Методичка теория и методика обучения информатики электронный. Теория и методика обучения информатике

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Теория преподавания информатики как педагогическая наука

Вместе с введением в школу общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» началось формирование новой области педагогической науки - методики преподавания информатики, объектом которой является обучение информатике. Курс методики преподавания информатики появился в вузах страны в 1985 году, а в 1986 году начался выпуск методического журнала «Информатика и образование».

Важную роль в развитии методики преподавания информатики сыграли дидактические исследования целей и содержания общего кибернетического образования, накопленный отечественной школой еще до введения предмета информатики практический опыт преподавания учащимся элементов кибернетики, алгоритмизации и программирования, элементов логики, вычислительной и дискретной математики и т.д.

К теории и методике обучения информатике нужно относить исследование процесса обучения информатике везде, где бы он ни проходил и на всех уровнях: дошкольный период, школьный период, все типы средних учебных заведений, высшая школа, самостоятельное изучение информатики, дистанционные формы обучения и т.п. Каждая из перечисленных областей в настоящее время ставит свои специфические проблемы перед современной педагогической наукой.

Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается; школьному предмету информатики уже почти двадцать лет, но многие задачи в новой педагогической науке возникли совсем недавно и не успели получить еще ни глубокого теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки.

В соответствии с общими целями обучения Теория преподавания информатики ставит перед собой следующие основные задачи: определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его место в учебном плане средней школы; разработать и предложить школе и учителю-практику наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике (учебные пособия, программные средства, технические средства и т.п.) и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.

Теория преподавания информатики - молодая наука, но она сформировалась не сама по себе. Являясь самостоятельной научной дисциплиной, в процессе формирования она вобрала в себя знания других наук, а в своем развитии опирается на полученные ими результаты. Эти науки - философия, педагогика, психология, возрастная физиология, информатика, а также обобщенный практический опыт методик других общеобразовательных предметов средней школы.

2. Предмет теории и методики обучения информатики

Современный учитель информатики это не только предметник, это проводник современных идей и технологий обучения с использованием компьютера в школе. Именно в школе закладывается отношение к средствам информационных технологий: либо страх и отчуждение, либо интерес и умение использовать для решения практических задач. Курс «Теория и методика обучения информатике», должен охватить и сегодняшнее состояние школ в области компьютеризации, и завтрашнее, когда дистанционное общение и обучение школьников станет обычным явлением.

В предлагаемом курсе отражены особенности обучения информатике по возрастам, выделяя три уровня: учащиеся младших, средних и старших классов. Стремясь отобразить особенности содержания образования, выделяют следующие направления:

1. общеобразовательный уровень,

2. углубленное обучение,

3. профильное обучение, т. е. особенности преподавания информатики в классах с техническим, математическим, гуманитарным и эстетическим уклоном.

Одна из проблем курса информатики -- это программное обеспечение. Большое разнообразие типов школьных ПЭВМ, а также современная тенденция стремительного прогресса в разработке программных средств не позволяет сделать сколько-нибудь полный обзор педагогических программных средств.

Предмет предназначен дать теоретическую и практическую подготовку учителей в области методики преподавания информатики.

Цель курса -- подготовить методически грамотного учителя информатики, способного:

1. проводить уроки на высоком научно-методическом уровне;-- организовать внеклассную работу по информатике в школе;

2. оказать помощь учителям-предметникам, желающим использовать компьютеры в обучении.

Задачи курса :

1. подготовить будущего учителя информатики к методически грамотной организации и проведению занятий по информатике;

2. сообщить приемы и методы преподавания информатики, наработанные к настоящему времени;

3. обучить различным формам проведения внеклассной работы по информатике;

4. развить творческий потенциал будущих учителей информатики, необходимый для грамотного преподавания курса, поскольку курс ежегодно претерпевает большие изменения.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

1. понимать роль информатики в формировании всесторонне развитой личности;

2. знать основные концепции обучения информатике, а также программы и учебники, разработанные на их основе;

4. уметь использовать программную поддержку курса и оценивать ее методическую целесообразность;

6. уметь организовывать занятия по информатике для учащихся различных возрастных групп.

1. введение

2. цели и задачи обучения информатике в школе

4. базовый курс информатики

5. дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы

6. организация обучения информатике в школе

3. Связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой и другими предметами

Дисциплина «Теория и методика обучения информатике», являясь самостоятельной научной дисциплиной, вобрала в себя знания других наук: информатики, психологии, педагогики. Поскольку объектом изучения в курсе методики обучения информатике являются понятия информатики, курс учитывает их специфику, любое изложение материала проводится в соответствии с основными понятиями информатики: информация, модель, алгоритм.

При отборе методов и организационных форм работы в классе необходимо учитывать субъективные психологические характеристики учащихся, знания об этом предоставляет наука психология.

Методика является частью дидактики, которая в свою очередь является частью педагогики. Поэтому в ней используются методы исследования педагогики, выполняются законы и принципы дидактики. При обучении информатике используются все известные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, а именно, обще дидактические методы обучения: информационно-рецептивные, методы проблемного изложения, эвристический, исследовательский и пр.

Формы организации занятий -- фронтальные, индивидуальные и групповые, или в другой классификации: лекция, беседа, опрос, экскурсия, лабораторная работа, практикум, семинар и т. д.

Можно установить связи методики преподавания информатики практически с любыми науками.

Преподавание информатики на современном уровне опирается на сведения из различных областей научного знания: биологии (биологические самоуправляемые системы, такие как человек, другой живой организм), истории и обществоведения (общественные социальные системы), русского языка (грамматика, синтаксис, семантика и пр.), логики (мышление, формальные операции, истина, ложь), математики (числа, переменные, функции, множества, знаки, действия), психологии (восприятие, мышление, коммуникации).

При обучении информатике необходимо ориентироваться в проблемах философии (мировоззренческий подход к изучению системно-информационной картины мира), филологии (изучение текстовых редакторов, системы искусственного интеллекта), математики и физики (компьютерное моделирование), живописи и графики (изучение графических редакторов, системы мультимедиа) и пр. Таким образом, учитель информатики должен быть широко эрудированным человеком, причем постоянно пополняющим свои знания

4. Индивидуальный мет од обучения

теория методика обучение информатика

Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограниченно.

Индивидуальный подход - это:

1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;

2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;

3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;

4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.

Индивидуализация обучения - это:

1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;

2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.

Рассматривая индивидуальный метод обучения, необходимо обратить внимание на метод проектов. Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутри классной индивидуализации обучения являются следующие:

Технология индивидуализированного обучения Инге Унт;

Адаптивная система обучения А.С. Границкой;

Обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова.

Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теория и методика обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям в школе. Методы организационной формы обучения. Средства обучения информатики. Методика преподавания базового курса. Обучение языкам программирования, обучающие программы.

    учебное пособие , добавлен 28.12.2013

    Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя информатики. Представление числовой информации в компьютере. Особенности концепции проблемного обучения, его сущность, основные методы и функции.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2013

    Методика преподавания психологии в системе наук, связь с педагогикой. Предмет, цели и задачи. Методы обучения психологии. Современные тенденции развития образования. Характеристика процесса обучения и его связь с учением.

    методичка , добавлен 14.09.2007

    Пассивные и активные методы обучения на уроках информатики. Разработка план-конспекта с применением активных и пассивных методов обучения на уроках информатики. Выбор метода обучения школьников на уроках информатики, основные методики преподавания.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2011

    Нормативные документы преподавания информатики. Нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания программы по информатике в школе. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования.

    презентация , добавлен 19.10.2014

    Анализ учебных пособий по информатике: Угринович Н.Д., Макаров Н.В., Семакин И.Г. Методика преподавания темы "Циклы" в базовом курсе информатики. Применение методики построения алгоритмов по теме "Циклы" на конспекте урока и лабораторной работе.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2012

    Интеграция информатики и математики как главное направление в повышении эффективности обучения. Методика применения программных средств к интерактивным урокам. Отбор учебного материала для электронного обучения математики и информатики в средней школе.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2013

    Теория преподавания истории Древнего мира. Задачи курса. Требования к преподаванию истории в шестом классе и типы уроков. Современные подходы в методике преподавания истории Древнего мира. Применение нетрадиционных форм обучения в истории древнего мира.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2008

    Основоположник методики обучения географии. Начало преподавания в России географической науки на рубеже XVII–XVII веков. Издание первого русского учебника. Ошибки периода исканий. Перестройка курса географии в школе, особенности процесса обучения.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2012

    Определение, предмет, задачи, проблемы и методы методики преподавания математики. Связь ее с другими науками. История развития преподавания математики. Принципы дидактики в ее обучении. Содержание обучения математики. Математика как учебный предмет.

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЛЕКЦИЙ ПО факультативу

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

031200 – «Педагогика и методика начального образования»

Основная литература

1. «Теория и методика обучения информатике на начальной ступени»: концепция и опыт преподавания курса по выбору в педвузе // Образовательные технологии. 2005. № 1.

2. Методические подходы к пропедевтической подготовке школьников в области информатики и информационных технологий // Информатика и образование. 2005. № 3.

3.

4. Программа по информатике для I-VI классов // Информатика и образование. 2003. № 6-8.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Размышления о гуманной педагогике. I 1995, 496 с.

2. Мифический человеко-месяц, или Как создают программные системы. СПб.: Символ-Плюс, 1999.

3. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.

4. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления советской психологии. М., 1966 // Введение в психологию. М., 1976.

5. "О человеческом и эстетическом факторах в программировании" из журнала "Кибернетика" № 5, 1972.

6. Программирование - вторая грамотность. Тезис III Всемирного конгресса IFIP "ЭВМ в образовании", 1981. Лозанн Швейцария.

7., Школьная И1 форматика: концепции, состояния, перспективы (ретроспективна публикация). Информатика и образование № 1, 1995.

8. Архив академика. Папка 66, Пакет прикладных программ автоматизации школьного учебного процесс "Школьница", Новосибирск, ВЦ СО АН СССР, http://ershov. iis. nsk. su archive /.

9. Теория обучения. Современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. издательский центр "Академия", 2006.

10. Педагогический анализ результата образовательного процесса: практико-ориентированная монография. Москва - Тольятти: ИНОРАО, 2003, 272 с.

11. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое общество России, 2000.

12. Диагностика творческого потенциала интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению. М.: РИНО, 1999.

13.Леднев B . C . Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991.

14. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

15.Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990, 383 с.

16.Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. -Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002, 528 с.

17. Могут ли младшие школьники учиться дистанционно? В сб. "Дистанционное обучение". Альманах "Вопросы информатизации образования" № 3, 2006. М.: НП "СТОиК", 2006.

18., Совместное дистанционное обучение детей и педагогов (опыт работы, концепции, проблемы). Тезисы докладов конференции "ИТО-2000", ч. III. M., 2000.

19. Информатика в школе и дома. Книга для учителя. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

20. Дистанционное обучение в методике школьной информатики. Международная конференция "ИТО-2001", т. IV "Информационные технологии в открытом образовании. Информационные технологии в управляющих системах". М., 2001.

21. (под ред.). Теория и практика дистанционного обучения. М.: Академия, 2004, 411 стр.

22.Рубинштейн СП. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) (статья впервые опубликована в 1922 г.) // Вопросы психологии, 1986, № 4, с. 101-107.

23. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997.

24. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005, 144 с.

25.Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: НФПК, 2001.

26. Педагогическая психология. М., 1998.

27. Информационная система "Журнал". Информатика и образование № 5, 2001.

28. Дистанционное обучение. В сб. "Дистанционное обучение". Альманах "Вопросы информатизации образования" № 3, 2006. М.: НП "СТОиК", 2006.

29., 1С: Школа. Вычислительная математика и программирование (10-11-е классы). Книга для учителя. Методические рекомендации. ООО "1С-Паблишинг", 358 с, 2006.

30., Моя провинция - Вселенная (развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах). М.: Проект Гармония, Программа межшкольных связей по Интернету, 1999.

СЕМЕСТР 1

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 20

ЛЕКЦИЯ № 1 (2 ч)

Тема: Информатика как наука и учебный предмет в школе

Определение понятия "информатика"

3. Информационные технологии

3.1. Теоретические основы информационных тех­нологий

3.2. Базовые информационные технологии

3.3. Прикладные информационные технологии

4. Социальная информатика

4.1. Роль информации в развитии общества

4.2. Информационные ресурсы общества

4.3. Информационный потенциал общества

4.4. Информационное общество

4.5. Человек в информационном обществе.

В этом списке, как и в Национальном докладе, в основе структурирования лежат те же четыре раздела. Однако внутри каждого раздела отчетливо выражено предметное (дисциплинарное) структурирование содержания. В работе приводится более детальное описание содержания каждого из разделов.

Следует признать сложность задачи построения исчерпывающей структуры как предметной, так и образовательной областей информатики. Причина заключается прежде всего в динамичности, в быстром развитии предмета. Кроме того, существует множество дисциплин, пограничных между информатикой и другими науками. Всегда можно поспорить, куда их относить. Примерами являются исследование операций (в т. ч. математическое программирование); численные методы. Что это, разделы математики или информатики? Наверное, и то и другое. Такие вопросы будут постоянно возникать в силу обширности приложений информатики.

Структура общеобразовательного курса информатики

Чрезвычайно важной задачей для педагогической науки является поиск ответа на вопрос: как (какой своей частью) данная обширная образовательная область должна быть представлена в системе общего среднего образования ?

В работах академика B. C. Леднева определен принцип отражения образовательной области в содержании общего образования. Он назван принципом "бинарного вхождения базовых компонентов в структуру образования". Сущность его состоит в том, что каждая образовательная область включается в содержание общего образования двояко: во-первых, как отдельный учебный предмет и, во-вторых, имплицитно - в качестве "сквозных линий" в содержании школьного образования в целом. Применительно к информатике действие этого принципа заключается в том, что в школьной программе существует отдельный учебный предмет, посвященный информатике, и в то же время методы и средства информатики внедряются в учебный процесс вследствие информатизации всего школьного образования.

В отечественной общеобразовательной школе отдельный учебный предмет, посвященный изучению информатики, существует с 1985 года. За более чем 20-летний период изменялось его содержание вместе с изменением предметной области информатики. В этом процессе формировалась современная концепция общеобразовательного курса информатики, выделялись инвариантные составляющие его содержания.

Начиная с 1990-х годов в школах России складывается опыт трехэтапного изучения информатики: пропедевтического курса в начальной школе, базового курса в основной школе и профильного обучения информатике в старших классах полной средней школы . В 1992 году Законом РФ "Об образовании" в качестве основных нормативных документов, определяющих содержание обучения, провозглашены образовательные стандарты. В ходе работы над образовательным стандартом по информатике сформировалась концепция содержательных линий общеобразовательного курса. "Эти линии являются организующими идеями образовательной области или устойчивыми единицами содержания, образующими каркас курса, его архитектонику". Список основных содержательных линий:

1. Информация и информационные процессы

2. Представление информации

3. Компьютер

4. Моделирование и формализация

5. Алгоритмизация и программирование

6. Информационные технологии

7. Компьютерные телекоммуникации

8. Социальная информатика

Восемь содержательных линий уже в своих названиях несут ориентир на доминирующий предмет изучения. Такая структура соответствует дисциплинарной структуре системы научных знаний в области информатики. Устойчивость этих линий состоит в их сохраняемости в процессе развития информатики как основных ее направлений: развивается внутреннее содержание, но линии остаются.

Выделение основных содержательных линий имеет большое значение для систематизации содержания непрерывного курса информатики в школе (пропедевтический – базовый – профильный этапы). Линии являются своеобразными концентрами, вокруг которых выстраивается обучение с повышением уровня на каждом новом этапе.

В соответствии со списком содержательных линий информатики построена структура настоящей энциклопедии. Второй раздел включает в себя две первые содержательные линии из списка. Каждый последующий раздел (с 3-го по 8-й) посвящен отдельной содержательной линии. Внутри раздела статьи приведены в алфавитном порядке, следую традициям энциклопедии.

ЛЕКЦИЯ № 2 (1 ч.)

Тема: Диагностика процесса и результатов обучения информатике в пропедевтическом курсе. Метод проектов

План лекции

1. Диагностика процесса и результатов обучения

2. Дидактика

3. Дидактическая спираль

4. Дидактическое обоснование школьного курса информатики

5. Дистанционное обучение

6. Компетентность и операционный стиль мышления

7. Критерии отбора содержания

8. Принципы и законы обучения

9. Пропедевтический курс информатики

10. Стандарты, учебные планы и учебники

11. Структура обучения

12. Типизация методов обучения

13. Урок - основная форма организации обучения в школе

Наука об учении и обучении - дидактика - это теоретическая основа любой прикладной педагогической науки. В этом отношении школьная информатика, лицом обращенная к своей теоретической колыбели, может выглядеть равной в семье школьных дисциплин, подчиненных своей матери - дидактике. Вместе с тем тенденции развития современного информационного общества, которое и сформировалось-то главным образом как следствие бурного развития информатики, делают положение информатики особым.

Попытка переписать учебник дидактики в начале энциклопедии по школьной информатике ради установления этих родственных отношений была бы не только неэффективной, но и попросту неразумной. И вовсе не потому, что учебники дидактики в большинстве своем толсты. Дидактика - это самостоятельная (и, надо признать, более широкая, чем информатика) "наука и, более того, наука из не родственного информатике направления. Связанная со структурой и развитием общества, она черпает свои задачи из потребностей общества и ориентирует свои результаты на формирование личностей, составляющих общество: если школьная информатика в основе своей - естественно-научная дисциплина, - то дидак тика - наука общественная, социальная.

Дидактику принято считать если не консервативной, то уж, во всяком случае, одной из наименее динамичных научных дисциплин. И тем не менее в последнее время в этой науке все более заметны принципиальные обновления, отражающие изменения в обществе. Прежде всего это становление информационного общества, законы которого находятся в поле зрения информатики. Не случайно новые главы современной дидактики пишутся под влиянием феноменов, порождаемых информатикой и объясняемых ею.

Можно сказать, что информатика берет на себя смелость показать и объяснить те феномены, которые пополняют современную дидактику. И первый раздел "Энциклопедии учителя информатики" - это, конечно, не учебник дидактики, а, скорее, описание некоторого подмножества тех надежных штырей, которыми школьная информатика скрепляется со своим фундаментом - наукой об учении.

Смелой была бы даже попытка назвать здесь полный список скрепляющих дидактику и информатику сочленений. В тех нескольких статьях, которые составляют раздел дидактики нашей энциклопедии, предпринята попытка дать описания и толкования некоторых терминов, понятий, процессов, которые могут оказаться полезными (в качестве теоретической опоры) преподавателю информатики, не забывающему свою миссию - быть Учителем информатики.

В изложении общей науки, какой является дидактика, неизбежны примеры из конкретных прикладных областей. И хотя такие иллюстрации, вообще говоря, могли бы быть почерпнуты из любой школьной учебной дисциплины, здесь по понятным причинам примеры берутся из педагогической практики информатики.

В начале этой статьи есть слова об особой роли информатики в семье школьных предметных дисциплин. Учитель информатики, если он действительно - Учитель, по-видимому, уже осознал эту роль. Одна из статей раздела посвящена описанию такого положения, не случайно сложившемуся в педагогике. Учитель должен не только понять свое особое положение в школе как социальную миссию, но также объяснить ее своим коллегам и отстоять. Однако и любую другую статью - написанную, недописанную или еще не написанную - учитель информатики должен воспринимать, размышляя о том собственном видении школьной информатики и ее широких межпредметных связей, которое делает его ответственным за главнейшую из задач современного информационного общества - формирование и развитие личности, составляющей молодое поколение планеты.

Таким образом, необъятную тему отношений дидактики и информатики, по большому счету, можно считать открытой. И нынешнему поколению учителей информатики предстоит славная работа - своим повседневным педагогическим трудом создавать новые и новые главы вечной науки дидактики.

1. Диагностика процесса и результатов обучения

Прямая и обратная связь в учебном процессе

Связи между учителем и учеником в схеме общей структуры обучения (см. "Дидактика" Ш) наиболее значимы в учебном процессе. Канал связи от учителя к ученику наполняется информацией прямого воздействия на ученика - содержанием обучения в форме представляемого учебного материала, рекомендаций и установок, упражнений, тестов, эталонов.

Канал связи от ученика к учителю транспортирует информацию, которая в кибернетике - науке об управлении в технике, природе и обществе - называется обратной связью. Обратная связь является информационной реакцией ученика на сообщения, воспринимаемые им в ходе обучения. Поэтому именно информация этого канала позволяет диагностировать учебный процесс, оценивать его результаты, проектировать последующие этапы обучения, дифференцировать задания и методы с учетом индивидуального продвижения и развития учеников. Ученики тоже могут иметь доступ к формализованному, обработанному учителем представлению этой обратной связи - информации о своих успехах и ошибках. Такую информацию называют внутренней обратной связью.

Учитель использует обратную связь для того, что-бы осуществить ряд действий, входящих в состав диагностики учебного процесса, анализа и фиксации результатов обучения. Вот как дидактика определяет и классифицирует виды диагностической деятельности:

Проверка - процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.

Контроль - операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

Учет - ■ фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития учеников.

Оценка - суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количествен­ный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся

Выставление отметки - определение балла (количественно выраженной оценки) по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Информация, которой питаются педагоги, выполняющие разные виды диагностической деятельности, наблюдается, хранится, фиксируется, обрабатывается прежде всего в каналах обратной связи. Объем этой информации неуклонно возрастает, растет потребность в оперативности процессов ее хранения и обработки, растут требования к количественной оценке такой информации. Единственный видимый сегодня перспективный путь решения проблемы - информатизация системы, передача информационным системам и компьютерам значительной доли работы по формализуемым видам деятельности . Сегодня уже ясными представляются не только пути извлечения первичной информации из каналов обратной связи (от ученика к учителю) и фиксацией в классном журнале, но и построение далеко идущих выводов и рекомендаций на основе ее анализа, путем прослеживания индивидуальной траектории обучения и воспитания каждого ученика и ученического коллектива, в разрезах предмета, учителя, школы.

Обучаемость и обученность

Если говорить о важнейшем интегративном показателе диагностической деятельности, то им следует считать обучаемость, которая важна и как самостоятельная педагогическая категория, и в сравнении ее с обученностью. Педагогический энциклопедический словарь так определяет эти два фундаментальных понятия диагностики учебного процесса.

Обученность - это система знаний, умений и навыков, соответствующая ожидаемому результату обучения. Основные параметры обученности определяются образовательными стандартами.

Обучаемость представляет собой индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения. Различают общую обучаемость - как способность усвоения любого материала, и специальную обучаемость - как способность усвоения отдельных видов учебного материала, (разделов курсов наук, видов искусств, практической деятельности). В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности. Обучаемость определяется не только уровнем развития активного познания (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем "рецептивного" познания, т. е. тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, в частности, учителя.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Литература

1. Семякин. МПИ. 2000г. 2. Лебедев, Кушниренко. 12 лекций по МПИ. 3. Бочкин, МПИ 4. Информатика и образование – журнал 5. Информатика - приложение

МПИ как педагогическая наука, ее предмет и задачи.

МПИ изучает специфику общих закономерностей в преподавании информатики. С одной стороны МПИ исходит из общих научных закономерностей, что позволяет разработать инструментарий для использования на практике. С другой стороны теория обучения, разрабатывая общие положения, опирается на конкретные методики. В настоящее время актуальной задачей для педагогической психологии является разработка эффективных способов взаимодействия учащихся с компьютером.

Предмет – методическая система

Методическая система обучения любого предмета – совокупность 5 компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм, средств обучения.

Методическая система по информатике претерпевает значительные изменения. Создание полноценной методической системы обучения играет ключевую роль в ее становлении как учебного предмета.

Задачи

Изучение курса МПИ направлено на решение: Образовательных задач: понять цель изучения школьного курса, места и значения курса в общем образовании школьника, освоить содержание курса, понять и использовать принципы отбора содержания, овладеть средствами и организационными формами занятий, увидеть и использовать связь информатики с другими дисциплинами, научиться анализировать процесс обучения информатики, использовать техническое и программное обеспечение.

Развивающие задачи: формирование логико-алгоритмического и системно-комбинаторного стиля мышления.

Воспитательные задачи: ф ормирование этических и эстетических компонентов информационной культуры.

Особенности МПИ проявляются в нестабильности самой информатики и как предметной области (науки) и как учебного предмета. В этих условиях плодотворным решением являются:

1. Опора на результаты общей дидактики и психологии, на конкретные методики близких дисциплин.

2. Необходимость формирования наиболее общих фундаментальных знаний, умений, навыков. Конкретные программы, технические средства должны рассматриваться как типичные представители своего класса. Надо избегать машинно-зависимых знаний и умений, которые могут оказаться бесполезными или вредными в других условиях.

Изменение в системе целей изучения информатики в школе.

Официально курс информатики был введен в школу в 1985 году под лозунгом: «Программирование – вторая грамотность» (Ершов). Ершов А.М., Молохов – первый учебник «основы информатики и вычислительной техники». Последние годы внесли коррективы в содержание курса, но обозначенные основные умения и навыки в области информатики, которые необходимы каждому современному человеку, актуальны и сейчас. Это:

1. Умение планировать структуру действия для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств.

2. Умение организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи.

3. Умение строить информационные структуры (модели) для описания объектов и систем.

4. Умение своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, базирующиеся на владении компьютерными технологиями.

5. Технические навыки взаимодействия с компьютером.

Первый учебник базировался на трех понятия: информация, алгоритм, ЭВМ. Предусматривая обучение, как по машинному, так и безмашинному варианту. Большая часть времени посвящалась теме «Алгоритмизация и программирование» (Бейсик). По мере оснащения школ компьютерами и накопления методического опыта формировались различные подходы к преподаванию информатики.

К концу восьмидесятых годов были разработаны 3 альтернативных учебника:- под ред. Кушниренко- под ред. Гейна- под ред. Каймина.

В школу также поступило программное обеспечение, которое позволило школьникам работать в различных редакторах. Следовательно в школу пришла установка: «Обучение компьютерной грамотности учащихся».Во всех этих учебника курс включал 4 раздела:

1. Компьютерная грамотность

2. Алгоритмизация и программирование

3. Решение задач на ЭВМ.

4. Устройство и применение ЭВМ.

Это свидетельствовало об изменении содержания школьного курса информатики, хотя основной акцент делался на изучение второго раздела, поскольку практическое изучение других разделов было затруднено из-за отсутствия прикладного программного обеспечения. В начале 90х годов было разработано и внедрено несколько учебных курсов, которые включали: учебник, методическое пособие и программное обеспечение (Кумир, Е-практикум) . Концептуально содержание информатики претерпевает некоторые изменения, что связано с возможностями НИТ (новые информационные технологии), но и реализацией общекультурной направленности гуманизации образования.

В 1993 году разработана концепция преподавания информатики, началась работа над образовательными стандартами. Проведен научный анализ предметной области для написания стандарта. Под руководством А.А. Кузнецова были разработаны содержательные линии курса информатики, разработан обязательный минимум содержания образования, выделены 3 этапа непрерывного изучения информатики в школе.

В настоящее время:

1. Осознается необходимость снижения возраста учащихся, начинающих обучение информатике. Информатика как учебный предмет в старших классах опаздывает с формированием логико-алгоритмического стиля мышления, навыков использования компьютеров. Многие формируемые навыки являются не узко предметными, а общеобразовательными, признается существенная роль информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников.

2. Определяется подход к информатике как к общеобразовательному, направленному на формирование информационной культуры школьника, что далеко выходит за рамки прикладных задач формирования компьютерной грамотности.

Компьютерная грамотность

Предполагает знание назначения и пользовательские характеристики основных устройств компьютера, знание основных видов программ много обеспечения, и пользовательских интерфейсов, умение производить поиск, хранение обработку различных видов информации с помощью соответствующего программного обеспечения.

Информационная культура –знание основ компьютерной грамотности, понимание закономерностей информационных процессов, умение организовывать поиск и отбор информации для решения задач, умение оценивать достоверность, полноту, объективность поступающей информации, представлять ее в различных видах, технические навыки взаимодействия с компьютером. Эффективность применения компьютера как инструмента, привычка своевременно обращаться к компьютеру, понимание компьютерных информационных технологий как совокупности средств для решения проблем человека, а не самоцель, понимание возможности и ограничений техники, ее недостатков, применение полученной информации при принятии решения практической деятельности

Цели и задачи обучения информатике в школе на современном этапе.

Подход к курсу информатики как к общеобразовательному предмету сегодня связан с выделением общеобразовательной функции, потенциальных возможностей в решении задач обучения, воспитания, развития.

Образовательные функции:

1. Мировоззренческая функция предмета, - его вклад в формирование научных представлений о мире, основополагающих понятиях, как вещество, энергия, информация. Это связано в формированием представлений о роли информации в управлении (кибернетика), специфике самоуправляемых систем (биологических, социальных, автоматизированных технических). В результате у учащихся должна быть сформирована системно-информационная картина мира. Они должны уметь увидеть и проанализировать информационные процессе, понять идеи формализации и моделирования. 2. Связана с формированием общенаучных умений и навыков, с развитием мышления (теоретическое. Операционное, модульно-рефлексивное, логико-алгоритмическое), творческих способностей учащихся, формированием приемов и анализа умственных действий. (аспект развития (алгоритмический аспект)). 3. Формирование навыков национального использования средств новых информационных технологий (пользовательский аспект) при решении учебных задач, подготовка школьников к практической деятельности в информационной обществе, формирование информационной культуры.

В настоящее время выделяются 3 этапа непрерывного изучения школьной информатики: 1. Пропедевтический (1-6 классы). Происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются элементы информационной культуры. В процессе использования игровых учебных программ, учащихся учатся таким приемам умственных действий как поиск закономерностей, иерархическая зависимость, мышление по аналогии, классификация, нахождение общего, выделение частного, построение логических умозаключений (книга Горячев, программные средства «Роботландия» - разработка Первина, «Никита», «Малыш», «Радуга в компьютере» - разработка КиД, изучение ЛОГО).

2. Базовый курс (7-9) классы. Курс, который должен обеспечивать обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационных технологий решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в учебной, а затем и профессиональной деятельности. Изучение базового курса формирует представление об общности процессов получения, передачи и хранение информации в живой природе, обществе и технике. 3. Профильный уровень (10-11 классы). Предполагается продолжение образования по информатике дифференцированного по объему и содержанию и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников. Например: математические классы изучают программирование, методы методы вычислительной математики. Классы естественнонаучного профиля изучают применение компьютера для моделирования, для обработки данных эксперимента. Гуманитарные классы изучают представления о системном подходе в языкознании, литературоведении, истории.

Перспективы развития школьного курса информатики

Как проект стандарта, так и обязательный минимум не задают логику, последовательность изучения курса, введения и развития его понятий, а определяют только набор элементов содержания обучения и требований к уровню усвоения учебного материала.

Перспективы развития :

Дальнейшее совершенствование стандарта и обязательного минимума в связи с усилением общеобразовательной значимости предмета за счет выделения и вынесения на первый план при обучении общих принципов закономерностей, касающихся информации и информационных процессов.

Преодоление несовпадения предмета науки и учебной дисциплины (школьного предмета), а также обоснование содержания информатики как учебной дисциплины в школе. Современная информатика состоит из теоретической (теория информации, алгоритмов, кибернетика – управление информационными системами, математическое и информационное моделирование, искусственный интеллект), прикладной (средства информатизации, информатизационные технологии).

С другой точки зрения информатика состоит из 4 блоков :

Теоретическая информатика,

Средства информатизации,

Информатизационные технологии,

Социальная информатика.

Непрерывное изучение информатики, начинается с пропедевтического курса. Это позволит:

1. Формировать операционный стиль мышления, который может рассматриваться как совокупность следующих умений: умение планировать структуру действий, умение систематизировать свою деятельность, умение строить информационные модели.

2. Использовать приобретенные знания и умения на других учебных дисциплинах.

3. Активнее развивать познавательные способности учащихся 4. Формировать конструкторские и исследовательские навыки активного творчества.

5. Закладывать основы научного мировоззрения при работе с моделями явлений по курсу информатика.

Планирование учебного процесса по курсу информатика.

Планирование основывается на нормативных документах, которые носят регламентирующий характер.

1. Базисный учебный план регламентирует распределение учебного времени на изучение конкретных дисциплин, в частности информатики. В настоящее время изучению изучению информатики отводится 1 час в неделю для 10-11 классов за счет инвариантной части. В 7-9 классах изучение курса предполагается только за счет вариативной части регионального компонента и школьного компонента.

2. На основании базисного учебного плана и проекта стандарта разработан «Обязательный минимум содержания образования по информатике для двух уровней А и В. Уровень А предполагает изучение курса за 68 часов (2 года по 1 часу), уровень В предполагает 136 часов и соответствует требованию вступительных экзаменов в ВУЗы. В ближайшее время планируется разработка курса С для углубленного изучения курса информатики.

На основании нормативных документов создаются документы, носящие рекомендательный характер:

1. Примерная учебная программа по предмету. Она является образцом, по которому разрабатываются рабочие программы (региональные, районные, школьные программы).

2. Экзаменационные материалы, итоговые, аттестационные тесты для выпускников.

3. Учебники, рекомендованные Министерством образования, которые собраны в каталоге-справочнике «Российский учебник» (газета «Информатика» – приложение к газете «1 сентября». – Семакин, Кушниренко, Гейн). На основании данных документов каждый учитель разрабатывает календарно-тематический план (рабочая программа), в которой указывается количество часов, отведенных на раздел, на тему; в какой форме будет изучаться материал, виды контроля, использование литературы.

Реализация методов и форм обучения информатики.

1. На уроке информатики используются и словесные методы и наглядность, и практические методы. Но своеобразие состоит в том, что практическим методам уделяется большее время, своеобразие наглядных методов в демонстрации.

2. Анализ возможен при постановке задачи (необходимо выделять что дано, что надо найти). Целью анализа может быть выяснение причин ошибки в алгоритме.

3. Синтезом является решение задачи с использованием имеющихся средств, создание мысленной идеальной модели, сборка алгоритма из отдельных блоков.

4. Сравнение используется для ввода и освоение смысла понятия. Целесообразно вначале указывать сходства, а затем различия.

5. Классификация связана с освоением большого объема материала и упорядочением знаний.

6. Индукция используется при умозаключении. О правильности алгоритма на основании конечного числа тестов. При введении нового понятия, основываясь на системе примеров.

7. Дедуктивной является задача поиска ошибки в алгоритме.

8. Аналогия и перенос часто используются на уроках: если в текстовом редакторе имеется возможность редактировать и форматировать символы, то в таблице возможны аналогичные действия над текстом.

9. Абстракция и конкретизация связана с компьютерным моделированием: исходная задача всегда ставится конкретно, а затем переводится на абстрактный язык. Полученные же результаты должны быть интерпретированы «переведены» на язык пользователя)

10. Метод организации учебной деятельности:

Репродуктивный

Проблемно поисковый,

Исследовательский,

Ролевая игра (ребенок отождествляет себя с компьютером)

11. Методы контроля:

Письменный

Самоконтроль

Машинный.

Организационные формы:

    Фронтальная

2. Групповая

    Парная (лучше пары непостоянные) при изучении сложного материала, например база данных.

    3. Индивидуальная. Помимо урока возможны факультативные занятия, кружки, проведение экскурсий.

    Факультативные занятия:

    1. Цель – углубление знаний в области информатики, изучение которой связано с использованием компьютера, с профессиональной ориентацией.

2. Характерно: большая самостоятельность, самоуправление, меньшее число обучаемых.

3. Факультативы могут быть

Общего направления (применение компьютеров на уроке математики, компьютер в управлении школой)

Где компьютер или программное обеспечение выступают в роли объектов изучения (графические редакторы, язык программирования)

Кружок – более гибкая и индивидуальная форма работы, в которой участвуют учащиеся разных возрастов и меньшее по численности группа, использующие задания-проекты. В настоящее время необходимость реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении вызывает такие педагогические технологии как - метод проектов (его суть заключается в решении конкретной значимой задачи и предполагает достижение значимого результата)- обучение в сотрудничестве (обучение проводится в малых группах. Отметку получают, единую на всю группу. Любой ученик из группы должен знать, уметь, выполнять, комментировать. Состав группы не постоянный.) - разноуровневое обучение (создаются группы разного уровня на потоке А-базовый, Б-продвинутый, С-углубленный.) На протяжении обучения действует система зачетов и тестирования на основании, которого учащихся переводят из одной группы в другую.

Структура урока информатики.

На уроке информатики используются традиционно сложившиеся элементы урока, которые возможно комбинировать при составлении схемы конкретного урока. Своеобразие урока информатики в систематическом использовании средств новых информационных технологий (СНИТ – компьютеры и программное обеспечение). При использовании компьютера на уроке целесообразно предусмотреть применение демонстрационного компьютера (экраны, проекторы) прежде чем учащиеся начнут работать с техникой самостоятельно.

Этапы работы с демонстрационным компьютером:

1. Визуальная адаптация к программе (вызвать эмоциональное отношение к программе, снять психологический барьер перед программой) – подготовка ученика к работе с программой

2. Постановка цели. Каково назначение программы.

3. Введение алгоритма работы с программой его объяснение, закрепление алгоритма работы.

Деятельность учителя:

2. Деятельность учителя, проговаривает цели.

3. Учитель объясняет и демонстрирует.

4. Учащиеся говорят алгоритм, а учитель выполняет действия, демонстрирует и корректирует. Фронтальная работа – разбор ошибочных ситуаций (ошибки: логические, синтаксические, семантические), постановка задачи для самостоятельной работы за компьютером. Показ перспективы работы с данной программой.

Структура и содержание разделов школьной информатики.

Структура разделов школьной информатики. Для информатики характерно многообразие внутрипредметных связей, поэтому изучение основных понятий курса происходит с последующим их обогащением. Общедидактический принцип последовательности изучения материала реализован в форме цикличности (дидактической спирали), что предполагает овладение знаниями и умениями в усложняющемся контексте, предполагает обогащение, развитие и обобщение изучаемых вопросов. Принцип дидактической спирали является одним из факторов структуризации курса. На протяжении всего курса изучаются базовые понятия как информация, алгоритм, исполнитель на разных уровнях сложности, принципу «от простого к сложному».

Любая тема или задача курса информатики может быть представлена как комбинация уровней этих параметров, а все содержание курса в виде модели параллелепипеда, состоящего из отдельных кубиков.

Последовательность изучения идет от левого нижнего угла к правому верхнему и в разных учебниках различно. Например у Кушниренко при одном типе данных разбираются все типы алгоритмов. У Гейна на одном типе алгоритма разбираются все типы данных. При возврате в начало следующей колонки происходит снижение сложности либо типа данных, либо типа алгоритма, поэтому авторы учебников сочетают такое движение в диагональным, т.е. сложность данных и алгоритмов увеличивается попеременно. С учетом третьего направления получается спиральное движение и раскрывается принцип цикличности.

Дидактическая спираль должна проходить через основные темы согласно следующим принципам:

1. От простого к сложному

2. Принцип преемственности, так если новая тема появляется из предыдущей.

3. Продвигающее повторение. Введенный уровень понятия участвует в формировании нового уровня и повторяется в новом контексте. Несмотря на огромное количество учебников, содержание курса в целом стабильно, хотя разделы в разных учебниках могут отличаться по объему и по порядку их объявления.

Анализ школьных учебников по информатике

В связи с появлением учебных учреждений разного типа, разных программ у учителя появляется новый компонент деятельности – оценочный, который связан с экспертизой программ и учебников (предлагаемого материала).

Для проведения данной оценки необходимо:

Иметь информацию, какие учебники допущены и рекомендованы к изданию

Знать и уметь использовать критерий оценки.

Информация может быть найдена в документе (федеральный набор учебников по информатике), который ежегодно формируется в Министерстве Образования и публикуется в «Вестнике образования»

I часть

1. Гейн А.Г. и др. Информатика. 10 (11) кл. 2000 Просвещение 2. Юдина А.Г. Практикум по информатике в среде Logo-Writer. Ч. 1, 2. (8-9 кл., 10 -11 кл). 1999, 2000 Мнемозина

II часть

3. Кушниренко А.Г. и др. Информатика. 7-9 кл. 2000 Дрофа 4. Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура. 9-10 кл. 1997-2000 Дрофа 5. Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура.11 кл. 1999,2000 Дрофа 6. Семакин И.Г. и др. Информатика. 7-9 кл. 1998,2000 Лаборатория базовых знаний 7. Под ред. Семакина И.Г., Хеннера Е.К. Задачник-практикум по информатике. Ч. 1, 2 (7-9, 10-11 кл.). 2001 Лаборатория базовых знаний 8. Гейн А.Г. и др. Информатика. 7-9 кл.1998-2000 Дрофа 9. Кузнецов А.А. и др. Информатика. 8-9 кл. 1999,2000 Дрофа 10. Семенов А.Л. и др. Алгоритмика. 5-7 кл. (Для углубленного изучения.) 1998-2000 Дрофа

11. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11 кл. (Для углубленного изучения.) 2001 Лаборатория базовых знаний 12. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. 10-11 кл. Ч. 1, 2. (Для естественно-научного профиля.) 1999,2000 Лаборатория базовых знаний 13. Под ред. Макаровой Н.В. Информатика. 10-11 кл. (Для естественнонаучного профиля.) 1999,2000 Питер

Ершов.

Ориентирован на безмашинный вариант работы. Первый учебник 1985 год. В основе учебника лежит язык. Информатика понимается как наука. Целью обучения является формирование алгоритмической культуры (см. 1 лекцию). Содержание: «+» Определение алгоритма хотя содержит понятие исполнителя, но далее исполнитель почти не встречается и дидактические возможности его не используются. Не обсуждается понятие информация. В настоящее время часть фактического материала устарела. «–» Хорошо проработан раздел алгоритмы, алгоритмический язык, хороший подбор задач на составление алгоритмов, большое количество решенных задач, разработан учебный алгоритмический язык (УАЯ). Структурные схемы используются как способ объяснения составленных команд. В целом учебник заложил стереотип и способствовал выработке педагогического опыта.

Каймин

(89-97 годы) Сейчас не переиздается. Были впервые рассмотрены логические основы и доказательства правильности алгоритма по математической индукции. Введен язык Prolog.

Гейн.

В основе учебника лежит модель. Компьютер – инструмент используемый в разных сферах деятельности. Поэтому основная цель курса – научить решению задач на ЭВМ. Следовательно необходимо обучать трем технологиям:

Составление модели задачи

Составление алгоритма

Использование программного обеспечения Содержание: «+» программные средства были специально разработаны для курса: были разработаны 3 исполнителя (чертежник, робот, вычислитель), специальное программное обеспечение для курса (особые редакторы). Он отказался от изучения физических основ компьютера. Хорошо изложены основы алгоритмизации, обоснована последовательность введения алгоритмических структур «–» Однако запись программ на языке Бейсик не структурна (использует номера строк), поэтому перевод на язык программирования затруднен и не воспринимается учащимися как технология.

Кушниренко.

В основе учебника лежит алгоритмизация (продолжает идеи Ершова). Информатика – фундаментальная дисциплина и одна из целей – умение алгоритмизировать.

Содержание: Алгоритмизация и программирование не различаются (разработан язык программирования «Кумир» – аналог УАЯ Ершова. «+» Отказ от решения математических задач в начале курса, максимальное привлечение средств наглядности, исполнителей, действующих в графической обстановке (робот, чертежник). Команда присваивания объясняется с применением наглядности. «–» Нет сведений о конкретных редакторах, не изложена техника работы с ЭВМ (современным компьютерным обеспечением), не рассматриваются вопросы реализации алгоритма на язык программирования.

Шафрин.

В основе учебника лежит его мысль о необходимости четко разграничить программный компонент курса от общеобразовательного. Необходим подход к информационной технологии как целостной системе, а не беспорядочному набору операций. Содержание: «+» Выверена терминология. Изложение материала методически продумано. На простых примерах ставится задача, излагается принцип ее решения, а затем неоднократно возвращается к ним при описании конкретных операций. Дана система примеров, упражнений и заданий. «–» Первое издание написано в инструктивно-пользовательском ключе. Задачи курса рассматриваются узко.

Введение:

1. Роль и значение игры в учебном процессе.

2. виды и классификации игровых методик

3. требования к проведению игровых методик на уроках информатики в начальных классах

4. план-конспект урока с использование игровых методик.

Введение

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых. В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.

Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. “Игра – регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Она хранит и развивает “детское” в детях, она – их школа жизни и “практика развития”

В своей работе мы постарались показать всю важность обучающей игры

Цель исследования :

Задачи исследования :

1) рассмотреть роль игры на урок информатики в начальных классах

2) определить виды и классификации игровых методик

3) описать требования к проведению игровых методик на уроке информатике в начальных классах

4) составить план-конспект урока с использованием игровых методик

Объект исследования : влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков.

Предмет исследования : дидактическая игра как средство повышения эффективности учебного процесс

Роль и значение игры в учебномпроцессп

На современном этапе обучения школа должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний. Необходимо пробуждать и постоянно поддерживать стремление их к самообразованию, реализации творческих способностей.

Крайне важно на самых ранних стадиях обучения зажигать в каждом ученике интерес к учебе. Интерес этот надо постоянно поддерживать. Давно замечено, что у человека остается в памяти, а соответственно и в навыках, гораздо больше, когда он участвует в процессе с интересом, а не наблюдает со стороны.

Необходима такая реализация внутри системы образования, которая бы позволила школьникам разного возраста с интересом выполнять поставленные задачи.

Применение нетрадиционных, нестандартных форм обучения благотворно сказывается на учебном процессе.

Нетрадиционный урок - это урок, который характеризуется нестандартным подходом

  • к отбору содержания учебного материала;
  • к сочетанию методов обучения;
  • к внешнему оформлению

Игра является методом обучения, ее основной целью является углубление интереса к учебе и тем самым повышение эффективности обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Внешне кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле, игра требует у ребенка отдачи максимума своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Нередко педагог предпочитает проводить с детьми занятия в привычной для них и для него урочной форме только потому, что боится шума, беспорядка, которые нередко сопровождают игру. Для учащихся урок-игра - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Для учителя урок-игра, с одной стороны - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы (например, общения), с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Когда дети научатся играть, а педагог руководить, управляя игрой, он начнет чувствовать, как все в игре подчиняются ему, находится в его власти. Условия игры требуют от ребенка быстроты мысли, особого внимания эмоционального напряжения, он должен войти в игру. Главная задача педагога – поощрять подобные игры детей, учить в процессе игры поддерживать детскую инициативу в придумывании и организации различных игр, оказывать им необходимую помощь. Нельзя забывать о том, что дидактическая игра очень эмоционально насыщена. Участвуя в ней ребенок переживает волнение, радость от удачно выполненной задачи,огорчение по поводу неудачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный подъем захватывает всех детей даже обычно пассивных.

Игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, а также игра способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях.

Игра - это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. То есть такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса.

В современной школе на уроках информатики широко используются игровые технологии. Играть можно целый урок или использовать игровые фрагменты на уроках, нельзя забывать об эффективности использования данной технологии во внеурочное время.

Конечно, игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения детей. Она обязательно должна быть дидактической, т. е. подчиненной тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке, в структуру которого она включается. В силу этого игру заранее планируют, продумывают ее место в структуре урока, определяют форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры.

Дидактические игры хороши в системе с другими формами и методами обучения. Использование дидактических игр должно быть направлено на достижение цели: дать ученику знания, соответствующие современному уровню развития любой науки, в частности информатики.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

1. хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

2. одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

3. мотивационная по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

4. позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.

5. многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

6. преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

7. . В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов. Для них она и есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся. Она есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
В игре дети свободно самораскрываются, саморазвиваются с опорой на подсознание, разум и творчество.
Игра является главной сферой общения детей. В ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

2 Виды игровых методик

На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются игровые методы, позволяющие эффективно построить учебный процесс.

Это связано с тем, что эти методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

Цель курса

Задачи курса:

1. Молодая научная дисциплина

2. Новизна научной дисциплины

3.



ПРИНЦИП ПЕРЕХОДА ОТ ОБУЧЕНИЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ.

В реальном процессе обучения принципы выступают во взаимосвязи друг с другом. Нельзя как переоценивать, так и недооценивать тот или иной принцип, т.к. это ведет к снижению эффективности обучения. Только в комплексе они обеспечивают успешный выбор содержания, методов, средств, форм обучения информатике.



Частнометодические принципы применения программных средств в учебном процессе

Они подразделяются на

1) принципы, относящиеся к учебному процессу при использовании программных средств в качестве объекта изучения и

2) принципы, относящиеся к учебному процессу при использовании программных средств в преподавании общеобразовательных дисциплин (в том числе и информатики).

Первая группа принципов.

ПРИНЦИП ПОНИМАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ предполагает знание для чего, когда и где используются изучаемые системы.

ПРИНЦИП ОБЩНОСТИ требует доведения до сведения учащихся функциональных возможностей, которые предоставляют программные средства данного типа.

ПРИНЦИП ПОНИМАНИЯ ЛОГИКИ ДЕЙСТВИЙ В ДАННОМ ПРОГРАММНОМ СРЕДСТВЕ не учитывается в практической методике преподавания информатики, а между тем без понимания принципов организации данного средства невозможна грамотная работа

Вторая группа принципов.

ПРИНЦИП ОПТИМАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПС. При использовании программных средств в обучении значительно экономится время учителя. Так организация опроса учащихся с помощью программных средств экономит время поскольку не надо проверять тетради, диагностику результатов опроса программа, как правило выдает сразу.

ПРИНЦИП ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ. А между тем сформулированные соответствующим образом задания способствуют развитию мышления учащихся, формируют исследовательские навыки. Например, можно при изучении графических редакторов предлагать учащимся задания, способствующие развитию логического мышления, пространственного воображения и пр.

ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГАММНЫХ СРЕДСТВ . Не существует универсального средства обучения, способного решить все учебные задачи, поэтому только оптимальное сочетание различных средств обучения в комплексе способствует эффективному протеканию учебного процесса.

Образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения информатике.

1. Образовательные цели :

1. формирование представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;

2. формирование представлений о современных методах научного познания – формализации, моделировании, компьютерном эксперименте;

3. формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией (умение грамотно пользоваться источниками информации, умение правильно организовывать информационный процесс, оценить информационную безопасность);

4. подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности (освоение средств информатизации и информационных технологий).

2.Развивающие цели обучения информатике .

Развитие логико-алгоритмического стиля мышления.

3. Воспитательные цели обучения информатике . Говоря о воспитательных целях обучения информатике, имеют ввиду развитие следующих черт и качеств личности учащегося:

  1. объективное отношение к данным компьютерных вычислений, т.е. критичность и самокритичность мышления;
  2. бережное отношение как к технике, так и к информации, этическое, нравственное неприятие компьютерного вандализма и вирусотворчества;
  3. личная ответственность за результаты своей работы на компьютере, за возможные ошибки;
  4. личная ответственность за решения, принимаемые на основе компьютерных данных;
  5. потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач бригадным методом;
  6. забота о пользователе продуктов своего труда.

Учебно-методическое обеспечение школьного курса информатики. Программные средства учебного назначения (направления использования, структура технологии применения программных средств в учебном процессе, критерии эффективности этой технологии).

Компьютерные программные средства как дидактические инструменты можно классифицировать так:

учебные компьютерные программы;

учебно-ориентированные пакеты прикладных компьютерных программ;

компьютерные программно-методические системы.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) или цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенных для использования в учебном процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий.

Классификация ЭОР:

по цели создания:

педагогические информационные ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса;

культурные информационные ресурсы, существующие независимо от учебного процесса;

по типу основной информации:

текстовые, содержащие преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку;

изобразительные, содержащие преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;

программные продукты как самостоятельные, отчуждаемые произведения, представляющие собой программы на языке программирования или в виде исполняемого кода;

мультимедийные, в которых информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных учебных образовательных задач;

по технологии распространения:

локальные, предназначенные для локального использования, выпускающиеся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;

сетевые, доступные потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;

комбинированного распространения, которые могут использоваться как в качестве локальных, так и в качестве сетевых;

по наличию печатного эквивалента:

представляющие собой электронный аналог печатного ресурса;

самостоятельные ресурсы, воспроизведение которых на печатных носителях ведет к потере их свойств;

по функции в учебном процессе:

предъявляющие учебную информацию, в том числе демонстрации объектов, явлений и процессов;

информационно-справочные;

моделирующие объекты, явления и процессы;

расширяющие сектор самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения;

осуществляющие тренировку навыков и умений различного характера, решение задач;

осуществляющие контроль и оценку знаний учащихся.

Мультимедийность ЭОР предполагает синтез различных видов информации - текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео, при котором возможны различные способы структурирования, интегрирования и представления информации.

Интерактивность ЭОР может подразумевать:

манипулирование экранными объектами с помощью устройств ввода компьютера;

линейную навигацию;

иерархическую навигацию;

вызываемые или всплывающие автоматически справки;

обратную связь;

конструктивное взаимодействие;

рефлексивное взаимодействие;

имитационное моделирование;

поверхностный контекст;

углубленный контекст.

ЭОР могут обеспечивать:

получение информации, навыков и умений, аттестацию и контроль учебных достижений;

расширение сектора самостоятельной работы;

изменение роли преподавателя учащихся;

переход учащегося от пассивного восприятия информации к активному участию в образовательном процессе;

способность управлять учебным процессом (в том числе и со стороны учащегося) и ответственность за полученный результат;

реализацию новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуального обучения.

Анализ урока.

· специфика урока

· рационально ли выбрана структура

· на каком материале урока был сделан акцент

· степень активности учащихся на уроке

· средств и методы обучения на уроке

· характеристика учащихся

· выполнялись ли требования к организации занятий в классе информатики

· достигнуты ли поставленные цели (если нет, то перечислить причины и какие изменения нужно внести при подготовки и проведении урока)

Типология уроков.

В. А. Онищук предлагает типологию уроков в зависимости от дидактической цели. Эта типология на сегодняшний день является наиболее распространенной:

а) урок ознакомления с новым материалом;

б) урок закрепления изученного;

в) урок применения знаний и умений;

г) урок обобщения и систематизации знаний;

д) урок проверки и коррекции знаний и умений;

е) комбинированный урок.

Необходимо отметить, что приведенные выше типологии возникли в разное время, возможно, по этой причине они во многом эквивалентны по своему содержанию.

Организация предварительной подготовки учителя к уроку.

Основные формы дополнительного изучения информатики и её приложений в средней школе. Содержание внеклассной работы по информатике.

Внеклассные мероприятия повышают интерес учащихся к предмету, побуждают их к самостоятельной работе на уроке и постоянному поиску чего-то нового. Участвуя во внеклассных мероприятиях, дети познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.

Можно выделить следующие задачи, которые решаются во внеклассной работе по информатике:

1. Выявление творческого потенциала и способностей любого ребенка, независимо от его оценок по предмету.

2. Повышение интереса школьников к предмету «Информатика», увлечение учащихся предметом, привитие им любви к информатике через совместную деятельность.

3. Стимуляция поисково-познавательной деятельности.

4. Популяризация знаний по информатике среди учащихся. Популяризация достижений в области информационных технологий.

5. Установление новых контактов общения (при изучении телекоммуникационных сетей).

6. Углубление знаний учащихся по информатике (на факультативах). Расширение кругозора учащихся.

7. Пропедевтика уроков информатики (на кружках для младших классов).

8. Реализация межпредметных связей.

9. Профессиональная ориентация учащихся.

Внеклассные занятия по информатике оказывают положительное влияние на занятия, проводимые в рамках основного расписания, так как учащиеся, вовлеченные во внеклассную работу по предмету, более тщательно, углубленно изучают учебный материал, читают дополнительную литературу, осваивают работу с компьютером. Внеклассная работа по предмету стимулирует самостоятельное изучение информатики и информационных технологий.

Формы ВР по информатике

К настоящему времени накоплен огромный опыт внеклассной работы в школе по различным предметам, причем формы этой работы весьма разнообразны.

ВР можно классифицировать по разным признакам: систематичности, охвату учащихся, времени проведения, дидактическим целям и т.д.

По систематичности можно выделить два вида внеклассных занятий (ВЗ):

1) эпизодические ВМ :

– подготовка и проведение школьных олимпиад по информатике; участие в районных, городских олимпиадах;

– летние компьютерные лагеря;

– выпуск стенной газеты;

– проведение викторин, вечеров, КВН по информатике;

– проведение тематических конференций и семинаров по информатике;

2) постоянно действующие ВМ :

– кружки и факультативные занятия по информатике;

– школьные научные общества;

– различные формы заочного и дистанционного обучения учащихся.

По охвату учащихся можно выделить индивидуальную и массовую работу.

Индивидуальная работа есть во всех видах ВЗ, она может выражаться в подготовке реферата, материала для стенгазеты, вечера, конференции и т.д.

Массовая работа выражается в проведении вечеров, конкурсов, олимпиад.

Кружки по информатике имеют свою специфику. Они предназначены для привлечения учащихся младших классов для формирования пропедевтических навыков работы с компьютером. На них рекомендуется давать учащимся задания для работы в графических редакторах, возможно ознакомление с одним из языков программирования. Исследования показали, что наиболее утомительными для детей 7-13 лет являются занятия компьютерными играми, на таких занятиях свыше 88% времени занимает работа с дисплеем, на других занятиях эта величина не превышает 66%.

Наименее утомительными для школьников 1-7 классов оказались занятия смешанного типа (программирование и игры).

Изучение влияния компьютерных занятий разного типа позволило установить оптимальную и допустимую их продолжительность для детей разного возраста. Так для детей 7-10 лет оптимальная продолжительность компьютерных игр составляет 30 минут, допустимая для игр и занятий смешанного типа – 60 минут. Для школьников 11-14 лет оптимальная продолжительность компьютерных игр составляет 30 минут, а допустимая – 60 минут, для занятий смешанного типа соответственно – 60 и 90 минут.

Кружковая работа со старшеклассниками возможна при организации групп для работы в телекоммуникационных сетях.

Факультативы по информатике призваны обеспечить более углубленное изучение предмета по сравнению с общеобразовательным. Некоторыми учителями на факультативных занятиях практикуется решать задачи из вступительных экзаменов по информатике; готовить учащихся к выпускным экзаменам. На факультативах также можно преподавать отдельные разделы информатики более углубленно. Например:

1. Программа углубленного изучения информатики в классах с математическим уклоном предполагает изучение основ вычислительной техники и программирования (Паскаль), элементы логического программирования (Пролог), компьютерное моделирование, а также знакомство с прикладным программным обеспечением (ЭТ, редакторы, СУБД);

2. Программа спецкурса «Системы управления базами данных» включает изучение систем Access на уровне языка запросов, освоение языка программирования (например, Visual Basic), использование СУБД при решении практических задач.

3. Программа спецкурса «Компьютерное моделирование» включает следующие разделы:

Модели. Классификация моделей. Компьютерные модели.

Технология компьютерного моделирования.

Моделирование хаотичных движений.

Моделирование случайных процессов.

Детерминированные модели.

Дискретные модели.

Моделирование игр.

Шахматные и карточные игры.

Одним из центральных вопросов организации ВР по информатике является определение её содержания. В соответствии с принципом связи ВР с уроками информатики оно должно соотноситься с программным материалом по информатике . Наряду с этим на ВМ можно рассматривать вопросы, которые непосредственно не связаны с программой по информатике, но интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора, т.е. дополнительный материал .

ОШИБКИ ОЦЕНИВАНИЯ.

  1. великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок;
  2. перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку);
  3. оценка по настроению;
  4. отсутствие твердых критериев (за слабые ответы преподаватель может ставить высокие отметки или наоборот);
  5. центральная тенденция (стремление не ставить крайних отметок, например, не ставить двоек и пятерок);
  6. близость оценки той, которая была выставлена ранее (после двойки трудно сразу поставить пять);
  7. ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно положительно, либо отрицательно);
  8. перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету, и др.

Отличительные особенности «Теории и методики обучения информатике». Цели и задачи курса «Теория и методика обучения информатике».

Цель курса – подготовить методически грамотного учителя информатики, способного:

Проводить уроки на высоком научно-методическом уровне;

Организовывать внеклассную работу по информатике в школе;

Оказать помощь учителям-предметникам, желающим использовать компьютеры в обучении.

Задачи курса:

Определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его роль в учебном плане школы;

Подготовить будущего учителя информатики к методически грамотной организации и проведению занятий по информатике;

Сообщить приемы и методы преподавания информатики, наработанные к настоящему времени;

Обучить различным формам проведения внеклассной работы по информатике;

Развить творческий потенциал будущих учителей информатики, необходимый для грамотного преподавания курса, поскольку курс ежегодно претерпевает большие изменения.

Отличительные особенности «Теории и методики обучения информатики»

Дисциплина «Теория и методика обучения информатике» имеет ряд отличительных особенностей:

1. Молодая научная дисциплина (она вошла в планы педагогических вузов сравнительно недавно. Это произошло в середине 80-х годов прошлого века, практически одновременно с введением в школу предмета – основы информатики и вычислительной техники), отсюда:

Не разработанность методических подходов к преподаванию информатики;

Необработанность, недостаточность методической литературы;

Отсутствие налаженной системы подготовки и переподготовки кадров.

2. Новизна научной дисциплины «Информатика» и школьного предмета «Основы информатики и вычислительной техники», отсюда:

Постоянные изменения в содержании обучения.

3. Тесная связь школьной информатики с другими предметами , что позволяет использовать приемы методик других дисциплин, а также опираться на знания учащихся из других областей знания.

2. Взаимосвязь основных компонентов процесса обучения информатике. Связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой и другими предметами .

По одной и той же теме: «Знакомство с ЭВМ» или «Изучение графического редактора» уроки будут проводиться совершенно по-разному в младших, средних и старших классах. Различными будут не только задания, но и формы проведения занятий, поведение учителя на уроке.

Являясь частью дидактики, ТМОИ использует методы исследования педагогики, подчиняется её законам и принципам. Так, при обучении информатике используются все известные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, а именно, общедидактические методы обучения: репродуктивные, проблемного изложения, эвристические и т.д. Формы организации занятий – фронтальные, индивидуальные и групповые.

Преподавание информатики на современном уровне опирается на сведения из различных областей научного знания: биологии (биологические самоуправляемые системы, такие как человек, другой живой организм), истории и обществознания (общественные социальные системы), русского языка (грамматика, синтаксис, семантика и пр.), логики (мышление, формальные операции, истина, ложь), математики (числа, переменные, функции, множества, знаки, действия), психологии (восприятие, мышление, коммуникации).

Особенно усиливается связь с др. науками в связи с переходом системы общего среднего образования России на профильное обучение.

При обучении информатике необходимо ориентироваться в проблемах философии (мировоззренческий подход к изучению системно-информационной картины мира), филологии (изучение текстовых редакторов, системы искусственного интеллекта), математики и физики (компьютерное моделирование), живописи и графики (изучение графических редакторов, системы мультимедиа) и пр.

Таким образом, учитель информатики должен быть широко эрудированным человеком, причем постоянно пополняющим свои знания.