Эссе «введение в педагогическую деятельность мижериков в.а, ермоленко. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н

ЭССЕ «Введение в педагогическую деятельность Мижериков В.А, Ермоленко» пункты прочитайте 2.1.1 – 2.1.5.

2.1.1. Требования к личности учителя в трудах корифеев педагогики

Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

Ты так гуманно мыслить научил.

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе.

Такие слова посвятил учителю великий русский поэт Н.А.Некрасов. Этими словами он показал высокое имя, высокое звание, а вместе с тем высокую, можно даже сказать, высочайшую ответственность этой профессии.

Профессия учителя- одна из важнейших, ведь все мы вышли из школы. Говорят, что повезет тому человеку, который встретит на своем пути настоящего учителя: умного, доброго, талантливого, любящего свой предмет и умеющего увлечь им детей. Высокое предназначение учителя предъявляет к нему столь же высокие требования. Это понимали выдающиеся педагоги прошлого..., "Знать психологию детей, интересоваться внутренним миром, изучать их индивидуальные способности..." , " Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учится, в нем умирает учитель".

Прав был К.Д.Ушинский,когда утверждал, что " в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности..."

Н.С. Малякова подчеркивает в своей статье понятие миссии учителя, как способа жизни, нацеленной на служение ценности детства на основе широких надпредметных антропологических знаний. Миссия учителя реализует его стратегию в личном жизненном выборе.

Именно поэтому издавна вопросу о личности учителя уделяется повышенное внимание. Разве тот учитель, который знает и любит свой предмет? По моему этого мало. Да, можно знать свой предмет- это очень хорошо. Можно научить ребенка писать и читать, решать задачи и петь.

Но можно ли ребенка научить быть человеком? Ответить на этот вопрос очень сложно. Важно увидеть все, да, все. Положительные качества ребенка. Отбросив мелкие детские шалости, которые порой проявляет ребенок. И я еще раз говорю, нужно найти самое хорошее в маленьком человеке и развивать это хорошее.

Всегда ли учитель ограничивается знаниями своего предмета? В этом ли его высокое предназначение? Мне кажется, что учитель – это человек, который поведет за собой, который научит прежде всего быть человеком.

Становление учителя - это в первую очередь формирование его как личности и только потом - как профессионального работника, обладающего специальными знаниями в определенной области педагогической деятельности.

О предназначении учителя писали выдающиеся педагоги прошлого и настоящего. Они говорят и о постоянном обучении педагога, о его патриотизме, гуманизме, о нравственности, о любви к профессии и это все правильно.

Ю.Н. Калютин выделяет три группы личностных качеств, которые имеют для педагога профессиональную значимость: эмпатия (способность видеть внутренний мир другого человека и проникать в его чувства, сопереживать им); динамизм личности (способность к активному воздействию на ученика, которое проявляется в инициативе, гибкости, многообразии воздействий и в возможности педагога ловить изменения ситуации и продумывать в связи с ними необходимую стратегию педагогических воздействий); высокоразвитая способностью "владеть собой". И я со всем этим согласна.

Я согласна со всеми теми противопоказаниями, которые предъявляются учителю(слово- то какое - противопоказание). Если у человека есть такие противоаоказания, то он, конечно же, не учитель.

Да, учителя тоже люди. Им свойственно ошибаться. Еще Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Личность является центральным фактором в труде педагога.

Как отмечала, Маркова А.К. структура личности педагога включает: мотивацию личности (направленность личности и ее виды); свойства личности (педагогические способности), интегральные характеристики личности (педагогическое самопознание, творческий потенциал).

Думать и учиться, постоянно учиться и думать – вот, что такое учитель.

Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения Человека в Человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа

Учитель! На востоке этим именем называют самых достойных. Заметьте, не по имени, ни по отчеству, ни по фамилии, а просто – Учитель. Называться этим именем - великая честь.

Специалитет:
Московский педагогический государственный университет
специальность: Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Иностранный язык
квалификация: Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Учитель английского языка
год окончания: 1997

Курсы текущего учебного года

Институт изящных искусств. Факультет музыкального искусства
Уровень: бакалавриат
Курс: 1, 2, 3
Дисциплина: Иностранный язык (английский)

Институт изящных искусств. Факультет музыкального искусства
Уровень: магистратура
Курс: 1, 2
Дисциплина: Иностранный язык для специальных целей


Уровень: бакалавриат
Курс: 4
Дисциплина: Практическая и теоретическая фонетика

Институт изящных искусств. Художественно-графический факультет
Уровень: бакалавриат
Курс: 4
Дисциплина: Практическая и теоретическая грамматика

Институт изящных искусств. Художественно-графический факультет
Уровень: бакалавриат
Курс: 5
Дисциплина: Английский язык для специальных целей

Публикации

1. А.Ю.Борисова, Н.М.Ермоленко, В.В.Кравченко, Г.И.Никитина. Английский язык. – М.:МПГУ, 2009.

3. Ермоленко Н.М. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Вопросы методики и лингвистики в преподавании иностранных языков: по материалам межвузовской научно-методической конференции 13-14 мая 2013. – М.:МПГУ, 2013, с. 138.

4. Ермоленко Н.М. Современная университетская лекция. Вопросы методики и лингвистики в преподавании иностранных языков: по материалам межвузовской научно-методической конференции 13-14 мая 2013. – М.:МПГУ, 2013, с. 142.

5. Бервальд И.Ш., Ермоленко Н.М. Использование песенно-поэтических текстов как средство повышения мотивации при обучении иноязычной коммуникации студентов-музыкантов (на примере английского и немецкого языков). “Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения” сборник научных статей, выпуск 4, МПГУ, 2016. С. 42.

6. Бервальд И.Ш., Ермоленко Н.М. Популярная песня как средство обучения английскому языку и некоторые психо-лингвистические особенности аудирования. “19-е психологические чтения молодых ученых, студентов, аспирантов “Личность в природе и обществе” сборник научных статей, Москва, РУДН, 2016. С. 150.

7. Ермоленко Н.М. Некоторые аспекты оценивания: для чего и как. Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции, МПГУ, 2017. С. 86.

Повышение квалификации

1. Сертификат FCE, Moscow, 1997
2. Сертификат "Практические аспекты современных коммуникативных методик преподавания английского языка" НОУ Институт "Высшая школа лингвистики" 31.01.2005-19.02.2005, 24 ч.
3. Сертификат "Технологии открытого образования и тьюторского сопровождения" МПГУ, 10.09.2010-3.12.2010, 72 ч.
4. Сертификат "Современные психолого-педагогические технологии в высшей школе" МПГУ, 20.10.2011-16.12.2011, 72 ч.
5. Сертификат "Internationalisation of education: challenges to the University system of teaching the English language МИСиС, 18 апреля 2013, 10 ч.
6. Сертификат "Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения" МПГУ, 09.06.2014-30.09.2014, 72 ч.
7. Сертификат Blended Learning. Cambridge Learning Managment System. Teaching with Empower. Издательство Кембриджского Университета, Москва, 09.2015-10.2015, 36 ч.
8. Сертификат CELTA, BKC-International House Moscow, January-February 2016, 108 ч.
9. Сертификат IX Международная научно-практическая конференция "Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения", МПГУ, 12 мая 2017, 8 ч.

Введение в педагогическую деятельность. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н.

М.: 2002. - 268 с.

Пособие относится к числу актуальных и своевременных учебных книг, выходящих в связи с переходом на новое содержание педагогического образования и введением в действие новых государственных стандартов педагогического образования, отражает современные требования к одноименному курсу.

Пособие предназначено для студентов учебных заведений высшего и среднего педагогического образования. Оно может быть использовано также преподавателями педагогических учебных заведений, будет полезно руководителям и учителям общеобразовательных школ, а также всем, для кого проблемы подготовки новых поколений российских учителей являются актуальными.

Формат: doc

Размер: 1,3 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ - ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ 5
ВВЕДЕНИЕ 8
ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ 10
1.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ 10
1.2. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ 17
1.3. ПЕДАГОГ И ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА 22
1.4. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ 25
1.5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 29
Вопросы и задания для самоконтроля к 1 части 31
Литература 31
ЧАСТЬ 2. ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 34
2.1. ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ЕЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ 34
2.1.1. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ КОРИФЕЕВ ПЕДАГОГИКИ 34
2.1.2. УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.1.3. СОЦИАЛЬНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА 41
2.1.4. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ 42
2.1.5. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ 43
2.1.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА 45
2.2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ 50
2.2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 50
2.2.2. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53
2.2.3. МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 54
2.2.4. ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 59
2.2.5. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ 61
2.3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 63
2.4. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 68
2.5. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 72
2.5.1. ПОНЯТИЕ О СТИЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 73
2.5.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 76
2.5.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ И ХАРАКТЕРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 77
Вопросы и задания для самоконтроля ко 2 части 78
Литература 79
ЧАСТЬ 3. ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ 80
3.1. НЕОБХОДИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ 80
3.2. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 81
3.3. КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 84
3.3.1. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 85
3.3.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 92
3.3.3. ЭВРИСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 100
3.3.4. ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 101
Вопросы и задания для самоконтроля к 3 части 104
Литература 105
ЧАСТЬ 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА 107
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 107
4.2. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 116
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ 121
4.4. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА УЧИТЕЛЬСКУЮ ПРОФЕССИЮ 124
4.5. ОСНОВЫ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ 129
4.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И УМЕНИЯ ПЕДАГОГА 133
4.7. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ УЧИТЕЛЯ 142
Вопросы и задания для самоконтроля к 4 части 148
Литература 150
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 157
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КРАТКИЕ ТИПОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГОВ-НОВАТОРОВ 160
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. МЕТОДИКА «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» 169
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРИМЕР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 186
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 200

В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко

ВВЕДЕНИЕ

В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ

общества России и кафедрой педагогики Московского

педагогического университета в качестве учебного

пособия для студентов педагогических учебных

заведений.

Под редакцией доктора педагогических наук, профессора,

заслуженного деятеля науки РФ,

члена-корреспондента РАО

П.И. Пидкасистого

Педагогическое общество России

Москва 2002

Ермоленко М.Н. - канд. пед. наук, доцент.

Мижериков В.А., Ермоленко М.Н.

М58 Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для

студентов педагогических учебных заведений. - М.:

Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.

ISBN 5-93134-149-8

Пособие относится к числу актуальных и своевременных учебных книг, выходящих в связи с переходом на новое содержание педагогического образования и введением в действие новых государственных стандартов педагогического образования, отражает современные требования к одноименному курсу.

Пособие предназначено для студентов учебных заведений высшего и среднего педагогического образования. Оно может быть использовано также преподавателями педагогических учебных заведений, будет полезно руководителям и учителям общеобразовательных школ, а также всем, для кого проблемы подготовки новых поколений российских учителей являются актуальными.

ББК 74

© Мижериков В.А., Ермоленко М.Н., 2002

ISBN 5-93134-149-8 © Педагогическое общество России, 2002

Предисловие - обращение к студентам-первокурсникам.......................... 5

Введение............................................................................................................. 8

ЧАСТЬ 1. Общая характеристика педагогической профессии.................................................................................................. 10

1.1. Возникновение и становление профессии учителя............................. 10

1.2. Особенности педагогической профессии............................................. 17

1.3. Педагог и личность ребенка.................................................................... 22

1.4. Специфика деятельности учителя сельской школы............................ 25

1.5. Перспективы развития педагогической профессии в условиях

информационно-технологической революции.................................... 29

Вопросы и задания для самоконтроля к 1 части............................................ 31

Литература...................................................................................................... 31

ЧАСТЬ 2. Личность учителя и его профессиональная деятельность............................................ 34

2.1. Личность учителя и ее направленность............................................ 34

2.1.1. Требования к личности учителя в трудах корифеев педагогики……..34

2.1.2. Учитель как субъект педагогической деятельности........................ 38

2.1.3. Социально- профессиональная направленность личности

педагога................................................................................................ 41

2.1.4. Гуманистическая направленность личности учителя..................... 42

2.1.5. Познавательная направленность личности учителя....................... 43

2.1.6. Профессионально-значимые качества личности педагога............ 45

2.2. Педагогическая деятельность: сущность, цели, содержание......... 50

2.2.1. Общая характеристика понятия «деятельность».............................. 50

2.2.2. Сущность педагогической деятельности.......................................... 53

2.2.3. Мотивация педагогической деятельности ……………………………..54

2.2.4. Цель педагогической деятельности.................................................... 59

2.3. Основные виды педагогической деятельности................................ 63

2.4. Функции педагогической деятельности............................................ 68

2.5. Стили педагогической деятельности................................................. 72

2.5.1. Понятие о стиле педагогической деятельности............................... 73

2.5.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности......... 76

2.5.3. Взаимосвязь стиля и характера педагогической деятельности..... 77

Вопросы и задания для самоконтроля ко 2 части.......................................... 78

Литература...................................................................................................... 79

ЧАСТЬ 3. Общая и профессиональная культура учителя: сущность, специфика, взаимосвязь........................................ 80

3.1. Необходимость культурологической составляющей

в подготовке учителя............................................................................ 80

3.2. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры......... 81

3.3. Компонент педагогической культуры............................................... 84

3.3.1. Аксиологический компонент педагогической культуры................ 85

3.3.2. Технологический компонент педагогической культуры................ 92

3.3.3. Эвристический компонент педагогической культуры................... 100

3.3.4. Личностный компонент педагогической культуры....................... 101

Вопросы и задания для самоконтроля к 3 части.......................................... 104

Литература.................................................................................................... 105

ЧАСТЬ 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога.......................................... 107

4.1. Система непрерывного педагогического образования.................... 107

4.3. Мотивы выбора педагогической профессии....................................... 121

4.4. Основы профессиональной ориентации на

учительскую профессию................................................ 124

4.5. Основы самообразовательной работы будущих учителей............... 129

4.6. Профессиональная компетентность и умения педагога.................. 133

4.7. Профессиональное самовоспитание учителя.................................... 142

Вопросы и задания для самоконтроля к 4 части.......................................... 148

Литература.................................................................................................... 150

Заключение.................................................................................................... 152

Приложение 1. Тематический план и программа по курсу

«Введение в педагогическаую деятельность».......................................... 157

Приложение 2. Краткие типовые характеристики

педагогов-новаторов.................................................................................... 160

Приложение 3. Методика «Мотивы выбора профессии».......................... 169

Приложение 4. Пример государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования............................................... 186

Литература по курсу «Введение в педагогическую деятельность»....... 200

Предисловие - обращение к студентам-первокурсникам

Начиная этот первый и важнейший разговор с вами, мы хотели бы в изложении привести великолепную речь, произнесенную народным учителем СССР В.А. Караковским в Кремле на Всероссийском совещании работников образования (декабрь 1999 г.):

«Мир образования характеризуется сегодня необычайной противоречивостью суждений, поисков, ситуаций в условиях начала коренных перемен, долгожданной свободы выбора, прорыва в гуманистическую школу будущего. С одной стороны, налицо бережное развитие лучшего опыта русской, советской и мировой педагогики, серьезный, грамотный эксперимент, с другой - оголтелое лженоваторство, суетливый авангардизм педагогических дилетантов и пенкоснимателей. С одной стороны, искренняя и сильная любовь к ребенку, осторожная осмотрительность и ответственность в отношениях с ним, с другой - спекуляция на идеях абсолютной свободы, проповедь самотека в развитии личности, отрицание права педагога на активную профессиональную позицию. И в центре всей этой немыслимой круговерти - трагический и прекрасный образ Учителя. Почему трагический? Потому что все человеческие неудачи - это его неудачи. Все трагедии, происходящие в мире людей, - это его трагедии. Сея Разумное, Доброе, Вечное, он вступает сегодня в жесткое противоборство с окружающей реальностью. Испытывая чувство непонимания среди своих современников, он нередко подвергается насмешкам и уничижению прагматиков и скептиков, которые вообще воспринимают его как блаженного, почти юродивого. В то же время он прекрасен, потому что все лучшие деяния на земле вдохновлены и подготовлены им. Без учителя нет ни героя, ни поэта, ни политика, ни ученого. Профессия учителя - мать всех профессий на земле. Он прекрасен, потому что погружен в волшебный мир детства, который постоянно и мощно подпитывает его духовные и физические силы. Вечный двигатель школы оберегает его от отчаяния, от деградации личности. Не случайно сегодня в школу идет тот, кто хочет сохранить и развить в себе человека.

Все люди на земле делятся на учеников и учителей, каждый при этом бывает и тем и другим. Сегодня профессия учителя - одна из самых массовых. Давно замечено, что массовые профессии редко бывают престижными. Вот и профессия учителя кажется на первый взгляд обычной, даже банальной. На самом же деле она уникальна. Доказательством тому служит наша память, которая на всю жизнь сохраняет любимые образы учителей.

Но разговор об учителе был бы неполон и нечестен, если бы я ограничился только праздничной стороной. Важно сказать и о другом. Учительский хлеб был всегда труден и горек. Еще в стародавние времена учитель зарабатывал мало и жил бедно. В деревне - на положении пастуха, которому всем миром собирали на харч. В господских семьях - на положении слуги, которого и за стол-то с господами не сажали. Лучшие духовные силы общества шли в науку, политику, искусство, литературу. Остальные питали учительскую среду. Но несмотря на это Россия всегда славилась своими учителями, которые нередко выполняли и роль народных заступников. Не случайно в общественное сознание накрепко вошел образ «народного образования».

Сегодня самое время поклониться учителям России, укрепить их веру в конечное торжество нашего дела, верность ученикам своим, пожелать Добра и Света, Справедливости и Признания».

Лучше, чем сказал В.А. Караковский, пожалуй, не скажешь. Мы хотели бы только немного дополнить его слова некоторыми напутствиями, которые представляются нам весьма значимыми и актуальными. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать (вспомните мудрую притчу Антуана де Сент-Экзюпери в «Маленьком принце»: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил...»). Вместе с тем, отвечая за себя самого, свою профессиональную подготовку, своё право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем, студент педагогического учебного заведения должен ясно давать себе отчет в том, что достойное выполнение профессионального педагогического долга потребует от него принятия на себя целого ряда обязательств.

Во-первых, будущему учителю, воспитателю следует объективно оценить свои возможности для будущей педагогической деятельности, узнать и проанализировать свои сильные и слабые стороны, ясно представить, какие профессионально значимые качества потребуется сформировать в ходе профессиональной подготовки, а какие - самостоятельно, в процессе реальной профессиональной педагогической деятельности.

Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения и общения, в том числе и педагогического.

В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога является понимание ученика как такой же самоценной, равнозначимой личности как собственное «Я», знание закономерностей поведения и общения. Ученик, воспитанник, должен быть понят и принят педагогом независимо от того, совпадают ли их ценностные ориентации, модели поведения и оценок.

В-четвертых, педагог является не только организатором учебной деятельности обучаемых, но и вдохновителем сотрудничества участников образовательного процесса, выступает в качестве партнера в деятельности по достижению общих, в известном смысле, целей образования, воспитания и развития.

Все это ставит перед студентом постоянную задачу непрерывного совершенствования своих организаторских, коммуникативных способностей в процессе освоения психолого-педагогических знаний и эффективного применения их в ходе педагогической практики. Какими заповедями психолого-педагогической деятельности мог бы руководствоваться педагог в процессе «сеяния Разумного, Доброго, Вечного»? В качестве одного из вариантов педагогического аналога клятвы Гиппократа можно предложить следующее:

Уважайте в ученике Человека, Личность; относитесь к другим так же, как вы хотели бы, чтобы относились к вам;

Постоянно саморазвивайтесь и самосовершенствуйтесь, ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению у других;

Сообщайте ученикам знания так, чтобы они хотели и могли их освоить, были готовы использовать их в любой ситуации;

Цель обучения ребенка состоит не столько в том, чтобы сообщить ему определенный объем знаний, сформировать умения и навыки, а в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше самостоятельно, без помощи учителя.

В добрый путь, дорогие будущие коллеги! Желаем вам удачи в трудном, но таком интересном деле, каким является воспитание Будущего!

Введение

Российское образование на современном этапе своего развития вошло в период основательной качественной трансформации, причем одной из самых приоритетных задач в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных эффективно, творчески и с энтузиазмом работать в совершенно новых, динамичных условиях современной российской педагогической действительности. Кардинальные изменения социально-экономического уклада жизни россиян привели к смене методологических приоритетов в образовании, возникновению и распространению новой, постиндустриальной философии и новых образовательных парадигм и ценностей, мощной волне инноваций, охватившей образовательные системы всех без исключения уровней. Все это требует качественного обновления подходов в подготовке учителя, способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы образования.

Нормативной базой подготовки современного российского учителя является Государственный стандарт высшего педагогического образования, предусматривающий новую структуру блока психолого-педагогических дисциплин, в который входит и данный курс. «Введение в педагогическую деятельность» выступает в качестве ориентирующего модуля этого блока и предназначено для изучения на первых курсах педагогических вузов. Издание данного учебного пособия, явившегося результатом существенной переработки нашей предыдущей работы «Введение в педагогическую профессию», опубликованной в 1999 году, обусловлено рядом причин, среди которых:

Острый дефицит подобной литературы, испытываемый как студентами, так и преподавателями;

Утверждение новых Государственных стандартов педагогического образования, потребовавшее по меньшей мере значительной структурной перестройки и существенной переработки отдельных тем курса;

За время, прошедшее с момента издания предыдущей нашей книги, почти ничего не изменилось в плане удовлетворения потребности студентов и преподавателей педвузов в пособиях данной тематики. На данный момент в поле зрения авторов попало лишь четыре источника, более или менее соответствующих стоящим перед ними задачам:

1. Введение в педагогическую профессию: Курс лекций // Под ред. Н.К. Сергеева и Е.И. Сахарчук. - Волгоград: Перемена, 1998.

2. Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов пед. институтов \ Л.И. Рувинский, ВА. Кан-Калик, Д.М. Гришин и др. М.: Просвещение, 1988.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. Гл. 2.

4. Маткин В.В. Введение в педагогическую профессию: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических университетов. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1988. - С. 64-65.

Хотя ни один из этих источников не удовлетворяет в полной мере целям и задачам читаемого курса, отвечающего требованиям нового Государственного стандарта и реалиям современной педагогической действительности, эти пособия оказали определенное влияние на формирование структуры и содержания настоящей книги.

В. Мижериков, М. Ермоленко

ПЕДАГОГ И ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА

Как мы уже отмечали, в своей профессиональной деятельности учитель связан прежде всего с учащимися. Однако круг общения педагога значительно шире. Важную роль в воспитании подрастающего поколения также играет педагогически грамотное взаимодействие учителя со своими коллегами, с родителями учащихся, с администрацией школы, другими лицами, имеющими то или иное отношение к обучению и воспитанию учащихся. Несмотря на важность взаимодействия на всех указанных уровнях следует сказать, что по степени значимости на первое место выходят отношения «учитель - ученик», именно они играют в учебно-воспитательном процессе определяющую роль. Структура отношений «учитель - ученик» представляет собой систему социальных связей, начиная от самых простых пространственных, психических и социальных контактов и до самых сложных социальных действий и взаимоотношений, имеющих устойчивый характер.

Отношения между учителем и учеником не выбираются, а диктуются необходимостью: для учителя - работать, учить, а для подрастающего поколения - учиться. Учитель не выбирает себе учащихся, а вступает в отношения с теми, кто пришел учиться. Ученик также не выбирает себе учителя, он приходит в школу, где уже работает определенная группа учителей. Правда, следует заметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992, 96) предоставляет широкие права педагогам и учащимся в части выбора образовательного учреждения, в случае необходимости смены школы, класса и т.д., но в целом в массовых общеобразовательных учреждениях преобладают традиционные формы взаимоотношений между учителями и учащимися. Взаимоотношения между педагогом и ребенком необходимо рассматривать и со стороны содержания образования. Учитель является носителем той или иной области научных знаний, в учебном процессе он выступает как просветитель, транслятор научного мировоззрения. В то же время во взаимодействии с учащимися он должен выступать и как высоконравственная личность - носитель долга, совести, чести, добра, справедливости.

Настоящий учитель является примером для детей и их родителей, а взаимоотношения между учителем и учеником выступают как базис процесса обучения и воспитания. Один из видных философов и педагогов прошлого Джон Локк так писал о значении примера учителя: «Его собственное поведение ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями... Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил и поэтому он должен всегда тщательно оберегать своего воспитанника от влияния дурных примеров...» Автор «Великой дидактики» Я.А. Коменский также большое внимание уделял отношениям между учителем и учащимися. Он гневно выступал против тех учителей, которые чуждаются учащихся, высокомерно и неуважительно относятся к ним. Особое значение великий педагог придавал доброжелательному отношению учителя к детям и советовал учить детей легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно» (Я.А. Коменский. Избр. пед. соч. М., 1982. С. 543).

Вся совокупность служебных, мировоззренческих, нравственных отношений составляет сущность и содержание учебно-воспитательного процесса. Особое место в этих отношениях занимают отношения нравственные. Современный уровень развития образования характеризуется тем, что деятельность учителя рассматривается не только как простой процесс прямого воздействия на личность ребёнка (передача знаний, убеждение личным примером и другими методами и способами педагогического воздействия), но и как организация активной познавательной деятельности самого учащегося. Обучение является двусторонним процессом, в котором педагогу отводится не столько роль транслятора знаний, сколько руководителя, вдохновителя и организатора познавательной деятельности школьников. Не случайно Я.А. Коменский эпиграфом к своей книге «Великая дидактика» взял слова: «Альфой и омегой нашей дидактики да будет изыскание и открытие способа, при котором учащиеся меньше бы учили, а учащиеся же больше бы учились».

Однако в системе отношений «учитель-ученик» взаимодействующие стороны по своему содержанию и силе воздействия друг на друга не равноценны: ведущей и наиболее активной их стороной является учитель. Именно нравственные взгляды и убеждения учителя, чувства и потребности, а главное - его поступки оказывают решающее влияние на нравственные отношения, складывающиеся между ними. Если нравственные отношения между педагогом и учеником и коллективом учащихся складываются неправильно, то причину этого учитель прежде всего должен искать в себе, поскольку он выступает ведущим субъектом отношений в педагогическом процессе. Нравственные отношения между учителем и личностью школьника выполняют ряд важных для педагогического процесса функций. Назовём основные из них.

1. Нравственные отношения системы «учитель-ученик» являются одним из важнейших условий педагогического процесса. В зависимости от содержания эти отношения могут как благоприятствовать педагогическому процессу, так и затруднять его. Учащиеся, принимая воздействие учителя и соблюдая его рекомендации, должны верить, что предъявляемые им требования справедливы. Внутренняя неприязнь ученика к учителю легко переносится на все исходящие от него идеи и может вызвать у ученика настолько сильное внутреннее сопротивление, что испытанные педагогические средства не дают должного эффекта, а иногда даже могут дать результат, противоположный ожидаемому.

Как мы уже отмечали, педагогический труд направлен на преобразование человека. Дети, будучи объектом воздействия, в процессе педагогического воздействия оказывают определенное сопротивление, которое хотя и сродни сопротивлению любого иного материала, но значительно превосходит его богатством форм и сложностью проявлений. «Почему в технических вузах, - писал А.С. Макаренко, - мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?!» (А.С. Макаренко. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 85).

Мозг ребенка, подростка - не всегда «воск», из которого можно «лепить» нужную нам личность. Он может быть и твёрдым сплавом, с трудом поддающимся необходимой обработке. Более пластичным он может быть в случае хороших взаимоотношений между учителем и учеником. Доброжелательные отношения, основанные на уважении к личности ребенка, делают процесс обучения и воспитания человечнее, в конечном итоге - эффективнее. По мере демократизации и гуманизации образования в нашей стране прогресс в педагогическом деле связан именно с уменьшением доли принуждения учащихся в процессе их обучения и воспитания и с возрастанием удельного веса в нём иных средств (повышения мотивации к учебе, стремление познать что-то новое и т.д.).

2. Нравственные отношения учителя с учеником являются важнейшим инструментом воспитания. Эти отношения с раннего школьного возраста практически включают учащихся в определенный тип нравственных отношений, приобщая их к нравственному опыту - опыту уважения, честности, доброжелательности или же опыту неуважения, ненависти и вражды. Сложившиеся нравственные отношения значимы и для учителя, поскольку они воздействуют на его отношения к педагогическому труду, который в одних случаях может приносить радость и удовольствие, а в других - становится для него неприятной и безрадостной обязанностью. Стержневым компонентом, пронизывающим всю систему взаимоотношений между педагогом и ребенком, является уважение к личности каждого учащегося. Педагогическая специфика этого требования заключается в том, что уважение адресовано не уже сложившейся, сформировавшейся личности, а лишь находящейся в процессе своего становления. Отношение учителя к учащемуся как бы предвосхищает процесс становления его как личности. Оно основывается на знании тенденций развития подрастающего поколения, дающих основание проектировать социально-значимые черты личности ребёнка. Практически ни у кого из учителей нравственное требование - уважение к личности учащегося - открыто не вызывает возражений. Однако на практике нередко встречается нарушение этой нормы, что свидетельствует о трудностях, которые учителю приходится преодолевать и с которыми он не всегда может успешно справиться. К тому же отношение к ученику как личности требует затрат нервной энергии и дополнительного времени, поскольку оно не терпит небрежного, поверхностного отношения к человеку. Поэтому уважать каждого учащегося и видеть в ним личность - это сложная работа ума и сердца учителя.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.

2. Величкина В.М., Жильцов П.А. Учитель сельской школы. - М.: Просвещение, 1984.

3. Введение в специальность: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /Л.И. Рувинский, В.А. Кан-Калик, Д.М. Гришин и др. - М.: Просвещение, 1988.

4. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

5. Учитель, которого ждут: Из опыта Полтавского пединститута им. В.Г. Короленко / Под ред. И А Зязюна. - М.: Педагогика, 1988.

ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ КОРИФЕЕВ ПЕДАГОГИКИ

Любая профессиональная деятельность предполагает соответствие определенным требованиям тех, кто ею занимается. Очевидно, можно выделить и такие базовые требования, какими являются высокий профессионализм, мастерство, которые в равной мере предъявляются к представителям разных профессий. Осуществляя связь времен, связь поколений, учитель передает и распространяет достижения человеческой культуры, творит личность будущих поколений.

«Учитель создает нацию». В этом древнем и мудром изречении, сохранившем справедливость и в наши дни, состоит социальный и гуманистический смысл учительского труда. Наследуя принципы работы передовых педагогов «всех времен и народов», учительство является творческой силой и в современном обществе.

Педагог призван не только обучать своих учеников основам наук, способствовать их разностороннему развитию, но и формировать трудовой настрой учащихся, готовить их своим трудом участвовать в создании материальных ценностей. Учитель, по сути дела, стоит у истоков развития производственных сил страны, ее социального прогресса и творческого потенциала.

Высокое предназначение учителя предъявляет к нему столь же высокие требования. Это понимали выдающиеся педагоги прошлого, понимают это и наши современники. Учитель, по их мнению, должен удовлетворять следующим требованиям (см. схему 2).

Анкетирование студентов педагогических вузов позволило выявить, какими мыслят они себя в роли учителя:

Корректным, гибким, любознательным, не консерватором, с чувством юмора, неординарным, не замешанным в антиобщественных делах, доброжелательным, терпеливым, многоуважаемым, иметь большой жизненный опыт, не старым, мудрым, воспитанным, энергичным, уметь передавать положительную энергию другим, человечным, владеть речью, грамотно и просто изъясняться, чтобы его было приятно слушать;

Учителю необходимо обладать большой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей и уметь концентрировать свое внимание, быть всегда активным, бодрым, сохранить на протяжении всего рабочего времени высокий общий и эмоциональный тонус, быть способным быстро восстанавливать силы;

Учитель должен быть сдержанным, проявлять терпеливость, уравновешенность, собранность, отличаться четкостью дикции, выразительностью изложения мысли;

Учителю следует обладать высоким темпом выполнения работы, приступать к решению поставленных задач «без раскачки», быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, быть способным к экспромту, быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контакты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнакомых и малознакомых людей.

Будущему учителю интересно ознакомиться с докладом одного из классиков мировой психологии XX века Карла Роджерса (1902-1987) «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем». С точки зрения К. Роджерса, как яркого представителя гуманистической психологии, учитель должен задать самому себе такие вопросы:

1. Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог бы личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?

2. Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неролевые взаимоотношения с моими учениками, отношения, в которых все участники учатся? Хватит ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интенсивность наших взаимоотношений?

3. Сумею ли обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли я позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они не вели?

5. В достаточной ли степени я сам творческий человек, который сможет столкнуть детей с людьми и с их внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний - с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?

6. Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников, этих посланников будущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении?

7. Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи - чувства?

Приведем еще ряд заповедей известного педагога советского периода И.Е. Синицы, с которыми он обратился к учителям со страниц своей книги «О такте и мастерстве».

1. Берегите высокое, благородное звание учителя. Помните, что личность учащихся воспитывается личностью их учителя. Пусть ваше служение Родине, ваше отношение к труду, ваше гражданское лицо и ваше поведение среди людей будут достойны для подражания!

2. Уважайте человека в ваших учениках. Берегите и развивайте их человеческое достоинство. С развитием человеческого достоинства у учащихся развиваются и другие лучшие гражданские качества. Берегите и собственное достоинство. Учитель, который не бережет собственного достоинства, не сумеет воспитать его у учеников.

3. Будьте ближе к своим воспитанникам. Они ваши друзья. Они не забывают, что вы их учителя, что вы имеете больше прав, чем они, но не любят, когда вы часто демонстрируете им свои права.

4. Меняйте свою тактику во взаимоотношениях с учениками в зависимости от их возраста и духовного развития. Пусть она будет все более гибкой, динамичной и все менее демонстративной. Будьте такими же изобретательными и требовательными в выборе методов воспитания, как и в методах обучения. Избегайте излишней прямолинейности, штампованных нотаций и поучений. Отдавайте предпочтение недемонстративным подсказкам, ненавязчивым советам. Наиболее действенно то убеждение, которое было воспринято как свое собственное.

5. Пользуйтесь всем диапазоном педагогической стимуляции, но при общей умеренности будьте более щедрыми на похвалы и более скупыми на наказания. Научитесь пользоваться всеми своими выразительными средствами, взглядом, мимикой, жестами, но избегайте всяческих резкостей, которые находятся на грани допустимых проявлений человеческих эмоций.

7. Избегайте решений, в целесообразности которых вы не уверены. Не принимайте решений в состоянии раздраженности, прибегайте к методу отсрочки, который даст вам возможность разумно употребить свое право, а ученикам - разумно подчиниться ему.

8. Посещайте уроки опытных учителей, наблюдайте, как они контактируют с учениками, какие делают замечания, как слушают учащихся, как сидят, как ходят по классу. Все может вам пригодиться. Умение контактировать с учащимися приобретается, как и все другие умения.

9. Будьте внимательны к желанию каждого отдельного ученика утвердиться в коллективе сверстников. Успех окрыляет человека, неуспех - угнетает. Ищите повод похвалить ученика, каким бы педагогически запущенным он ни был. Если нужно, создайте такой повод. Каждый ученик должен верить в свои силы и возможности. Ищите сближения с целым классом и с отдельными учениками. Найдите время и повод побыть с учеником наедине, постарайтесь встретиться с ним как будто случайно: на улице, в парке, на стадионе. Если вы будете тактичны, ненавязчивы, вы сблизитесь с этим учеником и в определенной мере со всем классом.

10. Несите родителям радость в дом. Не злоупотребляйте жалобами родителям на их детей. Дисциплина, установленная другими, а не вами, малоэффективна. Ваши взаимоотношения с учащимися - прежде всего ваше дело и ваша обязанность.

11. Покажите ученикам при удобном случае все лучшее, что есть у вас (свои дополнительные способности, умения, навыки), но не привлекайте к себе особого внимания. Помните о своих коллегах. Скромность педагога высоко ценится как в учительском, так и в ученическом коллективе.

12. Берегите доверие своих учеников. Доверие к вам - это сердцевина ваших отношений с учениками, окно в их душу. Потеряв доверие одного ученика, вы можете потерять доверие всего класса.

13. Воспитывайте у учащихся высокие чувства гражданина, уважение к людям труда, любовь к своей Родине, готовность отдать для ее блага свои силы, свою жизнь.

Наряду с позитивной составляющей личности педагога существуют и негативы, которые также надо знать, чтобы ясно представлять, против чего должна быть направлена самовоспитательная деятельность молодого учителя. Ибо, кто из нас по своей воле доверился бы плохому шоферу, строителю, парикмахеру, врачу и тому подобное. Для каждой профессии существуют те или иные противопоказания (дальтонизм - водителям, слабое здоровье - летчикам и т.д.). Есть они и для педагогов (см. схему 3).

Выявлением противопоказаний целесообразнее всего заниматься при профессиональном отборе. Вам же, кто уже поступил и учится в педагогическом учебном заведении, важно знать те требования, которыми предстоит овладеть как в результате профессионального обучения, так и в результате самообразования.

Доминантные качества