Как адаптироваться в новой школе. Свой среди чужих, или как помочь ребенку адаптироваться в новой школе

Иногда страшно переходить в новую школу, но эта статья поможет вам продержаться первое время Вы не будете новеньким всегда. Самое время познакомиться.

Шаги

    Для начала уделите день на оценку окружающей среды. Вы не вольетесь в коллектив, если не будете знать школу. Спросите, что где находится или где висит карта школы.

    Ведите себя умеренно мило со всеми. Одинаково хорошо относитесь ко взрослым, подросткам и детям, потому что они могут оказаться вашим следующим учителем или другом.

    Познакомьтесь со своими учителями. Поговорите и больше узнайте о них. Определите, насколько они строги или снисходительны, проверьте их границы. Но не заходите слишком далеко, иначе вы можете попасть в неприятности (плюс к вашей репутации, но вам все равно придется разбираться с неприятностями).

    Вам нужно завести друзей. Говорите с разными людьми, но не игнорируйте определенную группу. Будьте собой и не обманывайте. Теперь это ВАША школа...воспользуйтесь шансом стать тем, кем вы никогда не были в своей старой школе.

    Будьте внимательны на уроках. Учителя всегда обращают внимание на новых учеников.

    Если ваш первый день в школе – это первый день нового учебного года, некоторые люди вас заметят, особенно, если это небольшая школа. Когда люди с вами говорят, не нервничайте, но не ведите себя слишком громко. Будьте уверены в себе и смотрите людям в глаза. Хотя иногда приходится громко о себе заявлять, чтобы быть замеченным, но старайтесь не привлекать к себе внимание всегда. Не слишком переживайте о том, что о вас подумают другие; излишний анализ ситуации не всегда полезен, люди могут осудить вас за это. Будьте искренни, будьте собой, хорошо ведите себя со всеми, независимо от того, какими неприятными вам кажутся некоторые люди поначалу. Обычно "девушка или парень, которых я ненавижу в новой школе" со временем становятся моими лучшими друзьями после того, как между нами становится больше искренности. Но опять-таки, не бойтесь постоять за себя, если крайне очевидно, что вы должны это сделать.

    Не переживайте слишком о том, что вам нужно хорошо знать школу. Запомните, где находится ваш шкафчик, и обзаведитесь картой на случай непредвиденной ситуации, но когда это возможно, спрашивайте человека, сидящего рядом с вами, где что-то находится. Это хороший способ поговорить с людьми и встретиться со многими в свой первый день – теперь вы новый ребенок – скажите людям, что вам все в новинку на случай, если вам понадобится помощь.

    Когда вы говорите с людьми противоположного пола, не флиртуйте слишком интенсивно, пока не убедитесь, что человек не состоит в отношениях. Как только вас возненавидит один человек, вся их группа будет испытывать к вам такие же чувства. Помните, что эти люди выросли вместе, поэтому их обязанность – защищать своих друзей на всю жизнь. Будьте приятны в общении и исполнены оптимизма, даже если кто-то специально надоедает вам. Они могут даже позволить вам надоедать другому новенькому когда-нибудь, обычно это занимает года полтора, но мнение о вас как о новеньком не будет прежним. Всегда помните о хорошем первом впечатлении, но еще важно быть собой.br>

    Перед первым обедом говорите с многими людьми в классе. Обычно они могут спросить вас, сидите ли вы с кем-то, но если нет, направьте разговор в сторону обеда (как, хорошая ли здесь еда и т. д.). Если никто конкретно не упоминает совместный прием пищи, но вы идите в кафе вместе, подразумевается, что вы будете вместе есть ланч.

    В первую неделю в школе хорошо обращайтесь со всеми и со всеми говорите, даже если кто-то кажется вам странным. Они могут знать людей, с которыми вы подружитесь, или представить вас большему количеству людей. Тем не менее, если все их ненавидят, мы советуем не становиться их лучшими друзьями, если только вы действительно не хотите этого. Не слишком зацикливайтесь на ком-то, гуляйте со всеми и узнавайте человека или группу достаточно, прежде чем считать их друзьями. Обычно наиболее коварные и увлекающиеся манипуляциями люди говорят с вами сначала, а те, с кем вы общаетесь позже, становятся вашими настоящими друзьями.

    Будьте внимательны на уроках и прилежно учитесь в школе. Если кто-то передает вам записку или что-то вам шепчет, игнорируйте их, обращая внимание на учителя.

    Запишитесь в несколько кружков или спортивных секций и подружитесь с другими таким способом. Серьезно относитесь к своему участию в этих клубах по интересам.

    После того, как вы говорили с кем-то несколько раз, узнайте у них контактную информацию. Еще лучше, предложите им заняться чем-то на выходных.

    Будьте добры к другим детям. Хотя вы не хотите быть полным подлизой, детям нравятся те, кто будет с ними сотрудничать. Если вас просят об услуге, окажите ее. Не будьте слишком доверчивым – иногда люди даже будут провоцировать вас, чтобы проверить ваши границы – для разведки обстановки. Просто уверенно (может даже с широкой улыбкой на лице)...отвечаете "рассудительно". Как, если вас назвали "придурком", – спросите, почему они назвали вас придурком. Если вас обвиняют в том, чего вы не делали, скажите, что вы никогда не делали того, в чем вас обвиняют, и после этого спросите, кто такое сказал.

  1. Будьте последовательно уравновешенны внутри и снаружи, не задумывайтесь слишком глубоко о людях или ситуации. Работайте над стремлением влиться в коллектив, но, в то же время, будьте собой. Первые пару недель всегда сбивают с толку.

    • Если вы переехали во время учебного года, то получите больше внимания на более длительный период. Но не удивляйтесь, что все будут о вас говорить (необязательно плохо), потому что из интересного вокруг – только вы.
    • Люди будут задавать вам много вопросов. Отвечайте на них, но не тараторьте. В свою очередь, спросите о школе и об учениках. Если кто-то говорит о том, кого вы не знаете, задайте вопросы, чтобы прояснить основные моменты, но слушайте то, что они говорят.
    • Одежда, которую вы носите, не должна обязательно подходить под моду вашей школы! Людей притягивает то, что отличается, но это может принести вам как хорошее, так и плохое внимание. Всегда будьте интуитивно понятны людям вокруг, и некоторое время сдерживайте свой стиль. Но и не одевайтесь под копирку! Если в вас не будет ничего выдающегося, никто не почувствует желания узнавать вас.
    • В свой первый день носите одежду, которая вам нравится, но если у вас очень отличающийся стиль, немного приглушите его. Одевайтесь просто, вы не хотите отдалиться от людей только из-за своей одежды.
    • Если ваш шкафчик расположен рядом с тем, с чьим владельцем у вас возникли разногласия во время первой встречи, попытайтесь поговорить еще раз, может, у человека просто был плохой день.
    • Если вы это сделаете, у вас могут появиться новые друзья. Даже если это не первый ваш день в школе, стремитесь к общению с людьми, но не слишком, иначе вы не очень им понравитесь.
    • Основное в положении нового ребенка в том, что вы – новенький. У всех уже есть друзья. Вы не нужны им в качестве друга. Единственный ваш козырь – это новизна от положения новенького. Под конец первого месяца этот эффект испарится, поэтому возьмите от него все возможное.
    • Вам нужно втиснуться в группу; даже если вам неудобно, продолжайте попытки.

    Предупреждения

    • Если в старой школе у вас сложилась плохая репутация, не говорите об этом в новой школе. Просто притворитесь, что этого не случалось и не повторяйте старые ошибки в новой школе.
    • Не будьте беспардонны. С наскока показать людям себя – это отлично, но позвольте им вставить свое слово.
    • Постарайтесь, если можете, избегать скандалов.
    • Не будьте отрицательным героем. Люди не любят унылых особ. Как избежать этого? Думать положительно о каждой ситуации.

Психологическая атмосфера в коллективе имеет большое значение. Она влияет на общее состояние людей, уровень их взаимодействия. Нередко сотрудники покидают хорошее место работы только из-за того, что не сложились отношения с коллегами, а ученики переходят в другую школу, потому что не получается установить контакт с одноклассниками. Зачастую влиться в новый коллектив бывает непросто, поскольку к незнакомому человеку относятся настороженно, а ему приходится вписываться в уже сложившуюся обстановку. С этой проблемой сталкиваются те, кто начинает работать на новом месте, учиться или заниматься творчеством. Как установить хорошие отношения с коллегами, одноклассниками, снять напряжение? Важно знать некоторые особенности вхождения в новый коллектив, помнить советы и целенаправленно устанавливать эмоциональный контакт с окружающими.


Вливаемся в новый коллектив. Некоторые особенности установления контакта
  1. В первую очередь вам необходимо адаптироваться к новым условиям труда, учёбы. Начните установление нужной психологической атмосферы с работы над собой. Даже если вы были вынуждены трудиться или учиться в конкретном месте, но сами не испытывали желания менять обстановку, постарайтесь выработать положительное отношение ко всему окружающему. Вам потребуется убедить себя в рациональности ваших действий, преимуществах нового коллектива, достоинствах перемен. Когда вы сумеете позитивно смотреть вокруг, демонстрировать искреннюю доброжелательность, у вас появится внутренняя уверенность в себе, а люди почувствуют ваш благоприятный настрой и ответят взаимностью.
  2. Чтобы ваше позитивное отношение было действительно искренним, вам понадобится его обосновать. Тщательно проанализируйте ситуацию. Возьмите ручку, листок бумаги и запишите по пунктам все плюсы нового места, коллег, руководства, вашей должности. Даже если вам можно вставать на полчаса позже, вы тратите на 10 минут меньше на проезд, в школе большие светлые коридоры – это уже преимущество. Любая приятная деталь должна занять своё место в вашем анализе. Обязательно отметьте положительные черты характера, внешности каждого члена нового коллектива. Подумайте, они обязательно найдутся.
  3. После первого дня на новом месте подумайте, насколько хорошо вы пообщались с коллегами, как в целом прошло ваше знакомство. Запишите все, что удалось, обозначьте свои ошибки. Наметьте план: как лучше себя вести, какой подход нужен к конкретным людям, что вам требуется исправить, над чем поработать.
  4. Заранее решите, что вы будете отвечать, если вас спросят о предыдущем месте работы, учёбы. Следует отметить, что очень важно воздержаться от негативных характеристик бывшего коллектива, начальства, обстановки в целом. Можно отметить какую-то внешнюю причину, например, желание сократить время, затрачиваемое на проезд, или стремление расширить кругозор, занять более интересную должность, начать трудиться в более перспективном направлении. Постарайтесь найти и обозначить позитивные причины вашего перехода на новое место.
  5. Влиться в новый коллектив вам поможет доброжелательное отношение к окружающим, искренний интерес к делам компании, вуза или школы, внутрикорпоративным отношениям. Всегда здоровайтесь с коллегами, улыбайтесь при встрече. Избегайте конфликтов, не принимайте участие в спорах, даже если тема вам интересна, у вас есть своё мнение на этот счёт. Не занимайте чью-либо сторону в ссорах, старайтесь придерживаться нейтральной позиции. Отлично, если вы сможете найти компромиссное решение и деликатно предложить его.
  6. Проявляйте собранность, будьте аккуратны и пунктуальны. Помните, что уровень вашей работы, учёбы тоже отразится на отношениях с коллективом. Старайтесь не отставать, не снижать общие показатели.
  7. Воздержитесь от демонстрирования своих преимуществ, умений. Если вы сразу резко выделитесь, пусть и в положительном смысле, это не понравится вашим коллегам. Когда что-то вам удаётся, вы владеете навыками, которых нет у членов нового коллектива, постарайтесь помочь коллегам, вовремя дать совет, корректно поправить и доступно объяснить непонятное. В таком случае ваша поддержка непременно вызовет положительную реакцию, окружающие действительно оценят ваши способности и будут им рады.
  8. Даже если вы не очень любите шумные компании, развлечения и вечеринки, не нужно на первом этапе работы или учёбы отказываться от участия в корпоративных мероприятиях. Подобное поведение может быть воспринято как проявление вашего отрицательного отношения. Позднее, когда вы лучше узнаете коллег, сможете постепенно проявить себя и немного рассказать о ваших предпочтениях, вы вполне сумеете пояснить, почему не очень стремитесь стать участником вечеринок. Важно всё делать не спеша, деликатно.
  9. Рабочее место – ваша своеобразная визитная карточка. Помните, что оно должно отражать вашу собранность, ответственность, умение следить за порядком. На рабочем месте важно поддерживать чистоту, не оставлять ненужные вещи, держать всё в строгом порядке. Желательно не расставлять в первое время на столе фотографии, различные сувениры, личные вещи. Таким образом тоже подчёркивается обособленность человека. Потом вы постепенно придадите вашему рабочему месту «индивидуальный» облик, но не спешите с этим.
  10. Приложите максимум усилий, вписываясь в новую среду, рабочий или учебный процесс. Помните: на первоначальном этапе вам понадобится трудиться больше, стараться не допускать ошибок и не отставать от коллег, чтобы влиться в новый коллектив. Безусловно, в первое время вам будет непросто, поскольку нужно не только проявить все свои способности, но и привыкнуть к новой среде, требованиям. Но уже в ближайшем будущем вы увидите, что ваши старания приносят плоды: вы быстрее справляетесь с работой, запоминаете всё больше важной информации, постепенно приближаетесь по результативности к опытным коллегам. Пока вам необходимо стремиться создать нужную базу для дальнейшей деятельности на новом месте.
  11. Деловые отношения в коллективе не надо смешивать с личными. Вам важно установить именно деловые контакты, потому старайтесь не обращать внимания на индивидуальные качества людей, которые вам не очень приятны. Сохраняйте небольшую дистанцию, особенно в первое время. Если вы сразу резко сблизитесь с кем-то, вам будет гораздо сложнее поддерживать ровные отношения с остальными.
Как влиться в коллектив? Простые методы и приёмы для новичков
Оказавшись в новом коллективе, очень важно действительно почувствовать себя его частью, действовать продуманно, соблюдать правила вежливости и этикета, внимательно относиться к людям. Тогда у вас всё получится.
  • Будьте вежливы, доброжелательны, деликатны.
  • Налаживайте отношения постепенно, не оказывайте на окружающих давления, ведите себя естественно.
  • Относитесь с искренним интересом ко всему происходящему вокруг.
  • Устанавливайте именно деловые отношения, старайтесь не переводить их в личные хотя бы первое время. Вам нужно хорошо общаться со всеми коллегами.
  • Помните о вашей деятельности на новом месте. Не отставайте от коллег.
  • Избегайте критики, излишней демонстрации своих преимуществ.
    Не обсуждайте коллег и не участвуйте в спорах.
  • При необходимости обращайтесь за советом. Если нужно, помогайте коллегам, но делайте это деликатно, не подчёркивая своего превосходства.
Обдумывайте ваше поведение в новом коллективе, анализируйте в первое время каждый день, отмечайте, над чем вам ещё требуется поработать, какие качества развить, на что обратить особое внимание. Позитивно относитесь к окружающим, будьте искренни: вы сможете прекрасно влиться в новый коллектив.

Непохожесть на остальных – частая причина неприятия человека в коллективе. «Белая ворона», которая не может или не хочет быть как все, нередко вызывает отторжение у окружающих.

Повод может быть любым. Другая национальность, физический недостаток из-за болезни, дефект речи или неблагозвучная фамилия, необычная внешность – даже если это всего лишь странная прическа. Оценки выше или ниже, чем у других в классе. У вашей семьи больше или меньше денег, чем у остальных.

Все, что разительно отличает ребенка от большинства, увлекает его в группу риска: он не такой, как все. Чрезмерная опека со стороны старших членов семьи тоже может стать поводом для насмешек одноклассников – не забывайте об этом.

Не у всех роль «отшельника» вызывает психологический дискомфорт. Но если ребенок остро нуждается в друзьях и признании сверстников, а наладить отношения с одноклассниками не удается? Что в этом случае могут предпринять родители?

Как понять, что ребенок стал изгоем?

Если у ребенка не получается найти общий язык с новыми одноклассниками, первые «звоночки» не заставят себя долго ждать. И внимательный родитель быстро поймет, что в жизни сына или дочери происходит что-то неладное. На что стоит обратить внимание?

Ребенок радуется любой возможности не идти в школу – например, из-за болезни.

Постоянно придумывает причины не ходить в школу, хотя вовремя выполнил домашнее задание. Если это не срабатывает, идет на занятия без желания.

Ничего не рассказывает об одноклассниках, не приглашает их в гости. Никогда не участвует в мероприятиях класса.

Из школы всегда возвращается в плохом настроении.

Вы регулярно замечаете мелкие травмы у ребенка, повреждения на его одежде или школьных принадлежностях.

Главный принцип – не навреди!

Естественное желание любящего родителя – защитить ребенка от несправедливости и воздать по заслугам всем виновным. И не только обидчикам, но также учителям, которые «непонятно, куда смотрели, как такое допустили, почему не предотвратили». Но постарайтесь не махать шашкой сгоряча.

Подумайте, чем обернутся такие «разборки» для ребенка? Скорее всего, к нему прилипнет клеймо «стукача», отделаться от которого будет крайне трудно. И жизнь в коллективе станет еще сложнее. Как реагировать правильно, чтобы разрешить проблему, а не загонять ее в тупик?

Первое, что необходимо сделать, – обратиться к классному руководителю. Объясните ему вашу позицию. Он – связующее звено и может урегулировать конфликт, помочь сторонам договориться о приемлемом разрешении ситуации.

Если этого не случилось, следующая инстанция – директор школы. В присутствии классного руководителя он выяснит, почему не удалось решить проблему и что еще можно предпринять. В руках директора сосредоточено максимум ресурсов для разрешения любой сложной ситуации в школе.

Когда ребенок подвергся нападкам, некоторые родители тут же пишут заявление в полицию. Как правило, такие жалобы не дают желаемых результатов. Представители власти могут подавить конфликт, но не решить его – он просто уйдет глубже. Появится видимость решенного конфликта, но в действительности ситуация лишь усложнится.

В это время ребенку особенно нужна поддержка взрослых. Старайтесь повысить его самооценку. Не скупитесь на похвалу даже за небольшие достижения. Покажите, что верите в него. Подумайте, в чем он может успешно самореализоваться – спорт, творчество, учеба? Предоставьте ему такую возможность. Восхищение окружающих вернет ему веру в себя.

Если чувствуете, что ваших усилий недостаточно, обратитесь за помощью к детскому психологу.

Правила общения

Любую проблему легче предотвратить, чем впоследствии разрешить. Как наладить отношения в новом классе и избежать неприятия коллектива? Помогут несколько простых правил.

На личном примере прививайте сыну или дочери важные качества: общительность, дружелюбие и отзывчивость.

Поощряйте общение с одноклассниками вне школы. Пусть ребенок задерживается с ними после уроков, участвует в совместных мероприятиях. Узнайте заранее, чем интересуются дети из класса, и придумайте повод пригласить их к вам домой.

Вместе с ребенком участвуйте в школьных мероприятиях, подготовке к праздникам, поздравлении учителей. Вы лично познакомитесь с детьми из класса и сможете обсуждать с ребенком школьные события.

Проследите, чтобы он и сам проявлял активность в налаживании отношений, не оставался в стороне. Пусть сам подойдет к одноклассникам, попросит принять его в игру.

Дети не любят «зазнаек». Возможно, не стоит приходить в школу в очень дорогой одежде, которая не по карману семьям остальных детей.

Если уровень знаний ребенка заметно выше, пусть он поможет одноклассникам справиться со сложным заданием.

Развиваться и совершенствоваться нужно всю жизнь. Интересуйтесь людьми и событиями вокруг вас. Живите ярко и насыщенно. Будьте интересны самому себе. Активный, всесторонне развитый и позитивный человек легко приживается в новом коллективе. Будьте примером для ваших детей.

Об авторе

– специалист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы, член Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании.

Первый день в новом коллективе: как влиться, правила поведения, адаптация в новом коллективе

Брак, новая работа, карьерные достижения – все это очередные витки в жизненной спирали. И перед каждой такой ступенькой наверх у человека естественным образом возникает страх и неуверенность. Так и новый коллектив в новой компании даже для самых заядлых и смелых карьеристов сродни первому дню в новой школе: «Как воспримут?», «Как не опозориться?» и в том же духе. Ведь первое впечатление – это первое впечатление, и любые промахи новичка в этот день сотрудниками запомнятся сразу.

С другой стороны, некоторые нелепые ошибки и вовсе могут привести к конфликтным отношениям и с коллегами, и с шефом. Вот почему неплохо перед тем, как влиться в новый коллектив, вооружиться несколькими простыми правилами, которых уже давно рекомендуют придерживаться психологи со всего мира.

Первый день в новом коллективе: ТОП-3 худших ошибок

Как выжить в новом коллективе? В принципе, все возможно даже для самого молчаливого и стеснительного человека. Самое главное – не допускать такие распространенные ошибки:

Ошибка №1. Сравнения

Уж какое поведение в новом коллективе со стороны новичка особенно раздражает бывалых, так это когда от него постоянно слышно: «А вот на моей прежней работе это делали так…». Лучше этого не говорить, даже ради общего блага.

Ошибка №2. Неестественность

Если в первый день нового сотрудника увидят одним человеком, а на второй – в другом обличье, доверие к нему будет безнадежно потеряно. Ведь от таких новичков попросту не знают, что ожидать в будущем. Поэтому, как бы ни сильна была тревога, важно всегда оставаться самим собой, и никак не пытаться выглядеть другим, «более правильным» даже на время.

Ошибка №3. Сплетни

Во всех больших коллективах просто обожают сплетничать – это факт. Но для новичка в первые дни работы это занятие – табу: как бы не любили коллеги свою шефиню-истеричку, насмешки над ней от нового сотрудника они не воспримут. Скорее, даже начнут неожиданно защищать «мамку», а нахала быстро выживут. Если не донесут самой шефине об «интересных» словах нового сотрудника, который еще и дня не проработал.

Как влиться в новый коллектив? Правила поведения

Как освоиться в новом коллективе максимально быстро и без потерь? Стать его частью! Дать компании именно, что она хотела бы видеть в своем новом работнике.

Но само знакомство с новым коллективом, понимание своего места в корпоративе – это дело не одного и не двух дней. И, чтобы оно было успешным, желательно придерживаться таких правил:

Правило 1. Изучайте

Уже в первый день, буквально с первых минут нужно отметить, кто руководит отделом, кто шеф в соседних, кто неформальный лидер в родном коллективе, кого боятся, а при ком резко замолкают(доносчик, например).

Следует обратить внимание и на то, каков режим работы в команде: опаздывают ли сотрудники, как активно трудятся, поощряется ли инициатива. Да-да, в первый день на работе придется побыть этаким Шерлоком Холмсом, а не «звездой» — сейчас любые попытки показать свое преимущество над другими будут восприняты в штыки и приняты за заносчивость. Новенький есть новенький, а показать свое мастерство и от души похвастаться можно будет уже буквально через пару недель.

Правило 2. Определите свое место в компании

То, что так ценят HR-менеджеры, непременно понравится и новому руководителю – это умение новичка четко определить свое место в компании. Так, словно она представляет собой сложный часовой механизм, и именно этой новой шестеренки в ней недоставало. На практике это выглядит так: попытайтесь оценить, исследовать все успехи и недостатки коллектива, и предложить им в рамках своей вакансии то, что как раз было нужно. Это не сложно, если проявить внимательность или даже осторожно поинтересоваться у авторитетных коллег, что именно ожидают в коллективе от нового сотрудника, каких идей и каких действий. Особенно важно разузнать то, чем не нравился большинству бывший коллега, место которого теперь занято, и как не повторить его ошибки.

Правило 3. Побудьте «хамелеоном»

Как бы вам, к примеру, в душе не нравились корпоративные вечеринки или традиции офиса, в первые два-три дня их нужно поддержать. Стать таким себе «хамелеоном» — принимать тот цвет, что и окружение. Это однозначно поможет влиться в коллектив, ведь группе свойственно ненавидеть тех, кто не похож на нее, и быстро принимать тех, кто кажется ее частичкой. Главное только не перестараться в вопросе, как понравиться новому коллективу, и не выдавливать из себя те эмоции, каких на самом деле нет. Неискренность вряд ли понравится будущим коллегам. Лучше попросту давать уговаривать себя сходить на бизнес-ланч или отпраздновать вечером день рождения коллеги, но без унылого лица. А если подобные мероприятия вам еще и по душе – тогда вообще никаких проблем. Говоря простым языком, лучше поначалу не выделяться из толпы, а попытаться влиться в нее.

Правило 4. Работайте в меру

Конечно, усердие новичку в первые дни не помешает, даже если весь коллектив работает «спустя рукава». Но ни в коем случае нельзя перерабатывать – коллеги мгновенно возненавидят выскочку, а руководитель начнет задумываться о новом сотруднике. Почему? Да потому что ему не нужен работник, которые «сгорит» буквально через пару месяцев от перенапряжения и физического истощения.

Адаптация в новом коллективе: как справиться со стрессом?

Как адаптироваться в новом коллективе, чтобы не получить нервный срыв от перенапряжения? Часто те, кто устраивается на работу в новом коллективе, забывают о таком важном факторе, как стресс. А это и беспокойные мысли, и усталость, и бессонница… Как не придти в офис в свой первый день с темными кругами под глазами и с ненавидящим весь мир взглядом? Очень просто – стресс нужно научиться вовремя снимать.

Например, вот такими методами:

  • Хвойная ванна перед сном
  • Глубокое, размеренное дыхание
  • Плитка шоколада с утра
  • Подушечка с успокаивающими травами в постели
  • Любимая книга за полчаса перед выходом на работу

И, наконец, самый действенный способ унять тревогу – это на секунду представить самую худшую ситуацию. Что, например, новый коллектив – это клан острозубых вампиров, которые сразу же захлопнут дверь и набросятся грызть вам горло всей командой. Улыбнулись? После этого уже никакие матерые карьеристы-конкуренты не страшны.

И, наконец, самое главное – это настрой на позитив. Никаких представлений «самого ужасного» в своем мозгу! Изначально, еще перед порогом офиса, нужно четко представить себе свое будущее в этой компании: дружелюбный новый коллектив, интереснейшая работа, грандиозные успехи и, конечно же, отличный карьерный рост. А позитивные мысли всегда притягивают успех – уже не раз проверено дотошными американскими психологами.

Прыгать, бегать, плавать, ловить, лазить - а потом вдруг читать, писать, считать, сидеть, выполнять… Стресс от 1 сентября - вещь неизбежная. Но он увеличивается во много раз, если ребенок идет в новую школу. Как ему вести себя, чтобы завоевать авторитет одноклассников и не стать белой вороной?

19:14 13.01.2013

Так получилось, что в прошлом году я вынуждена была забрать сына-третьеклассника из прежней школы и перевести в новую, поближе к дому. Для Андрея это стало настоящей трагедией. Своих прежних одноклассников он знал еще с детского сада, со многими дружил, его уважали и считали лидером. Расставался, без преувеличения, со слезами на глазах - и с учениками, и с учителями. И все лето переживал, как его примут в новой школе.

1 сентября сын проснулся и сказал, что никуда не пойдет. Мы с мужем просили, уговаривали - он не хотел даже подниматься с постели. Пришлось в добровольно-принудительном порядке умыть, одеть, и папа повел его - заплаканного, с красными глазами - в новый класс. Я, сама не большой любитель новых компаний, с ужасом представляла, как тяжело ему будет влиться в сформировавшийся за три года коллектив со своими лидерами и нравами. Придумывала слова, которыми буду утешать его и уговаривать пойти на занятия на следующий день. С тяжелым сердцем пришла встречать его к школе. И что же? Мой мальчик, который еще несколько часов назад не хотел отпустить папину руку перед дверью класса, выбежал радостный, довольный, в окружении ребят, и стал взахлеб рассказывать о том, как здорово прошел первый день…

Конечно, 4-й класс - не 9-й, дети легче знакомятся и сходятся. Но это и не дошкольный возраст, когда можно подойти к любому на детской площадке и начать рассказывать о себе. Мальчики и девочки уже стесняются и переживают, какое впечатление они производят на других. Далеко не всем удается подавить застенчивость, проявить дружелюбие и продемонстрировать свои сильные стороны. Многое зависит и от учительницы - получится ли у нее мягко ввести новичка в коллектив. Нам повезло: Галина Павловна Иванусь - преподаватель с 45-летним стажем - смогла так представить Андрея, что ребята в первый же день признали его своим. Я попросила Галину Павловну рассказать о том, как облегчить привыкание школьника к новому классу и помочь ему адаптироваться.

Навести мосты

«Ребенок все чувствует так же, как взрослый. Вам будет комфортно в новой обстановке, среди незнакомых людей? Вряд ли, - рассуждает Галина Павловна. - Чтобы понять, что переживает ребенок, представьте себя на его месте - например, при переходе на новую работу. Как бы вы себя вели?»

Во-первых, наверняка поговорила бы с начальником и расспросила о коллективе. Во-вторых, возможно, нашла повод познакомиться с кем-то из будущих коллег чуть раньше. «Вот и с ребенком-новичком до начала занятий подойдите к учительнице, познакомьтесь, расскажите о своем сыне или дочери. Она покажет ему или ей класс, школу, расскажет об особенностях учебы именно в этом заведении, о детях, которые здесь учатся. Тогда будущий ученик не так растеряется 1 сентября», - советует педагог. Неплохо будет взять телефоны родителей двух-трех активных учеников и пообщаться еще и с ними. Спросить, чем интересуются ребята в классе, что собирают, какие секции посещают. Может, кто-то согласится встретиться - тогда ваш ребенок придет в школу, где у него уже будет приятель.

Поддержка родителей

Сколько бы мы ни подбадривали свое чадо, сколько бы ни внушали ему, что «все будет хорошо», и ни рассказывали, что бывали в его шкуре, - это не решит проблемы. Для ребенка предстоящая ситуация - настоящее испытание, и его не успокаивает факт, что родители когда-то успешно прошли через то же самое. Психолог Леся Антонова предлагает уменьшить беспокойство ребенка с помощью следующих приемов.

Ангел-хранитель. Будущему первоклашке, который боится оказаться без родителей, расскажи историю о том, что на его плече будет сидеть невидимый ангел-хранитель, который поможет в случае трудностей и никому не даст Машу (Петю) в обиду. И если малышу будет неуютно, с ним можно тихонько поговорить. Объясни, что ангел-хранитель есть у каждого из нас, что он оберегает нас от неприятностей и на него можно положиться. Хорошо вместе прочитать молитву.

Позитивный сценарий. Попроси ребенка рассказать об идеальном дне в новой школе. Каким он его видит? Этот рассказ должен быть в настоящем времени: «Я вхожу в класс, на меня все смотрят и т. д.» Пусть повторит его перед сном. Озвучивая желаемое, человек программирует положительный сценарий.

В школу идет… двойник. Бывает, что ребенок получил негативный опыт в предыдущей школе - его обижали, не замечали, не признавали. Теперь он очень боится повторения сюжета. Переход на новое место учебы - шанс по-новому построить отношения и с учителями, и с одноклассниками, исправить свои ошибки. Пусть ребенок расскажет, каким бы он хотел быть - общительным, веселым, знающим. А затем представит, что он превратился в своего двойника с таким замечательным характером. Двойник не боится шутить, знакомиться, улыбаться девчонкам или мальчишкам. И в любой ситуации, которая вызывает у ребенка страх, действует его двойник… Заметь также, что в новой школе никто не знает о его неудачах и никто не станет смотреть на него, как на белую ворону.

Талисман. Перед выходом из дому дай ученику какую-то мелочь в качестве талисмана, приносящего удачу: гипсовую фигурку, монетку, украшение. И проводи его в этот день хотя бы до ворот школы.

По одежке встречают

К новенькому отношение всегда настороженное: что за зверь, как себя поведет? Но, с другой стороны, у него есть преимущества: он - центр внимания, к нему прикованы все взгляды, его личность вызывает интерес, который уже давно не вызывают другие одноклассники. Как он сейчас себя проявит, такое место ему и определят в классе: первое впечатление самое сильное. Если уж дети решат, что он авторитет, то это надолго. Если навесят ярлык - «выскочка», «шут», «принцесса», - то придется приложить много усилий, чтобы от него избавиться. Поэтому очень важен момент первой встречи.

Для младших школьников большую роль сыграет то, как именно учитель представит новенького и введет в коллектив. «Узнав заранее об увлечениях ученика, вкратце характеризую его перед классом, - рассказывает Галина Павловна. - Прошу детей понять его чувства и вспомнить, как они сами были новичками. Затем все ученики становятся в круг, называют свои имена, подают друг другу руки, улыбаются. Такая приветливая атмосфера позволяет им расслабиться. В первый день стараюсь дать новичку возможность проявить себя и свои таланты, вызываю на уроках, если тянет руку. Когда играем на переменах в подвижные игры, отдаю ему лидерство. Так дети легче принимают его».

Старшеклассники не играют на переменах в игры. И тут только от подростка зависит, как его примут. Лучшая тактика, по совету Леси Антоновой, - не стараться сразу раскрыться и завоевать доверие, а вести себя приветливо, непринужденно, но вместе с тем скромно. «В каждом классе есть своя иерархия и свои правила. Новичку важно показать: он готов их принять. Плохо замыкаться в себе - есть риск остаться незамеченным. Но и лезть на рожон, показывая, какой ты умный и классный, не нужно - выскочек не любят. Не старайся всем понравиться, ни перед кем не заискивай.

Ребята после лета будут делиться впечатлениями, смеяться. Не стой в стороне, подойди, спроси: «А можно и я послушаю?» Слушай, кивай, улыбайся, но не перебивай и не лезь в разговор, пока не спросят. А не спросят - не нужно. Чем меньше о тебе сейчас знают, тем больше к тебе интерес», - дает психолог «советы по выживанию» подросткам.

Чтобы растопить корочку льда, отгородившую его от класса, новичок может попросить ребят показать школу, спросить, где находится столовая, вкусно ли там кормят, кто преподает физкультуру, проходят ли в школе какие-то внеклассные мероприятия и т. д. Перед тем как идти домой, обязательно со всеми попрощаться: «Счастливо, пацаны (девчонки), до завтра!», «Всем пока-пока!», тем самым демонстрируя свой позитивный настрой и желание влиться в компанию.

Стоит заметить, что социализация мальчиков и девочек происходит по-разному. Девчонки настроены более дружелюбно, они легче примут новенькую, если она не будет слишком ярко выделяться на их фоне. Мальчишки же начнут провоцировать нового ученика, задираться, может, даже придется подраться. Но лучше обойтись без этого. Сыну посоветуй вести себя приветливо, но «наезды» и оскорбления жестко пресекать.

Как выделиться, не выделяясь

Первый день прожит - самое страшное позади. Но есть еще второй, третий, четвертый… И вот тут перед ребенком возникает сложное задание: обратить на себя внимание, заставить коллектив уважать себя, но не прослыть хвастуном и выскочкой.

Как продемонстрировать свои сильные стороны, каждый ищет сам. Родители могут подсказать, направить, помочь подготовиться к урокам, найти дополнительный материал, чтобы ученик заинтересовал класс интересным сообщением или удивил знанием иностранного. Моему сыну сыграло на руку неплохое умение рисовать: на тему «Как я провел лето» он изобразил себя с дедушкой в музее авиации - и этот рисунок привлек всеобщее внимание. Кто-то хорошо поет, кто-то отлично бегает или прыгает в длину, кто-то красиво декламирует стихи - пусть ребенок не боится себя проявить. Его умение не останется незамеченным и наверняка вызовет одобрение, а то и восхищение (даже на фоне зависти, которая как среди детей, так и среди взрослых - явление нормальное).

Но педагоги предостерегают завоевывать ложный авторитет, хвастаясь вещами (мобильный последней модели, дорогие туфли), достижениями родителей («А у меня папа…»), жизненными благами («Да у нас в семье у каждого машина», «Мы живем в крутом районе»). Во-первых, в классе наверняка есть дети, живущие намного скромнее: они будут чувствовать себя подавленно, а значит, сразу невзлюбят хвастуна. Во-вторых, даже если это «крутая» школа, где такие разговоры - норма, нужно учить ребенка не поощрять вещизм и ценить людей за их личные качества, а не за стоимость и престиж окружающих их предметов. Объясни сыну или дочери, что в ситуации, когда дети хвастаются материальными ценностями, лучше просто промолчать или отвечать уклончиво: «Не хуже, чем остальные», «Живем, как все», «Достаточно», «Хватает» (денег в семье), «Не самый плохой» (мобильный, автомобиль). А если начнут «брать на слабо», ответить: «Просто я не придаю этому большого значения».

Если его не принимают

Причина кроется, как правило, в самом ребенке. Чаще всего изгоями становятся замкнутые и необщительные дети либо, наоборот, яркие индивидуальности, сильно отличающиеся от других. Любая черта, выделяющая ребенка среди сверстников, как во внешности, так и в характере, может спровоцировать «особое отношение» одноклассников. Чрезмерная полнота, очки, заикание, излишняя медлительность или вспыльчивость - и новичку дарят обидные прозвища, не принимают в игру, дразнят.

«Когда я вижу, что ученик замкнут, держится в стороне от всех, в играх ведущую роль отдаю именно ему, ставлю его примером для других, - рассказывает Галина Павловна. - Учителю важно в каждом ученике найти достоинства и подчеркнуть их». Она советует: если в прошлой школе у вашего сына или дочки были проблемы с общением, стоит заранее предупредить об этом педагога - он будет более внимательным и тактичным.

Родителям в этой ситуации важно помочь ребенку сформировать позитивную самооценку, убедить, что он не только не хуже других детей, но и имеет ряд талантов, которыми может гордиться. Заручившись вашей поддержкой, он сможет завоевать интерес одноклассников. Организуйте с мужем, например, поход в лес для всего класса - с костром, кулешом, песнями. Запишите сына или дочь на игру на гитаре либо современные танцы - эти умения всегда поднимают авторитет в подростковой среде. Устройте праздник дома и позовите компанию, в которую хочет влиться ребенок. Если вы или ваш муж фотографируете, вы можете организовать для ребят веселую фотосессию на природе. Проведите экскурсию для класса на свои предприятия… Идей много. Важно не оставлять ребенка в стороне с его проблемами, а принимать участие в его жизни, внушая, что он способный, сильный и многого добьется. Вера в себя позволит ему не потеряться и найти свое место - как в классе, так и в жизни.

Стоит ли менять школу?

Переход на новое место учебы - серьезный стресс для ребенка. Но одновременно и хорошая закалка. Мы попросили людей, которые в детстве меняли школы, вспомнить о своих ощущениях.

Алла Март, 35 лет, пиар-специалист

Научилась наблюдать

Мне пришлось поменять школу трижды: в 3-м, 5-м и 9-м классах. Самый сложный переход, пожалуй, был из 4-го в 5-й класс. Потому что мы переехали в другой район, да к тому же поменялась система обучения - нужно было привыкать не только к ученикам, но и к учителям. Но мне повезло: я легко вписывалась в коллективы, часто встречались хорошие люди. Считаю, что это был отличный опыт - теперь я без труда вхожу в любую компанию, смена работы не становится для меня испытанием. Я выработала «позицию новенького»: не активничать поначалу, а спокойно наблюдать и анализировать. Жалею только, что из-за частых переходов у меня нет друзей, как говорят, с песочницы.

Антон Моргуненко, 30 лет, бизнес-тренер

Не повторил школьной ошибки

Я поменял четыре школы, в 7-м, 10-м, и 11-м классе. Самым сложным был первый переход. Почему? В своей прежней школе я сразу занял авторитетную позицию, т. к. обладал самым громким голосом и был самым высоким. И хотя характер у меня неагрессивный, все задиристые ребята стремились добиться моего расположения.

Перейдя в новую школу, я, как понимаю теперь, использовал привычную модель поведения и ожидал всеобщего расположения. Но, разумеется, все прошло не так гладко. Пришлось даже драться. Помню, моей маме на родительском собрании сказали: «Ваш сын въехал в класс на нашем самом задиристом ученике» (а я буквально после драки оседлал его). Потом было еще два перевода. И тоже непростых.

А примерно через 15 лет, во взрослой жизни, я попал в похожую ситуацию, но на этот раз решил ее по-другому. Мне нужно было войти в уже сложившийся рабочий коллектив в должности коммерческого директора. Я не повторил школьной ошибки и влился в группу без «ментальных драк» и враждебности. Считаю, что перемена школы - это урок на развитие адаптивности и эмоционального интеллекта. Урок часто жестокий. После него ребенок может стать как более замкнутым, так и более харизматичным.

Айгуль Козак, 31 год, банковский служащий

В пионеры приняли дважды

Мой отец был военным, и в детстве я часто переезжала с родителями из города в город, но не помню, чтобы смена школ доставляла особенные проблемы. Я училась на отлично, и это меня выручало. Ведь программа по всему Советскому Союзу была идентичной, то есть во всех школах изучали одно и то же и по одинаковым учебникам. Получалось, что вливаться нужно было только в новую тусовку, но не в учебный процесс. Случались, конечно, и казусы, например, в пионеры меня приняли дважды, но в обеих школах - в первых рядах за хорошую успеваемость.

Наверное, теперь родителям не так легко менять школу для ребенка: разные программы, учебники, школы разного уровня… Хотя став мамой, я поняла, что главное - это родительский настрой. Если мама настроена на позитив и не боится трудностей, то и у ребенка все будет получаться, вне зависимости от того, меняет он школы или учится в одной с первого класса до последнего.

Как определить, что он в стороне

Даже хорошие оценки - не гарантия того, что ребенок нашел место в коллективе. Определить, что у него проблемы с общением в новой школе, можно по таким признакам.

  • Сын или дочь ходит в школу с явной неохотой, а выходных ждет, начиная с понедельника.
  • Ему никогда не звонят одноклассники, и он никому не звонит.
  • Сразу после уроков он идет домой, никогда не остается поиграть с друзьями.
  • В новой школе он учится уже несколько недель, а ты еще не знаешь никого из его класса.
  • На все расспросы о школе отвечает неохотно, говорит, что в прежней было лучше.
  • Начал особенно комплексовать по поводу своей внешности или отсутствия каких-то атрибутов (мобильный не той модели, старые кроссовки и т. д.).

NB! Очень важно поговорить по душам. Возможно, понадобится помощь психолога. Игнорировать ситуацию нельзя: ведь в детстве закладываются самые сильные комплексы.