Гигиенические требования к уроку в начальной школе. Гигиенические требования к урокам

  • 1. Оптимальный воздушный режим. Данное требование реализуется посредством вентиляции помещения. Любой учебный класс-кабинет должен быть оборудован вентиляционной системой, кроме того, рекомендуется проветривать класс на переменах. Ещё строже требования к воздушному режиму в таких учебных помещениях, где во время урока проводятся опыты и лабораторные работы, где учащиеся трудятся физически или испытывают иные интенсивные физические нагрузки.
  • 2. Достаточная освещённость. Выполнение этого требования складывается из следующих компонентов: естественное и искусственное освещение. На качество естественного освещения решающее влияние оказывают расположение классного помещения, количество и размер окон. Окна должны быть большими, а шторы на окнах не препятствовать поступлению света. Важно, чтобы свет не заслоняли растущие на улице деревья, а также постройки, расположенные рядом. Идеальный вариант - окна, выходящие на солнечную сторону. Классы-кабинеты с таким расположением рекомендуется предоставлять для учащихся начальной школы и для учебных предметов, занятие которыми требует постоянного напряжения зрения. Качество искусственного освещения зависит от количества и расположения в учебном кабинете осветительных приборов, а также от типа и мощности ламп. Искусственное освещение на уроке должно обеспечивать хорошую освещённость поверхностей классной доски и рабочих мест учеников.
  • 3. Надлежащий тепловой режим. Температура воздуха на уроке тоже должна быть комфортной для организма. Для разных учебных кабинетов оптимальный режим температуры варьируется от +15 до +22 градусов Цельсия. Самые низкие температуры рекомендуются для помещений, пребывание в которых связано с высокой физической активностью. Так, в спортзалах и учебных мастерских оптимальной температурой считается +15…+17 градусов, а в обычных учебных кабинетах - +18…+21.
  • 4. Чередование различных видов учебной деятельности. Смысл этого требования состоит в том, что при чередовании видов деятельности существенно снижается утомляемость учеников, что положительно сказывается на их здоровье и работоспособности. Организуя на уроке учебно-познавательную деятельность школьников, учитель должен избегать утомительного однообразия. В начальной школе на уроках обязательны физкультминутки.
  • 5. Соответствие мебели индивидуальным особенностям учеников. Это требование особенно важно для формирования у детей правильной осанки. Высота стульев в классе должна соответствовать росту учеников. А современные столы для школьников имеют регулировки по высоте и наклону поверхности. Задача учителя - проследить, чтобы учащиеся во время урока чувствовали себя комфортно, сидя за столами, при необходимости напомнить им о том, что надо отрегулировать поверхность стола, а если потребуется, то помочь это сделать.
  • 6. Использование специального учебного и лабораторного оборудования. Оборудование для образовательных организаций проходит обязательную сертификацию, при которой особо учитывается его безопасность и соответствие психофизиологическим особенностям обучающихся.

Практическая работа № 6 Знакомство с методикой проведения инструктажа по ТБ в начальных классах. Гигиенические нормы работы за компьютером и правила поведения в компьютерном классе

Цель : изучить требования к оснащению и организации работы кабинета информатики;

подготовить фрагмент урока по инструктированию школьников о правилах охраны труда,

поведения и работы в кабинете информатики.

Ожидаемые результаты

Студенты должны знать:

– требования к оснащению и организации работы кабинета информатики;

– правила охраны труда и организации работы учащихся в кабинете информатики;

– меры по предупреждению и снижению зрительной и мышечной утомляемости вследствие работы за компьютером;

уметь:


– организовывать микроклимат кабинета информатики.

Теоретические основы:

1. Санитарно-гигиенические нормы работы с компьютером.

При оборудовании и использовании компьютерных кабинетов чрезвычайно важное значение имеет строгое соблюдение санитарных правил и норм , предназначенных для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с видеодисгглейньтми терминалами (ВДТ) и ПЭВМ. Вопрос о вредности работы с ВДТ и ПЭВМ актуален, разумеется, прежде всего потому, что речь идет о здоровье детей. Однако этот же вопрос не менее важен и для сохранения здоровья самого учителя, а также всех тех, кто является участником образовательного процесса с привлечением компьютерных средств. Именно поэтому требуется не только хорошее знание требований государственного нормативного акта, но и всемерное соблюдение всех предписанных им положений — как в части, касающейся обустройства помещений и оборудования самих КВТ, так и в части строжайшего соблюдения рекомецдаций по организации учебной деятельности учащихся. Обратим внимание только на некоторые положения этого документа.

Согласно СанПиН для учителей общеобразовательных школ длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики устанавливается не более 4 часов в день, а для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах с ВДТ и ГIЭВМ, продолжительность работы не должна превышать б часов в день. Дополнительно для снижения нагрузки в течение рабочего дня устраиваются регламентированные перерывы в работе.

Во всех странах признано, что работа человека, сидящего за компьютером, одна из самых напряжённых и утомительных. В некоторых странах работа оператора ЭВМ внесена в список 40 работ, наиболее вредных для здоровья. Наибольшая частота функциональ­ных изменений в организме отмечается со стороны органов зрения, дыхания, костно-мышечной и нервно-психической систем. 90% работающих за мони­торами жалуются на утомляемость, боли в области затылка и шеи, слезоте­чение, жжение или боли в области глаз. А детский организм имеет свои осо­бенности. Например: быстрый скачкообразный темп роста и развития школьника, который приводит к несоответствию между структурой и функ­цией органов и систем, «делает» организм чрезвычайно чувствительным к неблагоприятным факторам внешней среды, к которым можно отнести огра­ничение двигательной активности, статические нагрузки, психические напря­жения, связанные с учебной деятельностью. Нельзя забывать и про осанку. Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук, ног и спины. Необходимо так организовать рабочее место, чтобы осанка была оптимальной, что снизит риск нарушений и отклонений в состоянии здоровья и развития растущего организма школьника. Особенности посадки школьни­ка за столом при работе на компьютере:

Сидеть нужно на 25 см выше, чем за обычным письменным столом;

Голову нужно держать ровно по отношению к обоим плечам, голова не должна наклоняться к одному плечу;

При взгляде вниз, голова должна находиться точно над шеей, а не наклоняться вперёд.

Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за ВДТ зависит от их возраста, но не должно превышать:

· для учащихся 1 кл. (6 лет) — 10 мин;

· для учащихся 2—5кл. — 15 мин;

· для учащихся 6—7 кл. —20 мин;

· для учащихся 8 — 9кл. —25 мин;

· для учащихся 10—11 кл. на первом часе занятий — 30 мин, на втором — 20 мин.

После установленной выше длительности работы на ВДТ и ПЭВМ должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах — физические упражнения для профилактики общего утомления.
Число уроков для учащихся Х—ХI классов с использованием ВДТ и ПЭВМ должно быть не более двух в неделю, а для остальных классов — не более одного урока.

Очевидно, что фактор санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса в КВТ накладывает весьма жесткие ограничения на структуру каждого урока по информатике, что должно учитываться при их планировании. В частности, это
непосредственно касается учета продолжительности времени (хронометража) использования программных средств, применение которых предусматривается на уроке.

· Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует прово­дить не чаще 3 раз в неделю; во вторник, среду (четверг) - в дни наибольшей умственной активности детей. Непрерывная продолжительность работы с компьютером: для детей 5 лет - не более 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 ми­нут. Для детей, имеющих хроническую паталогию, часто болеющих (более 4 раз в год), продолжительность занятий с компьютером должна быть сокраще­на: для детей 5 лет - до 7 минут, для детей 6-7 лет - до 10 минут.

· Экран ви­деомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоя­нии не ближе 50 см.

· Оптимальная зона до экрана (интерактивная доска, спец. экран) -2 м-5,5 м. Ребёнок, носящий очки, должен заниматься за компьюте­ром в них.

· После уроков с применением ТСО не следует проводить занятия, связанные с большой нагрузкой на зрение (чтение).

· Особенно эффективны ТСО на 3-4-м уроках, когда начинает снижаться работоспособность учащих­ся.

· Распределение просмотра в течение дня - не более, чем на двух уроках в день.

2. Средства обучения информатике в начальной школе.

В систему средств обучения наряду с учебниками, учебными и методическими материалами и программным обеспечением для компьютеров входят и сами компьютеры, образующие единую комплексную среду, которая и позволяет учителю достигать поставленных целей обучения. Вот перечень основных компонентов рекомендуемой системы средств обучения информатике в школе:

1.учебники, учебные и методические материалы (на печатных носителях).

2.технические средства (мониторы, системные блоки др.)

3.программные средства:

· программно-методическое обеспечение курса информатики, включающее как программные средства для поддержки преподавания, так и инструментальные программные средства (ИПС), обеспечивающие учителю возможность управления учебным процессом, автоматизацию контроля учебной деятельности, разработки программных средств (или их фрагментов) учебного назначения для конкретных педагогических целей;

· объектно-ориентированные программные системы, обеспечивающие формирование культуры учебной деятельности, в основе которых лежит определенная модель объектного мира пользователя (например, текстовый редактор, база данных, электронные таблицы, различные графические системы);

· средства телекоммуникаций, обеспечивающие доступность информации для обучаемых, вовлеченность их в учебное взаимодействие, богатое интеллектуальными возможностями и разнообразием видов использования ресурсов Всемирной информационной сети.

· учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ (имеются в виду средства обучения, функционирующие на базе информационных технологий, компенсирующие или амортизирующие отсутствие предметной среды и обеспечивающие предметность деятельности, ее практическую направленность, например, учебные роботы, модели для демонстрации принципов работы ЭВМ ее частей, устройств);

Функции средств обучения информатике:

· обеспечить учебный процесс возможностью использования различных форм учебной работы;

· повысить качество обучения, усилить учебную самостоятельность школьников;

Для поддержания высокого уровня работоспособности и решения педагогических задач большое значение имеет организация урока, его длительность, сочетание разных видов учебной деятельности. Гигиенические требования к структуре урока едины для всех классов: введение микропауз в течение занятия, постепенное увеличение нагрузки до максимума к середине урока и снижение к концу, прекращение занятий по звонку.

Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15 минутами, что требует переключения на другой вид деятельности.

Особенно утомительна для детей монотонная работа, а также работа, связанная с длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статической позы. Длительность непрерывного чтения в начальной школе от 8―10 мин (1―2 класс) до 15 минут (3 класс), самостоятельное чтение желательно проводить в начале урока или в середине и чередовать его с пересказом, прослушиванием записей, разговором с педагогом. Для письменной работы оптимальная продолжительность 3―5 минут. В среднем и старшем школьном возрасте учебная нагрузка возрастает за счет увеличения количества уроков в день и учебных дисциплин, что увеличивает опасность развития переутомления.

Утомление на школьном уроке - естественное следствие учебной деятельности и играет определенную биологическую роль для организма. Прежде всего, это защита от переутомления, т. е. истощения организма и, кроме того, утомление стимулирует восстановительные процессы и повышает функциональные возможности организма. О начале развития утомления свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций), появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления возникают позднее, если школьник находится в благоприятных условиях.

Небольшая двигательная нагрузка снимает указанные признаки, поэтому включение двигательных пауз в школьный урок является обязательным условием гигиенического нормирования урока и предупреждает развитие переутомления. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в положении сидя, а лучше - стоя около парты (потягивание, наклоны, приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы.

Переутомление характеризуется более выраженными и стойкими изменениями в поведении школьника, потерей аппетита, изменением настроения (плаксивость, раздражительность) и снижением успеваемости. Возможны жалобы на боли в области сердца, головную боль, головокружение, слабость, нервные тики. В состоянии переутомления у школьника значительно уменьшаются защитные свойства организма, он становится восприимчив к любым неблагоприятным воздействиям. Кратковременный отдых не дает стойкого эффекта. Необходим длительный отдых, а иногда и комплексное восстановление (отдых, полноценное питание, лечебная гимнастика, плавание, сон, медикаменты). Если такие мероприятия не предпринимаются и продолжается учеба на фоне переутомления, то развивается невроз с вовлечением в патологический процесс других систем организма. Развитию переутомления способствуют нарушение санитарно-гигиенических условий учебной деятельности, несоответствие режима труда и отдыха индивидуальным особенностям детей и подростков.

Поэтому задача гигиенической оптимизации ключевых параметров занятия состоит не в том, чтобы исключить вовсе развитие утомления, а в том, чтобы максимально отсрочить его наступление, предупредить негативные последствия переутомления учащихся, повысить эффективность периодов их отдыха, то есть минимизировать физиологическую стоимость урока.

Производственное обучение учащихся старших классов общеобразовательной школы проводится в форме трудовых производственных практикумов, которые организуются в межшкольных учебно-производственных комбинатах. Эти комбинаты включают в себя различные цехи: слесарный, швейный, радиомонтажный, электромонтажный и др.

Режим труда учащихся должен отличаться от режима работы взрослых рабочих. Оптимальная длительность рабочего дня подростка до 16 лет составляет 4 ч, а для 16—18-летних - 6 ч. Работа учащихся разрешается только в утреннюю или дневную смену с не очень ранним началом (8.00-8.30) и не слишком поздним окончанием (не позднее 21 ч), с тем чтобы у подростков не нарушался выработанный с годами привычный режим дня.

Режим труда подростков должен отличаться от режима труда взрослых рабочих. На первом году производственного обучения после каждых 45-50 мин работы рекомендуется устраивать 10-минутные перерывы; на втором году за весь рабочий день устраиваются три перерыва, а на третьем году - два. В середине рабочего дня вводится большой перерыв на 30-60 мин для отдыха и обеда. Во время этого перерыва полезно проводить производственную гимнастику, необходимую для сохранения высокой работоспособности.

Однообразная работа вызывает у подростков большее утомление, чем работа, сопровождающаяся сменой операций. Режим труда, основанный на смене операций, менее утомителен и должен быть предусмотрен при производственных заданиях. Однообразная работа оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность, вызывает излишнее напряжение отдельных групп мышц, ограничивает дыхательные движения. Необходимо вырабатывать у подростков навыки правильного положения на рабочем месте. Правильная поза облегчает выполнение рабочей операции, усвоение трудовых навыков и создает условия для более экономного расходования энергии, нормальной работы внутренних органов, формирует правильную осанку.

В гигиенической характеристике режима труда учащихся важная роль принадлежит плотности рабочего времени, под которой понимают отношение времени, фактически использованного для работы, к общей продолжительности рабочего времени. Изучение организации труда подростков на металлообрабатывающих и текстильных производствах позволяет считать плотность рабочего времени в пределах 65-80% оптимальной для учащихся 16-18 лет. Низкая (10-40%) плотность рабочего времени, вызванная отсутствием сырья, постоянного места работы или иными причинами, не менее утомительна для подростков, чем насыщенная работа.

Рациональный режим труда и отдыха не может быть обеспечен без организации благоприятных условий внешней производственной среды, соответствующих действующим нормам и требованиям (освещенность, микроклимат, шумовой фактор и т. п.).

Советским законодательством запрещена работа подростков в целом ряде так называемых вредных цехов. Так, например, не разрешается использовать труд подростков, не достигших 18-летнего возраста, на работах, связанных с приготовлением красок и раствора хлорной извести, сортировкой тряпья, бумаги, немытой шерсти, первичной обработкой льна, волос, шерсти, кожи, щетины, производством искусственных волокон. Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, категорически запрещаются работы, связанные с токсическими веществами. Запрещаются также все подземные работы, работы по добыче и обработке камня, по химической обработке металла, ручной набор в типографии, работа в горячих цехах, работа, связанная с электрическим током напряжением свыше 500 В и др.

В период производственнрй практики при работе на заводах и фабриках на подростков оказывает отрицательное влияние целый ряд производственных факторов. Так, повышенная температура воздуха, влажность, интенсивное тепловое излучение, запыленность вызывают у подростков более выраженные физиологические сдвиги по сравнению со взрослыми рабочими (учащение пульса, повышение температуры тела и уменьшение его массы). Длительная работа в условиях высокой температуры приводит к стойким изменениям нервной и сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта. Работа в условиях пониженной температуры вызывает неблагоприятные сдвиги в организме, связанные с охлаждением и нарушением процессов теплорегуляции.

Особенно неблагоприятное влияние на организм подростков оказывают шум и вибрация. При воздействии шума чаще всего возникают функциональные отклонения слуха и вегетативной нервной системы. При выраженном воздействии производственного шума у подростков чаще, чем у взрослых, может возникнуть неврит слухового нерва. Шум снижает общую работоспособность и сопротивляемость организма.

В производственных условиях шум нередко сочетается с вибрацией, вызванной работой двигателей, электрических машин, пневматических инструментов. Расстройства, вызываемые действием производственной вибрации, называются вибрационной болезнью; при ней наблюдаются изменения центральной нервной системы и кровеносных сосудов. У больных вибрационной болезнью отмечаются го­ловные боли, бессонница, невротические явления. Работа в условиях воздействия вибрации существующим законодательством подросткам запрещена. Однако при производственном обучении в ПТУ во время освоения некоторых профессий металлообрабатывающей промышленности они могут подвергаться воздействию вибрации, поэтому педагоги должны быть знакомы с ее влиянием на организм подростков хотя бы в общих чертах.

На многих производствах в воздухе рабочих зон и помещений отмечается значительное содержание пыли. Патологическое влияние пыли на организм зависит от ее физико-химических качеств и концентрации в воздухе. К так называемым пылевым относится большинство профессий по добыче и обработке горнорудных пород, на обогатительных фабриках, текстильных производствах и др. При организации производственной практики учащихся школ и ПТУ на производствах, характеризующихся высоким содержанием пыли, необходимо принимать меры для уменьшения этого влияния (пользование респираторами, пылезащитными очками и пр.).

Большое значение имеет структура урока труда. Благоприятное влияние на функциональное состояние организма оказывают только такие уроки, на которых учащиеся выполняют разнообразную работу и не обременены слишком длительными объяснениями учителя. Желательно выполнение работ, которые предусматривают разнообразные трудовые операции, и их рациональное чередование. Так, при обработке металла продолжительность каждой трудовой операции не должна превышать 20 мин.

Обучение всем видам трудовых операций (лепка, вырезывание, опиловка, рубка и пр.) необходимо строить с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детей и подростков. Так, в младших классах, где у детей еще не закончилось окостенение фалангов и недостаточно развиты мелкие мышцы кисти, следует заботиться не только о правильном подборе инструмента соответствующего размера и массы, но и в выборе материала, обработка которого не требует от детей значительных усилий. Детям 7-летнего возраста недоступны мелкие движения мышц кисти, у них недостаточно развита координация движений. Им необходимы упражнения для мышц рук, чему содействуют правильно организованные уроки труда. Для развития мышц кисти важна работа с пластилином, картоном, бумагой. При приобретении детьми некоторых навыков в простых работах можно перейти к более сложным работам, включающим и мелкие движения мышц кисти.

Школьники, работающие в слесарных, столярных и других школьных мастерских, должны быть знакомы с правилами обращения с инструментами, правилами внутреннего распорядка и техники безопасности. Для работы в школьных мастерских школьники должны иметь специальную одежду, которая не стесняла бы их движений, но не была бы и слишком свободной и не имела развевающихся концов. Девочкам при работе за станком следует убирать волосы под косынку. В каждой мастерской необходимо иметь аптечку для оказания первой медицинской помощи.

МБОУ «Краснослободская СОШ №1»

Требования к психолого-педагогическим и гигиеническим условиям проведения урока.

Подготовила: Мещерякова Е.М.

Педагог-психолог


Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.


При построении урока с позиции здоровьесберегающих технологий учителю надо придерживаться основных правил

Правило первое 1. Правильная организация урока

Рациональная организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние педагога, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.


= 60% и недостаточно 85-90% рациональный Средняя про должительность различ ных видов 4 не рациональный 4-7 учебной дея тельности 5 Частота чере дования различных видов 2-3 90% учебной дея тельности Число видов преподавания 10 мин 11-15 мин 1-2 Смена не позже 6 чем через Чередование видов препода вания Смена через Не менее 3 15 мин 2 11-15 мин Смена через 7-10 мин Не позже 15-20 мин 1 чем через Через 15-20 мин 10-15 мин Не чередуются " width="640"

Факторы урока

Плотность уро ка

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

Число видов учебной дея тельности

недостаточно

рациональный

Средняя про должительность различ ных видов

не рациональный

учебной дея тельности

Частота чере дования различных видов

учебной дея тельности

Число видов преподавания

Смена не позже

чем через

Чередование видов препода вания

Смена через

Не менее 3

Смена через

чем через

чередуются

Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смиронову)

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

недостаточно

рациональный

не рациональный

Наличие эмо циональных разрядок (число)

Место и длительность применения ТСО

Чередование позы

В соответствии

с гигиеническими

С частичным соблюдением

Физкультминутки

Поза чередуется в соответствии с

Психологический климат

Имеются случаи несоответствия

видом работы.

гигиенических

В произвольной

требованиями

2 за урок,

позы виду работы.

Учитель наблюдает за посадкой

Момент наступления утомления учащихся

Преобладают положительные эмоции

состоящие из 3 легких упражнений,

1 физкультминутка

Частые несоответствия

позы виду работы.

(по снижению учебной активности)

Учитель иногда контролирует

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный

за урок, с недостаточной продолжительностью

учащихся

Отсутствуют

по 3-5 повторений каждого

Не ранее чем через 40 мин

посадку учащихся

Преобладают отрицательные эмоции

Поза не контролируется

Не ранее чем

учителем

через 35-37 мин

Менее чем

через 30 мин

Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга: - левополушарные люди при доминировании левого полушария, для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению; - правополушарные люди доминирование правого полушария, у данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение; - равнополушарные люди – у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: - аудиальное восприятие; - визуальное восприятие; - кинестетическое восприятие.

Классная доска

1-ый ряд

Левополушарные

2-ой ряд Равнополушарные

3-ий ряд Правополушарные

кинестетики

кинестетики

Примерная схема расположения учащихся в классе


Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: - 5-25-я минута - 80%; - 25-35-я минута - 60-40%; - 35-40-я минута - 10%.

Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами (15-20), что требует переключения на другой вид деятельности.

Особенно утомительна для детей монотонная работа, а также работа, связанная с длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статической позы.

Длительность непрерывного чтения в начальной школ от 8-10 мин (1-2 класс) до 15 минут (3 класс), самостоятельное чтение желательно проводить в начале урока или в середине и чередовать с пересказом, прослушиванием записей, разговором с педагогом письменной работы оптимальная продолжительность 3-5 минут.


Правило 4. Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.


Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.


Правило 6. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью. Вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов, а это позволит показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Проводить самоанализ урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обращать внимание на следующие аспекты урока:

1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей.

Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

2. Число видов учебной деятельности используемых учителем : опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия.

Нормой считается 4-7 видов за урок.

Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности.

Ориентировочная норма: 7–10 минут.


Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Число видов преподавания используемых учителем : словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок. Чередование видов преподавания - не позже чем через 10–15 минут.

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся , которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.


Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

д ля инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

Эффективность уроков с применением ТСО также зависит от частоты занятий подобного типа.

Целесообразное количество уроков с применением ТСО - не более 3-4 в неделю.

на уроках различных ТСО, мин (по Н.Т. Лебедевой)

Классы

Просмотр

Просмотр

диапозитивов

Просмотр

видеофильмов

Прослушивание

телепередач

радиопередач


Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов

Опасен следующий факт: интерес детей к работе с компьютером настолько маскирует утомление, школьники настолько увлекаются, что не замечают признаков утомления, продолжают занятия (игры) и в результате наносят существенный вред своему здоровью. Как результат - мы получаем появление психосоматических расстройств, невротических реакций и распространенность проявлений стресса у школьников.

Важнейший показатель эффективности занятий с использованием информационных технологий - режим учебных занятий. Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся.

Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут и для детей 7-10 лет 15 мин.

Режим учебных занятий с использованием

компьютерных средств (по Н.Т. Лебедевой)

Длительность работы

с компьютерами, мин

25, при сдвоенных уроках 30 и 15


Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.


Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Физкультминутки и физкультпаузы ,

которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

Гимнастика для глаз

3-5 упражнений по 5 и более раз каждое

Физкультминутка

в ходе занятий

7-8 упражнений по 4-6 раз каждое

на рабочем

5-7 упражнений по 8-10 раз каждое

8-9 упражнений по 6-8 раз каждое


Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни . Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.


Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

Благоприятный психологический климат на уроке , который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.


Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.


Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.


Предотвращение всевозможных психотравмирующих ситуаций.

Требования, предъявляемые к ученикам, должны соответствовать уровню их развития, но не превышать и не занижать их возможности. Обучение учащихся необходимо осуществлять с ориентацией на зону ближайшего развития. Учитывая, что «то, что сегодня ученик сумеет сделать в сотрудничестве с педагогом, он сможет сделать самостоятельно завтра» (Л. С. Выготский) . Важным психолого – дидактическим усвоением организации учебной деятельности школьников, позволяющим обеспечить ее лечебный и коррекционный эффект, является изменение подхода к оценке. В педагогике следовало бы окончательно отказаться от отрицательных оценок и предоставить возможность каждому совершать неограниченное количество попыток получения положительной оценки. Такая форма общения «учитель – ученик» основана на индивидуализации в обучении.

Правильно организованное обучение способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.