Курсы по клинической психологии для врачей. Клинический психолог: кто это, где он работает и чем занимается

Карл Рэнсом Роджерс (Rogers, Carl, 1902-1987) - американский психолог и педагог. Родился в Оук-Парке (шт. Иллинойс) 8 января 1902. Учился в Висконсинском университете, готовился к карьере священника в Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке. В семинарии заинтересовался психологией и поступил в педагогический колледж Колумбийского университета. В 1928 получил магистерскую степень по психологии, а в 1931 - степень доктора.

Первоначально Роджерса интересовали проблемы детской психологии, что нашло отражение в его книге "Клиническая работа с проблемными детьми" (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939). Позднее интересы ученого переместились на психотерапию и разработку подхода, известного как «недирективное консультирование» и описанного в вызвавшей полемику работе "Консультирование и психотерапия" (Counseling and Psychotherapy, 1942).

Роджерс утверждал, что «клиент» (он использовал это слово вместо слова «пациент») знает лучше, чем кто-либо, в чем заключается его проблема, и вместе с консультантом может сам найти ее решение. Роджерс пришел к выводу, обсуждаемому в работе Центрированная на клиенте терапия (Client-Centered Therapy, 1952), что установки консультанта имеют большее значение, чем его техника.

Книги Роджерса Психотерапия и личностное изменение (Psychotherapy and Personality Change, 1954) и Терапевтические отношения с больными шизофренией (Therapeutic Relationship with Schizophrenics, 1967) представляют собой исследования терапевтического процесса. Хотя достижения Роджерса приветствовались коллегами, только после публикации его избранных эссе в книге "Взгляд на психотерапию". Становление человека (On becoming a person, 1961; рус. перевод 1994) труды ученого привлекли внимание широкого круга читателей-неспециалистов.

В 1960-е годы Роджерс стал лидером движения, получившего название «групп встреч» (групповой психотерапии), заинтересовался движением молодежи конца 1960-х и начала 1970-х годов за альтернативные жизненные стили. Среди основных работ этого периода - Свобода учиться: взгляд на то, чем может стать образование (Freedom to Learn: A View of What Education Might Become, 1969); O группах встреч (On Encounter Groups, 1970); и Стать партнерами: брак и его альтернативы (Becoming Partners: Marriage and Its Alternatives, 1973).


Я-концепция

Я-концепция является определяющей в подходе Роджерса. Некоторые психологи даже называют теорию Роджерса «теорией Я». Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет. Роджерс определяет это понятие следующим образом: «организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый.

Таким образом, «Я» - это дифференцированная часть поля восприятия человека, которая состоит из осознанного восприятия и ценностей «Я». «Я» человека также может состоять из наборов восприятия, отражающих многие специфические «роли» в различных жизненных контекстах (студент, руководитель, спортсмен, музыкант и т.д.). Я-концепция включает не только Я-реальное , то есть наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими мы должны и хотели бы быть. Этот компонент «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится, называется Я-идеальное .

  • Развитие Я-концепции

Роджерс сосредоточился на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества или раннего детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя. У младенца Я-концепция еще только формируется, он не отделяет себя от других, поле его восприятия не дифференцированно. Благодаря стремлению к различению, также входящему в стремление к актуализации, ребенок постепенно дифференцирует себя и мир. Роджерс выдвинул теорию, что когда «Я» только формируется, оно регулируется исключительно оргазмическим оценочным процессом. То есть, младенец оценивает каждое новое переживание с позиции того, способствует оно или препятствует его врожденной тенденции актуализации. Структура «Я» впоследствии формируется (все больше дифференцируется и усложняется) через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими. Таким образом, в значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации.

По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Потребность в позитивном внимании впервые проявляется как потребность младенца в любви и заботе. А в последствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны. Роджерс также предположил, что людям необходимо позитивно рассматривать себя. Потребность в позитивном внимании к себе - это приобретенная потребность, которая появляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности к позитивному вниманию. Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках.

  • Безусловное позитивное внимание

Роджерс полагал, что можно дать и получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но». Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь к сыну не потому, что он выполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а просто потому, что это ее ребенок. Роджерс подчеркивал, что ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение. Роджерс полагал, что воспитание детей с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу для их становления как полноценно функционирующих взрослых. Безусловное позитивное внимание к себе раскрывает естественную тенденцию самоактуализации, присутствующую в каждом человеке. Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Переживания, находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека и его условиями ценности, могут осознаваться и точно восприниматься. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с «Я» и его условиями ценности, образуют угрозу «Я-концепции. Так, если человек считает себя честным, но совершит какой-то нечестный поступок, он будет ощущать угрозу. Это ощущение может выражаться в эмоциональном напряжении, замешательстве, чувстве вины. Несоответствие между «Я» и переживанием не всегда воспринимается на сознательном уровне. Когда существует такое несоответствие, и человек не осознает этого, он потенциально уязвим для тревоги и личностных расстройств. В любом случае при появлении угрозы возникает защитная реакция. Роджерс определил защиту как поведенческую реакцию организма на угрозу, главная цель которой - сохранить целостность Я-структуры.

Терапия, центрированная на человеке

По мнению Роджерса, все эффективные формы психотерапии имеют один общий элемент - взаимоотношения между людьми. Он утверждал, что качество взаимоотношений между психотерапевтом и клиентом является единственным важным фактом, ответственным успешное терапевтическое вмешательство. Специальные терапевтические методики являются вторичными по отношению к взаимоотношениям психотерапевт - клиент и эмоциональному климату, в котором проходит их общение. Этот основанный Роджерсом и широко распространенный в настоящее время подход к психотерапии известен как терапия, центрированная на человеке.

Терапевтические условия для изменения личности.

Роджерс предположил, что для осуществления конструктивных личностных изменений необходимо и достаточно наличие шести терапевтических условий.

Два человека находятся в психологическом контакте. То есть не может быть никакого существенного позитивного изменения личности вне взаимоотношений.

Первый человек, клиент, находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен.

Второй человек, психотерапевт, является гармоничным или интегрированным (особенно во время психотерапевтических отношений).

Психотерапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту.

Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутреннего мира переживаний клиента и стремится передать это клиенту.

Как минимум, должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Психотерапевт должен передавать свое отношение в каждом слове и действии, а клиент должен воспринимать это как отражение принятия и понимания психотерапевтом.

Роджерс утверждал, что именно клиент, а не психотерапевт, ответственен за личностный рост во время курса терапии. Психотерапия создает для изменения необходимые условия, но только клиент является реальным действующим фактором изменения своей личности. Психотерапия, центрированная на личности, предназначена для того, чтобы устранить несоответствие между переживанием и самостью. Когда человек действует в соответствии с оргазмическим оценочным процессом, а не с условиями ценности, ему не нужна защита в форме отрицания или искажения, и про него можно сказать, что он является полноценно функционирующим человеком. Закон жизни полностью функционирующего человека - стать тем, кем он может стать в течении жизни.

Карл Роджерс выделил 4-е качества, которые необходимы для успешного и развивающего общения людей друг с другом.

1-е качество - конгруэнтность. Конгруэнтность - термин, который используется для обозначения точного соответствия нашего опыта и его осознания. Это значит, что человеку нужно знать свои собственные чувства настолько хорошо, насколько это возможно, а не показывать какое-либо отношение к другому человеку, чувствуя совсем другое на более глубоком или подсознательном уровне. Откровенность также включает желание выражать в словах и поведении свои различные чувства и отношения.

Из 1-го качества - конгруэнтности, необходимого для успешного общения, непосредственно вытекает 2-е , а именно, принятие себя таким, какой ты есть. Чем больше человек способен разрешать своим чувствам принадлежать ему и течь свободно, тем более они занимают соответствующее место в общей гармонии чувств. Он обнаруживает, что у него есть и другие чувства, с которыми выше названные смешиваются и уравновешивают их. Он чувствует себя любящим, нежным, внимательным и сотрудничающим, так же как и враждебным, похотливым и злым. Он чувствует интерес, живость, любопытство, также как лень или безразличие. Его чувства, когда он живет рядом с ними и принимает их сложность, действуют скорее в созидательной гармонии, чем увлекая его на какой-нибудь дурной путь, не поддающийся контролю. Исходя из моего опыта, существовать во всей полноте, как уникальное человеческое существо, вовсе не является процессом, который можно назвать плохим. Более подходящее название - «положительный, конструктивный, реалистический, достойный доверия процесс»

3-е качество , ведущее к успешным межличностным отношениям, это принятие другого человека. Принять, понять другого человека, действительно очень трудно. Еще труднее это сделать, если другие тебя не понимают, ненавидят и даже хотят уничтожить.

4-е качество , необходимое для успешного общения - эмпатическое понимание, что означает «понять страх, гнев или смущение другого, как будто они ваши собственные, но все же без вашего собственного страха, гнева или смущения, связанных с ними». Жизнь человека - явление социальное. Человеку необходимо ощущать свою принадлежность к какой-либо группе. Вначале этой группой является семья, потом группа в детском саду, школе и внешкольном учреждении, впоследствии появляются группы по интересам, группы в трудовых коллективах, религиозные группы. Любое общение всегда было полезно и выгодно для людей, по сравнению с его отсутствием. Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического и эмоционального контакта с людьми деградируют и, в конце концов погибают. Погибают без общения не только младенцы. Без умения ладить друг с другом и общаться погибают целые государства. Известно, что общество, в котором сотрудничество и кооперация не имеют место, обречено на гибель.

Клинический (медицинский) психолог - это квалифицированный специалист в области медицинской (клинической) психологии, занимающийся исследованиями в рамках данного психологического направления, диагностикой и коррекцией определенных проблем, в том числе и пограничных психических состояний.

Несмотря на то, что в контексте клинической психологии определенная ставка во время обучения и работы делается на медицинскую составляющую профессии, специалисты этой отрасли обладают и базовыми психологическими знаниями. Такое образование открывает перед клиническим психологом больше возможностей для самореализации и помощи людям, чем перед обычным гуманитарным психологом.

Основными сферами деятельности клинического психолога являются проведение развернутой и углубленной психологической диагностики, психологического консультирования, психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий направленных на психологическую реабилитацию, а также проведение судебно-психологической военной и трудовой экспертизы.

Клинический (медицинский) психолог оказывает психокоррекционную и психотерапевтическую помощь людям разных возрастов и пола при различных психосоматических и патопсихологических нарушениях невротических и пограничных психических состояниях, в том числе и при наркомании, алкоголизме и других зависимостях от психоактивных средств.

Клинический (медицинский) психолог оценивает, консультирует и проводит психотерапию в различных социальных слоях населения и групп людей относительно их жизненных психологических проблем, карьеры, проблем во взаимоотношениях, людей переживающих кризисное психологическое состояние.

Клинический (медицинский) психолог реабилитолог изучает причины и следствия возникших психических расстройств, обследует людей, планирует и проводит психотерапию не взирая на возраст, пол и социальное положение обратившегося. Психологическая реабилитация которых включает в себя определение и коррекцию личностных факторов, препятствующих полноценной жизни человека.

Клинический (медицинский) психолог это специалист в области психологии здоровью который способствует нормализации коммуникационных связей между людьми, его физическим и психологическим здоровьем, разрабатывает психологические программы и методы, помогающие людям преодолевать стрессы стрессы, проблемы, помогает избавиться от вредных привычек, фобий, бросить курить, пить, находит и избавляет от давлеющих факторов набора веса.

Детский же клинический (медицинский) психолог имеет дело как с психологическими проблемами, возникающими в ходе нормального психического развития ребенка, так и при наличии у него соматических (телесных) заболеваний, проводит диагностику, коррекцию и психотерапию. Он помогает вашим детям справиться с болезненными врачебными процедурами, потерей прежних способностей, страхом смерти, гневом и обидой на свою судьбу, подавленностью и растерянностью вследствие болезни, депрессией, тревогой, трудным поведением, завистью к своим здоровым сверстникам и т.д. и т.п..

Еще одна важная сфера деятельности клинического (медицинского) психолога - это консультирование по проблемам семьи и брака. Это могут быть проблемы во взаимоотношениях между родителями и их детьми, во взаимоотношениях между супругами, в том числе и сексуального характера, проблемы, касающиеся всей семьи в целом.

Все более широким полем деятельности для клинического (медицинского) психолога становится сфера социальной деятельности человека. Он может заниматься такими видами деятельности как оказание помощи жертвам сексуального, физического насилия, благополучие детей, проведение реабилитационных программ при алкогольной или наркотической зависимости, лицам, освободившихся из мест заключения, благополучие детей, служба семьи и т.д. и т.п..

В центре внимания клинического психолога находится работа с людьми с отклоняющимся поведением, так называемыми девиантами. Современный мир, к сожалению, стал источником порождения все большего числа таких людей, особенно среди подростков. Клиническая психология предлагает свои способы решения проблем этих людей и эти способы, несмотря на их долговременный и затратный характер, оказываются и более эффективными с точки зрения общества, и экологическими в отношении конкретного индивида.

В чем отличие клинический от медицинский психолог?

Клиническая психология это специальность широкого профиля, включающая в себя такие векторы деятельности, как нейропсихология, патопсихология, психосоматика и психотерапия причем межотраслевой характер участвует в решении обширного комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

В России долгое время был принят термин «медицинская психология », определяющий ту же сферу деятельности, что и на сегодняшний день клиническая психология. В 1990-е года, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность "клиническая психология" заменяющая "медицинскую психологию". В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или психотерапевта и пациента и ряда других узко специфических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина. Т.е. на сегодняшний день медицинская психология уходит в прошлое, а на ее место приходит клиническая психология.

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины включает в себя:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении психических расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

Что такое клиническая психология?

Клиническая психология - это одна из ведущих, востребованных и потому наиболее интенсивно развивающихся областей в современной психологии России. В центре внимания клинической психологии - человек с душевными «болями» и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состояниями его здоровья. К клиническому психологу человек приходит, тогда, когда ему плохо. Он надеется получить от специалиста дружескую поддержку и уважение собственной личности.

Клинический психолог помогает человеку увидеть в себе то, что тому не видно. Признание значимости клинической психологии в нашей стране ознаменовано официальным государственным утверждением этой области в качестве отдельной самостоятельной специальности. Следует добавить, что по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ требуется не менее 6000 клинических психологов. Клиническая психология изучает, влияние психических факторов на развитие заболеваний, их профилактику и лечение, а также, как болезни влияют на психику человека.

Другая важная задача, решаемая клинической психологией, - это изучение различных отклонений в развитии психики человека и как эти отклонения влияют на изменение его поведения.

Наконец, важнейшей задачей клинической психологии является оказание психокоррекционной и психотерапевтической помощи людям любых возрастов, начиная от мала до велика и заканчивая любым полом.

Благодаря своей практической направленности, усилия клинической психологии направлены на понимание, предвидение и облегчение плохой приспособленности человека к окружающей среде, улучшение его адаптационных возможностей, повышение психических возможностей, гармонизацию психического развития, преодоление недугов, и наконец психологическую реабилитацию.

Зачем нужно платить за услуги частного клинического психолога в Москве?

Услуги клинического психолога в организации (школе, вузе, молодёжном центре и т.д.) клиент не оплачивает, их оплачивает организация.

Вопрос оплаты имеет место, тогда когда вы обращаетесь к клиническому психологу в частном порядке. В этом случае частный клинический психолог берёт деньги за своё время, которое он посвящает работе с вами.

Парадокс однако состоит в том, что в действительности, оплата психологических услуг важна не только для клинического психолога, но и для самого клиента. В случае, когда клиент платит за услуги частного клинического психолога, он гораздо быстрее достигает желаемого результата. Почему?

Во-первых, потому что в этом случае он гораздо свободнее чувствует себя в общении с клиническим психологом. Если услуги частного психолога бесплатны для клиента, то он не всегда может быть искренним с психологом, ну, например, ему бывает сложно сказать, что он злится на психолога, или ему бывает сложно сообщить о своих пожеланиях относительно взаимодействия с психологом. Клиент рассуждает приблизительно так: "Но психолог же меня слушает бесплатно, тратит на меня своё время, а я ему буду говорить, что я злюсь. Это несправедливо". Клиенту сложно чувствовать себя свободным в общении с психологом и из-за этого необходимо больше времени для достижения результата. Эта проблема гораздо менее выражена, если клиент оплачивает услуги частного клинического психолога. В этом случае он ощущает, что ничего не должен психологу, легко пользуется своими правами во взаимодействии и с клиническим психологом, чувствует себя более свободным и раскрепощённым — это, безусловно, способствует быстрому и эффективному протеканию психотерапевтического процесса.

Есть и второе следствие оплачиваемого консультирования и психотерапии. В случае оплаты услуг частного клинического психолога у клиента возрастает мотивация к работе над собой, желание вкладываться для как можно более скорого достижения результата. Высокая мотивация увеличивает скорость и эффективность психологического консультирования и психотерапии.

К тому же бесплатно практикующие психологи это либо студенты, либо практиканты не имеющие практического опыта работы с клиентом, либо бюджетники с зарплатой в 20 тысяч рублей и не имеющую мотивацию для вашего избавления от психологического недуга, либо волонтеры с помощью вас удовлетворяющие свои архаические потребности.

Поэтому звоните уже сейчас и записывайтесь на прем к клиническому психологу в Москве на Цветном бульваре, а если вы живете в другом городе вы можете проконсультироваться и по телефону, для этого достаточно лишь воспользоваться услугами психолога по телефону в мое рабочее время и естественно предварительно оплатив их.

Стоимость услуг клинического психолога в Москве:

Очное консультирование клинического психолога и психоаналитическая психотерапия проходят в комфортабельном психологическом центре в самом центре Москвы на Цветном бульваре.

Стоимость психологической консультации, психоанализа и психотерапии в Москве составляет всего 2.500 рублей, длительностью 50 минут одно занятие. Помните, что консультация клинического психолога и личная психотерапия это всего инвестиция в себя, свою семью и своих детей. Потому, что на сегодняшний день, быть здоровым и счастливым стало быть модно.

Адрес психологического центра:

г. Москва, метро "Цветной бульвар", ул. Цветной бульвар, дом 19, стр. 4, кабинет № 209

Психологический центр в Москве находится в шаговой доступности от метро ЦВЕТНОЙ БУЛЬВАР. Улица располагается в самом центре г. Москвы. Это очень уютная и тихая историческая часть города Москвы. Центр психологического консультирования идеально подходит для работы в формате индивидуальной, семейной, детской и групповой тренинговой работы. Имеется отдельный вход, свободный доступ и удобная парковка.

  • Кризис
  • Разногласия
  • Личностный потенциал
  • Отношения
  • Уверенность в себе
  • Страхи
  • Ревность
  • Самоконтроль
  • Расставание
  • Измена
  • Одиночество
  • Тревоги
  • Бизнес-коучинг
  • Самопознание

Одним из ведущих, развивающихся и востребованных отраслей современной психологии считается клиническая психология. Специалист из данной области – клинический психолог – помогает человеку обнаружить в себе те недостатки и отклонения, которые он не может увидеть самостоятельно или же даже не подозревает об их существовании.

Чаще всего человек приходит к клиническому психологу не тогда, когда переживает какие-то повседневные трудности, а, когда ему плохо и нужна серьезная помощь. Поэтому в услуги психолога данной отрасли обязательно входит оказание психо-коррекционной помощи всем нуждающимся в этом людям.

Узкая специализация клинической психологии позволяет наилучшим образом понимать проблемы пациентов и вникать в них, а также улучшать состояние психологического здоровья и повышать психические способности человека по борьбе с недугами. Всеми этими качествами обладют клинические психологи нашего психологического центра в Москве, готовые в любой момент времени помочь вам справиться с любыми проблемами.

Развитие клинической психологии

Процесс становления клинической психологии неразрывно связан с развитием не только психологии, но и таких наук, как медицина, биология и антропология. Что касается самой психологии, ее знания с давних времен тесно развивались вместе с философией.

Понятие клинической психологии было впервые введено Лайтнером Уитмером в начале 20 столетия. Он отделил эту науку в отдельное направление, разработал первый курс лекций и организовал при Пенсильванском университете клинику для детей, страдающих психическими отклонениями. В 1907 году все тот же Уитмер основал журнал психологической тематики, в первом выпуске которого и была описана клиническая психология как отдельная наука.

Неоценимый вклад в развитие клинической психологии внес Зигмунд Фрейд. Он разработал психоанализ, позволивший в значительной мере продвинуться в теории и практике психологического лечения больных. Открытия ученого стали революционными как в целом в психологии, так и в клинической психологии в частности.Многие специалисты нашего центра являются психоаналитическими психотерапевтами и состоят в международных психоаналитических организациях, таких как Международное Психоаналитическое Общество, которое учредил сам Зигмунд Фрейд, а так же Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии, которая является продолжателем традиций психоаналтитического движения под эгидой Института З.Фрейда (штаб-квартира в Вене).

Сегодня, как уже упоминалось, клиническая психология является самым популярным направлением среди всех отраслей психологической науки. Ежегодно в университетах увеличивается количество мест для студентов. Это говорит о том, что клинический психолог становится все более востребованной профессией.

Услуги клинического психолога

Сфера деятельности, то есть список услуг психолога, работающего в данной отрасли, достаточно широк. В основном клинические психологи производят психологическую диагностику, консультирование, а так же ряд мероприятий, направленных на улучшение психики человека и ее реабилитацию после тяжелых психических заболеваний.

Клинический психолог в Москве, как и другие специалисты данной отрасли, предоставляет своим клиентам следующие услуги

  • Психотерапевтическую помощь при всевозможных психосоматических заболеваниях, а также при наркотической и алкогольной зависимости
  • Изучение причин, провоцирующих возникшие проблемы и отклонения; планирование методик борьбы с подобными недугами
  • Консультации для людей, которым требуется помощь психолога, позволяющие улучшить положение нуждающихся.
  • Работа с людьми, у которых в какой-либо степени проявляется отклонение от нормального поведения

К сожалению, современный мир настолько жесток, что такие инциденты далеко не редкость. Помимо этого, клинический психолог может также работать с отдельными группами лиц. Так, специалисты осуществляют консультирование по проблемам семьи и брака, которые, если верить статистике, случаются едва ли не в каждой третьей семье. При этом, помощь оказывается как в решении проблем, связанных с взаимопониманием между взрослыми, так и между родителями и детьми.

Также клинический психолог может оказывать профессиональную помощь и детям. Хотя в норме такого быть не должно, но довольно часто дети испытывают серьезные нервные перенапряжения и даже срывы. Психолог сделает все, чтобы уменьшить их пагубное влияние на здоровье ребенка, дабы обойти проблемы, которые могут возникнуть в будущем.

Подготовка клинических психологов

Наверное, многих людей, которые в той или иной степени имеют дело с клинической психологией, интересует вопрос, как же стать хорошим психологом в этой специализации, и какое образование необходимо для достижения такой цели?

Для начала следует сказать, что получить образование клинического психолога можно в любом ВУЗе, где существует подобная специальность и, следовательно, выдаются дипломы соответствующего образца.

Что касается списка дисциплин, которые необходимо изучить будущему психологу, их достаточно много.

Во-первых, студенты должны ознакомиться с циклом гуманитарных дисциплин. Самые важные из них – это история, философия и социология. Так же не стоит забывать о русском и иностранных языках.

Во-вторых, будущие психологи должны ознакомиться с курсом естественных дисциплин.

Также во время обучения необходимо изучить курс общих психологических дисциплин. Иными словами, во время своего обучения студенты смогут стать специалистами не только в области клинической психологии, но и просто психологии.

Ну и конечно же, не стоит забывать о курсе специальных дисциплин. К ним относятся клиническая психология, нейропсихология, патопсихология, психосоматика, теории и методы психотерапии и еще много других предметов. Следует также отметить, что в этот список входят такие медицинские предметы, как неврология и психиатрия.

Работа клинического психолога

Теперь самое время ознакомиться с тем, где же сегодня может работать клинический психолог. Как говорится, хороший психолог всегда окажется востребованным, но мы рассмотрим все возможные варианты трудоустройства.

Основной вариант для работы специалиста – это сфера здравоохранения. Короче говоря, лечебных заведений, где нужен психолог сегодня предостаточно. Поэтому проблем с устройством на работу в этом случае быть не должно, особенно, если специалист действительно хороший.

Второй, не менее популярный вариант для трудоустройства клинического психолога – сфера образования. Специалист может работать как психологом в каком-либо образовательном учреждении, так и преподавателем. Все зависит от личных возможностей и предпочтений психолога.

Кроме этого, сегодня возросла востребованность клинических психологов в уголовно-исполнительной системе. Данная система в наши дни активно развивается, поэтому испытывает острую потребность в услугах клинических психологов.

Более того, сегодня уровень подготовки психологов настолько высок, что они успешно могут конкурировать со специалистами в других сферах. При этом эти сферы могут быть даже ничем не связаны с теми, в которых привычно работать клиническому психологу.

Как видите, клинический психолог является весьма востребованной специальностью на современном рынке труда. Клиническая психология – это одно из самых прогрессивное направление в общей психологии, поэтому и спрос на таких специалистов постоянно растет.

Если же Вам нужен клинический психолог, Вы наверняка должны знать, где его найти. Клинический психолог в Москве всегда готов помочь Вам. Услуги этого специалиста доступны каждому. Чтобы убедиться в профессионализме специалиста информацию о специалистах-психологах нашего центра «Помощь душе» на Новослободской в Москве.

И , а также , пациенту нередко может понадобиться консультация .

Особенность работы этого специалиста заключается в том, что любые психологические состояния и проявления пациента рассматриваются в неразрывной взаимосвязи с физическими патологиями и заболеваниями. Клинический психолог – это специалист медицинского профиля, который поможет устранить психосоматические симптомы, вызванные расстройствами работы различных органов и систем организма.

Цены и длительность терапии

Индивидуальная консультация психолога (50 минут) - 3 500 р.

Результат работы с клиническим психологом - устранение психосоматических симптомов, нормализация поведения и формирование мотивации к жизни и развитию. Для достижения этих целей потребуется пройти курс сеансов.

Наши специалисты


перинатальный психолог, клинический психолог, детский аналитический психолог, автор обучающей программы по перинатальной психологии. Стоимость индивидуальной консультации (50 минут) - 3500 рублей.



Практикующий детский психолог, кандидат психологических наук, клинический психолог, аналитический психолог, специалист в области детской и подростковой психокоррекции, диагност — эксперт, автор обучающих программ для психологов и детских групповых программ. Стоимость индивидуальной консультации (50 минут) - 3500 рублей.

При каких симптомах обращаться к клиническому психологу?

Основной профиль работы клинического психолога – это пограничные состояния, такие как неврозы и . При таких состояниях психологические проблемы провоцируют развитие патологических симптомов на физическом уровне. В сферу изучения клинической психологии входит также обратная ситуация, при которой соматические заболевания вызывают психологические проблемы.

Обратиться к клиническому психологу следует при таких проявлениях:

  • депрессии, сопровождающиеся угнетенным настроением и снижением физической и умственной активности;
  • нарушения пищевого поведения – булимия и анорексия;
  • девиантное поведение – действия, не соответствующие общественным нормам и правилам;
  • психологические проблемы после пережитых травм, при онкологических состояниях и т.д.;
  • синдром хронической усталости, частые головные боли;
  • тревоги, фобии, панические состояния;
  • бессонница и другие стойкие нарушения сна;
  • энурез у детей;
  • нарушения и задержки развития у пациентов младшей возрастной группы.

Как проходит работа с клиническим психологом?

Консультация клинического психолога всегда начинается с комплексной психодиагностики, цель которой - выявление причины психологического расстройства. Для этого, кроме доверительной беседы, психолог может применять различные методики психоанализа. Довольно часто причины патологических проявлений кроются в области бессознательного. Дополнительно клинический психолог может направить пациента на медицинскую диагностику в виде лабораторных анализов и инструментальных исследований.

После определения причины появления психосоматических симптомов, клинический психолог проводит работу с пациентом, используя следующие психологические практики и методики:

  • Психоанализ;
  • Аналитическая психология Карла Густава Юнга;
  • Песочная терапия;
  • Системная семейная терапия;
  • Гештальт терапия;
  • Процессульная терапия;
  • Экзистенциальная терапия;
  • Гуманистическая терапия;
  • трансактный анализ;
  • арттерапия;
  • сенсорная интеграция;
  • ДПГТ;
  • символдрама;
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • эмоционально-образная терапия;
  • телесно-ориентированная терапия и т. д.

40.7

Официальные партнёры раздела

Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга

Первый в России негосударственный вуз, специализирующийся на подготовке кадров, способных оказывать квалифицированную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь людям с разнообразными психологическими проблемами.

Для друзей!

Справка

Профессия клинического психолога - одна из наиболее престижных и перспективных профессий в XXI веке (по версии журналов «Forbes», «Деньги»).

Клиническая психология - научно-прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности психических свойств, процессов и состояний у людей, страдающих различными заболеваниями, разрабатывающая методы клинической психодиагностики, психологической помощи, психопрофилактики и психогигиены.

Однако цель клинической психологии более универсальна - это работа с личностью человека для сохранения, поддержания и восстановления его здоровья.

Это позволяет клиническому психологу быть востребованным в любой профессиональной сфере, ориентированной на человека.

Система подготовки клинических психологов предоставляет ставшую уникальной для России возможность получения диплома специалиста.

Описание деятельности

Основными направлениями профессиональной деятельности клинического психолога являются:

  • психологическая работа с человеком, имеющим трудности адаптации и самореализации, связанные с его физическим, психологическим, социальным и духовным состоянием;
  • психологическая диагностика, направленная на решение диагностических и лечебных задач клинической практики;
  • психологическое консультирование в рамках профилактического, лечебного и реабилитационного процессов, в кризисных и экстремальных ситуациях, а также для развития и адаптации личности;
  • охрана и восстановление здоровья, профилактика болезней;
  • психологическая экспертиза в связи с задачами медико-социальной (трудовой), педагогической, судебной и военной экспертизы.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

Трудовые обязанности клинического психолога зависят от места работы. В условиях клиники он прежде всего обеспечивает диагностику психологических проблем больного, его личности, определяет особенности представлений и переживаний, связанных с болезнью. С учетом таких данных, клинический психолог обеспечивает психологическое сопровождение пациента, направленное на содействие лечебному и восстановительному процессу. Для этого используются технологии и методы психологического консультирования и психологической коррекции.

Методы работы, которыми владеет клинический психолог, могут быть использованы им в работе с людьми и в любой другой профессиональной сфере - образования, социальной защиты, производства и др. Хотя задачи его трудовой деятельности будут в большей степени определяться необходимостью сохранения и укрепления здоровья.

Особенности карьерного роста

Особенности карьерного роста клинического психолога зависят от избранного направления профессиональной деятельности. Возможен путь развития как специалиста (в клинике, реабилитационном центре, бюро медико-социальной экспертизы, школе, на предприятии и т.д.) - через накопление опыта, повышение квалификации, приобретение новых профессиональных компетенций. Возможен и путь развития клинического психолога как руководителя.

Большие возможности для роста предоставляет клиническая психология как наука, позволяющая в короткие сроки приобретать научные степени и делать карьеру ученого и/или преподавателя. А широкие возможности для частной практики позволяют совместить карьеру клинического психолога с карьерой бизнесмена.

Характеристика сотрудника

Профессия клинического психолога требует высокой ответственности и компетентности. Работа с человеком, в особенности больным, сопряжена с необходимостью владеть своими эмоциями и системно мыслить. Такой специалист должен осознавать ценность жизни и здоровья, уметь сопереживать и сорадоваться, конструктивно взаимодействовать с другими людьми для решения комплексных задач, свойственных этой профессии.