Размеры классной комнаты в школе. «Исследование школьных кабинетов

4.27. В помещениях начальных классов............ устанавливаются умывальные раковины.

Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать, с учетом росто- возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1 - 4 классов и на высоте 0,7 - 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15 . Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам

11015-93

11016-93

Группа роста

(в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

1000 -1150

Оранжевый

1150 - 1300

Фиолетовый

1300 - 1450

Желтый

1450 - 1600

Красный

1600 - 1750

Зеленый

Свыше 1750

Голубой

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду .

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

Между рядами двухместных столов - не менее 60;

Между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

Между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

От последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

От демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

От первой парты до учебной доски - не менее 240;

Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

Высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных учреждениях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 С; ....

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.

Наружная температура С 0

Длительность проветривания помещения (мин)

В малые перемены

В большие перемены и между сменами

От + 10 до +6

4-10

25-35

От +5 до 0

20-30

От 0 до -5

15-25

От -5 до -10

10-15

Ниже - 10

1-1,5

5-10

VII. Требования к естественному и искусственному освещению

7.1. Естественное освещение.

7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

7.1.7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.

7.1.8. Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.

В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

Не закрашивать оконные стекла;

Не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

Очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:

2,5 ч. в северной зоне (севернее 58 градусов с.ш.);

2,0 ч. в центральной зоне (58 - 48 градусов с.ш.);

1,5 ч. в южной зоне (южнее 48 градусов с.ш.).

2. Искусственное освещение

7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

7.2.3. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания для общего освещения.

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

7.2.5. В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.

7.2.6. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.

7.2.7. При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.

7.2.8. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,9; для стен - 0,5 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2.

Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

7.2.9. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.

7.2.10. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

10.1. Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

10.2. Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

10.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

Для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

Для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил).

10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры.......

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 - 4-х классов - 2 - 3-м уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4-м уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4-м уроках.

10.9. Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 - 80%.

10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

Использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);

Для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;

Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

10.11. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

10.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).

10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут........

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.

Таблица 5

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

Классы

Непрерывния длительность (мин.) не более

Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушиваемые аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1 - 2

3 - 4

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).

10.20. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

10.21. Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

10.22. Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

Физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);

Организованных подвижных игр на переменах;

Спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;

Внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;

Самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

10.25. На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч.

10.32. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг....

10.33. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй - для приготовления домашних заданий.

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения в общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах.

Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех - четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Учитель при сотрудничестве с родителями может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

Приложение 3

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся П и Ш ступени образования – на 2, 3, 4-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность, обучающихся в разные дни учебной недели. Её уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший её объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблицы 1, 2, 3 настоящего приложения), либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1 – 3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1.

Шкала трудности предметов для 1-4 классов

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Математика

Русский (национальный иностранный язык)

Природоведение, информатика

Русская (национальная литература)

История (4 классов)

Рисование и музыка

Труд

Физическая культура

Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10

физкультурных минуток (ФМ)

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища:

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.

Внеурочная деятельность.

Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.

Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 - 2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 - 3 классов и 1,5 - для обучающихся 4 - 8 классов.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятель ности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Питание.

Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором. При организации продленного дня в общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак - на второй или третьей перемене во время учебных занятий; обед - в период пребывания на продленном дне в 13-14 часов, полдник - в 16-17 часов.

Климатическая зона

Возраст обучающихся

Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе

Без ветра

При скорости ветра 5 м/с

При скорости ветра 6-10м/с

При скорости ветра более 10 м/с

Северная часть РФ (Красноярский край, Омская обл. и др.)

До 12 лет

10 -11 о С

6 -7 о С

3 -4 о С

Занятия не проводятся


Правильный подбор учебной мебели для обучающихся, предотвращает развитие у детей близорукости и нарушений осанки. При подборе учебного оборудования должны выполняться следующие требования: оно должно соответствовать анатомо-физиологическим возможностям детей, обеспечивая тем самым удобную позу ребенка при учебных занятиях, сохранение работоспособности и предотвращая развитие школьных форм патологии; оно должно быть безопасным, исключать возможность травматизма и появления заболеваний детей и подростков (например, отсутствие режущих и острых выступов в мебели).

Ученики начальных классов должны быть обеспечены школьными партами, обеспеченными регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.

Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов и не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 - 11 классов.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в .

Размеры мебели и ее маркировка

Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.

Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год учеников, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

Стул необходимо выбирать по росту ребенка. Сидя на нем, школьник должен упираться ногами в пол. Бедра и голени должны находиться под прямым углом. Поверхность стола и диафрагма ребенка располагаются на одинаковом уровне. Такое положение ребенка не вызовет впоследствии близорукости или сколиоза. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Для работы с ЭВМ устанавливаются стулья, являющиеся подъемно-поворотными, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья.

В учебной мебели должны выдерживаться правильное соотношение основных элементов:

Расстояние по вертикали от края стола до сидения стула должно равняться высоте до локтя свободно опущенной руки с добавлением 5-6 см. Завышение или занижение этого расстояния может привести к ассиметрии тела, искривлению позвоночника, изменению расстояния от глаз до книги;

Расстояние по горизонтали от края стола до спинки сиденья стула должно превышать переднезадний диаметр грудной клетки не более, чем на 5 см. При завышении этого расстояния спинка стула не используется в качестве опоры, при занижении – «зажатая» рабочая поза;

Расстояние по горизонтали между краем крышки стола и краем стула должно быть отрицательным, т.е. сиденье должно заходить за край стола на 4-8 см;

Ноги ребенка должны упираться в пол или в подставку, образуя прямой угол в тазобедренном и коленном суставах.

В учебных помещениях для учеников должно быть боковое естественное левостороннее освещение. Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от ученика.

Более подробно с требованиями к школьной мебели и классу можно ознакомиться с помощью СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Для своих детей родители стремятся приобретать качественные, надежные вещи. От правильного выбора зависит здоровье и успеваемость ребенка. Ведь если мебель, где приходится делать уроки, неудобная, малыш не сможет высидеть здесь достаточное количество времени. Ему будет тяжело учить уроки дома. Именно поэтому так важно подходить к процессу ответственно.

Выбирая размеры для школьника, необходимо ознакомиться с рекомендациями специалистов. Существуют определенные нормы, позволяющие приобрести оптимальную мебель. Проводя довольно длительное время за письменным столом, школьник должен сидеть правильно. От этого напрямую зависит здоровье его спины, зрения, а также комфорт и работоспособность. За неудобным столом ребенок долго не высидит. Это будет мешать сконцентрироваться на учебном материале. Как выбрать оптимальные размеры подскажут специалисты.

С чего начать?

На втором месте по значимости выступает качество материалов. От этого показателя зависит долговечность изделия, комфорт его для школьника. Соответствие представленной мебели интерьеру комнаты должно не ускользнуть из зоны внимания покупателя, но тем не менее это второстепенный вопрос. Главное, чтобы стол нравился ребенку. В процессе выбора родители должны уделить внимание и качеству крепежа. Дети очень подвижны, поэтому стол должен быть крепким, добротным.

Это одна из самых дорогостоящих покупок, которую необходимо сделать родителям первоклассника. Но письменный стол, подобранный правильно, эксплуатируется несколько лет.

Популярная форма стола

Изучая стандартные размеры письменного стола для школьника, необходимо обратить внимание на форму. Существует несколько популярных вариантов исполнения представленной мебели. Первая форма является самой давней. Но она до сих пор в тренде. Это прямоугольные столы с небольшим количеством ящиков.

Далее следует уделить внимание такой разновидности, как компьютерный стол. Ныне у многих школьников есть соответствующая оргтехника. Столы при этом обладают специальным местом для монитора, дисков, выдвижной панелью для клавиатуры.

Если размер комнаты позволяет, можно приобрести Г-образную разновидность. На одной стороне ребенок может выполнять письменную работу, а на другой - работать на компьютере.

Еще одним популярным принципом конструкции является стол-трансформер. Его подстраивают под рост ребенка, поэтому такое изделие эксплуатируют дольше, чем обычные разновидности детской мебели.

Изготовление столов

Размеры письменного стола для школьника регламентирует ГОСТ 11015-71. Он выделяет группы детей в соответствии с их ростом. Всего существует 5 категорий, которые маркируют буквой или цветом. Чтобы проще было разобраться в принципах, которые применяются при изготовлении столов, необходимо рассмотреть таблицу их размеров для школьников.

При изготовлении мебели для школьников придерживаются представленных стандартов. Это позволяет обеспечивать детей комфортными столами. Утомляемость в этом случае значительно снижается. Это позволяет обеспечить до 85 % детей подходящей мебелью для продуктивного обучения.

Один из вариантов чертежей с размерами представлен далее. Все параметры подбирают в соответствии с указанным ГОСТом.

Габариты стола

Чтобы родителям было проще подобрать правильные габариты мебели, необходимо рассмотреть чертеж письменного стола с размерами для школьника (представлен далее). Чтобы ребенок мог свободно разложить на нем свои тетради, учебники, ширина рабочей зоны должна быть не менее 60 см, а длина - 120 см.

I - длина стола (120 см).

II - ширина стола (60 см).

Если на обычном прямоугольном столе будет стоять ноутбук или компьютер, необходимо учитывать габариты техники. Мебель при этом будет еще шире и длиннее. В этом случае правильно организовать помогут специальные разновидности столов. Важно также правильно подбирать их высоту.

Расстояние от пола до столешницы должно соответствовать росту ребенка. Чтобы он не сутулился, парта должна быть достаточно высокой.

Но если этот параметр превышает норму, ножки маленького ученика не будут доставать до пола. Это очень неудобно. Существуют и другие размеры, на которые обращают внимание при выборе.

Параметры стола

Выбирая размеры письменного стола для школьника по ГОСТу, необходимо обращать внимание на ряд других параметров. Следует отметить, что парту подбирают одновременно со стулом. Когда ребенок будет сидеть за ней, его ноги должны стоять на полу. Колени при этом должны быть согнуты под углом 90º.

Свободного места под столом должно быть достаточно. Если здесь есть ящички, расстояние для ног ребенка должно быть в длину 45 см, а в ширину - не менее 50 см.

Также необходимо обращать внимание на угол наклона столешницы. Идеально, если он составляет 30°. Если же мебель без уклона, необходимо приобретать подставку под книги, тетради.

Как проверить правильность выбора

Оптимальный размер письменного стола для школьника следует подбирать вместе с ребенком. Необходимо попросить малыша присесть на стульчик. Локти лежат свободно. При этом плечи не должны быть приподняты. Ноги стоят на полу. Расстояние от них до столешницы должно быть 15 см.

Если высота подобрана правильно, поверхность мебели будет находиться на уровне солнечного сплетения ребенка.

Есть еще один простой тест, позволяющий оценить правильность высоты мебели. Когда школьник сядет за стол, нужно попросить его положить руки перед собой. Далее кончиком среднего пальца ребенок должен достать до глаза. Если это условие выполняется, выбор правильный.

Дополнительная комплектация

Различными дополнительными элементами могут обладать письменные столы для школьников. С размерами помогут определиться перечисленные выше правила. Но габариты мебели зависят еще и от ее комплектации.

Чтобы избежать хаоса на рабочем месте, потребуются различные полочки, ящички. Могут входить в комплект также разные тумбочки. Такие дополнительные элементы должны быть на колесиках. Это позволит свободно передвинуть тумбочки при необходимости.

Полки над столом могут быть открытыми. Ящики в столе также необходимы. Некоторые дверцы можно закрывать на ключ. Это даст возможность ребенку чувствовать свое личное пространство, хранить какие-то свои секретики.

Обзор недорогих моделей

В поисках лучших вариантов мебели необходимо рассмотреть обзор удобных письменных столов для школьника. Среди недорогих разновидностей (от 6 до 10 тыс. руб.) следует выделить такие модели, как «Дельта-10», «ДЕМИ», R-304, Grifon Style R800.

Это довольно качественные варианты мебели для школьников. Их отмечают как лучшие в низкоценовом сегменте множество покупателей. Материалы, из которых сделаны представленные столы, безопасны для ребенка.

Желая эксплуатировать мебель долгое время, стоит купить «ДЕМИ». Ее можно подстроить под рост ребенка. Если малыш сутулится, сидит неправильно, можно отдать предпочтение столу R-304. В нем есть специальный вырез, корригирующий осанку. Если на столе будет стоять компьютер, лучше купить R800.

Обзор средних и дорогих столов

Изучая размеры письменного стола для школьника, следует обратить внимание на дорогие и средние по стоимости изделия. Их цена стартует с отметки 11 тыс. руб. До 15 тыс. руб. будут стоить такие популярные модели, как Direct 1200M, Comstep-01/BB, ортопедический Conductor-03/Milk&B, Mealux BD-205. Это стильные, красивые модели с широким спектром функций. Их подбирают в соответствии с потребностями ребенка.

Пользователи отмечают, что оптимальным соотношением цены и качества отличается стол-трансформер Moll Champion. Его стоимость составляет около 35 тыс. руб. Столешница разделена на три функциональные зоны. Это удобная во всех отношениях мебель. Долговечность и комфорт подтверждают многочисленные отзывы пользователей.

Выбирая размеры письменного стола для школьника, родители стремятся купить самую удобную мебель. Кроме габаритов, для этого необходимо обратить внимание на форму. Линии должны быть плавными, обтекаемыми.

Поверхности качественной мебели не имеют зацепок, неровностей. Стол не должен пахнуть лаком или другими химическими веществами. Слишком мягкая поверхность будет недолговечной. Это характерно для некачественного пластика. Поэтому лучше отдать предпочтение пусть более дорогим, но добротным материалам.

Также необходимо продумать гармоничное расположение мебели в интерьере. Очень важно создать правильное освещение. Поэтому первоначально необходимо поставить стол так, чтобы на него попадало достаточное количество дневного света. Также необходимо поставить лампу. Это обязательный атрибут рабочего стола школьника. Некоторые модели уже имеют соответствующие места для подключения лампы.

Подойдя ответственно к процессу выбора, можно купить качественную, долговечную мебель. За таким столом ребенку будет удобно выполнять домашнюю работу. Он не будет сутулиться, быстро уставать. Если эта вещь действительно нравится юному школьнику, он сможет проводить за столом достаточное количество времени. А от этого зависит его успеваемость. Стол - это личный уголок ребенка. Поэтому к выбору этого предмета интерьера необходимо подходить максимально ответственно.

Размещение школьных зданий на территории города. Размеры земельных участков для строительства школ. Расположение учебных помещений. Расстояние между зданиями. Площадь рекреационного двора. Учебные помещения. Размещение свободно расставляемых столов и стульев. Высота учебных помещений. Площадь оконных проёмов. Кубатура помещения в расчёте на одного учащегося. Защита от черезмерной инсоляции.

Размещение на территории города

Участок, отводимый для строительства школы, должен быть благоприятным в климатическом отношении, защищенным от запыления: его следует выбирать в стороне от трамвайных и железнодорожных линий, автомобильных дорог с оживленным движением и аэродромов. Желательна непосредственная связь с зелеными массивами и насаждениями. При строительстве школьного здания на рельефе его следует размещать на высоких отметках с открытым обзором окружающей территории.

Школа должна быть удобно расположена в пределах зоны обслуживания контингента учащихся, а также относительно трасс общественного транспорта. Пути, ведущие к школе, должны быть безопасными для пешеходного движения.

Размеры земельных участков

Площадь земельного участка (включая площадь застройки) определяется из расчета 25 - 30 м2 на одного учащегося.

Минимальная величина земельного участка для школы с одним классным помещением - 1000 м2. На каждый следующий класс площадь земельного участка следует увеличивать на ≥ 300 м2.

Расположение учебных помещений

Площадь учебных помещений определяется из расчета ≥ 1,5 м2 на одного учащегося. Помещения, используемые учащимися, по возможности не следует располагать выше 4-го этажа.

Учебные помещения для умственно отсталых детей и детей-инвалидов должны размещаться только на 1-м этаже.

Расстояние между зданиями (с окнами в учебных помещениях) от других зданий, находящихся на том же участке, и от границы участка ≥ 8 м.

Расстояние между наружными стенами учебных помещений при их освещении только через светопроёмы в стенах ≥ 12 м.

Площадь рекреационного двора на одного учащегося 5 м2. Площадь рекреационного двора не может быть менее 400 м2. Территория рекреационного двора должна иметь беспыльное покрытие (устройство покрытий из щебня, шлака или крупного гравия не допускается).

Учебные помещения

Учебные помещения школьного здания не следует ориентировать на северо-запад, север и северо-восток; исключение составляют чертежные залы и специализированные учебные кабинеты.

Необходима защита от чрезмерной инсоляции. Площадь оконных проёмов должна быть не менее 1/5 площади пола; выступающие за пределы наружных стен конструкции (балконы и т.п.), непосредственно влияющих на интенсивность светового потока, попадающего в помещение, должны учитываться путем прибавления их площади к площади пола. При глубине классных помещений 6,5 м и более необходимо двустороннее естественное освещение.

Высота до подоконных основных оконных проемов ≤ 0,9 м.

Кубатура помещения в расчете на одного учащегося ≥ 4м3. Высота учебных помещений в свету ≥ 3 м. Высота классных помещения зависит от условий освещения с учетом влияния зданий и деревьев, окружающих школьное здание. При глубине классных помещений в пределах 6 - 8 м высота их должна составлять 3,25 - 3,75 м.

1. Размещение свободно расставляемых столов и стульев


2. Сквозное проветривание при наличии вентиляционных проемов над коридором;

3. Для равномерности освещения помещения предусматривается дополнительный подсвет в противоположной стене

Название помещений

Площадь на одного ученика, м 2

Примечание

1. Помещения для школы I уровня (1-4 классы):

Помещения для учеников 1 класса:

 классная комната

 спальная комната

 игровая комната

 рекреационная

 туалеты

 гардероб

Помещения для учеников 2-4 классов:

 классные помещения

 помещение для дежурных учеников (при каждом классе)

шкаф для одежды 3 м 2 , шкаф для технических средств

 спальня для учеников с нарушениями состояния здоровья

 мастерская для трудового обучения младших школьников (на 25 мест с инвентарной)

 универсальный зал (для физической культуры, ритмики и хореографии с инвентарной)

 раздевалки для девочек и мальчиков (по 12-13 мест)

 душевые с туалетом

7 м 2 х 2 (по две душевых сетки, 1 унитазу и 1 умывальнику)

 рекреационная

 гардероб

 туалеты для девочек и мальчиков

 универсальные помещения для групп продленного дня

2. Помещения для школы ІІ–ІІІ уровня (5-12 классы):

Учебные кабинеты для предметов

общеобразовательного цикла для 5-12 классов:

 кабинет украинского языка и литературы

1 кабинет на 5 классов

 кабинет русского языка и литературы

 кабинет иностранного языка (на 12–13 мест)

На 50% классов

 кабинет истории и обществоведения

1 кабинет на 8 классов

 кабинет географии

1 кабинет на 15 классов

 кабинет математики

1 кабинет на 8 классов

 лаборантские на группы одноименных кабинетов

16 м 2 на 1 группу

 кабинет информатики и вычислительной техники (с лаборантской для ремонта техники)

на 1 рабочее место возле ЭВМ

(лаборантская – 9 м 2)

Лаборатории для естественных наук:

 из физики и астрономии

1 лабораторию на 8 классов

 из химии

1 лабораторию на 15 классов

 из биологии

1 лабораторию на 15 классов

 лаборантские из химии, физики, биологии, астрономии

16 м 2 на каждое помещение

Помещение для физкультурно-оздоровительной работы:

 физкультурно-спортивные залы

 раздевалки с душевыми и туалетами для девочек и мальчиков

(21 м 2 + 7 м 2) х 2

 инвентарные

16 м 2 и 33 м 2

Помещение для занятий допризывной подготовки:

 кабинет допризывной подготовки с препараторской и комнатой для хранения оружия.

6 м 2 + 6 м 2 + 6 м 2

Учебный тир с дистанцией стрельбы 25 м:

 зона для стрельбы

 комната для подготовки

 гардероб

 комната инструктора

 комната для хранения и чистки оружия

6 м 2 + 9 м 2

 туалет

Общешкольные помещения для проведения

коллективных внеурочных мероприятий и отдыха:

 эстрадная

 инвентарная для эстрадного инвентарю

 артистическая раздевальная

12 м 2 х 12 м 2

 киноаппаратная

 радиоузел, директорская, комната для ремонта аппаратуры

21 м 2 (12 м 2 + 9 м 2)

 комната психофизиологической разгрузки

6 м 2 на 25 % преподавательского состава

 зал для дискотек с инвентарной

108 м 2 + 6 м 2

Помещение для трудовой учебы и

профессиональной ориентации учеников 5–9 классов:

 мастерская по обработке металла, древесины с помещением для теоретических занятий и чертежа

 гардероб

 инструментальные комнаты мастеров

 складские помещения для сырья и изделий

 распилочная

 мастерская (кабинет труда) по обработке ткани и кулинарии с инвентарной и гардеробом

90 м 2 + 54 м 2 +9 м 2 +12 м 2

Административно-хозяйственные помещение:

 кабинет директора

 кабинет заместителей директора по учебной работы

12 м 2 , 2 рабочих места

 кабинет заместителей директора по воспитательной работы

12 м 2 , 2 рабочих места

 кабинет заместителя директора по хозяйственной работы

 методический кабинет-учительская с раздевалкой

8 м 2 на 1 рабочее место;

0,25 м 2 на 1 место

 кабинет психолога

 канцелярия

 аудитория для студентов средних и высших педагогических и медицинских учебных заведений с раздевалкой

2,5 м 2 на 1 место

 библиотека

267 м 2 на 34 тыс. единиц сохранения

 столовая на 33% мест от общего количества учеников в школе

0,85 м 2 на 1 место

 кафетерий на 10% мест от общего количества учеников в школе

0,85 м 2 на 1 место

 умывальня при столовой

24 м 2 (1 умывальник на 20 мест и 1 питьевой фонтанчик на 100 учеников)

 буфетный прилавок и кладовка буфета

Медицинский блок:

 кабинет врача с приемной

18 м 2 + 6 м 2 , одна из сторон не меньше 5 м

 процедурная и кабинет для проведения профилактических прививок

10 м 2 + 8 м 2

 физиотерапевтический кабинет

 кабинет врача-стоматолога

 кабинет логопеда

18 м 2 , занятие с группой

68 детей

Туалетные помещения:

 для персонала (на каждом этаже отдельно для мужчин и женщин)

 кабинет личной гигиены женщины

3 м 2 при туалетах для женщин

Необходимо отметить, что количество классов, учебных помещений, лабораторий и спортивных залов рассчитывают, исходя из количества часов занятий в одну смену и занятости последних не менее 75% от общей длительности учебного времени.

Стены учебных помещений должны быть гладкими, такими, чтобы было возможно проведение уборки влажным способом.

Пол помещений общеобразовательных учебных заведений должен быть изготовлен из древесины или линолеума на теплой основе, не иметь щелей, пол туалетных и умывальных комнат должен устилаться керамической или мозаичной шлифуемой плиткой. Запрещается использовать цементные и мраморные материалы для настила пола всех помещений.

Классные комнаты (учебные помещения) для учеников 1–4 классов следует размещать только на первом этаже в отдельном блоке, который изолирован от помещений для учеников других возрастных групп.

Если в школе функционирует кабинетная система обучения, то она нуждается в размещении кабинетов в пределах одного-двух этажей таким образом, чтобы переход из кабинета в кабинет занимал не более 2 минут. Кабинеты предметов, которые чаще всего изучаются в школах, для 5–9 классов размещаются на первом этаже, для 10–12 классов  на третьем этаже. Оптимальное количество кабинетов в зависимости от вместимости школы составляет 2–4 кабинета на один учебный предмет.

Учебные помещения не должны быть проходными и должны быть изолированными от помещений, которые являются потенциальными источниками шума и посторонних запахов (мастерские, спортивный и актовый залы, пищеблоки и другие).

Помещения для трудового обучения (мастерские по обработке древесины, мастерские по обработке металла, комбинированные мастерские по обработке металла и древесины, кабинет обслуживающего персонала и другое) быть изолированными от других основных помещений и должны располагаться в отдельных блоках на первом этаже школы или в отдельных зданиях с гардеробом и туалетом. Для трудовой деятельности и профессиональной подготовки учеников 10–12 классов дополнительно предусматривается учебно-производственные мастерские или организовывается их учеба на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов и учебных цехов промышленных, а также сельскохозяйственных предприятий.

Спортивный зал размещается на первом этаже. Его размеры должны обеспечивать оптимальное выполнение программ физического воспитания и организации внеурочных спортивных занятий.

Вход в спортивный зал должен предусматривать проход либо непосредственно через раздевалку, либо через отделенный коридор. Инвентарная для спортивного оборудования должна соединяться со спортивным залом через двери или открытое отверстие размерами (2 м x 2,2 м). Пол в этом помещении должен находиться на одном уровне с полом спортивного зала. Из инвентарной или спортивного зала следует предусмотреть дополнительный выход на спортивную площадку. Высота спортивных залов должна быть не менее 6 м.

Актовый зал должен быть расположен на втором этаже. Использовать актовый зал как спортзал не рекомендуется.

Производственные помещения пищеблока проектируются с учетом особенностей размещения технологического оборудования. Кухонные плиты, работающие на твердом топливе, можно размещать только в сельских школах вместительностью не более 80 учеников. Кухни в школах должны быть рассчитаны на размещение оборудования для приготовления еды как из сырья, так и полуфабрикатов.

Площадь обеденного зала рассчитывается не менее 0,85 м 2 на одного ученика. Максимальная наполняемость обеденных залов составляет 350–490 мест. Следует предусмотреть наличие отдельного выхода на территорию двора из производственных помещений пищеблока.

Обеденные залы необходимо оборудовать столами на 4–6–10 мест и стульями или табуретами. Расстояние между столами и окном (дверьми) для раздачи еды и приема грязной посуды должно составлять 150–200 см, между рядами столов – 100–150 см, между столами и стеной – 40–60 см. Столы должны иметь покрытие, которое отвечает гигиеническим требованиям, легко моется, является стойким к влиянию горячей воды и дезинфицирующих средств. Умывальники следует устраивать, исходя из расчета 1 умывальник на 20 мест, электрополотенца – из расчета 1 электрополотенце на 40 мест.

Помещение для организации занятий на группе продленного дня для учеников общеобразовательных учебных заведений следует размещать, ориентируясь на необходимость обеспечения данной формой учебной работы до 20 % школьников от общего количества учащихся 14 классов и до 10 % школьников – от общего количества учащихся 59 классов.

Ширина рекреационных помещений в случае одностороннего размещения учебных помещений должна составлять не менее 2,8 м. Площадь рекреационных помещений рассчитывается для каждого этажа и должна быть не менее 2,0 м 2 на одного ученика. Во время строительства или реконструкции общеобразовательного учебного заведения следует предоставлять преимущество размещению рекреационных помещений зального типа.

Медицинский блок, который состоит из таких помещений, как кабинет врача площадью не меньше 18 м 2 и длиной 5 м (для определения остроты слуха и зрения учеников), кабинет врача стоматолога площадью не менее 15 м 2 , оборудованный вытяжным шкафом, процедурный кабинет площадью 10 + 8 м 2 и кабинет психофизиологической разгрузки площадью не менее 18 м 2 , следует размещать на первом этаже.

Гардероб размещается на первых этажах учебного заведения с обязательным оборудованием секций для каждого класса. В вестибюлях следует проектировать двойные тамбуры с тремя дверями для обеспечения надежной теплоизоляции внутренних помещений.

Для учеников 1–4, 5–7 и 8–9 классов в случае использования блочной системы застройки следует предусмотреть наличие самостоятельных входов в школу, во всех других случаях необходимо устроить не менее 2 выходов для постоянной эксплуатации.

Межэтажные лестницы обязательно должны иметь естественное освещение. Высота ступеньки должна составлять 15 см, ширина  30-35 см, угол наклона ступеньки  не более 30°. Не допускается горизонтальное размещение элементов ограждения ступенек. Высота ограждения ступенек должна составлять 1,5 м с перилами высотой 0,8 м. Ширина марша ступенек должна составлять 1,8 м.