Сжатое изложение из этого изложения!Пожалуйста срочно надо! Кто из людей не испыт? Грубые и тонкие тела человека или кто на самом деле управляет нашей жизнью

МБОУ Алексеевская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области

учитель русского языка и литературы высшей категории

Аннотация:

Методический проект «Организация работы с текстом на уроке русского языка на основе речеведческих понятий» ориентирован на формирование коммуникативно-речевых компетенций у учащихся 5-6 классов и их развитие у учащихся 7-9 классов. Рассмотрены примеры работы с текстами на уроке на основе методики по абзацного изучения текста.

Methodical project "Organization of work with text in Russian language lesson based rechevedcheskih concepts" focused on the formation of communicative speech competencies in students grades 5-6 and the development of students in grades 7-9. We consider examples of work with texts at the lesson based on the methodology for the study of the paragraph text.

Ключевые слова:

коммуникативно-речевые компетенции, нормы литературного языка, речеведческие понятия, культура речи

communicative competence of speech, norms of the literary language, the culture of speech

УДК 811. 161

«Из всех знаний, умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке» ,- писал известный ученый и лингвист В.И.Чернышев. Развитие культуры речи учащихся всегда считалось одной из главных проблем в школе. Обобщая свой педагогический опыт, великий русский писатель Л.Н.Толстой утверждал, что задача преподавания языка в школе состоит в руководстве учеников к пониманию содержания книг, написанных литературным языком. Чтение и анализ лучших художественных произведений необходимы в качестве важнейшего коммуникативного умения, на базе которого развиваются и совершенствуются другие умения.

Чтобы научить учащихся излагать грамотно свои мысли, передавать и воспринимать информацию различного характера, необходимо дать им соответствующие знания об основных речеведческих понятиях. Затем на основе их сформировать коммуникативные умения: определять основную мысль текста и строить самостоятельное высказывание, собирать и систематизировать нужный материал для создания соответствующего текста, уметь планировать содержание высказывания; продумывать композиционное построение, придавать высказыванию определенную форму и соответствующую стилистическую окраску, при этом уметь правильно отбирать необходимые языковые средства для оформления высказывания, а затем уже продолжать работать над совершенствованием написанного.

Эти умения опираются на речевые навыки, которые формируются в ходе овладения языком, - орфоэпические, грамматические, лексические. Речевая же деятельность характеризуется в свою очередь как деятельность интеллектуальная, познавательная, требующая от учащихся творческого подхода к решению коммуникативной задачи. Понятие «культуры речи» тесно связано с литературным языком. Уметь четко и правильно выражать свои мысли, говорить грамотно, уметь не только привлекать внимание слушателей своей речью, но и воздействовать на них. Владение культурой речи необходимо людям самых различных профессий. Каждый понимает под культурой речи главное - владение нормами литературного языка. Л.А.Введенская, считает, что культура речи содержит три компонента: нормативный, коммуникативный и этический. «Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка…» .

Выразительность речи учащихся зависит от ряда условий: интереса говорящего или пишущего к тому, о чем он говорит или пишет, хорошего знания языка и его возможностей, а также умение контролировать свою речь, замечать, что в ней особенно выразительно. Разнообразие речи каждого из нас зависят от того, насколько мы понимаем, в чем заключается истинное богатство родного языка. Исследователи считают, что в среднем современный человек владеет чуть больше 13 тысяч слов, а Пушкин, например, употребил в своих произведениях 21 тысячу слов. Очень важно каждому из нас постоянно заботиться о расширении словарного запаса.

Организация речевой коммуникации предполагает умение находить слова, синонимичные друг другу, понимать, чем слова различаются. В каждом синонимичном ряду имеется стержневое слово, оно является наиболее употребительным. Синонимия характерна для многих частей речи. Синонимы в русском языке возникают путем словообразования и в результате усвоения иноязычных слов. Если мы сравним синонимы - бежать и мчаться - то заметим, что первый указывает на большую интенсивность движения. Синонимы, которые различаются оттенками значения, называются идеографическими. Синонимы могут выполнять и стилистическую функцию, т.е. придавать нашей речи книжный или разговорный характер.

Существует механизм оценки различных сторон речи - это нормированность языка, которая является признаком развития литературного языка и реализуется посредством норм. Норма - это то, как должно быть. Наиболее весомыми нормами общения считаются этические и коммуникативные . Коммуникативные качества речи - это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным. Основными коммуникативными качествами речи являются, по мнению многих лингвистов, уместность и богатство, чистота и точность, логичность и доступность, выразительность и правильность. Богатство речи - это особое качество, свидетельствующее об определенном уровне речевого мастерства и о стремлении разнообразить свою речь при помощи использования различных языковых и выразительных речевых средств. Точной называют речь, если значение слов и словосочетаний, употребленных в ней, полностью совпадает со смысловой и предметной сторонами речи.

Не менее важным качеством культуры речи является выразительность. Главное условие выразительности - наличие у автора речи своих чувств и мыслей, позиции и стиля. Выразительность - это оригинальность, неповторимость и неожиданность. Норма - это совокупность правил (выбора и употребления языковых единиц), которые узаконены литературой, предпочтены и признаны обществом в качестве обязательных» . По мнению П.С. Пустовалова, следует различать понятия «культура языка» и «культура речи». «Культура речи - это степень развития и богатства его лексики и синтаксиса, отточенность его семантики, многообразие и гибкость его интонации. Культура речи - это совокупность и система коммуникативных качеств речи» .

«Языковая норма - это наиболее предпочтительная для обслуживания носителей данного языка и наиболее целесообразная система средств выражения (произношение, словоупотребление, и т.д.)» . Языковая норма - это правила использования речевых средств устной и письменной речи.

С учетом всего выше изложенного, рассмотрим, что же используем мы на уроках русского языка для достижения намеченных результатов? Необходимо так организовать учебную деятельность обучающихся, чтобы результаты эти были весомыми, использовать приемы, методы и средства, способствующие решению профессиональных задач. Методика организации работы над текстом на основе речеведческих понятий направлена на формирование коммуникативно-речевых компетенций у учащихся 5-7 классов и их развитие - в 8-9 классах.

Основы филологического подхода к комплексному анализу текста закладываются на уроках русского языка, начиная с 5 классов, у обучающихся формируются понятия о тексте, о роли в нем ключевых или опорных слов, о метафоре и метонимии, о сравнении как художественно-изобразительных средствах, они узнают о типах текста, стилях речи. Но видеть художественное своеобразие текста можно лишь при системном овладении суммой грамматических знаний. Базой для этого является анализ текста. Для методики работы с текстом на уроке русского языка характерно, конечно же, особое внимание к процессу чтения. Знания о тексте, полученные на этих уроках, переносятся на изучение других школьных предметов, учащиеся получают навыки работы с учебно-научным текстом, а также с публицистическим и художественным.

Работа с текстом должна идти в двух направлениях. В процессе комплексного анализа текста осуществляется повторение, обобщение и систематизация изученного учащимися ранее. Все это готовит их к составлению собственных текстов обучающего и творческого характера. На этапе формирования коммуникативных умений учащихся, т.е. для реализации практических целей обучения школьников культуре речи, в качестве дидактического материала используется текст. При этом основной прием работы с текстом - анализ. Содержанием такой работы является, по моему мнению, после внимательного прочтения - озаглавливание текста и определение темы, а также выделение основной мысли и обязательное составление плана, затем - сопоставление плана и текста, составление вопросов к тексту, определение способов соединения предложений в тексте, характеристика стиля, жанра, типа речи и роли языковых средств в передаче текста.

«Необходимо направить внимание учащихся на осмысление содержания текста, его композиционного членения, стилистической окраски характеристики. С этой целью упражнения на списывание текста сопровождаются заданиями аналитического характера», - утверждает Н.А. Ипполитова .

Внимание обучающихся уже с 5 классов обращается на главные признаки текста: связность, последовательность - это наличие формальных и смысловых связей предложений в смысловых частях и смысловых частей в тексте и цельность - это смысловое внутренне единство, которое неразрывно связано с его связностью, - а также единство и завершенность. Цельность и связность создают целостное впечатление о тексте, которое обусловлено единством темы. Тема текста определяет все его характеристики: способы выражения темы, типы речи (описание, повествование, рассуждение), стили речи (разговорный и книжный - официально-деловой, публицистический, научный и художественный), синтаксис текста, способы и средства связи частей, а также основные виды тропов и их использование в тексте. Тема текста может быть представлена заглавием, начальным и конечным предложениями, ключевыми словами и другими средствами.

Текст - это сложное целое. Кроме одной главной темы в исходном тексте выделяются еще и другие темы. В текстах бывают представлены разные типы речи: повествование, описание и рассуждение. В рассказе о каком-либо событии или протекании и развитии действия сюжета повествование может идти от первого или третьего лица. Изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков - это описание, которому свойственны выразительность и точность. При таком типе речи часто используются олицетворения, метафоры, эпитеты. Основная цель рассуждения - разъяснение, подтверждение какой-либо мысли Этот тип речи более сложен по своей структуре, он чаще всего состоит из трех частей: тезиса, доказательства и вывода. Иногда в текстах встречается смешение всех типов речи.

В 7 - 8 классах учащиеся уже должны овладеть такими понятиями, как типы речи и средства связи между частями в тексте, цепная связь и параллельная связь предложений в отрывке. Пользуясь планом, составленным ранее, учащиеся 8- 9 классов пересказывают эпизоды исходного текста, соблюдая при этом условия цепной связи. Это последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д. А параллельная связь - это соподчинение второго предложения, третьего и других - первому. Оно содержит тему, дает как бы общий план картины. А все последующие предложения и по смыслу, и грамматически с ним связаны. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста. Чаще всего предложения в тексте связаны в повествовании цепной связью, при описании - параллельной, а для сочинения-рассуждения характерны смешанные виды связи.

Обучающиеся должны знать, что средства связи делятся на три группы. (Приложение №1). Лексические средства связи - это повтор, синонимическая замена, отношения род -вид, использование антонимов, слов одной семантической группы. Грамматические средства связи - это местоименная замена, именные части речи и глаголы одного вида и времени, использование союзов, частиц. наречий со значением времени и пространства. Синтаксические средства связи - это использование вводных слов, односоставных и неполных предложений, различные предложения по цели высказывания, предложения-скрепы. В процессе учебной деятельности учащиеся уже с 5 классов понимают, что композиционное построение текста имеет свои структурные особенности. В тексте должен быть зачин. Это может быть ключевая мысль высказывания или цитирование как особый зачин. В средней части сопоставляются понятия, приводятся аргументы, доказывающие верность вашей точки зрения. А в заключении - вывод, он может быть в виде риторического вопроса, в виде призывной конструкции или цитаты обобщающего характера.

При работе с текстами хорошо бы учителю владеть методикой КСО или для начала ознакомиться с этой методикой и постепенно вводить ее на уроках, включать в традиционную систему обучения элементы методик технологии КСО. Многие учителя уже используют не только фронтальные и индивидуальные формы работы на уроке, но и парные, групповые, коллективные. Это позволяет изменить и содержание деятельности учителя в учебном процессе, и систему взаимоотношений учителя с учащимися, организацию взаимодействия между учащимися, направленную на формирование коммуникации и регулярной рефлексии.

На своих уроках и при изучении нового материала, и при повторении и закреплении я чаще использую работу в парах постоянного состава, иногда - сменного состава, а также работаем по группам, особенно при составлении таблиц обобщающего характера. В конце успехи каждого оцениваются с разных позиций: и как он сам усвоил материал, и как помог товарищу, и как справилась с заданием вся группа.

Умения коммуникации занимают особое место в процессе обучения: взаимодействие учеников с учителем, учащихся между собой, общение с разными типами текстов при использовании методики «Поабзацное изучение текста». Одна из методик технологии «Коллективный способ обучения» по В.К.Дьяченко - это методика поабзацного изучения текста в парах сменного состава. Она направлена на формирование коммуникативных умений: умение слушать, вникать в суть прочитанного и услышанного, договариваться с товарищем о совместной деятельности, формулировать вопросы по тексту, восстанавливать прочитанный текст, озаглавливать его, выделять в нем главную мысль, определять тему.

Одновременно на уроке изучаются четыре текста, раскрывающие близкие по содержанию проблемы. Каждый имеет свой текст, который прорабатывает по очереди с другими. В группе 4 учащихся и 4 разных текста (Приложение № 2). Рекомендации по организации работы по методике «Поабзацное изучение текста» можно найти в учебно-методическом пособии Г.М.Вялковой (рецензент А.Г.Котова,к.ф.н.). а также в «Сборнике текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 кл. учебное пособие под редакцией Л.М.Рыбченковой». Работая по методикам Ривина и Дьяченко, обучающиеся учатся договариваться, понимать точку зрения собеседника, аргументировано излагать свою точку зрения.

С самого начала перед каждым учащимся ставится конкретная цель: в совершенстве овладеть материалом так, чтобы рассказать его в развернутом или свернутом виде. Каждый абзац текста ученик обсуждает с разными напарниками, что дает возможность рассмотреть изучаемый текст под разным углом зрения, более тщательно и детально разобраться в теме. И в результате у каждого учащегося в тетради будет записан план, соответствующий количеству абзацев в тексте. А на последнем этапе урока рекомендуется посадить вместе учащихся, работающих над одной и той же темой. Задача на данном этапе урока - обсудить составленные планы и предложить одному участнику выступить перед классом. Далее можно, используя различные приемы компрессии, сжать текст и сформулировать основную проблему текста. Домашнее задание может быть вариативным: или написать сжатое изложение, или написать сочинение по одной из проблем исходного текста.

Очень интересен в работе прием диалога с текстом, который развивает внимание к слову. Можно находить ключевые слова в тексте, помогающие понять мысль автора, незнакомые слова, значение которых уточнить в толковых словарях. Необходимо найти слово-образ, сравнение с авторской оценкой или скрытые вопросы, попытаться дать на них ответ. И на уроках русского языка, и на уроках литературы при анализе текстов обязательно определяем выразительные средства языка, учащиеся находят те или иные тропы, характеризуют их основные особенности. Все это способствует в итоге лучшему освоению приемов оптимального построения различных текстов, а также помогает учащимся подготовиться к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

Приложение №1.

Основные средства связи между предложениями в тексте

Название средства

Пример

Слова-заместители: местоимения, наречия, синонимы и т.д.

Береза- она, в лесу - там, быстро- стремительно, деревья- береза

Лексические повторы

Золотая полка-это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом- завести золотую полку

Соответствие видовременных глагольных форм

Человек берет книгу, проверяет свои слова и поступки, формирует себя как личность

Предлоги

В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимым произведениям.

Анафора и эпифора

Вдали слышался шум. Вдали грохотало.

Параллелизм

…что знаешь в детстве - знаешь на всю жизнь, чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь.(М.Цветаева)

Противопоставление

Она потянулась вперед, он попятился назад .

Вопросно-ответная форма

Какие же это слова? Их так много…

Я тоже хотел стать доктором.

Порядок слов- прямой, обратный

Нахохлились оба…

Последовательность в изложении мыслей

Встал, умылся, позавтракал

Слова-организаторы логических связей

Вот, почему, из этого следует и др.

Вводные слова, организующие порядок высказывания

Итак, наконец, в заключение разговора

Приложение №2.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ «Поабзацное изучение текста»

1.1 . Люди разные. Одни видят в природе нашу колыбель и обитель, другие все пытаются захватить, переиначить, не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, присваивая это право исключительно только себе…

Нами погублено множество ни в чем не повинных существ. Возьмите самый наглядный пример- стеллерова корова. Питалась водорослями. А вес достигал трех с половиной тонн! А где она, эта корова, сейчас? Нету! Ни одного экземпляра! Но это не все. Увлекаясь достижением исключительно материальной пользы, мы можем лишать себя пищи не менее важной. Ведь жизнь человеческая заключается не только в том, чтобы есть, одеваться. Еще несколько десятилетий назад мало кому приходило в голову, что многие из нас будут стремиться выехать на как можно более дикую природу, чтобы насладиться ее красотой…

Еще в период завоевания Америки пришельцами из Европы возникло два противоположных подхода к природе. Европейцы полагали, что с природой необходимо бороться и безжалостно истреблять в ней все бесполезное людям. Индейцы же считали, что великий дух не создал в природе ничего лишнего и каждое существо должно брать лишь то, что нужно для ежедневного пропитания. Эти два мнения бытуют среди людей и сейчас. А состояние природы сейчас таково, что все больше ученых склоняется к тому, что правы все-таки индейцы…(По Ю. Аракчееву).

1.2. Кто из людей не испытывал наслаждения, внимая вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц - никогда. Птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты.

Самая богатая музыка - музыка природы. Один канадский композитор ввел специальное понятие -«звуковой ландшафт». По его мнении., для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в елках- они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои «голоса», разные днем и ночью.

Природа не производит шума. Рев бури, шелестящий лист, скороговорка дождя - во всем этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рев водопада - вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность. (По В. Борейко)

1.3. Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далеким предкам дерево напоминало человека. его ствол казался туловищем, корни -ногами, крона - головой, ветви - руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нем шло движение живительных соков - точно так же, как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твердость.

Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же ее страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами - дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, человек может избрать в своей жизни как путь добра. так и путь зла. Об этом и думает верующий человек. когда видит изображение дерева на иконах.

Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские поэты и художники оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом. (По А. Камкину).

1.4 Много во Вселенной удивительных планет, но одна совершенно сказочная. Когда на верхней ее половине лето, на нижней - зима. Если справа день, то слева - ночь. Сверху и снизу венчают планету два пятна: куда ни посмотри с одного—все будет юг, а с другого - все север. И есть океан. Где встречаются восток и запад. И в какую бы сторону ни пошел, всегда вернешься назад. А если на планету взглянуть со стороны - удивительной красоты перламутровый шар сияет над бездной.

Ученые сейчас упорно копаются в лунной пыли, пытаясь найти в ней хоть признаки жизни. Если бы так же трепетно относились мы к жизни на нашей Земле! Зачем человеку тигр? На что надеется цветок? О чем свистят дикие крылья?

Все мы на иждивении у природы - и телом, и духом. Спешим в лес непременно за чем-то: за грибами, за ягодами, подышать. Встретиться с тайной и красотой. И природа нам верно служит. Служила питекантропу, служит и современному человеку. И вместо благодарности мы пытаемся скрутить ее в бараний рог. А зачем? Только потому что она безропотная и поддается.!

Природа много значит в нашей жизни: она нас поит, кормит, одевает и радует. Человек будущего - конечно же - станет беречь каждое живое существо. Хотя бы потому, что радости духа станет ставить выше радостей живота. Для живота мы вывели молочных коров, мясных свиней, яйценоских кур. А в диком лебеде, журавле, олене, тигре, соколе, в тысяча других удивительных и прекрасных существ проявилась творческая линия дикой природы.

Мы все создаем для чего-нибудь. Стоит взглянуть на дело человеческих рук - и сразу понятно, это затем-то и для того-то. Нами движет необходимость. А что движет природой? Какая цель и какой смысл в ее созданиях. Зачем птица? Для чего дерево? Звери, насекомые, рыбы. Сами по себе…(По Н. Сладкову.)

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ

1.Прочитай текст внимательном. 2.Прочитай первый абзац вслух своему партнеру. 3.Попытайтесь вместе ответить на вопрос: о чем говорится в абзаце? Найдите ключевые слова, озаглавте абзац. 4.Запиши заголовок первого абзаца в тетрадь. 5.Поменяйтесь ролями и приступайте к работе со 2 текстом в той же последовательности. 6.После окончания работы с абзацем 2 текста, найди второго партнера, перескажи ему содержание первого абзаца своего текста, проработай второй абзац в том же порядке, что и первый. 7.Текст второго партнера изучайте по схеме, изложенной в пунктах 3-6. 8. После окончания работы над темой подготовься, используя план, к выступлению в малой группе или перед классом.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ПО ТЕКСТАМ:

В итоге у учащихся в тетрадях появятся примерные планы по тексту №1:1)Люди бывают разные. 2)Погублено множество ни в чем не повинных существ. 3)Два противоположных подхода к природе Домашнее задание может быть следующим: по этим текстам написать или сжатое изложение, или сочинение-рассуждение по исходному тексту с использованием аргументов из остальных текстов.

Библиографический список:


1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Изд-во «Феникс», 2005. – 284 с.
2. Головин Б.Н. Культура речи. М.: Просвещение, 1988. – 231 с.
3. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: М.: Проспект, 2007. – 440 с.
4. Космарская И.В. Русский язык: тесты и задания по культуре речи. М.: Аквариум, 2001. – 204 с.
5. Никитина Е.И. Уроки развития речи. М.: Дрофа, 2006. – 192 с.
6. Пустовалов П.С. Пособие по развитию речи. М., 1987. – 287 с.
7. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: уч. пособие. М.: Русское слово, 2004. – 336 с.

Рецензии:

31.03.2014, 19:28 Середа Евгения Витальевна
Рецензия : Работа З.С. Антамошкиной представляет несомненный интерес для теории и практики обучения русскому языку. Организация работы обучающихся среднего образовательного концентра с текстом является одним из важнейших приемов формирования коммуникативных ключевых компетенций и способствует формированию речевой грамотности наших детей. Предложенная для рецензирования статья написана грамотно, в последовательно выдержанном научном стиле, логична и аргументирована. Особую значимость имеют Приложения к статье, в которых содержатся практические разработки по предложенной теме. Работа выполнена на высоком научно-методическом уровне и может быть опубликована без каких-либо изменений. С уважением, к.ф.н. Середа Е.В.

Приложение

ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ «ПОАБЗАЦНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕКСТА»

1.1 . Люди разные. Одни видят в природе нашу колыбель и обитель, другие все пытаются захватить, переиначить, не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, присваивая это право исключительно только себе…

Нами погублено множество ни в чем не повинных существ. Возьмите самый наглядный пример - стеллерова корова. Питалась водорослями. А вес достигал трех с половиной тонн! А где она, эта корова, сейчас? Нету! Ни одного экземпляра! Но это не все. Увлекаясь достижением исключительно материальной пользы, мы можем лишать себя пищи не менее важной. Ведь жизнь человеческая заключается не только в том, чтобы есть, одеваться. Еще несколько десятилетий назад мало кому приходило в голову, что многие из нас будут стремиться выехать на как можно более дикую природу, чтобы насладиться ее красотой…

Еще в период завоевания Америки пришельцами из Европы возникло два противоположных подхода к природе. Европейцы полагали, что с природой необходимо бороться и безжалостно истреблять в ней все бесполезное людям. Индейцы же считали, что великий дух не создал в природе ничего лишнего и каждое существо должно брать лишь то, что нужно для ежедневного пропитания. Эти два мнения бытуют среди людей и сейчас. А состояние природы сейчас таково, что все больше ученых склоняется к тому, что правы все-таки индейцы(По Ю.Аракчееву).

1.2. Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.

Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки ионизированного воздуха

В лесах вы дышите воздухом, который в 200 раз чище и здоровее воздуха города. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчетной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов. (По К.Паустовскому)

1.3 . Кто из людей не испытывал наслаждения, внимая вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц – никогда. Птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты.

Самая богатая музыка – музыка природы. Один канадский композитор ввел специальное понятие –«звуковой ландшафт». По его мнении., для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в елках- они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои «голоса», разные днем и ночью.

Природа не производит шума. Рев бури, шелестящий лист, скороговорка дождя – во всем этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рев водопада – вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность. (По В.Борейко)

1.4. Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далеким предкам дерево напоминало человека. его ствол казался туловищем, корни –ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нем шло движение живительных соков – точно так же, как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твердость.

Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же ее страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, человек может избрать в своей жизни как путь добра. так и путь зла. Об этом и думает верующий человек. когда видит изображение дерева на иконах.

Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские поэты и художники оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом. (По А.Камкину).

2.1. Трудно найти человека, который не любил бы зверей. Птиц, рыб. Но вот в чем проблема: любить мы предпочитаем издалека, заочно. И в то же время чуть ли не на каждом шагу вносим свой вклад в уничтожение дикой природы. Простой пример: многие предпочитают провести выходной день с удочкой на реке. Что делаете вы, когда на крючок попадается слишком маленькая рыбка? Отпускаете в воду. Предварительно разорвав ей рот при извлечении крючка. И не видите, как она всплывает вверх брюхом дальше по течению. А опытный рыбак изначально подбирает такие крючки, чтобы мелочь не могла их проглотить.

Другой пример: вы завели другую живность поэкзотичней – скажем, ежа. Но вот выясняется, что новый член семьи ведет ночной образ жизни и топает по квартире. Нарушая сладкий сон хозяев. Что происходит после этого «открытия»? немного повздыхав, вы относите животное в близлежащий парк и выпускаете его. Но еж не может там жить: слишком много людей гуляет среди деревьев, нет грибов, ягод, выгребается палая листва. В результате «игрушка» погибает через несколько дней.

Таких примеров можно привести множество. И все это происходит лишь потому, что нарушается простой жизненный принцип: если можешь, не причиняй беспокойства другим. Великий французский писатель Экзюпери вложил в уста одного из своих героев мудрые слова: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Гордясь своим разумом и силой. не следует забывать о том, что человек, в сущности, лишь недавно перешагнул тонкую грань, отделяющую его от животных. И не абсолютный разум у нас, а только первые проблески его.

Чтобы лучше осознать необходимость защиты природы, мы должны определить, чем же мы обязаны животному миру, кроме того, что сами являемся его представителями.(По А.Агееву)

2.2. Много во Вселенной удивительных планет, но одна совершенно сказочная. Когда на верхней ее половине лето, на нижней – зима. Если справа день, то слева – ночь. Сверху и снизу венчают планету два пятна: куда ни посмотри с одного-все будет юг, а с другого – все север. И есть океан. Где встречаются восток и запад. И в какую бы сторону ни пошел, всегда вернешься назад. А если на планету взглянуть со стороны – удивительной красоты перламутровый шар сияет над бездной.

Ученые сейчас упорно копаются в лунной пыли, пытаясь найти в ней хоть признаки жизни. Если бы так же трепетно относились мы к жизни на нашей Земле! Зачем человеку тигр? На что надеется цветок? О чем свистят дикие крылья?

Все мы на иждивении у природы – и телом, и духом. Спешим в лес непременно за чем-то: за грибами, за ягодами, подышать. Встретиться с тайной и красотой. И природа нам верно служит. Служила питекантропу, служит и современному человеку. И вместо благодарности мы пытаемся скрутить ее в бараний рог. А зачем? Только потому что она безропотная и поддается.!

Природа много значит в нашей жизни: она нас поит, кормит, одевает и радует. Человек будущего – конечно же – станет беречь каждое живое существо. Хотя бы потому, что радости духа станет ставить выше радостей живота. Для живота мы вывели молочных коров, мясных свиней, яйценоских кур. А в диком лебеде, журавле, олене, тигре, соколе, в тысяча других удивительных и прекрасных существ проявилась творческая линия дикой природы.

Мы все создаем для чего-нибудь. Стоит взглянуть на дело человеческих рук – и сразу понятно, это затем-то и для того-то. Нами движет необходимость. А что движет природой? Какая цель и какой смысл в ее созданиях. Зачем птица? Для чего дерево? Звери, насекомые, рыбы. Сами по себе…(По Н.Сладкову.)

2.3. Родину, как и родителей, не выбирают. Она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в провинцию; как ни парадоксально, провинцией в этом случае может оказаться и большой город, но цент по-прежнему там, на нашей «малой » родине. Ее сменить нельзя.

«Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправит ошибки родительного воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле. О красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь потом соотносим с этими изначальными образами и понятиями.

Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я верю, что в моем писательском деле Ангара сыграла не последнюю роль: когда-то я вышел к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из нее сознательного и материального чувства родины. Художником человек становится лишь тогда, когда свои собственные чувства соединяет с общим природным и народным чувством, в которые я верю не меньше, чем в совесть и истину, и в которых они, быть может, и проживают. Я это еще и к тому говорю, что разрушенная отнюдь не сыновьим хозяйничанием родина приводит и к духовному, и к физическому разрушению человека. Это вещи одного порядка.

Конечно, «малой» родиной может быть и большой город, вернее, какой-то милый сердцу район города. У Булата Окуджавы - это старый Арбат, у Юрия Нагибина – Армянский переулок. Черты «малой» родины и дух ее в творчестве писателя заметны всегда. Поэтому «малая» родина – это не только природа в деревне и история в городе, но еще и взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера, и определенные склонности, вынесенные из самой земли ее вместе с ее солью. Это «родимые» пятна каждого человека, и в писателе они видны в особенности… (По В.Распутину)

2.4. В жизни каждого человека обязательно должна быть одна собака. Собака, которая спасла его от опасности, собака, которая скрасила одиночество или просто пробудила к жизни скрытые силы. Нежные и трепетные, необходимые, как воздух, насущные, как хлеб,- силы любви ко всему живому Может быть в жизни человека собака побитая, обиженная…

В моей жизни собака – это новый, с ее помощью открытый горизонт жизни. Новая запевшая струна. Новая возникшая краска. Это самоуглубление. Новые переживания, новые страдания и радости. Собака должна сослужить еще одну службу человеку – она должна пробудить в сердце ребенка доброе чувство. Это не мое открытие. Это дивное открытие народа, многих народов. Я открыл открытое. Открыл для себя заново, и эта новизна как бы вдохнула новые силы, омолодила.

Пробуждение доброго. Это процесс тонкий, требующий большого участия всех общественных сил. Ведь доброе может так и не пробудиться. Может, пробудившись, погибнуть. На первых порах это чувство слабое, хрупкое. Но если помочь ему взойти, дать ему окрепнуть, оно станет великой силой.

Тот, кто любит собак, тот сильнее любит людей. В человеке не может быть две жестокости. Жестокость одна. Если человек жесток к собакам, он жесток и к людям. Добро, как и зло, неделимо. Оно едино даже в самых своих сложных проявлениях.

Академик Павлов поставил памятник собаке за то, что она помогла ему сделать величайшее открытие. Может быть, со временем у нас появятся еще памятники и другим собакам. Например, памятник собакам, охраняющим границу, или собакам- минерам, санитарам, связным и тем, кто шли со взрывчаткой на спине навстречу фашистским танкам. А может быть, один из памятников будет воздвигнут нашему четвероногому другу за то, что он помог разбудить в юных сердцах великое чувство гуманизма, доброты, любви ко всему живому. (По Б.Емельянову)

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ

1.Прочитай текст внимательном. 2.Прочитай первый абзац вслух своему партнеру. 3.Попытайтесь вместе ответить на вопрос: о чем говорится в абзаце? Найдите ключевые слова, озаглавьте абзац. 4.Запиши заголовок первого абзаца в тетрадь. 5.Поменяйтесь ролями и приступайте к работе со 2 текстом в той же последовательности. 6.После окончания работы с абзацем 2 текста, найди второго партнера, перескажи ему содержание первого абзаца своего текста, проработай второй абзац в том же порядке, что и первый. 7.Текст второго партнера изучайте по схеме, изложенной в пунктах 3-6. 8. После окончания работы над темой подготовься, используя план, к выступлению в малой группе или перед классом.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ПО ТЕКСТАМ:

В итоге у учащихся в тетрадях появятся примерные планы по тексту №1:1)Люди бывают разные. 2)Погублено множество ни в чем не повинных существ. 3)Два противоположных подхода к природе Домашнее задание может быть следующим: по этим текстам написать или сжатое изложение, или сочинение-рассуждение по исходному тексту с использованием аргументов из остальных текстов.

написать изложение в сжатом виде
Текст:

Кто из людей не испытывал наслаждения, внимания вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц-никогда. птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты.
Самая богатая музыка-музыка природы. Один канадский композитор ввёл специальное понятие-"звуковой ландшафт". По его мнению, для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в ёлках-они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои "голоса", разные днём и ночью.
Природа не производит шум. Рёв бури, шелестящий лист, скороговорка дождя- во всём этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рёв водопада - вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность

Четверг, 27 Мар. 2014

Наша душа не занимается деятельностью в материальном мире и не наслаждается ее результатами, это невозможно по самой ее природе - душа это дух, а наш мир - это материя. Однако когда у души появляется подобное желание (по своей природе оно тоньше самой тонкой материи) - это желание или «вожделение» (кама) создает иллюзию такой деятельности, которая напоминает глубокий сон. Люди строят планы на будущее, но даже не подозревают, что все эти планы не имеют к ним самим никакого отношения. Все эти планы строит материальный разум, и именно он решает где вы будете жить, что вы будете есть, какая у вас будет жена и квартира.

Все, что происходит во времени — в прошлом, настоящем и будущем, — не более чем сон. Таков сокровенный смысл всех ведических писаний.

Нарада Муни, Шримад Бхагаватам, 4 песнь, глава 29

Сегодня мы немного углубимся в ведическую метафизику , для того, чтобы раскрыть хотя бы в небольшой степени одну загадочную тему, связанную с тонкой материальной реальностью, невидимой и потому неведомой очень многим людям. В этом нам поможет философия Санкхьи , являющаяся своего рода ведическим разделом метафизики, изучающим тонкие и грубые материальные объекты природы. Родоначальником этой философии был сам Кришна в образе своего воплощения Господа Капилы .

Мы постараемся узнать сегодня с вами — кто же на самом деле живет нашей жизнью, кто принимает решения, кто отвечает за то, какие тела мы получаем в этой жизни и в следующей, в конце концов мы узнаем — кто реально управляет нашими поступками сейчас . Очень сильно нам поможет в этом Шримад Бхагаватам и Великий Мудрец Нарада .

Где на самом деле протекает наша жизнь?

Очень важной темой является то, как мы на самом деле живем и воспринимаем окружающий нас мир. Большинство из вас наверняка скажет: мы используем свои органы чувств, чтобы видеть, слышать, осязать, обонять и испытывать ощущение от прикосновения. И это действительно так. Через познающие органы чувств человек получает информацию об окружающем мире. Но вот вопрос: а где мы испытываем наслаждение от соприкосновения с этими объектами?



Некоторые ученые материалисты, ничего не знающие о тонкой материи и ее устройстве скажут нам, что в нашем головном мозге присутствуют специальные рецепторы, а в теле особые гормоны, которые выделяются и реагируют на внешний мир, что доставляет нам так называемое счастье. По большому счету такие теории нельзя назвать научными, поскольку они основаны сугубо на эмпирических методах изучения (т.е. на том, что можно измерить, пощупать и т.д.). Таким ученым видима только грубая форма реальности, поэтому все их выводы, хоть и являются научными и доказанными, не могут объяснить процесс так, как он происходит на самом деле. Эти ученые не могут объяснить существование привидений, различных сущностей, духов и разных объектов тонкого мира, однако люди и здесь и там сталкиваются с тем, что эта реальность существует и даже воздействует на наш мир.

Согласно всецело полной и научной философии Санкхьи, представленой в Ведах и, в частности, в Шримад Бхагаватам, наша реальность состоит как из грубой материи, так и из тонкой материи. Все описанные выше существа могут не иметь грубого тела, который мы воспринимаем глазами, однако они имеют тонкое тело, которое может иметь форму из стихии огня (светящиеся существа), воды, а также из сочетаний их обоих или вообще из эфира. Частично такие тела можно видеть даже грубым зрением.


Русская матрешка (игрушка, отражающая принцип вложения нескольких тел живого существа)

Наши эмоции, переживания, ощущения, наслаждения и страдания находятся в нашем тонком теле, состоящем из ума, разума и ложного Эго .

Это тонкое тело покрывает изначальную духовную частицу и затем, подобно русской матрешке, входит в более грубое тело, которое состоит из пяти грубых элементов (воды, огня, воздуха, земли и эфира ).

Если человек задумается над этим, то придет к пониманию, что почти вся его жизненная деятельность протекает в УМЕ . И это легко доказать.

Каждое живое существо испытывает желания. Чтобы осуществить желаемое, мы начинаем обдумывать предмет своего желания в уме. Также, мы можем возвращаться в прошлое и вспоминать картины прошедших дней или даже жизней, но вся эта деятельность не касается грубого тела. Когда мы страдаем от обиды, наше грубое тело никак не участвует в этом процессе, однако мы можем потерять аппетит, стать слабыми или даже заболеть. Когда у нас умирает любимый человек или родственник, мы начинаем испытывать разлуку и страдания, и все эти переживания опять таки протекают в человеческом уме. Так, наслаждение от общения, горечь от расставания, память о прошлых наслаждениях их формы, желания и грезы о будущей мечте — представляют собой разнообразную деятельность, которая протекает в нашем тонком теле, но не в грубом.

По последним данным науки, в частности изучая достижения Американской медицины, можно прийти к выводу, что с точки зрения грубого материализма, вся информация, поступающая от органов восприятия, обрабатывается головным мозгом. В частности, ученые выявили и доказали, что ощущение наслаждения и боли нашего физического тела сосредоточены полностью в работе головного мозга. Так, на примере одного редкого заболевания у девушки после аварии, обнаружилось странное явление: все органы ее тела работают исправно, но она постоянно ощущает острую боль. Это ощущение боли генерируется импульсами головного мозга, для обеспечения предупреждения живого существа о неправильной работе органа тела.

Однако в случае с этой девушкой, данная система дала сбой: импульсы посылаются, а органы в полном порядке. Точно таким же образом, мозг содержит и передает необходимые импульсы, которые отвечают за наслаждение тела. Правда, если бы ученые не были бы такими материалистами и смогли заглянуть чуть глубже, они смогли бы понять, что физические грубые импульсы головного мозга, большая часть которых остается для ученых за гранью полного понимания, является всего лишь грубой проекцией деятельности тонкого тела, которое располагается в эфире и через эту, самую тонкую форму материи, соединяется с грубым телом.

Так, проанализировав деятельность грубых органов чувств тела человека, можно прийти к пониманию, что почти вся наша деятельность (боль, ощущение, восприятие, наслаждение и т.д.) на 80 % протекает в нашем уме, или в нашем тонком теле , а грубые органы чувств являются всего лишь неким безличным инструментом, соединяющим работу нашего ума с более грубой реальностью конкретных условий материального мира.

Почему мы ничего не знаем о своем тонком теле?

Если мы пришли к выводу, что в большей степени наша жизнь протекает в тонком теле, напрашивается резонный вопрос: почему мы ничего об этом не знаем?

Первая оболочка, это грубое материальное тело

Оно может состоять из пяти грубых элементов (огонь, вода, земля, воздух, эфир), как наши с вами тела, а может состоять только из двух или трех грубых элементов (такие тела имеют другие жители нашей вселенной). Это тело рождается и умирает постоянно. Оно может принадлежать нашему виду жизни (гуманоидный тип), который имеет девять отверстий, две руки и две ноги , а может принадлежать другим видам жизни, которые живут в воде, на земле, или в других средах и на других планетах.

Это тело подобно пиджаку или куртке, которые мы надеваем, выходя на улицу. Когда куртка износилась, мы получаем новую. Так происходит переселение из одного тела в другое. Это тело не имеет памяти, оно не может мыслить, оно является всего лишь слепком с нашего тонкого прообраза в теле ума .

Тонкое тело. Оболочка Ума

Тонкая оболочка ума содержит в себе пять познающих и пять действующих органов чувств. Жизнедеятельность в оболочке Ума протекает благодаря жизненной силе . В некоторых писаниях ее также называют кундалини и сравнивают со Змеей.

Давайте разберемся с вами, почему так происходит:

Жизненная сила в тонком теле ума поддерживает жизнь опираясь на 5 воздушных потоков в теле: прана, удана, самана, апана и вьяна .

Через эти пять потоков тонкое материальное тело взаимодействует с более грубым телом и обеспечивает его жизнедеятельность. Жизненная сила поддерживает пять потоков в теле и ее называют Змеей или Пятиглавым Змеем потому, что змея может жить питаясь одним воздухом. Жизненная сила обеспечивает всю работу не только грубого тела, но и тонкого материального тела, в частности работу Ума. Вот почему занимаясь дыхательными упражнениями можно повлиять на работу ума через практику восьмиступенчатой йоги (или аштанга-йога ).

Главная особенность оболочки Ума

В тонком теле Ума мы постоянно медитируем на объекты материального мира. Мы представляем себе что-то из прошлого или из будущего. Эта медитация на грубые материальные объекты или ситуации приводит к тому, что наши желания, которые породили эти объекты — когда-то исполняются, т.е. то, что мы на мыслили в конечном итоге будет вынуждено воплотиться. Однако мы можем «медитировать» и на отрицательные объекты, и чувства. Это также продиктовано нашим желанием обиды или мести, или же разочарованием и гневом от того, что какое-то наше желание вдруг исполнилось не так.

Таким образом, если человек генерирует в своём уме радостные мысли, он вскоре будет жить спокойнее и умиротвореннее, а все события вокруг него станут как будто налаживаться и улучшаться. Если же в этом теле ума возникают отрицательные образы и негативные переживания, то вскоре к такому человеку начнут притягиваться и соответствующие события.

Закон, по которому происходит эволюция тонких объектов в уме к грубым объектам описывается в Шримад Бхагаватам, когда Капила объясняет начала материальной природы и Эволюцию духа в материю.

Однако самое интересное заключается в том, что рождая в своем уме материальные положительные или отрицательные образы, человек тем самым создает свои будущие воплощения в материальном мире . Так, сам того не зная, каждый из нас занимается кармической деятельностью, которая повергает всех нас в круг самсары или в круг постоянных перевоплощений из одного материального тела в другое.

В этой связи нужно обратить особое внимание на технику духовного совершенствования в Сознании Кришны. Прекрасно зная об этой особенности человеческого ума, великие йоги и мистики древности занимали свой ум медитацией на форму Бога .

У Бога есть форма, но она не имеет материальной природы, поскольку Бог — это чистый абсолют и он является полностью духовным. Когда человек занимает свой ум медитацией на духовную форму Бога — его материальный ум очищается, успокаивается и перестает генерировать объекты материального мира, продиктованные желаниями чувственных удовольствий. Так материальная деятельность человека (карма) прекращается, и он постепенно выходит из под влияния материальной энергии, а затем возвращается в духовный мир.

Материальный разум Прамада.

Кто в действительности управляет нашей жизнью?

Оболочка Разума называется Прамадой , или «сводящей с ума» или также «материальным невежеством». Эта оболочка тоньше ума и она может воздействовать на него. Разум может решить как ему реагировать на жизнедеятельность Ума, но это еще не самое интересное…

Оболочка Разума человека — это и есть тот фактор, который в действительности руководит нашей жизнью. Чтобы лучше понять это, нам придется с вами отправиться на страницы Шримад Бхагаватам, туда, где мудрец Нарада будет рассказывать историю о царе Пуранджане.

Как духовное живое существо погружается в материю?

Узнав о невежественной деятельности царя Бархишата, великий мудрец Нарада исполнился состраданием к нему и решил объяснить ему, кто на самом деле управляет его жизнью в невежестве. Для этого, он поведал царю аллегорическую историю о неком царе Пуранджане , однако в этой истории он попытался объяснить как происходит погружение живого существа в материю. Чтобы лучше разобраться в этом, я вкратце опишу ее.

Пуранджана и Прамада

Когда-то живое существо (Пуранджана) или тот, кто существует о-о-о-очень давно пожелало насладиться материальным миром.

На самом деле изначальной причиной погружения дживы в материю является именно это желание — насладиться материальными благами или подчинить себе материальную природу . Вся материальная Вселенная создается только для таких живых существ, ибо именно это желание побуждает Верховного Творца создавать этот мир Иллюзии.

Это желание появляется в Ложном Эго , которое покрывает душу. Царь Пуранджана олицетворяет собой нашу душу, покрытую оболочкой Ложного Эго, вот почему он стал активно искать себе место, где бы он смог испытать все наслаждения. И самым подходящим для этого местом стало человеческое тело, которое представилось царю в виде города с девятью вратами . В этом городе находилось много парков, водопадов, украшенных зданий и прелестных ароматов. Все они символизируют различные чувственные наслаждения, которые можно испытать в теле человека. Однако попасть в город тела Пуранджана не мог, до тех пор, пока не вошел в любовный союз с некой прекрасной девушкой. Эту девушку звали Прамада , или Материальный разум .

Давайте разберемся почему все именно так?

Прамада , материальный разум, олицетворяет собой невежественное сознание. Дело в том, что Пуранджана не мог войти в тело — город, минуя хозяйку этого города — Прамаду . Это значит, что для наслаждения этим материальным миром, живой душе нужен специальный материальный, погруженный в невежество разум. Такой разум будет руководить деятельностью и нашего тела (город Пуранджаны) и нашего Ума, в котором живут наши многочисленные материальные желания. Царь Пуранджана влюбился в эту девушку и был очень счастлив ее встретить, ведь материальный разум открыл перед ним бесконечные возможности для материальных чувственных наслаждений.

Однако описывая деятельность царя Пуранджаны, великий мудрец Нарада замечает одну очень важную и загадочную деталь:

Шримад Бхагаватам, песнь 4. Глава 25 тексты 56-61

Запутавшись таким образом в собственных измышлениях, царь Пуранджана целиком погрузился в кармическую деятельность и потому оказался в полной власти материального разума . Обманутый им, он выполнял любые прихоти своей жены, царицы.

Когда царица пила хмельные напитки, царь Пуранджана тоже пил хмельные напитки. Когда царица обедала, он обедал вместе с ней, а когда она жевала, одновременно с ней жевал и царь. Когда царица пела, он тоже пел; когда она плакала, он тоже плакал, а когда она смеялась, смеялся и он. Когда царица принималась болтать, он вторил ей, а когда она выходила на прогулку, царь шел вслед за ней. Когда царица стояла, он тоже стоял, а когда она ложилась в постель, вместе с ней ложился и царь. Когда царица садилась, он тоже садился, а когда она что-либо слушала, он старался слушать то же самое. Он смотрел туда, куда смотрела царица, и нюхал то же, что нюхала она. Если царица прикасалась к какому-нибудь предмету, царь тоже прикасался к нему. Когда его дорогая царица скорбела, несчастному царю приходилось скорбеть вместе с ней, когда царице было радостно, радовался и царь, а когда она была довольна, он тоже испытывал удовлетворение.

Так был обманут царь Пуранджана, очарованный своей красавицей-женой. По сути, вся его жизнь в материальном мире была обманом. Этот глупый и несчастный царь, сам того не желая, исполнял все прихоти своей жены, словно ручной зверек, танцующий по приказу своей хозяйки.

Мудрец Нарада объясняет царю Прачинабархишату и всем нам, что попав под влияние материального разума, живое существо полностью забывает о том, кто оно, откуда оно пришло, какая у него природа и цель. Так, заместо него, его собственный материальный разум почти полностью овладевает его жизнью….

А что в реальности?

А в реальности, почти каждое живое существо (душа, истинное «Я» каждого) в этом материальном мире находится в глубоком сне .

Оно даже не подозревает, что:

  1. план купить квартиру
  2. купить машину
  3. завести жену или мужа
  4. родить ребенка
  5. заработать много денег
  6. объездить весь мир

… и многие другие планы, связанные с материальным чувственным наслаждением — исходят как раз от этой очень привлекательной девушки, которою Нарада называет женой царя Пуранджаны и дает ей определение «Прамада» или «Сводящая с ума «.

Люди строят планы на будущее, но даже не подозревают, что все эти планы не имеют к ним самим никакого отношения . Все эти планы строит материальный разум, и именно он решает где вы будете жить, что вы будете есть, какая у вас будет жена и квартира .

Нужно заметить однако, что материальный разум, Прамада, может выполнять совершенно обратную функцию, если вместо того, чтобы исполнять наши материальные желания, он будет получать непосредственные наставления от Сверхдуши, которая сопровождает в материальном теле каждое живое существо.

Такой вестью является голос Бога, который в образе своей экспансии-Сверхдуши сопровождает всех и по всюду. По своей природе изначально чистый разум живого существа может общаться с Богом через Параматму. Однако если же живое существо не желает признавать существование Бога, Сверхдуша становится исполнителем воли его материального разума и сама помогает ему забыть о себе .

Помимо Сверхдуши, на наш разум могут оказывать воздействие различные люди, существа, духи, ангелы, демонические личности, астральные создания или очень сильные мыслительные формы. В некоторых случаях особо могущественные живые существа и приведения из тонкого мира могут вообще поселиться в нашем теле так, что с виду это будет выглядеть так, будто в человека вселился Бес .

Однако многие сегодняшние люди, даже не подозревают, что помимо вселения бесов в таких масштабах (когда изначальный обладатель тела почти полностью утрачивает над ним власть) почти 80 % людей находятся под влиянием других сущностей из тонкого мира , которые активно вмешиваются в их жизнь, заставляя осуществлять такие желания, которые в действительности, после очищения человека от этих существ — покажутся ему самому дикими и отвратительными. Мы ничего не знаем об этом, но большинство из нас, прямо сегодня и прямо сейчас находятся в частичной власти совершенно других существ, которые обитают в тонких телах и могут оказывать воздействие на наш материальный разум .

Для того, чтобы указанные негативные живые существа не вмешивались в вашу жизнь, нужно вести чистый образ жизни и одухотворить свой материальный разум связью с Параматмой.

Изначальное желание материальной деятельности, которое заставляет разум создавать наши тела исходит из Ложного Эго . Это самая тонкая оболочка, сотканная из вожделения. Это вожделение и является тем фактором, который дает материальному разуму команду осуществлять наши желания.

Изначальная оболочка души — Ложное Эго

Изначальная, а потому самая тонкая оболочка, которая покрывает искорку духа в этом материальном мире — это оболочка Ложного Эго . На санскрите она называется АХАНКАРА, что значит буквально «Я ДЕЛАЮ». Поразмышляйте над этим и вы поймете, что в этом выражении кроется большая глубина, раскрывающая изначальную иллюзию, которая позволяет душе думать, что она является участником деятельности в материальном мире и наслаждается его результатами.

На самом деле все это действительно иллюзия, этого не существует!

Как же так? Да очень просто: наша душа не занимается деятельностью в материальном мире и не наслаждается ее результатами, это невозможно по самой ее природе — душа это дух, а наш мир — это материя. Однако когда у души появляется подобное желание (по своей природе оно тоньше самой тонкой материи) — это желание или «вожделение» (Кама) создает иллюзию такой деятельности, которая напоминает глубокий сон. Во сне мы можем представить, что стали императором мира, однако в реальности — мы остаемся теми, кто мы есть. Точно также изначальное «вожделение» живого существа обязывает Бога создать в некотором смысле своеобразный ИЛЛЮЗИОН для тех, кто хочет погрезить. Бог создает этот иллюзорный мир в состоянии глубокого сна, таким образом фактически Бог как бы грезит этим материальным миром, в котором мы, живые существа также погружены в грезы. Но нам, в отличие от самого Бога эти грезы кажутся настоящей реальностью!

Оболочка тонкого Ложного Эго покрывает изначальный свет духовной искры и заставляет душу считать себя реально существующим участником своей материальной деятельности. В действительности вся эта материальная деятельность создается с помощью необыкновенных качеств внешней энергии Кришны. Кришна создает с помощью своих энергий ИЛЛЮЗИОН, в котором сам же, с помощью своих же энергий — творит бесконечные иллюзии каждого живого существа. Эти иллюзии однако, создаются не для Кришны, так как ему такая деятельность не приносит какого-то особого наслаждения. Все эти иллюзии создаются для нас с вами, чтобы наши нереальные желания души обрели видимую реальность и как-будто воплотились в действительности.

Опасность остается всегда

Почти все, кто находятся в материальном мире рискуют вновь погрузиться в невежество. Это происходит потому, что тонкая оболочка невежества под названием Ложное Эго сохраняется до конца пребывания живого существа во вселенной. Вот почему постоянно быть на чеку и контролировать работу своего ума — задача любого, кто хочет навсегда покинуть этот мир и вернуться домой, к Богу.

Вот, что по этому поводу говорит Шукадева Госвами, главный рассказчик Шримад Бхагаватам.

Шримад Бхагаватам, песнь 5. Глава 6, стихи 2-5

Опытный охотник знает, что, если отпустить пойманных зверей, они непременно убегут, и потому не теряет бдительности. Так и тот, кто достиг совершенства в духовной практике, не доверяет своему уму и бдительно следит за каждым его шагом.

Все истинные мудрецы сходятся в том, что ум по своей природе очень непостоянен и потому не следует заводить с ним дружбу. Если мы доверимся нашему уму, он в любую минуту может нас обмануть. Даже Господь Шива потерял самообладание, когда увидел Мохини, воплощение Господа Кришны. Не избежал падения и такой великий йог, как Саубхари Муни.

Неверная жена может не задумываясь изменить мужу и завести себе любовников, и иногда случается, что любовники такой женщины безжалостно убивают ее мужа. Точно так же и ум: если йог доверится ему и даст свободу, ум заключит союз с врагами — вожделением, гневом, жадностью, — и они непременно убьют йога.

Именно ум является корнем вожделения, гнева, гордости, жадности, скорби, иллюзии и страха — оков, что удерживают душу в рабстве кармической деятельности. Так разве станет мудрый человек доверять уму?