III Всероссийский форум педагогических работников сферы культуры и искусства «Развитие.

В статье рассказывается о современных педагогических технологиях, которые позволяют более эффективно развивать творческую личность ребенка. Также описываются условия для формирования одаренной личности в условиях дополнительного образования. Приведены конкретные результаты внедрения данных технологий в работу педагога-хореографа в общеобразовательной школе. В приложении размещен примерный индивидуальный план работы с одаренным ребенком..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Назаровас Елена Владимировна – педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории,

МАОУ СОШ №7

«Современные педагогические технологии в развитии творческих способностей детей в системе дополнительного образования»

Практикующие психологи и педагоги предлагают пути решения важных задач по самоопределению и реализации творческих способностей детей. Особое внимание они заостряют на новых методиках работы с детьми в дополнительном образовании с использованием современных педагогических технологий, таких, как проект, кэйс-метод, мониторинг успеваемости учащихся, дыхательная гимнастика. Все авторы отмечают особую важность внедрения новых педагогических технологий в процесс дополнительного образования, идущий в рамках современного научно-методического процесса .

Сегодня, когда происходит всеобщая социокультурная модернизация образования, создание целостного образовательного пространства должно обеспечивать возможность для личностного развития не только учащихся, но и всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей и других лиц, включаемых в социальный компонент образовательной среды.

Проблема креативности является одной из основных для психологии личности в ее развитии. Огромный интерес к ней обусловлен острой социальной потребностью в творческих людях, в развитии творческой продуктивности в целом. Исходной точкой творчества является активность и самостоятельность, оригинальность и гибкость, склонность и умение фантазировать, способность человека направлять свою внутреннюю энергию на решение каких-либо проблемных задач, способность самостоятельно ставить новые задачи. Творчество проявляется в какой-либо деятельности. Вне деятельности не может быть творчества. В соответствии с этим творческая деятельность - поиск оригинальных решений поставленной задачи. Современное всеобщее образование иногда становится «культурным конвейером», который загоняет человека в рамки определенных предписаний, требований, норм, в результате чего происходит уравнивание, приучение думать одинаково. Но человек не является трансформатором или накопителем среды, в которой живет. Он активен в выборе и обработке информации о мире и о себе, он не только отражает, но и преображает среду и самого себя, творит новое, сравнивает с тем, что им пережито и осмыслено. Для становления творческой индивидуальности большое значение имеет личностная направленность творца, которая предполагает свое, отличное от других, восприятие мира.

Эффективные условия для формирования творческой личности :

1. Признание безусловной ценности ребенка.

В системе дополнительного образования создаются все условия для развития, способствующие творчеству, которые позволяют ребенку ощущать свою значимость и самоценность во всех проявлениях. Такое отношение возможно лишь при искренней вере в потенциальные возможности ребенка, веры без всяких условий.

2. Создание обстановки безоценочного принятия ребенка, ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание. Когда мы перестаем судить о ребенке с точки зрения нашей собственной системы ценностей, мы способствуем творчеству.

3. Творчество развивается при условии предоставления ребенку свободы выражения. Это означает, что педагог дополнительного образования, занимающийся развитием, должен способствовать выражению самого сокровенного у ребенка, его мыслей, чувств, состояний и действий.

4. Креативность формируется и реализуется через индивидуальность ребенка. Здесь важна разрешающая и поощряющая, активизирующая исследовательскую деятельность ребенка позиция взрослых, позитивные ожидания, надежду на успех, веру в способность ребёнка к достижению поставленных целей.

5. Творчество начинается в игре. Именно в ней развиваются такие важные предпосылки креативности, как интерес, воображение, формируется умение проявлять свою творческую инициативу, активизируются процессы, формирующие наглядно-образное мышление, в основе которого лежит манипулирование образами. Предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, оказывает решающее влияние на развитие его способности к переживанию интереса, удивления, ситуации новизны. В своей работе с младшими школьниками я строю обучение хореографии на элементах игры, используя игры музыкальные, психологические, игры на внимательность и быстроту реакции, игры на воображение в создании образов.

Творческую личность может развивать творческая личность.

Центральной фигурой любого творческого процесса является личность творца. В центре педагогического процесса дополнительного образования детей стоит талантливая личность ученика, обучаемого творческим педагогом. Творческие педагоги проявляют интерес к универсальным знаниям и метапредметным результатам обучения, они пробуждают в детях интерес к наблюдению в жизни и культуре, развивают интерес, интеллект и эмоциональную культуру личности воспитанника. Например, при изучении какого-либо национального танца, я знакомлю своих воспитанников с культурой и традициями данного народа, их музыкой, костюмом. Если же мы изучаем современную композицию - то мы узнаем к какому стилю она относится, о том, где и как он возник, какая музыка и костюм соответствует ему, об его исполнителях.

Работа педагога во многом зависит от контингента учащихся. Позитивные результаты достигаются в том случае, когда индивидуальное сочетается с коллективным и направляется разумным педагогом на дальнейшее развитие, шлифуется и совершенствуется. Детское сообщество обладает, при верно организованном процессе обучения, огромной созидательной мощью. Разумный творческий педагог придает коллективным действиям согласованность и продуктивность, позитивный эмоциональный настрой. Я стараюсь учить своих воспитанников жить в коллективе – это значит помогать и сочувствовать друг другу, отвечать за свои поступки, не ставить личные интересы выше общественных. В моем детском коллективе – все яркие и эмоциональные личности. Многим хочется показать себя на сцене в роли солиста, но не у всех это еще получается. Не всегда маленький ребенок может оценить свои способности объективно, а кроме того в любом творческом коллективе присутствует соперничество. Моя цель – учить детей общению и сотрудничеству в живом взаимодействии друг с другом, формировать навыки самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности понимать себя и другого человека, где соревновательность в овладении какими-либо знаниями и умениями приносила бы положительные результаты, а не становилась самоцелью педагогического процесса. Нельзя все приводить к общему результату, чрезмерно поощрять одних учеников в ущерб остальным. Должен проявляться персонифицированный подход к личности . Для кого-то самое маленькое достижение – огромный прогресс, а для кого-то – большое достижение становится маленьким этапом развития.

Особо хотелось бы отметить роль новых информационных технологий в современном дополнительном образовании, которые открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения, позволяющие повысить качество и эффективность занятий на 20-30%.

В основе моей программы «Комплексное обучение хореографии» со средними и старшими школьниками, заложено использование новой информационной технологии в дополнительном образовании. А именно: детям даются задания по поиску новой музыки, информации об истории создания национальных и классических постановках и костюмов. А затем мы обсуждаем эту информацию и вместе ищем оптимальные решения. Воспитанники много смотрят видео-концертов и выступлений многих российских и зарубежных танцоров, узнают много нового об их творчестве. Самостоятельно дети старшей группы «Рандеву» создали сайт в социальной сети нашего ансамбля, где помещают новости из жизни коллектива, фото, видео выступлений, а также делятся музыкальными новинками со своими сверстниками.

Я, как педагог и руководитель хореографического ансамбля, помещаю материал о достижениях своих воспитанников на своем сайте и публикую видео наших танцев в сети интернет, обсуждая постановки и получая комментарии коллег. Это позволяет мне более объективно оценивать мою работу как постановщика, а также мастерство моих учеников.

Кроме того, в последнее время появилась новая возможность участия не только в очных, но и заочных и дистанционных творческих конкурсах по хореографии. Это облегчает работу педагога, так как поездка с детьми на конкурс создает много проблем. Таких фестивалей творчества по хореографии существует немного, в одном из них мы приняли участие со старшей группой ансамбля «Рандеву».

Новым положительным типом коллективного сотрудничества является тесное взаимодействие и участие в многоцелевой концертно-просветительской деятельности. Это дает возможность нашим детям выступать на концертных площадках города, а также выезжать на различные творческие конкурсы в другие регионы нашей страны. Данная работа отражается на интеллектуально - психологическом преображении детей, раскрывая их коммуникативные качества, умение тесно взаимодействовать не только между собой, но и с разной аудиторией.

Очень большое внимание в своей работе я уделяю индивидуальным занятиям с одаренными и способными детьми . На каждого такого ребенка я составляю личный годовой план, следуя которому мы совместно решаем поставленные цели и задачи. (приложение 1). В этой работе много внимания уделяется самостоятельному поиску креативных путей решения. Главной целью таких занятий является участие в детских творческих конкурсах и достижение определенных результатов. Так, например, одна из моих учениц стала Лауреатом 2 степени на Международном фестивале в сольной номинации. Этот результат дал новый толчок к дальнейшему самосовершенствованию ребенка и меня, как педагога.

В своей работе со старшими воспитанниками, я стала использовать еще один метод - проектная деятельность , который позволяет развивать в детях творческую инициативу и креативность мышления, умение самостоятельно находить нужную теоретическую информацию, обрабатывать ее и воплощать в практику. Девушки старшей группы работают над своей собственной постановкой и выступают с ней на творческом отчете-концерте. Такая деятельность позволяет ребенку ощутить свою значимость и самостоятельность, у них появляется уверенность в своих силах. После этого, у детей повышается мотивация, они учатся контролировать себя и оценивать работы своих сверстников.

Таким образом, можно сказать, что использование таких современных технологий как:

1. Использование ИКТ

2. Психологическое сотрудничество

3. Индивидуальная работа с одаренными и способными детьми

4. Внедрение метода проекта

5. Компетентный подход к обучению и воспитанию

Позволяют более эффективно внедрять в практику любую программу дополнительного образования, в том числе и по хореографии. Владея определенным запасом знаний и умений, опытом работы, я не позволяю себе останавливаться на определенном этапе развития. Девиз моей жизни – «Никогда не останавливайся на достигнутом!» Педагог обязан быть компетентным в своей области и постоянно самосовершенствоваться, быть в курсе последних достижений науки и культуры, постоянно внедрять новые педагогические технологии и подходить ко всему креативно. Только такой творческий педагог сможет воспитать творческую личность. Обучаясь по моей программе «Комплексное обучение хореографии», ребенок не только получает предпрофессиональное образование, овладевая определенным запасом знаний, умений и навыков, но и учится внедрять их в своей дальнейшей жизни и работе, чтобы быть настоящим членом современного социума.

Библиографический список:

  1. Баранов А.Б. «Развитие артистизма у детей в детских хореографических коллективах» Журнал «Дополнительное образование» №11,2003г., с.12-15
  2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» гл. 1

Приложение 1

Планирование индивидуальных занятий по хореографии на 2013-14г. воспитанницы старшей группы «Рандеву» Ишембитовой Айгуль

Название мероприятия

Сроки реализации

Результат

Психологическое тестирование

Сентябрь, май

Тестирование по уровню овладения

основными танцевальными навыками

По основной программе обучения доп.

образования «Комплексное овладение

основными хореографическими навыками»

Сентябрь,

май

Сентябрь:

Теория-4,

Практика-5;

Май:

Теория –

Практика-

Планирование репертуара на учебный год

Сентябрь

«Татарочка»

«Чардаш»

Индивидуальные занятия

В течение года

Участие в городских мероприятиях

В течение года

Концерт

Общества «НУР»,

Концерт для

Ветеранов труда,

Концерт для «Ремстройдор»

Участие в городских конкурсах творчества

Апрель, май

1 место на городском

конкурсе «Хрустальная капель»

Работа над творческим проектом

4 четверть

В стадии работы

Участие в творческом отчете ансамбля «Ассорти» с сольным танцем

апрель

Выступление

Анализ работы за год, планирование работы на следующий год

май

Работа с родителями, учителями-предметниками, классным руководителем, психологом

В течение года

Индивидуальные встречи

Участие в Международном конкурсе «Зажигаем звезды» (г. Ижевск)

2014г

Лауреат 2 степени

Предварительный просмотр:

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ

От издательства 2

Все для воспитателя

С.П. Бойко

Л.А. Сливко, Е.В. Ситникова

Досуг в старшей речевой группе (ОНР III уровня) «В поисках елочки» 34

С.Н. Соколова

Все созданные и используемые сегодня технологии разделяются на два вида: промышленные и социальные.

К промышленным технологиям относятся технологии переработки природного сырья или полученных из него полуфабрикатов.

Социальной технологией является технология, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению, - одно или несколько его свойств.

Технология не сводится к совокупности методов. Методы подбираются не случайно, а подчинены единой цели - получению конкретной продукции.

Технология представляет собой преобразование исходных материалов с помощью определенных методов и процессов для получения продукции с заданными параметрами.

Технология - форма существования и сосуществования деятельностей. Технологичная организация деятельности анонимна, т.к. она задает норму, организует производство, обеспечивая получение продукта и гарантируя результат.

Любая технология предполагает прогнозирование конечного результата и наличие путей его достижения.

Понятие «технология» является одним из новых для педагогики. В настоящий момент в психолого-педагогической литературе существуют три основных направления, определяющих понятие «технология», как:
1) частную методику по достижению поставленной цели;
2) педагогическую систему в целом;
3) определенный алгоритм, последовательность.

Структура технологии развития творческого потенциала личности включает в себя следующие основные компоненты:
1. Предварительная диагностика ;
2. (представляет собой одно из ведущих направлений работы);
3. Организация . Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности, ее реализации.
4. Контроль качества выполнения творческой деятельности. Процессу контроля должно быть уделено значительное . При использовании методики основное внимание должно быть направлено на процесс организации творческой деятельности и создание определенных условий, способствующих ее эффективному проведению.
5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявление затруднений и проблем в решении задач, внесение необходимых корректив.

Примером рассматриваемых нами педагогических технологии является технология, способствующая актуализации и развитию творческого потенциала личности (автор Ю.Я. Иванов).

Для успешного развития творческого потенциала необходимы такие качества, которые открывают в человеке созидателя. Основными при этом являются: , оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого и . Показатели, характеризующие способность личности к творчеству, составляют творческий потенциал личности.

Процесс развития творческого потенциала и переход от репродуктивной к продуктивной деятельности хорошо заметен при рассмотрении трех типов творчества, выделенных Г.С. Альтшуллером и И.М. Верткиным. К творчеству первого типа (простейшему) авторы относят применение известного решения к известной проблеме. К творчеству второго типа - новое применение известного решения или новое решение старой задачи, то есть решение не принятыми, не привычными в данной области средствами. При творчестве третьего типа для принципиально новой проблемы находится принципиально новое решение. Для развития общества, по замечанию авторов, важен любой вид творчества. Но первый его тип непосредственно реализует прогресс, а второй и третий - решают задачи далекого завтра.

Для реализации и развития субъекта в творческой деятельности и, в частности, для развития его творческого потенциала, необходимым условием является свобода. Недаром психологи для более эффективного стимулирования развития творческого потенциала у детей рекомендуют игры с самыми простыми предметами, чтобы дать возможность ребенку «домыслить», «досочинить». Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, замечал, что «творческие замятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».

Понятия творчества и свободы тесно взаимосвязаны между собой, но было бы ошибочным считать их тождественными. Примером этому может служить коллективная творческая деятельность, которая иногда несколько ограничивает свободу субъекта творчества. Это позволило долгое время смотреть на творчество как на деятельность, по преимуществу, . Но индивид, проявляя себя в творческой деятельности, опирается на опыт, накопленный человечеством. Коллектив часто вносит необходимые поправки в творчество индивида, что, безусловно, является ценным, при условии, что не сковывает инициативы последнего.

При организации творческой деятельности важное значение имеет степень активности субъекта творчества. Однако понятие «активность» часто отождествляется с понятием «деятельность». Этому отождествлению способствует существование в романских и англо-германских языках лишь одного термина для обозначения понятий «активность» и «деятельность», например, английское activity, а также само происхождение от латинского activus, что означает «деятельный».

Активность в одном из современных словарей толкуется как «социальная сознательная деятельность человека». Она побудитель и стимул деятельности. Но факт участия субъекта в какой-либо деятельности не является показателем активности, тем более творческой.

Понятие «активность» рассматривается чаще всего как деятельность субъекта и как качество субъекта. Отсюда, по мнению ряда авторов, активность имеет внутреннюю (мотивационную) и внешнюю (поведенческую) стороны. Потребности, мотивы, интересы и другие внутренние механизмы поведения составляют ее внутреннюю сторону. Внешняя - представляет собой сами факты действования и проявляется в действиях и поступках.

Выделяют два основных типа активности: адаптивный (активность индивида как биологического субъекта) и продуктивный (активность индивида как социального субъекта). Что касается , то ее высшим уровнем является .

Рассматривая понятие «творческая активность» с педагогических позиций, возможно сформулировать его определение следующим образом.

Творческая активность - это мотивированная готовность личности к творческой деятельности, определяемая скоростью включения в нее, эффективностью выполнения творческого задания и стремлением к личностному самосовершенствованию в процессе творчества.

Для успешного развития творческого потенциала личности необходимы такие качества, которые открывают в ней созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости, творческая инициатива. Под последней понимают внутреннее побуждение к новым формам . Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой и иногда отождествляется с активностью. Инициатива выражается в добровольной деятельности, в творческом отношении к труду и сложившимся способам поведения.

Необходимым условием развития творческого потенциала также является развитая эмоциональная сфера личности, ибо творчество невозможно без переживания. В творческой деятельности можно выделить два направления эмоционального переживания:
- эмоциональное переживание творческого объекта;
- эмоциональное переживание самого процесса деятельности.

Являются отражением отношения человека к окружающему миру, к людям, к выполняемой деятельности, поэтому одним из условий успеха творческой деятельности нужно рассматривать эмоциональное переживание. Для успешного развития творческого потенциала личности необходимо расширение ее опыта (эмоционального, интеллектуального, социального и т.д.).

III Всероссийский форум педагогических работников сферы культуры и искусства

«Развитие»

Россия, Санкт-Петербург

Программа Форум Развитие

Санкт-Петербург, 3 дня

  • Обзорная автобусная экскурсия по Санкт-Петербургу*.
  • Экскурсия в Государственную Академическую Капеллу. Концертный зал Капеллы по праву пользуется заслуженным авторитетом в музыкальном мире. За время своего существования этот зал немало послужил для прославления российского искусства. Здесь звучали бессмертные творения Чайковского, Рахманинова, Бородина, Мусоргского, Глазунова, Шостаковича, Прокофьева, Свиридова. В этом зале многие поколения петербуржцев приобщились к миру прекрасного, познакомились с композиторским творчеством мастеров классики и современности. ИЛИ
  • Экскурсия в академию танца Бориса Эйфмана. Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Академия танца Бориса Эйфмана" — творческая лаборатория, реализующая концепцию современного танца Бориса Яковлевича Эйфмана, является, с одной стороны, хранителем и творческим продолжателем великих традиций отечественного классического балетного искусства, с другой — школой мастерства для молодых артистов, экспериментальной площадкой, на которой отрабатываются инновационные методы подготовки и воспитания танцовщиков XXI века. ИЛИ
  • Экскурсия в Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии. Это один из старейших театров России, не только Санкт-Петербурга. Здание театра Музыкальной комедии было построено в 1799-1801 годах предположительно по проекту русского архитектора Е. Т. Соколова. Вся история театра Музыкальной комедии неразрывно связана с Петербургом. Да и расположен он в одном из самых красивых и старых мест города, созданных гением Карло Росси. Неподалеку от Невского проспекта находится площадь Искусств, а к ней примыкают Гранд-отель «Европа», музей-квартира И. Бродского, Артистическое кафе «Бродячая собака», Театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского, Русский музей, музей Этнографии, театр Музыкальной комедии и, наконец, Филармония им. Д. Шостаковича.

Обед и заселение.

Круглый стол. Тема: «Особенности организационной работы по привлечению, удержанию, объединению и развитию детей в творческом коллективе, в том числе с применением практики участия в выездных фестивалях и конкурсах. Разбор успешного опыта». Ведущий: Соловьёв Григорий Борисович.

Знакомство участников Форума.

Мастер Класс. Тема: «Основы искусства импровизации и раскрепощения на сцене. Техники актерского мастерства в повседневной жизни». Ведущий: Ганелин Евгений Рафаилович - Заслуженный артист России, Член Союза кинематографистов России, актер, доцент кафедры режиссуры РГИСИ, заведующий кафедрой актёрского мастерства СПбГИКиТ

Ужин. Свободное время.

Ночь в отеле.

Завтрак

Тренинг-семинар. Тема: утверждается. Ведущий: Монина Галина Борисовна, кандидат психологических наук, заведующая кафедры индивидуальных и дистанционных программ обучения института повышения квалификации специалистов профессионального образования, тренер Института практической психологии «Иматон». Стаж работы с детьми - 25 лет.

Кофе-брейк

Продолжение тренинг-семинара.

Семинар. Тема: «Выгорание педагогов дополнительного образования. Как вернуть интерес к профессиональной деятельности».

Обед

Семинар. Тема: утверждается. Ведущий: Лебедь Татьяна Борисовна - Заслуженный работник культуры РФ, певица, «Лучший педагог года 98», педагог всемирно известных певиц Анны Нетребко, Гелены Гаскаровой, Екатерины Сергеевой.

Семинар. Тема: утверждается. Спикер: Деревягин Юрий Григорьевич - Заслуженный работник культуры РФ, заведующий кафедрой народного танца МГИК, профессор.

Семинар. Тема: утверждается. Спикер: Большакова Мария Александровна, хореограф Михайловского театра, преподаватель Театра Санкт-Петербургской Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, балетмейстер.

Мастер-класс. Тема: «Основные техники и стили исполнения джаз-модерна». Ведущий: Каспарова Наталья Владимировна, основатель и художественный руководитель Дома танца «Каннон Данс», педагог-хореограф

Семинар . Тема: «Медицинские (фониатрические) вопросы воспитания и охраны детского голоса». Ведущий: Швалев Николай Вадимович - кандидат мед. наук, Специалист Российской академии голоса, врач отоларинголог-фониатр медицинской службы Мариинского театра

Мастер Класс. Тема: «Особенности и методики работы с хоровым или вокально-ансамблевым коллективом». Ведущий: Ровнер Виталий Ефимович - хормейстер, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры, руководитель камерного вокального ансамбля «Монплезир»

Праздничный фуршет

Во время фуршета участники смогут обсудить увиденное, ближе познакомиться и пообщаться в неформальной обстановке.

Ночь в отеле

Завтрак

Семинар. Тема: «Поиск и привлечение спонсоров для детского творческого коллектива. Как руководителю получить денежный грант. Разбор успешного опыта». Ведущий: утверждается.

Семинар. Тема: «Психология лидерства». Ведущий: Соловьёва Татьяна Николаевна — основатель благотворительного фонда «Живу с культурой», эксперт по лайф-коучингу и сертифицированный специалист по психологии лидерства и НЛП.

Выселение из номеров до 12:00.

Выезд из отеля. Трансфер на ж/д вокзал.

ОПИСАНИЕ АКТИВНОСТЕЙ

ПАКЕТ «Профессионал»

ПАКЕТ «Профессионал +»

ПАКЕТ «Всё включено»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Мастер-класс Ганелина Евгения Рафаиловича, заслуженного артиста России, члена Союза кинематографистов России, актера, доцента кафедры режиссуры РГИСИ, заведующего кафедрой актёрского мастерства СПбГИКиТ Тема «Основы искусства импровизации и раскрепощения на сцене. Техники актерского мастерства в повседневной жизни»

Семинар Лебедь Татьяны Борисовны, заслуженного работника культуры РФ, педагога всемирно известных Анны Нетребко, Гелены Гаскаровой, Екатерины Сергеевой, певицы, «Лучшего педагога 1998 года» Тема уточняется

Семинар Деревягина Юрия Григорьевича, заслуженного работника культуры РФ, заведующего кафедрой народного танца МГИК, профессора Тема уточняется

Мастер-класс Каспаровой Натальи Владимировны, основателя и художественного руководителя Дома танца «Каннон Данс», педагога-хореографа «Основные техники и стили исполнения джаз-модерна»

Мастер-класс Ровнера Виталия Ефимовича, хормейстера, профессора Санкт-Петербургского государственного института культуры, руководителя камерного вокального ансамбля «Монплезир»

Тема «Особенности и методики работы с хоровым или вокально-ансамблевым коллективом»

Тренинг-семинар Мониной Галины Борисовны, кандидата психологических наук, заведующей кафедры индивидуальных и дистанционных программ обучения института повышения квалификации специалистов профессионального образования, тренера Института практической психологии «Иматон»

Круглый стол Соловьёва Григория Борисовича

Тема «Особенности организационной работы по привлечению, удержанию, объединению и развитию детей в творческом коллективе, в том числе с применением практики участия в выездных фестивалях и конкурсах. Разбор успешного опыта»

Семинар Швалёва Николая Вадимовича, кандидата медицинских наук, специалиста Российской академии голоса, врача отоларинголога-фониатра медицинской службы Мариинского театра Тема «Медицинские (фониатрические) вопросы воспитания и охраны детского голоса»

Семинар Большаковой Марии Александровны, хореографа Михайловского театра, преподавателя Театра Санкт-Петербургской Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, балетмейстера Тема уточняется

Семинар Соловьёвой Татьяны Николаевны, эксперта по лайф-коучингу и сертифицированный специалист по психологии лидерства и НЛП, основатель благотворительного фонда «Живу с культурой» Тема «Психология лидерства»

Семинар «Выгорание педагогов дополнительного образования. Как вернуть интерес к профессиональной деятельности» Спикер уточняется

Семинар «Поиск и привлечение спонсоров для детского творческого коллектива. Как руководителю получить денежный грант. Разбор успешного опыта» Спикер уточняется

Семинар Филипповой Ирины, ведущего специалиста отдела SMM Performance-агентства «Медиасфера» Тема «Продвижение в социальных сетях. Способы продвижения в социальных сетях для творческих коллективов»

ЭКСКУРСИОННАЯ ЧАСТЬ

Экскурсия в Государственную Академическую Капеллу Концертный зал Капеллы по праву пользуется заслуженным авторитетом в музыкальном мире. За время своего существования этот зал немало послужил для прославления российского искусства. Здесь звучали бессмертные творения Чайковского, Рахманинова, Бородина, Мусоргского, Глазунова, Шостаковича, Прокофьева, Свиридова. В этом зале многие поколения петербуржцев приобщились к миру прекрасного, познакомились с композиторским творчеством мастеров классики и современности

Экскурсия в академию танца Бориса Эйфмана Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия танца Бориса Эйфмана» — творческая лаборатория, реализующая концепцию современного танца Бориса Яковлевича Эйфмана. Учебное заведение является, с одной стороны, хранителем и творческим продолжателем великих традиций отечественного классического балетного искусства, с другой — школой мастерства для молодых артистов, экспериментальной площадкой, на которой отрабатываются инновационные методы подготовки и воспитания танцовщиков XXI века.

Обзорная автобусная экскурсия по Санкт-Петербургу Экскурсовод расскажет об истории города и покажет основные достопримечательности. Вы увидите Исаакиевский собор, памятник «Медный всадник», Зимний Дворец, Храм Спаса-на-Крови. Вы также узнаете историю Мариинского театра, стрелки Васильевского острова и многих других известных мест нашего города.

СЕРТИФИКАТЫ

Сертификат об участии в круглом столе (1 шт.)

Сертификат об обучении на мастер-классах (3 шт.)

Сертификат об участии в семинарах (7 шт.)

Грант на прохождение программы повышения квалификации. По итогам прохождения выдаётся сертификат установленного образца о повышении квалификации (72 часа) АНО ДПО «Институт Дистанционного повышения квалификации» (Новосибирск)

За дополнительную плату в размере 3 000 рублей

ТУРИСТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Проживание в отеле «Санкт-Петербург» (2 ночи)

Питание (2 завтрака/2 обеда/1 ужин)

Трансфер из вокзала и на вокзал

Трансфер в Государственную Академическую Капеллу или в академию танца Бориса Эйфмана

Праздничный фуршет с развлекательной программой

СТОИМОСТЬ ПАКЕТА

6 980 рублей, включена регистрация заявки 1200 руб/чел

11 960 рублей, включена регистрация заявки 2000 руб/чел

19 980 рублей , включена регистрация заявки 2800 руб/чел

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Как известно, творчество- это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс- это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.

  1. Приобщить учащихся к творческой работе;
  2. Прививать интерес к творчеству, поиску;
  3. Развивать навыки созидания, самореализации.

Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования.

Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал «зоной потенциального развития». И, действительно, у учащихся, выполняющих исследовательский проект, развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату (реализации идеи).

Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.

Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.

«Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста», - пишет М.Н. Скаткин (Скаткин М.Н. Школа и всесторонне развитие детей).

Что же мы предпринимаем для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?

Урочная деятельность.

В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы: различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов рефератов об истории развития различных наук, о жизни и творчестве великих ученых, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков к ответам, задачам, сочинениям, сказкам. Плодотворно работают по развитию творческих способностей в этом направлении учителя физики, математики, биологии, географии, русского языка и литературы, истории, информатики.

Кроме того, у каждого учителя в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса.

На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темы, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

Внеурочная деятельность.

Предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах- эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей.

Чем же для нас привлекательна эта форма работы:

  • Во – первых, привлекательность для детей и учителей участия в менее традиционных видов деятельности, нежели урок.
  • Во – вторых, ребенок является активным участником педагогического процесса.
  • В третьих, праздничные мероприятия – это совместная деятельность педагогов и учащихся, это творческий процесс., увлекающий как одних, так и других. Близкой к этой форме работы являются концерты внутри школьные, перед родителями, перед жителями поселка.

Предметные кружки как одна из форм развития творческих способностей учащихся.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А думающий человек это и есть тот человек воспитать которого мы стремимся.

Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если имеет только к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.

Эти слова Л.Н.Толстого относятся ко всем учителям. Учительство – это состояние души, это жизнь. Уроки и беседы с родителями, экскурсии и походы, тетради и самодеятельность- это замкнутый круг. И не разорвать этот круг, и не выйти из него, как не выйти из круга обязанности матери, которая любит своих детей и живет ради них. Я никогда не смогла бы стать ни кем другим, кроме учителя. Школа- это мой второй дом. Приходя в него, я каждый день стараюсь отдать детям то, чему меня научили в колледже, то, чему научила меня жизнь.

Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, по этому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе. Но, к сожалению до сих пор в начальном трудовом обучении преобладают репродуктивные методы. И бывает обидно за детей, когда недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желание работать самостоятельно, инициативно.

Бесталантных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век когда у родителей не хватает время посидеть со своей дочерью, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих способностей у детей.

Сегодня, опираясь на свой трехлетний опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей и д.т. Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников, нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие.

Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрения. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательную отношение к предмету.

Дефференцированный подход к учащимся предлагает наличие достаточного количества инструкционно- технологических карт, карточек – заданий, раздаточного материала, различных по степени трудности.

Придуманное оформление класса (ко вкусом подобраны и ухоженные цветы, красивые стенды с поделками) обеспеченные всем необходимые рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе, чистота и порядок в кабинете служат воспитания собственности, аккуратности, дисциплинированности, формируют хороший вкус, а главное – вызывает желание учащихся, делать красивые вещи своими руками. Это очень важное – воспитание мотив учения.

В конце учебного года привожу 3-4 классы на экскурсию в свой класс. Рассказываю, чем они здесь будут заниматься, показываю работы своих учеников, сообщаю, что надо подготовить для уроков.

К началу занятий готовлю стенды для всех классов с изделиями, которые с учащимися предстоит выполнить в учебном году. На первом занятии в 5 классе провожу беседу о культуре поведения и общения, знакомлю с историей этикета. Причем стараюсь «разговорить» девочек, включить их в диалог, выслушать их мнения. Это сближает нас, помогает мне лучше понять своих новых учеников, создает атмосферу доверия.

Большой интерес у школьниц вызывают беседы о красоте, здоровье, личной гигиены, об особенностях развития девочки и девушки. Дети могут задавать любые вопросы. Опросы их показывают, что далеко не все родители разговаривают с ними на подобные темы. Постоянно разъясняю и показываю учащимся правильные и безопасные приемы труда, рассказываю о средствах индивидуальной защиты, оказание первой помощи. Объясняю почему необходимо следить за правильной организации рабочего места, порядком размещения инструментов и рабочих материалов.

На некоторых уроках использую музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться, улыбнуться. А в приятной обстановке лучше ладиться.

Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.

Закрепить у школьников интерес к изучаемому материалу могут советы учителя сделать сюрприз своим близким: приготовить еду, красиво сервировать стол, подарить к празднику какую- либо изготовленную своими руками вещь. При этом учителю следует обращать особое внимание на трудоемкость того или иного изделия.

Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

Как правило, на уроках технологии учащиеся ведут записи в тетрадях, а в альбомах наклеивают образцы и выполняют чертежи. Вот некоторые рекомендации на этот счет. Новые темы, термины надо записывать на доске. В тетрадях выделять их цветом или подчеркивать, чтобы можно было при необходимости быстро найти. Записывать только главное- коротко и четко.

Оценки за ведение тетради выставляю в журнал. Слежу за тем, чтобы при выполнении чертежей учащиеся пользовались линейкой, циркулем.

С 2005 года тема над которой я работаю называется «Развитие творческих способностей на уроках технологии». В ней реализован принцип преемственности содержания трудового обучения в начальной и основной средней школе, сделан упор на самостоятельную работу учащихся, развитие у них творческих способностей. Содержание ее в большой мере отвечает реальным возможностям учащихся. При изучении раздела «Рукоделие» использую дополнительные разделы типа: «Искусство аранжировки цветов,» «Работа с соломкой», «Вязание», «Вышивка», «Аппликация», «Культура дома», «Бисероплетение», «Лепка из теста». При изучении этого раздела учащиеся с удовольствием впитывают все знания, приобретают навыки. Работы детей настолько хороши, что вызывают восторг и восхищение. Мне нравиться самой заниматься с учащимися различными видами рукоделия. Я вижу огонек в их глазах, вижу, как им хочется закончить начатую работу. Стараюсь постоянно самообразовываться, ищу новое: плетение бисером, сколько нового, интересного можно сделать своими руками. Изготовление картин из теста. Необычно, но, сколько можно проявить умений, фантазию и творчество. При изучении раздела «Рукоделия» я не навязываю им, какое выбирать изделие. У учащихся есть выбор. Они могут рассчитывать на свои силы. Выбрать работу на «3», но сделать ее на «5». Или выбрать на «5», но сделать на «3».

Провела тестирование среди учащихся 7,8 классов на определение уровня творческого потенциала учащихся.

Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

Инструкция: выбери один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

Б) нет, он и так достаточно хорош;

В) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

А) да, в большинстве случаев;

В) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете.

Б) да, при благоприятных обстоятельствах;

В) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что- то принципиально изменить:

А) да, наверняка;

Б) это мало вероятно;

В) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

Б) часто думаете, что не сумеете;

В) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

А) да, неизвестное вас привлекает;

Б) неизвестное вас не интересует;

В) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

Б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

В) да, но только если вам это нравиться.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравиться, хотите ли вы знать о нем все:

Б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

В) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

А) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

Б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна;

В) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По – вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

А) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

Б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;

В) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

Б) нет, боитесь сбиться с пути;

В) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

А) да, без труда;

Б) всего вспомнить не можете;

В) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значение:

А) да, без затруднений;

Б) да, если это слово легко запомнить;

В) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время предпочитаете:

А) оставаться наедине, поразмыслить;

Б) находиться в компании;

В) вам безразлично, будите ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

А) дело закончено и кажется вам отлично выполнено;

Б) вы более- менее довольны;

В) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один:

А) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

Б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

В) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станните думать о ней:

А) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

Б) вы можете делать это только наедине;

В) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

А) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

Б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

В) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Ключ к тестовому заданию.

Подсчитайте очки, которые вы набрали таким образом:

  • За ответ «а» - 3 очка;
  • За ответ «б» - 1;
  • За ответ «в» -2.

Результат:

  • Вопросы 1, 6, 7, 8-й- определяют границы вашей любознательности;
  • Вопросы 2,3,4,5-й -веру в себя;
  • Вопросы 9 и 15-й -постоянство; вопрос 10- й- амбициозность; вопросы 12 и 13- й «слуховую память»; вопрос 11-й – зрительную память; вопрос 14-й – ваше стремление быть независимым; вопросы 16 и 17-й – способность абстрагироваться; вопрос18-й – степень сосредоточенности.

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков кажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и мене очков. Ваш творческий потенциал, увы невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

В результате тестирования выявилось, что у них вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае их потенциал позволит им творчески проявить себя, если они, конечно, этого пожелают.

В 2006/ 07 учебном году приняли участие на олимпиаде по технологии и Запаринова Полина ученица 9 класса заняла 3 призовое место; в 2007/08 учебном году Ветлугина Юлия заняла 3 призовое место.

Подходит к концу работа

STEM vs STEAM? И все-таки STEAM!

Ассоциация участников рынка артиндустрии провела 27-29 марта 2017 г. VIII Образовательный Форум для специалистов дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности «Наука искусства и Искусство науки. STEM vs STEAM», при спонсорской поддержке сети гипермакетов ЛЕОНАРДО.

Партнерами Форума стали: Институт образования НИУ ВШЭ, Московский городской педагогический университет (МГПУ), Всероссийский центр художественного творчества Министерства образования и науки РФ, Московский институт открытого образования (МИОО). В Форуме приняли участие около 1000 руководителей, педагогов и специалистов организаций, реализующих программы дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности из Москвы и Московской области, а также делегации Ленинградской, Ярославской, Самарской, Омской, Иркутской, Новгородской, Челябинской, Калужской, Владимирской, Ивановской, Ульяновской, Тверской, Ярославской, Тульской, Смоленской, Кемеровской областей, ХМАО, Татарстана и Калмыкии, Хабаровского края, Ненецкого автономного округа и других регионов России.

Форум предоставил уникальную возможность каждому педагогу познакомиться с новейшими средствами обучения для STEM-образования, попробовать их в деле на 350 практико-ориентированных мастер-классах естественнонаучной и технической направленности. Это был отличный исследовательский и творческий полигон, который организовали компании: Геоскан, Экспони, VIRRY, Casio, Дидактические Системы, Экоинвент, Брейн Девелопмент, Фанкластик, Клик-Торг, Химлабо, PICASO, 1С Паблишинг, Wacom, Научные развлечения, Роббо, Крисмас+, Лаборатория трехмерной печати, Спутникс, Русробот Групп, ИП Давыдов, Флер-Арт-Хобби, Торговый Дом «ГАММА», АВАЛЕ, Невская Палитра, Clay&Paint Factory, Фила Статионари, ОАО «ГАММА», Артефакт, Художественные материалы. Педагоги учились использовать современные арт-технологии и интегрировать средства искусства в различные предметные области, чтобы повышать мотивацию детей к освоению сложных тем в технической и естественнонаучной областях знаний.

Тема мартовского Форума — «STEM vs STEAM» — не случайна. Сегодня образование мирового уровня в модели STEM невероятно значима для достижения любой цели, которую мы как нация ставим перед собой — экономическое процветание, международная конкурентоспособность, сильная национальная оборона, экологически чистая энергетика будущего, более здоровая жизнь для всех россиян и успешные перспективы отдаленного будущего. У теоретиков и практиков, занимающихся развитием дополнительного образования, возникает множество вопросов. Все понимают, что нужны эффективные кружки научной и технической направленности с новейшим учебным оборудованием и средствами обучения, компетентные педагоги, в совершенствовании владеющие современной техникой и технологиями, готовые создавать новые образовательные программы и работать по ним.

В системе дополнительного образования детей появляются новые направления — тот же JuniorSkills, интеллектуальные игры и киберспорт, ранняя профессиональная ориентация, поэтому на Форуме так активно обсуждали тенденции развития и обновления содержания дополнительного образования, что же в наибольшей мере влияет на качество образования и соответствует ожиданиям общества и государства. Деловую программу Форума открыли дебаты «Тенденции развития дополнительного образования. STEM vs STEAM», где свою позицию высказали ведущие специалисты, руководители образовательных организаций, методисты и педагоги-практики. Ракова Марина, генеральный директор Департамента внедрения инновационных технологий ФГБНУ «Республиканский мультимедиа центр» в своем выступление подчеркнула, что развитие содержания Кванториумов рассматривается в модели STEAM-образования, что интеграция науки и искусства позволит сформировать важные компетенции у подрастающего поколения. Участники дебатов поддержали позицию, что STEM-образование в одиночку не справится с развитием креативности и формированием готовности ребенка стать успешным в развивающейся экономике России, что искусство, не претендуя на монополию, вносит значительный вклад в формирование универсальных компетенций XXI в., причем с самого раннего возраста. Искусство помогает быть успешным по любым академическим дисциплинам, в том числе и в технологическом мире! Интеграция искусства, наук и инженерии – эта та истина которую человечество в ХХI в. похоже открывает вновь.

Андрей Андрусов, заместитель директора Центра содействия инновациям в образовании «СОЛЬ», высказал позицию, что образование не равно обучению, и перед системой дополнительного образования стоит задача посложнее — додать детям то, что нужно для «становления», что содержанием образования может стать «эффективное мышление», «эффективное действие», «эффективная коммуникация» и «способность доведения идей до результата». Обсуждение данного предположения позволило развернуть дискуссию о традиционных шести направленностях ДОД, которые не отвечают сегодняшним потребностям развития содержания дополнительного образования. Нужны новые междисциплинарные и многопрофильные программы, которые уже есть в системе дополнительного образования, что и подтвердил Моргун Дмитрий, директор Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма, где реализуются качественные программы по экологии в интеграции с химией, физикой и биологией, а также краеведением и патриотическом воспитании, с использовании высоко технологичного оборудования, в том числе робототехники.