Стратегии благополучия успеха самореализации обществознание. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе

ДЕНИС КОРОБЕЙНИКОВ
Пермский филиал Института экономики Уральского отделения РАН

С развитием общества у человека появляется возможность выбора
из большего количества жизненных стратегий, что позволяет достигать более высокой степени самореализации
Используя инструментарий персонального стратегического менеджмента, любой индивид может попытаться сформировать
и реализовать оптимальную личную жизненную стратегию

Человеку все чаще приходится обращаться к вопросу взаимоотношений с внешней средой. Развитие социально-экономических процессов ускоряется, поэтому у него появляется возможность выбора из большего количества жизненных стратегий, что позволяет глубже интегрироваться в общественные взаимоотношения и достигать более высокой степени самореализации. Однако наряду с данными глобальными тенденциями коренные изменения, произошедшие в последние годы в нашей стране, привели к тому, что старые модели таких стратегий перестали работать, а новые еще не успели сформироваться. Вот почему сегодня проблема полагания цели и ее достижения требует пристального внимания и тщательного изучения.

Управлять своей жизнью значит организовать все таким образом, чтобы род занятий, производимая продукция, способы решения проблем, окружающие вас партнеры и коллеги наиболее полно отражали и развивали ваш образ собственного “я” 1 .

В нашей стране вышло немало публикаций, в которых затрагиваются отдельные стороны управления человеком различными аспектами своей жизни. Среди них книги: “Техника личной работы” Г. Попова, “Эта странная жизнь” Д. Гранина, “Ваше время – в ваших руках” Л. Зайверта, “Личная тектология” К. Варламова и В. Карпичева, “Эффективный управляющий” П. Друкера, “Как научиться управлять, если у вас пока нет подчиненных” В. Токарева и др. В этих работах детально рассмотрены технологии самоуправления, но, на мой взгляд, мало внимания уделяется аспектам стратегического жизненного целеполагания и целедостижения. Также неполно представлены механизмы экзогенного персонального управления как важного инструмента менеджмента жизни.

Попробуем восполнить эти пробелы.

Персональный стратегический менеджмент

Он представляет совокупность средств, форм и методов достижения человеком своих жизненных целей . Используя данный инструментарий, человек может попытаться оптимально сформировать и эффективно реализовать личную жизненную стратегию.

В основе идеологии персонального стратегического менеджмента (ПСМ) лежит мысль о том, что каждый человек хочет чего-то добиться в жизни. Осознавая свои потребности, он ставит и решает определенные задачи, достигая, таким образом, свои цели.

Характер действий по полаганию и достижению целей у разных людей различен, меняется он и у конкретного человека с течением времени. Но несмотря на это, данные процессы имеют общие черты и закономерности, что позволяет на основе анализа эмпирической информации относительно индивидуальных способов разработки и реализации жизненных стратегий сформулировать единообразный инструментарий.

Так, многие западные исследователи говорят о трехфазной модели жизненного цикла человека, а японские специалисты выделяют четыре фазы (от рождения до окончания школьного образования; поступление на работу и обзаведение семьей; трудовая жизнь; старость) 2 . Целенаправленно управляя качественными и количественными параметрами смены фаз, человек может максимизировать полезность отдачи от каждого этапа.

Содержание самоуправления на разных этапах жизненного цикла имеет различное наполнение. В детстве человек всецело зависит от родителей, он, как правило, не способен самостоятельно принимать важнейшие решения. В зрелые годы обретается самостоятельность, и степень ответственности за принятие решений значительно увеличивается. В целом ПСМ необходимо разделить на экзогенный (экзо-ПСМ), когда разработать и воплотить жизненную стратегию человеку помогают сторонние лица (на ранней стадии – обычно родители, позже к ним подключаются друзья, педагоги, руководители и уважаемые люди), и эндогенный (эндо-ПСМ), когда человек относительно самостоятельно занимается этой работой.

Ключевыми в достижении личных жизненных целей являются следующие факторы:

Наличие стратегии жизни;

Владение технологиями ее реализации;

Умение работать с инструментами управления формированием персонального человеческого капитала.

Стратегия жизни

Наличие стратегии важно потому, что для осуществления некоторых жизненных целей обязательно нужно совершить ряд последовательных шагов, а иногда – пожертвовать текущим потреблением отдельных благ, чтобы получить большее количество и разнообразие благ в будущем.

Вложения в человеческий капитал, как правило, высокодоходны. Причем чем он более развит, тем большее количество ресурсов позволяет вовлекать в процесс персонального инвестирования. По мнению американского экономиста В. Боуэна: “Инвестиции в человеческий капитал подобны инвестициям в физический капитал в нескольких важных отношениях. И тот, и другой накапливаются в результате приложения экономических ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других предметов и услуг ради текущего потребления; в течение продолжительного времени и тот, и другой производят прибыли; наконец, и тот, и другой ограничены сроком жизни: машины изнашиваются, люди умирают” 3 .

Социологи определяют понятие “стратегия жизни ” в качестве символически опосредованного и выходящего по своему воздействию за пределы сознания идеального образования, реализующего в поведении человека его ориентиры и приоритеты . В повседневной жизни наиболее распространены три типа таких стратегий:

благополучия . В ее основе лежит рецептивная (приобретательская) активность личности, направленная на обеспечение полной необходимых благ, спокойной, комфортной, размеренной и стабильной жизни;

успеха . Данная стратегия рассчитана на общественное признание деятельности ее носителя и предполагает активную, насыщенную событиями, преуспевающую жизнь;

самореализации . Она характеризуется творческой активностью, направленной на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию (непризнанию), и предполагает красивую, гармоничную, близкую по своему содержанию к искусству, свободную жизнь 4 .

Обобщенная модель механизма по разработке и реализации стратегии человеческой жизни представлена на рис. 1. В ней отражена взаимосвязь основных этапов цикла персонального стратегического управления.

Этапы построения и реализации жизненной стратегии

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения миссии и целей, а также позволяет выработать стратегию поведения, дающую возможность осуществить свою миссию и достичь поставленных целей 5 .

В ходе такого анализа предполагается изучение двух составляющих:

Макроокружения;

Внутренних возможностей личности.

Изучая аспекты своего внешнего окружения, человеку нужно убедиться в том, какие возможности открывает перед ним жизнь, какие сферы общественного и экономического функционирования его привлекают, какие препятствия он может встретить на жизненном пути и какие последствия могут иметь те или иные шаги, которые он сделает в жизни.

Путем анализа своих внутренних возможностей человеку необходимо выяснить, на какие стратегические конкурентные преимущества он может рассчитывать в перспективе, развивая потенциал, которым обладает в данный момент.

Миссией человека можно назвать основную цель его жизни, которая, по словам А. Томпсона и А. Стрикленда, должна формулироваться “прежде всего с точки зрения повышения социальной роли” 6 данного индивида.

Видение – это идеальный образ будущего состояния жизни, которого человек может достичь при самых благоприятных условиях. По мнению Б. Карлофа, оно “может служить основой для определения уровня притязаний в процессе стратегического планирования” 7 .

В концепции ПСМ ключевым фактором, способным кардинально повлиять на формирование всей стратегии жизни, наравне с анализом среды является наличие у человека сформировавшейся персональной идеологии. Под этим термином обычно понимается “система идей и взглядов: политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности” 8 . В ПСМ от качества персональной идеологии зависит обоснованность принятия и выполнения как стратегических, так и оперативных решений.

На этапе определения стратегических целей осуществляется первичная декомпозиция (секторизация) миссии на две логически обособленные группы в зависимости от сферы жизни – профессиональную и социальную. Дальнейшая декомпозиция и операционализация жизненной миссии идут в рамках названных сфер. Стратегические цели в концепции ПСМ имеют долгосрочный характер и формируются исходя из состояния жизни человека в пределах максимально возможного временного горизонта.

В целом процесс определения стратегических жизненных целей человека согласно концепции ПСМ описывается схемой, разработанной на основе алгоритма поэтапной реконструкции жизненной стратегии личности, в виде “постепенного обновления стратегии жизни путем последовательной ”разработки" и “сборки” ее исходных компонентов – образов, смыслов жизни, жизненных ценностей, норм и целей” 9 (рис. 2).

В данном параграфе мы попытаемся охарактеризовать понятие жизненных стратегий личности, выявить основные подходы к его изучению.

Каждый человек рано или поздно задумывается о смысле жизни. Конечно, все хотят жить хорошо, красиво. Жить в достатке и не знать нужды. Да и, по сути, жизнь человека в его руках, перед ним открыты все двери. Но нельзя забывать о том, что пути к удовлетворению собственных потребностей не должны носить потребительский характер, ведь природные ресурсы ограничены, а зацикленность только на материальной стороне жизни ведет к опустошению духовного мира. Нужно уметь все это рационально в себе сочетать. Жизненная стратегия - это искусство ведения жизни, система ценностей и целей, которые сделают жизнь, по мнению человека, наиболее эффективной. А жизненные стратегии молодежи представляют для ученых наибольший интерес. Ведь молодежь - это наше будущее.

При изучении теоретической литературы, мы пришли к выводу, что в качестве одного из ключевых факторов развития личности в большей части «классических» персонологических концепций, выступает динамика развития способности совершать какой-либо внутренне детерминированный выбор. Эти идеи изложены в рамках бихевиорального, когнитивного, психоаналитического и экзистнециально-гуманистического подходов.

Личностный выбор является способом и элементарным актом систематизации и структурирования субъективной реальности, чем и определяется его роль в динамике функционирования личности.

Социологический подход к изучению жизненных стратегий личности состоит в ориентации на исследование институциональных процессов, структур и механизмов. Институциональный анализ включает три аспекта:

  • - выявление типических образцов и форм жизненных стратегий, институционально закрепленных и регулируемых посредством согласованных норм (с их дальнейшей типологизацией);
  • - анализ процесса институционализации жизненных стратегий с точки зрения механизмов их возникновения (выбора), формирования, развития и смены (описываются в терминах идентификации, индивидуализации, адаптации, саморегуляции);
  • - объяснение системных связей, как внутри, так и внеличностных (между индивидом и социальным окружением).

Многие психотерапевты уверены, что в любом человеке есть силы, которые направляют его к реализации всех своих возможностей, к гармонии с миром, постижению смысла жизни. В большинстве философских, психологических и социологических концепций эти стремления рассматриваются в контексте творческой деятельности личности, раскрытия ее творческого потенциала. Такого подхода придерживались Н.А. Бердяев, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс и др.

Впервые понятие жизненного пути было предложено С.Л. Рубинштейном в середине 30-х годов. По мнению, С.Л. Рубинштейна жизненный путь - это не просто движение вперед, а именно движение к лучшему, к достижению личностного совершенствования. Такие понятия как «сознание», «активность», «зрелось» личности рассматриваются ученым как нечто высшее человеческого развития, которые помогают ему в процессе жизнедеятельности. Определяющим моментом в теории С.Л. Рубинштейна являются активность и творчество личности в качестве организатора и преобразователя своей жизни.

А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве. Они являются отражением чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Именной в детстве формируется жизненный стиль. Он является адаптацией к миру и взаимодействию с ним. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей, особенностей самой личности. Любовь, дружбу и работу А. Адлер называет основными жизненными задачами, с которыми сталкивается человек. Все это определено условиями человеческого существования и позволяют поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится. В эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему коренится врожденное стремление к превосходству или совершенствованию, т.е. побуждение улучшать себя, развивать свои способности. Но цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если это стремление включает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то оно будет развиваться в конструктивном и здоровом направлении. Каждый человек сам выбирает свою жизненную цель, где отражаются его приоритеты и стремления.

Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностями такого человека являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для него - это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда озабочен своим развитием. Кроме того, А.Маслоу использует такое понятие как «вершинные переживания». Это по его мнению, процесс завершение, закрытия какого-либо акта, состояние полной разгрузки, кульминации, катарсиса.

А. Маслоу приходит к выводу, что фактически каждый человек испытывает вершинные переживания, однако частота их появления, глубина и интенсивность, модальность ведущего эмоционального состояния, и значение, предаваемое впоследствии человеком таким переживаниям, могут значительно варьироваться. Из этого следует, что абсолютной, атрибутной характеристикой вершинных переживаний является, по-видимому, только их функция в процессе развития личности.

По мнению, К. Роджерса, творчество проявляется не только в создании чего-то нового во внешней среде, но и усовершенствование собственной личности. Главным двигателем творчества является стремление совершенствоваться, развиваться, расширяться. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других.

Стратегия творчества предполагает способ жизни "здесь и теперь ". Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Э. Фромм, В. Франкл и К. Хорни развили идею о том, что человек - активный деятель, способный противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных сил.

К. Хорни, например, изучала личностные стратегические ориентации в системе отношений «я -- другие» как движение. К. Хорни отмечала, что для удовлетворения собственных стремлений каждый человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации, по отношению к другим людям: 1) «движение к людям: любовь является единственной целью людей с такой ориентацией, а все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь; 2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» -- борьба за существование является жизнью; 3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы. Но зачастую это выражается лишь в отсутствии адекватного способа приспособления к современным условиям жизни».

Индивидуалистический подход к изучению жизненных стратегий присущ К. Юнгу. Он считал, что человек на протяжении всей жизни непрерывно приобретает различные новые умения, достигает новых целей и раскрывается все более полно. Наиболее важной жизненной целью индивида он считал «обретение себя». Эта цель была своеобразным результатом стремления различных компонентов личности к единству. По мнению Юнга, полное раскрытие своего «я» является самой главной и последней жизненной целью человека, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. По его мнению, развитие каждого человека в этом направлении уникально. Оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название ""индивидуализация.

Проблематика личностного выбора разрабатывалась такими психологами как Э. Деси и Р. Райан (теории самодетерминации личности), Н.Ф. Наумова (теория целенаправленного поведения), Д.А.Ленонтьев (концепция личностного потенциала). По мнению последнего, одной из актуальных проблем изучения личностного выбора остается проблема изучения условий, способствующих и, наоборот, препятствующих формированию личностного потенциала, как интегральной характеристики уровня личностной зрелости, главной формой проявления которой является феномен самодетерминации личности.

По мнению Э. Деси и Р. Райана, становление самодетерминации личностного выбора раскрывается в развитии внутренних стремлений. Это происходит через процесс интернализации и следующей за ней интеграции в "Я" личности системных регуляторов поведения - ценностно-смысловых ориентаций личности. В своей концепции Э. Деси и Р. Райан небезосновательно замечают, что дети рождаются с определенными психологическими потребностями, такими как автономия, компетентность, связь с другими людьми. Эти потребности идут рука об руку с мотивированием их продолжающихся стремлений к внутриличностной и межличностной согласованности. Это положение напрямую ассоциируется с одним из основных постулатов экзистенциально-гуманистической психологии о наличии особого класса врожденных психологических "метапотребностей" - развития, психологического роста, самоактуализации и т.п. Указанные положения, безусловно, являются адекватными познавательными конструкциями, однако трудно согласуются между собой.

Первое предполагает источником "высших ценностей" человеческую культуру, отраженную в конкретных социальных и межличностных отношениях. Второе же с необходимостью требует, чтобы источником этих ценностей была сама природа личности, которая являясь социальной, основывается на врожденных, естественных свойствах человека, как носителя сознания.

Т. Кассер и Р. Райн выделили две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. «Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью».

К.А. Абульханова-Славская осуществила комплексный анализ жизненной стратегии личности, дала определение «жизненной стратегии», определила сущность и основные характеристики стратегий жизни, факторы, влияющие на их формирование и реализацию, предложила типологию стратегий. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, жизненная стратегия -- это способность личности соединить свою индивидуальность с условиями жизни, реализация которой происходит в различных жизненных условиях. Способность к ее развитию и воспроизводству,

К.А. Абульханова-Славская в жизненной стратегии выделяет три главных признака -- выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. Она считает, что личность можно назвать зрелой, только если она способна устанавливать свой «порог» удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели. Активность личности она отнесла к главному параметру построения жизненной стратегии. По ее мнению, это проявляется как способность к балансу между желаемым и необходимым, личным и социальным.

Ю.М. Резник рассмотрел типы стратегий, которые встречаются в повседневной жизни наиболее часто и которые можно выделить по ряду институциональных признаков: социально-экономическому положению; способу воспроизводства и трансляции культурных стандартов; системе регуляции и контроля; социальному характеру (коллективной ментальности); профессиональному этосу. По его мнению, «в совокупности эти признаки образуют комплексный критерий социологической типологизации жизненных критериев. Ю.М. Резник предполагает, что выбор той или иной жизненной стратегии связан с принадлежностью к тому или иному классу (группе, слою). Среди основным жизненных стратегий ученый выделяет: стратегию жизненного успеха, стратегию жизненного благополучия, стратегию самореализации.

В социологической науке изучению проблем молодежи во взаимосвязи с формами и методами целенаправленного регулирования ее поведения, жизненных планов и ориентаций уделено значительное внимание. По мнению Ю.А. Зубок, такие подходы проявились в разработке специальных социологических теорий, которые были направлены «на исследование жизненных планов молодежи (М.Н. Руткевич, В.Т. Лисовский); структуры ее профессиональных ориентации (В.Н. Шубкин), социальной активности молодежи (А.С. Капто, В.Г. Мордкович), формирования идеалов, ценностных ориентации, интересов различных ее групп -- рабочей молодежи (Н.М. Блинов, Ю.Р. Вишневский, В.С. Павлов), сельской молодежи (И.М. Слепенков, В.И. Староверов), молодой интеллигенции (А.С. Кулагин, Ф.Э. Шереги), студентов (В.Т. Лисовский, Л.Я. Рубина, В.И. Чупров)».

Ю.А. Зубок определяет жизненные планы как «идеализированное отражение будущего жизненного пути вступающих в жизнь молодых граждан. Жизненные планы и цели -- это обобщенное выражение не только направленности ориентации, но и способов, путей реализации ожиданий в отношении будущего социального положения». Думается, что жизненные планы -- это не стратегии, а механизмы достижения стратегий.

Подводя итог, можно сказать, что отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная («достиженческая») активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу.

В нашей работе мы будем ориентироваться на следующее определение жизненной стратегии. Жизненная стратегия - это постоянное приведение в соответствие своей личности характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в отстаивании главного ценой уступок в частном, преодолении своей боязни потерь и в нахождении самого себя.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ

РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ

Формирование жизненных стратегий развивающейся личности приобретает сейчас особое значение, поскольку трансформации, происходящие в различных сферах нашего общества, влияют на ценности, определяющие выбор молодыми людьми способов конструирования собственной жизни.

В тоже время, в сознании молодежи все больше укореняются западно- ориентированные жизненные стандарты, которые формируют завышенные, не обоснованные притязания. Невозможность их реализовать чаще приводит к разочарованиям и замещению нравственных оценок и, безусловно, влияет на выбор учащимися критериев социального успеха и на отношение к образованию.

Проведенное анкетирование молодежи в Челябинской области лишь подтверждает современную модель жизненного успеха: наивысшим достижением считается максимальная независимость от общества. Типичными формулировками на вопрос «Что необходимо сделать сейчас, чтобы быть успешным в жизни завтра?» стали: «надо иметь хорошее образование и высокооплачиваемую работу, чтобы ни от кого не зависеть». При этом общественная жизнь и политика заняли последние места в списке их интересов и активностей. Объясняя свои ответы, респонденты чаще указывали на нестабильность, неопределенность, непредсказуемость российского общества, а это, по их мнению, «мешает осуществлению личных планов».

Таким образом, «трансформирующееся общество России», формирующееся в сложной социально-экономической и политической ситуации. Типичные жизненные стратегии наших родителей все чаще оказываются не востребованы, а новые типы жизненных стратегий, адекватных новым социально-экономическим условиям, еще не сформировались.

Термин «жизненные стратегии» пришел из социальной психологии.

Вслед за исследователями К.А. Абульхановой-Славской, Т.Е. Резник и Ю.М. Резник, мы рассматриваем понятие «жизненные стратегии» как способ сознательного конструирования собственной жизни, (способ жизненного самоопределения и самореализации), базирующийся на смысложизненных и ценностных ориентациях развивающейся личности, ее планах и прогнозах самоосуществления.

Понятие «жизненная стратегия личности» также можно рассматривать и в следующих аспектах:

    это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего.

    это система, состоящая из следующих, связанных друг с другом и взаимовлияющих элементов, которые можно отразить в двух направлениях.

С одной стороны, это содержание будущего жизненного пути. Оно определяется выбором жизненной позиции (обобщение субъективных и объективных личностных достижений, открывающих ту или иную перспективу жизненного движения, совокупность жизненных ценностей индивида, позволяющих так или иначе строить образ идеального будущее) и жизненных целей личности (характеризующих доминирующую сферу жизни личности и определяющих идеальный образ будущей жизни человека).

С другой стороны, можно говорить об организационных характеристиках жизненной стратегии, которые одновременно выступают критериями ее сформированности. Это протяженность временной перспективы (насколько далеко в будущее человек планирует собственную жизнь и насколько глубоко в прошлое обращается за необходимым жизненным опытом), направление временной перспективы (прошлое-настоящее-будущее), то есть психологическая ориентация во времени и, соответственно, жизненные планы, и, наконец, структурированность планируемого жизненного пути (насколько насыщены событиями различные планируемые периоды жизни человека, какие этапы жизненного пути более структурированы, какие менее).

Таким образом, жизненная стратегия личности является внутренним образованием личности. Мы можем характеризовать ее каксформированную при условии наличия осмысленных жизненных целей, системы ценностных ориентаций и определенной жизненной позиции. Личность со сформированной стратегией жизни планирует свою жизнь далеко в будущее, жизненный путь разрабатывается подробно, каждый его этап насыщен предполагаемыми событиями. Жизненная цель представлена на каждом этапе в виде шагов по ее реализации.

Человек анализирует события своей жизни, их изменения, влияние на нее, оценивает собственные возможности и личностные особенности. Он способен выходить за пределы собственного «Я» в анализе ситуации и прогнозирует дальнейшие изменения своей жизни. В соответствии с этим происходит планирование будущего и выстраивается жизненная стратегия личности.

В современной отечественной социально-психологической литературе можно выделить два основных подхода к исследованию жизненных стратегий, различающихся по тому, что выбирается в качестве основания для их типологизации.

Первый подход (Н.Ф. Наумова и др.) характеризуется тем, что за основу типологизации жизненных стратегий берется тип социальной адаптации человека. Так, Н.Ф. Наумова выделяет три типа стратегий в зависимости от социальных и личностных функций, выполняемых человеком в обществе переходного периода:

    cтратегия успешной внешней адаптации;

    cтратегия эффективной внутренней адаптации;

    cтратегия выживания.

Стратегия успешной внешней адаптации ориентирована на настоящее и ближайшее будущее, идентификация направлена на первичные (семья и др.) и профессиональные группы. Стратегия эффективной внутренней адаптации ориентирована на прошлое и отдаленное будущее, идентификация направлена на большие группы – страна, народ. И, наконец, третья стратегия – стратегия выживания – характеризуется невысоким статусом и ухудшающимся материальным положением индивида, который идентифицирует себя с группами людей похожей судьбы.

Второй подход (Ю.М. Резник и др.), в качестве основы типологизации жизненных стратегий выделяет позицию, которую занимает человек по отношению к своей собственной жизни и связанную с этим активность. Считается, что человек может занимать три разные, хотя и взаимосвязанные позиции:

    «иметь» (рецептивная активность);

    «достигать» (мотивационная или «достиженческая» активность);

    «быть» (творческая или «экзистенциальная» активность).

Первый тип активности человека (рецептивная или «приобретательская») является основой стратегии жизненного благополучия, второй тип активности выступает предпосылкой стратегии жизненного успеха и третья (творческая, «экзистенциальная») активность характерна для стратегии самореализации личности.

При определенных различиях в подходах можно провести некоторые аналогии между жизненными стратегиями в обоих случаях и свести их в таблицу

Таблица 1. Типологии жизненных стратегий.

Если первые две аналогии не вызывают особых сомнений, то в третьем случае бросается в глаза некоторое несоответствие терминов – «стратегия выживания» и «стратегия жизненного благополучия». Действительно трудно совместить благополучие и выживание. Эти типы жизненных стратегий наиболее распространены и, может быть, более удачным названием для них было бы – повседневные или обыденные стратегии.

В зависимости от выбора основания для определения типа жизненной стратегии можно предположить наличие различных типов жизненных стратегий. Попытаемся систематизировать различные основания, по которым можно произвести классификацию жизненных стратегий:

    по степени осознания индивидом – сознательные и бессознательные;

    по направленности изменений, происходящих в индивиде – прогрессивные, регрессивные (конструктивные, деструктивные);

    по характеру активности индивида – активные, реактивно-адаптивные, пассивные;

    по локусу контроля – экстернальные, интернальные (экзогенные, эндогенные);

    по способу восприятия условий жизни – гедонистические и основанные на чувстве долга, ответственности;

    по степени совпадения с целями и задачами общества – просоциальные, асоциальные и антисоциальные;

    по степени реализации – эффективные (целедостигающие), малоэффективные и неэффективные;

    по характеру и способу самореализации – стратегии самоактуализации и манипуляции;

    по характеру соотношения эмоциональности и рациональности – аффективные, когнитивные;

    по приоритетности в социальном обмене – присваивающие, отдающие или сбалансированные (гармоничные);

    по наличию элемента творчества – креативные (созидающие) и обыденные (повседневные) или стратегии выживания (последняя - по Наумовой Н.Ф.);

    по типу активности – успеха, благополучия и самореализации (по Резник Т.Е. и Резник Ю.М.);

    по «базисным тенденциям» (Ш. Бюллер) – стратегии удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установлением внутренней гармонии;

    по целям и средствам (Р. Мертон) – подчинения, инновации, ритуализма, ретретизма, мятежа;

    по типу личностной организации времени и отношения к нему (Ковалев В.И.) – обыденная, функционально-действенная, созерцательно-рефлексивная и созидательно-преобразующая стратегии жизни личности;

    по типу приспособления к меняющейся внешней социальной среде (по Федотовой Н.Н.): две пассивные – рефлексивно-запаздывающая и умеренно-приспособительная; три активные – карьерная, инструментальная, криминальная;

    по степени аффилиации – индивидуальная и коллективистская.

Выбор жизненных стратегий зависит от социально-экономического состояния общества, уровня развития его культуры, определяется способом производства и отношениями собственности, уровнем и качеством жизни, принадлежностью к определенной социальной страте и когорте, влиянием традиций, идеалов и ценностей, доминирующих в обществе в данный исторический момент времени. Можно предположить, что выбор жизненных стратегий личности зависит также от пола, возраста, национальности, социального положения и других социально значимых признаков.

Таким образом, жизненные стратегии можно классифицировать по различным основаниям, но в целом их можно дифференцировать на несколько основных типов: стратегии самореализации, стратегии достижения успеха и повседневные (обыденные) стратегии. Жизненные стратегии можно представить как динамическую систему представлений личности о будущей жизни, реализующуюся в повседневном поведении посредством соответствующих способов и ресурсов.

Рассмотрим одну из технологий определения и осмысления нашей жизненной стратегии. Технология «Кораблик»:

Рассмотрим все элементы данного рисунка:

Стрелка, условно обозначает ветер, который подгоняет кораблик двигаться быстрее в направлении. Стрелкой мы обозначим наши мотивы, то есть все то, что мотивирует нас двигаться быстрее, например, время, интерес, предвкушение результата;

Волны, они условно обозначают сопротивление, которое преодолевает кораблик на своем пути. Волны – это наши страхи, сомнения, размышления, например, страх о том, сто я буду не таким как все, меня не поймут, или не примут, или не оценят;

Корма кораблика, условно обозначает его основание, его опору, говоря о жизненных стратегиях, корма – это наши жизненные ценности, это то, что нерушимо для каждого из нас, например, семья, друзья, забота о близких, доверие, понимание, помощь;

Флаг корабля – это наши цели, достижение которых нас двигает в жизни, двигает вперед к нашей главной цели.

Задание: нарисуйте свой кораблик жизненной стратегии, определите в нем каждую составляющую и опишите ее. У вас должно быть по 7 пунктов в каждой составляющей, то есть 7 мотивов, 7 страхов, 7 ценностей и 7 целей.

Человек, живя в обществе, постоянно сталкивается с множеством требований, предъявляемых к нему со стороны родителей, учителей, друзей, посторонних лиц и т.д. Каждая личность, в свою очередь, обладает собственными потребностями, желаниями, интересами, которые стремится реализовать. В реальных жизненных обстоятельствах часто происходит столкновение объективных требований действительности и потребностей личности, что рождает разного рода жизненные противоречия. Степень интеграции жизненных требований с потребностями, интересами, ценностями личности приводит к формированию различных жизненных стратегий.

В зарубежной и отечественной психологии количество работ, посвященных рассмотрению жизненной стратегии и ее разновидностей, ограничено. Данный аспект подробно изучался К.А. Абульхановой-Славской и Р. Пехунен в рамках исследования вопроса жизненного пути личности.

В широком смысле К.А. Абульханова-Славская дает следующее определение жизненной стратегии – это «принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию» . В узком смысле – это разработка определенного жизненного решения для преодоления жизненных противоречий.

В своих работах Р. Пехунен отмечает, что жизненная стратегия вырабатывается личностью. Личность в этом плане разделяется на три подсистемы на основе выполняемой жизненной функции – системы управления, действия и обратной связи. Каждая из подсистем отвечает за различные аспекты жизненной стратегии.

Система управления регулирует целеполагающие характеристики жизненной стратегии:

Ø наличие представления о своем будущем;

Ø избегание либо стремление к нему;

Ø степень иерархии жизненных целей;

Ø экстернальность/интернальность локуса контроля собственной жизни;

Ø наличие временной перспективы (связь прошлого, настоящего и будущего);

Ø диапазон жизненных интересов;

Ø внешняя/внутренняя направленность целей.

Система действий отвечает за достижение жизненных целей.

Ø уровень планирования действий по достижению поставленных целей;

Ø ригидность/пластичность в использовании средств достижения;

Ø специфика установления социальных контактов и деятельности в целом.

Система обратной связи характеризует степень открытости выражения эмоции успеха либо неудачи.

В качестве основания классификации жизненных стратегий Р. Пехунен предлагает рассматривать способ, которым личность разрешает возникающие жизненные конфликты между требованиями и возможностями социальной среды и привычным образом жизни личности . Исходя из вышесказанного, Пехунен выделяет две общие разновидности жизненных стратегий: на этапе обнаружения конфликта и на этапе его преодоления.

В стадии обнаружения конфликта личность, по мнению автора, способна проявлять защитные стратегии двух подтипов: консерватизм и избегание. Суть консервативной стратегии заключается в стремлении личности сохранять привычный образ жизни, не обращая внимания на изменившиеся внешние условия. Консервативная жизненная стратегия обладает нежеланием и неспособностью изменяться в новых условиях жизнедеятельности, четкой и ригидной иерархией жизненных целей, пунктуальностью выполнения повседневных занятий, ограниченностью жизненных интересов.

Стратегия избегания проявляется либо в усилении активности личности в менее конфликтных сферах (активное избегание), либо в изоляции (пассивное избегание). Для личности с такой стратегией свойственно восприятие будущего как угрозы и неизвестности, что приводит к непостоянству жизненных целей, не учитывающих реальных возможностей личности. Во временной перспективе наблюдается преобладание настоящего с ориентацией на удовлетворение собственных потребностей. Эмоциональная сфера характеризуется преобладанием депрессивности и тревожности.

После того, как личность обнаружила жизненный конфликт, считает Пехунен, она способна демонстрировать одну из трех подтипов жизненных стратегий, характеризующих поведение личности в сложной жизненной ситуации:

Ø Стратегию отказа;

Ø Стратегию приспособления;

Ø Стратегию развития.

Стратегия отказа проявляется в том случае, когда жизненные трудности воспринимаются личностью в качестве неразрешимых, что приводит к прекращению борьбы с ними. На субъективном уровне данная стратегия проявляется в наличии чувства беспомощности, которое отражается на картине жизненного пути в целом в виде сужения социальных контактов человека и сфер деятельности. Для личности, проявляющей жизненную стратегию отказа, характерно восприятие жизни в виде многочисленных жизненных неудач, негативное восприятие будущего, что приводит к отсутствию его планирования. В жизненной перспективе наблюдаются преобладание настоящего, эгоцентрический характер жизненных целей, ограничивающихся необходимостью выживания. Такая личность постоянно нуждается во внешней помощи, проявляя консерватизм в плане выбранных способов действия. Возможна постепенная потеря интереса к прошлому, прекращение активного поиска социальных контактов.

В случае наличия приспособительной стратегии личность принимает изменившиеся жизненные ситуации, вследствие чего стремится изменить свой образ жизни и саму себя. Пехунен выделяет три разновидности возможного приспособления: пассивное, активное и в виде адаптивного самоограничения. Если человек придерживается стратегии пассивного приспособления, то возникшие жизненные трудности воспринимаются им как должное и необратимое. В итоге ответственность за собственную жизнь такая личность возлагает на внешние инстанции. В случае стратегии пассивного приспособления жизни личность находится под контролем внешних сил (подчинение власти, религии, обществу, воле других, полагаясь на обстоятельства). Жизненная перспектива ограничена настоящим с отсутствием четкой иерархии целей. Социальные контакты ограничены поиском поддержки, подчинением. Возможна определенная неудовлетворенность текущего положения дел.

Личность же с активным приспособлением способна изменить собственное отношение к своим занятиям и выработать новые способы поведения и деятельности при ограничениях, задаваемых сложившейся ситуацией. Активное приспособление характеризуется наличием жизненной перспективы, обладающей широким потенциалом возможностей в будущем. В настоящем проявляется поиск новых возможностей, построение планов их реализации. Жизнь подчинена собственным, иерархически выстроенным целям при наличии разнообразного арсенала средств, позволяющего легкое приспособление к меняющимся жизненным ситуациям. Социальные контакты и занятия характеризуются широтой с присутствием особо значимой сферы.

В случае адаптивного самоограничения личность выполняет только те занятия, которые являются привычными, не осваивая новые, учитывая изменившиеся условия. Жизненная перспектива включает несколько жизненных целей, в которых не выделяется доминирующая. Жизненные цели основаны на целях общества. Такая личность удовлетворена настоящим, проявляя стремление поддержания привычного образа жизни, используя в деятельности общепринятые способы. Социальные контакты ограничены.

Стратегия развития представляет собой преодоление жизненного конфликта, проявляющееся в поиске и овладении новых жизненных сфер деятельности.

К.А. Абульханова-Славская в одной из своих работ подробно рассматривает вопрос типологии жизненных событий. Автор отмечает, что принципиальной стороной жизненной стратегии является вопрос соотнесения типа личности со способом жизни, в связи с чем выделяются два критерия жизненных стратегий – внутренний и внешний. К внутреннему критерию относится степень активности личности в построении собственной жизни. Внешним критерием выделения жизненных стратегий являются объективные требования социальной реальности. Активность – ведущий параметр, пронизывающий все сферы жизни человека. Она проявляется как «способность к оптимальному балансу между желаемым и необходимым» . Исходя из этого, все жизненные стратегии делятся на два общих типа - активные и пассивные. Кроме того, Абульханова выделяет две формы активности: инициативу и ответственность. Их соотношение может быть оптимальным либо неоптимальным. Активные стратегии могут быть с преобладанием инициативы либо с преобладанием ответственности.

Преобладание инициативы в жизненной стратегии приводит к тому, что человек находится в состоянии постоянного поиска, неудовлетворенности достигнутым. Состояние удовлетворения может возникать не на конечном этапе деятельности, а в процессе нее, когда присутствует новизна и осознание огромного количества возможностей. Проявляя активность, такая личность ориентируется в основном только на желательное, а не на возможное. При столкновении с реальностью, которая часто отличается от воображаемого, в данном случае проявляется неспособность самостоятельно обозначить цели, средства и этапы выхода из сложившейся ситуации, обозначить зависящее и независящее от личности. Внешние показатели жизненного пути могут ограничиваться небольшим набором жизненных событий, но на субъективном уровне жизнь воспринимается весьма насыщенной, так как «такой человек постоянно создает противоречия» . Таким образом, инициативная жизненная стратегия характеризуется постоянным расширением круга жизненных занятий, наличием личностной перспективы, проявляющейся в построении большого количества многоступенчатых жизненных планов, постоянным поиском новых жизненных условий.

По способу жизненного самовыражения можно выделить подтипы жизненных стратегий инициативных людей. У одних способ жизненного самовыражения заключается в самоотдаче и саморастрате. Такие люди активно «вовлекают многих людей в круг своих творческих поисков, берут на себя ответственность не только за их научную, но и за личную судьбу» . У других инициатива ограничивается «благими и добрыми намерениями», которые практически никогда не воплощаются в реальность. Степень активности определяется характером притязаний личности и особенностями связи с ответственностью. Внешне жизненный путь такой личности состоит из большого количества событий, которые проявляются только во внешней смене прежнего образа жизни, т.е. в данном случае наблюдается тенденция к внешней динамичности жизни.

В том случае, когда в жизненной стратегии личности проявляется преобладание ответственности, личность «всегда стремится создать себе необходимые условия, заранее предусмотреть, что нужно для достижения цели, подготовиться к преодолению трудностей» .

По мнению автора, ответственность может быть различного вида , что приводит к развитию разнообразных жизненных стратегий. Для исполнительного типа характерна низкая способность самовыражения, неуверенность в собственных силах, ориентация на поддержку окружающих, подчиненность внешнему контролю, боязнь перемен, желание сохранить привычный ход и устой жизни, отсутствие собственного жизненного пространства.

Самопожертвующий (зависимый) тип находит самовыражение в выполнении «долга», что приводит к удовлетворенности. В результате зависимости от окружающих происходит постоянная утрата собственного «Я». Прекращение ответных чувств со стороны окружающих расценивается в качестве жизненного краха.

Консервативный тип имеет детально выделенные этапы жизни, отсутствие дальних перспектив. Такая личность удовлетворена привычным ходом жизни, одна мысль о возможных переменах является пугающей. В процессе жизнедеятельности чаще наблюдается отказ от собственных интересов, желание выполнять чужие требования.

Одинокий тип характеризуется разнообразием жизненного пути в результате реализации ответственности в различных ролях. Превалирующей является установка на возможность выживания только в одиночестве.

В качестве оптимальной жизненной стратегии Абульханова называет такую, при которой человек соотносит свои возможности с жизненными задачами, при этом постоянно развивая свой потенциал. Человек устанавливает соответствие своих жизненных интересов и условий жизни на основе критериев, избираемых им самим или получаемых извне .

Кроме активных, Абульханова признает наличие различных разновидностей пассивных жизненных стратегий. Основной является стратегия психического ухода, внутри которой выделяется стратегия надежды и стратегия жизненного тупика. При преобладании стратегии надежды проявляется уход от определенного жизненного противоречия в другую область. При этом человек признает свою неспособность найти выход из сложившейся ситуации, имея новые перспективы в других областях. В ситуации же внутреннего тупика личность не видит ни одной альтернативы для продолжения реальной жизни.

На наш взгляд, для выделения основных параметров жизненных стратегий необходимо использовать три системы планирования деятельности – притязания, саморегуляцию и удовлетворенность, предложенные Абульхановой-Славской. Притязания определяют контуры жизнедеятельности, ее пределы, внутренние и внешние опоры. Они дифференцируют жизненное пространство, обусловливая то, что будет делать сам субъект, и то, что он относит к внешним условиям, ожидая результаты от окружающих либо от складывающихся обстоятельств. После дифференциации жизненного пространства включается система саморегуляции, т.е. система средств и способов достижения поставленных целей, а также возможности преодоления жизненных трудностей. В характеристике данной системы важно обращать внимание на меру затрачиваемых усилий, настойчивость, уверенность, точность критериев достижения, деление жизненного пространства на зависящее и независящее от личности. Основным критерием является опора личности при достижении результата – либо на себя самого, либо на окружающих. Кроме этого, важно обозначить, насколько разнообразен и гибок арсенал средств личности, ее поведение в ситуации неодобрения. Под удовлетворенностью Абульханова понимает «форму обратной связи личности со способами ее объективации в жизни (достижениями личности, оценками окружающих и т.д.)» .

Подводя итог описанию вопроса жизненной стратегии, выделим наиболее значимые, на наш взгляд, ее структурные компоненты и параметры:

· Наличие представлений о прошлом, настоящем и будущем;

· Целостность/разобщенность жизненного пути;

· Наличие/отсутствие смысла жизни;

· Наличие/отсутствие средств и способов достижения поставленных жизненных целей;

· Необходимость внешней поддержки при постановке целей и преодолении трудностей;

· Степень осознаннности собственной жизни;

· Способность к самопознанию и жизненной рефлексии;

· Степень реализации жизненных планов;

· Жизненная удовлетворенность/неудовлетворенность.

_____________________

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М., 2000.

2. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Общ. ред. Е.В. Шорохова. М., 1987.

3.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

4.Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е В. Шорохова. М., 1987.