Распорядок дня в школах франции. Образование во франции

Франция - динамично развивающаяся европейская страна, входящая в ЕС и Шенгенскую зону. С каждым годом нарастает популярность и престиж местного образования среди иностранных студентов, в том числе из СНГ. Причиной тому служат превосходные условия обучения и перспективы трудоустройства в государствах Евросоюза. Какие отличительные черты имеет французское образование? Что необходимо абитуриентам-иностранцам для зачисления на учёбу в местные вузы?

Особенности системы образования во Франции

Система образования Франции является централизованной, его политика полностью контролируется Министерством нацобразования. В стране функционирует свыше 60000 учебных заведений различных уровней, до 20% которых являются частными. При этом учащиеся в совокупности составляют более 15 миллионов человек.

Основной язык преподавания - французский. Некоторые вузы разработали и внедрили курсы для студентов-иностранцев на английском.

Важно: преподавание религии запрещено в учреждениях начального и среднего образования.

Система французского образования включает несколько этапов

Когда начинается учебный год во Франции

Продолжительность учебного года стандартизована на уровне Министерства национального образования. Во всей стране дети начинают учиться в начале сентября, а заканчивают - в начале июля. В течение года предполагаются каникулы:

  1. Осенние, приуроченные ко Дню всех святых (последняя неделя октября и первая неделя ноября - 2 недели).
  2. Рождественские и новогодние (2 недели).
  3. Зимние (2 недели в середине февраля).
  4. Весенние, приуроченные к Пасхе (2 недели в середине апреля).
  5. Летние (2 месяца - с июля по сентябрь).

Структура образовательной системы состоит из 3 уровней.

Начальное образование

Учреждения начальной образовательной ступени - ДОУ (ясли, детские сады) и начальные школы.

Дошкольные учреждения

Ясли посещают дети с 2 месяцев до 2 лет, а детские сады - с 2 до 5. Они работают, как правило, в течение рабочего дня (7:30–18:30) либо несколько часов в день. Возможен и продлённый день по согласованию с руководством.

Дети 2–5 лет во Франции посещают детские сады

В яслях нет групп, все малыши находятся вместе. В детских садах идёт разделение на две подгруппы - до 4 лет и с 4 до 5 лет. В первой дети играют, общаются друг с другом, а во второй - поют, рисуют и занимаются реализацией прочих творческих навыков, гуляют на свежем воздухе и изучают окружающий мир.

Коренное население не стремится отдавать своих детей в ДОУ, поскольку в них ходит большое количество детей иммигрантов.

Посещать ДОУ ребёнок может только по желанию родителей.

Начальная школа

Учреждения начальной школы посещаются детьми 6–11 лет. Программа обучения включает в себя 5 классов.

До обучения в начальной школе дети должны посещать дополнительные курсы подготовки к школе при детских садах

Первый класс представляет собой курсы подготовки к учёбе в школе, которые преподаются в рамках детского сада. Здесь дети учатся письму, чтению, разговорной речи и самостоятельности. Учёба в последующих классах осуществляется уже в стенах начальных школ. Учебный план включает такие дисциплины, как математика, речь, письмо, этика, рисование, коммуникация.

Одарённые дети по наставлению учителей могут быть переведены в старшие классы.

Посещать начальную школу должен каждый ребёнок во Франции.

Видео: французская система начального образования

Среднее (школьное) образование

Учреждения средней образовательной ступени - коллежи и лицеи. При этом нумерация классов здесь обратная (с 6 по 1 класс + выпускной).

Коллежи

Коллежи - младшие средние школы. Здесь обучаются дети 11–15 лет (всего 4 года обучения: 6–3 классы). Учебный процесс подразделяется на циклы:

  1. Адаптационный (6 класс). Из начальных школ сюда принимаются дети без вступительных испытаний. Программа направлена на закрепление и систематизацию знаний, полученных ранее. В неё включён один иностранный язык по выбору ученика.
  2. Основной (5–4 классы). Главная цель - углубление имеющихся навыков и знаний, а также подбор наиболее подходящего направления обучения в лицее. К базовым учебным дисциплинам добавляют естественные науки и несколько иностранных языков по выбору.
  3. Профессиональный (3-й класс). Происходит специализация по одному из направлений - общему, профессиональному, техническому. По окончании цикла сдаётся национальный экзамен.

Учёба в коллежах является обязательной. По окончании этих учреждений выдаются сертификаты об окончании неполного среднего образования.

Лицеи

Лицей - старшая средняя школа, где учатся дети 15–18 лет (3 класса в общем случае) и по окончании учёбы сдают экзамены. Лицеи разделены на общие, технологические и профессиональные (аналог российских ПТУ). Профессиональные проводят вступительные испытания для абитуриентов, в то время как в учреждениях других типов необходима запись.

Выпускники лицеев получают дипломы, с которыми могут поступать в вузы

По итогам выпускных экзаменов в общих и технологических лицеях выдаются дипломы об окончании общего и технологического бакалавриата соответственно, которые необходимы для поступления в вуз. В профессиональных же цикл обучения сокращён до двух лет, а по их окончании оформляется сертификат о профпригодности, который необходим для дальнейшей работы на предприятии.

Высшее образование

Учреждениями высшего образования во Франции являются высшие школы, университеты и технологические институты. Основная масса вузов является государственными, но имеются и частные.

Абитуриенты, как правило, проходят вступительные испытания - экзамены и собеседование.

Структура образовательного процесса в вузах включает 4 этапа обучения

Все высшие учебные заведения участвуют в Болонском процессе с 2002 года. Старая система обучения была упразднена, а нынешняя включает следующие этапы:

  1. Бакалавриат. 3 года обучения. В зависимости от специализации выдаётся диплом DEUG или DEUST, подтверждающий академическое или научно-техническое образование. С DEUST выпускники могут устроиться на работу менеджерами.
  2. Магистратура. 2–3 года обучения в зависимости от специальности. После первого года обучения присваивается степень лиценциата, второго - магистра, а после третьего - инженера.
  3. Дополнительный цикл послевузовского образования. 1 год обучения. Приём осуществляется по результатам собеседования. По окончании выдаётся диплом о специальном или исследовательском образовании, который необходим для дальнейшего поступления в докторантуру.
  4. Докторантура. 3–4 года обучения. Для приёма с абитуриентом проводится собеседование. В конце обучения соискатель докторской степени должен написать и защитить диссертацию перед Национальной комиссией, после чего выдаётся диплом доктора наук.

Практически после каждого года обучения проводятся экзамены, а студентам выдаются национальные дипломы, которые соответствуют тому или иному этапу обучения в конкретном вузе. Такая особенность образовательной системы несколько затрудняет понимание образовательных документов.

Видео: краткий анализ схемы образования Франции

Сколько стоит обучение, можно ли иностранцам учиться бесплатно

Все французские ДОУ являются платными. При этом стоимость зависит от количества часов ежемесячного посещения и совокупного дохода семьи. Как правило, за одного ребёнка родители платят 200–300 € каждый месяц.

Учёба в школах и учреждениях среднего образования является бесплатной. Однако по волеизъявлению родителей ребёнок может посещать частные учреждения. Стоимость обучения в них начинается от 1000 € в месяц.

В государственных вузах учатся бесплатно, поскольку Министерство образования их субсидирует. Однако студенты должны вносить символическую плату около 185 € за год обучения в бакалавриате, 250 - в магистратуре, 400 - в докторантуре. Частные вузы взимают плату порядка 2000–10000 € в год.

Студенты из государств СНГ вправе получать образование бесплатно наравне с коренными жителями.

Таблица: самые известные французские вузы

Наименование учебного заведения Количество учащихся Особенности учебного заведения
130000 Основан в 1253. Самый знаменитый и крупный вуз Франции. В 1970 разделён на 13 независимых вузов, 5 из которых стали его преемниками, сохранили единую инфраструктуру и образовательные традиции. Среди выпускников - М. Цветаева, О. де Бальзак, О. Мандельштам. Основные направления подготовки - право, литература и театральное искусство, гуманитарные науки, медицина, иностранные языки.
46000 Основан в 2009 в результате объединения университетов Луи Пастера, Марка Блока и Роберта Шумана. Среди выпускников университета нобелевские лауреаты, выдающиеся исследователи, врачи, политики, общественные деятели. Популярные направления подготовки - медицина, менеджмент, гуманитарные, социальные и экономические науки. Занимает 87 место в Академическом рейтинге университетов мира.
44000 Основан в 1289. Шестой по величине вуз Франции. Самыми популярными направлениями обучения являются медицина, фармацевтика, стоматология, политология, экономика и право. Университет владеет обширной коллекцией картин европейских художников.
74000 Основан в 2012 году в результате слияния университетов Прованса, Поля Сезана и Средиземноморской Академии. Самые популярные направления подготовки - менеджмент, политология, экономика, наука и технологии. Входит в ТОП-10 лучших французских университетов (по мнению агентства CWUR) и в ТОП-100 вузов мира (по мнению Reuters).
130000 Основан в 1559. В 1970 был разделён на 3 независимых университета, которые находятся на территории студенческого городка «Лилль». С 2014 года запущен процесс слияния вузов. Основные направления обучения - юриспруденция, естественные науки, медицина и фармация. Преподавателями вуза были многие известные люди, такие как Луи Пастер, Рене Кассэн (лауреат Нобелевской премии), Жак Ле Гофф, Поль Паскаль.

Фотогалерея: французские высшие учебные заведения

Сорбонна - самый крупный и старый университет Франции Страсбургский университет занимает 87 место в Академическом рейтинге университетов мира Университет Монпелье - шестой по величине вуз Франции Университет Экс-Марсель входит в ТОП-100 лучших университетов мира по мнению агентства Reuters Основные направления подготовки Университета Лилля - юриспруденция, естественные науки, медицина и фармация

Как поступить во французский университет русским, украинцам, белорусам и казахстанцам

Основное требование, предъявляемое при поступлении во французские вузы - наличие аттестата бакалавра со средним баллом выше проходного. Выпускники российских школ таких аттестатов не получают, поэтому они должны отучиться в одном из вузов РФ как минимум год. А вот выпускникам вузов, окончившим бакалавриат или магистратуру, будет проще. Тем не менее руководство большинства французских вузов предлагает иностранцам перед зачислением пройти 1–2-годичные курсы подготовки к обучению, по окончании которых сдаётся языковой экзамен. Курсы можно пройти как у себя на родине, так и во Франции.

Для начала абитуриенту необходимо определиться с вузом для поступления. В вопросах получения высшего образования содействие оказывает госагентство Франции «КампюсФранс». Для прохождения обучения длительностью более 3 месяцев необходимо зарегистрироваться на сайте агентства, создать анкету и оформить долгосрочную визу студента. Вступительные испытания проводятся зимой.

Граждане РФ могут подавать документы для поступления в режиме онлайн. К своей анкете в системе нужно загрузить сканированные копии свидетельства о рождении, загранпаспорта, аттестата или диплома об образовании, выписки из зачётки. Документы должны сопровождаться переводом на французский язык. Помимо этого, абитуриент должен составить мотивационное письмо от руки. После этого представитель «КампюсФранс» назначает день прохождения собеседования.

Видео: поступление во французские вузы

Стипендии и гранты для студентов-иностранцев

Иностранным студентам не всегда предоставляется возможность учиться во французском вузе бесплатно. Нередко они обращаются за стипендиями и грантами, которые могут быть выделены на краткосрочное или долгосрочное обучение.

Стипендия - ежемесячная материальная помощь. Стипендии предоставляются правительством Франции, Еврокомиссией, местными вузами, а также президентом РФ. Информация об актуальных программах представлена на портале «CampusFrance» по ссылке .

Грант - единовременная выплата средств для покрытия полной или частичной стоимости обучения. Как правило, они выделяются для проведения определённых научных исследований. Найти подходящую программу можно на сайте агентства «CampusFrance» в разделе «Finance your programm».

Стипендии и гранты могут быть получены до либо во время прохождения обучения. При этом каждая программа имеет свою индивидуальную процедуру подачи заявки на участие.

Видео: рассказ о поступлении в Сорбонну (Париж)

Как живут студенты

Формально каждый студент вправе проживать в студенческом общежитии, где ему выделяется отдельная комната. Однако места в них достаются далеко не всем. Сначала жильём обеспечиваются малоимущие местные студенты, затем стипендиаты и участники международных обменных программ. При этом ежемесячная плата в государственном вузе будет составлять 100–350 € в месяц, а в частном - от 250. Все студенческие общежития принадлежат не вузам, а центру по вопросам размещения студентов (CROUS).

Студенты нередко арендуют квартиры по несколько человек и платят каждый за свою отдельную комнату. Стоимость аренды в этом случае начинается от 300 €.

Ещё одним доступным способом является проживание во французской семье. Этот вариант больше всего подходит студентам, планирующим краткосрочное обучение. Стоимость проживания, как правило, составляет 150–300 €.

Каждый студент может получить комнату в общежитии

Как получить визу

Франция является страной ЕС, входящей в Шенгенскую зону. Чтобы поехать туда поступать и учиться, гражданам РФ необходимо предварительно оформить визу. Учебные визы бывают двух типов - краткосрочные (для пребывания не более 90 дней подряд, к примеру, с целью прохождения вступительных испытаний) и долгосрочные (более 90 дней).

Для оформления визы необходимо обратиться в одно из консульских учреждений Франции в РФ. Они имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Заявитель должен предварительно подготовить следующие документы:

  • заполненную и подписанную анкету-заявку,
  • паспорт для заграничных поездок,
  • 2 фотографии,
  • полис медицинского страхования выезжающих за рубеж,
  • копию всех страниц внутреннего паспорта либо свидетельства о рождении,
  • подтверждение финансовой состоятельности,
  • приглашение от образовательного учреждения либо свидетельство о зачислении на курс,
  • подтверждение проживания во Франции.

Для обучения во Франции необходимо предварительно оформить визу

С заявителями, желающими оформить долгосрочную визу, консул в обязательном порядке проводит личную беседу.

Подробные условия оформления учебных французских виз изложены на официальном сайте посольства Франции в разделах, касающихся долгосрочных и краткосрочных шенгенских виз.

Дополнительные курсы и работа во время учёбы

Во время учёбы студенты по своему желанию могут посещать дополнительные курсы по предварительной договорённости с руководством факультета. Как правило, за это взимается отдельная плата.

Французское законодательство предусматривает возможность подработки для студентов. Предварительно нужно получить специальное разрешение в местной администрации. В течение года допускается не больше 844 часов работы (за неделю - максимум 19 часов, а в период каникул - 40).

Французские студенты имеют право подрабатывать во время учёбы

Дипломы местных вузов котируются во всех странах ЕС, поэтому выпускники могут получить высокооплачиваемую работу по окончании учёбы и остаться жить в Европе. Однако работодатели во Франции отдают большее предпочтение при трудоустройстве выпускникам специальных высших школ, где учёба платная. Это связано с тем, что работодатели не доверяют бесплатному образованию, несмотря на его высочайшее качество.

Итоговая таблица: преимущества и недостатки образовательной системы Франции

Преимущества Недостатки
Качество обучения признано одним из лучших в мире Практически у каждого вуза имеется своя система присвоения дипломов, что затрудняет понимание образовательных документов
Иностранцы могут получать образование бесплатно Процесс оформления визы многоэтапный и сравнительно сложный
Для иностранных студентов разработаны программы на английском Большая часть программ преподаётся на французском, поэтому абитуриентам необходимо посещать языковые курсы, а по их окончании - сдавать экзамен
Каждый студент обеспечивается общежитием Мест в общежитиях хватает далеко не всем
Стоимость обучения ниже, чем в других европейских странах Процесс поступления в значительной степени бюрократизирован
Во время учёбы есть возможность работы и посещения дополнительных курсов Существуют сложности при поиске работы во Франции по окончании вуза
Возможно получение стипендий, грантов Образование, полученное во Франции, менее престижное, нежели американское и британское

Школьное образование во Франции — это система скорее похожая на американскую, чем на русскую. Образование считается качественным. Хотя и не без проблем.

По рейтингу PISA, в котором участвуют 65 стран, Франция находится на 25 месте(Россия на 34), позади многих европейских стран(на первых трех местах азиатские страны, первая европейская страна — Финляндия). В рамках создания этого рейтинга обнаружили, что во Франции успеваемость напрямую зависит от экономического благополучия семей учащихся. Таким образом, дети иммигрантов имеют в 2 раза больше шансов попасть в худшие ученики.

В последние годы, основная проблема во французском образовании – это учительский состав. Учителей приходится мало на большое количество учеников. Поэтому учителям приходится трудно и они часто уходят на больничный отпуск. Также очень большие трудности с заменой отсутствующих преподавателей, так как свои учителя уже сильно загружены, и найти замену тоже не просто. Многие отказываются замещать, так как школы находятся в неблагополучных районах с высокой концентрацией трудных учеников. В связи с таким положением дел, совсем недавно разгорелся скандал: в одном колледже ученики остались без уроков математики в течение месяца. Колледж никак не мог найти замену. Подключили родителей для поиска по знакомым. Давали объявления. Даже пожаловались на телевидении, чтобы дело получило еще большую оглазку.

Такого рода проблемы встречаются как правило в государственных школах. Частные школы, имея более высокий бюджет в своем распоряжении, находятся в лучшем положении.
Также нередки и забастовки. Как учителей, так и учеников. Да, это кажется шуткой, но ученики лицея бастуют время от времени. Конечно, поводом для их забастовки не служит нелюбовь к профессорам или желание уменьшить количество занятий. Поводом служат политические сюжеты, касающиеся молодежи и школы в целом, такие как сокращение учительского штаба или трагическая смерть молодого человека в стычке с полицией. Они не только не ходят на занятия, но и баррикадируют вход в лицей. Забастовка- это давняя французская традиция.

Школьное образование во Франции является бесплатным, если речь идет о государственном учреждении. Более престижное образование в частных школах, в своем большинстве католических (также есть еврейские и протестанские), стоит от 250€/год до 600€/год. Стоимость сильно зависит от региона, в котором находится частная школа. Например, в Парижском регионе такие школы как правило стоят дороже.
Ниже статистика на 2013 год по Франции:

Начальная школа стоит в среднем 260€/год.

Частный колледж 450€/год.

Частный лицей 580€/год.

Престижная — это значит нет «лишних детей»: как правило из бедных семей, учебный план будучи тем же самым, что и в государственной школе. Основным отличием, помимо оплаты является изучение религии (католическими эти школы названы не просто так), а также предложение по углубленному изучению иностранных языков за отдельную плату. Но нужно добавить, что в гос. школах не все является бесплатным: продленка и столовая в гос. учреждении тоже платное удовольствие. Правда, если у семьи доход маленький, то цена может существенно снизиться. Стоимость обеда варьируется от 0,15€ до 7€ в зависимости от дохода семьи.

Все дети обязаны учиться в школах до 16 лет, если школа исключает ученика по каким- либо причинам, она обязана его записать в другое учебное заведение.


12 лет образования, разделены на 3 части.

Начальная школа с 6 лет, 5 классов.

Двери школы открываются как правило 45 минут до начала занятий, чтобы родители, которые начинают работать рано, не опаздывали. Территория школы огорожена, никто туда зайти не может. Детей привозят и отвозят родители или няни. Очень редко можно увидеть детей,идущих в школу самостоятельно, также и по окончании занятий, за воротами школы собирается приличная толпа забирающих.

  • Для начальной школы предусмотрено 24 часа занятий в неделю.
  • Понедельник,вторник, пятница: полный учебный день, то есть 5ч30мин занятий. Обычно начало занятий в 8:30, конец занятий в 16:00.
  • Среда, четверг длительность занятий 3ч30, с 8:30 до 12:30. Детей забирают из школы рано.
  • 1ч30 мин на обед. Перемены по 15 минут между уроками.

Колледж, 4 класса.

Переход из школы в колледж без экзаменов. На последнем году колледжа все проходят государственный экзамен. Колледж не находится в одном и том же здании, что и начальная школа. Подростки и дети не пересекаются.

В первый год колледжа : 25 часов занятий в неделю. Ученики начинают учить английский, которому уделяется столько же часов, что и математике(4 часа).

На втором году колледжа : 25ч30мин занятий в неделю. Начинается изучение латыни, а также физики и химии. Предлагается 2 факультатива на выбор, как правило изучение местного диалекта, или еще один иностранный язык.

На третьем году : 28ч30 мин занятий в неделю. Начинается изучение второго иностранного языка. Предлагается следующие факультативы на выбор: изучение местного диалекта, или еще один иностранный язык, или мертвый язык(греческий, латынь), а также профессиональная подготовка. Все ученики должны пройти обязательную стажировку на предприятии длительностью в 1 неделю.

Организация учебного дня:

  • Начало занятий в 8:30, конец в 16:45 или 18:15 для старших классов колледжа.Перемены 15мин, обед 1ч. Длительность урока 55мин.
  • Разделения на первую/вторую смену не существует.

Лицей, 3 класса.
Специализация.
Есть 3 разных типа лицея

Технологический лицей.

Лаборатория: наука и технология;

Устойчивое развитие и индустрия;

Дизайн и прикладное исскуство;

Менеджмент;

Здоровье и социальная сфера;

Музыка и танцы;

Гостиничное дело;

Агрономия.
После этого направления абитуриенты идут на инженерные профессии или сдают диплом за 2/3 года и начинают работать.

Профессиональный лицей.
2 или 3 года обучения в зависимости от специализации.
75 направлений.
40-50% занятий уделяется профессиональному направлению: занятия в ателье, лаборатории или на стройке. Остальное время посвящено математике, французскому, истории, географии, физике, химии, биологии и английскому.
Выпускается высококвалифицированный специалист, готовый работать или можно продолжать образование по специальности.

Общее направление.
(Литературный уклон, экономический уклон, уклон на точные науки, или простое, в зависимости от будущей профессии). После этого предусматривается поступление в высшее учебное заведение.

На сто учащихся 50 идут на Общее направление, 23 на технологическое и 27 на профессиональное.

Расписание пон, втор, четв,пятн с 8:30 до 17:30 , перерыв на обед 1 час. Среда с 8:30 до 12:30.


В конце лицея проводится гос. экзамен, который многие проваливают. В 2013 году лишь 86,8% смогли пройти этот экзамен. Сессия состоит в зависимости от направления от 9 до 10 экзаменов, письменных и устных. Как правило во всех направлениях присутствуют французский, математика, философия, науки, история и география.

Нередко во Франции остаются на второй год, или перескакивают через класс.
По состоянию на 2013 в начальной школе осталось на второй год 18% учащихся, в колледже 23,5%. Нет статистики для лицеев. Все больше и больше правительство думает о том какие принять меры, чтобы снизить уровень второгодников, так как Франция является европейским чемпионом в этом направлении.

Оценки ставятся по 20 бальной шкале. Считается, что ученик справился с заданием, если у него 10 или более баллов. Оценки начинают ставить уже в начальной школе. Но сейчас ведутся дебаты о том, чтобы отменить систему оценок до перехода в колледж, так как у многих детей это развивает повышенную тревожность и нежелание ходить в школу.

Все школьники учатся с сентября по конец июня.
Каникулы 2 недели в конце октября, 2 недели в конце декабря на зимние праздники, 2 недели в феврале –это зимние каникулы, 2 недели в апреле. И, конечно летние каникулы. Начало занятий 1 сентября.

Для иностранцев, для кого французский язык не является родным, предусмотрены спедующая процедура:

  • Ученик проходит тест по французскому, чтобы определить какой у него уровень; также в силу различий программ между 2 странами, ученик проходит тест на уровень знаний, чтобы определить в какой класс он должен пойти. Этот тест проводится на родном языке. Также проводится тест на уровень знаний иностранного языка (например, английского).
  • Ученик записывается в специальную группу с интенсивным изучением французского, но он также регулярно посещает обыкновенный класс, чтобы привыкнуть к изучению предметов на французском. Делаются тесты, чтобы определить успехи в изучении языка. По истечении года ученик должен перейти в обыкновенный класс, но дополнительно ему предоставляются уроки усовершенствования французского.

Надеюсь, что я смогла подробно рассказать о школьном образовании во Франции.

Если у вас есть комментарии или вопросы, пишите.

В этом «О!» убедился благодаря рассказам родителей со всего мира. Сегодня мы отправляемся во Францию, чтобы узнать, как устроены детские садики и школы в этой стране.

Меня зовут Катя, у меня трое детей: старшей Нине 12, а близнецам Егору и Зосиме скоро 6 лет. Мы живем во Франции.

Что такое «родительские ясли»

Мои дети учатся в обычной государственной школе, которая состоит из нескольких ступеней. Государство во Франции обеспечивает детям школьное образование, начиная с 3 лет. До этого, если очень повезет, можно попасть в обычные ясли, куда берут детей с месячного возраста. Яслей много, но они все переполнены, в них надо записываться с 12 недель беременности и раз в неделю звонить директору и объяснять, почему ясли нужны именно тебе (не с кем оставить ребенка, работа далеко от дома, по обстоятельствам).

Обычные ясли хороши тем, что плата в них зависит от дохода семьи, поэтому это по карману всем. Помимо обычных яслей, есть вариант «родительских яслей», то есть заведения, созданного и управляемого кооперативом родителей. В такие ясли ходила моя старшая дочь. Конкретно это значит, что у каждой семьи есть свои обязанности. Кто-то директор, кто-то казначей, кто-то ответственный за закупки продовольствия, за персонал, за организацию праздников, за починку инвентаря. Помимо обязанностей, каждая семья раз в неделю по полдня помогает воспитательницам.

Раз в месяц родители посещают собрание, где каждый докладывает, как обстоят дела в его зоне ответственности. У нас собрания были довольно приятными посиделками с бутылкой вина, только заканчивались часто за полночь, и для меня раз в месяц это было очень тяжело. Но для коммуникативных людей со свободным графиком работы и для тех, кто хочет обжиться и познакомиться с людьми в чужой стране — это вполне хороший вариант. Начиная с 3 лет, государство обязано обеспечить место в «материнской школе» (так во Франции называют детский сад) каждому ребенку. В детский сад ходить вовсе не обязательно, но если записался — придется делать это регулярно.

Как устроена школа

Обязательная школа во Франции начинается с 6 лет — это подготовительный класс, первый и второй начальные классы, первый и второй средние классы. Затем дети получают неполное четырехлетнее среднее образование — колледж и еще три года лицея. А заканчивается все это экзаменом на степень бакалавра, с которого, кстати, скопировали ЕГЭ. Учебный год начинается в первых числах сентября и заканчивается в первых числах июля. Летние каникулы длятся два месяца, июль и август. Есть ноябрьские, рождественские, зимние (февральские) и пасхальные каникулы, каждые по две недели. В общей сложности получаются те же 4 месяца каникул, что и в России, но распределены они, по-моему, более удачно.

Как проходит день в школе

В начальной школе учебный день начинается в 8:30 или в 9:00. Если родители работают с раннего утра, детей часто можно привести с 7 утра в особую группу. Основные занятия заканчиваются в 16:30 или раньше, но дальше можно оставить ребенка на продленку до 18:30. Начиная со средней школы, первый урок начинается в 8 утра, но он бывает не каждый день. В некоторые дни ребенок может идти в школу к 9 или даже к 10 часам. Заканчиваются занятия в 16−17 часов.

В обычном классе может быть до 30 человек. Но во Франции есть такое понятие как «зона преимущественного образования», так называемый ЗЕП. В школах, относящихся к зоне, учатся в основном дети из неимущих семей, эмигрантов, которым учеба дается гораздо тяжелее. В ЗЕПах в классе не может быть больше 26 учеников.

В начальной школе дети начинают с занятий, затем у них довольно большая перемена (около часа), в которую они , если нет дождя, затем обед и после него еще час или два занятий. В первый год детского сада дети обязательно спят днем после обеда, второй год могут спать по желанию, на матрасиках или на подушке, принесенной из дома. На третий год это просто час чтения книги, тихого разговора. В начальной школе у детей один раз в неделю бассейн и еще один раз — занятия спортом на стадионе.

В средней школе, как и в России, есть школьное расписание, разные предметы и учителя. Предметов в целом меньше, так как — это один предмет, как и история-география, и так до конца школы. Нет отдельного предмета «литература», есть только «французский язык», на котором изучают и литературу, и язык, что довольно плачевно, учитывая уровень грамотности молодежи.

В расписании в средней школе могут быть «дыры», в которые дети либо идут в библиотеку, либо в специально отведенный для этого класс, где под надзором куратора можно сделать домашнее задание или задание, оставленное учителем, который по какой-либо причине пропускает занятие. В этот класс ученика могут отправить также, если он опоздал на урок или в качестве наказания за плохое поведение.

Что в школе на обед

В материнских и начальных школах предусмотрено двухразовое питание — обед и полдник, стоимость которого зависит от доходов семьи, остальное доплачивает государство. Но дети не обязаны питаться в школе: многих родители забирают на обед домой и приводят затем обратно. То же с полдником: многие уходят домой до него. На обед бывает закуска, основное блюдо и десерт, но редко где все это готовится на месте, в основном только разогревается, поэтому и качество не слишком высокое. Полдник в школе — это фрукт/сок+булочка/хлеб с вареньем+йогурт/молоко. При этом школы пытаются регулярно добавлять в меню экологически чистые продукты. Обычно на дверях школы вывешивают меню на неделю или на месяц. Мои дети питаются в школе, и я считаю, что это хороший способ приучить их есть то, что дают, а не только джентльменский набор из пюре, сосисок и шоколадной пасты. У старшей дочери, которая учится в колледже, еда готовится на месте, есть возможность выбрать из нескольких блюд. Она может также пойти пообедать в город.

Как проходит адаптация

В яслях адаптация растягивается на неделю. Первый день приходишь на час и остаешься с ребенком в группе. Второй день оставляешь ребенка в группе одного, но тоже на один час. Третий день оставляешь на полдня, но без обеда, и так далее.

В школе в первый день младшая группа приходит на час позже остальных и проводит там полтора часа, за это время им объясняют, как что работает и кто есть кто. В колледже в первый день ученикам тоже просто рассказывают, что, где и как. Как и в России, у каждого класса есть классный руководитель, он встречает детей в первый день. Для моей дочери первый день в колледже был сплошным кошмаром: классная руководительница миссис Гейнор, чистокровная ирландка, в течение 5 часов вещала им что-то по-английски, и Нина не понимала ни слова… Она вылетела из колледжа пулей и сказала, что в этот класс не вернется никогда.

Поговорили с директором, решили попробовать недельку, потом еще, потом остались. Классная оказалась просто замечательная, поддерживала каждый Нинин шаг, каждый успех. Когда Нина в первый раз выступала в классе со спичем (надо было рассказать про ), миссис Гейнор подняла весь класс, и они ей устроили овацию. Хотя это, наверное, уже не французские, а ирландские школьные традиции.

Про домашнее задание

По идее, вплоть до средней школы никаких домашних заданий у ребенка быть не должно. На практике это не так — уже с подготовительного класса ребенка могут просить написать страницу прописи, выучить стишок. Опять же, по идее, все задания дети должны делать сами. Я помню, в подготовительном классе, в котором дети учатся читать, учительница говорила на собрании: «Не волнуйтесь, все дети в этом году, и совершенно без всяких усилий с вашей стороны. Кто-то в ноябре, кто-то в марте, кто-то к лету. Но все обязательно научатся». И научились, как ни странно. Моя старшая дочь самостоятельная, и я в общем никогда ей ни в чем не помогала (кроме первого месяца в английском классе). Но я знаю, что, как и в России, есть родители, которые проводят с детьми целые вечера за уроками.

В чем главное отличие

В отличие от России, общая атмосфера гораздо более теплая, и это приятно. На входе в школу детей встречает директор и со всеми здоровается по имени. Такое впечатление, что к каждому ребенку более личностный, персональный подход. Родители тоже друг с другом здороваются, даже если не знакомы, поэтому и знакомство завязать несложно. Дети чаще и раньше начинают ходить друг к другу в гости, в том числе с ночевкой, чуть ли не с детского сада. Родители оказывают друг другу небольшие услуги — забрать ребенка из школы, если один задержался на работе, взять его домой и покормить, если в школе забастовка и нет обеда. Вообще дети здесь гораздо чаще любят школу и ходят в нее с удовольствием. Здорово, что есть занятия бассейном, есть большая перемена до обеда, когда дети могут побегать на улице.

Образование во Франции направлено не на то, чтобы наполнить ребенка теоретическими знаниями, а скорее на то, чтобы научить его ориентироваться в окружающем мире. Это особенно заметно в начальной школе, где не только счет, чтение, письмо, но и знакомство с географией, историей, социологией, биологией, физикой и химией. Причем это не абстрактные знания, а очень конкретные.

С младшей группы детского сада детей учат писать и узнавать свое имя, учат гигиене, правильному питанию, утилизации отходов, учат социальному поведению, учат говорить и рассказывать, слушать других. Даже малыши знают, что девочка от мальчика отличается не длиной волос и не платьем, что меня поразило в свое время. В самых младших классах на географии дети рисуют план своего квартала, им рассказывают о поведении на улице, как вести себя в экстренной ситуации, о том, как устроено общество и государство. На всех уроках детям постарше дают примеры из жизни — отрывки из газет, бюллетени, графики, статистические планы и так далее.

Здесь вообще в культуре нет такого зацикливания на ребенке, как в России или в США, и мне кажется, это правильно. Утром дети идут в школу, родители на работу, все заняты своими делами. Вечером все с работы переключаются на общение, на игры, совместные приятные занятия. Я вспоминаю с ужасом тот год, который мы провели в России. Нина возвращалась из школы в час дня, ей надо было приготовить обед. Таким образом, утром я могла поработать всего пару часов. Потом она ныла и слонялась по квартире, пока я пыталась срочно закончить работу, на 100% ощущая себя дурной матерью, которая даже погулять ребенка опять не вывела.

Не хватает энциклопедических знаний

Мне не хватает энциклопедичности гуманитарных знаний, которая есть в нашей школе. У нас в ребенка загружают определенный пакет знаний: «культурный багаж». Можно спорить о том, насколько он полон и насколько в него входит именно то, что необходимо знать культурному человеку, но он есть. Во Франции ребенка учат, как найти и узнать то, что ему нужно, но никакого обязательного пакета нет. Его учат анализировать историческое событие, работать с источниками и контекстом, видеть не только большую историю (короли+войны), но и малую (чем люди питались, как жили), но они не изучают историю линейно, от Адама до Потсдама, как мы, и чаще не имеют никакого представления о том, что было до Французской революции. Детей учат анализировать литературное произведение, и это страшно интересно, но нет такого набора произведений, которые они должны прочитать. И поскольку всем детям сейчас все труднее читать классику и толстые книги, во Франции дети в школе совсем не проходят многих важных для французской литературы писателей, а читают то, что полегче и покороче. Мы пытаемся заставить дочку читать сложные книги, но это очень непросто! Как бы мне хотелось бы скрестить опыт Франции и России в этой области и найти золотую середину.

Текст: Катя Пичугина

Фото: Bosnian/Photographee.eu/Pressmaster/Africa Studio/Jack Frog/PR Image Factory/Shutterstock.com

Вконтакте

Одноклассники

Среднее образование во Франции состоит из нескольких этапов: школа, колледж и лицей. Обучение длится 11 лет, но отсчет начинается наоборот, от большего к меньшему, т.е. с 11 класса и до самого старшего 1 класса. До 6 класса дети хотят в школу, а с 6 переходят в колледж, а со второго в лицей. Школы бывают частные и государственные. Чтобы поступить в государственную, нужно сдавать тест по французскому языку, а также иметь либо документы на жилье в собственности, либо договор аренды жилья, так как школы распределяются муниципалитетом по адресу проживания. Мы же решили отдать ребенка в частный колледж, благо стоит это во Франции недорого – всего 30-35 евро в месяц. Занятия в колледжах проходят пять раз в неделю с 8 до 15-40, с перерывом с 12 до 14, а в среду всего с 8 до 12.Во Франции предпочтение отдается гуманитарным наукам, порой складывается впечатление, что ребенок учится на филфаке. В школе дети изучают английский, затем в колледже с 6-го класса добавляется китайский, с 5-го начинается латинский, греческий и немецкий, а в конце еще и испанский или итальянский. Казалось бы, после такого обучения, дети должны стать просто полиглотами, но на практике они не знают толком даже английский. Во время тестов по английскому весь класс дружно списывает у моего сына. Их знания английского сын оценивает, как уровень его детского сада. С китайским еще веселее — за полгода занятий по 2 часа в неделю, дети смогли осилить только слово «Привет». Видимо французские языковые методики оставляют желать лучшего.
Немалое значение в колледже имеет физкультура и спорт. Кроме учебных занятий, дети занимаются спортом еще во время двухчасового перерыва, когда можно играть в футбол или пинг-понг. Еще есть секции гандбола, волейбола, но они проходят уже после основных занятий. А вот с внешкольными спортивными секциями во Франции, на мой взгляд, слабовато. Хотя инфраструктура для этого просто великолепная: огромное количество стадионов с прекрасным оборудованием и отличными футбольными полями с натуральным покрытием, благо климатические условия это позволяют.
При этом они всегда пустуют, только на одном проводятся занятия по регби, остальные поля жители используют для выгула собак. Чем вызвано столь нерациональное использование дорогостоящей инфраструктуры, не ясно. Возможно, француженки не мечтают сделать из своих детей Аршавина или Кабаеву и на секции их не водят, поэтому группы попросту не набираются.

Остальные предметы 6 класса совпадают с российской школой: математика, биология, история, объединенная с географией, технология, музыка, изо. ОБЖ нет, зато есть предмет катехизация, который ведет католический священник.

Есть и бытовые различия. Например, гардероба во французской школе нет, дети проходят в класс прямо в верхней одежде и без «сменки». Зато при входе есть локеры, в которых можно хранить учебники, чтобы не таскать их туда-сюда из дома. Перемен практически нет, кроме двухчасового перерыва, между уроками есть лишь пара минут, чтобы перейти из класса в класс.
Школьная библиотека не несет в себе простую функцию хранилища книг, а является тусовочным местом, где можно не только почитать, но и поболтать, посмотреть кино. Телефонами в школе пользоваться строго-настрого запрещено, даже во время перерыва.

Во время двухчасового перерыва детям предлагается обед в виде шведского стола, правда почему-то без супа. Вероятно, французские диетологи, в отличии от российских, не считают суп необходимым атрибутом детского меню.
Стоит это удовольствие 6 евро, но те, кто живут неподалеку, могут ходить обедать домой.
На мой взгляд, во французской школе не продумана система ожидания. До начала звонка двери в школу заперты, и дети носятся по школьному двору или стоят при любой погоде, даже в холод и дождь.
Та же ситуация после занятий — из помещения школы их сразу же выгоняют, поэтому дети, в ожидании родителей, стоят на улице, причем скамеек в школьном дворе почему-то нет. Похожая ситуация в музыкальной школе, туда хоть и пускают, но дети ждут занятий в коридоре сидя прямо на полу.
Из внеклассных мероприятий бывают походы в театр, музеи, поездки за город. Бывают и более длительные путешествия по Европе: в Испанию, Германию, Англию.

СИСТЕМА ФРАНЦУЗСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕСЛИ ЕЕ СРАВНИВАТЬ С РУССКОЙ, СЛОЖНА И ИМЕЕТ МНОГО УРОВНЕЙ.

О бразование во Франции подчиняется следующим нескольким принципам:
1. Обязательность, т.е. все дети в возрасте от 6 до 16 лет должны учиться в школе.
2. Светский характер образования. Это значит, что государственное образование не носит какой-либо религиозной окраски.
3. Бесплатность начального и среднего образования.
4. Государственная монополия на выдачу дипломов и университетских степеней.

Этапы образования во Франции.

Дошкольное образование
- начальное образование
- среднее образование
- высшее образование

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

В о Франции дети идут в школу с шести лет. 4 года длится начальное образование (ecole elementaire). Оно состоит: 1 год –подготовительный класс и 3 года – начальное образование.
Среднее образование для французских школьников начинается с 11 лет, когда дети идут в колеж (французский College не следует путать с англоязычным словом и понятием «колледж»). На данном этапе обучения государством были установленны 8 обязательных предметов для изучения: французский язык, математика, иностранные языки, физика, химия, биология, география и история (расцениваются как один предмет) и физическое воспитание. Нумерация классов начинается во Франции не с первого, как в России, а с шестого. Таким образом, в 11 лет школьники идут в шестой класс, затем следует пятый и т. д. до третьего класса, т.е. до 14 лет. В России это соответствует обучению с 5-го по 9-ый классы.
После третьего класса французские школьники могут выбрать два пути для дальнейшего обучения: пойти в профессиональное училище или остаться в школе и получить полное среднее образование. Во втором случае дети продолжают обучение уже в лицее (Lycee), где учатся три года: второй класс, первый класс и выпускной класс. В российской системе образования это соответствует 10-му и 11-му классу + дополнительный год специализации.
Как правило, в лицее ученики выбирают специализированный класс по тому или иному направлению: гуманитарные науки, экономика и право, естественные науки. По окончании лицея учащиеся сдают комплексный выпускной экзамен “бакалавр” (baccalaureat), который одновременно является первой университетской степенью. Получение бакалавра обеспечивает поступление в любой университет без вступительных экзаменов.
Схематично систему начального и среднего образования во Франции можно представить так:

6 – 10 лет Начальная школа – Ecole elementaire
11 – 14 лет Колеж- College
15 – 17 лет Лицей- Lycee

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФРАНЦУЗКОГО И РУССКОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:

1. Нумерация классов с 1-го по 11-тый.
2. Непрерывное среднее образование, без разделений.
3. Меньшее количество преподаваемых предметов.
4. Сдается несколько выпускных экзаменов без права безэкзаменационного поступления в ВУЗ.
5. Система оценок с 1 до 5 баллов.

Франция:

1. Нумерация классов с шестого по первый.
2. Деление среднего образования на два цикла: college и lycee.
3. Большее разнообразие дисциплин.
4. Комплексный выпускной экзамен (baccalaureat), дающий право поступать в ВУЗ без экзаменов.
5. Система оценок с 0 до 20 баллов

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

С истема высшего образования во Франции отличается большим разнообразием ВУЗов и предлагаемых дисциплин. Большинство высших учебных заведений являются государственными и подчиняются Министерству Образования Франции.
Исторически во Франции сложилось два типа высших учебных заведений: университеты и Высшие Школы (Grandes Ecoles). В университетах готовят преподавателей, врачей, юристов, научных работников. В Высших Школах готовят высокопрофессиональных специалистов в сфере экономики, упраления, военного дела, образования и культуры. Поступить в Высшую Школу можно только после двух или трех лет обучения в подготовительных классах по выбранному направлению.

1. Короткое высшее образование. Обучение длится два-три года, после которых выускники получают DUT (Diplome universitaire de technologie) или BTS (Brevet de technicien superieur). Данный вид высшего образования готовит в основном специалистов в сфере промышленности или в сфере обслуживания.
2. Длительное высшее образование. Данный вид высшего образования дается в университетах и в Высших Школах. Для обеспечения согласованности в выдачи дипломов и сдаче экзаменов, было решено, что студенты каждого университета должны проходить три цикла обучения и получать дипломы единого государственного образца на каждом этапе обучения.

Обучение в университете делится на три цикла:

1. Первый цикл- 2 года. По окончании студенты получают DEUG (Diplome d’etudes universitaires generales) – Диплом об общем высшем образовании.
2. Второй цикл – 2 года. После первого года обучения присваивается степень Licence, После второго года обучения присваивается степень Maitrise.
3. Третий цикл – 1 год. Здесь есть два варианта обучения:
А. DESS (Diplome d’etudes superieures spesialisees) – Диплом о высшем специальном образовании. Данный диплом готовит студентов к уже профессиональной деятельности по своей специальности.
Б. DEA (Diplome d’etudes approfondies) - Диплом о высшем углубленном обучении. Данный диплом дает право продолжать обучение в аспирантуре.

ВЫСШИЕ ШКОЛЫ (Grandes Ecoles).

О бучение в Высшей Школе считается гораздо более престижным, чем в университете, но и поступить туда значительно сложнее. Студенты Школ получают стипендию как будущие государственные служащие. По окончании обучения выпускники обязаны работать на государственной службе в течение 6-10 лет, возмещая таким образом расходы государства, потраченные на их обучение.

Схематично систему высшего образования можно представить так:

18 лет Первый цикл. DEUG.
21 год Второй цикл. Licence. (В российском высшем образовании это соответствует четвертому курсу)
22 года Второй цикл. Maitrise.
23 года Третий цикл. DEA или DESS.
24 года 3 года –Doctorat (Соответствует в России аспирантуре).

М агистр является также одной из университетских степеней. Продолжительность обучения – 3 года. Данная степень не является исконно французской, но в современном французском образовании она заняла прочное место и существует сейчас в каждом университете.
Magistere распространяется на второй и третий циклы обучения. Поступают на нее после первого цикла (после DEUG). По окончании обучения защищается дипломная работа и выдается диплом Magistere о полном высшем образовании . В современной Франции особенно распространены программы Magistere в сфере туризма, гостиничного бизнеса, дизайна и экономики.

ПОСТУПЛЕНИЕ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЫ ФРАНЦИИ.

П ри наличии аттестата о полном среднем образовании выпускник российской школы имеет право поступать во французский ВУЗ на первый цикл обучения (за исключением Grandes Ecoles, поступление в которые требует специальной подготовки, а также медицинские факультеты, где также требуется дополнительное предвузовское обучение). Для поступления на DEUG требуются следующие документы:
1. Копия аттестата с переводом на французский язык
2. Оценки за 10 и 11 классы с переводом на французский язык
3. Свидетельство о рождении с переводом на французский язык

5. Обязательно нотариальное заверение всех документов.

На Licence и Magistere российские студенты могут поступать минимум после трех лет бучения в российском вузе. На Maitrise – после четвертого курса. Требуемые документы на второй цикл обучения:
1. Справка из института с указанием специальности, пройденных предметов, часов их изучения и оценок с переводом на французский язык.
2. Копия паспорта с переводом.
3. Заявление (fiche d’inscription)
4. Мотивационное письмо на французском языке
5. Автобиография
6. Подтверждение сдачи экзамена по французскому языку
7. Две фотографии
8. Обязательно нотариальное заверение всех документов.

На DEA, DESS (третий цикл) требуется полное высшее образование и следующий набор документов:
1. Копия диплома с переводом.
2. Приложение к диплому с переводом
3. Копия паспорта с переводом
4. Заявление (fiche d’inscription)
5. Мотивационное письмо на французском языке
6. Автобиография
7. Подтверждение сдачи экзамена по французскому языку
8. Две фотографии
9. Два рекомендательных письма
10. Перевод всех документов должен быть заверен нотариусом.