Зарубежный опыт использования - PowerPoint PPT Presentation.

в контексте актуальных образовательных направлений

√ Ключевые умения – определяют структуру и оценку материалов портфолио;

√Квалификации и компетенции – присваиваются на основании предъявления портфолио;

√Прогрессивные материалы – обеспечивают умение работать с портфолио.

  • Общий лозунг "возьми контроль над своим образованием в свои руки" реализуется через обучающие и поддерживающие программы, подобные Прогрессивным материалам.
  • Программа организована Департаментом Образования и Умений Великобритании (Department for Education and Skills) и помогает продвижению "пользователя" в четырёх основных образовательных и жизненных (longlife) сферах:
  • обучение,
  • развитие,
  • достижения,
  • презентация себя и своих достижений.

Включают 4 блока (или рабочих тетради) для 4 возрастных и образовательных этапов:

  • 1. Начинающим – 9-й год обучения.
  • Вводит в процессы рефлексии, записи и оценки своих достижений, постановки целей и задач, планирования действий и описания своих достижений в различных документах.
    • 2. Продолжающим – 10-й год обучения.
  • Продолжает начатое и дополнительно фокусируется на планировании карьеры и специальных документах (резюме, заявления, представления и т.д.), которые необходимы для продолжения обучения или устройства на работу.

Включают 4 блока, или рабочих тетради, для 4 возрастных и образовательных этапов:

    • 3. Расширение горизонтов – обучение и тренинги после 16 лет.
  • Помогает планировать обучение, сохранять показатели прогресса, понимать свои сильные и слабые стороны, оформлять заявления и представления для высшего образования, тренингов, работы.
    • 4. Расширенные горизонты – взрослые.
  • Помогает взрослым подытожить свои прошлые достижения и актуальные умения, сделать дальнейшие шаги в планировании карьеры и постановке целей на будущее, представить свои достижения и умения наиболее эффективным способом.

  • Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся

(Valencia, 1990)

  • Целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях
  • Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.

Использования)

1. Портфолио развития (школьный) – показатель развития и прогресса на любом этапе обучения.

2. Портфолио "профессионализма" (выпускника школы) – показатель готовности к выпуску и соответствия требованиям, предъявляемым по определённым предметам и областям.

3. Показательный портфолио (школьный и студенческий) - наиболее целостный показатель умений и способностей учащегося.

4. Портфолио трудоустройства (выпускника вуза) – показатель готовности к трудоустройству и наличия необходимых умений.

5. Портфолио абитуриента – показательный портфолио, демонстрирующий возможности абитуриента и перспективы его дальнейшего обучения.

Оценочный.Используется для контроля роста знаний и навыков учащихся, а также отношений в определенной учебной обстановке.

  • Собирая оценочный портфолио учащийся участвует в отборе содержания, обосновывает критерии для отбора содержания и его оценивания.
  • Процесс сбора работ является целеустремленным, совместным, саморефлексивным, выполненных в процессе обучения.
  • Оценочный портфолио касается деятельности, которая развивается в ходе естественных взаимодействий и действий в классной комнате.
  • «Культура портфолио» поддерживает общение учеников, которые берут на себя ответственность за демонстрацию того, что они знают и умеют делать.

Профильном обучении в США

В состав портфолио включается 14 обязательных разделов. Если не выполнен хотя бы один из разделов, учащийся не получает сертификат об окончании обучения. Основные разделы.

1. План действий после окончания школы.

Учащиеся определяют краткосрочные на1-3 года и долгосрочные на 5 лет и более цели жизни и карьеры. Анализируют связанные с ними вопросы заработка, жизненных условий.

2. Автобиография.

Предлагается проект на выбор учащегося,например, история семьи, ценности и верования, особые взаимоотношения между людьми.

3. Общественно-полезная добровольная деятельность в школе и коммуне (стажировка, практика и т.д.).

Учащиеся разрабатывают резюме о прошлом трудовом опыте, включая опыт занятости, параллельно выполняют проект, демонстрирующий, чему они научились из предшествующего опыта.

Профильном обучении в США

4. Этические и социальные вопросы.

Учащиеся демонстрируют способности видеть многообразие перспектив, пояснять причины возникновения социальных и моральных проблем через дебаты, редакторское обращение в газете или журнале, через создание проекта.

5. Искусство и эстетика

6. Средства массовой информации

7. Практические навыки

8. География

9. Иностранный язык или билингвальная подготовка

10. Наука и технологии

11. Математика

12. Литература

13. История

14. Физическая подготовка

Портфолио

  • Развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления);
  • Сформированность умения решать задачи;
  • Cформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и др.);
  • Развитость коммуникативных умений (работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать мысли и др.);
  • Сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и др.).

Технология портфолио (от латинских корней port – «хранилище» и folium – «лист») первоначально возникла в экономике и мире искусства. В экономике данным термином обозначаются источники, в которых рассредоточена собственность, в мире искусства – набор способов или средств, с помощью которых специалист может показать весь спектр направлений своей работы и свои достижения (например, у архитектора это может быть папка с набором фотографий готовых работ, макетов, инсталляций, планов и т.д.).

В сфере образования портфолио впервые стало применяться в Канаде и США в 80-е годы 20 века для отбора учителей университетов и колледжей при приеме на работу. Поскольку технология показала свою эффективность, сферу ее применения быстро расширили. В настоящее время во многих развитых странах портфолио используется преподавателями высших и средних учебных заведений для: (а) мониторинга и рефлексии уровня своего профессионализма, (б) определения направлений профессионального развития, (в) представления своих возможностей при приеме на работу и лицензировании; учащимися и студентами – (а) для оценки прогресса и успехов по различным предметам или сферам интересов, (б) как возможность продемонстрировать свои возможности и достижения при поступлении на учебу или приеме на работу.

Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны учителей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего профессионального уровня. Портфолио может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.

Определения портфолио (по материалам американских исследований):

1. Коллекция работ обучающегося, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения в определенной области.

2. Антология работ обучающегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самоанализ.

3. Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов обучающегося.

4. Выставка учебных достижений обучающегося по данному предмету за данный период обучения.

5. Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемый педагогом и обучающимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.

Все приведенные определения различаются в зависимости от вида портфолио. Ниже перечислены виды портфолио, которые можно разделить на две группы – портфолио достижений, цель создания которых – показать итог, достигнутый результат в той или иной сфере, и портфолио процесса, которые направлены на фиксацию и последующий анализ процесса работы в той или иной области.

Таблица 20

Виды портфолио

Вид портфолио

Цель создания

Портфолио

документации

Создать набор документов , необходимых в работе

Портфолио

показательное

(презентационное)

Продемонстрировать другим процесс и достижения в своей деятельности по заранее выделенным разделам

Портфолио оценочное

Дать возможность себе или (чаще) другим оценить свою деятельность

Портфолио работ

(рабочее)

Показать разнообразие и уровень своей деятельности (например, дизайнеры, архитекторы, модели…)

Портфолио процесса

Показать процесс и динамику работы по достижению поставленных целей

Портфолио проблемное, тематическое

Показать процесс и результат (или динамику) работы по решению поставленных проблем или по конкретной теме

Функции портфолио:

    Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

    Целеполагания – поддерживает учебные цели.

    Мотивационная – поощряет результаты обучающихся, учителей и родителей.

    Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

Содержание портфолио будет зависеть от его вида и цели, для достижения которой оно создается. Четкого списка материалов (артефактов), необходимых для включения в портфолио, не существует. Каждый из людей, использующих данную технологию, самостоятельно отбирает способы показа своих работ и достижений. Если портфолио создается всеми учащимися, то педагогу совместно с ними необходимо определить и зафиксировать перечень материалов, обязательных для представления в портфолио для получения той или иной оценки. Например, к артефактам относятся: копии заданий, контракты, результаты оценки компетентности на разных уровнях и этапах учебы, выполненные тесты и вопросники, примеры регулярной работы обучающегося (рефлексивные дневники). Можно использовать электронные портфолио, разработанные по установленным критериям. При этом приветствуется любая инициатива, расширяющая данный список или предлагающая равноценную замену перечисленным материалам.

Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С., Федотова Е. Е.
Использование портфолио учащегося в предпрофильной
подготовке и профильном обучении. – М.: , 2008. - 134 с.

Проблеме оценивания качества обучения сегодня уделяется значительное внимание во всех странах мира. Технологии оценивания основываются, прежде всего, на концепциях и стратегиях образования, преобладающих в тех или иных образовательных системах.

Одним из получивших значительное распространение в последние годы в западноевропейских странах и США методов является оценивание при помощи портфолио (portfolio assessment). В США данный метод относят к одному ряду с оцениванием на основе результатов и используют, прежде всего, в обучении, основанном на компетентностном подходе. По сути, портфолио является лишь частью, конкретным видом так называемого «аутентичного оценивания». Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированном образовании, и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни – повседневной или профессиональной. В обучении на основе компетентностного подхода аутентичное оценивание направлено на выявление уровней сформированности компетентностей. В профильном обучении учащихся общеобразовательных школ, как разновидности практико-ориентированного образования в зарубежных странах, аутентичное оценивание используется очень широко.

Одной из наиболее часто применяемых разновидностей аутентичного оценивания в обучении, ориентированном на результат (практико-ориентированном обучении) служит метод портфолио (performance portfolio or portfolio assessment).

Американские педагоги Arter и Spandel (1991) определяют портфолио как целеустремленное собрание работы учащихся работы, которая показывает учащемуся, или другим, его усилия или достижения в одной или более областях. Согласно Meisels и Steele (1991) портфолио позволяют детям участвовать в оценке их собственной работы; смотреть вслед индивидуальному прогрессу ребенка; и обеспечивать базис для полного оценивания качества индивидуальной детской работы. Широкое использование портфолио может стимулировать изменения в методах преподавания и политике образования по отношению к обучению, отношения политики образования к обучению, которое полнее раскрывает диапазон детских потребностей связанных с развитием.

В самом общем виде портфолио – это целенаправленное собрание работ учащихся, которые показывают усилия учащегося, его развитие и достижения в одной или более областях учебного плана. Это собрание должно включать следующее:

ü участие самих учащихся в разработке курса;

ü критерии отбора;

ü критерии оценки достоинств;

ü свидетельство (очевидность) самовосприятия учащегося.

Учителю рекомендуется представлять лучшие работы учащихся или лучшие попытки, а также отобранные учащимися образцы работ, связанных с оцениваемыми результатами, и документы, фиксирующие развитие. В качестве документов могут быть представлены наброски, рисунки, промежуточные расчеты и т. д.

Для нас особенно важным является четко сформулированная рядом авторов позиция относительно того, что портфолио может быть формой аутентичного оценивания, но и не быть ею. Портфолио действительно становится аутентичным оцениванием, если он включает в себя демонстрацию выполнения аутентичных (приближенных к реальной ситуации) заданий.

Перед зарубежной школой, как и перед российской, возникает вопрос, почему и зачем используется портфолио в практике обучения? В новой системе оценивания работы, связанной с контролем за развитием мастерства учащихся согласно учебному плану, портфолио могут:

ü ускорить процесс оценки, показывая диапазон навыков и умений учащихся;

ü поддерживать учебные цели;

ü фиксировать изменения и рост за определенный период времени;

ü поощрять результаты учащихся, преподавателей и родителей;

ü обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году.

Педагоги могут использовать портфолио для различных целей, в зависимости от конкретной ситуации и конкретного класса включая:

ü поощрение самообучения;

ü расширение возможностей обучения;

ü расширить изучение процесса обучения;

ü демонстрация развития по отношению к выявленным результатам;

ü создание общего подхода для инструкций и оценки;

ü обеспечение подхода, при котором учащиеся могут оценивать свое обучение;

ü возможность одинаковой поддержки развития учащихся.

К настоящему времени в зарубежной педагогической практике разработан целый ряд моделей портфолио. Как показал проведенный анализ, в их основе лежат общие принципы , характерные для аутентичного оценивания. Рассмотрим кратко основные их них.

1. Изменение целеполагания обучения и оценивания, которые становятся ориентированными на достижение результата. Так, целью учебного процесса становится «обучить учащихся умению учиться, исследовать сложные проблемы, решение которых предполагает сотрудничество, личную ответственность и толерантное отношение к ситуации неопределенности. Учащиеся станут выпускниками школы лишь в том случае, если они продемонстрируют достаточный уровень сформированности компетентности в каждой из изучаемых областей».

2. В соответствии с целевыми установками вторым необходимым условием для введения портфолио в учебный процесс становится создание особой учебной среды, которая позволяет учащимся конструировать собственное знание, развивать способности независимого мышления и действия, формировать особенности («привычки») мыследеятельностной и поведенческой сфер, которые позволят им стать компетентными и ответственными гражданами. Технология "портфолио" способствует реализации данных целевых установок, и будучи построенной на создании основы для высококачественной деятельности в любой из сфер, она особенно подходит для развития устойчивых черт мышления и трудовой деятельности.

3. Проектная деятельность, как обязательная составляющая портфолио, предполагает компоненты исследования и планирования, от обучаемых требуются умения организовывать свое время, свои мысли; глубокое проникновение в процессы познания, критики и рефлексии относительно целого спектра тем и собственной деятельности; принятие и участие в установлении стандартов и требований к проекту; нахождение своего места в проекте.

Рассмотрим типы портфолио, наиболее часто цитируемые в зарубежной педагогической литературе:

1) Портфолио документации . Этот тип известен также как "рабочий" портфолио. Этот подход показывает развитие и рост в обучении учащихся, представленный работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода. Портфолио документации может включать все, начиная от зарождения идеи до ее воплощения и конечного результата. Подобный сбор документации имеет смысл, когда отобраны определенные пункты, сосредоточенные на специфических образовательных опытах или целях.

2) Портфолио процесса. При сборе документов этого типа портфолио включают подходы ко всем аспектам или стадиям процесса обучения. Они особенно полезны при изучении документации полного процесса обучения учащихся. Портфолио показывает объединение учащимися определенных знаний или навыков, развитие этих навыков, позволяющих овладению основным мастерством. Дополнительно, портфолио процесса неизбежно позволяет учащимся рефлексировать процесс обучения, включая использование журналов, фиксирующих эти результаты.

3) Портфолио показательный . Этот тип портфолио лучше всего использовать для суммирования мастерства учащихся, полученного по определенным пунктам учебного плана. Он должен включать лучшие работы учащихся, отобранные как самими учащимися, так и учителями. Только законченная работа должна быть включена. Кроме того, этот тип портфолио особенно совместим с аудиовизуальным развитием, включающим фотографии, видеозаписи , и электронные отчеты по завершенной работе учащихся. Показательный портфолио должен также включить письменный анализ и реакцию учащихся на законченный процесс, определяющий включенные работы. Хотя подходы к формированию и использованию портфолио могут варьироваться, существуют основные характеристики, в соответствии с которыми все показательные портфолио:

ü ясно отражают спрогнозированные результаты ученика, указанные в обязательном учебном плане, которые учащиеся, как ожидается, достигнут;

ü сосредотачиваются как на самом процессе обучения учащихся, так и на приобретении ключевых знаний, навыков, и отношений;

4) Оценочный портфолио – это разнообразный процесс, характеризующийся следующими качествами:

ü непрерывный и продолжающийся, обеспечивающий как формирующиеся (продолжающиеся) так и сформированные, т. е. достигшие высшей точки возможности контроля развития учащихся к достижению обязательных результатов;

ü многомерный, то есть, отражающий широкий аспект возможностей изучения процесса обучения;

ü обеспечивающий отражение, включая возможности учащихся рефлексировать собственный процесс мышления, делать самоанализ, поскольку они контролируют свое собственное понимание, вырабатывать свои собственные подходы к решению проблем и принятию решений, обеспечение усвоение умений и навыков.

Примерная структура портфолио. Рассмотрим примерную структуру портфолио, который используется в профильном обучении на основе "метода Кейс-стади". В данном случае учащиеся старшей средней школы должны разработать портфолио, включающий четырнадцать основных направлений:

1. План действий после окончания школы . Учащиеся проводят рефлексию, определяя краткосрочные и долгосрочные цели карьеры и жизни, анализируют связанные с ними вопросы заработка, жизненных условий и др. В конечном итоге они должны определить, зачем им нужен диплом об образовании. Фактическими документами, включенными в портфолио, могут стать результаты экзаменов, интервью, рекомендательные письма и другие индикаторы достижений обучаемых.

2. Автобиография . Служит еще одной возможностью осуществить рефлексию своей жизни и определить планы на будущее. Предлагается проект на выбор учащегося, например, история семьи, особые взаимоотношения между людьми, ценности или верования в средствах массовой информации и др.

3. Общественно-полезная добровольная деятельность в школе и коммуне, стажировки, практики . Начиная с 7 класса – это часть учебной деятельности учащегося, которые разрабатывают резюме о прошлом трудовом опыте, включая опыт занятости, параллельно с выполнением проекта, демонстрирующего, чему они научились из предшествующего опыта. Проекты включают в себя эссе, видеоматериалы, образцы работ, письма поддержки и другие демонстрационные примеры их достижений.

4. Этические и социальные вопросы. Учащиеся должны продемонстрировать способности видеть многообразие перспектив, взвешивать и использовать доказательства, пояснять причины возникновения социальных и моральных проблем разнообразными способами – через проведение дебатов, написание редакторского обращения (колонки), обсуждения важных вопросов, поднимаемых в романе или фильме или через создание какого-либо другого проекта.

5. Искусство и эстетика . Оцениваются творческое выражение и творческое восприятие. Учащиеся создают «спонтанное» представление или выставку по какому-либо направлению искусства, должны продемонстрировать знания и понимание эстетической области через изучение или критику художественной работы, личности артиста или художника, или области артистического выражения.

6. Средства массовой информации . Учащиеся должны продемонстрировать понимание содержания деятельности различных средств массовой информации, их влияния на людей и образ мышления через проект или другие виды деятельности – написание эссе, презентацию газеты, телепередачи и др.

7. Практические навыки . Учащиеся должны продемонстрировать трудовые навыки в ряде областей – заботы о здоровье, медицинской помощи, занятости, гражданственности, самостоятельной жизни, пользовании компьютерами и новыми технологиями , юридических прав (например, через использование водительских прав для участия в выборах, через выполнение практических заданий на компьютере и др.).

8. География . Используется разработанный учителями тест и деятельностное оценивание, разработанное учащимися для оценивания знаний географии и умений использовать карты, глобус и другие средства.

9. Иностранный язык и/или билингвальная подготовка . Учащиеся должны продемонстрировать компетентность работы на иностранном языке (говорящий, слушающий, читающий, пишущий). Кроме того, должны описать собственный опыт билингвального общения и уметь обсуждать социальные и культурные проблемы, связанные с важностью использования языков.

10. Наука и технологии . Учащиеся должны продемонстрировать знания: предоставить отчет об изученном в курсе старшей средней школы, сдать разработанный преподавателями школы или стандартный тест штата на оценивание приобретенных компетентностей; продемонстрировать применение научных методов при выполнении заданий (проведение и описание эксперимента); продемонстрировать понимание, каким образом достижения науки используются в современном мире (провести исследование научного развития, включая анализ социальных затрат и прибылей, принять участие в дебатах и др.).

11. Математика . Должны продемонстрировать базовые навыки, сдав тест штата на проверку компетентностей, и тест, разработанный учителями школы. Кроме того, они должны продемонстрировать высокий уровень мыследеятельностных навыков через разработку проекта, используя математические знания для решения политических, гражданских, потребительских задач (например, опрос общественного мнения; копирование архитектурных чертежей и др.).

12. Литература . Учащиеся должны приготовить список изученных литературных текстов, из различных жанров, как основу для обсуждения с Комиссией по защите портфолио; а также разработать и представить эссе о литературных произведениях, в которых они демонстрируют коммуникативные и рефлексивные навыки, позволяющие анализировать идеи и мысли авторов.

13. История . В дополнение к сдаче теста штата на оценивание компетентностей, и теста школы, учащиеся должны приготовить обзор областей истории, которые они изучали в средней школе и временную шкалу важнейших исторических событий и личностей. Должны провести историческое исследование с привлечением основных и дополнительных источников и составлением библиографии . Должны продемонстрировать «умственные привычки» через установление связей между событиями прошлого и будущего, оценивание исторических фактов и др. через участие в дискуссиях.

14. Физическая подготовка. Учащиеся должны продемонстрировать и/или документально подтвердить свое участие в спортивных командах, индивидуальные достижения в спорте в течение последних четырех лет. Целью оценивания данной компетентности является формирование здорового образа жизни, развитие чувства независимости, взаимозависимости, личной ответственности, принадлежности к спортивному сообществу.

Решения о том, какие пункты следует включать в портфолио должны основываться на целях портфолио. Без цели, портфолио - только папка с работой учащегося. Портфолио существует, чтобы придать смысл работе ребенка, возможность обсудить ее и придать ей большей смысл. Портфолио могут быть использованы для мотивации учащихся, осуществления обучения через рефлексию и самооценку, и использоваться при оценке размышлений учащихся и их письменных работ.

Процедура разработки портфолио может состоять из трех основных стадий:

Первая стадия. Организация и планирование - эта начальная стадия развития портфолио влечет за собой принятие решения со стороны учащихся и преподавателей. Исследуя обязательные вопросы в начале процесса обучения, учащиеся могут полностью понять цель портфолио и его статуса как средства контроля и оценки их собственного развития. Ключевые вопросы о преподавателе и учащемся должны включить:

ü Как я выбираю время, материалы, и т. д. восприятие того, что я узнаю в этом классе?

ü Как я организовываю и представляю мои результаты, материалы, и т. д., что у меня собрано?

ü Как портфолио будут поддерживаться и храниться?

Вторая стадия . Собрание - этот процесс представляет собой собрание значимых материалов, отражающих образовательный опыт учащихся и цели сбора материалов. Решения на этой стадии должны приниматься по отношению к содержанию портфолио, основанного на намерениях и целях, специально идентифицированных для этого. Выбор и сбор материалов должен быть основан на разнообразии факторов, которые могут включать специфический предмет и процесс обучения, или специальные проекты, темы, и/или объединяются. Все отобранные материалы, включенные в собрание должны ясно отразить критерии и стандарты, идентифицированные для оценивания

Третья стадия . Осмысливание - везде, где возможно, должно быть свидетельство мыслительных реакций учащихся после процесса обучения и их контроля, понимания развития ключевых знаний и навыков. Эти размышления могут быть отображены в виде обучающих материалов, журналов, и других форм размышлений, проявляющихся после опытов, обдумывания процессов, в которых были задействованы учащиеся, и стиля мышления, который они проявляли в данных мероприятиях в течение всего периода времени. Помимо размышлений учащихся, портфолио также должен содержать и материалы, основанные на мнениях учителей и родителей.

Варианты использования портфолио в профильном обучении.

1) Сочетание групповой междисциплинарной проектной работы и разработки индивидуального портфолио. В этом случае учитываются данные и образцы работ учащихся; индивидуальные эссе, включающие самооценку своей деятельности по разработке портфолио; заключение о достижениях, представляющее собой набор эссе, в которых учащиеся демонстрируют, какие знания и навыки они получили в процессе подготовки портфолио; комплексное оценивание: самооценка, оценка ровесников и учителей, выставление отметок.

2) Оформление паспорта или сертификаты карьеры . В конце 1990-х гг. сотрудниками Департамента штата Огайо и Центра профессионального образования и подготовки к занятости Университета штата Огайо был разработан «Паспорт профессиональной карьеры», который сегодня распространен во многих штатах. Данный паспорт в упорядоченной форме показывает, какие профессиональные и академические знания, умения и навыки учащиеся приобрели в процессе обучения, трудовой практики и внепрофессиональной деятельности. Особое внимание уделяется оцениванию ключевых компетентностей.

Как правило, в паспорт включены следующие документы:

ü письмо-обращение к потенциальному работодателю, составленное выпускником, в котором содержится самостоятельно разработанное резюме;

ü письмо, подписанное первым руководителем школьного округа о подтверждении верности и полноты информации, включенной в паспорт;

ü анкета выпускника, в которой содержатся сведения об этапах его образования, трудовой деятельности, общественной работы , полученных дипломах, сертификатах, наградах и поощрениях, дальнейших перспективах на обучение, а также другая информация, позволяющая работодателю получить более полную информацию о претенденте на рабочее место;

ü профиль профессиональной компетентности;

ü результаты рабочих ключей тестирования академических знаний, полученных выпускником за период обучения;

ü сертификат об окончании средней школы, сертификат профессиональной компетентности;

ü любая дополнительная информация, способствующая выгодно представить претендента на рабочее место в глазах работодателя, например, всевозможные дипломы, благодарности, грамоты, дополнительные сертификаты, рекомендательные письма и т. д.

3) В ведение индивидуальных планов деятельности обучаемых и персональных портфолио , в соответствии с которыми все учащиеся Дании, начиная с 6-го класса, должны разрабатывать такие планы с помощью школьного психолога-консультанта. В настоящее время практика портфолио внедрена и в систему начального профессионального образования Дании. Портфолио документирует последовательность выполняемых образовательных шагов и результаты обучения, и включает в себя индивидуальный план обучения, положения о профессиональном обучении, разработанные колледжем, документы об экзаменах по профессиональному обучению, а также описание квалификаций и компетентностей, которыми учащийся овладел в течение процесса обучения в колледже и на предприятии. Кроме того, портфолио содержит приказы Министерства образования, типовые инструкции о производственном обучении, а также копию ученического контракта.

Основные подходы к оцениванию портфолио. В зарубежной педагогике существует несколько подходов к оцениванию портфолио. Большая часть авторов соглашаются с тем, что процесс оценивания зависит, прежде всего, от того, с какой целью разрабатывался портфолио. Основными критериями оценивания считаются надежность, валидность и полезность портфолио .

Зарубежной педагогической практикой установлено, что для оценивания портфолио необходимо использовать пять основных критериев: 1) цель; 2) степень организации портфолио; 3) его компоненты и характерные детали; 4) голос и его тональность у презентующего портфолио; 5) использование лексики и грамматики.

Согласно еще одной точке зрения, необходимо использовать восемь критериев для оценки любого типа портфолио. К ним относят:

ü необычная презентация идеи;

Школьное путешествие - ученик 8 класса рассказывает взрослому о школе;

Академическая компетентность - каждый из учащихся пишет 4 разных "воспоминания" по математике и языку, при этом должен быть достигнут ожидаемый уровень.

Портфолио используются и как формы инструктирования, и как формы оценки. Хотя не существует строгих предписаний к содержанию портфолио, есть сборник "Возможности Портфолио", где описываются приблизительные и желательные формы. Учителя используют материалы портфолио творчески в классе. Как минимум 50% учащихся используют портфолио, где-то оно может быть использовано как форма выпускного экзамена. Многим учителям даже не приходится оценивать некоторые работы - учащиеся заканчивают их для того, чтобы показать свои знания. Около 60% учителей иностранного языка используют портфолио. Они находят, что данный вид оценки требует временных затрат, но позволяет оценить насколько продуктивно оно было использовано.

Таким образом, "культура использования портфолио" позволяет поддерживать диалоговое общение учеников, которые берут на себя ответственность за демонстрацию того, что они знают и могут делать.

При работе над данным параграфом использовались материалы Федотовой Е. Е.

Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах XX века в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах XX века о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно возросло. Появилось большое число и российских публикаций, в том числе размещенных в Интернете.

Проблеме оценивания качества обучения сегодня уделяется значительное внимание во всех странах мира. Технологии оценивания основаны, прежде всего, на концепциях и стратегиях образования, преобладающих в тех или иных образовательных системах.

В США метод оценивания с помощью портфолио ставят в один ряд с оцениванием на основе результатов и используют, прежде всего, в обучении, основанном на компетентностном подходе.

В зарубежных странах условием, обеспечивающим эффективность портфолио, является организованный и системный характер работы с ним. В Англии работа с портфолио курируется национальным Министерством образования и занятости. Модель портфолио для предметов по выбору (профессионально-ориентированных) централизованно рассылается по школам каждый год и является руководством для оценивающих Советов, присуждающих профессиональную квалификацию. В российских учебных заведениях (за исключением немногих) создание портфолио студента не практикуется. Хотя это должно стать неотъемлемой частью нашей деятельности.

В зарубежной педагогической практике разработан целый ряд моделей портфолио. В их основе лежат общие принципы, характерные для аутентичного оценивания. Рассмотрим кратко основные их них.

  • - Изменение целеполагания обучения и оценивания, ориентированных на достижение результата. Так, целью учебного процесса становится обучение студентов умению учиться, исследовать сложные проблемы, решение которых предполагает сотрудничество, личную ответственность, толерантное отношение к ситуации определённости. Студенты станут выпускниками колледжа лишь в том случае, если они продемонстрируют достаточный уровень сформированности компетентности в каждой из изучаемых областей.
  • - В соответствии с целевыми установками вторым необходимым условием для введения портфолио в учебный процесс становится создание особой учебной среды, которая позволяет студентам конструировать собственное знание, развивать способности независимого мышления действия, формировать особенности, привычки мыследеятельностной и поведенческой сфер, которые позволят им стать компетентными и ответственными гражданами. Портфолио-технология позволяет реализовать целевые установки.
  • - Проектная деятельность, как обязательная составляющая портфолио, предполагает исследования и планирование, от обучаемых требуются умения организовывать своё время и мысли; глубокое проникновение в процессы познания, критика и рефлексия относительно целого спектра тем и собственной деятельности; участие в установлении стандартов и требований к проекту; нахождение своего места в проекте.

Рассмотрим типы портфолио, которые используются в зарубежном образовании (см. Таблица 1).

Таблица 1. Типы портфолио, используемые в зарубежном образовании

Тип портфолио

Характеристика

1) Портфолио документации

Этот тип известен также как «рабочий» портфолио: показывает развитие и рост в обучении учащихся, представлен работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода. Портфолио документации может включать все материалы, начиная от зарождения идеи до её воплощения и конечного результата

2) Портфолио процесса

При сборе документов этого типа портфолио особенно полезны при изучении документации полного процесса обучения учащихся. Портфолио показывает, как развивались навыки

3) Портфолио показательный

Этот тип портфолио лучше всего использовать для суммирования мастерства учащихся, полученного по определённым пунктам учебного плана. Он должен включать лучшие работы, отобранные как самими учащимися, так и педагогами. Включаются только законченные работы. Этот тип портфолио совместим с аудиовизуальным, включающим фотографии, видеозаписи, электронные отчёты. Показательный портфолио должен также включать письменный анализ

4) Оценочный портфолио

Непрерывный и продолжающийся; многомерный тип, т.е. отражает широкий спектр возможностей изучения процесса обучения

В зарубежных странах в большинстве случаев различные модели портфолио (как и другие формы аутентичного оценивания) разрабатываются и апробируются в рамках объединений пилотных учебных заведений при координации профессиональных ассоциаций и научно-исследовательских коллективов. Вместе с тем, несмотря на подобную «инициативу снизу», исходящую от педагогов и учебных заведений прогрессивной ориентации, финансирование на разработку таких технологий, как правило, производится из средств федерального бюджета.

Основными критериями качества портфолио в зарубежной школе являются:

  • - развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность);
  • - сформированность умения решать задачи;
  • - сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.п.);
  • - развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать свою мысль, грамотность в оформлении решения задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.);
  • - сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и другое).

Все эти критерии в той или иной мере способствуют формированию умений осознавать свои собственные образовательные цели, помогают в процессе постоянного использования портфолио закреплять их, видя реальные результаты использования.

В России в начале нынешнего десятилетия в практику вошла модель портфолио, разработанная в рамках проекта по профильному обучению. В 2004 году в целях реализации этого постановления и в рамках выполнения государственного контракта группа ученых и специалистов Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподавателей высших и общеобразовательных учебных заведений подготовила рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной и полной средней школы. Поскольку портфолио стало новым явлением в школьной жизни, был запущен эксперимент по внедрению портфолио в школе. Этот эксперимент стал частью программы профильного обучения. В эксперименте предлагалось использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации. Модель позволяет проводить как качественное, так и количественное оценивание, объединяя два наиболее распространенных в зарубежном опыте принципа: критериального оценивания письменных работ и ранжирование документов и сертификатов. Оценивание портфолио учащихся основной школы, согласно разработанной модели и соответствующим рекомендациям по ее использованию, проводится либо школой, либо муниципальной комиссией. Портфолио рассматривается как компонент образовательного рейтинга выпускника основной школы наряду с результатами государственных экзаменов и учитывается при формировании 10-х классов.

В отечественном образовании заметно лишь обращение к опыту использования портфолио в общеобразовательной школе. В ряде периодических изданий и методических разработок можно найти описание различных видов и типов портфолио учащихся (см. Таблица 2).

Таблица 2. Виды портфолио учащихся, применяемых в отечественном образовании: их преимущества и ограничения

Виды портфолио

Преимущества

Ограничения

Портфолио документов - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений

Возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио

Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

Портфолио работ - собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Оформляется в виде творческой папки ученика с приложениями его работ в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей

Предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированных на выбранный профиль обучения и др. Даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки

Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей

Портфолио отзывов - включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника к своей конкретной деятельности и её результатам

Возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления

Сложность формализации и учёта собранной информации.

Представляется в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее

В настоящее время в отечественном образовании диапазон портфолио постоянно расширяется: портфолио начинает использоваться на всех уровнях образования - от начальной до высшей школы.

Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий - электронное портфолио и ориентированных на новые образовательные цели - паспорт компетенций / квалификаций.

Несмотря на это, при использовании портфолио российские студенты могут встретиться с проблемами, связанными с различными аспектами, как техническими, так и социально-психологическими. Для их грамотного и педагогически обоснованного решения целесообразно обратиться к опыту прежних лет и новым наработкам современных образовательных учреждений. Российская школа богата своей историей и активно включилась в инновационную деятельность. Изучение теории и ознакомление с реальной практикой использования портфолио в качестве инструмента осознания обучаемым собственных целей образования помогут избежать возможных рисков и неопределенностей.

В результате анализа работ зарубежных и отечественных исследователей нами было синтезировано определение понятия «портфолио». Портфолио - это аутентичная, индивидуализированная, ориентированная на системную рефлексию собственной деятельности и основанная на компетентностном подходе технология обучения.

Обобщение зарубежного и отечественного опыта исследуемой проблемы показало, что портфолио-технология находится в теснейшей связи с основными образовательными направлениями и ориентирами, такими как ключевые умения и компетенции, так как часто оценивается с точки зрения полноты демонстрации основных учебных умений (способности к самоорганизации, самообучению, самооценке, наличие коммуникативных и мыслительных навыков) и содержит свидетельства того, что студенты обладают теми или иными знаниями, умениями и компетенциями.