Где можно работать по специальности клиническая психология. Клинический психолог

Социальная значимость и востребованность профессии клинического психолога привлекают к ней внимание тех, кто только выбирает карьерный путь или решил поменять сферу деятельности. Вас тоже заинтересовала перспективная специальность? Задумались, где лучше выучиться на нее? Преподаватели АНО «НИИДПО» ответят на самые распространенные вопросы о профессии клинического психолога.

Хочу помогать людям в сложных ситуациях. Мне подойдет профессия клинического психолога?

Клинический психолог изучает взаимосвязь психических явлений с различными нарушениями здоровья человека. Он занимается профилактикой, диагностикой, терапией, коррекцией психологических расстройств у людей, страдающих от тяжелых заболеваний и зависимостей, находящихся в стрессовой ситуации, проходящих адаптацию в новой обстановке.

Если вы решите получить образование клинического психолога и построить карьеру в этой сфере, вам придется работать с пациентами, которые, к примеру, потеряли родственников, узнали о неизлечимом диагнозе или получили инвалидность, столкнулись с насилием. Поэтому вам потребуются не только желание помогать пациентам и умение сопереживать чужим проблемам, но и устойчивость к стрессам, эмоциональная стабильность, тактичность.

Обязательно ли тратить несколько лет, чтобы выучиться на клинического психолога?

При выборе образовательного заведения, куда поступать на клинического психолога, учитывайте свои карьерные амбиции, текущий уровень и профиль образования, временные и финансовые возможности.

Если у вас уже есть высшее психологическое образование (либо высшее образование и переподготовка в области психологии не менее 1000 часов), вам не обязательно поступать в вуз и заканчивать специалитет, бакалавриат или магистратуру для получения новой специальности. Вы можете пройти профессиональную переподготовку. Она займет всего 1-1,5 года вместо 5-6 лет, которые требуются для получения второго высшего образования. Тем более, в АНО «НИИДПО» учат на клинических психологов заочно - вы осваиваете программу через дистанционный портал в удобное вам время. Это позволяет работать, учиться очно, путешествовать, то есть вести привычный образ жизни и одновременно осваивать перспективную профессию.

Решили пройти переподготовку по специальности «Клинический психолог»? Выбирайте подходящую программу из каталога АНО «НИИДПО»*

Название курса

Сколько учиться на клинического психолога по этой программе?

Присваиваемая квалификация

2030 часов - 17 месяцев

«Клинический психолог»

«Патопсихолог»

1690 часов - 14 месяцев

«Клинический психолог»

1080 часов - 11 месяцев

«Клинический психолог»

2030 часов - 17 месяцев

«Клинический психолог»

«Кризисный психолог»

2030 часов - 17 месяцев

«Клинический психолог»

«Перинатальный психолог»

2030 часов - 17 месяцев

«Клинический психолог»

«Онкопсихолог»

*Каталог регулярно пополняется новыми программами. Уточняйте актуальный перечень курсов у менеджеров.

Мне уже 30/40/50/60 лет. Не поздно ли мне учиться на клинического психолога?

Получить новую специальность и начать карьеру не поздно в любом возрасте. Тем более, сейчас, когда есть дистанционная форма обучения, позволяющая учиться без отрыва от работы и личных дел. Дополнительное профессиональное образование чаще всего получают люди в возрасте 30-40 лет. Но есть и те, кто поступает на курсы во время очной учебы в университете (в 18-25 лет) или после выхода на пенсию.

Что потребуется для поступления на курсы профпереподготовки?

Для зачисления на курсы вам потребуется предоставить в приемную комиссию электронные копии следующих документов:

  • диплом, подтверждающий наличие высшего психологического образования (либо высшее образование и переподготовку в области психологии объемом не менее 1000 часов);
  • справку с места учебы, если вы являетесь студентом старших курсов;
  • подтверждающий личность документ;
  • документ, который подтверждает смену фамилии (если есть).

Принимаются и студенты старших курсов. Зачисление осуществляется без экзаменов, при условии предъявления документов, подтверждающих уровень образования (или обучение на последних курсах вуза).

Как будет проходить обучение?

Группы для обучения на курсах формируются весь календарный год. После зачисления вы получите доступ к личному кабинету на образовательном портале, где будете:

  • изучать материалы электронной библиотеки;
  • участвовать в вебинарах в режиме онлайн и просматривать их в записи;
  • общаться с другими Слушателями и преподавателями на форуме;
  • работать над практическими заданиями, помогающими закрепить пройденный теоретический материал;
  • проходить аттестацию.

Личного присутствия в учебном центре программы профпереподготовки и повышения квалификации не требуют.

Какой документ я получу по окончании курсов?

После прохождения итоговой аттестации вам выдадут диплом о профпереподготовке с присвоением соответствующей программе квалификации («Клинический психолог», «Кризисный психолог», «Патопсихолог», «Онкопсихолог» и т. д.), которые признаются работодателями наравне с дипломами вузов или удостоверение о повышении квалификации.

Клинический психолог - традиционно востребованное образование у тех, кто хочет получить не просто перспективную, но и благородную профессию, помогать людям в тяжелых жизненных ситуациях. Но перед тем, как окончательно определиться с будущей специальностью, стоит познакомиться с ней поближе. Где учиться на клинического психолога? Какие перспективы ждут после получения диплома? Куда можно будет устроиться на работу? Узнать это вам помогут ответы наших преподавателей на 10 главных вопросов о профессии клинического психолога.

  1. Чем занимается клинический психолог?

Клиническая психология - это отрасль науки, которая стоит между медициной и психологией. Она изучает связь психических процессов с различными заболеваниями и состояниями, отличными от нормальных. Решив стать клиническим психологом, вы свяжете свое профессиональное будущее с консультированием, диагностикой, терапией психологических проблем у людей, которые страдают от стрессов, зависимостей, болезней и т. д.

  1. Куда поступить на клинического психолога , чтобы сэкономить время и деньги?

Стандартный вариант получения образования клинического психолога - поступить в вуз на соответствующую специальность. Но у тех, кто уже окончил какой-либо вуз, есть возможность пройти профессиональную переподготовку и получить диплом, дающий право на работу в частных структурах, а если у Вас есть базовое высшее психологическое образование, то и в государственных структурах, всего за 1-1,5 года.

  1. Почему объем программ профпереподготовки по специальности «Клинический психолог» намного меньше, чем программ высшего образования?

Программы профпереподготовки имеют максимальную практическую направленность. В их учебных планах содержатся только общепрофессиональные и специальные дисциплины, которые необходимы для получения новой квалификации и дальнейшей работы по специальности. Программы вузовского (в том числе второго высшего) образования содержат больше теоретического материала, общеобразовательных дисциплин. Отсюда и отличия в продолжительности обучения.

  1. Повышение квалификации короче и дешевле, чем курсы профпереподготовки. Я могу пройти их и работать клиническим психологом?

Нет. Переподготовка - это программы для тех, кто только планирует стать медицинским психологом. Повышают же квалификацию уже практикующие специалисты, которым необходимо расширить, актуализировать, углубить свои профессиональные компетенции. Такие программы рассчитаны на освоение за 16-250 часов и посвящены конкретным аспектам работы медицинского психолога, например:

  • и т. д.
  1. Как выучиться на клинического психолога, если я работаю и не могу ежедневно ходить на занятия?

В нашей Академии реализуются дистанционные программы обучения, которые позволяют осваивать программу курсов заочно - по индивидуальному графику через интернет-портал. Вам не нужно посещать занятия по строго установленному расписанию. Знакомьтесь с материалами электронной библиотеки, смотрите вебинары в записи и онлайн, проходите аттестационные тесты и общайтесь с преподавателями и сокурсниками в удобное время в любом месте, где есть доступ в интернет.

  1. Какое образование нужно иметь, чтобы пройти профпереподготовку на клинического психолога?

Если вы планируете работать в государственных организациях, то вам нужно иметь высшее психологическое образование или переподготовку по психологии, а уже после проходить переподготовку на клинического психолога. Но в частных структурах допускается работа с дипломом о профпереподготовке, полученном на базе любого высшего профессионального образования.

Чтобы повысить квалификацию, нужно иметь диплом любого вуза или ссуза.

  1. Сложно ли поступить на курсы клинических психологов?

Процедура зачисления на курсы требует от вас только предоставления документов, подтверждающих необходимый уровень образования. Никаких вступительных испытаний Академия не проводит.

  1. По какой программе лучше получить образование клинического психолога?

Наша Академия предлагает пройти образование по большой программе от 1000 часов, которые включают общепрофессиональные и специальные дисциплины. Она подходят для тех, кто осваивает профессию с нуля:

Если у Вас уже есть высшее психологическое образование или профессиональная переподготовка по психологии, либо высшее медицинское и ординатура или интернатура по психиатрии, или неврологии, то Вам можно пройти программу с углубленным знанием в области психотерапии:

Есть и более короткие программы, посвященные отдельным аспектам работы медицинского психолога, например, программы по перинатальной психологии. Они рассчитаны на практикующих специалистов, которые хотят получить более глубокие знания в конкретной области своей профессиональной деятельности. Все доступные программы представлены

Среди психологов есть много разных специалистов. Одним из них является клинический. Такой специалист имеет квалификацию в клинической психологии, которую раньше называли медицинской. Его пациентами являются люди с разными проблемами и пограничными состояниями. Он находится на границе гуманитарной и медицинской работы. В отличие от врачей, клинический психолог не назначает лекарств. Он занимается диагностикой и коррекцией проблем.

С чем работает клинический психолог

Условно виды психологов можно поделить на две группы: педагогические работники (они чаще всего работают в школах и детских садах) и медицинские сотрудники (клинические психологи , психиатры, психотерапевты). Все они проходят разную образовательную программу. Главное отличие в процессе обучения на клинического психолога - это упор на специальные предметы:

  • наркологию;
  • психиатрию;
  • фармакологию;
  • неврология;
  • анатомию центральной нервной системы.

Несмотря на такой объем дисциплин, клинические психологи не являются врачами. Они не назначают препаратов, их задача - помочь решить проблему клиента с помощью немедикаментозных методик. Готовят таких специалистов в любом вузе, где есть соответствующая кафедра. Чаще всего они представлены в медицинских университетах. Учиться на клинического психолога нужно 4 года. После этого человеку присваивается квалификация бакалавра. При желании он может продолжить профессиональное развитие в магистратуре.

Выпускникам разрешается работать с любой возрастной категорией - детской и взрослой.

Задача специалиста помочь справиться с такими состояниями, при которых человек официально здоров (его патологии не относятся к медицинской сфере, но у него есть проблемы. Согласно постулатам современной психиатрии, у расстройств психики есть не только биологические причины, но и социальные. Они особенно ярко проступают при разного рода истериях, неврозах, зависимостях. Это не болезни, но состояния, значительно осложняющие привычный образ жизни. К ним также относят страхи, панические атаки, тревожность, конфликты и т. п. Благодаря знаниям клинических предметов специалист может определить, являются ли проблемы пациента социальными. При наличии подозрения на биологические причины клинический психолог отправляет на консультацию к психиатру или неврологу.

Отдельная категория пациентов - люди, потерявшие когнитивные навыки (речь, память, мышление, внимание) в результате болезни или несчастных случаев. Особенно часто это наблюдается после аварий и черепно-мозговых травм. Такие пациенты считаются условно здоровыми. Еще одна сфера работы клинического психолога - семейное консультирование. Специалист может помочь родителям и детям наладить взаимоотношения, решить конфликты и избежать появления психосоматических проблем.

Особенности и методики

Условно всех клинических психологов можно поделить на две большие группы - теоретиков и практиков. К первой относят тех специалистов, которые занимаются исключительно преподаванием соответствующих дисциплин. Они также разрабатывают методики коррекции и диагностики. Практики занимаются их воплощением в жизнь. В своей работе специалист использует большой спектр диагностических инструментов. Он не ограничивается разного вида тестами (с вариантами ответов или возможностью оценить свое состояние по балльной системе). В диагностике тревожных расстройств большое значение имеют проективные методики ("Дом, дерево, человек", "Несуществующие животные" и т. п.), интерпретация которых представляет собой отдельное направление. Существуют способы для оценки когнитивных функций.

руководитель отделения – доктор психологических наук, профессор Н.Д.Творогова

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – новая психологическая специальность

Клиническая психология – психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, образования, социальной помощи населению. Клинический психолог может работать в центрах психического здоровья, больницах, консультационных кабинетах и пр., иметь частную практику (не путать с врачом-психиатром!). Например, он может иметь дело с людьми, которые жалуются, на состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни.

В 2000 г. в РФ утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по клинической психологии и начата в нашей стране подготовка соответствующих ему специалистов. Специалист призван выполнять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую, экспертную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную, консультативную, научно-исследовательскую, культурно-просветительную, учебно-воспитательную.

Название специальности связано со словом «клиника», греческое происхождение которого предполагает значение: klinikos – постельный, kline – постель. Современные значения этого слова: место, куда люди приходят для индивидуального обследования, диагностики и/или лечения. В этом общем значении термин охватывает физический и психологический аспекты. Обычно к слову присоединяются определяющие слова, чтобы ориентацию клиники сделать понятной, например: поведенческая клиника (специализируется в терапии поведения, его модификации), клиника детского воспитания (специализируется на психологических проблемах детей), пр. В этом контексте слово «клинический» означает: (1) индивидуальный подход к психологической работе с данной конкретной личностью; (2) вид терапевтической практики, которая полагается на субъективные, в то же время научно выверенные решения клинициста (работа психолога с каждым клиентом, пришедшим к нему за помощью, неповторима); (3) подход к исследованию, которое проводит психолог в научных целях, опирающийся на небольшое число обследованных в естественной для них обстановке (в противоположность экспериментальному подходу). Именно в этом значении слово «клиника» породило название «клиническая психология».

В своих теоретических концепциях клиническая психология опирается на целостный подход к человеку, понятие «здоровье» (а не только на понятия «болезнь», «патология»), идею ответственности личности за свое здоровье; на семейный подход к оказанию психологической помощи клиенту, учет социального контекста его жизнедеятельности.

Стратегические «мишени» профессиональной деятельности клинического психолога - психические «объекты», на которые направлены воздействия психолога в процессе его работы с клиентом. Клинический психолог имеет дело с трудностями адаптации и самореализации своих клиентов.

Причины дезадаптации могут быть связаны с физическим (врожденные или вымышленные телесные дефекты, хроническое заболевание, последствия травмы или хирургического вмешательства, пр.), социальным (развод, потеря работы, смена профессии, переезд на новое место жительства, пр.), психическим (эмоциональное напряжение, переживание страха, обиды, пр.) и духовным (потеря смысла жизни, обесценивание привычных жизненных целей, изменения в системе ценностей, пр.) состоянием. Отвечая на вызовы жизни в разных ее сферах, человеку приходится адаптироваться к происходящим изменениям в своем теле, своей психической жизни, в материальном положении, своей социальной жизни, пр. Эта адаптация достигается за счет переструктурирования своей психологической реальности, изменений в мотивационной сфере, ценностных ориентациях, целях, за счет модификации своего поведения, смены мыслительных и поведенческих стереотипов, социальных ролей, коррекции Я-образа, пр. В процессе адаптации к изменениям в жизни человек осваивает новые функции (профессиональные, домашние, общественные, др.). Адаптивное поведение это полезное поведение, помогающее приспособлению; в повседневной жизни рассматривается как разумное, нормальное. Неадаптивные модели поведения взаимосвязаны с психическим дистрессом.

В процессе приспособления к динамичной, постоянно меняющейся жизни человеку приходится компенсировать потерю тех или иных своих возможностей (физических, социальных, др.) для поддержания привычных для себя функций. Компенсация – это восполнение, возмещение, уравновешивание. Фрейд считал, что компенсацию индивид использует, чтобы восполнить нехватку чего-либо. В теории Адлера компенсация рассматривалась как основной механизм, с помощью которого человек преодолевает чувство неполноценности. В сложной для себя ситуации человек постоянно ищет ресурсы для сохранения важных для себя функций, компенсирую нарушенные механизмы функционирования, поддерживая тем самым стабильность своей психики, личности, эго.

Однако у личности есть возможность не только приспосабливаться к жизни благодаря механизмам адаптации и компенсации, но и защищаться от нее, например, сознательно приспосабливать жизнь к себе, делая ее более стабильной, «подстраивать под себя» (осознанная социальная практика – одна из важнейших характеристик деятельности личности, ее ресурс сохранения своего психического благополучия в изменяющемся мире). Воплощаясь во вне, производя личностные вклады в людей, предметы, живую и неживую природу человек стремится изменить мир вещей и людей, сохраняя при этом свою индивидуальность в неизменности. В ситуации угрозы личность включает динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов (уже ставший привычный или вырабатывает новый комплекс). В клинической психологии психологическая защита– это любая реакция, любое поведение, устраняющее психологический дискомфорт, ограждающее сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний. Один из продуктивных приемов защиты – успешная социальная практика, направленная на изменение среды (биологической и социальной) обитания (разработка новых законов, правил, традиций, развитие науки и техники для облегчения своей жизни, нахождение приятных для себя людей и поддержание дружбы с ними, др.) и предотвращения развития в ней неблагоприятных для человека тенденций.

В задачи клинического психолога входит оказание помощи своему клиенту на пути его адаптивного самоизменения, оказание помощи в нахождении ресурсов компенсации своих потерь. И на пути социальной практики (и связанного с ней творчества) человеку нередко требуется помощь клинического психолога в нахождении психологических ресурсов для нее, в получении социальной поддержки.

Клиент, пришедший на консультацию к психологу, может демонстрировать проблемы, связанные не только с его дезадаптацией, но и проблемы, сопровождающие процессы самореализации. Модель адаптивного поведения не описывает все виды активности личности. Для описания субъективного благополучия (психологического здоровья) личности чаще используются следующие индикаторы (M. Jahoda, 1958): самопринятие, оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психологическая интеграция; личностная автономия; реалистическое восприятие окружения; умение адекватно воздействовать на окружение. Эти индикаторы благополучия можно рассматривать как целевую функция психологической помощи клиенту с любым его запросом, с любым актуальным конфликтом, проблемой.

Характеристика подготовки клинических психологов

в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова

Нацеленность подготовки клинических психологов на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта;

Гармонизация подготовки клинических психологов с европейскими стандартами;

Наличие профессионально подготовленных преподавательских кадров;

Наличие необходимой для учебного процесса материально-технической базы (в том числе, компьютерного класса, закупленных психодиагностических методик, пакета методик обработки психодиагностического обследования; для студентов функционируют кабинет психологических тренингов и кабинет для индивидуальных консультаций; имеется комната для самоподготовки, оборудованная персональным компьютером с выходом в Интернет);

Практика студентов проходит в клиниках Университета;

В университете открыта аспирантура по психологическим наукам;

Основные аспекты, выделяющие подготовку клинических психологов в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова

Клинические психологи готовятся преимущественно к работе в системе здравоохранения и медицинского (фармацевтического) образования;

Подготовку клинических психологов в университете осуществляют не только высокопрофессиональные психологи, но и ведущие представители медицинских специальностей;

Подготовка нацелена на формирование профессиональных компетентностей, позволяющих выпускнику отделения приступить к практической деятельности;

Практическая подготовка студентов совмещена с фундаментальной психологической подготовкой;

Студенты имеют возможность пользоваться уникальными информационными ресурсами Фундаментальной библиотеки университета, не выходя из своего дома;

В ходе освоения специальности студентам предлагается возможность получать индивидуальные психологические консультации, участвовать в групповых тренинговых занятиях;

За годы обучения студенты-психологи имеют возможность приобрести друзей среди будущих врачей, фармацевтов, дипломированных медсестер, социальных работников;

По результатам выполнения с 2-го курса научно-исследовательской работы студентам, добившихся в ней успехов, предлагается на 4-5 курсах принять участие в студенческих научных конференциях;

После окончания университета выпускники имеют возможность стать членом Российского психологического общества (его Московского отделения), имеющего более 100-летнюю историю (сформировано в 1885 г.), принимать участи в работе его секции «Психология здоровья» (руководитель проф. Н.Д.Творогова).

Характеристики дружеского факультета

Между Первым МГМУ им. И.М.Сеченова и МГУ им. М.В.Ломоносова после открытия в 2010 г. отделения клинической психологии в Первом МГМУ заключен договор о сотрудничестве (студенты отделения клинической психологии Первого МГМУ им. И.М.Сеченова имеют возможность слушать лекции ведущих профессоров факультета психологии МГУ);

Факультет психологии МГУ наряду с факультетом психологии Санкт Петербургского университета – первые факультеты, начавшие подготовку профессиональных психологов в СССР. Факультет психологии МГУ характеризуется научной школой, ставшей ведущей в СССР, РФ, признанной международным научным сообществом;

Первый МГМУ им. И.М.Сеченова исторически связан с МГУ, будучи приемником медицинского факультета Московского Императорского университета (старое название МГУ);

После начала подготовки психологов на факультете психологии МГУ профессора и клиники Первого МГМУ им.И.М. Сеченова (в 1966 г., когда в СССР началась подготовка профессиональных психологов, – Первый МГМУ имел другое название) участвовали в их специализации по медицинской психологии. В настоящее время выпускники факультета психологии МГУ, его аспиранты составили основу преподавательских кадров, преподающих различные психологические дисциплины в Первом МГМУ.

Характеристики подготовки психологов, которых нет в других вузах

Первый МГМУ им. И.М.Сеченова – старейший и всеми признанный медицинский вуз страны, доказавший высокое качество подготовки в нем специалистов; в настоящее время это ведущий вуз при МЗ РФ;

Первый МГМУ им. И.М.Сеченова имеет давние традиции изучения психики человека (в конце 19 в. открыта психологическая лаборатория, которую возглавил проф. Токарский; психиатрическая клиника им. Корсакова имеет давние традиции изучения психических явлений, в советский период в ней функционировала лаборатория психодиагностики, которую возглавлял проф. Березин; в институте физиологии человека работали профессора Сеченов, Анохин, Судаков, создав уникальную научную школу, внесшую вклад в понимание психофизиологических процессов, др.);

В Первом МГМУ им. И.М.Сеченова в 1971 г. сразу после первого выпуска профессиональных психологов в СССР была открыта первая в медицинских вузах страны кафедра медицинской психологии, которая успешно адаптировала принятых для работы на ней психологов к требованиям медицинской науки и практики, к требованиям медицинского образования; стала ведущей базой повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей медицинских и фармацевтических вузов СССР; подготовила авторскую модель психологической подготовки организаторов здравоохранения, заложила основы психологической подготовки дипломированных медсестер и семейных врачей, которых впервые в СССР начали готовить в стенах «сеченовки», стала в 2011г. базовой кафедрой отделения «Клиническая психология»;

В настоящий период профессиональная подготовка клинических психологов на старших курсах отделения проходит на базах уникальных университетских клиник;

Студенты отделения от организаторов здравоохранения, преподающих в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова, имеют возможность получить информацию о перспективных направлениях работы клинических психологов в реформируемых учреждениях здравоохранения;

Уже на студенческой скамье студенты отделения могут представить подготовленные ими курсовые и дипломные работы на научных конференциях не только психологического профиля, но и медицинского;

Возглавляет подготовку клинических психологов в нашем медицинском вузе – доктор психологических наук, имеющая академическую психологическую подготовку на факультете психологии МГУ (прошла специализацию по нейропсихологии, ученица проф. А.Р. Лурии) и всю свою профессиональную жизнь посвятившая педагогической работе в стенах Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Член Московского Дома Ученых РАН, действительный член Международной Академии Информатизации и Американской Академии наук, образования, промышленности и искусств (The international academy of sciences, education, industry, & arts /California), академик Международной Академии Психологических Наук; имеет высшую квалификационную категорию по специальности «Психотерапия», член Президиума Московского психологического общества, почетный профессор факультета психологии МГУ, член Президиума УМО по классическому университетскому психологическому образованию. С 1998 г. на протяжении пяти лет - член докторского совета по восстановительной медицине в ММА им. И. М. Сеченова, с 2007 г. - член докторского совета по медицинской психологии в МГУ; с 2011г. – председатель учебно-методической комиссии по клинической психологии УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, член Комитета по психологии и здоровью (SC on Psychology and Health) Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA), член Этического комитета РПО, председатель секции «Психология здоровья» Московского психологического общества. Награды: медаль 850-летия Москвы, значок «Отличник здравоохранения», в 2012 г. престижная премия «Золотая Психея» и диплом Российского психологического общества «За лучшее учебное пособие по психологии», др.);

Поступившие на молодое отделение старейшего медицинского вуза страны абитуриенты и успешно освоившие общую образовательную программу по клинической психологии, имеют шанс быть среди тех, кто закладывает традиции братства психологов «Сеченовки», имеют шанс, благодаря своей неравнодушной позиции, творческому отношению к овладению специальностью, участвовать в развитии отделения клинической психологии Первого МГМУ, закладывать традиции, которые будут способствовать высокому качеству подготовки клинических психологов в стенах медвуза.

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ клинического психолога

Специализация № 1 «Патопсихологическая диагностика и психотерапия»

Специализация № 2 «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях»

Специализация № 3 «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение»

Специализация № 4 «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»

Специализация № 5 «Психология здоровья и спорта»

Специализация № 6 «Клинико-социалъная реабилитация и пенитенциарная психология»

В настоящий период на отделении проводится моноподготовка по специализации №1, закладываются основы и для других специализаций, которыми можно овладеть на постдипломном уровне повышения квалификации.

Модуль 1. «Гуманитарные, социальные и экономические основы профессиональной деятельности» (базовый, общеуниверситетский, общий для направления). Дисциплины: История; Философия; Экономические основы профессиональной деятельности; Правовые основы профессиональной деятельности; Социология

Модуль 2. «Коммуникация в профессиональном взаимодействии» (базовый, общеуниверситетский, общий для направления). Дисциплины: Введение в межкультурную коммуникацию в профессиональном взаимодействии; Культура языковой коммуникации; Иностранный язык; Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Модуль 3. «Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности» (базовый, общеуниверситетский). Дисциплины: Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности

Модуль 4. «Основы психолого-педагогической деятельности». Дисциплины: Педагогическая психология; Педагогика и методика преподавания психологии

Модуль 5. «Естественнонаучные основы психологии» (базовый, общий для направления). Дисциплины: Зоопсихология и сравнительная психология; Анатомия и физиология центральной нервной системы; Психофизиология; Психогенетика

Модуль 6. «Основы научной деятельности» (базовый, общий для направления). Дисциплины: Математика и математическая статистика; Методологические основы психологии; Экспериментальная психология; Математические методы в психологии

Модуль 7. «Введение в профессиональную деятельность». Дисциплины: Введение в профессию; Общая психология; Общепсихологический практикум; Психология личности; Психология развития и возрастная психология; Психологическое консультирование; История психологии; Психология семьи

Модуль 8. «Социальная психология». Дисциплины: Социальная психология; Психология труда, инженерная психология и эргономика; Организационная психология

Модуль 9. «Психология индивидуальных различий». Дисциплины: Дифференциальная психология; Психодиагностика

Модуль 10. «Теоретические основы клинической психологии». Дисциплины: Клиническая психология; Специальная психология; Нейропсихология; Патопсихология; Психосоматика и психология телесности; Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте

Модуль 11. «Медицинские основы клинической психологии». Дисциплины: Неврология; Психиатрия; Психофармакология; Клиника внутренних болезней

Модуль 12. «Практические основы клинической психологии». Дисциплины: Практикум по нейропсихологии; Практикум по патопсихологии; Практикум по психосоматике

Модуль 13. «Научные основы клинической психологии». Дисциплины: Основы научной деятельности студента; Эмпирические исследования в клинической психологии; Методология исследования в клинической психологии

Модуль 14. «Психологическая помощь семье». Дисциплины: Психология здоровья; Психотерапия: теория и практика; Практикум по психотерапии и консультированию; Когнитивно-бихевиоральная терапия; Семейная психотерапия и консультирование семьи; Проективные методы в клинической психологии; Супервизия

Модуль 15. «Теоретические основы нарушений психического развития». Дисциплины: Введение в клиническую генетику; Психология отклоняющегося поведения; Клиническая психология раннего детства; Детская патопсихология; Детская нейропсихология; Личностные расстройства

Модуль 16. «Психологическая помощь детям и подросткам». Дисциплины: Психологическое консультирование подростков; Основные направления психотерапевтической работы в детском возрасте; Диагностика и коррекция расстройств аутистического спектра; Нейропсихологическая коррекция детей с аномальным развитием; Психологическая помощь детям с психосоматическими заболеваниями

Модуль 17. «Психологическая диагностика ребёнка и семьи». Дисциплины: Практикум по психодиагностике; Психодиагностика личности; Практикум по детской клинической психологии; Дифференциальная диагностика в детской клинической психологии

Модуль 18. «Проблемы взаимодействия со смежными специалистами и населением». Дисциплины: Информационно-просветительское направление в деятельности клинического психолога; Междисциплинарное взаимодействие в детской клинической психологии; Клиническая психология в экспертной практике; Реабилитационная психология; Клиническая психология в геронтологии; Клинико-психологические проблемы школьной дезадаптации.