Компьютер тест тьюринга. Тест Тьюринга: в чем заключается и почему его так сложно пройти? Алан Тьюринг

Определение понятий «одаренность» и «одаренный и ребенок»

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к достижениям в разных видах деятельности присуща многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Типология одаренности

Понимание типологии одаренности - это первый и необходимый шаг на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей. В обширной психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам одаренности, рассмотрим некоторые из них.

Одаренность общая и специальная

Исследователи традиционно спорили о том, существует ли так называемые «общая одаренность» как универсальная способность или дар всегда конкретен и проявляется только в одной или нескольких сферах.

Большая часть ученых склоняется к тому, что одаренность - интегральное (суммарное общее) личностное свойство. Иначе говоря, - если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности.

Но также традиционно существует и другая точка зрения. Сторонники ее полагали, что видов одаренности существует столько, сколько может быть найдено точек приложения человеческой активности. Согласно этому подходу, одаренность всегда конкретна, и нельзя говорить об одаренности вообще, нужно говорить об одаренности музыкальной, математической и т.д.

Однако исследования специалистов убедительно свидетельствуют в пользу того, что одаренность интегральное свойство личности.

Специализированная одаренность в природе - большая редкость.

Этот вопрос нужно рассматривать и в возрастном аспекте. Одаренность на разных возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) менее дифференцирована и должна преимущественно рассматриваться как универсальная (общая) способность. Но с возрастом на генетический фон накладывается влияние средовых факторов. В результате одаренность приобретает предметную направленность, реализующиеся в каком-либо виде деятельности. В этот период большинству детей далеко не безразлично, чем заниматься.

Существует деление одаренности на четыре группы:

Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

Дети с высоким уровнем творческих способностей;

Дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т.д.) эту категорию чаще называют талантливыми;

Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Творческая и интеллектуальная одаренность.

Экспериментально было выявлено, что высокий уровень развития конвергентного мышления, определяемого по тестам интеллекта, может сочетаться с низким уровнем дивергентного мышления. В этом случае человек может быть успешен в учении, но беспомощен в самостоятельной деятельности, в творчестве. В отличие от этого высокий уровень креативности, как правило, невозможен без высокого уровня развития интеллектуальных способностей (способностей к конвергентному, логическому мышлению).

Есть у этого явления и возрастной аспект. В психологии есть понятие «наивная креативность». Еще Л.С. Выготский отмечал, что проявления фантазии у ребенка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счет того, что ребенок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. На ранних возрастных этапах (дошкольный, младший школьный возраст) высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. И без интенсивной работы по развитию последнего способность к творчеству (креативность) в дальнейшем быстро снижается.

Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.

С чем связана одаренность ребенка?

Вообще-то все родители поощряют и желали бы развивать в своем ребенке познавательные потребности и различные способности. Но только делают они это, естественно, по-разному.

1. Родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие игры, дела, интересы: сделаем то-то, поиграем в эту игру, почитаем эту книгу, сходим в этот музей… При определенной настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты. Но нередко у ребенка возникает внутренний протест, даже при внешней покорности. Иногда это выражается в повышенной утомляемости ребенка от любых интеллектуальных занятий.

2. Родители препоручают определение способностей и развитие их в ребенке специально подготовленным людям. Услуг такого рода предлагается сейчас очень много. Это и группы развития для дошкольников, и группы подготовки к школе, и всевозможные специализированные классы в школах. Разумеется, при хорошем уровне таких услуг польза для ребенка несомненная. Но при условии, что родители не собираются полностью переложить заботы о его развитии на плечи специалистов.

3. Родители не стремятся тотально контролировать развитие способностей ребенка, зато предоставляют ему возможности для выбора и стараются подобрать хорошую школу. Самое главное в таких семьях - атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, стараются посетить новую выставку, не навязывая все это ребенку, но предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие. Как оказалось, такая стратегия саморазвития - самая эффективная.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Рано или поздно одаренное чадо пойдет в школу. Далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности.

Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность, умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и так себе по другому.

Особый вид одаренности - творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность - это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академически одаренные». Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками - всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать». И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К «интеллектуалам» в школах относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего «таланта»).

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы помещать их в особые школы для одаренных.

Не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Как распознать одаренность ребенка?

У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).

Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую. Известный исследователь в области творческих способностей Э. Торренс говорил, что если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов интеллекта, то мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих из них.

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Об этом можно судить по наблюдениям или результатам специальных тестов. Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Среди младших школьников-отличников есть одаренные дети, но далеко не все дети, успешные в учении, являются одаренными. С другой стороны, не все одаренные становятся отличниками.

По выражению выдающегося швейцарского психиатра, основоположника аналитической психологии Карла Г. Юнга (1875- 1961), "одаренный человек - это с биологической точки зрения отклонение от усредненной меры" . Отклонение прекрасное, лучшее из всех возможных. Кто из родителей не мечтает о том, что их ребенок проявит незаурядные способности? Какой учитель не захотел бы вырастить талант, гордиться достижениями своего ученика? В данном контексте возникает ряд вопросов. Во-первых, что представляет собой одаренность, всегда ли она видна и какой может оказаться динамика ее развития? Во-вторых, приводит одаренность к гармоничному становлению личности или нет и какие проблемы возникают на этой почве в школьные годы?

И в литературе, и в мнениях людей, далеких от психологии, сложились два образа одаренного ребенка. Один из них - худой и бледный "книжный червь". Такой ребенок непременно слаб, физически неразвит, он не может дать сдачи своим менее умным сверстникам и уже успел испортить себе зрение - его обязательным атрибутом становятся очки. Это ребенок не от мира сего, "маленький старичок", с раннего возраста поглощенный решением недетских проблем. Другой образ - прямо противоположный: одаренный ребенок по всем статьям превосходит заурядных детей. Он выше, красивее, крепче сверстников. В общем, идеален.

Конечно, с точки зрения психологической науки оба представления неверны. По физическим параметрам одаренные дети так же отличаются друг от друга, как и дети "средней нормы". Зарубежные психологи отмечают только одну физическую характеристику, отличающую одаренных детей (и то не внешнюю), - высокий энергетический уровень. Он позволяет длительное время заниматься каким-либо делом с полной отдачей, долго бодрствовать и меньше спать. Главным же критерием, позволяющим судить об одаренности, является интеллектуальный коэффициент (англ. Intelligence Quotient - IQ).

Как известно, IQ - показатель, вычисляемый при тестировании. Интеллектуальные тесты, широко распространенные на Западе, известны и у нас. Наиболее часто школьными психологами используются тесты Д. Векслера и так называемая шкала Стэнфорда - Вине. Интеллектуальный показатель вычисляется следующим образом:

Если ребенок решает все задания, предназначенные для его возраста, и его умственный возраст поэтому равен хронологическому, "паспортному", то IQ = 100 баллам. Дети, справляющиеся с более сложными заданиями, рассчитанными на следующий возрастной период, набирают больше 100 баллов. Те, кто получил при тестировании более 120-130 баллов, считаются одаренными.

В школьные годы одаренность обычно проявляется в легком и быстром усвоении учебного материала. Всем известны отличники, которые учатся без особых усилий, без зубрежки, все схватывая на лету. Они не только прекрасно запоминают, запечатлевают материал, но и перерабатывают, обобщают его, находят ему место в уже имеющейся системе знаний и в нужный момент извлекают его и воспроизводят. Таких детей немного, чаще в школах "идут на медаль" те, кто вкладывает в учебу колоссальный труд, полностью подчиняя свою жизнь в этот период одной цели - достижению высокой успеваемости. Они менее способны, но отличаются большой работоспособностью. Отметим, что глубокая и полная включенность в учебную деятельность способствует не только продуктивности неодаренных отличников, но и развитию их способностей.

Ученики, которым учение дается легко, обладают высокими способностями к усвоению знаний, или так называемой школьной одаренностью. Иногда их называют интеллектуалы.

Но среди школьников встречаются и одаренные дети, не достигающие высоких результатов в учении.

Американский психолог Элис П. Торранс (1915-2003), тест которого часто используют в современных российских школах, обратил внимание на слабоуспевающих учеников. Среди них он нашел детей, имеющих одаренность другого типа - творческую. Они не способны с легкостью учиться по разным предметам; усвоение большого количества имеющихся данных, чужого но сути опыта для них - вообще большая проблема. Они сильны в другом - в решении сложных задач, поисках нестандартных путей, способов деятельности. Для них характерны оригинальность мышления, созидание нового, креативность.

Что касается IQ, то он высок и у интеллектуалов, и у творчески одаренных, но существует одна интересная закономерность. Высокий уровень креативности сочетается с высоким общим интеллектом: у "творческих" детей IQ тоже больше 120 баллов. Возрастание уровня интеллекта в интервале от 120 до 170 баллов не вызывает соответствующего роста креативности. Очень высокий общий интеллект (/Q = 170-180) не способствует развитию творческих способностей. Взрослый человек, поднявшийся до такого уровня, становится энциклопедистом, систематизатором научных знаний, блестящим аналитиком и критиком. Считается, что излишняя критичность и направленность на усвоение знаний мешают творчеству, созданию принципиально новых идей. Это такое же препятствие для развития творческих способностей, креативности, как и недостаток знаний, невысокий интеллект.

Высокие способности к усвоению знаний и высокие творческие способности определяют два типа одаренности - "хранители знаний" и "генераторы идей". Обществу, конечно, нужны люди с разной одаренностью, но традиционно в европейской культуре особо ценится творчество. Отметим, что, например, восточная культура этого нс предполагает: в такой экономически развитой стране, как Япония, и у школьников, и у взрослых-профессионалов все усилия направлены на усвоение знаний и приобретение умений, позволяющих выполнять работу самым эффективным образом.

Школьная и творческая одаренность - разновидности одаренности умственной. Кроме нее существуют специальные способности, определяющие моторную (ребенок проявляет ее, например, в спорте, танцах), социальную (организаторские возможности) и практическую одаренность (проявляющуюся в самых разных сферах человеческой деятельности - кулинарии, работе с деревом или металлом, шитье, выращивании цветов и т.д.). О социальной одаренности, включающей удивительно широкие возможности общения с другими людьми, К. Юнг писал: "Наряду с даровитостью ума существует даровитость сердца, которая не менее важна, однако се легко упустить из вида. Такие люди часто бывают полезнее и ценнее для благополучия общества в целом, чем прочие дарования" .

Немаловажно отметить следующее: в какой бы области ни проявлялись специальные способности, в основе своей они всегда имеют достаточно развитые общие способности. Именно поэтому большим заблуждением становится расхожее мнение о том, что выдающиеся спортсмены умом не блещут или, скажем, об ограниченности учеников сельской школы, которые затем оказываются прекрасными работниками в сельском хозяйстве. Кроме того, школа выявляет далеко не все виды способностей. Если школьник никак не проявил себя в учении, из этого не следует, что он не обладает потенциальными способностями, не мог бы их проявить в благоприятных условиях и вообще никогда в будущем их не проявит.

В связи с этим возникает следующий вопрос: следует ли считать одаренными только тех детей, которые рано раскрыли свои незаурядные возможности? Какова динамика развития высоких способностей?

Современные российские психологи Н. С. Лейтес, В. Э. Чудновский и В. С. Юркевич, работающие с одаренными детьми, выделяют два основных пути их развития .

Первый путь - раннее развитие. Обычно в детстве начинают интенсивно развиваться умственная одаренность и специальные способности в области искусства и науки (например, музыкальные, математические). При этом ребенок проявляет свои способности ярко, достигает заметных успехов в одной или сразу нескольких видах деятельности. Окружающие его взрослые видят и ценят одаренность, связывают с ребенком большие надежды.

В отдельных случаях изначально заданный темп развития сохраняется, что приводит к выдающимся достижениям в зрелые годы. Тех, кто рано проявил себя и сохранил свой дар на протяжении взрослой жизни, относительно мало. Среди известных имен - композиторы Вольфганг А. Моцарт и Ференц Лист, ученые Блез Паскаль и Готфрид В. Лейбниц, писатель Александр Грибоедов.

Часто темп развития замедляется, и ребенок в лучшем случае на какое-то время "застревает" на достигнутом. Возможен и медленный, неуклонный спад после быстрого взлета, который в школьные и последующие годы болезненно воспринимается и самим ребенком, и его близкими, ожидавшими от него больших успехов.

Второй путь - одаренность остается не замеченной в детстве и проявляется позднее. За периодом относительно замедленного умственного развития следует бурный подъем, когда ребенок совершенно неожиданно для окружающих начинает опережать сверстников и достигает значительных успехов. Часто это происходит в подростковом возрасте, как, например, у Ньютона, одаренность которого не проявлялась до 11 лет. Пример, ставший хрестоматийным, - биография Альберта Эйнштейна. Его считали совершенно неспособным ребенком и исключили из гимназии в 15 лет. В Высшую политехническую школу в Цюрихе его приняли только со второго раза.

Предполагается, что есть и третий путь, который может быть пройден одаренными. Эти люди, получив от природы богатые задатки, нe смогли реализовать свои потенциальные возможности на протяжении всей жизни. Для развития способностей недостаточно обладать хорошими задатки, нужно еще и трудиться: способности развиваются только в деятельности. Нет полноценно развертывающейся деятельности - и потенциал остается невостребованным, ни о каких значительных достижениях не может быть речи. Неразвитыми, видимо, могут остаться любые способности, но есть основания полагать, что среди не реализовавших свои способности людей особенно много творчески одаренных. Именно творческим натурам труднее всего приспособиться к жизни, найти свое место в обществе, добиться успеха, проявить свою незаурядность. Когда одна из крупных фирм США подбирала сотрудников с творческими способностями, они были найдены среди молодежи, не имевшей квалификации и стабильного заработка.

Рассматривая проблему раннего развития детей и прослеживая их дальнейший жизненный путь, Л. С. Выготский различает так называемых вундеркиндов ("чудо-дeтeй") и детей талантливых, истинно одаренных. Вундеркинд с раннего детства поражает окружающих какими-либо исключительными способностями - музыкальными, художественными, математическими, умением "по-взрослому" рассуждать. Причем удивление вызывают не сами но себе, допустим, математические способности, а то, что они проявляются рано, у настолько маленького ребенка. Такое ускоренное развитие, когда ребенок быстро проживает каждый возрастной этап, постоянно опережая сверстников, нe становится оптимальным, полезным. Большинство вундеркиндов вырастает обычными людьми со средними (или даже ниже чем средними) способностями.

Если вундеркинд восхищает тем, что похож на детей более старшего возраста, то ребенок действительно одаренный, талантливый обращает на себя внимание качествами, свойственными его возрасту, но только исчерпывающе, полнокровно развитыми. Для вундеркинда характерно "забегание вперед", в его развитии присутствуют признаки будущих возрастов. Как отмечает Л. С. Выготский, взрослый гений отличается от каждого из нас нс тем, что в 30 лет проявляет опытность, свойственную 90-летиему старцу, а тем, что те же особенности 30-летнего возраста доводит до гениальных размеров.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов в данном разделе.

Кто такие одарённые дети?

Каких детей называют одаренными?
Вообще, как определяют одаренность у детей?

Одаренными называют детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.

Четких критериев одаренности пока не выработано, хотя большинство специалистов сходятся во мнении, что для одаренных детей характерно опережающее развитие, т. е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров. В познавательной сфере это проявляется в чрезвычайной любознательности, способности следить за несколькими процессами одновременно, активно исследовать окружающее, воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы, создавая в воображении альтернативные системы, и т. д. Превышение средневозрастных норм на стадии "приема" информации сочетается с отличной памятью и ранним языковым развитием, способствующими накапливанию и интенсивному использованию большого количества информации. Кроме того, одаренных детей нередко отличают сосредоточенность и большое упорство в решении поставленных задач, изобретательность и богатая фантазия. Как правило, они обладают развитым чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
Вместе с тем, им, как правило, не достает эмоционального баланса, они бывают нетерпеливы, порывисты, гипердинамичны, часто им свойственны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. В качестве отличительных черт одаренных детей иногда отмечают повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у них меньше, чем у сверстников) или сравнительно относительную неравномерность развития различных психических функций (например, развитие координации движений может отставать от развития познавательных способностей) и др.

Проблема наследуемости способностей и одаренности (их задатков) очень сложна, и не всегда наследственный потенциал служит гарантией будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы превратятся в творческую индивидуальность, во многом зависит от влияния окружающих одаренных детей взрослых. Иногда одаренные дети не показывают высоких достижений из-за отсутствия интенсивной и постоянной педагогической поддержки.

Где и в чем проявляется одаренность детей (виды одаренности)?
Обычно обращают внимание и относят к одаренным: детей, отлично обучающихся в школе; детей, ярко проявивших себя в каком-либо виде деятельности (например, в музыке или в рисовании) и детей любознательных с оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше.

Выделяют различные виды одаренности. Например, по видам деятельности:
- интеллектуальную - у ребенка повышенная любознательность, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и т.д.;
- творческую - легкость генерирования идей, способность предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д. (обратите внимание: это не художественно-эстетическая одаренность и не интеллектуальная одаренность, причем существуют различные точки зрения на взаимосвязь интеллектуальной и творческой одаренности);
- академическую, проявляющуюся в успешном обучении отдельным учебным предметам, в выраженной избирательности интересов ребенка (очень часто в ущерб другим учебным предметам, за что «получает нагоняи» от родителей и учителей, правильно ли это?);
- художественно-эстетическую: изобразительную, музыкальную, литературную, актерскую;
- социальную или лидерскую (наиболее поздно признанный вид одаренности и до сих пор вызывающий споры), связанную с легкостью установления контактов и высоким качеством межличностных отношений;
- психомоторную (т.е. спортивную) - характеризующуюся способностями человека иметь объективную информацию о своих движениях, точно контролировать свои движения и управлять ими (моторными, сенсорными и когнитивными способностями).

Определение способностей.

Если ваш ребенок не выказывает какой-то особой одаренности, это вовсе не повод называть его ни к чему не способным. Чаще всего взрослые обращают внимание на склонности и способности ребенка к математике или к овладению иностранным языком, к литературному и изобразительному творчеству.

Гораздо реже отмечают склонность ребенка к экспериментированию, его организаторские и лидерские способности... Зачастую творчество детей в этих областях совсем не поощряется родителями и педагогами.

У большинства школьников индивидуальные предпочтения в учебных предметах или внешкольных занятиях проявляются к моменту окончания начальной школы. Давайте сегодня мы с вами попробуем определить способности и склонности ребенка с помощью специальной анкеты.

Вы обязательно обнаружите у него более сильные стороны, которые нужно поддерживать и развивать. Так можно повысить его уверенность в себе, скорректировать самооценку, преодолеть кажущееся безразличие к учебным предметам, организовать его досуг.

Анкета для определения способностей вашего ребенка.
С помощью этой анкеты, включающей исследование различных специальных способностей, вы можете выяснить, какими из них обладает ваш ребенок. Ниже перечислены восемь областей, в которых ребенок может проявить свои таланты, и даны их характеристики.

Как пользоваться анкетой.
1. Внимательно прочитайте вопросы.
2. Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по 5-балльной системе):
5 баллов - такое качество сильно выражено у вашего ребенка;
4 балла - выражено выше среднего;
3 балла - выражено средне;
2 балла - слабо выражено;
1 балл - совсем не выражено.

3. Суммируйте баллы по всем качествам внутри каждой из областей. Общее количество набранных баллов внутри каждой области разделите на число вопросов в этой области.
Эта анкета - своего рода опорная схема для наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики способностей помогут вам при анализе его поведения, умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех особенностей поведения ребенка. Если вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его способностей.

Способности к занятию научной деятельностью.
1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.
4. Обладает хорошей сенсомоторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.
6. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.
7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
8. Проводит много времени над созданием собственных "проектов": конструированием, построением, собиранием.
9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
10. Пластичен и открыт всему новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.
Итого_____

Музыкальные способности.
1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно послушать музыку.
5. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
6. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
7. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Итого_____

Технические способности.
1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, авиамоделей, поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск".
6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых машин и механизмов.
Итого_____

Литературное дарование.
1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и заканчивая разрешением какого-либо конфликта.
2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства.
6. Умеет передавать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых любит рассказывать.
7. Любит писать рассказы и стихи.
8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.
Итого_____

Артистические способности.
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-то драматическую ситуацию.
3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
5. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.
6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
7. Интересуется актерской игрой.
Итого_____

Способности к спорту.
1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы чувствовать себя счастливым.
2. Любит участвовать в спортивных играх или соревнованиях.
3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
4. Бегает быстрее всех в классе.
5. Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7. Предпочитает проводить свободное время, играя в хоккей, баскетбол, теннис, футбол.
Итого_____

Интеллектуальные способности.
1. На занятиях все легко и быстро схватывает.
2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду.
6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
8. Знает много о таких проблемах и событиях, о которых его сверстники и не догадываются.
9. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети старше на год-два.
11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
12. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
13. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из- за того, что учебный материал уже хорошо знаком ему из книг, журналов, рассказов взрослых.
14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.
Итого_____

Художественные способности.
1. На его рисунках - большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах).
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
3. Оригинален в выборе сюжета, составляет своеобразные композиции из цветов, рисунков, камней и т.д.
4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает вещи, имеющие художественное значение (украшения для дома, одежды и т.д.).
6. Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать собственную оценку пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своем рисунке или в сделанной своими руками игрушке, скульптуре.
8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях.
Итого_____

Одаренный ребенок в школе.
Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.
С чем связана одаренность ребенка?

Вообще-то все родители поощряют и желали бы развивать в своем ребенке познавательные потребности и различные способности. Но только делают они это, естественно, по-разному.

1. Родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие игры, дела, интересы: сделаем то-то, поиграем в эту игру, почитаем эту книгу, сходим в этот музей... При определенной настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты. Но нередко у ребенка возникает внутренний протест, даже при внешней покорности. Иногда это выражается в повышенной утомляемости ребенка от любых интеллектуальных занятий.
2. Родители препоручают определение способностей и развитие их в ребенке специально подготовленным людям. Услуг такого рода предлагается сейчас очень много. Это и группы развития для дошкольников, и группы подготовки к школе, и всевозможные специализированные классы в школах. Разумеется, при хорошем уровне таких услуг польза для ребенка несомненная. Но при условии, что родители не собираются полностью переложить заботы о его развитии на плечи специалистов.
3. Родители не стремятся тотально контролировать развитие способностей ребенка, зато предоставляют ему возможности для выбора и стараются подобрать хорошую школу. Самое главное в таких семьях - атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, стараются посетить новую выставку, не навязывая все это ребенку, но предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие. Как оказалось, такая стратегия саморазвития - самая эффективная.

Хорошо ли быть одаренным?
Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Рано или поздно одаренное чадо пойдет в школу. Далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности.

Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность, умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т. д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и так себе по другому.

Особый вид одаренности - творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность - это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками - всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К "интеллектуалам" в школах относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей "профессиональной" среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы помещать их в особые школы для одаренных.

Не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям ("О чем с ними говорить?") или к своим учителям ("Чему они меня могут научить?"). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Как распознать одаренность ребенка?
У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).

Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую. Известный исследователь в области творческих способностей Э. Торренс говорил, что если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов интеллекта, то мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих из них.

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Об этом можно судить по наблюдениям или результатам специальных тестов. Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей

"10 заповедей для творческих родителей":
1. Достигни сам успехов в том, что ты любишь!
2. Строй отношения со своим ребёнком на доверии!
3. Принимай своего ребенка, безусловно, не требуй от него резких изменений!
4. Старайся мыслить позитивно, верь в успешность своего ребёнка!
5. Стремись к самопознанию - это хороший пример!
6. Будь чувствителен к переживаниям своего ребёнка!
7. Позволяй своему ребёнку быть ситуативным лидером ваших взаимоотношений!
8. Устанавливай только такие ограничения, которые помогают ребёнку принять на себя ответственность!
9. Создавай у ребёнка чувство безопасности в системе ваших взаимоотношений - чтобы он свободно мог выражать своё "Я"!
10 Старайся, чтобы твои слова не расходились с делами!

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

1.2. Виды одаренности

Выделяют три вида одаренности:

Академическую;

Интеллектуальную;

Творческую.

Академическая одаренность – «умение блестяще усваивать, то есть учиться».

Для академической одаренности значимы следующие слагаемые:

    интеллектуальные способности

    мотивация

    креативность

Психологические особенности детей, демонстрирующих академическую одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об академической одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Особое место среди одаренных детей занимают интеллектуальные вундеркинды . Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3 лет, освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).

Творческая одаренность - это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.

1.3. Портрет одаренного ребенка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

1.4. Социально-психологический портрет одаренного ребенка

I. Влияние социальной среды на одаренность.

1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.

2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно: структура и эмоциональный климат семьи, стили родительских отношений, отношение родителей к детской одаренности.

Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный.

Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я сказал…», «Сиди спокойно…».

Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого.

Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и наряду с зависимостью и конформизмом.

Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: «Убери игрушки, а я подмету пол…».

Родители беседуют с ребенком «на равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Это воспитывает инициативу и твердость.

Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка. Типы отношений: отрицательное, игнорирующее, положительное,

II. Особенности познавательной деятельности.

Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.

Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.

Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.

Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

III. Психосоциальная чувствительность.

Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.

Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.

Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.

Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

IV. Физические характеристики.

Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

V. Особенности системы отношений.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра.

У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками развивается потребность в признании их со стороны.

В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной и группа сверстников Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей.

Среди причин называются: неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), стремление монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее успешным детям, некомформность, привычка поправлять других и т. д. Л. Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных детей – в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны игры сверстников.

Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми.

Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности.

Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе.

Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем развития, подвержены негативному влиянию неблагополучия в сфере взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к социальной действительности.

Поэтому различные нарушения в общении с людьми могут существенно сказаться на их представлении о себе и своих возможностях, тогда как важнейшим условием реализации их потенциала является наличие у таких детей позитивной Я-концепции.

VI. Поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-психологической дезадаптации.

Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам.

Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений.

Он может уйти в воображаемый мир, где стирается граница между реальностью и вымыслом.

Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у ребенка может развиться стремление доводить все совершенства – перфекционизм.

В современном мире педагогам сложно сразу определить поистине талантливого ребенка, ведь для этого необходимо выполнение целого ряда тестов. Одаренные дети требуют особого внимания со стороны родителей, учителей, сверстников и других членов социума. От этого зависит, будет ли замечен талант ребенка, и произойдет ли его полное раскрытие.

Одаренные дети – это ребята, которые имеют повышенные умственные способности в сравнении со сверстниками и отличаются повышенными интеллектуальными, физическими, творческими или другими способностями. Выявить одаренного ребенка можно внимательно наблюдая за ним с помощью разных методик:

  • Детские тесты креативности, предложенные Гилфордом, выявляют дивергентные способности;
  • Тесты Торранса, предназначенные для оценки устного творческого мышления и способностей у детей старше 5 лет;
  • Тест групповой оценки, предложенный С. Римм, на выявление таланта, интересов и творческих способностей;
  • Пенсильванский тест, созданный Т. Руки, для определения творческой направленности;
  • Тест креативного потенциала, разработанный Ю. Хеменвей и Р. Хофнером.

Также психологи и педагоги могут использовать другие тесты и опросники, а также создавать свои методики для определения одаренности у деток.

Существуют некоторые особенности одаренных детей, среди которых выделяются такие:

большой словарный запас, начинает говорить в очень раннем возрасте;

быстро запоминает всю информацию, задает много вопросов;

цепкая память, легкость использования уже имеющихся знаний;

весьма любознателен, легко концентрируется на предметах на длительное время;

расширенный кругозор, интерес ко всему происходящему в мире;

интерес к разрешению задач, часто игнорируются промежуточные этапы с переходом от вопроса непосредственно к решению;

имеет необычное воображение;

раннее появления умения читать;

обладает сильными чувствами, обладает своей, особенной точкой зрения, может иметь особое чувство юмора;

требовательный к окружающим людям и процессам, однако не любит выполнять одинаковые действия длительный период времени.

Проявление одной из представленных особенностей не делает ребенка одаренным, однако заставляет присмотреться к нему внимательней. Одаренные дети обладают сразу несколькими из вышеперечисленных особенностей. Правильное обучение одаренных детей позволит открыться их таланту максимально, открыв тем самым доступ к возможности дальнейшего улучшения навыков и познаний.

Одаренность ребенка может проявляться, начиная с раннего детства, когда малыш делает первые успехи в рисовании, музыке или чем-то другом. Также одним из признаков одаренности есть внимание ребенка к деталям окружающего мира и способность долго сосредотачиваться на одном предмете или занятии. Необходимо всячески способствовать развитию ребенка, давая возможность как самостоятельно получать необходимую информацию и предметы для изучения, так и помогая ему в этом.

Однако не стоит перехваливать ребенка, давая понять ему, что он не такой как все, ведь это может стать причиной ряда проблем, особенно когда речь идет о малыше:


  • часто это становится причиной в сложности установления контактов в социуме, особенно со сверстниками, поскольку такой ребенок будет разительно отличаться от них;
  • регулярная похвала может подтолкнуть ребенка к полному не восприятию критики;
  • чувствуя превосходство над другими, часто подшучивают над окружающими, не принимая при этом шуток в собственный адрес.

Также можно столкнуться и с другими проблемами, которые преследуют одаренных детей:

  • неприязнь к школе – причина кроется в том, что школьная программа кажется таким детям скучной и неинтересной, а к тому же достаточно легкой;
  • игровые интересы – одаренные малыши любят сложные игры, в то время как их сверстники предпочитают легкие и веселые, что приводит к изоляции и закрытии чада в себе;
  • нонконформизм – отбрасывают любые стандарты, особенно идущие в разрез с тем, что их интересует;
  • проявление различия между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
  • стремление к безупречности, что часто выливается в заниженную самооценку и чувство неудовлетворенности.

Талантливые дети нуждаются в чутком подходе со стороны родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей. Им необходимо еще в раннем возрасте заложить основы социального поведения, чтобы поспособствовать легкой адаптации ребенка с особенностями развития в дальнейшем.


Необходимо также учитывать и ряд других особенностей, которыми обладают такие дети:

  • особая любознательность, стремление во всем проявить и показать себя;
  • раннее развитие умственных способностей, серьезность, открытость и честность;
  • стремление достигнуть большого, воля, настойчивость в действиях;
  • увлеченность в своем деле, отличная память и повышенная энергичность;
  • проявление независимости, самостоятельная работа;
  • уверенность в себе и спокойствие в любых ситуациях.

Особое внимание необходимо уделить одаренным детям 5 лет, которым совсем скоро предстоит пойти в школу. Необходимо правильно подойти к выбору учебного заведения, выбрав лицей или гимназию, где преподавательский состав более подготовлен к работе с такими малышами. Еще одним методом поспособствовать лучшему развитию такого чада станут всевозможные кружки, курсы и центры развития, где он сможет получать все необходимое для развития своего таланта.

Виды одаренности

Существуют разные виды одаренности, и прежде чем способствовать развитию того или иного таланта, следует правильно установить предпочтения ребенка. Исходя из этого, можно отнести его к одному из типов талантливых детей.

Одаренный ребенок может иметь признаки повышенного общего развития или же обладать особыми способностями в определенном направлении. В зависимости от этого и будет определяться вид способности:

Общая одаренность – равномерное развитие всех общих способностей на высоком уровне. Характеризуется большим размахом деятельности, где ребенок в будущем сможет достичь весомых результатов в любой области. Основа для развития специальных способностей, но в то же время полностью независимый фактор.

Художественная одаренность может быть музыкальной, изобразительной или сценической. Отличается высоким мастерством в музыке, изобразительном искусстве, театре, скульптуре или других видах деятельности.

Творческие способности проявляются в креативном подходе к решению вопросов. Творчески одаренные дети имеют нешаблонное мышление, что позволяет им находить уникальные пути решения проблем. Такие дети стремятся к познанию нового, и часто именно это и становится основной их мотивацией.

Одаренность интеллектуальная – умение быстро, четко и правильно анализировать, и сопоставлять факты, мыслить и находить способы решения даже сложных задач. Обычно в школе такие дети – отличники. Однако часто отличные результаты достигаются по одному-двум предметам, заинтересовавшим ребенка, в то время как остальные предметы изучаются посредственно. Интеллектуально одаренные дети легко перерабатывают информацию, запоминают ее и активно используют в дальнейшем, а также способны дать или воспринять оценку тех или иных данных.

Академическая одаренность – особая успешность в учебе, высокая активность и результативность в обучении и познавательной деятельности. Легкое усвоение даже специализированной школьной программы, в дальнейшем – отличные специалисты.

Симбиоз интеллектуальной и академической – подразумевает особые способности ребенка к запоминаю и понимаю основополагающих понятий, хорошему длительному сохранению информации в памяти и эффективной переработки полученных знаний. Такие дети легко справляются со знаниями в разных областях.

Психомоторная или спортивная одаренность выделяется у тех, кто имеет особые показатели в скорости, точности движений, скорости реакции и других спортивных навыках.

Социальная или лидерская одаренность вбирает в себя целый ряд свойств, которыми должен обладать человек. Среди прочих необходимо выделить такие особенности детей – интеллект выше среднего, умение быстро и самостоятельно принимать решения, планировать дела и временные ограничения, знание себя и уверенность в себе, упорство и энтузиазм.

Каждое направление требует отдельного особого подхода. Стоит помнить о том, что вовремя обнаруженный талант, получивший поддержку со стороны родителей, воспитателей и учителей, поможет ребенку максимально открыться и в дальнейшем занять достойное место в обществе, принеся ему пользу.

Курсы для развития талантливых детей

Современный мир готов предоставить целый спектр курсов, способных развить способности одаренных детей в разных сферах деятельности. При этом в большинстве случаев отпадает необходимость в простом заучивании материалов, самостоятельном его длительном поиске. Теперь одаренные дети, могут активно проявить себя на уроках технологии с применением самых современных методик и элементов, что позволяет лучше раскрыть свои способности.

И внешкольные занятия для детей позволяют еще больше раскрываться благодаря нестандартному индивидуальному подходу к каждому. Занятия с одаренными детьми в таком случае проходят не только с пользой, но еще и интересно, ведь ребенок получает доступ к тем предметам и технике, которая в школе зачастую отсутствует. Еще одним достоинством подобных занятий - это провождение их в свободной форме, иногда игровой, с постоянным присутствием опытных специалистов, готовых помочь и ответить на все вопросы.

Современные дети с младенчества проявляют интерес к компьютерной технике, и многие в последствие получают возможность раскрыться и стать настоящими талантами в области компьютерной техники и информационных технологий. Специально для проявивших ранний интерес к новым девайсам, сейчас доступны разные курсы по информатике для работы с одаренными детьми. Это позволит ребенку лучше узнать устройство компьютера, принцип его работы и научиться быстро и правильно его использовать. И это лишь малая часть того, что можно познать, посещая наши курсы.

Одаренного ребенка на занятиях в центре Айтиландия помимо изучения аппаратной части компьютера ждет чудесный мир программирования с использованием и , который откроет понимание программной составляющей работы компьютера и предоставит уйму возможностей для развития.

Одаренные дети, независимо от типа своего таланта, требуют дополнительного образования. Творческие дети с легкостью могут посещать курсы по анимации , компьютерной графике , фотографии и другим художественным видам деятельности. Каждый из них проходит с использованием современной техники, что помогает адаптировать ребенка в современные условия массовой компьютеризации и информационного мира. Использование полученных навыков позволит не только лучше раскрыть творческий потенциал, но и в дальнейшем значительно расширить собственные способности.

Одаренные дети с разными видами талантов могут посетить , где каждый найдет для себя интересные моменты. Подобный курс позволит проявить свой потенциал в творчестве, математике, информатике и других науках, и сферах, что важно для каждого из малышей и их родителей. Особенно полезными эти курсы будут для детишек с одаренностью в техническом направлении.

Занятия доступны для каждого малыша и будут интересны даже для одаренных детей 5-6 лет. Возможность выбора одного из курсов или даже нескольких из них дают возможность ребенку, проявляющим интерес в определенном направлении, получить доступ к максимальному количеству полезной информации.

Развитие одаренных детей на таких курсах проходит гораздо быстрее, что связано с потоком важных и полезных знаний, которые получают ученики. Это стимулирует уже существующие способности и позволяет не только раскрыть их, но и значительно расширить кругозор ребенка, открыв перед ним мир неизведанных возможностей.

Одаренные дети в мире

Одаренные и талантливые дети рождаются по всему земному шару. Обычно первыми замечают проявление определенных навыков родители, от которых в дальнейшем и зависит, развивать талант или игнорировать его. Конечно лучше, когда взрослые выбирают первый вариант и делают все для того, чтобы их чадо могло развиваться в своей сфере.

В истории известно немало случаев, когда уже в детском возрасте люди становились известными благодаря своей гениальности в той или иной области. Вот только несколько ярких примеров:


Это лишь крохотная часть детей, которые несмотря на малый возраст смогли стать известными и добиться больших успехов. Одаренных детей иногда называют - детьми будущего, ведь они могут принести что-то новое и уникальное в развитие всех ключевых технологий, искусства и других аспектов жизни. Одаренные дети, которых достаточно много в Беларуси всегда найдут применение своим талантам, развивая их посещая наши занятия.


Еще из блога:

Расскажите о нас вашим друзьям в социальных сетях: