Взаимоотношение личности и коллектива аргументы. Взаимоотношения в коллективе

Илюнина Галина Владимировна,
заместитель директора по ВР,

учитель биологии
МБОУ- гимназии г. Мценска
Орловской области,

В моем подчинении 20 классных руководителей и 5 заведующих кафедрами МО. Неправильно сказано, что в подчинении. Мы - единомышленники. Люди, у которых одна цель - вырастить и воспитать человека с большой буквы. Мы все стремимся сделать наше учебное заведение родным для каждого ребенка. И тут нужна атмосфера взаимопонимания, поддержки, чтобы учителя не боялись высказывать свое мнение, чтобы все были услышаны. Любые заседания у нас проходят за круглым столом. Мы вместе решаем проблему, порой приглашая и родителей, и учеников, и различных специалистов. Хотя у нас все праздники проводятся по очереди каждой параллелью, классные руководители всегда помогают друг другу. Любое мероприятие начинается с накидывания идей. И никто не отказывается. Ведь классная мама 9-ых классов отлично пишет стихи, классный руководитель 10 класса прекрасно организовывает походы, а 7-ых классов замечательно поет и играет на синтезаторе. У каждого свои таланты, свой конек. Моя задача не дать ему погаснуть, не дать пропасть инициативе. Средний возраст работающих приблизительно 50 лет. И как здесь не вспомнить понятие «профессиональное выгорание». Действительно, это присутствует и у нас. Но пытаешься с каждым поговорить, показываешь значимость каждого. У нас работают настоящие учителя. Я лишь направляю и контролирую работу.

Мы создаем методическую копилку, собирая материалы по различным темам мероприятий. Не делим - это мое, это твое. Это все наше. Тем более, что у нас очень много мероприятий, связанных с разновозрастным сотрудничеством. Одна параллель готовит беседы, викторины и т. д. для другой. Работает тьютерство. Регулярно устраиваем «посиделки» за чаем. По-моему, главное доверять своим сотрудникам. Создать психологическую комфортную атмосферу. Мой кабинет завуча всегда открыт. Всегда можно воспользоваться компьютером, папками для работы, принтером и просто использовать его для личных бесед с детьми, когда надо остаться один на один. Мне можно звонить и ночью, если возникает проблема. Если надо, мы встретимся и в выходной. В основном, классные руководители живут школой.

Конечно, случаются конфликты и в нашем коллективе. Но я стараюсь откровенно, сразу высказывать обиду, не забывая при этом о юморе. Каждый учитель должен чувствовать себя профессионально значимым. При сдаче документации четко называю сроки. Напоминаю еще за 2-3 дня. И обязательно объявление с благодарностью за выполненную работу. Мелочь, а приятно.

Для сплоченности педагогического коллектива устраиваются различные поездки и соревнования. С этого года у нас официально стал праздноваться День театра, День здоровья для учителей. Регулярно ходим в туристические походы. С заведующими кафедр МО готовим школьную научно-практическую конференцию.

Остается только добавить, что мне с таким коллективом повезло. И когда мы вместе, мы сможем все.

PAGE_BREAK--Детский коллектив

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое

Условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и

Адекватность мотивов предметно-практической совместной деятель-

Ности, направленной на пользу общества, забота об общем резуль-

Тате, определенные организация и характер общения, широкая сис-

Тема коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотноше-

Ний детей создаются в процессе целенаправленной организации их

Социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-об-

Щественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом

Придание основным типам деятельности детей определенной целевой

Направленности, социальной значимости позволяет не только форми-

Ровать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их

На единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной сто-

Роны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в

Организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечи-

Вает условия для развития подлинной самостоятельности. Макси-

Мальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим

Признаком развитого детского коллектива.

Социально признаваемая деятельность как средство формирова-

Ния детского коллектива и определенных отношений его членов мо-

Жет быть реализована в том случае, если она соответствующим об-

Разом организована.

Это должна быть такая организация, при которой:

А) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей за-

Дачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;

Б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный,

Так и личностный смысл;

В) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая пози-

Ция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результа-

Г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной дея-

Тельности, причем не только в плане собственно деятельности, но,

Главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале

Для «контактного» коллектива, потом для общешкольного, а затем для

Района, города, общества;

Д) деятельность эта направлена на благо другим людям, об-

Ществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятель-

Ности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию

Другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем

Поведении.

Как инструмент воспитаний детский коллектив организуется

Взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотно-

Шении: 1) потребности детей в общении и 2) задач, поставленных

Перед этим коллективом. Практически в любом организованном детс-

Ком объединении реально существует определенное сочетание данных

Двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимо-

Действия создаются в условиях сформированного детского коллекти-

Ва. Активно включая детей в решение социально важных задач, та-

Кой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обуслов-

Ливает возможности развития индивида как личности. Психолого-пе-

Дагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский

Коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, что-

Бы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на

Второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его

Воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так

Называемых неофициальных, неформальных детских объединений.
Детский коллектив, существующий в современной общеобразова-

Тельной школе представляет собой многоплановую систему, внутри

Которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру

И длительности существования.

Важную роль играет характер взаимоотношений, которые склады-

Ваются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и вре-

Менных объединений, что проводит всех школьников через положение

Руководителей и исполнителей, формируя умения командовать това-

Рищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разно-

Образных связей, отношений.

Особое место в креплении межколлективных связей занимает це-

Ленаправленное создание временных объединений, позволяющих орга-

Низовать деятельность детей в небольших группах, которым поруча-

Ется выполнение кратковременных дел.Психологическое своеобразие

Этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, нас-

Читывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под

Воздействием общественного мнения товарищей и не может уклонить-

Ся от принятых норм поведения. Кроме того детям легче осущест-

Влять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников.

Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый

Ребенок может определить для себя такое положение в совместной

Работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы

И способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить

Свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную

Его индивидуальным склонностям.

К числу важных моментов в организации детского коллектива

Относится разновозрастное построение контактных объединений

Школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелиру-

Ет обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замы-

Каться в кругу групповых интересов. Ребенок испытывает влияние

Каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же

Время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное

Развитие.

Но этот путь реализуется лишь в многоплановой системе детс-

Кого коллектива школы в целом, где в сложных структурных связях

Находятся контактные коллективы, разные по длительности сущест-

Вования, объему и содержанию деятельности.

В общешкольном коллективе складывается совершенно особая психо-

Логическая ситуация. Наличие для детей разных возрастов и заня-

Тых разными видами деятельности общих интересов: общешкольные
дела, взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков -

Создает возможности для установления между детьми развернутых

Типов отношений.

В частности общешкольный коллектив обеспечивает единство,

Дружбу, товарищество старших и младших школьников.

Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то

Же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом от-

Ношении он является постоянно действующей силой, помогающей соз-

Давать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллекти-

Вов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном кол-

Лективе, тем прочнее спаяны контактные объединения детей; чем

Значимее, обширнее общая цель, зримее ее общественный характер,

Тем прочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии.

Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива

Обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия фор-

Мирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.

Коллективизм составляет одно из определяющих отношений лич-

Ности в ее конкретной деятельности - творческое отношение к об-

Щественной делу, выражая потребность в деле, необходимом другим

Людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллек-

Тиве, акцентированном лишь на достижении своих целей, что таит

Опасность развития групповщины. Нередко дети, проявляя внутри

Своего коллектива отношения товарищества, взаимопомощи, ответс-

Твенности, не демонстрируют качеств коллективиста за пределами

Своего коллектива.

В чем причина слабой сформированности коллективистских ка-

Честв? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно

Указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.

Формирование коллектива класса, ученической бригады, несом-

Ненно, способствуют воспитанию у детей определенных отношений к

Своему коллективу, внутри коллектива. Однако даже товарищеские

Отношения, отношения деловой независимости все же сами по себе

Не идентичны коллективистским качествам личности отдельных де-

Тей, составляющих коллектив.

Коллективизм не может основываться лишь на делах своего коллек-

Тива, потому что быть коллективистом - значит болеть не только

За дела своего коллектива. Главное в коллективизме - обществен-

Ная ориентация деятельности, творческое отношение к любому дру-

Гому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.

Поэтому формирование подлинно коллективистских качеств лич

Ности предполагает «абстрагирование» от дел и целей конкретного

Коллектива, связь этих дел и целей с более широкими задачами

Других коллективов, образующих общество, именно на этом пути у

Подростка, юноши формируется личная ответственность за общие де-

Ла. В этом плане показательны данные, полученные в исследовании

По выявлению условий формирования коллективистских качеств лич-

Ности детей подросткового возраста. Схематично эти исследования

Выглядят следующим образом.

Возник, однако, вопрос о степени сформированности коллекти-

Вистских качеств личности детей. Для выяснения этого был прове-

Ден дополнительный эксперимент. Смысл его состоял в коссвенной

Проверке того, как поведет себя каждый подросток в ситуации вы-

Бора между личной и социально значимой целью. Оказалось, что те

Дети, которые длительно действовали в многоплановом коллективе,

Ориентируясь не на конкретные, хотя общественно важные цели кон-

Тактных коллективов, а на общее, общественно значимое дело, об-

Ладают достаточно устойчивыми коллективистским качествами. Дея-

Тельность, выполняемая для общества, была для них важна потому,

Что это было связано с определением своего места в обществе, с

Формированием самосознания.

Следовательно задача взрослых заключается в такой организа-

Ции просоциальной деятельности в условиях детского коллектива,

Которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу

В широком плане. Именно в этом случае происходит становление

Личности ребенка, для которого общественное дело - потребность.

Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива,

Формировать отношения детей не только к цели данного коллектива

(при сохранении ее конкретной значимости), но и к общему делу

Полученные данные убеждают в необходимости одновременного

Включения детей в специально организованную «скользящую сеть»

Различных коллективов:

А) учебных, трудовых, организационно-общественных, художест-

Венных, спортивных, игровых;

Б) постоянных, сезонных, временных;

В) одно- и разновозрастных;

Г) малочисленных и многочисленных.

Такая подвижная сеть многоплановых коллективов при условии

Соподчинения социально значимых целей деятельности всех коллек-
тивов и подчинения решению общей задачи не позволяет ребенку

Замкнуться в кругу близких товарищей.

Она непрерывно включает малый коллектив в большой, группы

Детей одного возраста в разновозрастный коллектив, создавая пе-

Реплетение взаимозависимостей, разрывая рамки своего конкретно-

Го, «нашего» коллектива, выводя детей в целом на общество. При-

Чем это не формальный разрыв, когда ребенок участвует «то там, то

Тут», а система, которая, с одной стороны, способствует формиро-

Ванию непосредственно-личностного общения детей в коллективе, а

С другой - обеспечивает осознание ребенком его включенности не

Только в данный коллектив, но и в общество.

В частности, большое число коллективов, в состав которых

Ребенок одновременно входит, не дает ему возможности стать в из-

Вестную оппозицию, а скользящие формы разнопланового коллектива

Эту возможность исключают, создавая условия для разнообразного

Общения, общения в чистом виде, для построения отношений дружбы,

Сотрудничества, общих взглядов, интересов детей.

Итак, формирование личности человека-коллективиста требует

Организации системы многопланового детского коллектива, системы,

А не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом

Важно направленное включение каждого ребенка в развернутую соци-

Ально одобряемую деятельность в системе именно такого специально

Заданного многопланового коллектива при соподчиненности целей

Каждого конкретного коллектива решению общих социально значимых

Задач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллекти-

Ве, основу которого составляет система просоциальной деятельнос-

Ти - это не один из ряда важных воспитательных принципов, а осо-

Бый, качественно своеобразный подход к формированию растущего

Человека как личности.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

1. Введение
2. Теория взаимоотношения личность- коллектив

2.1 Основной принцип человеческого общения
2.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
2.3 Проблема общности в социальной психологии.
2.4 Проблемы социальной психологии.
2.5 Понятие единства развития личности и психики человека.
2.6 Понятие и структура малых групп в психологии.
2.7 Типы конфликтов и их характеристика.

3. Детский коллектив
4. Изучение межличностных отношений в военном коллективе и диагностиканеуставного поведения военнослужащих.

4.1 Профилактика неуставных взаимоотношений.

5. Список используемойлитературы

Введение

Цель данного реферата - в экстремально-малом объёме попытаться изложитьхарактерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива. Ввиду огромного объёма темы было решено после краткой теоретической информациипривести анализ двух наиболее распространённых примеров из жизни человека, вкоторых отношения личности и коллектива играют важнеёшую роль.
Реферат логически состоит из трёх частей; первая-это выдержки из классическойтеории психологии. Здесь вводятся основные понятия и определения, с которымиоперирует психология при определении личности, общества и их взаимоотношений.Особое внимание уделено понятию малых групп, как наиболее часто встречающейсяформе коллектива.
Вторая часть посвящена формированию детского коллектива и развитию в нёмребёнка - формирующейся личности. Этот тип коллектива взят не случайно, наэтом уровне происходит активное познание ребёнком окружающей среды,складываются первые взаимоотношения со сверстниками, формируется собственноепонятие “коллектив”, осознание собственного “Я” и положение собственнойличности в коллективе.
Третья, последняя часть, рассказывает об особом, специфическом коллективе - военном, и отношения обсуждаются тоже специфические - неуставные. Данныйпример позволяет проследить взаимоотношения личности и коллектива вэкстремальной, напряжённой обстановке.

Теория взаимоотношения личность - коллектив

Основной принципчеловеческого общения

Отношения в группах по мере ихпревращения в коллективы закономерно изменяются. Сначала они бываютотносительно без различными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, немогут определённо относится друг к другу), затем могут становится конфликтными,а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. всё это обычнопроисходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды,составляющие группу, не могут измениться как личности. У каждого человека естьсвои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки.То, какой своей стороной, положительной или отрицательной, он выступит вовзаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, отособенностей группы, в которую он включён в данный момент времени.
Согласно интеракционистской теории личность, будучи внутренне относительноустойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному взависимости от складывающихся обстоятельств. Замечена закономерность: чем ближепо уровню своего развития группа находится к коллективу, тем болееблагоприятные условия она создаёт для проявления лучших сторон в личности иторможения того, что в ней есть худ шего. И напротив, чем дальше группа поуровню своего развития отличается от коллектива и чем ближе она находится ккорпорации, тем большие возможности она предоставляет для проявления в системевзаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучшихличностных устремлений.

Личность и группа. Проблема взаимоотношений .

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхожденияв новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности вотносительно стабильной общности называются фазами развития личности:

Фаза становления личности. . Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, «как все» в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации. Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.

Проблема общности всоциальной психологии.

Для индивида, входящего вгруппу, осознание того, принадлежности к ней осуществляется прежде всего черезпринятие этих характеристик, т. есть через осознание факта некоторойпсихической общности с другими членами данной социальной группы. Можно сказать,что «граница» группы воспринимается как граница этой психическойобщности. Главной чисто психологической характеристикой группы является наличиетак называемого «мы-чувства». Это означает, что универсальным принципомпсихического оформления общности является различение для индивидов, входящих вгруппу, некоторого образования «мы», в отличие от другого образования«они». «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцироватьодну общность от другой и является своеобразным индикатором осознанияпринадлежности к некоторой группе. Специфика социально-психологического анализагруппы именно здесь и проявляется: рассматриваются выделенные средствамисоциологии реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те ихчерты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, т. естьпозволяют каждому её члену идентифицировать себя с группой.

Проблемы социальной психологии.


Социальная психология пользуется определением личности, которое даёт общаяпсихология, выясняет, каким образом, т. есть прежде всего в каких конкретныхгруппах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния и, с другойстороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует своюсоциальную сущность. Отличие такого подхода от социологического заключается втом, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типическиечерты, почему в од них условиях формирования личности они проявились в полноймере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежностиличности к определённой социальной группе. В большей мере, чем всоциологическом подходе, здесь принимаются в расчёт такие регуляторы поведенияи деятельности личности, как вся система межличностных отношений, внутрикоторой наряду с их деятельностной опосредованностью изучается и ихэмоциональная регуляция. От общепсихологического отличается тем, что социальнаяпсихология рассматривает поведение и деятельность«социально-детерминированной личности» в конкретных реальныхсоциальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы,причины, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность. Длясоциальной психологии главным ориентиром в исследовании личности являетсявзаимоотношение личности с группой.

Понятие единства развития личности и психики человека.

В жизни конкретного человека как индивида, как отдельного представителячеловеческой общности его личность и психика представлены в неразрывномединстве. Индивид обладает психи кой, но в то же время индивид выступает какличность, являясь субъектом межчеловеческих, общественных по своей природеотношений. Детерминантой развития личности являетсядеятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются учеловека с наиболее значимой для него группой(группами) в этот период. Этивзаимоотношения опосредствуются содержанием и характером деятельностей, которыеза даёт эта референтная группа, и общения, которое в ней складывается. Исходяиз этого можно сделать вывод, что развитие группы выступает как фактор развитияличности в группе. В соответствии с концепцией персонализации индивидхарактеризуется потребностью быть личностью, т.е. оказаться и оставаться вмаксимальной степени представленным значимыми для него качествами вжизнедеятельности других людей, осуществлять своею деятельностью преобразованияих смысловой сферы, и способностью быть личностью, т.е. совокупностьюиндивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния,обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью.

Понятие и структурамалых групп в психологии.

Малая группа - этонемногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цельи находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. Малую группухарактеризует психологическая и поведенческая общность её членов, котораявыделяет и обособляет её, придаёт её относи тельную социально-психологическуюавтономию, отличает данную группу от остальных. Малые группы могут быть разнымипо количественному составу: от 2-3 до 30-40 человек; различными по структуреотношений, существующих между их членами; неодинаковыми по индивидуальномусоставу, характеру ценностей, норм и правил, которых придерживаются их члены,межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Условными илиноминальными называются группы, которые объединяют людей, не входящих в составни одной малой группы. В противоположность им выделяются реальные группы. Онипредставляют собой действительно существующие объединения людей, полностьюотвечающие определению малой группы. Естественными называют такие группы,которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Онивозникают и существуют исходя из потребностей общества или включённых в этигруппы людей. Естественные группы бывают формальными и неформальными. Формальныесоздаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций. Такжевсе естественные группы можно разделить на слаборазвитые и высокоразвитые.Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточнойпсихологической общности, налаженных деловых и личных отношений, сложившейсяструктуры взаимодействия, чёткого распределения обязанностей, признанныхлидеров, эффективной совместной работы.

Типы конфликтов и их характеристика.


По направленности конфликты делятся на «горизонтальные»,«вертикальные» и «смешанные». К «горизонтальным»относятся такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся вподчинении друг другу. К «вертикальным» конфликтам от носятся те изних, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. Всмешанных конфликтах предчставлены и «вертикальные» и«горизонтальные» составляющие. По значению для организации конфликтыделятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивным конфликт бываеттогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений иразумных аргументов. Неконструктивный конфликт возникает в двух случаях: когдаодна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желаетучитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственноосуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра,дискредитируя и унижая его. По характеру причин конфликты делятся наобъективные и субъективные. Пер вые порождены объективными причинами, вторые - субъективными.

Детский коллектив

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условиесамоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивовпредметно-практической совместной деятельности, направленной на пользуобщества, забота об общем результате, определенные организация и характеробщения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формывзаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации ихсоциально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной,трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типамдеятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимостипозволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но истроить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны,а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации иосуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развитияподлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детейвыступает определяющим признаком развитого детского коллектива.
Социально признаваемая деятельность как средство формирования детскогоколлектива и определенных отношений его членов может быть реализована в томслучае, если она соответствующим об разом организована.
Это должна быть такая организация, при которой:

дети разных возрастов выполняют отдельные части общей за дачи, т.е. осуществляется возрастное разделение; значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл; обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов); осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для «контактного» коллектива, потом для общешкольного, а затем для района, города, общества; деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.

Как инструмент воспитаний детский коллектив организуетсявзрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении:

потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом.

Практически в любом организованном детском объединенииреально существует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболееширокие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированногодетского коллектива. Активно включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливаетвозможности развития индивида как личности. Психолого-педагогическая задача приэтом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как формацелесообразности, что бы в глазах детей воспитательная функция коллективаотступала на второй план перед его социально полезной функцией. Иначе еговоспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так называемыхнеофициальных, неформальных детских объединений.

Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школепредставляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут бытьчленами объединений, разных по характеру и длительности существования.
Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьмив изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всехшкольников через положение
руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами иподчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разно образных связей,отношений.
Особое место в креплении межколлективных связей занимает целенаправленноесоздание временных объединений, позволяющих организовать деятельность детей внебольших группах, которым поручается выполнение кратковременных дел.Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в такомобъединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находитсяпод воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться отпринятых норм поведения. Кроме того детям легче осуществлять самостоятельноеруководство небольшим числом сверстников. Но главное состоит в том, что тольков небольших группах каждый ребенок может определить для себя такое положение всовместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы испособности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности,в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.
К числу важных моментов в организации детского коллектива относитсяразновозрастное построение контактных объединений школьников. Разновозрастныйсостав детских коллективов нивелирует обычно существующую в объединениисверстников тенденцию замыкаться в кругу групповых интересов. Ребенокиспытывает влияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, вто же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие.
Но этот путь реализуется лишь в многоплановой системе детского коллектива школыв целом, где в сложных структурных связях находятся контактные коллективы,разные по длительности существования, объему и содержанию деятельности. Вобщешкольном коллективе складывается совершенно особая психологическаяситуация. Наличие для детей разных возрастов и занятых разными видамидеятельности общих интересов: общешкольные дела, взаимоотношения классов,групп, бригад, штабов, кружков создает возможности для установления междудетьми развернутых типов отношений.
В частности общешкольный коллектив обеспечивает единство, дружбу,товариществостарших и младших школьников.
Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то же время своизаконы, обычаи, традиции и требования. В этом от ношении он является постояннодействующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересыконтактных коллективов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольномколлективе, тем прочнее спаяны контактные объединения детей; чем значимее,обширнее общая цель, зримее ее общественный характер, тем прочнее связи всехдетских коллективов в их общей иерархии. Целенаправленная организацияразветвленного детского коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологическиеусловия формирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.
Коллективизм составляет одно из определяющих отношений личности в ее конкретнойдеятельности - творческое отношение к общественной делу, выражая потребность вделе, необходимом другим людям. Такую потребность нельзя сформировать взамкнутом коллективе, акцентированном лишь на достижении своих целей, что таитопасность развития групповщины. Нередко дети, проявляя внутри своего коллективаотношения товарищества, взаимопомощи, ответственности, не демонстрируют качествколлективиста за пределами своего коллектива.
В чем причина слабой сформированности коллективистских качеств? В качествеодной из наиболее серьезных причин этого можно указать излишнюю замкнутостьребенка в коллективе.
Формирование коллектива класса, ученической бригады, несомненно, способствуютвоспитанию у детей определенных отношений к своему коллективу, внутриколлектива. Однако даже товарищеские отношения, отношения деловой независимостивсе же сами по себе не идентичны коллективистским качествам личности отдельныхдетей, составляющих коллектив. Коллективизм не может основываться лишь на делахсвоего коллектива, потому что быть коллективистом - значит болеть не только задела своего коллектива. Главное в коллективизме -общественная ориентациядеятельности, творческое отношение к любому другому человеку как к цели, а некак к средству деятельности.
Поэтому формирование подлинно коллективистских качеств личности предполагает«абстрагирование» от дел и целей конкретного коллектива, связь этихдел и целей с более широкими задачами других коллективов, образующих общество,именно на этом пути у подростка, юноши формируется личная ответственность заобщие дела. В этом плане показательны данные, полученные в исследовании по выявлениюусловий формирования коллективистских качеств личности детей подростковоговозраста. Схематично эти исследования выглядят следующим образом.
Возник, однако, вопрос о степени сформированности коллективистских качествличности детей. Для выяснения этого был проведен дополнительный эксперимент.Смысл его состоял в косвенной проверке того, как поведет себя каждый подростокв ситуации вы бора между личной и социально значимой целью. Оказалось, что тедети, которые длительно действовали в многоплановом коллективе, ориентируясь нена конкретные, хотя общественно важные цели контактных коллективов, а на общее,общественно значимое дело, об ладают достаточно устойчивыми коллективистскимкачествами. Деятельность, выполняемая для общества, была для них важна потому,что это было связано с определением своего места в обществе, с формированиемсамосознания.
Следовательно задача взрослых заключается в такой организации просоциальнойдеятельности в условиях детского коллектива, которая обеспечивает ответственноеотношение детей к общему делу в широком плане. Именно в этом случае происходитстановление личности ребенка, для которого общественное дело - потребность.Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива, формироватьотношения детей не только к цели данного коллектива (при сохранении ееконкретной значимости), но и к общему делу вообще.
Полученные данные убеждают в необходимости одновременного включения детей вспециально организованную «скользящую сеть» различных коллективов:

а) учебных, трудовых,организационно-общественных, художественных, спортивных, игровых;
б) постоянных, сезонных, временных;
в) одно- и разновозрастных;
г) малочисленных и многочисленных.

Такая подвижная сетьмногоплановых коллективов при условии соподчинения социально значимых целейдеятельности всех коллективов и подчинения решению общей задачи не позволяетребенку замкнуться в кругу близких товарищей.
Она непрерывно включает малый коллектив в большой, группы детей одного возрастав разновозрастный коллектив, создавая переплетение взаимозависимостей, разрываярамки своего конкретного, «нашего» коллектива, выводя детей в целомна общество. При чем это не формальный разрыв, когда ребенок участвует «тотам, то тут», а система, которая, с одной стороны, способствует формированиюнепосредственно-личностного общения детей в коллективе, а с другой - обеспечивает осознание ребенком его включенности не только в данный коллектив,но и в общество.
В частности, большое число коллективов, в состав которых ребенок одновременновходит, не дает ему возможности стать в известную оппозицию, а скользящие формыразнопланового коллектива эту возможность исключают, создавая условия дляразнообразного общения, общения в чистом виде, для построения отношений дружбы,
сотрудничества, общих взглядов, интересов детей.
Итак, формирование личности человека-коллективиста требует организации системымногопланового детского коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп,кружков, бригад и пр. При этом важно направленное включение каждого ребенка вразвернутую социально одобряемую деятельность в системе именно такогоспециально заданного многопланового коллектива при соподчиненности целейкаждого конкретного коллектива решению общих социально значимых задач.Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе, основу которогосоставляет система просоциальной деятельности - это не один из ряда важныхвоспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход кформированию растущего человека как личности.

Изучение межличностныхотношений в военном коллективе и диагностика неуставного поведениявоеннослужащих.

Целью диагностики неуставного поведения является профилактика, ограничения,предупреждения моральных и физических оскорблений личности военнослужащего, винтересах создания здоровой нравственной атмосферы в воинских коллективах.Индивидуальность воина, ее естественнонаучные основы, социальная природа ипроявления в повседневной жизни - предмет особого интереса для каждогокомандира. Социальные качества человека обнаруживаются в его личности, котораясвязывает воедино различные психические процессы индивида и сообщает егоповедению необходимую последовательность и устойчивость.
Значительными возможностями по сравнению с остальными методами диагностикирасполагает социометрия - совокупность приемов и средств, используемых дляизучения групповой динамики (авторитетность, лидерство, сплоченность и т.п.).Анализируя социограммы, делается вывод о наличии микрогрупп, дружественныхсвязей и антипатий между солдатами.
Ранняя диагностика конфликтов во взаимоотношениях между военнослужащимидовольно сложное и многотрудное дело. Но оно перспективно при условииотлаженной организации управления процессами, происходящими в воинскомколлективе.

профилактика неуставных взаимоотношений.

Первыми офицерами, которые встречают призывника, являются офицеры
военных комиссариатов. Их основная задача заключается в активном формировании упризывников коллективистских качеств, правильном представлении об уставномпорядке в воинских коллективах, профилактической воспитательной работе средиюношей, склонных к негативным образцам поведения.
По прибытию в часть главное внимание должно уделяться правильному формированиюу воинов первичных навыков в выполнении служебных обязанностей. В первые днинеобходимо изучить требования законов и воинских уставов о взаимоотношениях ввоинских коллективах, разъяснить, как вести себя в тех случаях, когда кто-либоиз сослуживцев посягает на их достоинство.
Показательным примером необходимости опеки молодых воинов в начальный этап ихслужбы может послужить случай, произошедший вв/ч 73420 г.Волжского, где яначинал службу. Прибывшее молодое пополнение разместили в клубе дляраспределения по подразделениям. По чьейто халатности там не осталось ни одногоофицера и уже через несколько минут старослужащие выносили из клуба отобранныеу молодежи продукты, вещи, гражданскую одежду. Злоумышленников удалосьостановить. Очень неуютно чувствовали они себя перед строем части, когдапришлось возвращать отобранное законным владельцам. Этот случай оказал огромноевоспитательное воздействие и на молодых воинов, и на старослущащих. Первыеукрепились в вере в стремлении командиров к социальной справедливости, вторых,по крайней мере, в течении нескольких дней не было и видно около клубачасти.!!!
Командиру важно иметь в виду, что в начале службы у воинов активно складываютсямежличностные связи. В интересах воспитания дружбы между воинами различныхнациональностей целесообразно равномерно укомплектовывать все подразделениясолдатами и сержантами различных национальностей. Необходимо анализировать, ктоиз земляков уже служит в данной части, на чем складываются их контакты. Офицерыдолжны сосредоточить свои усилия на работе в микрогруппах, складывающихся наоснове землячества, национальности.
С первых дней службы необходимо выявлять людей склонных кнедисциплинированности, неисполнительности, пререканиям, «лидеров» сотрицательной направленностью. Для них наиболее характерны жестокость, эгоизм,бездуховность, стремление подчинить себе людей, получить привелегии.В целяхобеспечения своего влияния они чаще всего используют насилие или угрозу егоприменения. Обычно «лидер» обладает ложным авторитетом «бывалогопарня», «спортсмена», «знатока современной музыки» ит.п. В его поведении ярко проявляется развязность, заносчивость, грубость,высокомерие, самоуверенность.В выявлении подобных «лидеров» спользуютиндивидуальные и групповые беседы с военнослужащими различных периодов службы инациональностей, постоянное наблюдение за поведением воинов, анализ их взаимоотношений.К группе риска относятся, прежде всего, военнослужащие обладающие недостаткамивоспитания, а именно:

ранее судимые и имевшие приводы в милицию; воспитывавшиеся в неблагоприятных условиях, при отсутствии одногоили обоих родителей; обладающие ярко выраженными отрицательными чертами характера; имеющие претензии на лидерство.

С другой стороны, ни в коемслучае нельзя упускать из вида военнослужащих, имеющих физический или моральныйдефект - это потенциальные потерпевшие. Неуставные взаимоотношения основываютсяна круговой поруке. Глумление и издевательства замалчиваются не только ихисполнителями, но и пострадавшими. Вот почему каждый случай антиуставныхвзаимоотношений должен быть расследован до конца. Установить истинное положениеи правильно отреагировать на него - значит не допустить преступления илигрубого нарушения воинской дисциплины.
Для эффективной работы по профилактике конфликтов на национальной основе междувоеннослужащими руководящему составу необходимо прежде всего глубоко изучитьособенности развития межнациональных отношений, а так же прочно освоитьразличные методы их регулирования, способы своевременного предупреждения дажемелких негативных явлений.

Cписок используемойлитературы

Психология и педагогика военного управления.
Учебно-методическое пособие.
Изд. ВВИА им.В.В.Жуковского, 1992. Военная педагогика и психоглогия
Под ред. А. В. Барабанщикова.- М.: Воениздат, 1986. Зуев Ю.П. Уставные взаимоотношения: как они формируются.
М.: Воениздат, 1986. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения.
М.,1986. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в
подростковом возрасте.1972б

Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложен, неоднозначен, нередко противоречив и глубоко индивидуален. Школьники – будущие члены коллектива отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают неодинаковое влияние на коллектив.

Положение личности в системе коллективных отношений во многом зависит от ее индивидуального социального опыта, определяющего характер ее суждений, систему ценностных ориентации, линию поведения. Этот опыт может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе. Выделяют три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом. 1) личность подчиняется коллективу (она может либо подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, либо уступать ему как внешней превосходящей силе, либо пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях; 3) личность подчиняет себе коллектив.

Взаимоотношения личности с коллективом сверстников на разных возрастных этапах различны. На первом году обучения они во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей. Младшие школьники сотрудничают друг с другом, прежде всего, как представители определенной социальной общности – учащихся. Характер их межличностных отношений обусловлен в первую очередь влиянием учителя, его оценкой, утверждением в классе гуманных ценностей и норм общения. Организация под руководством педагога внеучебных интересных коллективных дел помогает установить в классе микроклимат сотрудничества. взаимопомощи, понимания и дружбы. т. е. создать определенную социально-культурную среду для позитивного развития личности.

В средней школе номинальное образование “класс” становится реальным. У детей формируется чувство “мы – общность”, “мы – коллектив”, которое выражается в стремлении заявить о себе не только в классе, но и в рамках общешкольной жизни. Формирующаяся в этом возрасте деятельность приобретает характер развитого сотрудничества на основе самостоятельной постановки цели, выработки плана, общего предвосхищения результатов. Взаимоотношения подростков становятся более избирательными появляются устойчивые дружеские объединения. Целью взаимодействия становится желание быть и действовать вместе, вносить личный вклад в достижение общего результата.

Учитывая особенности подростка (стремление к социальной общности, единению со сверстниками, сочетаемое с независимостью), педагог преимущественно занимает позицию косвенного влияния на характер коллективных связей и отношений, побуждая школьников проявлять инициативу и творчество. Чем больше задействованы в совместной деятельности лично значимые мотивы детей, тем интереснее для них она становится. Организуя микроколлективы по интересам, учитель привлекает учащихся к занятиям в кружках, секциях, общешкольных мероприятиях.

Особенностью взаимоотношений учащихся старших классов является стремление к “трансляции” значимых индивидуальных качеств сверстникам и готовность группы интегрировать индивидуальные проявления одноклассников для успешной реализации групповой деятельности. Старшим подросткам свойственны ярко выраженная ориентация на будущую жизнь, профессию, расширенная сфера социальных контактов, достаточно высокий уровень развития самосознания. Учитывая эти особенности, педагог создает условия для широкого и многогранного проявления самостоятельности, самоорганизации, инициативности классного коллектива. В таком коллективе неповторимая личность подростка раскрывается в обстановке творческой самореализации.

Таким образом, на протяжении школьного возраста детский коллектив под руководством педагога становится социокультурным образованием с развитой системой социальных связей и объединением детей, стремящихся к общим целям, сотрудничеству, достижению значимых результатов.

Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Этот процесс, по мнению А. В. Петровского, включает в себя несколько фаз.

1. Адаптация личности в коллективе предполагает активное усвоение ею действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

2. Индивидуализация личности в коллективе порождается противоречием между достигнутой ею адаптированностью в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации.

3. Интеграция личности в коллективе проявляется в том, что коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности. Личность в свою очередь устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период она имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллективную деятельность.

Свою позитивную роль в развитии личности коллектив в полной мере проявляет при условии успешного прохождения субъектом всех фаз, что обусловливает развитие общественной направленности и формирование субъектной позиции личности в общении и сотрудничестве с другими людьми.

(Пока оценок нет)

Читая произведение В. Распутина «Уроки французского» , мы наблюдаем множество психологических моментов, которые могут произойти в жизни каждого человека.

Перед читателем раскрываются все грани человеческой души – честь, достоинство, самопожертвование, жестокость, равнодушие.

Взаимоотношения личности и коллектива

Главный герой романа – маленький мальчик с необеспеченной семьи, которого мама отправила учиться в городскую школу, желая дать ребенку достойное образование. Одноклассники негативно отнеслись к мальчику, всячески издеваясь над его бедностью.

Игра, в которую играли дети, была единственной возможностью для него раздобыть денег на жизненно необходимое молоко. Сверстники мальчика не понимали этого, так как видели в нем не самостоятельную личность, а слабого человека, над которым можно поглумиться.

Сюжетная линия взаимоотношений мальчика и одноклассников ярко показывает, как общество бывает несправедливо к отдельно взятому человеку.

Взаимоотношения педагога и учеников

Единственным человеком, который смог вникнуть в тяжелую жизненную ситуацию мальчика стала школьная учительница французского языка. Лидия Михайловна, узнав о его болезни, хотела пойти навстречу малышу, предложив ему бесплатную еду и частное преподавание французского.

Однако, обладая человеческой честью и достоинством, мальчик не согласился на подобное предложение. Учительница пошла на хитрость: каждый день она играла с ним на деньги, намеренно проигрывая рубль.

Ведь Лидию Михайловну волновало не только то, настолько хорошо мальчик знает французский язык, но и его условия жизни. Увидев в маленьком ученике такое качество как чувство собственного достоинства, учительница не стала его искоренять.

Воспитание таланта «человечности»

Очень часто, общаясь с людьми, мы не обращаем внимания на их проблемы, не хотим знать об их горе и бедах. В. Распутин в своем рассказе «Уроки французского» учит нас брать пример не с равнодушных и злых мальчиков, а с доброй учительницы Лидии Михайловны.

Ведь учительница стала единственным человеком, который искренне хотел помочь мальчику. Автор показывает нам, что в жизни не главное хорошо знать науку, главное – обладать талантом «человечности».