Составляющие конструктивного взаимодействия в педагогике. Большая энциклопедия нефти и газа

Оборудование: компьютер с проектором (для демонстрация презентаций), мяч, диагностический материал, чистые листы для педагогов, материал для групп (карточки с вопросами), шаблоны сердец (для каждого участника), картинки: «Дерево яблони», «Корзина», «Гусеница», каждому участнику раздаются 3 карточки с яблоками разных цветов: красного, зеленого, желтого (для каждого участника по три), листы анкетирования.

1. Актуализация внимания. Презентация «Интервью с богом»(Приложение 1 ).

2. Установка на работу. Психотехническое упражнение «Комплимент».

Участники садятся по кругу. Ведущий берет мяч и бросает одному из участников, говоря комплимент. Получивший мяч выбирает любого в круге и говорит свой комплимент любому из круга участнику. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого участника. Комплимент должен быть коротким, лучше – в одно слово.

3. Слова ведущего (вступление) (Приложение 2 ):

– Сегодня мы вспомним основы психологии общения. Цель встречи заключается в том, чтобы мы умели правильно оценивать ту или иную ситуацию, умели уступать друг другу и находить мудрые решения.
– Наша миссия воспитывать учащихся своим примером в доброжелательной обстановке.
– Истинная культура общения означает взгляд на партнера не как на объект своего влияния, а как на равноправного участника обмена информацией. Педагогическое общение находит свое выражение в умениях передавать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с коллегами и родителями, в искусстве взаимодействия партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
– Рефлексия – способность выйти мысленно из ситуации и посмотреть на нее со стороны, на чувства, мысли. Рефлексируем мы собственную деятельность, а в рефлексии деятельности другого человека не переходим на личность. Рефлексировать можно, для того чтобы выявить противоречия в общение.
– Мы должны принимать людей, какие они есть т.к. у каждого из нас свои жизненные нормы.

4. Теория: «Из жизни наших Я»

Мы выделим некоторые открытия “из жизни наших Я”:

– Они изолированы друг от друга, т.е. в обычных условиях мы не допускаем встречи наших Я. Наши части включаются попеременно, и нередко часть, которой хочется приключений и находит их, но расплачивается за это другая наша часть.

– Если какая-то наша часть резко выделяется (доминирует), то это говорит о том, что противоположная ей часть так же сильно в нас развита, но вытеснена. Если мы являемся застенчивыми, то внутри нас сидит настоящий нахал. В один прекрасный день он себя обнаружит. Возвысившийся раб становится еще более властным господином. Иванушка-дурачок оказывается всех умнее – этих примеров множество.

– Те части, которых мы не признаем в себе и не считаем своими, очень хорошо замечаются в других, а чаще просто им приписываются. Человеку с подавленной агрессией другие люди видятся очень грозными. Люди, которые нас сильно раздражают, имеют общие с нами проблемы.

– В виду отсутствия контакта между нашими частями они ничего не знают друг о друге. Поэтому работают так, что называется “вразнобой”, а иногда прямо противоположно друг другу. Скованный человек, это тот, у которого части его Я упорно враждуют друг с другом. Вся энергия такого человека уходит лишь на то, чтобы сдерживать их. Секрет же естественности и обаяния – в согласованной работе наших частей. Я говорю “люблю” и текстом, и тоном, и движением. Чаще же бывает иначе. Слова говорят одно, интонация – другое, жесты – третье.

Если говорить о познании себя, то это, скорее расширение зоны принятия себя в целостную систему. Познав и приняв себя, полюбив себя человек, будет действительно хозяином себе, где каждой своей части он найдет применение, где ни одно из наших Я не будет отбрасываться как вредное, бесполезное или опасное.

5. Проведение диагностики «Конструктивное взаимодействие»

– Попытаемся разобраться в том, как отношение человека к окружающим влияет на его способность к конструктивному взаимодействию с ним. Выполним небольшой тест. Вам необходимо оценивать предлагаемые утверждения по 10-балльной шкале. Если это утверждение максимально верно для вас – 10 баллов, если нет – 0 баллов.

Список утверждений.

1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне нравиться быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15. Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей.
16. Я – увлекающий человек.
17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Обработка результатов.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – Д «дитя»
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – В «взрослый»
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 – Р «родитель».

6. Трансактный анализ

Трансакция – единица акта общения, в течение которой собеседники, находятся в одном из трех состояний «я», обмениваются парой реплик. Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем себе и собеседнику одно из трех возможных состояний нашего «я»: состояние родителя, взрослого или дитя. Наша личность триедина.

Характеристики состояний (позиций):

Р – родитель: контролирует, дает установки, что можно, нельзя, хорошо, плохо, оценочные суждения, поза буквы «Ф». Назидательный, самоуверенно-агрессивный, «надо», учит, направляет, осуждает. Опекает. Например, кто-либо в данной позиции сегодня сказал: на семинар надо идти и я пойду.

В – взрослый: это деятель, субъект, его слова – так разумнее, рациональнее, надо донести зарплату до дома. Осознанная цель. Выстраивает действия. Рациональный, корректный, сдержанный, «хочу, потому это надо», трезво оценивает, логически мыслит, владеет собой. Общение сильным языком (не на эмоциях, точная передача информации без преувеличений). Например, сегодня кто-либо в данной позиции сказал: я пойду на семинар, потому что надо. Тема не интересна, но нельзя не пойти.

Д – дитя: это чувства, эмоции, желания, счастья, любовь, ненависть, творчество, энергетическое начало, капризы. Эмоциональный, неуверенный, подчиняемый, «хочу», капризничает, упрямится, творит, протестует. Общение слабым языком (передача информации с чувствами и приукрашиванием). Например, сегодня кто-либо в данной позиции сказал: а давай не пойдем на семинар.

Одна из этих позиций может быть гипертрофирована (более развита), что может привести к различным последствиям:

Р – заканчивает в больнице или тюрьме.
В – рядом с ним «холодно».
Д – желание на уровне капризов, манипулирует другими.

Человек, говоря первую фразу, задает тон разговора: неволь выбирает себе и собеседнику подходящее состояние «я».

Деловое общение должно происходить на уровне В-В.
Трансакции могут быть параллельными и перекрещивающиеся.

Параллельные трансакции

Р-Р – сплетни;
1. – 9 в класс совсем не управляемый, ничего не учит;
2. – на моем уроке они тоже расслабились и ничего не хотят делать.

В-В
1. – который час; 2. – 11.00.

Д-Д
1. – а не сбежать ли нам с семинара;
2. – давайте сбежим.

Р-Д
1. – где твой дневник;
2. – дома забыл.
Когда дети полностью подчиняются и постоянно находятся в позиции Д, а к нему в позиции взрослого обращаются. Постепенно это рабско-тираническое отношение перерастает в то, что раб хочет быть тиранам, становиться еще более жестким тираном.

В-В – почему мне «3»
Р-Д – что заслужил, то и поставила.

Скрытые трансакции

Муж обращается к своей жене из позиции В в позицию В и дарит на 8 марта кулинарную книгу рецептов. Жена думает из позиции Д в позицию В по отношению к своему мужу «я плохо готовлю пищу» (скрытый смысл).
Трансактный анализ общения позволят овладеть тонкостями делового общения В-В: более точно улавливать скрытый смысл сказанного, становиться инициатором общения, избегать тактических и стратегических ошибок контакта. Эти три «я» сопровождают нас всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во «взрослое» состояние, что, собственно, и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста. Умение говорить сильным, а не слабым языком.

7. Интерпретация результатов диагностики

Давайте рассмотрим результаты теста. Расположите соответствующие символы (Д, В, Р) в порядке убывания их значений. Что у вас получилось?

ВДР – Вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

ВРД – Вы обладаете развитым чувством ответственности, склонны к назиданию и поучениям.

РВД – Такое сочетание способно осложнить жизнь ее обладателю. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем, не сомневаясь и не заботясь о последствиях.

Д во главе приоритетной формулы – вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь тогда, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то значит, пора взять свои эмоции под контроль.

Теперь каждый имеет представление о том, насколько у него развиты навыки эффективного (конструктивного) взаимодействия. Возможно, они зависят от особенностей вашего отношения к окружающим?

8. Рассказать притчу о молодом человеке

Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10 и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.

– Наша работа – работа педагога – требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому мы должны учиться способам правильного, эффективного общения, развивать в себе умение оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения, знать принципы и методы общения.

– Вот перед вами мысли великих людей. Например, изречения Л. Н. Толстого: “Слово – есть поступок”, “Лишь любовью к детям и истинным общением с детской душой возможно создать счастливое человечество”. Или же вот Шефнера: “Слово может убить, слово может спасти, слово может полки за собой вести”.

– Еще есть такая притча о слове.

Однажды к богатому и знатному греческому купцу на пир пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину: “Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть он принесет нам самое прекрасное, что есть на свете”.
Хозяин послал Эзопа. Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, и там лежит язык. Эзоп, ты же принес язык!”– удивились гости. “А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви. Языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово “свобода”– говорит Эзоп.
Через некоторое время гости просят хозяина, чтобы его находчивый раб принес самое ужасное. Вновь Эзоп принес язык. “А разве это не самое ужасное?”– спрашивает он. “Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово “раб”.

9. Работа в группах по закреплению изученного материала

Моделирование и обыгрывание ситуации (Приложение 3 ).

– Необходимо ответить на предложенные вопросы или суждения каждой группе с одной из позиций В (взрослого), Р (родителя), Д (дитя):

– Я сегодня забыл дома свой дневник. (Примерные варианты ответов: В – постарайся в следующий раз не забывать его. Р – о чем ты думал когда собирался в школу. Д – где хочешь там и бери его.).

– Мне не интересен ваш предмет. (Примерные варианты ответов: В – в жизни все пригодится. Р – тебе нужно его изучать потому что он находится в перечне обязательных предметов, я не спрашиваю о твоем интересе к моему предмету, учи для аттестата. Д – ну и не учи его.).

– Вы не имеет права ставить мне «2» за поведение в столовой. (Примерные варианты ответов: В – я не должна была ставить тебе «2», но твое поведение меня разозлило. Р – мне лучше знать на, что я имею право, не качай права вспомни про свои обязанности, не только «2» поставлю, еще и выгоню в следующий раз и останешься без обеда. Д – что хочу то и ставлю.).

– Я не буду дежурить по классу, потому что не хочу. (Примерные варианты ответов: В – все одноклассники дежурят так как это обязанности школьников. Р – ты будешь дежурить потому что так нужно. Д – попробуй не дежурить.).

– Вы не любите моего ребенка, потому что ставите ему всегда двойки за домашние работы. (Примерные варианты ответов: В – «2» я ставлю только за отсутствие домашних работ, а у вашего сына они бывают редко. Р – вы должны контролировать учебу вашего ребенка и проверять наличие его домашних работ, Д – ставил «2» и буду ставить.).

10. Заключение. Специальная технология общения

Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали. Конфликт – тот же порох. Он вспыхнет или от слова, или от единственного поступка. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт – обеспечить высокую культуру общения.

Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрируют известные психологи. (Д. Карнеги).

  1. Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
  2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
  3. Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
  4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни.
  5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
  6. Чаще обнимайте, целуйте и оказывайте внимание своим близким.

Существует теория “поглаживаний” Эрика Берна. В 1945 году Рене Шпиц наблюдая за детьми из Дома ребенка заметил: несмотря на хороший уход, они отставали в физическом и эмоциональном развитии от тех детей, которых воспитывали родители или близкие родственники. Шпиц сделал вывод, что детям-сиротам не хватает ласки и похвал. На основе этого и других, подобных ему исследований Берн и разработал теорию “поглаживаний”. Слово “поглаживание” отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами признания, или “поглаживаниями”. Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили и это доставляет нам радость.

Для того чтобы постоянно поддерживать самооценку или чувство самоценности , необходимо:
1. Делиться своими чувствами.
2. Конструктивно разрешать конфликты.
3. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
4. Обниматься не менее 4-х, а лучше 8 раз в день.

11. Игра «Тайный друг»

На выданных сердцах написать свое имя и отчество. Затем ведущий собирает сердца, перемешивает их и снова раздает участникам игры (участники выбирают любое сердце не видя, кто его хозяин).

Задание: Каждый участник должен написать пожелание, тому человеку чье имя написано на данном сердце. Затем ведущий собирает и по очереди раздает эти сердца. Кто получил свое сердце, должен предположить автора пожеланий.

12. Рефлексия семинара

Ведущий благодарит всех за плодотворную работу и предлагает выразить мнение о семинаре. Насколько было интересно и полезно, есть ли необходимость продолжать работать по этой теме, а может быть разговор был не продуктивным и бесполезным.

Методика для проведения рефлексии «Яблоня»

На доску вывешиваются картины: «Дерево яблони», «Корзина», «Гусеница». Каждому участнику раздаются яблоки трех цветов: красного, зеленого, желтого. Необходимо выразить свои ощущения, написав их на яблоках:

на красных – «то, что положу в корзину и возьму с собой»;
на зеленых – «то, что будет висеть на дереве, осталось непонятым…»
на желтых – «то, что отдам гусенице, т. к. было не очень…»

Используемая литература :

  1. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. Авт.-сост. М.Ю, Савченко. – М.: «Вако», 2006. – (Педагогика. Психология. Управление).
  2. За пределами игр и сценариев / Э. Бер.; пер. с англ. Ю.И. Герасимчик. – Мн.: «Попурри», 2007.
  3. Психологические тесты (для деловых людей)/Авт.-сост. Н.А. Литвинцева. – М., 1994.
  4. ИНТЕРНЕТ ресурсы: «Интервью с богом».
  5. Лекции педагога-психолога «Минусинского педагогического колледжа им. А.С. Пушкина» «Эффективное взаимодействие педагога с родителями» Толченицыной И.В.
  6. Лекции педагога-психолога Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования «Психология делового общения» Шемберг Е.Н..

    - (ГЧП) совокупность форм средне и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Содержание 1 История 2 Понятие государственно частного партнёрства … Википедия

    Государственно частное партнёрство (ГЧП) совокупность форм средне и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Содержание 1 История 2 Понятие государственно частного… … Википедия

    ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - (Great Britain) Общие сведения Официальное название Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (англ. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). Расположена у северо западного побережья континентальной Европы. Площадь… … Энциклопедия стран мира

    ОППОЗИЦИОНАРНОСТЬ - это целенаправленная активность субъектов политики, которая направлена на выражение и достижение целей и задач, обусловленных определенным неприятием ими официальной направленности, порядка и уклада социально политической и экономической… … Политическая психология. Словарь-справочник

    - (1927 1994) Белорус. сов. прозаик и ученый литературовед, более известный произв. др. жанров (воен. прозы, публицистики). Род. в с. Конюхи (Копыльского р на Минской обл.ныне Беларусь), во время войны был в подполье, рядовым в партизанском отряде …

    Бывший заместитель председателя Моссовета; родился в 1947 г. в г. Риге; окончил Латвийский государственный университет в 1970 г., Военно политическую академию им. Ленина в 1979 г., кандидат философских наук, доцент; с 1970 г. по 1980 г.… … Большая биографическая энциклопедия

    Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого (1993 1995), второго (1995 1999) и третьего (с декабря 1999 г.) созывов, заместитель председателя Государственной Думы третьего созыва, член депутатской группы "Регионы… … Большая биографическая энциклопедия

    Народный депутат СССР (1989 1991), участвовал в деятельности Межрегиональной депутатской группы, группы "Союз", депутатской группы коммунистов, группы "Конструктивное взаимодействие"; родился в 1938 г.; в 1991 г. был… … Большая биографическая энциклопедия

    Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва (1993 1995), являлся членом депутатской группы "Новая региональная политика", членом Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике; родился 24… … Большая биографическая энциклопедия

    - (04.10.1924 15.05.2001) спец. в обл. политол., социол. и права; д р юрид. наук. Род. в Баку. Участник Великой Отеч. войны. Окончил юрид. ф т Азерб. гос. ун та (1949), асп. Ин та права АН СССР (1952). Работал зав. редакцией в Политиздате (1952… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Московский городской суд в системе органов государственной власти РФ. История и современность , Егорова Ольга Александровна, Пчелинцева Людмила Михайловна, Серков Петр Павлович. В данном научном издании публикуются доклады участников четвертой межрегиональной научно-практической конференции, организованной и проведенной Московским городским судом и…
  • Эффективные формы и приемы работы с семьей. Родительские собрания. ФГОС , Матушкина Светлана Евариевна. В пособии представлены разнообразные формы, методы, приемы работы с семьей и сценарии родительских собраний, актуализирующие проблемы родительской компетентности, направленные на…

Приемы конструктивного взаимодействия необходимы любому современному человеку. Наиболее важны такие способности тем, кто вынужден работать с людьми. Так, основы конструктивного взаимодействия обязательно преподают в курсе подготовки психологов, преподавателей, депутатов. Впрочем, не будет лишним иметь представление об этой сфере простым обывателям. Не секрет, что виды конструктивного взаимодействия помогут родителям наладить диалог с ребенком, даже если речь идет о проблемном периоде подросткового возраста. Не менее важны такие навыки и для остальных людей, заинтересованных в реализации в социуме.

Успех в жизни: навыки помогут

Действительно многого в реальности может получить тот, кто располагает специальными умениями. Это позволяет манипулировать обществом и поворачивать любую ситуацию в свою пользу. Зная механизмы конструктивного взаимодействия, можно составить для себя программу поведения с разными людьми, и ее результат будет полезен для обеих сторон диалога. В то же время психологи обращают внимание: угрюмые, малообщительные, не способные к продуктивной коммуникации участники социума будут сталкиваться с серьёзными сложностями в самых разных сферах жизни.

Если в попытках взаимодействия с окружающими у человека отсутствуют признаки конструктивного взаимодействия, это будет вызывать отторжение социума. Создание результативного диалога становится не просто сомнительным, но иногда и вовсе невозможным. В таких условиях успехи и в личной жизни, и в карьере представляются маловероятными. Для изменения динамики ситуации необходима детальная, продуманная организация конструктивного взаимодействия.

Социальный диалог - это тоже искусство

Общение - это не просто навык, данный всякому от природы. Психологи обращают внимание, что это искусство, которому приходится учиться всю жизнь. В силу характера, особенностей личности кому-то оно дается проще, а вот другим с ним ладить намного сложнее. Применяя правила, на которых зиждется конструктивное взаимодействие в обществе, зная психологический контекст, подтекст, инструментарий влияния на взаимодействие между участниками социума, можно добиться успеха. Зачастую всестороннее развитие личности предполагает условия конструктивного взаимодействия, но при отсутствии таковых человек, понимающий суть отношений, может приложить усилия для формирования подходящей среды.

Личность, психика, особенно в детском возрасте, во многом формируются взаимоотношениями с самыми близкими людьми. В будущем это будет регламентировать отношения с иными участниками общества. Психологи обращают внимание: детям свойственны очень сильные эмоции, которые с возрастом ослабевают, становятся приглушенными, и поведенческие аспекты проявляются более ярко. Способы конструктивного взаимодействия предполагают корректировку эмоционального развития ребёнка таким образом, чтобы становление личности было максимально полноценным. В период детства важно заложить концепцию «Я», которой будет подчинена вся будущая жизнь. На помощь приходят способы конструктивного взаимодействия.

Общение: важный аспект для любой личности

Необходимо понимать, что конструктивное взаимодействие - это категория, четко связанная с особенностями социального взаимодействия людей. При этом учитывают, что общение имеет много планов, развивается, устанавливается различными механизмами. Предполагается, что участники социума обмениваются данными и формируют стратегию действий, понимают друг друга. Таким подходом создается база для конструктивного взаимодействия. Это важно с точки зрения результата, так как только при выработке совместной корректной стратегии можно решить какую-либо сложную задачу, требующую координации усилий.

С точки зрения образовательного процесса конструктивное взаимодействие - это комплекс мер, включающий в себя подготовительный этап, непосредственно наставничество, а также определённые манипулятивные методики внушения информации, убеждения. От ученика в рамках такого взаимодействия требуется повторение, подражание, готовность содействия. В то же время конструктивное взаимодействие - это явление, которое может включать в себя противодействие как дополнительный, побочный элемент или как один из базовых инструментов формирования личности.

Образование и взаимодействие

В настоящее время образовательный процесс во всем мире (и в нашей стране тоже) претерпевает изменения, контролируемые принципами гуманизма. На основании этого сильно меняются отношения, допустимые между преподавателями, учениками. Обе стороны в равной степени должны участвовать в процессе общения, в этом суть конструктивного взаимодействия. Нельзя применять методики влияния на одну из сторон, которые бы разрушали личность, воздействовали на поведение, сознание.

Гуманистический подход обязывает принимать и взрослых, и детей такими, какие они есть. Пример конструктивного взаимодействия - совместное обучение, в ходе которого уникальное восприятие каждой из сторон сохраняется в полной мере. В то же время нужно контролировать, чтобы развитие личности продвигалось в положительном направлении. Старшие не имеют права оценивать личность, это доступно лишь применительно к конкретным действиям. Важно учитывать интересы обеих сторон взаимодействия, в том числе анализировать перспективы. Общение, построенное с учетом этих аспектов, на все будущее молодого поколения заложит основы корректного социального взаимодействия.

Без взаимодействия - никуда

Развитие, обучение, совершенствование совершенно невозможны без социального взаимодействия. В то же время принято выделять не только конструктивные методики, но и ряд других. Некоторые из них допустимы, другие строго запрещены, а применение их - ошибочно и должно пресекаться сразу же.

Примеры конструктивного взаимодействия - это такие отношения, которые обеспечивают развитие личности, причем комплексное и всестороннее. В результате ребенок становится целостным человеком, который без труда адаптируется в социуме. Хороший пример - это стимуляция чувства удивления у участников ситуации. Провоцируя собеседника повести себя так, как было бы полезно, взаимовыгодно для обеих сторон, человек может попытаться вызвать у него удивление нестандартной подачей ситуации. Также можно прибегнуть к внешним, дополнительным средствам, в том числе к общению с иными персонами, чтобы вызвать удивление и тем самым простимулировать конструктивное взаимодействие в рамках сложившейся ситуации. Что примечательно, такой подход дает положительный результат даже в случае, когда характер ситуации в целом - негативный.

А что еще есть?

Кроме конструктивного, принято говорить о деструктивном, реструктивном, рестриктивном социальном взаимодействии. Каждый из перечисленных типов имеет ряд специфических особенностей.

Деструктивный - это такой метод взаимодействия, который предполагает некоторое разрушение. Прибегая к нему, нужно быть готовым к дестабилизации взаимосвязей между участниками общения. Система, в которую вписаны взаимодействующие люди, может рухнуть. Если предполагается, что один участник диалога обучает чему-то другого (преподаватель, родитель), применение деструктивных методик может привести к искажению информации и полной неэффективности процесса совершенствования личности.

Рестриктивное взаимодействие между участниками социума - это такой ограничивающий вид отношений, в рамках которого одна из сторон диалога контролирует другую, не обращая внимания на целостную картину. Развитие ситуации может пойти по положительному сценарию, но гарантий нет. Реструктивное взаимодействие подразумевает поддержку. Если некое взаимодействие между участниками общества позволило добиться определённого успеха, использование таких механизмов взаимоотношений позволяет сохранить успех.

Одного без другого не существует

Общение, социальное взаимодействие - очень сложный процесс. Нельзя сформировать диалог между двумя людьми, подчинив его только принципам конструктивного взаимодействия и полностью обойдя другие аспекты. Основная задача обеих сторон - приложить усилия к тому, чтобы конструктивный как наиболее продуктивный метод доминировал, в этом случае результат будет выгодным для всех заинтересованных сторон.

Единство методик налаживания контакта вынуждает очень аккуратно относиться к активизации познавательной деятельности. Безусловно, наиболее важно это, когда речь идет о развитии младшего поколения. Воспитательный, обучающий процесс должен строиться на использовании конструктивных подходов как единственно верных. Это позволяет контролировать не только эмоциональность, но и познавательную активность. При правильном подходе конструктивные методики позволяют эффективно подготовить ребенка к тому, что в жизни могут быть неудачи. Одновременно с этим конструктивный подход позволяет закрепить механизмы регулировки поведения, учитывающие как осмысленность поступков, так и личностные аспекты участников ситуации.

Профессиональный подход

Как отмечают специалисты, в последние несколько лет особенно актуальной стала проблема изменения профессионального подхода к взаимодействию между обучающими и обучаемыми. Это выражено и на уровне работников воспитательных детских учреждений, и образовательных - от школ до университетов. Перед методистами стоит задача проработки методологии, теории, которая сделала бы возможным и общепринятым конструктивное взаимодействие. Очень важно это и в случае, когда речь идет о специальном профессиональном образовании.

Взаимодействие, в том числе в области специального образования, между обучающимся и обучающим - это междисциплинарная сложность. Чтобы максимально реализовать потенциал ученика, а также возможности преподавателя, необходимо подходить к образовательному процессу комплексно, объединяя усилия с другими специалистами, преподающими смежные дисциплины.

Идея совместной работы

Когда речь идет об образовательном процессе, необходимость конструктивного взаимодействия возникает не только между учителем и учеником, но и внутри коллектива преподавателей. При этом идея заключается в согласовании преследуемых разными специалистами целей, а также способов, средств. Необходимо понимать, что действительно конструктивный подход предполагает учет задач, значимых для каждой участвующей в процессе личности. Это помогает не только развивать каждого участника процесса, но и совершенствовать группу как социальную единицу, организм, работающий системно.

Конструктивное взаимодействие при детальном рассмотрении выглядит довольно противоречивой задачей. Это обусловлено тем, что крайне сложно согласовать цели разных социальных элементов, участников одной группы. Кроме того, редко можно наблюдать, что внутри группы применяются действительно оптимальные способы, средства, а стороны, вступающие в контакт, занимают действительно продуктивные позиции. Все это напрямую сказывается на результате. Продуктивность рабочего процесса падает, группа, отдельные личности, ее формирующие, не могут развиваться на весь доступный потенциал.

Конструктив и деструктив

Нередко при попытке сформировать конструктивное сотрудничество участники рабочего процесса приходят к ровно противоположному. Это обусловлено нехваткой навыков и умений, так как в настоящее время большинство воспитателей, преподавателей не имеют качественной теоретической базы по формированию корректной группы и отношений внутри нее. Заметить деструктивное взаимодействие можно, когда отмечается, что один участник не готов принимать и признавать важные для другого цели, способы. Одновременно с этим отрицаются позиции. Это приводит к тому, что вместо решения проблемы и задачи лишь формируются дополнительные отрицательные связи между членами группы, что предсказуемым образом не дает эффективного итога.

Если рабочий процесс выстраивается с учетом принципов гуманизма, можно предотвратить перекос отношений в негативную сторону, в результате чего формируется система связанных между собой предпосылок и последствий, обеспечивающих конструктивное взаимодействие. Для этого на первом месте - оценка личности как значимого, самостоятельного объекта, достойного уважения и внимания. Необходимо признавать право на уникальность всякой особи, включенной в социум. Понимая, что собеседник неповторим, можно учесть это в совместной работе. Одновременно с этим конструктивное взаимодействие предполагает ориентироваться на идеи толерантности, следовательно, все участники отношений должны быть терпимы к другим. Недопустимо предубеждение, которое может сказаться на правильности оценки событий, мнений, людей. Это напрямую влияет на характер взаимоотношений в группе.

Основные принципы взаимодействия

Строя конструктивные рабочие отношения, участники должны учитывать идею конгруэнтности. Интерактивность в таком подходе требует активности всех участников, заинтересованную позицию и согласованность действий для достижения поставленной перед ними общей цели. Участники должны координировать свои возможности, средства, дабы достичь максимального взаимопонимания.

Еще один важный принцип, на основании которого создаются конструктивные отношения, - честность, что некоторые также называют открытой игрой. Этот подход дает возможность регулировать значимость отношений между участниками группы. Впервые идея была рассмотрена в работах Кубертена, который упоминал, что стремление к победе не должно быть оправданием любым поступкам, важно благородное поведение, и дух борьбы главенствует над важностью собственно победы.

Чебыкина Ольга Альбертовна,педагогпсихолог,МКОУ «Лицей №1», член федерации психологов образования России, член Российского психологического общества,аспирант кафедры психологии развития и педагогической психологии факультета коррекционной педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО«Шадринского государственного педагогического института», г.Шадринск[email protected]

Немногоо конструктивном взаимодействии

Аннотация.В статье рассматривается теоретическая часть проблемы конструктивного взаимодействия. Конструктивное взаимодействие проявляется в личностных сферах: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, психической. Выделено три признака конструктивного взаимодействия:целенаправленность и мотивированность, согласованность и организованность, целостность и структурированность. Конструктивное взаимодействие проходит три этапа развития: осознание цели; теоретического решения задачи вступления во взаимодействие и разработки его плана; анализа и проверки результативности организации этого взаимодействия. Выделили в структуре конструктивного взаимодействия четыре компонента и их показатели: когнитивнокоммуникативный компонент коммуникативные умения, навыки; ценностномотивационный компонент–представление о ценностях и мотивах; аффективно –волевой; рефлексивный компонент –способность к самоанализу для достижения положительного конструктивного взаимодействия; деятельностный компонент–поведенческий.Ключевые слова:конструкция, взаимодействие,типы взаимодействия,показатели взаимодействия,конструктивное взаимодействие,проявления конструктивного взаимодействия, структура конструктивного взаимодействия.

Прежде чемприступить к анализу психолого педагогических исследований по проблеме конструктивное взаимодействие, необходимо обратиться к анализу этимологии слова «конструктивный». Оно происходит от латинского constructivus, что означает созидательный, и применяется в европейских языках в его французскойтрактовке constructif. По мнению Н. Е. Яценко,конструктивность деловой, реалистический подход к поискам путей и способов решения проблемы. Проблема взаимодействия стала активно разрабатываться в последние десятилетия учеными в области психологии (А. А. Бодалев,В. А.Петровский, А. У.Хараш).Еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия.Э. Бернвыделил: официальные социальные события; случайные эпизодические встречи; формальные контакты на работе и в быту; асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.).Т. Парсонс считает, что в основе социальной деятельности, лежат межличностные взаимодействия, состоящие из единичных действий. В психологопедагогической литературе нет единого толкования понятия «взаимодействие». Для рассмотрения данного явления существенное значение имеет определение, основанное на организации совместной деятельности. В отечественной психологии фундаментально разрабатываются идеи о влиянии других людей на индивидуальную деятельность человека. В работах А. В.Петровскогоговорится о том, что только в условиях взаимодействия с другими людьми раскрываются индивидуальные возможности человека. «Взаимодействие» напрямую связано с «действием» и «деятельностью»; соответственно методологическую основу исследования составляет теория деятельности (М. Я. Басов, Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский) .По С. Л. Рубинштейнув основе взаимодействия лежит деятельность, раскрывая суть деятельностного подхода, он выделяет существенные особенности деятельности:

её субъектность, т.е. то, что она всегда осуществляется субъектом, точнее субъектами;

её самостоятельность

её неразрывную связь с творчеством.Взаимодействие проявляется в организации совместной деятельности, где важно обменяться информацией и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию. В психологии определение взаимодействие дается через «воздействие»: процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленностъ и связь» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).По мнению А. А. Бодалевапознание и взаимное воздействие людейдруг на друга обязательный элемент любой совместной деятельности.Проанализируем точки зрения различных авторов понятия «взаимодействие».Зацепин В. В.отмечает, взаимодействие процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.Иванкина И. Ю. определяет взаимодействие как координацию действий и операций его участников, согласованность их функциональноролевых позиций, влияющих на успешность конечного результата.С точки зрения Н. Е. Яценко взаимодействие всеобщая форма связи тел и явлений, выражающаяся в их взаимном влиянии друг на друга и изменении.Л. В. Байбородова уточняет, что взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения взаимодействующих явлений, приводящее каждое звено в качественно новое состояние. Согласно М. И. Рожкову и Л. В. Байбородовой«взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками, между педагогами и учащимися, между учителями.Согласно К.А. АбульхановойСлавской взаимодействие основной отличительный признак совместной деятельности; система действий, при которой, действия одного человека или группы лиц обуславливают определенные действия других, а действия последних, в свою очередь, определяют действия первых. По мнению Р. Л. Кричевского (Забелина) взаимодействие единица совместной деятельности, включающая в себя инструментальные и аффективнокоммуникативные компоненты и отмечает, что реализация совместной деятельности предусматривает совместные воздействия на общий предмет труда, воздействия участников друг на друга.Н. И. Шевандрин определяет взаимодействие в широком смысле, как «случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контактдвух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок», и в узком смысле, как «систему взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных».Проанализировав различные трактовки понятия «взаимодействие», автор работы систематизирует их по смысловому содержанию в табл.1.Таблица1Понятие взаимодействие в трактовках различных авторов

личностный контакт «система взаимно обусловленных индивидуальных действийВ. В. Зацепин, 1996 +

И. Ю. Иванкина, 2005

Н. Е. Яценко

Л. В. Байбородова, 2000

К.А. АбульхановаСлавская, 1980

Р. Л. Кричевской, 2007

Н. И. Шевандрин, 1995

Примечание. «+» означаетприсутствие содержания при определении дефиниции понятия «взаимодействие», предложенного автором.

Таким образом, сопоставление взглядов различных авторов на определение сущности взаимодействия позволяет сделать вывод о том, что взаимодействие характеризуется:

процессом воздействия, формой связии развития (В. В. Зацепин,Н. Е. Яценко Л. В. Байбородова);

координацией (И. Ю. Иванкина);

единицей и признаком деятельности (К.А. АбульхановаСлавская,Р. Л. Кричевской);

личностным контактом (Н. И. Шевандрин).Необходимо добавить, взаимодействие составляет сложное единство с категорией «общение». Существует тенденция объяснять общение через взаимодействие. Одной из сторон общения (интерактивной) называет взаимодействие Г. М. Андреева. Интерактивная сторонаобщения это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.В исследованиях А. А. Бодалева, определяя категорию взаимодействия как процесс восприятия и понимания человека человеком и разграничивая понятия деятельности и межличностного взаимодействия.

М. И. Лисинарассматривают взаимодействие как характеристику общения.Сторонники третьегонаправления (Г. М.Андреева, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Обозов) считают, что общение непосредственно обеспечивает взаимодействие.Рассматривая отношения взаимодействия и общения, Б. Ф. Ломов утверждает, что общение выступает как специфическая форма взаимодействия сдругими людьми, как взаимодействие субъектов.С точки зрения Н. Н. Обозова общение специфическая форма взаимодействия, готовность к взаимодействию может реализоваться в поведении субъектов в условиях общения, совместной деятельности.В концепции Г. М. Андреевойвыделяются три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная.Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности.Перцептивная сторона через восприятие и оценку людьми социальных объектов (другихлюдей, самих себя, групп, других социальных общностей).Интерактивная сторона представляет собой взаимодействие людей друг с другом (и воздействие) в процессе межличностных отношений.Отличительной особенностью взаимодействия, по мнению Г. М. Андреевой, служит тот факт, что в ходе организации совместной деятельности для ее участников чрезвычайно важно обменяться не только информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность .Таким образом, существуют различные точки зрения на соотношение общения и взаимодействия: одни ученые рассматривают взаимодействие как составную часть общения (А. В. Петровский и М. Т. Ярошевский), другие раскрывают общение через процесс взаимодействия, считая взаимодействие более широким понятием, чем общение (А. А. Бодалев).На наш взгляд, это связано с тем, что оба понятия в зависимости от контекста рассмотрения могут раскрываться поразному. Общение не только удовлетворяет потребности человека в контактах с другими людьми оно, как и взаимодействие, порождается потребностями в совместной деятельности.Мы разделяем позицию А. А. Леонтьева, согласно которой взаимодействие людей в обществе невозможно без общения, но общение может быть непосредственно включенным в деятельность, оно может ее регулировать, аможет являться только предпосылкой взаимодействия. Иными словами, взаимодействие как предметная деятельность входит в структуру общения.М. И. Рожков и Л. В. Байбородова выделяют типы взаимодействий: по наличию или отсутствию цели деятельности, по степениуправляемости; по типу взаимосвязи; по содержанию деятельности (учебное, трудовое, эстетическое) .К. А. АбульхановаСлавскаявыделяет социально психологические типы взаимодействия:

сотрудничество: оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;

противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

уклонение от взаимодействия, т.е. оба партнера стараются избегать активного взаимодействия;

однонаправленное содействие, когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

однонаправленноепротиводействие, т.е. один из партнеров, препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником;

контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме);

компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия. Коротаева Е. В.выделила виды взаимодействия: деструктивное, рефлективное, реструктивное и конструктивное.Деструктивный (разрушающий) вид взаимодействия: искажает форму и содержание образования.Реструктивный (ограничивающий) вид взаимодействия: осуществляется посредством строгого контроля за развитием отдельных качеств.Реструктивный (поддерживающий) вид взаимодействия: обеспечивает решение тактических, ближайших задач, необходимых для сохранения целостности личности. Конструктивный (развивающий) вид взаимодействия: обеспечивает целостность, субстанциальную связь.Согласно Л. В. Байбородовойсоциальное взаимодействие рассмотрено на трех уровнях:oК макроуровню отнесены все взаимосвязи человека сокружающиммиром.oМезоуровень ограничен только тем взаимодействием человекили группы людей, которое приводит к общественно значимому результату.oМикроуровень социального взаимодействия охарактеризован как взаимосвязь между людьми в процессе совместной деятельности и общения.М. Вебер, П. Сорокин определяют структуру взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга, и, как следствие этого, их изменения.Я. Шепаньский предложил характеристику структуры взаимодействия с точки зрения ступеней его развития. Важно заметить, показателями эффективности развития взаимодействия: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.Показатели эффективности развития взаимодействия представлены втабл.2.

Таблица2Показатели эффективности развития взаимодействия

Показатели Значение ВзаимопознаниеОбъективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и понять.ВзаимопониманиеПонимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач.ВзаимоотношениеПроявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга.Взаимные действияОсуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности.ВзаимовлияниеСпособность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения.

Таким образом, о показателях эффективности развития взаимодействияможно судить по обогащению содержания совместной деятельности и общения партнеров, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.Необходимо отметить,что конструктивным (рациональным, продуктивным) взаимодействие становится в том случае, если оно целенаправленно, построено на основе сотрудничества участников и представляет собой совместную деятельность заинтересованных друг в друге личностей.При разработке содержательной характеристики понятия «конструктивное взаимодействие» мы опирались на описание «Состояния Взрослый», конструктивных жизненных сценариев в концепции трансактного анализа (Э. Берн), «конструктивного мышления» Л. М. Рудиной, эффективность установления отношений в практике социальной работы (А. Пинкус и А. Минахан), конструктивное разрешение педагогических конфликтов (В. Ю. Питюков), конструктивные и неконструктивные стратегии поведения человека в трудной жизненной ситуации (Е. В. Алексеева).В рамках концепции трансактного анализа характеристике «конструктивный» соответствует «Состояние «Взрослый». Э. Берн отмечает, «Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Подход гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), указывает Л. А. Петровская, отличается характеристикой человеческой природы как изначально позитивной, лишённой деструктивных тенденций. К. Роджерса «отличает вера в человека, которогоон рассматривает как по сути своей конструктивного, кооперативного и т.д.». Согласно теории учебной деятельности, В. В. Давыдов, отмечает, «технологизация образования» накапливает сегодня «технологические регуляторы», «инструменты интеллектуальной деятельности» для конструктивных взаимодействий, актуализирующихся в образовании.Проблема конструктивного мышления разрабатывается в психологииделового взаимодействия, при анализе проблем принятия решения (Д.Херадствейт, У. Навесен, Д. Халперн, П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон).Ф. Ш. Терегуловотмечает, конструктивное взаимодействие как результат и процесс, который основан на высокоразвитой способности «конструирования (моделирования).В психологическом и психологопедагогическом, аспектеконструктивное взаимодействие оптимальная деятельность психологически совместимых субъектов или необходимый для общения дисбаланс (асимметрия) субъектов; психотерапевтическая ситуация доверительного общения; развивающий, здоровьесберегающий тип взаимодействия индивида с другими людьми, характеризующийся: открытостью, миролюбием, коммуникативной активностью, доминантной направленностью сознания на формирование интерсоциальных качеств.Способность человека к конструктивному взаимодействию, как и к другим разновидностям социального взаимодействия, формируется в течение всей его жизни .Е. В. Алексеева, анализируя многообразие поведения человека в трудной жизненной ситуации, выделяет конструктивные и неконструктивные стратегии. Согласно С.И. Ериной конструктивное взаимодействие проявляется в личностной сфере: интеллектуальной, эмоциональной, волевой.Изучив проявление конструктивного взаимодействия в личностных сферах, автор работы систематизирует их в табл.3.Таблица 3

Анализ проявления конструктивного взаимодействия вличностных сферах

Личностные сферыСодержание Интеллектуальная сферапозволяет человеку продумать цель, задачи взаимодействия, его конечный результат, выбрать необходимые способы вступления в контакт.Эмоциональная сферапозволяет эмоционально окрасить взаимодействие в зависимости от ситуации: сделать его радостным, спокойным, вызывающим эмоции сочувствия, сопереживания.Волевая сферапозволяет человеку управлять своим поведением, совершать над собой волевые усилия, выдержать неприятный для себя разговор, проявить сдержанность. Наличие коммуникативных способностей позволяет быть приятным и востребованным в общении, позволяет ему легко и свободно вступать в контакт.

Таким образом, анализ проявления конструктивного взаимодействия в личностныхсферах показал, что интеллектуальная сфера включает: цель, задачи, результат, способы;эмоциональная сфера: спокойствие, сочувствие, сопереживание; волевая сфера: управление своим поведением и волевые усилия. Конструктивное взаимодействие, характеризуетсяс одной стороны, продуктивностью и результативностью совместной деятельности, а с другой эмоциональной удовлетворенностью процессом и результатом субъектов взаимодействия. Конструктивное взаимодействие формируется в разнообразных по составу участников, содержанию, организации и эмоциональной насыщенности ситуациях взаимодействия.Значит, конструктивное взаимодействие это целенаправленная, построенная на гибких установках и взглядах, на понимании индивидуальных особенностей партнера совместная деятельность заинтересованных друг в друге личностей, стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социальнозначимому результату.Необходимо отметить, выделяют признаки конструктивноговзаимодействия: целенаправленность и мотивированность, согласованность и организованность, целостность и структурированностьконструктивного взаимодействия (рис. 1).

Рис. 1.Признаки конструктивноговзаимодействия(*авторская разработка)

Целенаправленность и мотивированностьсоставление планов выступлений, конспектов, программируя и осуществляя структурирование, обобщение, «расщепление», анализ, синтез, то есть операции логикосмысловой обработки информации и, используя их в деятельности «перекодирование», «свертывание», «упаковку» информации через разработку образовсхем и моделей, реализуют движение от абстрактного к конкретному, от терминов к понятиям и далее к «инвариантам» знания.

Признаки конструктивноговзаимодействияСогласованность и организованностьчеткое распределение функций осуществляется с установкой на взаимную поддержку и взаимообусловленность, на духовный и профессиональный рост каждого и сопровождается возрастанием ответственностей в любой из позицийролей.Целостность и структурированность

личность «самоопределяется», определяет ролипозиции каждого участника и постепенно втягивает в деятельность всех без исключения членов группы; используется рефлексия по содержанию предмета, процессу коммуникации, эмоциональному состоянию.

Как видно из рис. 6, выделено три признака конструктивного взаимодействия:целенаправленность и мотивированность, согласованность иорганизованность, целостность и структурированность, каждый из которых имеет свою характеристику.Конструктивное взаимодействие проходит три этапа развития:1) этап осознание цели такого взаимодействия;2) этап теоретического решения задачи вступления во взаимодействие и разработки его плана (собственное взаимодействие);3)этап анализа и проверки результативности организации этоговзаимодействия.Кроме того, конструктивное взаимодействие успешно осуществляться при наличии готовностик ее выполнению.По В. В. Серикову, «готовность к труду» базируется на определении структуры и функций деятельности, овладеть которой намерен субъект. Психологическая готовность есть установка личности на то, чтобы действовать определенным образом, она помогает человеку правильно использовать свои знания, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий .Состояние психологопедагогической готовностиимеет сложную динамическую структуру и включает компоненты: мотивационный (ответственность за выполнение задач, чувство долга); ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности педагога); операционный (владение знаниями, способами и приемами проектирования и осуществления деятельности); волевой (самомобилизация, умение управлять действиями); оценочный (самооценка и оценка процесса решения профессиональных задач в соответствии с оптимальным образом) результата.В психологопедагогических исследованиях отмечают большое влияние структурных компонентов конструктивного взаимодействия, выделяя когнитивноличностный, эмоциональноповеденческий, организационнодеятельностный компоненты (М. Т. Громова, А. К. Маркова); конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты (A. A. Деркач,И. А. Зимняя, В. А. Сластенин) .На основе изученного теоретического материала мы выделили следующие структурные компоненты конструктивного взаимодействия: когнитивнокоммуникативный, ценностномотивационный, рефлексивный,деятельностный.Для исследования структурно –содержательной характеристики конструктивного взаимодействия автором выделяются следующие показатели компонентов, представленные в табл.4.Таблица4Структура конструктивного взаимодействия

КомпонентыПоказателиКогнитивнокоммуникативный

Знание форм, видов, средств и способов коммуникации; умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать,анализировать, организовывать и поддерживать диалог, коммуникативноорганизационные способности, познавательная активность, самостоятельность, инициативностьЗнание основ конструктивного взаимодействияЦенностномотивационныйЦенностные установки личностиСтратегия психическойзащиты в общении (основано наопыте взаимодействия)Рефлексивный Способность к самоанализу, потребность в саморазвитии, самоактуализации, проявление эмпатии, взаимопонимание, взаимоподдержка, учет мнения другогоДеятельностныйСовместная деятельность,Согласованность и координация действий,Организационные умения: ориентировочные и визуальнопрезентативные, информационноаналитические и прогностические, креативные и полемические,организаторские.Таким образом, структурными компонентами конструктивного взаимодействия являются: когнитивнокоммуникативный проявляется в сложившихся представлениях о человеке, сущности, характере, структуре конструктивного взаимодействия.Ценностномотивационный компонентвключает мотивацию, личностные свойства, сознание, обусловлен направленностью личности (гуманистической мотивы общения; «самоактуализирующей» мотивы самореализации и достижений; профессионально педагогической потребность воспитывать, развивать других людей).Рефлексивный способность к самоанализу для достижения положительного конструктивного взаимодействия, самооценка, потребность в саморазвитии, самоактуализации.Деятельностный умениястроить, организовывать, поддерживать и развивать конструктивное общение и совместную деятельность с кем –либо.Следовательно, данные компоненты взаимосвязаны, и их сформированность определяет успешностьконструктивного взаимодействия .Таким образом, можно констатировать, что в психолого педагогической литературе, несмотря на наличие предпосылок к дифференциации исследуемого феномена конструктивного взаимодействия, на сегодняшний день не существует точных определений, выражающихся в количественных и качественных характеристиках показателей компонентов конструктивного взаимодействия.Анализ структурно –содержательно характеристики конструктивного взаимодействия позволил сделать следующие выводы:конструктивное взаимодействие проявляется в личностных сферах: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, психической;

конструктивное взаимодействие совместная деятельность направлена на понимание индивидуальных особенностей партнера заинтересованных друг в друге личностей; стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социальнозначимому результату;

выделено три признака конструктивного взаимодействия:целенаправленность и мотивированность, согласованность и организованность, целостность и структурированность;

конструктивное взаимодействие проходит три этапа развития: этап осознание цели; этап теоретического решения задачи вступления во взаимодействие и разработки его плана; этап анализа и проверки результативности организации этого взаимодействия;

наименее разработанным в психологической науке является вопрос о структуре конструктивного взаимодействия и его содержательной наполненности компонентов;считаем правомерным выделение в структуре конструктивного взаимодействия четырех компонентов и их показателей: когнитивнокоммуникативный компонент коммуникативные умения и навыки (коммуникативноорганизационные способности, познавательная активность, самостоятельность, инициативность); ценностномотивационный компонентпредставление о ценностях и мотивах (ценностные установки личности); аффективно –волевой (стратегия психическойзащиты в общении); рефлексивный компонент способность к самоанализу для достижения положительного конструктивного взаимодействия, самооценка, потребность в саморазвитии, самоактуализации, проявление эмпатии, взаимопонимание, взаимоподдержка, учет мнения другого); деятельностный компонент–поведенческий (совместная деятельность, согласованность и координация действий, совместное планирование, анализ результатов деятельности, осознание ее цели и личностного смысла, контроль и оценка своих собственных действий).

Ссылки на источники1.Атватер И. Я вас слушаю (Пер. с англ.) М.: Прогресс, 19842.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей (Пер. с англ.) М.: НПО "Прагма", 1993.3.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Пер.с анг./ Изд.: Промед. С.992.4.БодалевА.А., Криволан Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимся на их эмоциональный опыт. // Проблемы общения и воспитания.Тарту, 1974.,ч.15.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Черо, 1999г.Лекции педагогапсихолога «Минусинского педагогического колледжа им. А.С. Пушкина» «Эффективное взаимодействие педагога с родителями» Толченицыной И.В.6.Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия сдетьми и подростками М.:Генезис, 20007.Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины М.: Генезис, 20008.ПетровскийВ.А. и др. Личносторазвивающее взаимодействие. РостовнаДону, 1993.9.ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологииМ.,1998.10.Рахматшаева В.А. Грамматика общения. М.: Семья и школа, 1995.11.СериковВ.В. Личностно -ориентированное образование / В.В.Сериков// Педагогика. 1994. № 5. с. 1 16.12.ХарашА.У. «Другой» и его функции в развитии «Я». //Общение и развитие психики. Сб. науч. тр./Под ред. А.А.Бодалева, Г.А. Ковалева. М., 198613.ЯценкоН.Е. Толковыйсловарь обществоведческих терминов. СПб., 1999.528с.

Educational psychologist of MKOU "Lyceum No. 1" Kurgan region city of ShadrinskGraduate student of chair of psychology of development and pedagogical psychology of faculty of correctional pedagogics and psychology of Shadrinsk state teacher training [email protected] article examines the theoretical part of the problem of constructive cooperation. The constructive cooperation manifested in personal areas: intellectual, emotional, volitional, mental. Three characteristic of constructive interaction: the focus and motivation, consistency and discipline, integrity and structured manner. Constructive interaction goes through three stages of development: a sense of purpose; theoretical solution of the tasks of entry into cooperation and development plan; analysis and review of the effectiveness of the organization of this interaction. Allocated in the structure of constructive interaction of four components and their indicators: cognitive and communicative component communicative skills; valuemotivational component understanding of values and motives; affective volitional; reflexive component ability to introspect, to achieve a positive constructive interaction; an active component is behavioral.Key words:design, interaction, interaction types, interaction indicators, constructive interaction, manifestations of constructive interaction, structure of constructive interaction.

Хребина С.В.

ORCID: 0000-0002-1825-0097, Доктор психологических наук, профессор, Пятигорский государственный университет

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье раскрываются психологические особенности моделирования конструктивного взаимодействия в высших учебных заведениях. Определяются факторы, способствующие организации конструктивного взаимодействия: позитивные отношения субъектов образовательного процесса, личность преподавателя, взаимообу­словленность и сочетание всех сторон профессионального педагогического общения. Обосновываются составляющие компоненты модели организации конструктивного взаимодействия, как педагогов, так и студентов. Среди них особую значимость приобретает специально конструируемая психолого-развивающая ситуация направленная на формирование самосознания. самооценки, саморазвития личности. Предложена и описана структура, содержание и этапы реализации модели конструктивного взаимодействия в системе вуза.

Ключевые слова: взаимодействие, развитие личности, межличностные отношения, психология субъектов образования высшей школы.

Khrebina S.V.

1 ORCID: 0000-0002-1825-0097, PhD in Psychology, Pyatigorsk State University

PSYCHOLOGICAL APPROACHES TO MODELING CONSTRUCTIVE INTERACTION IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Abstract

The article reveals the psychological characteristics of modeling constructive cooperation in higher education. Identifies factors contributing to the organization of constructive engagement: the positive attitude of educational process, personality of the teacher, the interdependence and the combination of all sides of a professional pedagogical communication. Settle constituent components of the model of organization of constructive engagement as teachers and students. Among them, a special significance is the specially the constructed psycho-developing situation aimed at creating self-awareness, self-esteem, self-identity. Proposition wife and describes the structure, content, and implementation phases of the model of constructive cooperation in the university system.

Keywords: interaction, personal development, interpersonal relationships, psychology of subjects’ education of high school.

В современной образовательной практике высшего образования в настоящее время наблюдается консерватизм профессионального мышления многих педагогов, что затрудняет внедрение новых идей и технологий в образовательный процесс учреждений. Необходимо создать инновационное образовательное пространство, где личность сможет реализовать значимость собственного “Я” и обрести осознание значимости других людей. Однако объективность личности не является спонтанным новообразованием, она имеет пространство своего предбытия как в субъектах, осуществляющих образовательный процесс, так и в предметно-развивающей среде .

В педагогической деятельности в плоскости совместного творческого взаимодействия находятся различные участники этого процесса, именуе­мые, как «субъекты» и «объекты» деятельности. Их объединяют отношения взаимоадаптации, взаимодействия и персонализации. Специализированное обучение профессиональным знаниям, умениям и навыкам должно происходить релевантно типу личностного профиля сту­дента с тем, чтобы вооружить его средствами и технологией личностных влияний. Более того, обучение педагогическому воздействию через меха­низмы личностных влияний требуется осуществлять не вообще, а примени­тельно к конкретным условиям и ситуациям, при совершенно определен­ных проявлениях и симптомах, наблюдаемых у учащихся, подчиняя весь арсенал усвоенных умений и навыков главной цели – развитию личности ученика .

Исследуя проблему конструктивного личностно-развивающего взаимо­действия важно выделить главные аспекты этой проблемы. Личность человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Если черты индивидуальности не представлены в системе личностно-развивающего взаимодей­ствия, они оказываются несущественными, т.к. не получают условия для развития.

Исследования, проведенные В.А. Кан-Каликом и его сотрудниками, позволили выделить определенные требования к организации системы взаимодействия между студентами и преподавателями. Их особенно­стями являются взаимодействие факторов ведомости и факторов сотрудничества; реализация в ходе взаимоотношений и передача студентам ощущений их профессиональной общности с педагогами; построение системы общения, сориентированной на взрослого че­ловека с высоким самосознанием, самооценкой; включение студентов в вузовские научно-организованные формы
работы; участие профессорско-преподавательского коллектива в реализации студенческого досуга .

Учет этих особенностей обеспечит плодотворный творческий процесс воспитания и обучения, изменит принципы взаимодействия преподавателей и студентов, в направление сотрудничества, позволит стимулировать факт значимости личности студента как носителя научных и общественных цен­ностей. Значимость социально-психологических аспектов в организации конструктивного взаимодействия определяется личностью преподавателя.

Анализируя психологические аспекты конструктивного взаимодейст­вия между преподавателями и студентами, мы предполагаем, что оно разви­вает и совершенствует в структуре личности взаимодействующих сторон объективно ценные свойства, соответствующим образом развивая и совер­шенствуя способы профессиональной деятельности преподавателя и формы общения со студентами. Подобные позитивные отношения обусловлены следующими факторами: социальным равенством сторон взаимодействия; социальной значимостью удовлетворяемых преподавателем потреб­ностей студентов; личной значимостью удовлетворяемых преподавателем потребно­стей студентов. Превращение социальных потребностей в личные, приоб­ретение ими личностного смысла является важней­шим условием деятельности преподавателя .

Роль преподавателя вуза в создании условий для творческого развития личности студента в процессе конструктивного личностно-развивающего взаимодействия является основополагающей. Это обусловливает повышенные требования к ней, ко­торые продиктованы современной ситуацией социокультурного развития, при которой большую личностную значимость имеет потребность препода­вателя в самоутверждении, в повышении самооценки.

Внедряемые в настоящее время педагогические стратегии основаны на субъектной позиции участников образовательного процесса: и преподавателей, и в равной степени студентов. Успешность конструктивного личностно-развивающего взаимодействия в высших учебных заведениях, зависит от уровня сформированности необходимых умений и навыков у преподава­тельского состава. Пре­подаватель, способный к моделированию конструктивного взаимодействия, обладающий совокупностью психологических, пси­хофизиологических и профессиональных особенностей, необходимых для профессиональной деятельности, обеспечит высокую профессиональную эффективность в процессе обучения. Педагог, транслируя образцы своей субъектности учащимся, продолжает себя в них. Таким образом, на первый план в процессе моделирования конструктивного взаимодействия в высшей школе выступает развитие личности преподавателя.

Конструктивное взаимодействие подразумевает, что во гла­ве образовательного процесса стоит личность преподавателя высшего учебного заведения, наделенная определенными качествами, свойствами личности, профессиональными знаниями, культурой, системой поведения. Так, межличностное и межколлективное взаимодействие должно строиться на основе сформированного самосознания преподавателя и с учетом познания им психологической структуры личности студентов и студенческого коллектива в целом.

Исследования, проводимые под руково­дством А.А. Бодалева показали, что оценки и самооценки большинства сту­дентов не совпадают, находясь в явном противоречии друг с другом, что мешает правильному установлению взаимоотношений. Характеристики личностные и заочно данные товарищами также не соотносятся друг с дру­гом, т.е. существует неадекватная самооценка, как с завышенной, так и с за­ниженной стороны. Следовательно, необходима коррекционно-развивающая работа, направленная на установление правильных взаимоотношений и изучение лич­ности студентов для сближения параметров оценки и самооценки.

Представляется, что моделирование конструктивного взаимодействия ме­жду студентами и преподавателями предполагает качественную взаимообу­словленность и сочетание всех сторон профессионального педагогического общения. При моделировании конструктивного взаимодействия коммуника­тивные, интерактивные и перцептивные стороны профессионального об­щения выступают важнейшими факторами, обеспечивающими личностное развитие студентов, и являются показателями (качественной стороной) та­кого взаимодействия. Таким образом, организация межличностного общения и коммуникативная культура преподавателей высших учебных заведений качественно влияет на процесс конструктивного взаимодействия.

Психолого-педагогические механизмы формирования личности в про­цессе конструктивного взаимодействия осуществляются на основе приме­нения педагогических технологий, ориентированных на развитие творче­ского начала личности, учитывающих ее индивидуально-психологические характеристики. Процессы межлично­стного взаимодействия могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия. То есть, реальное существо­вание личности обнаруживается в совокупности этих предметных отноше­ний, которые опосредованы совместной деятельностью.

Анализ системных исследований последних лет доказал тезис о том, что если студентов и преподавателей объединяет совместный поиск, проблемное обучение превращается в творческое сотрудничество. Эти взаимо­отношения следует модифицировать по сравнению со школьными и, в из­вестной мере, «снимать» возрастной барьер, мешающий совместной дея­тельности. Во взаимоотношениях фактор ведомости заменяется фактором сотрудничества или сочетается с ним. Без изменения данного принципа взаимодействия преподавателя и студента процесс вузовского образования затрудняется. Отсюда, одной из важных задач является раскрытие творческого по­тенциала личности взаимодействующих сторон с целью их дальнейшего самосовершенствования.

Единицей психологического сопровождения процесса конструктивного взаимодействия может выступать конструируемая психолого-развивающая ситуация направленная на формирование самосознания личности, как педагогов, так и студентов с ее составляющими компонентами: самопознание, самооценка, саморазвитие.

Организация конструктивного взаимодействия в системе высшей школы определяется целями формирования её компонентов. Так, основной целью первого этапа является формирование социально-психологических качеств личности необходимых для эффективной реализации процесса конструктивного взаимодействия в системе «преподаватель-студент». Данный процесс следует рассматривать как организованную деятельность, носящую поэтапный систематический характер, предполагающая: оптимизацию мотивационно-смысловой сферы и взаимосвязанных с ней характеристик личности; формирование системы знаний о себе на оценочно-эмоциональном уровне; развитие коммуникативной компетентности; повышение активности личностно-профессионального потенциала субъектов в ходе выполняемой совместной деятельности преподавателей и студентов.

Реализация подходов конструктивного взаимодействия в высшей школе позволит студентам: усвоить эффективные стратегии и тактики общения и взаимодействия с другими людьми; определить оптимальные способы репрезентации личности в профессиональное сообщество; освоить техники психологической защиты и психологической поддержки; создать в процессе обучения адекватный образ мира; сформировать способности определять перспективные линии личностного и профессионального развития.

Литература

  1. Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Философско - гуманистические основания педагогики. – Ростов – Р/Д., 1997. С. 94.
  2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 286.
  3. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д, 1995. С. 55.
  4. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998. С. 249.

References

  1. Kotova I. B., Shijanov E.N. Filosofsko - gumanisticheskie osnovanija pedagogiki. – Rostov – R/D., 1997. S. 94.
  2. Leont’ev A. N. Dejatel’nost’. Soznanie. Lichnost’. M., 1977. S. 286.
  3. Petrovskij V.A., Kalinenko V.K., Kotova I.B. Lichnostno-razvivajushhee vzaimodejstvie. Rostov n/D, 1995. S. 55.
  4. Rogov E.I. Uchitel’ kak obekt psihologicheskogo issledovanija. M., 1998. S. 249.