Врожденная грамотность и безграмотность. Как повысить грамотность речи

Несмотря на широкое распространение образовательных учреждений и доступность всевозможной информации, проблема грамотности существует и в нынешние времена.

Определение

Грамотность - это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике. Степень овладения тем или иным предметом определяет уровень доступности определённой информации для человека.

Изначально понятие грамотности использовалось для определения уровня владения навыками чтения и письма согласно нормам родного языка. В современном же мире это понятие приобрело более широкое значение и теперь употребляется для обозначения знаний высокой степени в других сферах деятельности. Существуют такие понятия, как экономическая, юридическая, психологическая, технологическая и научная грамотность.

Информационная осведомлённость

Уровень грамотности - одна из наиболее актуальных проблем в нынешней образовательной системе. Подразумевается не только умение находить необходимые сведения, но и способность ориентироваться в бесконечном информационном потоке, анализировать и синтезировать полученные знания, извлекая пользу и применяя их на практике.

Во многих европейских средних и высших учебных заведениях система обучения отличается от нашей. Главное отличие заключается в обучении студентов пользоваться информацией, а не конспектировать и заучивать наизусть. Безусловно, развитие памяти не менее важно. Однако согласно такой системе образования важно не только усваивать материал, но и научиться самостоятельно делать выводы и умозаключения, находить альтернативные решения, видеть взаимосвязь между разными на первый взгляд предметами обсуждения, вести дискуссию, подкрепляя свои утверждения логическими доводами, и так далее.

Разновидности

Учебная исследовательская деятельность включает такие виды грамотности:

  • Грамотность чтения и письма.
  • Владение информационными носителями (компьютеры и прочие гаджеты).
  • Умение извлекать пользу из телекоммуникационной сферы.
  • Медиаграмотность.
  • Информационная.

Последний пункт объединяет предыдущие и является ключевым. В XXI веке нужно уметь справляться с информационным потоком и владеть способностью быстро находить, воспринимать и передавать знания в той или иной сфере.

Владение навыками работы на компьютере

Впервые этот термин был предложен президентом Ассоциации информационной промышленности Полом Зурковски. Это понятие можно охарактеризовать как способность использовать набор знаний и навыков работы на компьютере для решения определённых задач, планирования различных действий и предвидения их последствий. Поскольку в нынешнее время информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни общества, умение использовать ЭВМ стало не менее важным, нежели навыки письма и чтения. Эти знания способны существенно ускорить процесс поиска необходимых сведений в любой области науки, искусства, культуры или техники. Подобные технологии в значительной степени облегчили взаимодействие человека с непрерывным информационным потоком.

Сетевая грамотность

Культурный уровень

Любой человек, которому приходилось бывать за границей, наверняка замечал, что зачастую одного знания иностранного языка недостаточно для полного понимания местных жителей. Это связано с культурными и социальными особенностями каждой страны. Любой язык - это не просто сухой набор лексических единиц и грамматических правил, а живая система, постоянно развивающаяся благодаря взаимодействию с другими культурами. Нельзя в совершенстве освоить иностранный язык, заведомо исключив историю, культурный опыт и социальные нормы страны. Формирование грамотности с точки зрения культурного аспекта подразумевает не только знакомство с широким спектром базовых знаний. Это и свобода их использования. Потому культурная грамотность - это понятие, которые включает в себя не только навыки общения согласно правилам того или иного языка, но и массу других знаний. Это этикет, умение использовать образную речь (идиомы, метафоры, фразеологизмы), знание традиций и обычаев, фольклор, моральная и нравственная сторона и многое другое.

Психологическая грамотность

Эта сфера включает в себя всевозможные навыки общения: умение устанавливать контакт, возражать, критиковать, вести дискуссию, убеждать, выступать перед публикой. В общем, сюда относится всё, что касается вопросов взаимоотношений и коммуникабельности.

Как повысить орфографическую грамотность

Бытует мнение, что способность правильно писать является врождённой. Однако вопреки распространённому заблуждению, приобретение этого навыка доступно каждому. Лучший способ - начинать интеллектуальное развитие ребёнка с ранних лет. Тогда познавательный процесс будет проходить легко и непринуждённо.

Первая образовательная деятельность ребёнка строится на подражании речи окружающих, потому очень важно создать благоприятную среду. Определённые речевые навыки формируются благодаря родителям: умение правильно расставлять ударения в словах, строить предложения, находить подходящие фразы в каждом конкретном случае и доходчиво изъясняться. Потому очень важно общаться с ребёнком как можно больше, читать вслух сказки и стихотворения. Немного позже, когда он научится самостоятельно читать, правильное написание слов и фраз при многократном повторении будет откладываться в памяти. Кроме того, существуют различные интеллектуальные и логические игры.

Причины безграмотности

В сравнении с недавним прошлым в настоящее время стало гораздо проще искать любую информацию. Практически у всех есть возможность использовать компьютерные программы, отслеживающие и опечатки, находить всевозможные учебники, словари и справочники. Тем не менее проблема грамотности остаётся актуальной и по сей день.

Можно назвать несколько причин низкого уровня знания родного языка:

  • Отсутствие потребности чтения. Книги всё чаще заменяются другими развлечениями: просмотром всевозможных телешоу, сериалов, компьютерными играми и прочим. А любые сведения можно отыскать в Интернете. Это грозит не только всеобщей безграмотностью, но и снижением интеллектуального уровня, ухудшением творческого мышления.
  • Чтение некачественной литературы. За последние десятилетия стало появляться всё больше развлекательной литературы, в которой, помимо отсутствия полезной информации, можно встретить массу орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
  • Общение в Интернете. В различных чатах и на форумах часто встречаются сленг, сокращения и небрежное обращение с орфографией. Подобный стиль может войти в привычку. К сожалению, для некоторых людей грамотность - это то, без чего можно обойтись в повседневной жизни.

Интеллектуальные игры и развлечения для детей

Чтобы образовательный процесс не казался ребёнку тягостным, нужно проводить обучение в игровой форме:

  • Кроссворды. этот вид интеллектуального развлечения помогает увеличить словарный запас. Помимо обычных кроссвордов со списками словесных заданий, существуют такие, в которых вопросы представлены в виде картинок. Эта игра поможет ребёнку научиться воспринимать и передавать информацию.
  • Различные устные игры в слова: подбор рифмы, города, поиск слова, начинающегося на определённый слог и так далее.
  • Игры на бумаге: составить как можно больше коротких слов из одного длинного, "Змейка", где каждое последующее слово начинается на последнюю букву или слог предшествующего, "Поле чудес", "Путаница" - игра в которой нужно собрать слово из перемешанных карточек с буквами.
  • Настольные и русская версия "Эрудит".
  • Заучивание правил в игровой форме. Таким образом примеры грамотности запоминаются гораздо легче:
    - "не чудесно, не прекрасно, а опасно и ужасно: букву т писать напрасно";
    - "либо, кое, то, нибудь - здесь дефис не позабудь";
    - "уж замуж невтерпёж".
  • Также очень полезно развивать Можно предложить ребёнку следующие упражнения: найти десять отличий между двумя картинками, показать несколько узоров на листе бумаги, а затем попросить воспроизвести увиденное по памяти.

Детям постарше уже можно предлагать самостоятельное составление кроссвордов, а также написание сочинений, коротких рассказов и стихов. Это в значительной степени повысит интеллектуальный уровень ребёнка, поможет развить фантазию и образное мышление.

Также очень важно в процессе общения устранять возможные правильно употреблять и сочетать слова и фразы (например, одеть и надеть), ставить ударения в словах (звонит, торты) и другое.

Если какие-то слова вызывают сложности, можно завести персональный словарик для выписывания трудных лексических единиц. Затем с этими словами можно проводить небольшие диктанты. Ещё одна идея - игры в стиле "вставить пропущенную букву". Многократное повторение поможет довести правильное написание слов до автоматизма.

Грамотность - это навык, который можно легко приобрести или развить, но занятия должны быть регулярными. Безусловно, в школе будет предлагаться большое количество всевозможных упражнений по фонетическому, морфологическому и синтаксическому разбору. Потому дома нежелательно дублировать подобные занятия. Лучше всего прививать ребёнку любовь к литературе, предлагая ему различные жанры, и вести образовательный процесс в игровой форме. Главное, чтобы обучение проходило непринуждённо.

Значение литературы

Повышение уровня грамотности - одна из важных частей образовательного процесса. Безусловно, немаловажную роль играет заучивание правил и норм родного языка с последующим закреплением материала на практике. Однако этого может оказаться недостаточно. Тем, кто стремится улучшить свои навыки восприятия и изложения мыслей, следует обратить особое внимание на чтение различной литературы. Лучше всего отдавать преимущество тем авторам, которые в совершенстве владеют словом и красочно описывают происходящее. Чтение хороших книг помогает развить красноречие, способность проникать в суть вещей.

Интуитивная грамотность

Это понятие подразумевает способность человека грамотно излагать мысли в соответствии с нормами родного языка притом что он не знает правил. Такого рода способность обычно развивается у людей, которые много читали. В памяти откладываются правописание, система пунктуации и стилистические особенности языка. Кроме того, у читающих людей развивается хорошее логическое мышление, красноречие и способность к философским рассуждениям.

Роль грамотности в жизни общества

Безусловно, человек, который умеет правильно излагать собственные мысли, не страдает косноязычием, выражается согласно стилистическим нормам родного языка и пишет без ошибок, имеет гораздо больше шансов получить престижное образование, а затем и найти хорошую работу. Общекультурная осведомлённость не менее важна, нежели профессиональное образование.

Значение грамотности сложно переоценить. Это один из важнейших критериев, который отличает примитивное и необразованное общество от прогрессивного. По данным всемирной организации ЮНЕСКО, высокий уровень владения устной и письменной речью играет ключевую роль в базовом образовании, победе над бедностью и устойчивом развитии социума.

Существует мнение, что орфографическая грамотность – это врожденная черта. Но на практике оказывается, что языковое чутье свойственно тем, кто с детства много читает. Следовательно, можно сделать вывод, что грамотность – приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с юного детского возраста. Расскажем, как повысить грамотность по русскому языку у ребенка ко 2-3 классу.

Для того чтобы тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
глаза – видеть написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
уши – воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
рука – записывать слово и закреплять его в памяти .

Если в доме создана среда, в которой ребенок постоянно использует родной язык и развивает орфографическую зоркость, то переход от детских открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с празникам!» до школьных диктантов , написанных на «четыре» и «пять», происходит постепенным и непринужденным образом. Помочь в этом могут несколько эффективных способов.

Чтение

Не существует слишком раннего возраста, чтобы начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец воспринимает и копирует звуки родной речи. Благодаря азбуке с яркими картинками у детей появляются зрительные ассоциации, на какие буквы начинаются те или иные слова. Начиная читать самостоятельно, ребенок расширяет словарный запас, много раз видит грамотное написание слов и автоматически его запоминает, так что порой в будущем будет достаточно закрыть глаза, и представить себе напечатанное на бумаге слово, чтобы убедиться в правильности его правописания. Поэтому книга по-прежнему должна оставаться одним из лучших подарков для детей .

Решение кроссвордов

Начните с кроссвордов в детских журналах, где вместо словесных заданий нарисованы картинки с номерами. Ничего, если поначалу ребенок будет неправильно вписывать в клеточки безударные гласные. Подарите ему ручку «пиши-стирай» и подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.

Устные игры в слова

В дороге, в очереди, при любой необходимости ждать игры в слова – интересный способ скоротать время, а также увлекательная речевая тренировка. Примеры таких игр – это:

Рифмы;
слова (по подобию игры в «города»);
назови слово, которое начинается на слог «па», «ло», «ту» и так далее;
составь предложение из слов, начинающихся на одну и ту же букву, например «Лиса ловит лягушку» или «Мяч мешает моряку».

Много общения

Родительская речь для детей – это главный свод правил родного языка, поэтому именно от взрослых в семье зависит, как ребенок будет ставить ударение в словах «звонит» или «торты». Если замечаете, что он допускает одну и ту же речевую ошибку, аккуратно поправляйте ее в ответном предложении.

– Мама, куда ложат вилки?
– Вилки кладут в верхний ящик стола.

Если вы употребляете слова правильно и много общаетесь в семье на различные темы, то даже неизбежные речевые ошибки от окружающих не будут передаваться вашим детям.

Словесные игры на бумаге

Змейка – запишите как можно более длинную цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего;
виселица или «Поле чудес»;
путаница – составьте слова из перемешанных карточек с буквами;
составление множества маленьких слов из одного большого.

Развлечения с использованием букв

Вовлекайте слова и буквы в совместные игры с детьми.

Рисуйте небольшие комиксы на тему, которой в данный момент увлечены дети (насекомые, лего, феи): самодельные комиксы часто являются стимулом к самостоятельному чтению;
предложите ребенку вместе придумать и написать книжку с картинками и небольшой историей;
делайте коллажи с вырезанием слов из газетных и журнальных заголовков;
мастерите браслеты из деревянных или пластиковых бусин с буквами;
сделайте украшение для дома со словом, которое описывает вашу семью, – буквы можно написать, например, на красивых морских камнях.

Постеры на стену

В доме, где есть дети, на стене часто висит плакат с азбукой, чтобы малыши обращали на него внимание и учили буквы. Таким же образом можно обеспечить и наглядность написания других слов и терминов. В книжных магазинах представлено разнообразие плакатов различной тематики: цветы и животные, транспорт, виды спорта, геометрические формы и так далее. Соотнося визуальный образ с написанием слова, ребенок с детства запоминает, как оно пишется.

Скраббл

Популярная во всем мире настольная игра «Скраббл», а также ее русская версия – «Эрудит», развивают лингвистическую логику. Среди других известных настольных игр на составление слов – «Боггл» и «Тик Так Бумм».

Мнемоническое запоминание правил

Дети не любят учить правила, а вот поиграть и пошутить им всегда интересно. Мнемоника предлагает облегчить запоминание правил с помощью рифмовки, ассоциаций, создания зрительных и звуковых образов. Известные мнемонические примеры:

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно;
Уж замуж невтерпеж;
Надеваю одежду, одеваю Надежду;
То, кое, либо, нибудь – дефис не позабудь.

Расскажите детям об этих и других примерах, чтобы запоминание некоторых правил и исключений не казалось им скучным и сложным.

Словари

Орфографический словарь – необходимая книга в доме у каждого школьника Но помимо обращения к профессиональным словарям, полезно завести и персональный словарик для слов, которые вызывают затруднения. Набрав по 7-10 таких слов, дети могут:

Писать с ними маленькие диктанты;

Составлять из них кроссворд;
записывать особенно трудное слово всеми цветами радуги;
играть в «найди ошибку» или «вставь пропущенную букву».

Упражнения по списыванию, а также морфологическому и фонетическому разбору будут предложены детям в школе в большом количестве на уроках родного языка. А дома, с родительской стороны, желательно поддерживать благоприятную атмосферу, где чтение, разговоры о литературе и интеллектуальные игры со словами – естественная и любимая часть жизни.

Что такое чувство языка? Определения и дефиниции

"Чувство языка - феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и прочих конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении.

Представляет собой обобщение на уровне первичной генерализации без предварительного сознательного вычленения элементов, входящих в это обобщение.

Формируется в результате стихийного овладения речью и базовыми когнитивными операциями. Обеспечивает контроль и оценку правильности и привычности языковых конструкций." (Источник: Психологический словарь)
========
"Грамотному человеку свойственно особое языковое чутье. Поэтому, не помня правил, он находит нужное решение за доли секунды. Как?

Грамотный человек знает не правила, а логику правописания и ощущает ее как некое смутное "чувство языка". Откуда оно берется? Прежде всего, из опыта длительного использования языка: чтения, письма. В этом случае мозг вынужден обрабатывать огромное количество языковой информации в ее звуковом и графическом отображении.

Особенность работы нашего мозга состоит в том, что постепенно отсеивается всё ненужное и неповторяющееся и остается главное - то, что повторяется - логика. Компактные логические модели управляют выбором нужной буквы или знака препинания. Компактность порождает быстродействие - отсюда и ощущение врожденной грамотности, когда человек пишет правильно, не задумываясь, как он это делает. В тех же нечастых случаях, когда возникает сомнение, логические модели управляют поиском правильного варианта и находят его."(Источник: Курсы русского языка и курсы русской грамотности - www.runovschool.ru)

Чувство языка - статьи и сайты

«Чувство языка» – ключ к изучению и совершентствованию любого языка, в том числе и родного (subscribe.ru/archive/job.lang.englishfast/)
Метод М.Шестова из Книги Гиннесса.
Понятие «врожденная грамотность» давно вошло в нашу жизнь, но насколько оно имеет право на жизнь – вопрос спорный. Не существует людей, которые с рождения умеют писать и читать, так откуда же взяться врожденной грамотности?! Понятие «врожденная грамотность» применимо тогда, когда человек, не задумываясь о правилах грамматики и орфографии, говорит и пишет грамотно.

Существует множество курсов, позиционирующих себя, как курсы «врожденной грамотности», но…, посещая их, Вы столкнетесь с интенсивом изучения грамматики.

Что же делать тем, кто не может на подсознательном уровне говорить и писать без ошибок? Неужели есть только два выхода: зубрить правила или ходить всю жизнь с клеймом неграмотного человека?

«Врожденная грамотность» - это, прежде всего, умение чувствовать язык. «Чувство Языка» - присуще каждому человеку. Прежде всего, оно зависит от той среды, которая вас окружает; точнее – от общества, в котором Вы чаще всего находитесь. Мы автоматически имитируем произношение и артикуляцию окружающих нас людей. Обратите внимание, насколько отличается речь различных слоев населения. Причем различие не только в словарном запасе, но и в самом способе произнесения как отдельных слов, так и выражений в целом.

Нередко об ученике, который не знает правил, но пишет довольно грамотно, мы говорим, что у него есть чувство языка, при этом подразумеваем его интуицию, чутье. Но людей с врожденным языковым чутьем не так уж много, а если предположить, что оно есть у всех, то, значит, его нужно разбудить, развить, воспитать.

Чувство языка – чувство слова, а развить чувство слова, т.е. пробудить любовь к нему и интерес, нельзя без приобщения учеников к текстам художественных произведений, к лучшим образцам мастеров прозы и поэзии.


Языковед говорит о том, что изучение иностранных языков обостряет чувство языка - и своего в первую очередь: «Это воспитательное средство. Особенно важно изучение грамматики и идиом иностранного языка. Русская литература сама воспиталась на изучении церковнославянского и латинского, а в давние времена - греческого. Главный недостаток современной литературы - ущербное чувство языка».

Парфюмерная мастерская. - Чувство языка (Блог Тима Скоренко, nostradamvs.livejournal.com)

Есть такая вот штука: чувство языка. Кому-то от рождения дана способность паять микросхемы, кому-то – бегать на длинные дистанции, а кому-то – правильно и красиво выражать мысли, не делая серьёзных ошибок.

Чувство языка или дано, или нет. Одному, чтобы писать грамотно, нужно зубарить правила и подставлять проверочные слова. Мне нужно просто следить за опечатками, потому что правила – это для неграмотных, да.

Кстати, вполне вероятно, что если меня спросить, как пишется то или иное слово, я не смогу ответить. Но сам всегда напишу его верно.

Последующее обсуждение вышенаписанного:

Врожденная грамотность - это миф;)
просто ты много читал в детстве, и грамотно написанные слова впечатались в подкорку цельными зрительными образами. Как иероглифы.

Нет, что ты. Не миф. Точно так же как не миф - способности к музыке, к рисованию, к спортивным дисциплинам, к математике. Это именно врождённое. Как талант.

Мне кажется, ты смешиваешь два понятия. Чувство языка - т.е. чувство стиля, умение подобрать самые точные слова, сотворить Текст - это да, талант сродни музыкальному слуху.

А грамотность - чисто технический навык.

Это, повторюсь, имхо - я не читала исследований на эту тему, сослаться могу только на собственный опыт;)

Не-е-е-е-ет! То, о чём ты говоришь - это чувство стиля. А врождённая грамотность - это чувство языка. Оно сродни способности к иностранным языкам.

Я всегда был уверен, что чувство языка можно развить, читая книги. Мои личные наблюдения показали: чем больше человек читает/читал, тем меньше грамматических ошибок он допускает в письме. Независимо от того, учил он в школе правила русского языка или нет.

О.А. Лебедева Чувство языка как компонент коммуникативной компетенции (в аспекте соотношения понятий) - статья в формате pdf

Коммуникативная компетенция и чувство языка относятся к числу употребительных, но не вполне определенных в научной литературе терминов. В науке долгое время ссылка на коммуникативную компетенцию и чувство языка осуществлялась при рассмотрении вопросов владения языком, способности к языку, причем без определения сущности данных понятий.

О чувстве языка часто говорят в связи с рассмотрением вопроса формирования коммуникативной компетенции. А также этот термин используется учителями-словесниками для объяснения быстрого формирования у некоторых учащихся орфографических и стилистических навыков.

Из всего многообразия определений чувства языка нам представляется наиболее полным определение Е.Д. Божович, которая под этим термином понимает «механизм селекции и контроля языковых единиц, в которых соотношение семантического и формального носит объективно неформализованный, варьирующий характер» . На наш взгляд, данное определение преодолевает узость понимания чувства языка как реак-ции (О.С. Ахманова, Н.И. Имеладзе др.); как механизма контроля и оценки высказывания (М.М. Гохлернер и др.); как специфического отношения к языковым структурам (Г.В. Ейгер); как владения языком (М.Р. Львов и др.); как умение, навык следовать нормам речи (Т.К. Дон-ская, Л.П. Федоренко и др.); как проявление интуиции (З.А. Потиха, Г.В. Рамишвили); как способность правильно поступать в новой речевой ситуации на основании прошлого опыта (В.А. Артемов, А.В. Пузырев, Т.М. Колесникова и др.).

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции – сложный процесс, одной из составляющих которого является формирование чувства языка, потому что это одна из сторон коммуникативной компетенции, а именно той, которая контролирует выбор в процессе коммуникации такой языковой единицы, которая наиболее удачно выражает содержание высказывания и соответствует определенным критериям хорошей речи.

Пару слов о чувстве языка - мысли в блоге (blog.prohq.ru)

Для успешной работы копирайтеру необходимы отличные знания правописания и грамматики. Но есть один немаловажный момент, который иногда может сыграть решающую роль в успехе (или в неудаче) текста. Это чувство языка.

Что же такое чувство языка? Талант, данный от рождения? Возможно. Есть ли шанс развить его? Безусловно. По восприятию окружающего мира люди делятся на три условных группы: визуалы, аудиалы и кинестетики. Визуалам для развития чувства языка обычно советуют больше читать, аудиалам – слушать радио, качественные записи аудиокниг или спектаклей, кинестетикам помогают письменные работы. Здорово, если есть возможность побольше общаться с людьми, отличающимися высокой культурой речи. А если они возьмут на себя труд реагировать на неточности вашей речи и исправлять их, то это удача.

Так что чувство языка находится в руках (а также глазах и ушах)) каждого из нас. И только личные усилия и работа над собой может сделать его совершенней.

Магнитная азбука ("Записки логопеда" - tarologiay.ru)

Если у Вас в игрушках без дела лежит магнитная азбука, то вы сами не знаете, каким сокровищем обладаете. С помощью этого набора букв вы можете выработать у своего ребенка чувство русского языка, так называемое языковое чутье.

Книги о чувстве языка

Стивен Пинкер. Язык как инстинкт (The Language Instinct) Издательство: Едиториал УРСС, 2004 г., Мягкая обложка, 456 стр. ISBN 5-354-00332-6 (www.ozon.ru)

Научно-популярная книга известного американского психолога и лингвиста Стивена Пинкера рассматривает человеческий язык с самых разных точек зрения: собственно лингвистической, биологической, исторической и т.д.

Мы зависим от нашей речи, так как мы имеем тенденцию думать и выражать свои мысли в словах. Можно утверждать, что умение правильно говорить- является наиважнейшим, потому что приобретение любых навыков зависит от нашего понимания речи. Главным моментом дошкольного образования является изучение способов общения. Детей учат говорить, читать и писать. Воспитывается ли ребенок в Пекине, Мадриде, Сиднее или Москве, он посвящает огромное количество времени изучению родного языка, со временем узнавая все более сложные тонкости. Однако, дойдя до определенного уровня компетентности, некоторые люди перестают изучать культуру речи. Это неправильно.

Есть некая закономерность- люди с грамотной речью и богатым словарным запасом добиваются успеха в выбранной сфере. Потому что человек, который может выражаться ясно, изначально воспринимается как более интеллектуально развитый. Он получает большее уважение. Вот несколько методов,которые помогут вам усовершенствовать вербальное общение:

1. Чаще обращайтесь к помощи словаря
Самыми верными помощниками на вашем столе должны быть словари. Используйте словарь, чтобы изучить значение и происхождение новых слов, с которыми вы сталкиваетесь. Также используйте его, чтобы проверить точное значение и правописание слов, в которых вы не уверены. Словарь можно использовать всякий раз, когда вы нуждаетесь в альтернативе тому или иному слову, чтобы избежать тавтологии. В вашем компьютере, вероятно, есть словарь, обязательно пользуйтесь им.

2. Больше читайте
В современном мире мы настолько заняты работой и получаем такое огромное количество информации благодаря телевидению, радио, телефону и интернету, что книгам уделяется очень мало времени и внимания. Чтение хороших авторов помогает развить грамотность речи. Современные и классические романы, научная литература и статьи в газетах и журналах - все это важные источники для обогащения вашего словарного запаса. Как часто вы читаете поэзию? Прочитайте современные стихи и перечитайте классиков, попробуйте оценить поэтические навыки.
Читая, вы не только черпаете информацию из сюжета, вы учитесь правильно строить фразы, узнаете новые слова. Благодаря визуальной памяти улучшается ваше правописание. Необходимо уметь насладиться приемами автора, проанализировать его метафоры, подчеркнуть ключевые пункты и возможно записать, чтобы потом попытаться использовать понравившийся стиль.
Если у вас есть знакомый, любящий читать, попробуйте почитать друг другу вслух. Выберите интересный отрывок и попробуйте прочесть его с чувством, с интонацией. Далее поделитесь впечатлениями. Что в стиле автора вам понравилось? Что бы вы добавили? Представьте, что вы на уроке литературы. Игра в студентов продолжается.

3. Ищите и используйте новые слова
Встретив на своем пути новое слово, обратитесь к словарю, чтобы выяснить его значение и происхождение. Вам будет легче запомнить новые слова, если вы будете стараться использовать их, как можно чаще. Однако не стоит этим злоупотреблять. Используя много длинных и неясных слов в повседневной речи, можно показаться напыщенным или претенциозным. Главная выгода богатого словарного запаса заключается в том, что вы всегда сможете выразиться понятно, подобрав точное по значению слово. Вообще в разговоре и письме лучше использовать короткие и ясные предложения. Но не смущайтесь использовать необычное слово, если оно четко передает необходимое вам значение.

4. Пишите и редактируйте
Каждый раз, когда вы что-то пишете, будь то sms, сообщение электронной почты или роман, у вас есть возможность потренировать вашу речь. Перечитайте то,что вы написали и задайте себе пару вопросов:
Насколько то, что вы написали точно выражает то, что вы подразумевали?
Будет ли это понятно вашему читателю?
Могли бы вы сформулировать мысль более кратко и четко?
Необходимо уметь отсеивать лишние слова, которые мешают сосредоточиться на главном.

5.Участвуйте в развивающих играх
В детстве изучая язык, мы решаем шутливые задачки, играем, проходим тесты, экспериментируем, делаем ошибки. Попробуйте повысить грамотность речи с помощью различных игр. Анаграммы, кроссворды, шифры, шарады, ребусы и другие подобные загадки превосходно развивают ваши интеллектуальные способности.Вот простая и забавная игра. Один человек зачитывает из словаря определение, а другие должны идентифицировать слово.

В прежние времена, чтобы человека сочли грамотным, ему достаточно было только уметь читать. Тех, кто помимо чтения обладал навыками письма и счёта, ценили гораздо выше. В современном мире акценты несколько сместились.

Действительно образованными людьми можно признать лишь тех, кто не только обладает запасом знаний и навыков, правильно применяет правила грамматики при письме и в речи, но также имеет способность критически мыслить и трезво анализировать действительность.

Существует некий стереотип в понимании того, что бывает врожденная грамотность. Ведь встречаются даже дети, которые практически не допускают ошибок в написании слов, словно они от рождения знают, как их правильно писать. Время сегодня очень быстротечно, информации вокруг много. Во всем этом порой трудно быстро сориентироваться.

В реальности иметь грамотность с пеленок невозможно. Человек постепенно приобретает умения писать, читать, развивая свои врожденные способности. Его врожденные качества проявляются также и в навыках логически правильно построенных фраз, предложений.

Обучаясь, человек внутренне проводит работу по закреплению нужного, важного и отбрасыванию лишнего. Со временем подсознательно закладывается определенная модель, по которой происходит постоянный выбор что нужно, а что нет.

Но интуитивно принимать правильные решения умеют немногие.

Жизнь грамотных и малограмотных людей похожа только на первый взгляд. Тем, чья грамотность находится на невысоком уровне, гораздо труднее дается учеба. Помарки в тетрадях, плохие оценки в дневнике вызывают недовольство родителей, которые пытаются предпринять радикальные меры.

Обладание грамотностью необходимо для гармоничного развития всей человеческой личности. Поэтому тревога и забота родителей понятна. Важно понять главное - причину, по которой учеба дается ребенку с трудом. Часто такой причиной является дислексия или, так называемая, «словесная слепота». Она сопровождается трудностью в обучении, как письму, так и чтению, а также некоторыми особенностями нарушенной письменной речи.

Человек, имеющий подобное заболевание, стремится меньше говорить. Ему проще молча размышлять и затем совершать действия. Параллельно у таких людей отлично развит дар пространственной ориентации. Сегодня это довольно распространенный недуг. Ему подвержен на планете каждый двенадцатый человек.

Дислексия бывает разной степени и лечению поддается с трудом. Однако в природе все превосходно сбалансировано. Люди, имеющие дислексию, часто становятся выдающимися деятелями искусств.

Еще одной из причин затруднений в учебе может быть дисграфия. В этом случае у человека интеллект совершенно в норме. Тем не менее, ему трудно дается письмо, то есть графическое изображение. Конечно, множество словарей и компьютерных программ с автоматическим поиском ошибок окажут свою посильную помощь. Но образованности они точно не прибавят. И самобытный письменный язык развить не помогут.

Ведь когда вам дают прекрасное образование, надо еще и получить его. Поэтому следует самостоятельно тренировать свою память и внимательность. Для изучения такой важной сферы, как языкознание родного языка, можно поступить на языковые курсы. Это отлично помогает повысить собственную низкую самооценку, победить внутренние страхи, овладеть превосходной лингвистической практикой.

Весьма простым и доступным для каждого лекарством от неграмотности является чтение книг, газет, статей, журналов. Будь то художественная литература или публицистика, главное, чтобы она была грамотно написана. Ведь, получая из печатных источников нужные сведения, человек еще и впитывает в себя язык, научается чувствовать его стиль, красоту, многообразие. Все это откладывается в его сознании и подсознании, а в нужный момент проявляется оттуда.

Сегодня, к сожалению, стала встречаться такая причина отставаний в учебе, как рингофобия. Это заболевание носит невротический характер и выражается стойким нежеланием что-либо читать. Причина кроется чаще всего в психологической травме, полученной в раннем возрасте. Возможно, ребенка жестоко наказывали, унижали запретами. Здесь потребуется помощь психологов, которые умеют помогать таким детям.

В любом случае, причину нужно выявить как можно раньше. Ведь головной мозг, не получающий нужной тренировки, понемногу ослабевает. Время тут упускать нельзя.