоначаль­ные присяжные подвергались конфискации имущества, сами они заключались в тюрьму, их жены и дети изгонялись на улицу, дома разрушались, садовые деревья уничтожались, луга перепахивались.

Французская система гражданского и уголовного судопроизводства сначала, т.е. в XII и в начале XIII в., не была столь отличной от английской.

Не в центральных королевских судах, конечно, но в центральных герцогских и графских судах и в местных королевских судах провостов и бальи судьи председательствовали над непрофессиональными членами суда. Решение суда принималось не председательствовавшим должностным лицом, а не профес­сиональными членами суда (suitors). Это деление суда на председательству­ющее должностное лицо и непрофессиональных судей восходило по времени, как и английское жюри присяжных, к французскому институту расследования присяжными. Опора на сельских жителей, участвующих в разбирательстве судебных дел, была подкреплена законодательством Филиппа-Августа, создав­шим суды бальи. Для определения местных обычаев был также изобретен институт "народного расследования" (enquete par turbe): для этой цели со­зывались 12 человек, и их представитель излагал их общее мнение.

Французская система испытала драматические изменения во второй половине XII в. и позже. Как показал Джон ШДоусон, французский судеб­ный процесс стал более профессионально подготовленным и более сложным. Профессионально подготовленные юристы появились не только на уровне апелляционной инстанции, но и в судах провостов и бальи, а также герцогов и графов и даже феодалов более низкого ранга. В XIV-XV вв. иногда не только парламент Парижа, но и судьи в нижестоящих судах во время су­дебного разбирательства применяли письменную процедуру, похожую на ус­тановленную каноническим правом: стороны обменивались письменными из­ложениями претензий и возражений, использовались письменные протоколы допросов и тайные показания свидетелей под присягой, решение суда из­лагалось в письменной форме с указанием установленных фактов и аргу­ментированием выводов суда. Стороны задавали друг другу вопросы. Ре­шения лиц, проводивших следствие, протоколировались. Имелось огромное количество формальностей. Апелляции со ссылкой на ошибки в обширных протоколах направлялись из нижестоящих судов в вышестоящие вплоть до парламента Парижа. Как отмечает Доусон, непрофессиональные члены ни­жестоящих судов постепенно отходили в сторону, будучи "смущены и за­путаны становившейся все более сложной процедурой"^ Официальный должностной компонент стал доминировать над компонентом народного представительства, хотя enquete par turbe сохранился.

С точки зрения более позднего развития права можно подумать, что ранее заимствование французскими королями процедур из канонического права и создание ими иерархической апелляционной системы, увенчанной центральным королевским судом в Париже, оказали негативное воздействие на последующую историю французского права и что раннее заимствование английскими королями системы присяжных из франкской традиции оказало благотворное воздействие на последующую историю английского права. Од­нако с учетом условий XII и XIII столетий французская система судов и судебного процесса имела значительные преимущества перед тогдашней ан­глийской системой с точки зрения и ее справедливости для тяжущихся сторон, и роли королевской власти как упорядочивающего фактора в обществе.

С точки зрения справедливости для тяжущихся сторон французская судебная процедура, как и процедура церковных судов, была предназначена для выявления всех фактов и спорных пунктов дела, тогда как английская процедура имела целью сведение фактов и проблем к максимально узкой по-

становке вопроса или вопросов. Английская система судоговорения и вердикта присяжных, выносившегося без судебного разбирательства, хорошо подходила только к определенным типам дел. Именно этот недостаток более, чем что-либо, вынудил английского канцлера учредить в конце XIV-XV столетиях юрисдикцию на основе права справедливости для защиты бедных и слабых, ввести юридическое оформление доверительных отношений и создать меха­низм судебных приказов и иных способов, имевших целью освобождение от ответственности (в отличие от денежных возмещений по общему праву). Ан­глийский канцлер, почти неизменно являвшийся высокопоставленным цер­ковным должностным лицом, следовал каноническо-правовой процедуре, ко­торая была также французской королевской процедурой, - процедуре вызова свидетелей в суд под угрозой штрафа и допроса их под присягой.

С точки зрения задачи упорядочивания общественных отношений справедливым является вывод, что французская система королевского права не могла быть во Франции столь эффективной, какой была английская сис­тема королевского права в Англии, частично потому, что французский король должен был управлять в четыре или пять раз большим населением, чем в Англии, которое была рассредоточено в гораздо активнее соперничавщих меж­ду собой политических образованиях. Больший смысл имеет вопрос о том, хорошо ли подходила система королевского права, разработанная в эпоху французских королей XII-XIII вв., для максимального усиления их способ­ности предотвратить беспорядки в обществе, или для них было благоразумнее создать систему королевского права, более походившую на английскую. Фи­липп-Август построил свою систему бальи частично по образцу английских шерифов и разъездных судей, но при Людовике IX развитие апелляционной юрисдикции парижского парламента и связанной с ней сложной и разрабо­танной письменной процедуры в конечном счете уменьшило роль обществен­ного участия и привело к появлению особого класса ученых юристов, с те­чением времени отдалявшегося от населения и становившегося все более и более коррумпированным.

Но и здесь нельзя оценивать то, что было сделано при Людовике IX, мерками того, что произошло при Людовике XIV. Что касается XII и XIII столетий, то представляется правильным вывод, что господствовавшая во Франции система королевского права по сравнению с той, что имела место в Англии, была в высшей степени эффективным инструментом упорядочива­ния королем экономической и социальной жизни страны, и если она была менее эффективна в борьбе с преступностью, то это, по-видимому, объясня­лось тем, что юрисдикция по уголовным делам во Франции была менее цен­трализована, чем в Англии, в большей степени находилась в руках герцогов, графов и других феодалов, а также городских сообществ, что вовсе не было неизбежно негативным явлением.

Эффективность французского королевского права в XIII столетии опи­ралась на тонкое сочетание в нем местных обычаев и юридической ученостью и разработанную в нем процедуру использования правовых знаний в толко­вании местных обычаев. Применение правовой процедуры и правовой научной подготовки к местным обычаям создало совокупность французского обычного права, действовавшего как мощная объединительная и образовательная сила.

Под "местными обычаями" имеются в виду различные обычаи много­образных местностей, городов и поместий, графств, феодальных доменов, гер­цогств и других политических образований, из которых состояла Франция. Имелось относительно небольшое число обычаев Франции как страны в це­лом, например обычаи, относившиеся к центральной власти, по поводу на­следования короны, а также общие местные обычаи, такие как ограничение прав мужа распоряжаться собственностью жены в течение их брачной жизни. Несмотря на растущее число establissements и ordonnances имелся также не­значительный объем материального статутного права Франции как целого, французское статутное право большей частью было процессуальным. Однако тот факт, что в королевских судах Франции дела чаще всего решались на основе местного обычая, не означает, что королевские суды не играли ни­какой роли в формировании этого обычая. Напротив, королевские суды, вклю­чая парламент Парижа, и иногда сам король, не признавали какие бы то ни было "плохие" обычаи и принимали только "разумные". Здесь они исполь­зовали полномочие истолковывать обычаи, чтобы привести их в соответствие с разумом. Таким образом, можно говорить об общем обычном праве Франции в целом, состоящем из разнообразных обычаев, действовавших в различных местах, и интерпретировавшихся и формировавшихся королевскими судами.

Утверждение, что Франция управлялась общим обычным правом, не означает отрицания того, что очень многие французские юристы и судьи по­лучили образование на основе римского права. Не означает это и отрицания, что в некоторых областях Франции, прежде всего на юге, римское право в определенной степени сохранилось с домеровингских времен. Но имелись два различных вида римского права. Первый вид - то римское право, которому учились юристы и судьи, - был правом текстов Юстиниана, заново упоря­доченных, переосмысленных и заново оцененных учеными юристами в уни­верситетах (включая университет Монпелье, основанный в XII в., и универ­ситет Орлеана, основанный в XIII в.).

Римское право университетов было идеальным правом, а не изданными в законодательном порядке кодексами, статутами или другими формами пози­тивного права. Оно являлось совокупностью правовых понятий и принципов, с помощью которых могли быть отобраны и истолкованы действовавшие нормы обычного и законодательного права. Второй вид римского права, сохранившийся, особенно в Южной Франции, с домеровингских времен, состоял из разбросанных римских правовых понятий, норм и процедур, сохранившихся в народном со­знании в течение столетий, некоторые из которых вошли в последующие гер­манские кодификации (например, вестготские и лангобардские) и в указы и дру­гие акты правителей. Это "вульгарное римское право", как его часто называют, само стало обычным правом. Изучавшееся в университетах римское право, на­против, было не столько правом в смысле общеобязательных норм, сколько пра­вом в смысле способов правовой аргументации.

Изучавшееся в университетах римское право было особенно полезно при определении того, какие обычаи были "разумными" и какие "плохи­ми". Каноническое право церкви в этом отношении давало важные ори­ентиры. Именно каноническое право впервые стало проповедовать необ­ходимость отличать разумные обычаи от неразумных. Каноническое право даже проповедывало необходимость различать между тем, что приемлемо,

и тем, что неприемлемо, в самом римском праве. Канонические принципы интерпретации обычаев, как правило, применялись как критерии оценки римско-правовых норм и понятий.

Во французских королевских судах XIII в. существование обычая мог­ло доказываться множеством способов по усмотрению судьи. Судья мог зая­вить, что он лично знает обычай, поскольку сам применял его в каком-либо предшествующем аналогичном деле, называвшемся "прецедентом" 73 . Он мог проконсультироваться с непрофессиональными советниками, помогавшими ему в суде. Он мог вызвать группу людей, знавших обычай: группу духовных лиц для установления обычая города, группу моряков для установления обы­чая порта. Наконец, в соответствии с процедурой enquete par turbe судья мог созвать 12 знающих людей и попросить их сообщить через их представителя свое мнение о существовании конкретного обычая или обычаев.

В XIII в. король иногда сам вмешивался в качестве выразителя "общего блага для всех" (bien commun de tous), беря на себя роль председательству­ющего в дискуссии знатоков по поводу спорного обычая и объявляя или из­лагая на бумаге свой вывод. Говоря словами французского юриста XIII сто­летия Филиппа де Бомануара, "король должен уважать обычаи своего госу­дарства и следить за тем, чтобы их уважали другие" . Неразумный обычай должен быть "отброшен". В то же время, однако, король мог предоставить "привилегии" некоторым лицам или группам, которые противоречили обычаям и освобождали от подчинения им на основе права справедливости, т.е. в ка­честве исключения. Так, король предоставлял привилегии "вопреки общему обычаю" некоторым церквам, городам, гильдиям, крестоносцам и другим со­циальным субъектам.

Наконец, если обычай являлся неудовлетворительным не просто в при­менении к конкретному лицу или группе, по отношению к которым должно быть сделано справедливое исключение, но и в более общем плане, так что он нуждался в изменении, король мог издать новый статут или предписание, пересматривающие обычай. Теория сэра Генри Мэна, согласно которой в ис­тории права имеет место движение в направлении от права справедливости к законодательству, находит подтверждение в средневековой французской практике, которая сама выводилась из теории канонистов, санкционировавшей изменение обычая на основе права справедливости и обобщение последнего с помощью статута.

Однако фактически во Франции было относительно мало новых ста­тутов или предписаний, менявших старые обычаи, и совсем мало привилегий, предоставлявших исключения из старых обычаев. Обычаи, признанные ко­ролевскими судами неудовлетворительными, большей частью либо отвергались как "плохие", либо истолковывались заново, чтобы сделать их "разумными". Фактически норма разума и совести была встроена в обычное право.

Таким образом, французское королевское право XIII в. было, с одной стороны, гораздо более связанным с наукой, чем английское королевское пра­во, в том смысле, что во французской системе имелось гораздо больше ученых судей и адвокатов 76 , однако влияние на него королевских статутов было мень­шим. С другой стороны, оно было более многообразным в том смысле, что не существовало какой-либо значительной совокупности единообразных обы­чаев, применимых во всей Франции, однако имелась большая совокупность

"общего права" в смысле общей совокупности процедур и принципов, при­менявшихся королевскими судами на территории множества политических об­разований, составлявших французское королевство.

Французская система

Полонсо система.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)


Словарь Архитектурных терминов. . EdwART . 2011 .

Смотреть что такое "Французская система" в других словарях:

    французская система физического воспитания - prancūzų fizinio auklėjimo sistema statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis G. Ebero (1875–1957) fizinio auklėjimo sistema. Koncepcija tokia: iš nesveikoje Prancūzijos miestų aplinkoje augančių jaunuolių reikia išugdyti atsparių,… … Sporto terminų žodynas

    СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - обусловленный особенностями политической системы страны, историческими условиями развития ее государственности тип местного самоуправления, отличающийся спецификой взаимоотношений с центральными и местными (региональными) органами государственной … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Французская защита - Французская защита … Википедия

    Французская почта в Османской империи - † фр. Bureaux de poste français dans l Empire ottoman … Википедия

    Французская почта на острове Крит - † фр. Bureaux de poste français en Crète … Википедия

    ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - – Примыкая в самый начальный период к философии поздней античности, франц. философия рано нашла свой оригинальный образ мышления и изложения. Для нее характерна ясность мышления, она всегда была тесно связана с общественной и политической жизнью… … Философская энциклопедия

    Французская территория афаров и исса - Territoire français des Afars et des Issas Заморская территория Франции ← … Википедия

    Система автоматизированного проектирования - Система автоматизированного проектирования автоматизированная система, реализующая информационную технологию выполнения функций проектирования, представляет собой организационно техническую систему, предназначенную для автоматизации… … Википедия

    Система торговли в бридже - набор значений заявок, принятых парой для легального обмена информацией в ходе торговли. Цель заявок описать карту и, в конечном счете, назначить окончательный контракт. Заявка становится контрактом, если за ней следуют подряд три паса. Таким… … Википедия

    Французская социологическая школа - Французская социологическая школа направление во французской социологии, основанное Э. Дюркгеймом и объединенное вокруг созданного им журнала «L Année Sociologique». Представители французской социологической школы М. Мосс, Леви Брюль … Википедия

Книги

  • Французская живопись , Сергей Даниэль. В сложении национальной картины мира живописи принадлежит особо важная роль. Символы веры, легенды, мифы, облик предков, своеобразие ландшафта, быт, нравы - язык живописи дает зримое… Купить за 1595 руб
  • Французская грамматика для всех. Сборник упражнений (+ CD-ROM) , А. Н. Тарасова. Учебно-методический комплекс "Французская грамматика для всех. Справочник. Сборник упражнений. Ключи" предназначается широкой аудитории: студентам языковых вузов, начинающим изучать…