Синтаксическая роль определительных местоимений. Синтаксическая роль местоимений

Синтаксическая роль (чем является в предложении)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

(В грамматике предметом считается всё, чему наше созна­ние способно приписать различные признаки: качества, свой­ства, состояния, действия. С точки зрения логики, смысла мягкость шерсти, белизна снега, пестрота ткани - это ка­чества предмета, но в языке это предмет, то есть нечто спо­собное производить действия или быть носителем признаков. Лексическое значение у большинства существительных совпадает с их общим грамматическим значением предмет­ности: бульдозерист, лошадь, портфель, стена. Существи­тельными также являются слова, называющие различные качества, свойства, отношения, действия, процессы - пред­меты в грамматическом значении слова: желтизна, поход, эгоизм, борьба, езда, рукопожатие)

Начальная форма: (Н. ф.): Именительный падеж (И.п.), единственное число (ед.ч.) школа, дом, книга, тетрадь.

2.Постоянные признаки:

1) собственное (имена, клички, геогр. названия, названия книг, журналов, кинофильмов) или

нарицательное (все остальные)


2) одушевлённые (отвечают на вопрос кто? ) или
неодушевлённые (отвечают на вопрос что? )

3) склонение (определяется по ед. ч.) существительные распределены по трем склонениям (помни о несклоняемых существительных и о разносклоняемых сущ.

4) существительные имеют три рода:

мужской женский средний

он (мой) она (моя) оно (моё)

Непостоянные (изменяемые) признаки: существительные изменяются:

1) по числам (единствен, число школа или множеств, число школы)

2) по падежам:

Падеж Вопрос Единственное число Множественное число И. кто? что? друг, книга друзья, книги Р. кого? чего? друга, книги друзей, книг Д. кому? чему? другу, книге друзьям, книгам В. кого? что? друга, книгу друзей, книги Т.. кем? чем? другом, книгой друзьями, книгами П. о ком? о чём? о друге, о книге о друзьях, о книгах

3.Синтаксическая роль: В предложении существительное бывает подлежащим, дополнением, сказуемым, в составе определения и обстоятельства => любым членом предложения.

1.ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? чей? и обозначает признак предмета.

Начальная форма (Н. ф.): И. п., ед. ч., м. р.

2.Постоянные признаки:

1) разряд (все прилагательные распределены по трём разрядам):

качественные относительные притяжательные 1). Обозначают различные качества предметов, помогают дать им характе­ристику по внешнему виду, весу, вели­чине и т.п. 2) имеют краткую форму (глубок, умён). 3) имеют степень сравнения (глубокий - глубже, умён -умнее). 4) Имеют суффиксы -ист-, -оват-, -еньк- .5) Образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не- 6) Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. 1) не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком (зимний) 2) не имеют краткой формы (деревянный) 3)не образуют степеней сравнения Серебряный, стеклянный 2. Обозначают признак предмета не пря­мо, а через его отношение к другому предмету. 3. Имеют суффиксы -ан-(-ян-), -ск-, -ов- и др. 5. Не образуют сложные прилагатель­ные и прилагательные с приставкой не-. 1) отвечают на вопрос чей? 2) обозначает принадлежность какому-либо лицу. 3) не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени. Хвост (чей?) лисий, Шкура лисья шарф (чей?) мамин, отцов, братов

Непостоянные признаки:

1. род (мужской, женский, средний),

2. число (единственное, множественное)

3. падеж => падеж прилагательных определяется по существительному, к которому относится прилагательное

3.Синтаксическая роль: в предложении полные прилагательные обычно являются определением (иногда сказуемым), а краткие - всегда сказуемым.

1) прилагательные могут быть употреблены в краткой форме, краткие прилаг. Отвечают на вопрос каков?

2) прилагательные могут быть употреблены в сравнительной или превосходной степени

СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯприлагательных


сравнительная превосходная простая (из одного слова) составная (из двух слов) простая (из одного слова) составная (из двух слов) образ. с помощью – ее (-ей), - е, -ше красивый + - ее = красивее (такие прил. не изменяются) с помощью слов-частиц: более (менее) + прилагательное в исходной (обычной) форме = более тонкий (помни: нельзя говорить: более тоньше) образ. с помощью суффиксов – ейш- -айш-: красивейш ий, глубочайш ее составная форма образуется с помощью частицы самый + прил. в обычной (исходной форме) самый глубокий

1. ГЛАГОЛ - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Начальная форма (по-другому инфинитив) - это когда глагол отвечает на вопросы:что делать? что сделать?

2. Постоянные признаки: 1 ) вид

совершенный несовершенный

(если отвечает на вопрос что сделать? ) (если отвечает на вопрос что делать?)

2) переходность глаголов:

переходный непереходный 1)сочетается с существительным в В.п. без предлога (любить маму ) 2)сочетается с существительным в Р. п., без предлога, если глагол с отрицанием (не любить книги ). Все остальные глаголы не обладают свойством переходности.

3) возвратные (это глаголы с постфиксом –ся)

смеяться, улыбаться.

невозвратные (это глаголы без постфикса - ся)

4) спряжение (1 или 2): (в рус. яз. есть разноспрягаемые глаголы: есть, дать, бежать, хотеть)

–ешь, -ет,-ем, -ете, -ут, -ют , относятся к 1 спряжению.

глаголы, которые имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят , относятся ко второму спряжению.

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ить, (кроме брить, стелить) + 11 глаголов-исключений: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, а ещё смотреть, вертеть.

Помни: брить, стелить → к І спр.

Непостоянные признаки: 1) наклонение:

Изъявительное Повелительное Условное Это действие, которое реально происходит или может происходить на самом деле (напишу, побегу ). Глагол содержит в себе просьбу, приказ, совет, а может ли это быть выполнено, неизвестно (пиши, бегите, пусть сделает, давай выполним) Действие может быть выполнено при определённом условии: гл. в прошедшем времени, рядом частица бы (пришёл бы, если смог ).

2) время: будущее(что буду делать? что сделаю?)

настоящее (что делаю? что делают?)

прошедшее (что делал? что сделал?)

3)лицо: (но помни, что глаголы есть личные и безличные см. ниже)

Ед.ч. Мн.ч. лицо -у (-ю) (я) пою -ем, -им (мы) поём лицо -ешь, -ишь (ты) поёшь -ете, -ите (вы) поёте лицо -ет, -ит (он) поёт -ут(-ют), -ат(-ят) (они) поют

4 ) род (для глаголов в прошедшем времени): ж. р., м. р., ср.р.

шла шёл шло

5)число (ед.ч. или мн.ч.)


Синтаксическая роль: глаголы в форме какого-либо наклонения всегда являются

сказуемым.

Глаголы в форме инфинитива могут быть любым членом

предложения.

Образец морфологического разбора глагола:

Давно я так не смеялся.

1. (Не) смеялся – глагол, т. к. обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делал?

Н. ф.: смеяться.

2. Пост. признаки: несовершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр.

Непост. признаки: в изъяв. накл., в прош. вр., в м. р., в ед. ч.

3. Синт. роль: не смеялся (является в предложении сказуемым)

Безличные глаголы не сочетаются с подлежащим, они являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях.

Личные:безличные

Он не читает ему не читается (не читалось)

Он хочет уйти ему хочется (хотелось) уйти

Река шумит в ушах шумит

Пирожок вкусно пахнет на кухне пахнет пирожками

Начнет холодать
7

1.МЕСТОИМЕНИЕ – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество и отвечает на вопросы КТО? КАКОЙ? СКОЛЬКО?

Н.ф.: в И.п., ед.ч., (м.р.) для местоимений указывающих на признаки

2. Постоянные признаки: 1) разряд (их 9)

Разряд Местоимения (в И.п.) Как изменяются Личные я, мы , ты, вы , он, она, они, оно (+ эти же мест. в косв.падежах) 1 лицо 2 лицо 3 лицо По падежам, числам Возвратные Р.п.: себя , Д.п.: себе , В.п.: себя Т.п.: собой , П.п.: о себе . По падежам Вопросительные Кто? Что? Сколько? Каков? Какой? Который? Чей? Кто пришел? По падежам Относительные Кто, что, какой, чей, который, сколько (когда употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчинённых. Я знаю, кто пришёл. Я знаю, что случилось. ) По падежам Неопределённые Некто, нечто, несколько, кое-кто, что-то, что-нибудь, что-либо По падежам Отрицательные Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, никто, нечего По падежам Притяжательные Мой, ваш, твой, наш, свой (его, их, её не путай с личными). Отвечают на вопрос ЧЕЙ? По числам, родам, падежам Указательные Этот, тот, такой, столько, таков По числам, родам, падежам Определительные Весь, иной, другой, всякий, каждый, сам, самый По числам, родам, падежам

2) лицо НЕ ДЛЯ

3) род ВСЕХ

Непостоянные признаки:

1) падеж (кроме: каков, таков)

2) род у местоимений указывающих

3) лицо на признак.

3. Синтаксическая роль: может быть любым членом в предложении.

Местоимения заменяют существительные (кто, что, он, н, ты, мы, никто, что-то и др.) и указывают на предметы, Изменяются по падежам: кто, кого, кому, кем, о ком и т. д.

Местоимения заменяют прилагательные (какой, этот, тот, мой, твой, свой и др.) и указывают на признак предметов, изменяются по числам, родам, падежам: какой, какая, ка- кое, какие, каким, о какой и т.п.

Местоимения заменяют числительные (сколько, столько, несколько) и указывают на количество предметов. Как и количественные числительные, эти местоимения обычно изменяются по падежам: сколько ящиков (шесть ящиков), скольких ящи­ков (шести ящиков), сколькими ящиками (шестью ящиками).

Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют.

Местоимения, заменяющие существительные, чаще всего и предложении выполняют роль подлежащего, дополнения.

Местоимения, заменяющие прилагательные, являются в предложении определениями.

Таким образом, местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они заменяют.


1. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – часть речи, выражающая значение числа. Имена числительные отвечают на вопрос сколько? (два, сто, много, сто пятьдесят, трое)

2.Пост. пр.: разряд (порядковое или количественное, для колич. – целое, дробное или собирательное); простое, сложное или составное – по составу.

Непост. пр.: падеж

3.Синт. роль: любым членом предложения

Правописание числительных

1. Сложные числительные пишутся слитно (семьдесят, семьсот )

2. Составные числительные пишутся раздельно (тридцать два ).

(пиши столько слов, сколько значков - цифр, не считая нулей, но добавляя слова: тысяча, миллион, миллиард).

401 четыреста один (2 цифры 2 слова).

ь на конце (И. п.) З. У числительных от 5 до 19 ь в середине слова (И. п.)

от 500 до 900

4. Числительное пол- пиши слитно , если вторая часть начинается с согласной буквы

(кроме л).

NB! Полу... всегда слитно ПИШИ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, если вторая

(Полуфинал, полуботинок ) часть начинается:

С гласной (пол-арбуза )

С прописной (пол-Европы )

Л (пол - лимона ).

Числительные Особенности склонения 1. 1,2,3,4. Склоняются как прилагательные: четырьмя, двум. 2. от 5 до 20+30 Как существительные 3 склонения } ед. ч. И. п.: пять , Р. п.: пяти , Д. п.: пяти . 3. 40,90,100. 40- И., В. п,- нулевое , в остальных падежах 90,100-И., В. п.-о 40,90,100 -а. 4. 50-80 200-900 склоняется каждая часть в слове: пятидесяти, двухсот, девятисот, девятистам. 5. 1000 Как сущ. 1 склонения, но в Т. п. числ. тысячью сущ. тысячей. 6. 1000000 1000 000000 миллион склоняются как существительные миллиард 2 склонения. 7. составные числительные Склоняются все части по своему образцу. 8. порядковые числительные Склоняются как прилагательные, окончание зависит от вопроса. Если составное порядковое числительное, то склоняется только последнее слово. 9. числительные полтора-1,5 полтораста-150 И. п. - полтора, полтораста . Р. В. п. - полтора, полтораста. Д. полутора Т. полутораста П.

1. НАРЕЧИЕ – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действия или признаки признаков и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? зачем? и почему? с какой целью?

с помощью слов: более (менее) + наречие = более тонко составная форма образуется с помощью местоимения всех + наречие в сравнительной степени Сделал лучше всех.

В предложении наречие бывает чаще всего:

1. обстоятельством

2. но может быть и несогласованным определением (волосы торчком торчали )

3. в безличном предложении может быть сказуемым, тогда мы это наречие называем словом категории состояния (СКС). Мнегрустно .

Большинство наречий пишется слитно , так как это неизменяемая часть речи.

Дефис пишется:

1. в наречиях с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему. По -новому ,

по- осеннему

2. в наречиях с приставкой по- и суффиксами и, -ски: по-русски

3. в наречиях с приставкой –в (-во), оканчивающихся на –ых, -их. Во-первых, в-третьих.

4. в наречиях, образованных повторением слов или однокоренных слов: еле-еле, чуть-чуть, крепко-крепко, мало-помалу, давным-давно, видимо-невидимо.

5. в наречиях с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо,-нибудь

ЗАПОМНИ НАПИСАНИЕ:

бок о бок, точь-в-точь.

Но есть группа наречий и наречных выражений, которые пишутся раздельно. В них приставка! пишется раздельно. Она так «застыла». Список этих выражений смотри дальше.


1. ПРИЧАСТИЕ – (особая форма глагола) часть речи, которая отвечает на вопрос какой и обозначает признак предмета по действию.

Н.ф.: И.п., м.р., ед.ч. (как у прилагательных).

2. Постоянные признаки: 1)действительное или страдательное.

обозначает признак, который обозначает признак, который

создается действием самого создается у одного предмета

предмета (летящий самолет, действием другово предмета.

упавший мяч).

2)вид (совершенный, несовершенный).

3)время (настоящее, прошедшее).

4)возвратное или невозвратное.

Непостоянные признаки: род, число, падеж, (у страдательных причастий краткая или полная форма).

3. Синтаксическая роль: определение (в краткой форме – сказуемое).

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая показывает на предметы, признаки, количество, однако не именует их: я, себя, ваш, столько и др.

Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), имён числительных (сколько?): он смеется, мой брат, немного карандашей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они подменяют в тексте.

Синтаксическая роль местоимений

Местоимение может быть хоть каким членом предложения:

Я желаю спать (подлежащее).

Это она (сказуемое).

Миша - мой брат (определение).

Учитель вызвал его (дополнение).

До каких пор это будет длиться (каких заходит в состав происшествия)?

Разряды местоимений

А. Разряды местоимений п о грамматическим признакам (зависимо от того, заместо какой части речи они употребляются).

1. Местоимения-существительные (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);
  • меняются по падежам (некто, нечто употребляются исключительно в форме И.п.; некоторого, нечего, себя не имеют формы И.п.);
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.
  • 2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, некий, этот, тот и др.). Их особенности:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • меняются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каковой не меняется по падежам; притяжательные его, ее, их не меняются вообщем, в отличие от омонимичных форм личных местоимений его, ее, их );
  • местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно меняется по родам, числам и падежам), однако время от времени, как порядковое числительное, показывает на порядок предметов при счёте (- Который час? - 5-ый ).

    3. Местоимения-числительные (сколько, столько, немного ). Их особенности:

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос сколько? ;
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно меняются по падежам.
  • Б. Разряды местоимений по лексическому значению.

    1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

    2. Возвратимое: себя . Это местоимение показывает на тождественность лица либо предмета, нареченного подлежащим, лицу либо предмету, нареченному словом себя (Он себя не оскорбит. Надежды себя не оправдали ).

    3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, собственный, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу либо другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень комфортен ).

    4. Указательные: этот, тот, таковой, такой, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак либо количество предметов.

    5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, хоть какой, иной, другой, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

    6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат особыми вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .

    7. Относительные: те же, что и вопросительные, однако служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так именуемые союзные слова (Я вызнал, кто пришёл. Это дом, который выстроил мой дед) .

    8. Отрицательные: никто, ничто, некоторого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета либо признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений при помощи приставок ни- , не- (Никто не ответил. Некоторого инкриминировать) .

    9. Неопределенные: некто, нечто, некий, некоторый, немного , также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений при помощи приставки кое - либо постфиксов -то , -или , -нибудь : кое-кто, кто-то, чего-нибудть и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).

    Примечания:

    1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некие другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не небезопасен; Сам придёт; Это книжка; Всё завершилось отлично ).

    2) Некие местоимения имеют омонимы посреди служебных частей речи (это, что ): Это книжка (местоимение). - Москва - это столица Рф (указательная частичка); Я знаю, что ему сказать (местоимение, союзное слово). - Я знаю, что он тут (альянс). См. тщательно Как различать союзы и союзные слова?

    План морфологического разбора местоимения

    1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

    2. Исходная форма.

    3. Неизменные морфологические признаки:

  • разряд по соотношению с иной частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное);
  • разряд по значению (личное, возвратимое, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
  • лицо (для личных местоимений);
  • число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).
  • 4. Непостоянные морфологические признаки:

  • падеж;
  • число (в том случае есть);
  • род (в том случае есть).
  • 5. Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

    Эталоны разбора местоимений

    Представьте для себя удовлетворенность какого-либо ботаника, который внезапно попадает на необитаемый полуостров, где до этих пор не ступала ничья людская нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

  • (представьте) для себя
  • кому?

    2. Н. ф. - себя .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-существительное, возвратимое.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.

    5. В предложении дополнение.

  • какого-либо (ботаника)
  • какого?

    2. Н. ф. - какой-либо .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, неопределённое.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.

  • который
  • 1. Местоимение, показывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

    2. Н. ф. - который .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, относительное.

    5. В предложении подлежащее.

  • (до) этих (пор)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос каких?

    2. Н. ф. - этот .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, указательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.

    5. В предложении часть происшествия времени.

  • ничья (нога)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос чья?

    2. Н. ф. - ничей .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, отрицательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, дамского рода, именительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

    1. Местоимение, показывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

    2. Н. ф. - он .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-существительное, личное, 3-е лицо.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

    5. В предложении подлежащее.

  • свою (коллекцию)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос чью?

    2. Н. ф. - собственный .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, притяжательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, дамского рода, винительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

  • всякими (представителями)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос какими?

    2. Н. ф. - всякий .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, определительное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

    Источники:

  • Раздел «Местоимение как часть речи» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: лаконичный теоретический курс для школьников»
  • Раздел «Местоимение» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Дополнительно на сайт:

  • Каковы правила правописания личных местоимений в российском языке?
  • Каковы правила правописания отрицательных местоимений в российском языке?
  • Каковы правила правописания неопределенных местоимений в российском языке?
  • Где отыскать упражнения к теме «Правописание местоимений»?
  • Каковы нормы потребления местоимения собственный?
  • Каковы нормы потребления местоимения себя?
  • Каковы нормы потребления местоимения сама?
  • Каковы нормы потребления местоимений его, её, их?
  • Каковы нормы потребления местоимения он (она, оно, они) в купе с предлогом?
  • Где отыскать упражнение к теме «Употребление местоимений»?
  • Морфология русского языка включает множество интересных разделов. Данная статья посвящена рассмотрению местоимения как части речи. местоимения, их особенности, роль в предложении - все это освещается в материале.

    Местоимение

    В морфологическом списке русского языка важное место принадлежит местоимению. Так называется часть речи, способная заменить любую именную часть речи, не называя конкретных признаков слова. Местоимение, значение и грамматические признаки которого будут указаны ниже, лишь указывает на предметы или явления, не давая им прямого наименования. К примеру, существительное дом можно заменить местоимением он , числительное двадцать - словом сколько-то , прилагательное синий - местоимением какой-то и так далее.

    Классификация местоимений по значению

    Существует несколько классификаций. Так, на основании значения, которое несет слово, выделяют местоимения личные (он, ты, мы ), притяжательные (его, твой, наш ), указательные (та, этот, такой ), определительные (всякий, самый, каждый ), вопросительно-относительные (что, чей, кто ), неопределенные (некто, некий, некоторый ), отрицательные (ничто, нечего, никакой ) и возвратное местоимение себя . Грамматические признаки местоимения указываются на основании его значения.

    Личное, притяжательное, возвратное, указательное

    Наиболее употребительными являются личные, притяжательные и указательные местоимения. Грамматические признаки личных местоимений - это наличие категории лица, способность изменения по падежам, присутствие категории рода у 3 лица. Например: На рыбалке у него было приподнятое настроение. В предложении есть личное местоимение (у) него , которому присущи такие признаки, как 3 лицо (по начальной форме - он), родительный падеж, мужской род.

    Грамматические признаки указательных местоимений (и притяжательных также) схожи с признаками имени прилагательного: они также изменяются по падежам, числам и родам. Например, Этот дом - его мечта. В предложении есть указательное местоимение этот (единственное число, мужской род, им. падеж) и притяжательное местоимение его (ед. число, мужской род, им. падеж). не изменяется, имеет постоянную, традиционную форму - себя .

    Определительное, неопределенное, отрицательное, вопросительно-относительное

    Грамматические признаки местоимений определительных следующие: число, род и падеж, зависимые от имени существительного. Эти части речи похожи на но указывают на обобщенный признак. В предложении согласовываются с именем существительным. К примеру, Каждый день становилось теплее. Местоимение каждый согласуется с существительным в числе, роде, падеже.

    Вопросительно-относительные местоимения используются в вопросах и сложноподчиненных предложениях как скрепа. При этом одно и то же слово может быть вопросительным местоимением в одном контексте и относительным - в другом: Что говорят про новые гаджеты? (вопросительное) - Ему передали, что говорят про новые гаджеты (относительное). Такие местоимения не изменяются, только кто и что обладают категорией падежа.

    Указывают на неопределенность чего-либо и образуются от вопросительных путем прибавления префиксов не - и кое - или суффиксов -нибудь , -то , -либо . Таким образом, грамматические признаки местоимения зависят от его значения. Отрицательные виды рассматриваемых нами частей речи также образуются от вопросительных, но употребляются для отрицания. Например: Послышался какой-то никому неизвестный звук. В предложении два местоимения: какой-то - неопределенное и никому - отрицательное.

    Классификация местоимений по грамматическим признакам

    Заменяя ту или иную часть речи, местоимение соотносится с какой-либо из них. Поэтому выделяют местоимения-существительные, прилагательные и числительные, которые косвенно называют предмет, признак или количество.

    Местоимениями-существительными являются те, которые могут заменить имя существительное, а именно: личные местоимения, вопросительные кто и что и образованные от них отрицательные, возвратное. Они отвечают на вопросы имен существительных. В предложениях чаще всего являются дополнениями либо подлежащими. Грамматические признаки местоимения-существительного указываются исходя из его отнесенности к тому или иному разряду по значению. К примеру, личные имеют категории лица, числа, падежа, а у отрицательных, возвратных и неопределенных местоимений-существительных не принято определять лицо.

    Местоимениями-прилагательными называются те, что отвечают на вопросы имен прилагательных и выполняют синтаксическую роль определения. Это большая группа таких частей речи, куда относятся все притяжательные, некоторые указательные (такой, этот, тот и другие), некоторые вопросительные (какой, чей ) и образованные от них неопределенные и отрицательные. Грамматические признаки слов из этого разряда схожи с признаками имен прилагательных, то есть у них есть непостоянные категории падежа, рода, числа.

    К местоимениям-числительным относятся вопросительное слово сколько и неопределенное слово столько , а также образованные от них неопределенные местоимения. Из грамматических признаков им присуще только изменение по падежам.

    Синтаксическая роль местоимений

    По критерию отнесения к тому или иному разряду по значению легче определять грамматические признаки местоимения. Части речи, с которыми ассоциируется местоимение, дает возможность с легкостью обозначить его синтаксическую роль. Так, в предложении "Она написала им другое письмо" есть три местоимения, выполняющие разные функции: она (личное) - подлежащее, им (личное) - дополнение, другое (определительное) - определение.

    Правильно назвать член предложения, выраженный местоимением, помогают вопросы. Например, Никто не жил в вашем доме раньше?. Задается вопрос кто? - никто - это подлежащее, в доме каком? вашем - определение. Встречаются предложения, в состав которых входят только местоимения: Это они. Э то - подлежащее, они - сказуемое. Их несколько : их - дополнение, несколько - подлежащее.

    Морфологические нормы употребления местоимений

    Говоря о грамматических нормах употребления местоимений в словосочетаниях или предложениях, необходимо прежде всего отметить наиболее распространенную ошибку. Это три притяжательных местоимения ее, их, его, которые часто употребляются неверно. Например, егошний, ейный, ихний - это грубое нарушение нормы русского языка.

    Употребление местоимений он, они и она нередко требует прибавления буквы "н" в начале слова: он - без него, она - около нее, они - у них . Это необходимо после предлога. Если предлог отсутствует, то буква "н" в слове не нужна: узнали его, спросил ее, увидел их .

    Местоимение и контекст

    Местоимения выполняют в предложениях и текстах функции замещения. С этим связаны некоторые грамматические неточности. К примеру, Отец уехал в город. Он был далеко. Отец или город был далеко? В офис приехал директор, который находится на пятом этаже. Офис или директор на пятом этаже? Особенно часто двусмысленность наблюдается при употреблении возвратного местоимения и притяжательного местоимения свой: Руководитель попросил менеджера зайти в свой кабинет (чей кабинет: руководителя или менеджера).

    Местоимения в экзаменационной работе

    В экзаменационной работе по русскому языку встречаются задания, где требуется знать грамматические признаки существительного, глагола и прилагательного. Местоимения часто включаются в задания с нарушением грамматических норм. В таблице ниже представлены примеры подобных заданий.

    Нарушение грамматических норм при употреблении местоимений
    Задание Ответ
    • взять у его;
    • двумястами домами;
    • красивый Сочи;
    • наиболее красивый.
    взять у его (правильное употребление: у него)

    Укажите вариант с нарушением морфологической нормы:

    • около двухсот жителей;
    • ихняя дача;
    • самый хороший;
    • полутора километров.
    ихняя дача (правильное употребление: их)

    Укажите вариант с нарушением морфологической нормы:

    • вкусный кофе;
    • двумстам студентам;
    • егошний сосед;
    • менее высокий.
    егошний сосед (правильное употребление: его)

    Нередко местоимение выполняет в тексте роль лексического средства связи между предложениями. В аттестационной работе встречаются задания на определение в тексте. Например, необходимо определить, чем связаны предложения: Василий еженедельно ездил в город за покупками. Из него он привозил фрукты, крупы и сладости. Ответ: двумя личными местоимениями. Или другой пример: Сегодня пошел дождь. Это неожиданно. Данные предложения сязаны с помощью указательного местоимения.

    Таким образом, грамматические признаки местоимения, морфологические нормы их употребления необходимо знать для успешного прохождения экзамена по русскому языку.

    История формирования местоимений как части речи интересна и особенна. К примеру, я - личное местоимение первого лица единственного числа. Оно произошло от старославянского язъ , которое, вероятно, отражало первую букву алфавита - азъ. в языке образовались позже всех. Это связано с тем, что ранее существовали указательные местоимения и, я, е, которые отсылали к третьему лицу. А современные местоимения третьего лица возникли путем перехода слов из одного разряда в другой: из указательных в личные. История русского языка знает период, когда было три вида указательных местоимений. Они употреблялись в зависимости от удаленности предмета от говорящего: съ - близко к говорящему, тъ - близко к собеседнику, онъ - отсутствовавший при разговоре. Разряд притяжательных местоимений до сих пор формируется: в нем есть и простые притяжательные формы (мой, свой ), и вопросительные (чей? ), и неопределенные (чей-нибудь ), и отрицательные (ничей ).

    Использование компьютера на уроке русского языка и литературы позволяет учителю общаться на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ахтямова Фирая Каюмовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, МОУ Ново- Арышская СОШ Рыбно- Слободского муниципального района РТ

    Использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.

    Среди бесспорных достоинств работы с компьютером можно назвать и наличие обратной связи, большие возможности предъявления наглядного материала, объективная оценка действий учащихся. Компьютерная технология способствует повышению интереса к предмету.

    Тема. Местоимение. Разряды местоимений. Синтаксическая роль. Правописание.

    Цели урока. 1) Обучающая. Повторение и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте, о синтаксической функции местоимений. Умение находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения, познакомить учащихся со структурой теста Единого Экзамена; настроить учеников на серьезную работу по подготовке к экзамену, повторить сложные вопросы по теме местоимения.

    2) Развивающая. Пробуждение в учащихся интереса, положительной мотивации к изучению русского языка, развитие устной и письменной речи учащихся.

    3) Воспитывающая. Заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь. Воспитание доброты, нравственности.

    4) Коммуникативная. Организация речевого общения, формирование у учащихся умения общаться, чувства собственного достоинства, готовность к взаимодействию, взаимопомощи.

    Метод обучения. Комбинированный (сочетание словесных, наглядных, практических методов).

    Форма урока . Урок в компьютерном классе. Сочетание общеклассных и индивидуальных форм.

    Оборудование. Электронное издание (ЭИ) «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» (автор заданий А.Ю. Кузнецов). Раздел «Морфология» (Теория), аудиозапись «Жизнь и творчество Марины Цветаевой», дидактический материал, тесты, таблица.

    Мотивация. Использование наглядных справочных материалов компьютерного комплекса «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» дает возможность оперативно и в интерактивном режиме проверить степень освоения учащимися соответствующих разделов.

    Местоимение в языках…-слова вторичные, слова- заместители. Это как

    Бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря

    Наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимений

    Являются знаменательные слова.

    А.А.Реформатский .

    Ход урока.

    I . Организационный момент.

    II. Объявление целей и задач урока

    Учитель: Цель нашего урока - повторение и обобщение знаний о местоимении. Уметь устранять неоправданное повторение местоимений в тексте, разграничивать неопределенные и отрицательные местоимения, правильно писать их, произносить.

    Другая наша задача - это подготовка к ЕГЭ.

    Несмотря на внешнюю легкость заданий по морфологии (местоимению), они требуют внимания и сосредоточенности.

    1. Вступительная беседа.

    Ребята, что вы знаете о местоимении?

    Местоимение-знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые не называют лиц, предметов, признаков, количеств, а только указывают на них или спрашивают о них.

    Примеры: После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение - книги и стихи. Она пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском.

    Ни у кого (отрицат.,при наличии предлога ни является частицей - пишется раздельно) ничего(при отсутствии предлога ни (не) являются приставками - пишется слитно) заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой»-такою была Цветаева и такою осталась навсегда.

    Местоимение может обозначать любой предмет, любой признак, любое количество. Конкретное значение местоимения в каждом случае употребления меняется: оно зависит от того, с каким словом в контексте соотносится местоимение.

    Что вы можете сказать о морфологических и синтаксических функциях местоимений.

    Морфологические и синтаксические функции местоимений чаще всего зависят от того, на какую часть речи они указывают. Поэтому местоимения не имеют своих особых морфологических признаков.

    В предложении они бывают подлежащими, дополнениями, как имена существительные, или определениями, как имена прилагательные.

    Например:

    1.Моим стихам, как драгоценным винам,

    Настанет свой черёд.

    М.Цветаева.

    Марина Цветаева и Сергей Эфрон…Они встретились 5 мая 1991 года на пустынном коктебельском берегу.

    Эфрон подарил ей кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

    Учитель: -Ребята, вот мы с вами и пришли к выводу, что наша речь должна быть стройной, правильной, гармоничной. Мы узнали о том, что местоимение самая важная часть речи, так как оно позволяет избежать от лишних повторений.

    III. Тренинг. Ученики по очереди читают тренировочные упражнения в списке вопросов и аргументируют свой выбор ответа.

    IV. Комментарии учителя.

    V. Практикум по морфологии. Работаем с электронным учебником. Путь поиска. Оглавление. Морфология. Местоимение.

    Классификация местоимений по значению.

    Личные: 1л.я,мы; 2л.ты,вы; 3л.он, она, оно, они.

    Возвратное: себя.

    Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, его, её, их.

    Указательные: этот, тот, такой, таков, столько.

    Вопросительные (употребляются для вопроса): кто?, что?, какой?, который?, чей?, сколько?

    Относительные (употребляются для связи частей сложноподчиненных предложений): кто, что, какой, который, чей, сколько.

    Определенные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой.

    Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.

    Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-нибудь, что-либо, что-то.

    Внимание! Следует разграничивать личные и притяжательные местоимения поскольку в некоторых формах они омонимичны. Ср., например: Это его книга - Его не было дома.

    Комментарии учителя. Помните, что некоторые притяжательные местоимения (его, её, их) совпадают только с формами родительного падежа личных местоимений (его, её, их).

    Ученики выполняют тренировочные упражнения из электронного учебника.

    Учитель. А теперь, ребята, открываем следующую страницу электронного учебника. Изучаем теорию о правописании местоимений.

    1.Неопределенные местоимения пишутся с частицами -то, -либо, -нибудь, кое - через дефис: кто-то, кому-нибудь, кое-что.

    2. Отрицательные местоимения имеют частицу не только под ударением, а ни - без ударения: некого, нечем, никого, ничего. При отсутствии предлогов эти частицы пишутся слитно, а с предлогом - в три слова: не с кем, ни у кого.

    3. Следует различать сочетания не кто иной, как; не что иное, как и никто иной, ничто иное. Советуем использовать для разграничения этих сочетаний следующих их признаки (Таблица№3 из электронного учебника).

    Выполнение заданий.

    VI. Следующий этап нашего урока - это работа с текстом. 1. Небольшая информация о жизни и творчестве Марины Цветаевой (используется магнитофонная запись). 2. На интерактивной доске высвечивается текст о Марине Цветаевой. Выразительное чтение текста.

    Я долго недооценивал Цветаеву. В неё надо было вчитаться. Когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне бездны чистоты и силы. Ничего подобного нигде кругом не существовало…

    Весной 1922 года, когда она уже за границей, я в Москве купил маленькую книжечку. Меня сразу покорило лирическое могущество цветаевской формы… Я написал Цветаевой в Прагу письмо, полное восторгов и удивления по поводу того, что поздно её узнал. Она ответила мне. Между нами завязалась переписка… Летом 1935 года я, сам не свой от почти годовой бессонницы, попал в Париж, на антифашистский конгресс. Там я познакомился с сыном, дочерью и мужем Цветаевой…

    Члены семьи Цветаевой настаивали на её возвращении в Россию. В них говорила тоска по родине…

    Цветаева спрашивала, что я думаю по этому поводу. У меня на этот счет не было определенного мнения. Я не знал, что ей посоветовать, и слишком боялся, что ей и её замечательному семейству будет у нас трудно и неспокойно. Общая трагедия семьи неизмеримо превзошла мои опасения.

    Борис Пастернак «Воздушные пути».

    Словарная работа.

    Бездна- 1) упкын 2) иксез-чиксез 3) бик күп .

    Могущество-куәт. Көдрәт, зур көч.

    Превзойти- 1) өстен чыгу, уздыру 2) арттыру.

    Задания:

    1.Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Озаглавьте текст. Разделите на смысловые части. Найдите местоимения и докажите, что они позволяют избежать стилистических ошибок. Какую синтаксическую функцию выполняет местоимение?.

    2.Скажите, на какие разряды по значению и грамматическим особенностям делятся местоимения? Какие из них преобладают в этом тексте?

    3.Проанализируйте орфографию и пунктуацию последнего абзаца текста. Составьте схемы сложных предложений текста.

    VII. Особенности употребления местоимений.

    1. К личным местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется н, например: зашел к нему, разговаривал с ним, близ него и. др.

    Примечание. Присоединения н не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом (подобно ему, наперекор ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его, он учится лучше её).

    1. Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшие названные ранее существительные, например: Девушка запела песню, и она (т. е. песня) всем понравилась. При несоблюдении этого правила может возникнуть неясность или искажение смысла, например: Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он (монтер или начальник цеха?) не явился.
    2. Не следует заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа собирательные существительные (студенчество, листва, большинство и т.п.). Например, неправильно построены такие предложения: Большинство нашего класса уезжает в туристский лагерь. Они пробудут там две недели (вместо местоимения они следует использовать существительное школьники или ребята).
    3. Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц, которые воспроизводят действие, например: 1) Лиза подняла на него свои ясные глаза. При несоблюдении этого правила при употреблении местоимений может возникнуть неясность, двусмысленность, например: Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон (чей чемодан: рассказчика или товарища?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить так: Я попросил товарища, чтобы он внес свой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести мой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести его чемодан в вагон.
    4. Часто местоимения выступают как средство связи предложений в тексте.

    Сообщения учащихся о трудных случаях правописания местоимений (из своих небольших исследовательских работ).

    - Выполняем упражнение 266. (В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах).Задание. Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при употеблении местоимений. Спишите, исправляя предложения.

    VIII. Закрепление материала. На магнитной доске слепая схема (незаполненная).

    Разряды Примеры

    1. Личные
    2. себя
    3. Вопросительно-относительные
    4. этот, тот, такой.
    5. Притяжательные
    6. некто, нечто, кое-кто.
    7. Отрицательные
    8. каждый, самый, сам.

    IX. Работа с тестами (для средних и слабых учащихся).

    1. Местоимение это: 2.Они

    А) член предложения; а) личное

    Б) часть речи; б) возвратное

    В) словосочетание в) притяжательное

    3.Местоимение себя указывает на: 4. Найти лишнее

    А) предмет; а) Я, ты, он

    Б) количества; б) мой, твой, наш

    В) лицо. в) каждый, самый, свой

    5.Изменяется по родам 6. Никто-это

    А) себя а) отрицательное

    Б) я б) указательное

    В) этот в) неопределенное

    7.Не имеет именительного падежа: 8 Местоимение не бывает

    а) себя а) подлежащими

    б) моего б) сказуемыми

    в) твоего. в) определениями

    X. 2 вариант(для сильных учащихся). Выполнение зачетных тестов по теме, используя тренировочные упражнения ЭИ. (А1-А5).

    А1. В каком предложении не(ни) со словом пишется раздельно?

    1. Ветерок (ни)сколько не мешал нам.
    2. (ник)кто в доме не знал о предполагаемом побеге.
    3. Больше (не) от кого ждать помощи.
    4. Детям (не)когда погулять.

    А2. В каком предложении есть указательное местоимение?

    А) Сюда входит внеязыковое содержание текста и совокупность языковых средств, с помощью которых оно передаётся.

    Б) Условно их можно разделить, как это делают психологи, на две группы: объективные и субъективные.

    В) Современная психология и психолингвистика определяют ряд факторов, влияющих на восприятие текста.

    Г) К объективным относятся свойства и качества самого текста.

    1) А 2) Б 3) В 4) Г.

    А3. Укажите верное объяснение написания выделенного слова.

    Нужно обогащаться знаниями и то(же) время приучаться пользоваться в жизни этими знаниями

    1. тоже - всегда пишется слитно;
    2. то же - всегда пишется раздельно;
    3. тоже - здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
    4. то же - здесь это местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.

    А4. Какой частью речи является слово Что в предложениях А и В.

    А. Рассказывать о том, что происходит на стадионе, действительно, не так уж сложно.

    Б. Спортивный репортаж…

    В. Кажется, что же тут сложного - говори и говори себе!

    1) в обоих случаях - местоимением

    2) в обоих случаях союзом

    3) в предложении А-союзом, в предложении В-местоимением

    4) в предложении А - местоимением, в предложении В-союзом.

    А5. В этом порыве моем была благодарность ей за(то), что она живая осталась.

    1. зато - всегда пишется слитно
    2. за то всегда пишется раздельно
    3. зато - здесь это сочинительный союз, поэтому пишется раздельно
    4. за то - здесь местоимение то с предлогом за, поэтому пишется раздельно.

    Вариант 3 - аналогичные задания. При выполнении этого вида заданий учащиеся называют правильный ответ, аргументируя свой выбор. Учитель комментирует ответы.

    §1. Общая характеристика местоимения как части речи

    Местоимение - это самостоятельная часть речи. Местоимение не является знаменательной частью речи.
    Местоимения - разнородный по значению и грамматическим особенностям класс слов.

    Для местоимения важно, какие слова оно может замещать: существительные, прилагательные или числительные. Морфологические признаки и синтаксическая роль у местоимений, указывающих на предметы, признаки или количество, схожи с существительными, прилагательными и числительными. Поэтому их иногда так и называют «местоимения-существительные», «местоимения-прилагательные» и «местоимения-числительные».

    1. Грамматическое значение - «указание».

    К местоимениям относятся слова, отвечающие на разные вопросы. Дело в том, что местоимение может замещать любое имя: и существительное, и прилагательное, и числительное. Местоимения не выражают сами значение разных имён, а лишь указывают на них.

    2. Морфологические признаки:

    • постоянные- разряд по значению, другие признаки различны, они зависят от того, с какой частью речи соотносится местоимение: с существительным, прилагательным или числительным,
    • изменяемые - падеж (у большинства местоимений), далее по-разному у местоимений, соотносимых с существительными, прилагательными и числительными.

    3. Синтаксическая роль в предложении , как у существительных, прилагательных и числительных.

    §2. Разряды по значению

    1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
    2. Возвратное: себя
    3. Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их, свой
    4. Указательные: , а также устар.: эдакий (этакий), сей, оный
    5. Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам , а также устар.: всяческий, всяк
    6. Вопросительные:
    7. Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько
    8. Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
    9. Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей

    В школьной практике разряды местоимений учат наизусть . Поверьте опыту, хуже всего ребятам даются определительные местоимения: не запоминаются и всё! Разные они какие-то.

    Пользователь нашего сайта О.В. Лобанкова прислала стишок, включающий определительные местоимения.

    ВЕСЬ день уроки САМ учу,
    ЛЮБОЙ вопрос мне по плечу.
    Но ВСЯКИЙ раз, когда к доске
    Меня зовут, я весь в тоске.
    Я САМЫЙ умный, но стесняюсь;
    ДРУГОЙ смелей меня, на зависть.
    ИНОЙ учитель и не знает,
    Что КАЖДЫЙ раз меня «пытает»!

    (Ольга Лобанкова)

    1) вопросительного слова в вопросительных предложениях;
    2) союзного слова, соединяющего части сложноподчинённых предложений в сложном предложении.

    Другие считают их разными словами с разными функциями, но совпадающими по форме, т.е. омонимами. Сторонники такой трактовки выделяют не один разряд, а два:

    Вопросительные
    - относительные

    §3. Морфологические особенности местоимений, соотносимых с разными именами

    Язык позволяет нам избежать множества ненужных повторений одних и тех же слов. Это возможно, в частности, потому, что роль других слов могут брать на себя местоимения. Они способны замещать в предложениях имена: существительные, прилагательные, числительные. Рассмотрим пример:

    Ярославль - красивый город. Ярославль стоит на берегу Волги.

    Если во втором предложении заменить слово Ярославль на местоимение он , мы избежим повтора: Он стоит на берегу Волги.

    Если местоимение может заместить существительное, то оно соотносится с существительным, если прилагательное, то - с прилагательным, а если числительное, то - с числительным.

    1. Местоимения, соотносимые с существительными

    В эту группу входят:

    • все личные местоимения,
    • возвратное: себя,
    • вопросительно-относительные: кто, что,
    • неопределённые: некто, нечто, кто-то, что-то и др.,
    • отрицательные: никто, ничто.

    Морфологические признаки этих местоимений сходны с морфологическими признаками существительных. У них тоже есть род, число и падеж. А у личных местоимений есть еще неизменяемый признак лица.

    Местоимения, как и существительные, не изменяются по роду. У одних слов принадлежность к роду выражена окончаниями: он - она - оно , у других показателей рода нет. Но часто род можно определить из контекста. Помогают формы прилагательного в ед.ч. или глаголов прошедшего времени, например: кто-то пришёл, кто-то незнакомый, что-то большое . Благодаря синтаксическим связям мы знаем, что слово кто - м.р., а что - среднего. Местоимения я и ты - общего рода, сравни: Я уже взрослая. Я уже взрослый.

    Число

    У местоимений признак числа постоянный. Я и мы , ты и вы , он и они - это разные слова. Особенностью местоимений, соотносящихся с существительными, является то, что они не изменяются по числам.

    Падеж

    Местоимения изменяются по падежам, т.е. склоняются.
    Но:

    • у возвратного местоимения себя , отрицательных некого, нечего нет формы И.п.,
    • некто есть только формы И.п.,
    • у неопределённого местоимения нечто есть формы И. и В.п.

    Лицо

    У личных местоимений есть лицо. Местоимения не изменяются по лицам.

    Синтаксическая роль в предложении, как у существительного. Например:

    Никто ничего не узнает.

    Никто - подлежащее, ничего - дополнение.

    Себя не может быть подлежащим. Вторая особенность в том, что себя может входить в сказуемое вместе с глаголом. Местоимение в этом случае не добавляет никакого другого значения, кроме возвратности.

    2. Местоимения, соотносимые с прилагательными

    В эту группу входят:

    • все притяжательные местоимения,
    • указательные: почти все местоимения этого разряда,
    • все определительные местоимения,
    • четыре вопросительных и относительных: какой, каков, который, чей,
    • неопределённые, образованные от какой, который, чей : какой-либо, некоторый и др.
    • отрицательные: никакой, ничей

    Как и прилагательные, местоимения, соотносимые с ними, изменяются по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным, к которому они относятся.
    Исключение составляют притяжательные местоимения её, его, употребляемые в ед.ч., и местоимение их , употребляемое во мн.ч. Это неизменяемые слова. Примеры:

    И.п. её, его, их сестра, брат, общество
    Р.п. её, его, их сестры, брата, общества
    Д.п. её, его, их сестре, брату, обществу
    В.п. её, его, их сестру, брата, общества
    Т.п. её, его, их сестрой, братом, обществом
    П.п. (о) её, его, их сестре, брате, обществе

    И.п. её, его, их сестры, братья, окна и т. д.

    Примеры показывают, что притяжательные местоимения её, его и их сами не изменяются. Их грамматическую форму помогают определить существительные.

    Местоимения каков, таков, совпадающие формально с краткими прилагательными, как и они, изменяются по родам и числам.

    Каков отец, какова мать, каково государство, каковы законы, таков сын, такова дочь, таково общество, таковы обычаи.

    Синтаксическая роль в предложении по преимуществу - определение, реже часть сказуемого. Например:

    Моя, твоя - определения.

    Без трудолюбия способности ничто .

    Ничто - часть сказуемого. (Нулевая связка быть)

    3. Местоимения, соотносимые с числительными

    Это небольшая группа местоимений, к которым относятся слова сколько, столько и их производные: несколько,сколько-нибудь и др.

    Как и числительные, эти местоимения изменяются по падежам. Признаков рода и числа они не имеют. Как и числительные, они, находясь в форме И. и В.п. управляют формой существительного: требуют после себя сущ. в форме Р.п. мн.ч., например: несколько яблок, столько-то килограммов. В остальных падежах они согласуются с существительными в падеже, например: несколькими яблоками, стольким-то килограммам, (о) стольких-то килограммах.

    Как и числительные, в предложении такие местоимения выполняют ту же роль, что и существительное, к которому относится местоимение. Например:

    Несколько яблок лежало на столе.

    Несколько яблок - подлежащее.

    Он съел несколько яблок.

    Несколько яблок - дополнение.

    Проба сил

    Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

    Итоговый тест

    1. Может ли местоимение замещать глаголы?

    2. Верно ли полагать, что синтаксическая роль у местоимения в предложении может быть такой же, как у существительных, прилагательных или числительных, которые оно замещает?

    3. Какого из признаков, свойственных личным местоимениям, нет у других местоимений?

      • Падежа
      • Числа
    4. Является ли лицо у личных местоимений постоянным (неизменяемым признаком)?

    5. Формы какого падежа нет у возвратного местоимения себя ?

    6. С какой частью речи соотносятся местоимения сколько, столько ?

      • С существительными
      • С прилагательными
      • С числительными
    7. Форм какого падежа нет у местоимений некого, нечего ?

    8. некто ?

      • Все, кроме И.п.
    9. Какие формы есть у местоимения нечто ?

      • И.п. и В.п.
      • Только И.п.
      • Только В.п.
    10. К какому разряду относятся местоимения: этот, тот, такой, таков, столько ?

      • Определительные
      • Неопределённые
      • Указательные
    11. Сколько местоимений в примере: Относись к каждому человеку так, как ты бы хотел, чтобы все относились к тебе.?

    Правильные ответы:

    1. С числительными
    2. И.п. и В.п.
    3. Указательные

    Вконтакте