Мир общения повторяем узнаем новое. Раздел «Язык — главный помощник в общении. Цели обучения

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Русский язык» для 3 класса общеобразовательных учреждений к УМК Л\Ф. Климановой и еоавт. образовательной системы «Перспектива», соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Пособие содержит тематическое планирование курса и подробные конспекты уроков, обеспечивающие целостное изучение родного языка за счет реализации коммуникативного, познавательного принципов обучения и творческой активности учащихся.
Издание адресовано учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, студентам педагогических вузов н колледжей, слушателям И ПК.

МИР ОБЩЕНИЯ ПОВТОРЯЕМ - УЗНАЕМ НОВОЕ
Урок 1. Собеседники.Диалог
Цели: обобщить знания учащихся об основных функциях общения; формировать умение вести диалог с опорой на рисунки и жизненные впечатления детей.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о значении общения в жизни человека; обнаруживать и формулировать учебную проблему; оценивать правильность выполнения действия; контролировать свои действия.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Знакомство с учебником
- Перед вами новый учебник русского языка. Назовите авторов учебника. Полностью имена и отчества авторов указаны на концевой полосе издания. {Климанова Людмила Федоровна, Бабушкина Татьяна Владимировна.)
- На с. 3 прочитайте обращение к ученикам профессора Самоварова.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Поурочные разработки по русскому языку, 3 класс, Васильева Н.Ю., Яценко И.Ф., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, 3 класс, Рабочая тетрадь №1, Митюшина Л.Д., Хамраева Е.А., 2014
  • Русский язык, 3 класс, рабочая тетрадь № 2 к учебнику «Русский язык», Митюшина Л.Д., Хамраева Е.А., 2014
  • Русский язык, 3 класс, Тетрадь для самостоятельной работы №2, Байкова Т.А., 2014

Следующие учебники и книги:

  • Русский язык, 2 класс, Тайны звуков и букв, Антипова М.Б., 2012
  • Практическое пособие для обучения детей чтению, Узорова О.В., Нефёдова Е.А., 2014
  • Как научиться писать сочинение-повествование, Справочный и дидактический материал по русскому языку, 5-9 классы, поурочное планирование, Трунцева Т.Н., 2007

Русский язык
Пояснительная записка.

Статус документа

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования.

Общая характеристика
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка за счет реализации трех принципов:


  1. Коммуникативного.

  2. Познавательного.

  3. Принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Реализация данных принципов позволяет наиболее плотно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему ЗУН), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Обучение русскому языку на основе данной программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учетом уровня развития интересов ребенка и его познавательных возможностей.

Познавательная направленность программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Большое значение в программе придается изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создает условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

^ Цели обучения

Программа направлена на достижение следующих целей:


  • ознакомление с основными положениями науки о языке;

  • формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетентности учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

^ Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год . Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель , в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

^ Основные содержательные линии

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий , относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений ), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений ), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д .), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию ).
Речевое общение. Текст
Коммуникативноречевые умения и навыки. Умение учитывать условия речевого общения, знание адресата, понимать цель и тему речевого высказывания, поддерживать общение с помощью вопросов и вспомогательных средств (жесты, мимика), которые показывают, как партнер воспринимает услышанное; обращать внимание на смысловую сторону речи и словесную форму ее выражения. Умение различать словесные и несловесные (вспомогательные) средства общения. Пониманиетого, что язык - главное средство речевого общения. Наблюдение за коммуникативноречевыми ситуациями на основе реального общения, образносимволических моделей и художественных текстов. Понимание ролевых отношений и целиобщения на примере общения литературных героев (Айболит и лиса, заяц, дядя Федор и кот Матроскин и др.) и в парах (ученик - ученик, ученик - учитель, дети - родители и т. д.). Умение устанавливать доброжелательные отношения с партнером на основе взаимопонимания и уважения. Наблюдение за развитием ситуации, манерой общения собеседников;

выявление отношения собеседников к предмету общения: дружелюбное, враждебное, уважительное, пренебрежительное, снисходительное, халатное, безразличное - и того, как характеризует это отношение собеседника: сердечный, жестокий, вежливый, грубый, приветливый и т. д. Наблюдение за целевыми установками высказывания (сообщить, спросить, побудить к действию, выразить чувство) в предложениях, различных по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); оформление восклицательных предложений. Умение слушать и говорить, роль этих процессов в речевом общении.

Взаимосвязь устной речи с несловесными средствами общения (мимика, жесты, поза, интонация, пауза). Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях, базирующихся на знании языка. Понимание недостатков собственного произношения, желание их устранить. Умение слушать речь собеседника, т. е. проводить ее элементарный анализ (с помощью учителя), улавливать основную мысль, выраженную в речи, задавать вопросы, осмысливать общую идею высказывания. Умение говорить выразительно, понятно, логично, четко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии. Умение слушать и говорить, роль этих процессов в речевом общении. Взаимосвязь устной речи с несловесными средствами общения (мимика, жесты, поза, интонация, пауза). Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях, базирующихся на знании языка. Понимание недостатков собственного произношения, желание их устранить. Умение слушать речь собеседника, т. е. проводить ее элементарный анализ (с помощью учителя), улавливать основную мысль, выраженную в речи, задавать вопросы, осмысливать общую идею высказывания. Умение говорить выразительно, понятно, логично, четко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии. Умение решать в процессе общения речевые задачи: что то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, утвердить, воодушевить).

Воспроизведение, пересказ услышанного с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания. Пересказ содержания прочитанного произведения (полно и кратко), составление описания любимой игрушки, предметов живой и неживой природы. Умение находить нужные слова, связывая их в предложения и тексты, устранять шаблонные фразы и выражения, передавать свое отношение к услышанному. Умение исключать из речи слова со значением неодобрения (кривляка, худосочный, здоровенный и др.). Совершенствование монологической речи. Составление рассказа по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям. Обогащение речи детей синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами, поговорками, пословицами. Понимание роли слова в художественном тексте.

Текст. Письменная форма общения. Понимание того, что письмо и чтение - это письменная форма общения. Представление о тексте (связь предложений в тексте, его заглавие, главная мысль, опорные слова, основные части - начало, середина, конец), план текста. Текст описание, текст рассуждение, текст повествование (знакомство). Художественный и научный тексты (элементарное сравнение с помощью учителя). Составление и запись небольших текстов делового характера: записки, телеграммы, объявления и др. Изложение текста повествования по самостоятельному или коллективному плану, по серии рисунков, вопросов. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. Списывание различных типов текста. Умение контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образцом.

Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами графики и орфографии.

Речевой этикет. Совершенствование умения выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; поздравить, пригласить друзей, правильно обратиться к собеседнику и вести разговор по телефону. Правила речевого этикета в общественных местах, формирование культуры общения во всех сферах жизни ребенка.
Язык в речевом общении
Русский язык - культурная ценность народов России. Язык как средство (инструмент) общения и познавательной деятельности. Элементарные сведения из истории языка.

Слово и его значение. Лексическое значение слова, его связь со звукобуквенной формой; антонимы и синонимы, сопоставление значений слов на основе их моделей. Употребление слов в переносном значении, многозначность слов. Происхождение имен, фамилий; легенды о происхождении географических названий. Мотивированные названия слов (подснежник, подберезовик и т. д.). Работа со словарями (толковым, словарями синонимов, антонимов).

Состав слова. Словообразование. Основа и окончание. Роль окончания в слове. Закрепление понятий «корень слова», «приставка», «суффикс». Однокоренные слова и разные формы одного и того же слова (их сравнение). Разбор слов по составу.

Корень - главная значимая часть слова (включает общее значение всех однокоренных слов). Обозначение на письме безударных гласных и парных согласных звуков и непроизносимых согласных звуков в корне слова. Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов: река - реченька, снег - снежок, бег - бежать.

Приставка - значимая часть слова; ее роль в словообразовании (функциональный аспект). Правописание букв гласных и согласных звуков в приставках: о, об, от, до, по, под, про, за, на, над, в, с, вы, пере. Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками. Приставка и предлог (сопоставление).

Суффикс как значимая часть слова; его роль в словообразовании (чик, щик, ин и др.). Правописание суффиксов ик, ек.

Сложные слова - слова с двумя корнями (знакомство). Наблюдение за образованием новых слов.

Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи (на нагляднообразных моделях). Классификация слов по частям речи (общее значение и вопросы как средство его выделения).

Имя существительное. Общее значение, вопросы. Отнесение слов типа белизна, бег, счастье, мысль, туман к категории

существительных на основе вопроса и общего значения предметности. Имена существительные одушевленные и неодушевленные как группы слов, имеющих свои общие признаки и вопросы. Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах собственных.

Род, число имен существительных. Правописание родовых окончаний имен существительных (море, озеро). Имена существительные, употребляемые только в единственном числе (листва, мед, молоко) или только во множественном

числе (каникулы, ножницы, грабли). Изменение имен существительных по числам и вопросам (по падежам). Понятие о склонении существительных. Распознавание падежей. Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода (мышь, рожь) и его отсутствие в конце существительных мужского рода (ключ, мяч). Образование имен существительных с помощью суффиксов. Роль имен существительных в предложении и речи.

Имя прилагательное. Общее значение, вопросы. Изменение имен прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Понятие о склонении прилагательных. Прилагательные с твердой и мягкой основами. Правописание окончаний ий, ый, ая, яя, ое, ее, ие, ые. Суффиксы имен прилагательных (наблюдение). Роль имен прилагательных в предложении и речи.

Глагол. Общее значение, вопросы. Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошедшее и будущее время.

Окончания глаголов в прошедшем времени. Неопределенная форма глагола. Правописание мягкого знака (ь) после ч в глаголах неопределенной формы. Наблюдение за изменением глаголов по лицам и числам. Правописание не с глаголами. Роль глагола в предложении и речи. Многозначность глаголов, прямое и переносное значение, выбор глагола для точной передачи мысли в речи. Местоимение. Личные местоимения (общее представление). Наблюдение за ролью местоимений в речи (замена повторяющихся имен существительных личными местоимениями).

Имя числительное. Общее представление. Упражнение в правильном употреблении форм имен числительных в речи.

Предлог. Общее знакомство с предлогами. Правило написания предлогов с другими словами. Наблюдение за ролью

предлогов в словосочетаниях.

Предложение. Словосочетание. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), по интонации (восклицательные, невосклицательные). Точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Второстепенные члены предложения (без деления на виды), их роль в предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Связь слов в предложении. Умение ставить вопросы и определять, какие второстепенные члены предложения относятся к подлежащему, а какие - к сказуемому. Однородные члены предложения (знакомство). Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами.
^ Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны иметь представление о том, что русский язык является культурным достоянием, великой ценностью русского народа; понимать, что язык (слова, предложения, тексты) - главное средство общения людей, средство, помогающее выразить мысль; обращать внимание на вспомогательные средства общения: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, паузы, осознавать их роль в общении культурных людей; понимать суть речевой модели общения: партнера по речевому общению, цель и тему общения, его результат.
Учащиеся должны знать :

Состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;

Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

Учащиеся должны уметь:

Проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

Обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;

Отличать текст от набора предложений;

Определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;

Устанавливать связи между предложениями в тексте;

Делить текст на части, устанавливать связи между ними;

Писать предложения в 60-70 слов по коллективно и самостоятельно составленному плану;

Распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;

Писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям;

Писать сочинение описание (после предварительной подготовки);

Писать под диктовку тексты в 55-65 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении);

Правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);

Грамотно, каллиграфически правильно списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное;

Распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);

Писать слова с непроверяемыми буквами;

Распознавать в тексте синонимы и антонимы;

Различать в слове его лексическое значение и звукобуквенную форму; проводить звукобуквенный анализ слов;

Самостоятельно ставить ударение в словах.

^ Календарно – тематическое планирование по русскому языку для 3 класса

по УМК «Перспектива»

(5 часов в неделю, всего 170 часов)


п\п


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

  1. четверть

^ «МИР ОБЩЕНИЯ. ПОВТОРЯЕМ - УЗНАЕМ НОВОЕ»

1.Речевое общение. Диалог. Собеседники. (7 часов)


Речевое общение. Диалог. Собеседники.

1

КУ

Фронтальная работа

Индив. работа


Анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат. Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и подготовленности партнера к беседе. Использовать в общении в соответствии с культурными нормами вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы. Слушать речь собеседника, т.е. проводить элементарный анализ речи (с помощью учителя), понимать ее основную мысль, задавать вопросы. Говорить выразительно, понятно, логично, четко формулировать мысль в словесной форме. Говорить связно и в нормальном темпе, соблюдать необходимые нормы орфоэпии. Составлять диалоги, основанные на правилах продуктивного общения.

Фронтальный опрос (ФО), самостоятельная работа (СР)

Уч. с. 4-5

РТ упр.3




1

УПЗУ

фронтальная работа

ФО

Уч. с. 6-8

РТ упр.7


Речевое общение. Диалог. Собеседники. (продолжение)

1

УПЗУ

фронтальная работа

ФО

Уч. с. 8-9 + выписать 10 слов из словарика с непр. безуд. гласн.

Речевое общение. Диалог. Собеседники. (продолжение)

1

УОНМ

фронтальная работа,

работа в паре


ФО
взаимоконтроль

Уч. с. 10-12

РТ упр.10


Речевое общение. Диалог. Собеседники. (продолжение)

1

УПЗУ

Работа в паре

ФО

взаимоконтроль


Вспомнить и записать как можно больше слов речевого этикета

Речевое общение. Диалог. Собеседники. (продолжение)

1

УПЗУ

Индивид. работа

фронтальная работа


ФО

Уч. с. 13-15

Вып. из орф. слов. 5 слов с непров безуд. гласн.


Речевое общение. Диалог. Собеседники. (продолжение)

1

УПЗУ

фронтальная работа

ФО, СР

Уч. с. 16-17

2. Культура устной и письменной речи. (25 часов)

Культура устной и письменной речи

1

УПЗУ

фронтальная работа

Выбирать Следить Писать Объяснять

ФО

Уч. с. 18-20


1

КУ

фронтальная работа

ФО

Уч. с. 20-22

Т упр.28 из учебника


Культура устной и письменной речи (продолжение)

1

КУ

фронтальная работа

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за четкостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи.

ФО

Уч. с. 22-25

Т упр.30 из учебника


Культура устной и письменной речи (продолжение)

1

КУ

фронтальная работа

ФО

Уч. с. 26-27

Культура устной и письменной речи (продолжение)

1

УПЗУ

фронтальная работа

ФО

Уч. с. 28

Т упр.40 из учебника


Культура устной и письменной речи (продолжение)

1

УПЗУ

фронтальная работа

самостоятельная работа


ФО, СР

Уч. с. 29-32

Культура устной и письменной речи (продолжение)

1

УПЗУ

фронтальная работа

самостоятельная работа


ФО, СР

Уч. с. 32-33

Составить и записать заявление на любую тему


Культура устной и письменной речи (продолжение)

1

УПЗУ

фронтальная работа

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за четкостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи.

ФО

Уч. с. 33-34

Т упр.45 из учебника


Культура устной и письменной речи (продолжение)

1

УПЗУ

фронтальная работа

работа в паре


СР

взаимоконтроль


Уч. с. 34

Т упр.48 из учебника


Культура устной и письменной речи (продолжение)

1

УПЗУ

индивидуальная работа

самостоятельная работа


СР

РТ упр.42

Культура устной и письменной речи (продолжение)

1

УПЗУ

фронтальная работа

индивидуальная работа


Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за четкостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи.

СР, индивид. работа по карточкам (ИРК), ФО

Уч. с. 35

Т упр.49 из учебника

Кимы по русскому языку за 3 класс по УМК «Перспектива»

График проведения контрольно-измерительных работ

п/п

Диагностический материал

Период обучения

Контрольная работа диктант по теме «Мир общения. Повторяем – узнаём новое»

сентябрь

Входная административная контрольная работа

сентябрь

Р/р. Подробное изложение по рассказу Н. Сладко­ва «Осенняя ёлочка»

октябрь

Диктант по теме «Девять правил орфографии»

октябрь

Р/р. Обучающее сочинение «В магазине»

ноябрь

Диктант по теме «Предложение, члены предложения»

декабрь

Административная рубежная контрольная работа)

декабрь

Диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова»

январь

Р/р. Обучающее изложение по рассказу Г. Скребиц­кого (упр. 223)

январь

Р/р. Обучающее изложение по рассказу Е.Чарушин «Лесной котёнок».

февраль

Обучающее изложение по рассказу Л.Воронковой «Первый снег»

февраль

Проверочная работа по теме «Число имён существительных»

февраль

март

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

март

Р/р. Сочинение по рисункам и опорным словам

март

Контрольный диктант по теме «Глагол»

апрель

Сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

апрель

Контрольное списывание

май

Контрольная работа диктант по теме «Имя прилагательное»

май

Административная итоговая контрольная работа

май

итого

Контрольных работ (диктант) – 10

Развитие речи – 7

Проверочная работа – 1

Контрольное списывание - 2

    Диктант по теме «Мир общения. Повторяем – узнаём новое»

Осенний лес.

Мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые берёзки и осинки. Осенний лес был в золотистых красках. Ласково светило солнышко. Пахло грибами и листвой. Вот стайка крикливых дроздов слетела с рябины. Над моей головой раздался протяжный крик. Это высоко в небе летел большой косяк журавлей. Птицы отправились в далёкий путь на юг. До свидания, журавли!

Грамматические задания.

    В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.

    Выпишите два слова с проверяемой безударной классной, подберите проверочные слова.

2. Диктант по теме «Девять правил орфографии».

Зимний вечер.

Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко хрустел снег под ногами. На звёздном небе появилась луна. Мороз крепчал. Вьюга намела большие сугробы. Деревья и кусты укрылись хлопьями снега. Старые пни надели на головы пушистые шапки.

Поздним вечером мы подъехали к сторожке лесника. Маленький домик было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко запылал огонь. В избушке стало тепло и уютно.

Слова для справок: повис, появилась, затопили, запылал.

3. Диктант по теме «Предложение, члены предложения».

Снегирь

Родина снегирей – суровые хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снега своим ярким, красочным оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клёна. Особенно любят они ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют там гнёзда, выведут птенцов. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы.

Грамматическое задание:

1. Найти и в тексте и подчеркнуть однородные члены предложения.

4. Диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова».

Синички

Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хорошая птица!

Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им.

Грамматическое задание:

    Разобрать слова по составу: хвостик, грудка, шапочка, клювик.

    В первом предложении подчеркнуть главные члены, обозначьте части речи.

5. Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Летучая мышь

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.

Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши – ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.

Как это происходит? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

По В.Бианки

Грамматическое задание:

    Выпишите три словосочетания с именами существительными, выделите окончания, определите род, число, падеж.

6. Контрольный диктант по теме «Глагол».

1 вариант.

Не бери в лес ружьё

В глубокой древности оттолкнул от себя человек зверей и птиц на расстояние вытянутой руки. А потом – на расстояние стрелы. А что ему было делать? Нужно было есть и шить одежду.

С тех пор это расстояние растёт. И вот уже не подпускает к себе зверь и на ружейный выстрел. Но теперь одежду и мясо нам даёт хозяйство. Зачем нам враждовать с дикими животными?

Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома. Но клеточный зверь не похож на лесного. Человек идёт в лес. Но всё живое в ужасе бежит от человека. Виноваты в этом охотники. Это они приносят в лес страх.

Не бери в лес ружьё. Не поднимай палку и не тянись за камнем. И мы снова обретём добрых соседей. Надо сберечь дикую природу для наших потомков.

По Н.Сладкову

Грамматическое задание:

    Выписать и разобрать два глагола как часть речи.

    Составить и записать предложение с отрицательной частицей НЕ о том, чего нельзя делать в лесу.

2 вариант .

Шарик за окном

Саша приехал в гости к бабушке и заболел. Бабушка велела ему лечь в постель. Ребят к Саше бабушка не пускала. Она хотела сама развеселить внука, стала печь пироги, рассказывать ему интересные истории. Но Саша скучал и смотрел в окно. Вдруг за окном появился шарик. Саша понял, что друзья помнят о нём.

Грамматическое задание:

1.Выписать и разобрать два глагола как часть речи.

2.Определить и указать время глаголов в тексте.

7. Контрольная работа диктант по теме «Имя прилагательное».

1 вариант.

Деревья скрипят

Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит. Интересно слушать в лесу этот скрип. Раньше я все ночёвки под скрипучим деревом и устраивал.

И за весёлым треском костра, и за бульканьем горячего чая, сквозь дремоту – всё скрипит да скрипит дерево. К утру я уже знал, почему скрипит это дерево.

То растут два дерево тесно, упёрлись друг в друга сучьями – вот и скрипят. То ветер повалит одно слабое дерево другому на плечи – тоже оба скрипят.

Иное дерево на вид здоровое, а нутро имеет трухлявое. Чуть дунул ветерок – скрипит. А то снег зимой скрючит. Стоит оно гнутое и тоже скрипит.

Наслушался я по лесам разного скрипа. И в хвойном, и в лиственном лесу деревья скрипят. И каждое по-особому, о своём.

По Н.Сладкову

Слова для справок: по-особому, ночёвка, лиственном.

Грамматическое задание:

    Выписать из первого и второго предложений имена прилагательные.

2 вариант.

Летнее утро

Яркое солнце поднималось над рекой. Серебряная роса засверкала на траве. Тёплый ветерок начал сгонять лёгкий туман. От ветерка синие колокольчики закачались, зазвенели. Засвистела на ветвях в золотом свете иволга. Пролетела какая-то ранняя птичка. Закуковала в лесу кукушка. Всё вокруг проснулось, улыбнулось солнцу.

Грамматическое задание:

    Выписать из третьего и четвёртого предложений имена прилагательные.

    Сделать разбор каждого из них как части речи.

8. Административная итоговая контрольная работа.

Соловьиная песня

Закатилось огромное солнце. Угасает длинный день. Смолкают птичьи голоса. Наступает вечерняя тишь. Но вот в сумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щёлкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку, снова засвистал, залился весёлой трелью.

Кто это так хорошо поёт в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам серый. Ростом с воробья.

Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно плывёт в ночной тишине соловьиная песня.

По Г.Скребицкому

Слова для справок: щёлкнул, снова

    Выписать по одному слову на изученные орфограммы.

    Сделать звуко-буквенный разбор слов: солнце – 1 вариант, поёт – 2 вариант.

    Выписать и сделать разбор слов как части речи: одного существительного, одного прилагательного, одного глагола.

Изменение имён существительных по падежам (склонение). Контрольное списывание

Вариант 1.

Утром перед Новым годом мальчик (С, с)аша проснулся очень рано. Он х..тел полож..ть (под)ёлку п.дарки для св..его мла(д,т)шего бр..тишки (А,а)лёши, для мамы, бабушки и отца. Для брата (С,с)аша приготовил резиновый мяч… Для папы – меч… из пластилина. Маме (С,с)аша заранее нар..совал к..ртинку. На ней был изображён шалаш .. в лесу около реч..ки (Я,я)узы. А бабушке мальчик сделал из картона красивую коробоч..ку.

Вариант 2.

Было раннее утро. Я с..дел дома на даче в д..ревне (М,м)алиновка и пил чай. Вдруг (из)сада раздался визг. Я вышел и ув…дел мален..кого щенка . Он сидел под кустом с…рени, мокрый и несчас…ный. Я взял щенка (на)руки, принёс в комнату и нап..ил мол..ком . Щ..нок ок..зался очень весёлым и ласковым. Мама разрешила оставить щенка. Мы назвали его (Д,д)жеком. (Д,д)жек – мой настоящий товарищ….Каждую ноч.. он ст..рожит дом, а днём ходит со мной в лес и (на)речку.

Грамматическое задание:

1. У выделенных слов определите падеж, склонение.

Контрольное списывание

1 вариант.

Туловище у сл..на массивное, шея короткая, ноги толстые, как ст..лбы. Хобот сл..на – это сросшиеся вместе верхняя губа и нос. На коже сл..на почти нет в..лос.

Жители Индии давно приручили сл..на и используют его на разных р..ботах. А вот про африканского слона этого не скажешь. В Африке много диких стад этих животных.

Сл..ны – т..плолюбивые ж..вотные. В нашей стр..не сл.на можно встретить только в зоопарке или цирке.

2 вариант.

(На)землю опустилась ноч…В..тер затих. (На)небе по..вились звёзды. Вор..бьи и синич..ки уже (не)прыгали (по)веткам и (не)щебетали. Даже наш пёс ((М,м)ухтар зале… в св…ю конуру, чтобы леч… спать. Только иногда ноч..ную тиш.. нарушал громкий плач… какой-то лесной птицы.

Изложение №1

Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью выросла.

Теперь каждую осень деревья вспоминают о ней и дарят подарки – красивые листья. Осина дарит красные «китайские фонарики». Клён роняет золотые звезды, а ивы засыпают ёлочку бронзовыми рыбками. Березы забрасывают ёлочку жёлтыми конфетти.

И у всех на глазах ёлочка из колючей и хвойной становится мягкой и лиственной. Вся в золотом шитье, багрянце и бронзе.

Изложение №2

Старый садовник поставил клетку с попугаем под высокую яблоню.

Попугай вылетел из клетки, взобрался на верхушку дерева и издал устрашающий крик. Все воробьи с соседних кустов сирени разлетелись в разные стороны.

А новый хозяин сада поудобнее устроился на ветке и принялся завтракать. Он срывал яблоко своим мощным клювом, брал его в лапку и выгрызал с одной стороны мякоть.

Г. Скребицкий

Изложение №3

Лесной котёнок

Иду я как-то по лесу. Смотрю, а за кустами маленький котенок ходит. Хвост короткий, мордочка пучеглазая.

Играет себе котенок. Схватил в рот длинную соломинку, а сам упал на спину и задними ногами соломинку подбрасывает. Надоела котенку соломинка, за мухой погнался, потом цветок лапой ударил.

А тут шмель попал на глаза. Подобрался котенок к шмелю да как даст лапой по ромашке, на которой шмель сидел, а потом как запищит, замяучит. Ужалил его шмель.

Хотел было я ему помочь, жало вытащить. Но вдруг из-за куста выглянула рысь.

Я со страху не помню, как на ноги вскочил и бежать пустился. Выбежал на луг и упал на траву. Сердце бьется, ноги дрожат. Хорошо, думаю, что ноги унес.

Долго я вспоминал, как резвился на поляне маленький рысенок.

Изложение №4

Первый снег

Таня посмотрела в окно. Небо было полно снежинок. Снежинки лежа кружились и падали. Они ложились на деревенские крыши, черствую грязь на дороге, замерзшие лужицы, голые ветки деревьев.

Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. В воздухе они похожи на пух. А поближе – звездочки. Все разные. У одной лучики широкие, у другой – как острые стрелки.

После обеда Таня не узнала свою деревню. Вся она стала белая. Крыши белые, дорога белая, огороды белые.

Выглянуло солнышко. Снег заблестел, заискрился. Зима пришла.

По Л.Вороновой

На странице представлены готовые домашние задания ГДЗ по русскому языку 3 класс рабочей тетради 1 части авторов: Климанова Л.Ф. и Бабушкина Т.В. по программе Перспектива. Надеемся они будут полезны при выполнении домашней работы по русскому языку.

Русский язык 3 класс. Рабочая тетрадь (часть 1). Авторы: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

Мир общения. Повторяем — узнаем новое.

Собеседники. Диалог.

Упражнение 1 - Страница 4

Рассмотри рисунок. Расскажите о первом сентября, о встрече ребят. Используйте данные вопросы.

  • Где и когда произошла встреча?
  • Кто с кем встретился?
  • Какое настроение у детей?
1 сентября возле школы произошла встреча учителей с учениками. Настроение у всех было праздничное.

Запишите имена самых близких школьных друзей, с которыми вам особенно
приятно встретиться после каникул.

Саша, Марина, Валера.

Упражнение 2 - Страница 5

Прочитайте строки из стихотворения В. Берестова «Первое сентября »


Стихотворение В. Берестова «Первое сентября»

Ответьте на вопросы. Ответы запишите. Чему радуются ученики первого сентября?

Первого сентября ученики радуются встрече с одноклассниками.

Почему первое сентября и радостный и грустный день одновременно?

Первое сентября радостный день так как встречаешь друзей, но одновременно грустный день, так как закончилось лето.

В каком случае, отвечая на вопросы, вы пользовались устной речью, а в каком — письменной?

Есть ли в стихотворении антонимы? Выпишите их.

Определение. Антонимы — это слова с противоположным значением: друг - враг , холодно - жарко .

Грустный - весёлый, грустишь - радуешься, до свидания - здравствуй.

Упражнение 3 - Страница 5

Спишите пословицы. Подчеркните в словах орфограммы.

Определение. Орфограммами называются буквы, написание которых надо объясни правилами.

Хоро ший друг - отрада для души . Друзь я познаются в беде. Нет друга - так ищи, а нашё л - береги.

Упражнение 4 - Страница 6

Прочитай сочинение второклассника о летнем отдыхе. Найдите слова с ошибками. Напишите их правильно, подчеркните орфограммы. Подумайте, почему каждую работу надо проверять.

П етербург, по г ороду, на т еплоходе, кра сивых, рыб ку, в Н еве, смо трел, прогулочн ые.

Упражнение 5 - Страница 6

Аня и Ваня решили поместить свои рассказы о летних каникулах в Интернете. Но произошел сбой, и рассказы перепутались. Устно восстановите оба рассказа. Один из них напишите, вставив пропущенные буквы.

Рассказ Ани Летом я с ро дителями ездила на море. Мы много купались в теплой морской воде, загорали на песчаном пляже. Вече рами мы прогуливались по набе режной около морского во кзала, любовались огромными ко раблями. Рассказ Вани Во время ка никул я гостил у дяди в де ревни. У дяди боль шой сад. Там растут ябло ни, груши , вишни. Я помогал дяде ухаживать за деревь ями. В конце лета мы собирали богатый уро жай ягод и фруктов.

Упражнение 6 - Страница 7

Прочитай пословицы. Приготовьтесь объяснить, как вы понимаете их смысл.

Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы.

По речи узна ют человека. Без языка и колокол нем. Доброе слово че ловеку, что дожд ь в засуху. Ласковое слово что ясный день. Беседа дорогу коро тает. Кра сно поле пшеном, а беседа - умом.

Культура устной и письменной речи

Упражнение 13 - Страница 12

Объясните друг другу, что такое устная и письменная речь. Когда и где используется устная речь? письменная речь?

Допишите предложения.

Устная речь - это речь, которая звучит в разговоре между собеседниками, на радио, телевидении . Письменная речь - это речь, которую можно увидеть в книге, журнале, заявлении, письме, тетради .

Слова для выбора: звучит в разговоре между собеседниками; на радио, телевидении; можно увидеть в книге, журнале, заявлении, письме, тетради.

Упражнение 14 - Страница 13

Прочитайте строки из стихотворения С. Маршака»Вот какой рассеянный». Почему их трудно понять? Подчеркните в речи рассеянного человека слова, которых нет в нашем языке. Запишите эти слова правильно.

Глубокоуважаемый Вагоноуважатый! Вагоноуважаемый Глубокоуважатый! Во что бы то ни стало Мне надо выходить. Нельзя ли у трамвала Вокзай остановить?

Запишем подчеркнутые слова правильно.

Вагоновожатый, уважаемый, трамвай, вокзал.

Упражнение 15 - Страница 13

Какими качествами обладает устная и письменная речь культурного человека? Обратите внимание на слова для выбора. Допишите предложения.

Культурный человек говорить (как?) понятно . Культурный человек пишет (как?) без ошибок .

Слова для выбора: громко, неторопливо, спокойно, вежливо, грамотно, красиво, без ошибок, чётко, понятно, разборчиво.

3 класс

Контрольная работа №1 по русскому языку

Тема » Мир общения. Повторяем-узнаём новое.»

УМК « Перспектива» авт. Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Учени _____ 3 класса ______________________________________________________________

  1. Что такое диалог? Выбери правильное определение.

Беседа, разговор двух или нескольких лиц

Последовательность восклицательных предложений

Последовательность предложений. связанных общей темой

Настаивание на своём мнении

2. Что такое спор? Выбери правильное определение.

Словесная перебранка, состязание, настаивание на своём мнении

Беседа, разговор двух или нескольких лиц

Текст, который описывает что-то

Текст, который содержит объяснение каких-либо утверждений

3. Выбери пословицы, которые содержат правила вежливого общения:

Сначала подумай, потом скажи.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Не откладывай на завтра то, что сможешь сделать сегодня.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Хорошие речи приятно слушать.

4.Как можно озаглавить текст?

Выбери нужный заголовок.

У нас во дворе живёт ворона. По утрам, когда я иду в школу, она сидит на столбе. Я останавливаюсь и здороваюсь с вороной.» Здравствуй, Каркуша!» Ворона мне отвечает « Кар!» и слетает на землю. Я кормлю её семечками и крошками. Когда я возвращаюсь из школы Каркуша не всегда встречает меня во дворе. У неё много своих дел. Я не обижаюсь на неё. Ведь на следующий день я снова встречусь со своей подружкой.

Птицы осенью.

Моя подружка Каркуша.

Вороний завтрак.

5. Что такое тема текста? Выбери правильный ответ.

Предложение с повторяющимися словами.

Середина текста.

Основное содержание текста.

6. Выбери предложения, которые могут составить текст.

Глухарь живёт в лесу.

Каждое утро аисты летали на болото.

Выбежал на дорогу лось.

Они приносили в клювах лягушек.

Аисты свили гнездо на крыше дома.

Сороки очень любопытны.

Скоро появятся птенцы.

7.Что такое текст? Выбери правильный ответ.

Несколько предложений.

Несколько предложений на общую тему, связанные между собой по смыслу.

Несколько предложений с одинаковыми словами.

8. Укажи цифрами(1, 2,3,4,5) последовательность предложений в тексте.

Играя, щенок хватал Полкана за лапы,хвост и морду.

Он был добрый.

К Полкану подбежал маленький щенок и стал на него кидаться и лаять.

На солнышке грелась большая собака Полкан.

Но большой пёс не злился на маленькую собачку.

9.Допиши предложения

Культурный человек говорит(как?)_____________________________________

Культурный человек пишет (как?)_____________________________________

10. Спиши в тетрадь.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова- дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

11.Вставь пропущенные буквы.

Пр*вет, п*том, б*лото, экскур с*я,

Самооценка

Я (очень, не очень) доволен результатом своей работы, которую сделал сам.

Оценка учителя