Вечные темы в литературе отзывы. Вечные вопросы русской литературы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Интегрированный урок литературы и информатики

Тема

по литературе:

по информатике: Сервисы Интернета. Сервисы Web 2.0

11 класс

Тема урока:

по литературе: «Вечные» проблемы в произведениях русской классической литературы» (урок внеклассного чтения)

по информатике: Сервисы Интернета. Сервисы Web 2.0

Вид урока:

по литературе: урок внеклассного чтения

по информатике: закрепления полученных знаний

Тип урока : интегрированный

Технологии, использованные в ходе урока:

    ИК-технологии с использованием Интернет-ресурсов, сервисов Web 2.0;

    технология проблемного диалога;

    здоровьесберегающий элемент (атмосфера на уроке, благоприятный эмоциональный фон, смена видов деятельности, цветовая гамма, музыкальное сопровождение, гимнастика для глаз при работе с компьютером).

Цели урока:

Образовательные:

    обобщение и расширение умения учащихся анализировать текст в культурно - лингвистическом аспекте;

    совершенствование навыков учащихся анализировать текст, применять приёмы работы с текстом;

    знакомство с сервисами общения в реальном времени;

    закрепление навыков дистанционного компьютерного общения в режиме on-line.

    отработка навыка поиска информации в Интернете, анализа и отбора нужной информации, структурирования информации на слайдах презентаций;

    совершенствование навыков филологического анализа прозаического произведения,

Воспитательные:

    воспитание нравственных качеств, умения оценивать свои поступки, окружающую действительность, умения сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию, основ нравственного поведения, развитие речи;

    повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива;

    воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;

    привитие навыков самостоятельности в работе, Нетикета (сетевого этикета, т.е. этических принципов общения пользователей в сети Интернет);

    повышать интерес к изучению современной литературы;

    содействовать обретению учащимися нравственных ценностей, учить отличать добро от зла, противостоять злу; способствовать осознанию ответственности за свои поступки, воспитанию активной жизненной позиции;

    воспитание чувства такта при работе в сети Интернет, дисциплинированности.


Развивающие:

    развитие навыка работы в группах;

    развитие навыка выразительного чтения текста и чтения наизусть;

    развитие ассоциативного и логического мышления;

    формирование познавательного интереса к литературе и облачным технологиям;

    развитие умения учащихся представлять компьютерные презентации перед аудиторией (самопрезентация);

    развитие коммуникативных навыков, внимания, памяти учащихся, развитие;

    развитие способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

    совершенствование речевых навыков и умений;

    умения сопоставлять полученную информацию и делать выводы.

Межпредметные связи: русский язык, литература и информатика

Учебное оборудование (оснащение) занятия: проектор, компьютеры локальной сети с выходом в Интернет.

Предварительная подготовка:

    Создать аккаунт в Google; http://docs.google.ru

    В сервисе Документы разместить заготовку презентации.

Программное обеспечение : Операционная система Windows , браузер Google Chrome , Microsoft Office PowerPoint 2003.

Методы обучения:

    словесные (работа с текстом, выразительное чтение наизусть, цитаты, художественные приёмы);

    наглядные (иллюстрации, презентация);

    практические (групповая работа);

    репродуктивные (работа с притчей);

    проблемно-поисковые (работа с цветом, формой, ответы на вопросы);

    индуктивные (синтез) (умение обобщать, связать с современностью);

    дедуктивные (анализ) (анализ текста);

    самостоятельная работа (работа в группах, элемент минипроекта);

    метод стимулирования и мотивации (дискуссия).

Организационные формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная.

План урока

Содержание этапа урока

Время

Вид и формы работы

1. Организационный момент

1 мин

Приветствие

2. Актуализация проблемы (работа с индейской притчей)

3 мин

Беседа, создание проблемной ситуации.

3. Проверка домашнего задания (объединение и публикация на социальном сервисе Google документы ( http://docs.google.ru ) презентаций, созданных по группам)

6 мин

Работа в группах с Интернет-ресурсами

4. Повторение изученного материала

1 мин

Фронтальный опрос

5. Защита минипроекта «Вечные» проблемы в произведениях русской классической литературы»

23 мин

Многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений, презентация исследовательских работ на литературную тему

6 . Этап закрепления.

5 мин

Составление кластера по теме урока

7. Подведение итогов урока

2 мин

Выставление оценок.

8 . Домашнее задание

2 мин.

Запись домашнего задания в дневнике.

9. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

2 мин

Ход урока:

Оргмомент

Учитель литературы:

Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга и на наших гостей.

Учитель информатики:

Улыбнитесь. У нас с вами все сегодня получится. Желаем вам успеха.

Актуализация проблемы

Учитель литературы:

Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать с одной старой индейской притчи.

Что такое «притча»?

Даётся определение слова «притча».

Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

- Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, эгоизм, ложь.

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы поняли основную мысль этой притчи? (Суть заключается в том, что все зависит от нас самих. Нужно чаще совершать добрые и благородные поступки. Тогда в нашей душе победит добро. Все зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет. Будет делать зло – станет злым, будет творить добро – добрым. )

О сновная мысль притчи выводится на экран: «Всё зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет. Будет делать зло - станет злым, будет нести людям добро – добрым».

Как вы думаете, какие проблемы мы с вами сегодня будем обсуждать на уроке?

Ответы учащихся:

В какое время эти проблемы являются актуальными?

Ответы учащихся:

Да, действительно, мы поговорим о важнейших человеческих ценностях: уважении, любви, милосердии; о сложности выбора, о вечной борьбе между добром и злом… Все они относятся к категории нравственных проблем. И тема нашего урока: «Вечные» проблемы в произведениях русской классической литературы».

Эти проблемы были в центре внимания писателей во все времена. Есть книги, которые надо читать медленно, как можно медленнее, потому что они заставляют размышлять над каждой фразой и любоваться целыми страницами. Особый дух есть у этих книг, своя душа.

Какая тонкая струна,

Что называется душа,

Чуть тронул мысленно её,

Она поёт, но, как и что?

Цель сегодняшнего урока мы видим в том, чтобы, коснувшись этой струны, пробудить в вас самые лучшие человеческие качества. И помогут нам в этом произведения русской классической литературы.

Проверка домашнего задания

На дом вы получили задание по группам: подготовить материал по теме: «Нравственные проблемы ….

Для первой группы – в «Поучении» Владимира Мономаха;

Для второй группы – в произведении «Нищий» И. С. Тургенева;

Для третьей группы - в сказке «Пропала совесть» М.Е. Салтыкова-Щедрина;

Для четвёртой группы - в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна;

Для пятой группы – в цикле «Крохотки» А.И. Солженицына.

Повторение изученного материала по информатике

Учитель информатики:

На прошлом уроке мы знакомились с социальными сервисами Web 2.0. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

    Что такое сервисы Web 2.0?

Ответ:

    Сервисы Веб 2.0 – сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия.

    «WEB 2.0 - термин, обозначает второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа информацию.

    Если какой-нибудь интернет-сервис становится лучше из-за того, что им стало пользоваться больше людей, - это почти наверняка Web 2.0.

    Если мы можем взять и собственноручно поправить любую статью (внести в нее новые достоверные данные даже без согласия автора) - это тоже наверняка Web 2.0.

    Какие сервисы Web 2.0 вы знаете?

Ответ:

ВикиВики – WikiWiki (Коллективный гипертекст) . google . ru (Социальные сервисы, позволяющие организовывать совместную работу с различными типами документов)

А сейчас прослушайте задание:

Максим, Михаил, Игорь, Артём, Дмитрий, вы работаете за компьютерами. В своих почтовых ящиках найдите письмо с приглашением к участию в совместном проекте. Вам нужно слайды презентации по вашей теме вставить в общую презентацию. Все остальные готовятся по группам к защите своей работы.

Во время работы звучит песня: «Не позволяй душе лениться».

Учителя координируют работу учащихся.

Защита минипроекта «Вечные» проблемы в произведениях русской классической литературы»

Защита производится по группам в хронологическом порядке творчества писателей.

Этап закрепления

Учитель литературы:

«...Берегите жизнь…» - такую фразу
Можно каждый день читать и слушать,
Но я встретить не могла ни разу:
«Осторожно, берегите душу!»

Топчут душу, распинают душу,
Убивают в ней ростки добра
И сегодня, не жалея, рушат
То, что строили с трудом вчера.

Где-то там, внутри, у человека
есть душа, хорошая душа...
Ей средь шума атомного века
Все трудней становится дышать,

«Берегите жизнь…»- такую фразу
Можно
каждый день читать и слушать.
Но насколько б легче стало сразу,
Если б люди вспомнили про душу.

Сегодня мы с вами, я надеюсь, убедились в том, что творцы русской литературы всегда обращались к человеческой душе, старались, чтобы она разжала свои тиски, ожила, оттаяла, встрепенулась. А какие ассоциации с понятием «душа» возникли у вас в ходе урока?

Ответы учеников

Учитель информатики:

В заключение нашей работы предлагаю составить кластер с ключевым понятием "душа" с помощью сервиса документы. Перейти к нему вы можете по ссылке, находящейся в письме ваших почтовых ящиков.

Составление кластера

1. ВВЕДЕНИЕ

Современная литература - это не рассказ
о современности, а разговор с современниками.
Это новая постановка главных вопросов о жизни.
Олег Павлов

Современная литература создается в переходную эпоху. Закончилось время советской литературы, где критикой запрещалось очень многое, и началось новое время, где в литературе вообще нет границ, пиши, что хочешь.

Мне кажется, наше время является неким переломным моментом на стыке двух эпох в России. Уходит поколение с «советской» психологией, уступая место новому поколению, с совсем другими ценностями и жизненными ориентирами. Сегодняшний период времени в российском обществе кажется мне очень интересным. Ведь между людьми с разными временными психологиями можно просто провести черту. Сейчас, глядя на человека, можно наверняка отнести его к одной из групп: человек из прошлой эпохи и человек из будущей эпохи. Я думаю, людей из настоящей эпохи в России пока не существует. Слишком силён разрыв восприятия жизни у этих двух групп людей. Но, надо сказать, что, хотя у людей разное восприятие проблем, сами проблемы одинаковы для обоих поколений.

Современная литература очень разная. Она многоуровневая, как жизнь. Есть литература для очень узкого круга читателей, есть массовая ни о чём. Трудно было в огромном количестве книг услышать голос современного автора, который пишет просто про нашу жизнь.

Алексей Иванов - молодой русский писатель, он, как автор, формировался уже в постсоветское время, и поэтому его произведения так откровенны и проницательны. Его творчество затрагивает вечные проблемы русской литературы. Каждому поколению кажется, что в их время эти проблемы особенно актуальны. Так кажется и нам. «Проклятые» вопросы стали как никогда актуальны в наше время шаткости и размытости бытия. У человека слишком много выбора, и никто уже не знает, на чем остановиться и что важнее.

«Люди сейчас не очень добры, но и не так, чтобы злые…, не безнадёжные дураки, но и не подлинно умные, работу выполняющие, но не любящие, ни во что не верующие, но суеверные», - пишет литературовед, критик Лариса Черненко. Личность вообще превращается в среднестатистическое нечто, а понятие индивидуальности начинает терять актуальность. Человеку страшно, некомфортно, одиноко. Он не знает, во что верить и поэтому всё чаще обращается к своей внутренней философии в поиске ответов и утешения.

И вот на фоне современной русской литературы «на стыке эпох» появляется писатель А. Иванов, продолжающий традиции русской классической литературы. Он не ставит перед собой задачу отвлечь читателя от действительности, а пытается найти решение самых злободневных проблем, волнующих людей нашего времени: самоидентификация и нравственный выбор личности, любовь, природа, поиск смысла жизни, себя и Бога, то есть самые главные, сущностные вопросы Бытия.
Лично меня привлекает в романах А. Иванова то, что этот автор уникален в своём роде. Он не стремится написать книгу «для всех», понимая, что это сделать невозможно. Он пишет так, как считает нужным, для тех, кто поймёт. Пусть читатели его и будут относиться только к одной «временной» группе. Темы его актуальны для многих людей, они пробуждают что-то очень светлое, доброе и трогательное, то, что ты не можешь объяснить, а только понять и сохранить в себе. Также меня привлекло то, что автор нашёл решение вечных проблем - оно заключается в любви. К чему думать над такими вопросами как, например, смысл жизни, если «без любви вся земля превратится в могилу» (Р. Браунинг). Любовь - это основа всего бытия, именно в ней, по мнению А. Иванова, кроется ответ на все вечные вопросы.

По мысли психологов В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, «юность - решающий этап становления мировоззрения. В этот период жизни у человека появляется потребность… построить стройную систему взглядов на мир, определить свое место в этом мире. Юноша ищет формулу, которая осветила бы ему и смысл собственного бытия, и перспективы всего человечества .

Возможно, еще и поэтому я заинтересовалась автором и его произведениями, как только прочла самые известные романы А. Иванова: «Общага-на-крови», «Географ глобус пропил» и «Блуда и МУДО». Было понятно, что все произведения этого писателя ставят «проклятые вопросы» бытия, проникнуты большой и цельной неразделённой любовью. В них крылась какая-то загадка, обещающая понимание чего-то бесконечного.

2. ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАНИЮ

2. 1. Вечные проблемы в современной русской литературе. Обзор критики

В конце 80-х годов русская литература стала обнаруживать негативные изменения в трактовке нашими современниками вечных нравственных ценностей. Взгляды людей кардинально меняются.

Современная русская литература обращается к наиболее важным и болезненным проблемам: самоидентификация и нравственный выбор личности, любовь, разобщённость интересов людей и их глобальное одиночество.

Поиск себя в этом мире - одна из основных тем литературы всех эпох. В наше время литературные персонажи, как и реальные, просто потерялись в огромном, многогранном мире. Критики называют их «представителями стандартизованной людской массы» (критик Е. Стрельцова), «страдальцами и приспособленцами» (критик Л. Черненко), «семьёй уродов» (писатель Д. Линскеров). Мнения критиков о положении в современном обществе крайне различаются, впрочем, как и сами люди, ведь наше время психологически очень сложное. Здесь можно применить известный афоризм: «Каковы веки, таковы человеки».

Надо сказать, что сейчас, как в жизни, так и в литературе, личность теряется на фоне массы, и поэтому всё сложнее и сложнее найти себя. Драматург М. Эпштейн писал: «Начинается «маскарад», где образу придаётся большее значение, чем подлиннику».

В современной литературе нравственность чаще всего представляется как равнодушная безнравственность. Наверное, слишком размытыми стали границы между добром и злом. Критик Л. Завальнюк так сказал о современной нравственности: «Для человека уже ничто не имеет значения, кроме пребывания в этой непонятной для него действительности».
На социально-нравственные проблемы в России также наложило отпечаток время. После событий 90-х годов многие люди запутались в современной жизни, они не могут понять новых норм и моделей поведения. Ведь то, что раньше считалось важным и ценным, сейчас может показаться глупым и бессмысленным. «Абсурд реальности, аварийное сознание» - так сказала о сознании нашего времени критик Е. Кузнецова.

Одной из самых злободневных вечных проблем XXI века является одиночество. Я думаю, причина этому - огромная разобщённость людей. Слишком много обществ, партий, объединений - человек потерялся и запутался. К сожалению, одиночество стало привычным состоянием многих людей. Критик В. Максимов так объясняет эту проблему: «Все заняты лишь тем, что постоянно рассказывают себя». Мы не слышим других, а другие не слышат нас.

Любовь - одна из основных вечных проблем литературы всех времён. В наше время понятие «любовь» слишком исказилось. Я думаю, что на это очень повлияло окончательно сложившееся равенство между мужчиной и женщиной и отказ от традиционной патриархальной системы семьи. Семья уже не так важна для людей, как прежде, да и «функции» мужчины постепенно меняются. Критик Е. Стрельцова сказала: «Всё это ужас бесчувствия, который ведёт к краху любви». Может быть. Ведь многим людям ради любви приходится практически отказываться от своей личности. В наше время, чтобы любить надо, отказаться от очень многого, та же карьера, друзья, финансовое благополучие. К тому же сейчас равная любовь постепенно исчерпывает себя, слишком велик социальный статус между людьми.

В современной русской литературе сильная и чистая любовь скорее ассоциируется с болью, чем с чем-то светлым. «Люболь» - так охарактеризовала это явление А. Яхонтова. Именно поэтому романы о высокой и жертвенной любви представляют собой большую ценность в наше время.

А. Иванов пишет именно об этой безграничной и жертвенной любви, которая лежит в основе бытия и всех вечных вопросов.
В своей работе я хочу проследить, как основные вечные проблемы ставятся и решаются в романах русского писателя А. Иванова.

2.2. А.В. Иванов: краткий обзор творчества. Вечные проблемы в романах писателя

Романы А. Иванова во многом построены на личном опыте автора. Работая в школе, он вдохновился на написание «Географа…», будучи руководителем детского кружка, написал «Блуда и МУДО», а вся студенческая жизнь отражена в «Общаге-на-крови».

Все романы А. Иванова обращены к читателю с призывом к любви, человечности, состраданию, сочувствию, духовной культуре. «Главная составляющая моих романов - нравственный аспект. Это для меня важнее всего», - сказал писатель в одном из своих интервью.

Главный герой у А.Иванова всегда интеллигент, противостоящий толпе. Это обычный человек, и род занятий у него этому соответствующий: учитель, студент, художник.

Его первый роман «Общага-на-крови» полон юношеского максимализма, но написан с таким надрывом и отчаянием, что не доверять автору невозможно. Этот роман - история одного студенческого общежития. Это некая модель мира, с совершенно разными людьми, его населяющими. У них у всех своя философия, своя нравственность и совесть, своё понимание любви и Бога, своё отношение к дружбе и предательству. Это душераздирающая книга о том, как время и эпоха ломают человека. Пятеро друзей, Нелли, Лёля, Игорь, Ванька и Отличник, просто учатся, просто любят, просто пьют. Они обычные люди, попавшие в необычную ситуацию. Им предстоит борьба с целой системой. Со злостной комендантшей, выгоняющей их на улицу, с хамом Гапоновым, пристающим к Нелли, с Ринатом, доведшим первокурсницу до самоубийства, и, наконец, с самими собою, потерянными и беспомощными в такой ситуации. А. Иванов показывает в этом романе, как важно всегда оставаться человеком и сохранять человеческое достоинство. Ведь в этом романе герои не выдержали «испытания»: Нелли и Лёля погрязли в разврате, Ванька спился, Игорь просто сломался, а Отличник покончил с собой. Финал книги печальный, душераздирающий, но всё-таки осветлённый надеждой на призрачное спасение.

Роман «Географ глобус пропил» повествует о потерянном человеке Викторе Служкине. Этот роман продолжает собой череду «школьных повестей», которая была так популярна у писателей и читателей советского времени. От безденежья он идёт работать в школу, где на его долю выпадает много жизненных испытаний. Немотивированные «подляны» учеников, словно испытывающих предел терпения Географа, надрывная любовь к пятнадцатилетней девочке, проблемы в личной жизни, бесконечная ностальгия. Многие бы сломались. Но Виктор Служкин как-то выстоял. Да, в итоге, он потерпел крах в личной и семейной жизни, потерял работу, говоря простыми слова, из него вышел неудачник. Но он никого в этом не винит, он желает всем счастья, тихо растит свою дочь и пьёт, наверное, от ощущения полной безысходности. Служкин остался человеком, сохранил свою совесть. Он, не желая никого воспитывать, все-таки научил своих ребят самому главному - любви: друг к другу, природе, родине, географии, хотя никто из них, да и он сам, не сформулировал бы этого такими словами. Он отказался от любви к своей ученице Маше, чтобы не предать эту любовь. Служкин пожертвовал собой, но те редкие в его жизни моменты чистой любви были для него наградой за его человечность.

«Блуда и МУДО» - это роман про здесь и сейчас, это жизнь настоящего, как она есть. Главные герои книги - руководители различных кружков Дома культуры города Ковязина. Это книга про педагогов-бюджетников, которых вот-вот уволят с работы, а они стараются дать последнюю каплю добра своим воспитанникам в летнем лагере. В этом романе А. Иванов уверяет, что главное в мире - моменты нежности между человеком и другим человеком, между человеком и природой, человеком и его Родиной. Главный герой романа Моржов устал от непонимания настоящего. Всю современную действительность он объясняет себе в формулах провокационного формата, например, теория пиксельного мышления или теория Призрака Великой Цели. У него много женщин, но полюбить он не может ни одну их них, у него есть деньги, но для чего они, он не знает. Он, как и герой «Географа…», пытается сделать людей вокруг себя счастливыми, пытается «подключить их к жизни», отодвигая себя и свои интересы на задний план.

Мне показалось интересным написать исследовательскую работу по творчеству этого писателя. И я назвала её «Вечные проблемы в творчестве А.В. Иванова», потому что современный автор продолжил традицию русской классической в поиске ответов на вечные проблемы. Основные вечные вопросы, встречающиеся на протяжении всего его творчества, это - проблема любви, проблема одиночества, проблема воспитания и проблема нравственного поиска. Надо сказать, что пути их решения традиционны и общечеловечны, просто они были переведены автором с классического языка на язык современности.

2.3. Биография писателя

Следующим этапом моей работы было изучение биографии писателя.
О творчестве А. Иванова критик Э. Барякина сказала так: «На фоне всеобщей тоски в русской литературе романы А. Иванова - как новая денежка в грязи». Пермяк А. Иванов (1969) окончил факультет истории искусств Уральского государственного университета. Вернувшись в Пермь, А. Иванов сменил немало профессий: работал сторожем, школьным учителем, журналистом, преподавателем университета, а также гидом-переводчиком в турфирме, что привело его к увлечению краеведением. Перечень профессий, которые сменил А. Иванов за свою жизнь, является ключом к пониманию всего его творчества. Впечатления, мечты, надежды и разочарования юности писатель отразил в своём первом романе «Общага-на-крови». Будучи школьным учителем, он погрузился в быт работы с детьми со всеми его проблемами и радостями и описал этот свой опыт «Географе». А. Иванов безумно любит свою Родину, свой родной край и поэтому увлекается историей и краеведением, он даже создал детский художественный краеведческий музей. И это занятие вдохновило его написать свой роман «Блудо и МУДО» о жизни работников Дома культуры города Ковязина.
Произведения А. Иванова условно можно поделить на три группы: фантастику, книги о родном крае и книги, в которых автор размышляет о вечных вопросах бытия. А. Иванов начал свой творческий путь с написания фантастики: «Корабли и Галактика», «Железные караваны». Далее в его творчестве был некий исторический период, в который он написал «Чердынь - княгиня гор», «Сердце Пармы», «Золото бунта». К третьей категории я бы отнесла именно те книги, о которых говорила выше: «Общага-на-крови», «Географ глобус пропил» и «Блуда и МУДО». За своё творчество А. Иванов был удостоен многих премий, например, в 2003 году он получил награду имени Д. Н. Мамина-Сибиряка, а в 2004 году награду имени П. П. Бажова.
А. Иванов живёт своими книгами. Автор не любит говорить о произведениях, уже им написанных. Они для него уже как пройденный путь, как полученный жизненный опыт.
2.4. Отзывы критиков о романе А. Иванова «Генграф глобус пропил»
Прежде чем приступить к собственному исследованию, необходимо было изучить критические и литературоведческие статьи, посвященные творчеству писателя. В публичной библиотеке я обнаружила только произведения автора, но никакой критики. Это было подтверждением того, что А. Иванов действительно «новый», пока не изученный писатель.
Далее я зашла на официальный сайт автора (http://www.arkada-ivanov.ru/), где на форуме нашла множество интересных отзывов, а также несколько критических статей и газетных откликов на произведения А.Иванова.
Отзывы о романах очень разные. А множество противоположных мнений - это яркий показатель того, что А. Иванов смог затронуть души своих читателей и вызвать в них много эмоций.
На романа «Географ глобус пропил» откликнулись многие ученые-литературоведы. «Произведение обнажает изнанку прилизанного и приукрашенного бытия», - так характеризует роман доцент кафедры русской и зарубежной литературы ПГПУ Г.М. Ребель в статье «Явление географа». Она говорит о главном герое романа как о человеке «не утратившем чистоты и непосредственности восприятия», «всё время балансирующем на грани». И действительно, бытие географа, казалось бы, такое хрупкое и зыбкое, что ему совсем нельзя оступаться. Г.М. Ребель видит особенность Служкина в его непокорности общественным рамкам. Он поступает не так, как все, но поступает верно, будь это воспитание, любовь или дружба.
Ученый-педагог Е.О. Галицких также видит в произведении не школьную повесть, а отражение жизни всего постсоветского поколения, о чем она размышляет в статье «А. Иванов о школе, детях и понимании». Виктор Служкин, бывший пионер, «страшно уставший от надежд и разочарований», тем не менее, продолжает искать себя и свое маленькое личное счастье.
Доцент кафедры русской и зарубежной литературы ПГПУ Т.Д. Долгих считает, что роман «Географ глобус пропил» есть некий способ выявить «болезнь духа» нашей современности. По мысли ученого, Географ представляет собой «героя нашего времени», который призван, путешествуя по жизни, «обрести голос», а вместе с ним и право рассказать о мире и о себе.
Основная проблема, которую эти исследователи увидели в романе А.Иванова «Географ глобус пропил», - это проблема современной школы. Ведь школа - некий макромир, маленькое подобие большого мира. Всё общество поделено на классы, вот и ученики в школе тоже очень дифференцированы. В романе это три девятых класса: «зондеркоманда», «красная профессура» и «отцы». И возникает проблема: как учить, если к каждому нужен индивидуальный подход? Ответ нашёл сам А. Иванов: «…учить не проповедями, а собой». И пусть Виктор Служкин не смог стать идеальным учителем и не смог научить географии, но у него получилось научить детей «живому поиску живых истин».
Г.М. Ребель обратила особое внимание на проблему становления и реализации личности в современном обществе. Очень сложно не потеряться и не сбиться с пути, правильного для тебя. И вот Служкин для решения данной проблемы устроил в школьном макромире «праздник непослушания». И, вопреки прогнозам завуча Розы Борисовны, дети выросли как личности. Ведь географ дал им шанс ощутить на себе тяжёлый груз ответственности и стать самостоятельнее.
Е.О. Галицких обратила внимание читателей на проблему «общего одиночества», поднятую в романе. Там одинок каждый. Одинок сам по себе и одинок среди людей. Решение проблемы педагог видит лишь в поиске путей друг к другу. Я думаю, это же решение предлагает нам и А. Иванов. Ведь в его романе очень часто встречается мотив дороги: электричка, прогулка, поход. То есть автор ищёт эти пути к всеобщему примирению и предлагает читателям «выстроить дорогу друг к другу».
Проблема, которую наиболее пристально рассматривает Т.Д. Долгих, очень актуальна в наше время: где найти утешение, которое порой так нам необходимо? Служкин, например, нашёл его в «безмерности вечной природы». Также ученый обратила внимание на характер географа. Этот грустно-весёлый человек полон какого-то особенного чувства юмора, он искрится жизнеутверждающими афоризмами. И ими он утешает, наверное, прежде всего себя. Его чувство юмора, по мнению статьи, «это остатки самоуважения, это попытка принять этот мир».
Итак, названные нами литературоведы дали положительную оценку романа А. Иванова «Географ глобус пропил» как произведения глубокого и доброго. Они увидели в географе некого «миссионера», призванного направить детей на верную дорогу, пусть даже путём отрицания собственных интересов. То есть «глобус пропит не зря», - как сказал один критик.
Однако существует и другое мнение о романе, принадлежащее в основном газетным критикам и рецензентам, которые увидели в нем либо авантюрно-эротический роман, либо просто рассказ про «одного забулдыгу».
Так, например, корреспондент журнала «Афиша» Лев Данилкин отнёс данный роман к педагогико-авантюрно-эротическому жанру. Для него географ - это человек, который, «пытаясь заработать на пиво, нашёл себя». Но нет, Виктор Служкин гораздо глубже, чем его изображает данный критик. Несмотря на всю мягкость своего характера, он твёрдо знает, что нужно оставаться человеком в любой ситуации. И основываясь на этом убеждении, он пытается научить детей любви и научиться ей самому.
Название статьи обозревателя еженедельника «Книжная витрина» говорит само за себя: «Крылатые качели и бутылка водки». Владимир Иткин, данный обозреватель, увидел в этом романе выплеск отрицательный эмоций по отношению к «ненавистной советской школе». Критик пишет, что роман «Географ глобус пропил», который повествует об «учениках, учителях и алкоголиках» является неким последствием «идеализированного, проклинаемого детства». Эта оценка была лично для меня очень странна и непонятна. Со стороны автора романа А. Иванова не было никакой агрессии к собственному детству, наоборот, чувствовалась какая-то ностальгия, какое-то бережное и нежное отношение.
Пожалуй, самая отрицательная оценка романа дана в статье «Закамский меридиан», которую написал журналист Павел Копейщиков. «Каждый учитель костьми ляжет, лишь бы эта книга не попала в руки его подопечным», - с безапелляционностью заявляет он. П. Копейщиков представляет географа читателю как некого маргинала, «никак не героя нашего времени». «Его нравственный облик удручающ - шаромыга», так отзывается критик о Викторе Служкине. Трудно поспорить, что это мнение слишком категорично, оно противоречит тексту произведения. Так заботящийся о педагогах П.Копейщиков не обратил никакого внимания на явный педагогический талант Служкина, на его успехи в воспитании, которых он добился за год работы в школе. Напротив, он закончил статью фразой: «Год прошёл, а страница даже не перевёрнута, более того, она выдрана напрочь».
Наверное, понимание романа А. Иванова «Географ глобус пропил» напрямую зависит от глубины его исследования, что подтверждает анализ самых показательный статей о нем. Стоит сказать, что я согласна с положительными мнениями об этой книге. Виктор Служкин - это человек, который «ничему не хочет учить», он просто любит, и вся его любовь как будто отражается на его учениках. И всё-таки он учит их... любви и человечности. Ведь, как сказал критик Владимир Гурев в статье «У кого право учить жить?»: «В большой жизни понадобиться не столько знание географии, сколько умение быть человеком».

3. ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ А. ИВАНОВА «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ»

3.1. Герой нашего времени («Глухонемое козлище»)

«Если и прост Иванов со своим Служкиным, то простота эта — гениальна. Как вся русская классика, продолжателем традиций которой (в наше-то время!) и стал пермский писатель. Виктор Служкин — наследник целой вереницы героев русской литературы, прямой потомок лесковского «Очарованного странника», родной брат шукшинских правдоискателей. «Я человека ищу, всю жизнь ищу — человека в другом человеке, в себе, в человечестве, вообще человека!» Герой Иванова до боли влюблен в родную землю с её «вечным неуютом северного очарования». Он раздражающе честен с окружающими — женщинами, друзьями, учениками. Он, несмотря ни на что, сберег в себе «душу живую», и потому верит в любовь и остро чувствует окружающую его фальшь. Да, он не идеал, ни в коем случае, он сам предостерегает своих учеников, чтобы не смели брать с него пример. Он просто герой нашего времени. Живой, настоящий». (Светлана Евсюкова
Интернет-издание «e-Motion» (Украина), 24 ноября 2005 г.).
Начиная с лермонтовского Печорина, герой времени в представлении читателей стал обладать рядом неких вневременных качеств: он странен, умен, интересен, недоволен собой, нереализован в деле, в любви (хотя нравится женщинам), мучает других, но страдает сам, несчастен, одинок. Ответ на вопрос почему вписывает героя именно в «его» время. Почему умный, интересный, талантливый Служкин одинок и несчастен и впереди у него «сверкающая пустыня одиночества», почему неуспешен, почему неудачник, алкоголик и т.д. И какие «пороки своего времени» отразились в «портрете» Географа?
«Небритый, помятый молодой человек» едет безбилетным на электричке. Он ни на что не обращает внимания и, чтобы не платить контролёрам штраф, притворяется глухонемым. «В качестве «глухонемого козлища», мистифицирующего окружающих своей лже-глухонемотой, чтобы не платить за проезд в электричке, «въезжает» он в роман и классическим козлом отпущения, обреченным на пустыню одиночества, расстается с читателем в финале».
Примечательно, что первыми словами «козлища глухонемого» в романе была хрипло сказанная фраза: «Бутылку пива, и откройте сразу». Пиво и электричка сразу вызывают ассоциации с другим героем времени - Венечкой Ерофеевым (В. Ерофеев «Москва-Петушки»). Географ пьет на протяжении всего романа: с друзьями, учениками, один. И вот в последней главе снова возникает эта тема:
«- Папа, а ты вино пьешь? Ты пьяным будешь?» - спрашивает маленькая Таточка.
Это не вино, - сказал Служкин.- Это я воду принес в бутылке - цветочки полить. - И он вылил вино в ящик с землей, который висел на перилах». Этот финальный жест героя показался мне символичным. Спасаться от «пустыни одиночества» самым традиционным способом Географ, кажется, не будет, хотя мы уже готовы были представить его в будущем спившимся неудачником.
Важным для понимания Служкина является то, что герой постоянно находится в пути. Он, как настоящий герой времени, всю жизнь что-то ищет, его мытарства бесконечны. Так, наша с ним первая встреча случилась в электричке, потом читатель будет сопровождать географа на прогулке, в походе. Он потом скажет: «Я всю жизнь ищу человека». Искать человека в других, человека в себе, - образ жизни для нашего времени поистине героический. Как и любой герой своего времени, Служкин противостоит… Немотивированной агрессии Розы «угрозы» Борисовны, «подлянам» учеников, ненависти жены, пошлости мира и «великому» лозунгу времени: «Бери от жизни все!».
И взять особо нечего, да он и не пытается. Он странно шутит, защищаясь от боли, и много пьет от отчаянья. Время требует шустрости и изобретательности в умении устроить свою жизнь, а Служкин ее и не пытается устраивать. Однако вот парадокс: в романе нет успешных героев (самый успешный Будкин пьет вместе со Служкиным и не может устроить свое счастье с Надей). Есть особо не задумывающиеся, а потому живущие чуть легче других дурак и подлец Колесников и его непутевая жена Ветка. Так что несчастливый Служкин противопоставлен несчастливым, недовольным своей жизнью, неустроенным героям, «опилкам» (Вспомним эпиграф к роману: «Это мы - опилки» (Станислав Лем)). Как жить в этой ситуации всеобщей неустроенности - выбор, который делает каждый, в том числе и Географ, и этот выбор делает его героем своего времени уже без иронии и кавычек.
Географ - портрет, составленный из чудом сохранившихся достоинств, причем вневременных: он умеет любить, он никого не учит жизни, а в одиночку, мучительно и неотступно ищет ее смысл, он не ломает чужие судьбы, он нежен к людям и не предает их. Мне запомнился эпизод с Сашенькиной запиской, которую Служкин, по ее просьбе, передает Будкину. Будкин не любит Сашеньку, а из любовной записки в задумчивости делает самолетик и запускает его: «Вечером Служкин отправился в садик за Таточкой, но, отойдя от подъезда на пять шагов, вдруг свернул с тротуара и через ограждение полез в сквер. Забравшись в заросли поглубже, он осмотрелся, подпрыгнул и выдернул из листвы березки маленький бумажный самолет». Хочется прокомментировать этот эпизод словами критика Галины Юзефович: «Географ» — книга исключительно добрая и (господи прости) душеполезная».

3.2. Сущность героя. «Умение жить»

«Ты шуточками только пустоту свою прикрываешь! Ничего тебе, кроме покоя своего не нужно! Ты эгоист - страшно подумать какой!
- Думать всегда страшно...
- Тебя не только любить, тебя и уважать-то невозможно!... Ты шут! Неудачник! Ноль! Пустое место!» - так, кажется, вполне искренне думает о Служкине жена Надя.
Что «прикрывает своими шуточками» Географ и зачем так часто вполне осознанно выбирает роль шута?
В этом поведении кроется философия географа. Он «не хочет быть залогом ничьего счастья», он боится не оправдать чьих-либо надежд. И в этом случае его поведение - самозащита. Служкин сразу выставляет свои недостатки напоказ, чтобы потом кому-нибудь не было больно. Но также дурачество географа является его защитой от внешнего мира. Он как будто оберегает этим свою всё ещё живую душу. А все его шуточки-прибауточки являются своеобразным щитом, помогающем ему не сникнуть в жестоком мире («Любой анекдот - это драма. Или даже трагедия. Только рассказанная мужественным человеком»). Нельзя не согласиться с с литературоведом Г.М. Ребель в том, что «служкинские изобретательные, ироничные, уморительно смешные и потаенно грустные сочинения - пародии, байки, стихи - выступают в качестве спасительного противовеса обесцвеченному, формализованно-безлюбовному, творчески выхолощенному существованию» .
Кира, коллега Служкина по работе, с которой у него не получился роман, так говорит о географе: «Конечно, на первый взгляд ты податливый: мягкий, необидчивый, легкий на подъем, коммуникабельный… Но ты похож на бетономешалку: крутить ее легко, а с места не сдвинешь, и внутри - бетон».
Внутри у Служкина есть стержень, основа - он не изменяет себе, не подстраивается под обстоятельства. Герой выбрал некий идеал поведения, к которому он стремится… - святость: «Я для себя так определяю святость: это когда ты никому не являешься залогом счастья и когда тебе никто не является залогом счастья, но чтобы ты любил людей и люди тебя любили тоже. Совершенная любовь, понимаешь? Совершенная любовь изгоняет страх. Библия». Весь роман Служкин стремится к пониманию вечной, всепоглощающей любви, которая спасёт его. И он находит любовь везде: в детях, в природе, в родной земле, в которой он видит для себя неиссякаемую силу. «Личная неурядица, - пишет Г.М. Ребель, - резонирует с неурядицей социальной, одна другую усиливает и усугубляет, но в этом замкнутом круге неудач горе-учителя Служкина есть три просвета, три опоры, три вневременных, недевальвируемых смысла: дети, природа и история с географией - так сказать, геоистория» .
В походе географ начинает переосмыслять свою жизнь. Он не доволен собой: «ни истины, ни подвига, ни женщины, ни друга, ни гроша. Ни стыда, ни совести. Ну как же можно так жить? Неудачник...». Однако Служкин удачлив а главном: «Этот раздолбай, неудачник, враль, выпивоха и бабник при всем том - яркая, своеобразная, сложная и занимательная личность, мыслитель, поэт, блистательный рассказчик, романтик, хранитель исторической памяти и географ не по должности, а по судьбе, по способу взаимодействия с окружающим миром, и поэтому встреча с ним становится для его учеников подлинным событием - событием взросления, личностного выбора, личностного становления» . Он удачлив в своих взаимоотношениях с миром, с которым смог примириться с помощью всеохватывающей любви, которая пришла к нему и, видимо, больше никогда не покидала. В конце похода он скажет себе: «Кто сказал, что я неудачник? Мне выпала главная удача в жизни. Я могу быть счастлив, когда мне горько».
Счастье Служкина в том, что у него есть жизненная опора, в отличие от других героев романа, чьи опоры призрачны. Он умеет выходить из жизненной драмы, превращая все вокруг в анекдот. Географ «умеет жить»: он никого ничему не учит, он умеет прощать, он не является залогом чьего-то счастья, и он умеет любить просто ради любви и самой жизни.

3.3. Любовь в романе («Я хотел научить любви…- хотя я ничему не хотел учить»)

По моему мнению, проблема любви самая острая в творчестве А. Иванова. Любовь для него - это поиск спасения и истины, это основной закон бытия, это некая попытка приближения к Богу.
Главный герой романа «Географ глобус пропил» Виктор Служкин живёт сумбурной и неустроенной жизнью, он пьёт от тоски и безысходности, терзается чувством вины. Он потерянный и потерявший человек. Потерявший очень многое: юношеские надежды и иллюзии, друзей, жену, работу, но сохранивший веру в жизнь и людей. Он последний романтик, в душе которого растёт любовь. И её развитие можно проследить по сюжету романа.
Я думаю, что Служкин пришёл к пониманию вечной любви через любовь к своей ученице Маше. Надо сказать, что это чувство не является в романе чем-то противоестественным, оно очень гармонично, даже свято. Здесь нет ничего похотливого, только нежность, доброта и какое-то безграничное отчаяние. И поход приобретает для героя символичное значение свободы, а его любовь уже не ограничивается влечением к Маше…
Так, вечером у костра Служкин начинает думать о своей жизни, о своей любви, о походе…«Я пью водку. Я гляжу по сторонам… И я безответно-глухо люблю Машу, люблю этот мир, эту реку, это небо, люблю эту землю..» Сознание героя становится шире и глубже… Его внутренняя свобода раскрывается: он уже чувствует любовь не как конкретное чувство, а как состояние своей души, своей жизни.
И вот мы можем видеть, как к концу похода изменился географ, а вместе с ним и его мировоззрение. Ранним утром он сидел на крыльце пекарни, в которой спала Маша, и думал о ней и о своём чувстве: «Теперь Маша уже никогда не будет моею. Но я спокоен, потому что выбора мне никто не навязывал». Почему в момент близости Служкин «отказался» от Маши. Во-первых, он захотел оставить у себя в памяти эту любовь как светлое, ничем не омрачённое чувство. Служкин решил просто сохранить в себе эту любовь навсегда, как луч зимнего солнца, который светит, но не греет. А во-вторых, этот его поступок, это умение отказаться от чего-то очень важного во имя уважения к себе сделали его сильнее. Более того, этот его поступок останется с ним на всю жизнь и будет для него чем-то вроде амулета. В этой ситуации Служкин проявил бесконечное мужество. Он понял, что просто не имеет права на Машу, и принял это как вечную истину. Ведь не брать то, что принадлежать тебе не может, это очень достойно.
Важно то, что Служкин также понял, что устроил этот поход из любви вообще: «Я хотел научить их любви - хотя я никого ничему не хотел учить». Но всё-таки научил, и научился сам. Главное, на чём держится всё, - это всеобъемлющая любовь, которая есть в каждом человеке и которая делает нас добрее и сильнее.
Это чувство, неожиданное, невозможное и обречённое, является для него наградой за его человечность. Служкин всю жизнь несёт в своей душе любовь, как драгоценность. Он, несмотря ни на что, сберёг в себе «живую душу».
Роман полон чувством любви к родной природе. Я думаю, что человеку просто необходимо что-то любить, а Виктору Служкину любить уже почти некого и нечего. Но его любовь к природе безгранична, и в этом спасение школьного учителя. И вот, сидя у ночного костра, Служкин думает: «И я… люблю этот мир, эту реку, люблю небо, луну и звезды, люблю эту землю, которая дышит прошедшими веками и народами, люблю эту бессмертную горечь долгих и трудных верст».
Всеобъемлющая любовь и всепрощение - это его пронзительный путь от одиночества к одиночеству. Последний раз мы видим героя переполненным этими чувствами: «Прямо перед ним уходила вдаль светлая и лучезарная пустыня одиночества».

3.4. Природа в романе («Смысл реки»)

Воспитание в романе («Вытащить из болота…»)

«Про педагогическую практику географа Служкина даже говорить неловко: на уроках орет, дерется, режется с учениками в карты (к тому же проигрывает), оценки выставляет, исходя из сторонних «политических» соображений, в ученических тетрадках по ходу проверки делает недопустимо вольные записи, матерится и напивается в обществе учеников, наконец, на пике своей педагогической деятельности подвергает детей смертельному риску и почти соблазняет 14-летнюю девочку, собственную ученицу, - в общем, если обозначить это явление языком его преданных сторонников из числа подопечных, учитель он уж очень «какой-то особенный», «клёвый», но разумнее прислушаться и заодно присмотреться к нему самому: «Раздолбай я клёвый, а учитель из меня - как из колбасы телескоп, - опять разливая вино, честно сообщил Служкин».
И Роза-Угроза вроде бы совершенно права в своей стойкой неприязни к этому авантюристу-самозванцу и в своем увенчавшемся в конце концов успехом желании вышибить его вон из школы, но вот ведь беда: от ее абсолютно правильных «установок» исходит такая скука смертная, такая непролазная и педагогически бесплодная рутина-мертвечина, что обалдуй Служкин выглядит просто-таки лучом света во мраке «воспитания без чувств», без мыслей, без любви» .
В основе воспитания в романе А. Иванова лежит любовь и вера в людей. Эти два чувства несёт в себе герой романа «Географ глобус пропил».
Виктор Служкин, казалось бы, являет собой пример аморального человека. Он пьёт со своими учениками, влюбляется в свою ученицу, ведёт сумбурную личную жизнь, но он искренне и отчаянно любит, несмотря ни на что. Всепоглощающая любовь для него - единственная нравственность. И это по достоинству оценивается даже его учениками - «отцами», «красной профессурой», «зондеркомандой».
Казалось бы, Служкин никакой вовсе не педагог, он ничего не знает о воспитании, но воспитывает всё-таки правильно. Главное в том, что он учит детей не законам природы и даже не географии, он учит их добру и любви ко всему, что их окружает.
Итогом всего воспитания географа в романе можно считать сцену преодоления каскадов на реке. Каскады - самая опасная преграда, которую надо преодолеть героям за время похода. Служкин очень долго готовил детей к этому, но сам сплавиться с ними не смог: забылся, опоздал… И вот он стоит на высоком камне и смотрит на маленький катамаранчик: «Душа моя - ледяной истукан. Они идут совершенно неправильно, не так, как я пояснял». Географ испуган, тоска и отчаяние гложут его сердце. Но вот последний каскад преодолён…«Отцы всё сделали не так, как я учил. Всё сделали неправильно. Но главное - они прошли» .
Главное, что географ, ничему не уча, научил детей жить. Очень интересно в этом смысле в этом романе развитие взаимоотношений Служкина и его ученика-двоечника Градусова. Хулиган сразу невзлюбил нового учителя, срывал ему уроки, пакостил и всячески издевался. И, несмотря на это, географ всё-таки взял его в поход, и не в целях перевоспитания, а просто взял по-человечески, веря в него. И уже в походе между недавними врагами появляется какая-то внутренняя связь, отдалённо напоминающая дружбу. Служкин и Градусов оказываются близкими по духу людьми: каждый из них не понят окружающими, каждый хочет, чтобы было лучше, но не знает, как это сделать. Оба они не понимают, как правильно выразить свои чувства. Так, Градусов говорит на вокзале: «Вы, наверное, жалеете, что взяли меня... - бубнит сбоку Градусов. - Двоечник, в школе вам всегда подляны делал, тут чуть драку не устроил... А я вас только первые полгода ненавидел, а потом уже нет... Только остановиться не мог... Я и в поход-то напросился из-за вас, чтобы вам здесь помогать...» Между героями появляется взаимоуважение, и они понимают, что очень похожи. В критических ситуациях (драка на станции, когда Градусов достает нож, и встреча на реке с мужиками, которые требуют водки, когда Служкин уже готов был полезть в драку) учитель и ученик спасают друг друга, и бывший хулиган становится ответственным, признанным лидером и даже сдает на «отлично» экзамен по географии.
И в итоге получается так, что строгая Роза Борисовна, одним движением руки наводящая дисциплину в классе, так и не нашла подход к детям. А Служкин, у которого нет дисциплины, но есть любовь и понимание, смог воспитать учеников, смог научить их любви к жизни и раскрыть таинственный «смысл реки».
Это и есть идея воспитания географа. Не учить ничему конкретному, вообще ничему не учить… кроме любви, кроме веры в свои собственные силы. Даже ученики Служкина для него уже не ученики, а просто люди, друзья, личности. Он понимает, что научился у детей даже гораздо большему, чем они у него, поэтому и называет их просто «отцами».
Заключение
Все вечные проблемы в творчестве А. Иванова: самоидентификация и нравственный выбор личности, любовь, разобщённость интересов людей и их глобальное одиночество - решаются посредством понимания человеком истинной любви и общечеловеческой нравственности. Ведь истинная любовь и нравственность - они всепрощающие, всепроникающие и бессмертные.
То, что ты отдашь людям, к тебе обязательно вернётся. И чувство любви, неожиданное, невозможное и обречённое, станет для тебя наградой за твою человечность, которая является залогом живой и бессмертной души…

Библиография:

1. Александров Я. Повесть об опилках. - М.: «Культура», 9-16 ноября 2005.
2. Бобров А. Окончен школьный роман. - М.: «Литературная газета», 4 ноября 2005.
3. Бугаев Б. Научите меня жить. - Псков: «Городская газета», 3 апреля 2006.
4. Галицких Е.О. А. Иванов о школе, детях, географе…и понимании. - Киров. http://www.arkada-ivanov.ru/
5. Гурев В. Непедагогическая поэма. - М.: «Литературная Россия», 18 марта 2005.
6. Данилкин Л. Закамский меридиан. - М.: «Афиша», 9 мая 2003.
7. Долгих Т.Д. Основные мотивы романа А. Иванова «Географ глобус пропил». - Пермь. http://www.arkada-ivanov.ru/
8. Иванов А.В. Географ глобус пропил. - М.: Вагриус, 2003. - 315с.
9. Иванов А.В. Общага-на-крови. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 320с.
10. Иванов А.В. Блуда и МУДО. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 576с.
11. Ларская Е. Время пропивать глобус? - Ростов: «Деловой Ростов», 5 ноября 2005.
12. Пирогов Л. Бивни за школьной партой. - М.: «Независимая газета», 6 апреля 2006.
13. Ребель Г.М. Явление географа: роман А. Иванова «Географ глобус пропил». - Пермь. http://www.arkada-ivanov.ru/
14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов.- М.: Школьная Пресса, 2000.
15. http://www.arkada-ivanov.ru/

Проблема – это ВОПРОС.

Проблема ставит вопрос для разрешения сущности предмета, который стал предметом исследования в литературном произведении. А предмет для исследования предлагает тема произведения. Вопрос вырастает из темы, как росток из почвы. Так проблема связывается с темой.

Если тема – это ЖИЗНЬ, отраженная в литературном произведении, то проблема – это ВОПРОС, поставленный на почве этой отраженной в литературном произведении жизни.

Одна и та же тема может стать основой для поднятия разных проблем.

Проблема – это сложный вопрос, поставленный в произведении, который решается или остается нерешенным, но показаны пути поисков его решения.

Вопрос тождества темы и проблемы – спорный.

Проблематика: в одном литературном произведении не может быть только одна проблема, в нем есть множество проблем, основная и второстепенные, вспомогательные.

Типология проблем в литературе:

Общественно-политические

Морально-этические

Национально-исторические

Общечеловеческие

Философские

Социальные

Психологические

Вечные проблемы:

Добра и зла

Тела и души

Времени и вечности

Любви и ненависти

Жизни и смерти

Смерти и бессмертия

Смысла жизни

Человека и общества

Человека и истории и т.п.

Вопрос 4. Идея литературного произведения как поиск ответа на проблему. Идейное содержание литературного произведения. Типология идей литературы

Идея – это ответ по наставленные проблемой вопрос на почве поставленной темой части жизни, отраженной в литературном произведении.

Идея – это оценка того, что отражается в теме произведения.

Идея – это основное принципиальное содержание произведения. Обобщенная мысль. Которая лежит в основе произведения и выражена в его образной форме.

Идея – это авторская субъективная оценка, но кроме это в произведении проступает еще и объективная идея, которая может быть шире авторского замысла и открываться по-новому в каждую новую эпоху, у каждого нового поколения критиков и читателей.

Идея произведения и его замысел – это разные вещи.

Замысел может и не включать те идеи. Которые современники или потомки найдут, и увидят, и откроют в литературном произведении.

Общая идея произведения = основная идея произведения, всегда отвечает или ищет ответ на главную проблема общества. времени, эпохи, человека, как их понимает автор.

Идея может быть не выражена в произведении прямо и однозначно, как ответ на вопрос, это может быть поиск ответа, намеченные пути ответа, варианты ответа, направления раздумий об ответе…

Идея не сводится лишь к прямым положительным утверждениям автора.

У каждого действующего лица, события, картины в литературном произведении есть своя идейная, содержательная функция.

У каждого образа поэтики произведения (NB! см. Классификация образов – вспомнить и написать в тетради для лекций в этом месте) есть своя идейная = концептуальная нагрузка.

Вся образная система произведения является носительницей авторской концепции – главной авторской идеи жизни.

Идейный смысл романа определяется не только прямым авторским словом и авторскими оценками, но прежде всего – идейной функцией каждого элемента художественной формы, концептуальностью стиля.

Понимание общей идеи произведения исходит из анализа всего идейного смысла всех элементов содержания и формы литературного произведения.

Гете: «Хорошая была бы шутка, если бы я попытался такую разнообразную жизнь Фауста нанизать на тонкий шнурочек единой для всего произведения идеи» - !!!

Типология идей в литературе.

Субъективность художественной идеи: она зависит от субъективного мнения автора.

Образность художественной идеи: она выражается только в образной форме.

Вечные идеи: совпадают с формулировками вечных тем и проблем, но каждый автор пытатется найти свой путь их разрешения…

Приведите пример вечной идеи из любой вашей любимой книги – NB.

Человек рождается, живёт и умирает. Так было всегда, всегда так будет. На протяжении многих веков этот
принцип не меняется. Но, не смотря на весь прогресс, которого человечество достигло за время своего
существования, люди так и не могут понять смысл земного бытия. На мой взгляд, у каждого человека своё
представление о нём. Не оставили без внимания этот вопрос и писатели. К теме о смысле жизни обращались
художники слова во все времена, она относится к числу вечных в литературе. Одним из основных двигателей нашей
жизни является любовь, любовь во всех её пониманиях и проявлениях. Именно об этом светлом и вечном чувстве
размышляет В. Набоков в своём романе «Машенька». В.В. Набоков, проведший всю свою жизнь в скитаниях и,
безусловно, уже давно стал известным и общепризнанным классиком не только русской, но и американской
литературы.

Роман «Машенька» считается наиболее русским из всех произведений В. Набокова. Такая формулировка ничуть не
смущает, так как известно, что большинство его произведений были написаны на английском языке и далеко не о
русских берёзках. Для русских эмигрантов культура стала спасительным маяком, заменившим среди океана новой
стихии безвременно утраченную реальность русской земли. Большинство эмигрантов считали, что останутся за
границей не навсегда, и надеялись вскоре вернуться на родину. Поэтому русские не желали сливаться с населением
стран, где они оказались, а наоборот, стремились сохранить все, что делало их русскими. Культура стала
предметом их особых забот, стала их «малой Россией». Я уверенна, что и сам Набоков остро переживал разлуку с
родиной, с близкими ему людьми, с родными местами, с воспоминаниями…Ему была знакома эмигрантская
неустроенность. Чувство вечного «сидения на чемоданах» В его романе очёнь чётко описываются ощущения связанные
с временным местом жительства беженцев. Неприятный пансион полу русской-полу немецкой хозяйки Лидии Николаевны
Дорн. Вся обстановка этого жилья указывает на неустроенный быт. Здесь собрана случайная мебель, части
гарнитура разбрелись по разным комнатам и в отдельности друг от друга смотрятся сиротливо и нелепо. На дверях
комнат, вместо табличек, листики из старого календаря, грязное тёмное зеркало в прихожей, голый тесный
коридор, грязная ванна, не благовонные дебри кухни. Создаётся впечатление, что это совершенно не жилое места.
Кажется, что его покинули в спешке много лет назад. Трудно понять, как можно жить в таком месте. Но здесь
живут люди, точнее, не люди, а лишь тени. Не живут, а существуют уже не первый месяц. Брошенные никому не
нужные Ганин, который «продаёт свою тень, снимаясь в кино», Клара, красивая женщина, работающая в типографии
машинисткой, учитель математики Алфёров, старый русский поэт Подтягин, который вынужден унижаться, клянчить
визу в Париж, объясняясь на ломаном немецком языке, пара танцовщиков, в поисках контракта. Напряжённость этой
обстановке добавляет близость железной дороги. На мой взгляд, Набоков не просто так проводит параллель между
эмигрантами и железной дорогой. Это неотъемлемые части одного целого. Железная дорога символ вечного
путешествия и странствия. Так же и эмигранты не могут не обустроиться, не осесть, не обосноваться с
дальнейшими планами на жизнь. Эти люди живут одним днём, о будущем не думают - они его боятся. И прошлое, и
предполагаемое будущее осталось на родине - в России. Но ни один из них не решается себе в этом признаться,
Никто не может сказать себе, что здесь он всего лишь статист, постоялец, перекати – поле. Люди бояться себе в
этом признаться, потому что вслед за правдой придётся смириться с тем, что жизнь уже больше не имеет смысла.
Подобная безвыходность давит на людей. Главный герой Ганин, всегда весёлый, энергичный, жизнерадостный, в
последнее время стал молчаливым и угрюмым, горбится, страдает бессонницей. Можно сказать, что у человека
ослабла какая то гайка. Нынешняя его жизнь напоминает сумеречную зону. Человек без планов на будущее, без
мечты. Если всё так продолжалось и дальше, то этот человек зачах бы, как цветок без воды под палящим солнцем.
Но судьба преподносит ему неожиданный сюрприз, в очередной раз, доказывая, что мир тесен. Ещё один эмигрант и
житель этого пансиона Алфёров ждёт свою жену, с приездом которой связывает большие надежды на будущее. Он
показывает фотографию своей супруги Ганину, который узнаёт в этой женщине свою первую и незабываемую любовь! В
этот момент происходит преображение этого человека. Он, как Бог, воскрешает воспоминаниями своё прошлое.
Переживает всё заново с новой силой. И в самом романе происходит переломный момент. Краски становятся яркими,
сочными. Всё преображается. Возможно, это происходит благодаря тому, что Набоков начинает описывать свои
реальные воспоминания. Помня все мелочи, вещи и ощущения, которые он при этом испытывал. На Ганина
опрокидывается прошлое. Машеньку и Россию он объединяет воедино. Самые яркие и острые моменты его первой любви
пережиты на лоне природы. На фоне русского бесконечного неба, необъятных полей и зелёных лесов, пения птиц,
звуков шелеста листвы и родных до головокружения запахов. Через воспоминания Ганина, Набоков даёт нам понят,
как ему самому всего этого не хватает. В своих произведениях он снова и снова возвращается на родину. Его
строки из стихотворения многое позволяют понять: Верь: вернутся на Родину все,

Вера ясная,

Крепкая: с севера

Лыжи неслышные, с юга
ночная фелюга.

Так же и воспоминания героя настолько зримы и осязаемы, что становятся для него правдоподобнее, чем
реальность. И в ожидании Машеньки, которая должна вскоре приехать к мужу, начинается «удивительный роман». В
начале воспоминаний происходит взрыв эмоций. В его воспоминаниях у Машеньки нет совершенно никаких
недостатков. Он любил не её, а свою мечту, придуманный им идеал женщины. С нежным трепетом Ганин вспоминает
черты её лица, жесты, мимику, голос. Пока его воспоминания не исчерпаны, он не задумывается о том, что в жизни
всё меняется. Машенька уже не могла быть такой, какой он видит её в своих мечтах. На кануне их встречи, перед
самым решительным шагом, Ганин возвращается в реальный мир и понимает, что его план совершенно безрассуден.
Именно поэтому поначалу финал романа вызывает досаду. Однако потом мы понимаем, что это и есть единственно
верное решение. Воспоминания, призраки прошлого, заново пережитые ощущения возвращают Ганина к жизни, это для
него, как глоток свежего воздуха. И опять просыпается жажда жизни, стремление идти дальше. Четыре дня он жил
своим воспоминанием, за четыре дня исчерпал его полностью и, наконец, понял, что прошлого уже не вернуть.
Больше никогда не будет прежней Машеньки, прежней России, прежней любви….