Какие достижения способствовали предотвращению экологического кризиса. Пути выхода из современного экологического кризиса

Введение………………………………………………………………….3

1 нормативно-правовой акт в системе правовых актов ……………………4

1.1 нормативно-правовой акт. Понятие……………………………………...4

1.2 нормативно-правовой акт. Признаки…………………………………….6

1.3 виды нормативно-правовых актов……………………………………….12

2 закон – основной вид нормативно-правовых актов………………………19

2.1 понятие закона и его признаков…………………………………………19

2.2 виды законов………………………………………………………………22

2.3 структура закона…………………………………………………………..26

3 действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………………………….29

3.1 действие нормативно-правового акта во времени………………………29

3.2 действие нормативно-правового акта в пространстве…………………..31

3.3 действие нормативно-правового акта по кругу лиц…………………….35

Заключение…………………………………………………………………….38

Список использованных источников и литературы………………………...39

введение

Для каждого гражданина, где бы он ни работал и какой бы деятельностью ни занимался, право всегда воспринимается как те или иные акты. Правовые акты – наглядное структурное выражение права. И их нужно хорошо знать, умело готовить и правильно применять.

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нём выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные, с точки зрения личности, её интересов и потребностей, общественные отношения. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период. Нормативно-правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Именно поэтому, считаю выбранную тему работы своевременной и актуальной.

В работе были рассмотрены труды многих ученых, таких как: Бабаев В.К, Кудрявцев В.Н, Лазарев В.В и другие.

Целью данной курсовой работы, является изучение нормативно-правовых актов в системе правовых актов.

Задачи работы:

1. Рассмотреть нормативно-правовой акт в системе правовых актов: понятие, признаки, виды.

2. Проанализировать закон как основной вид нормативно-правовых актов.

3. Изучить действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Методы: анализ, синтез.

    нормативно-правовой акт в системе правовых актов

      нормативно-правовой акт. Понятие

Нормативно-правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Он широко используется во всех современных правовых системах. Преимущества нормативно-правового акта в сравнении с иными формами права связаны, прежде всего, с повышением роли государства как координатора социальной жизни, выявляющего общий интерес и обеспечивающего его централизованное осуществление, со способностью адекватно и оперативно реагировать на изменения общественных потребностей, с документальной письменной формой, позволяющей доступно и быстро довести необходимую информацию до адресата и т. д.

Как следует уже из самого наименования, это - акт, обладающий двойственной природой, т. е. одновременно и нормативной и правовой. Его следует отличать и от нормативных, но не правовых актов (уставов политических партий, инструкций по пользованию бытовой техникой и др.) и от правовых, но не нормативных актов (приговоров и решений судебных органов, приказов о перемещении по службе и т. п.).

К нормативно-правовым актам относятся кон­ституции, другие законы, нормативные решения органов исполнитель­ной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

Дру­гие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулирова­нии общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координи­руют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический пе­риод.

Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юри­дических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуис­тический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения опреде­ленного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенно­го выражения.

С развитием общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом обще­ственного прогресса.

Переход к всеобщему нормативному регулированию осу­ществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование рас­пространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непо­средственно касались интересов государственной власти. Частные иму­щественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нор­мативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобла­дающей формой правового регулирование общественных отношений.

Таким образом, нормативно - правовой акт - это акт правотворчества, в ко­тором содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством.

      нормативно-правовой акт. Признаки

Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Он является наиболее важным и распространённым источником права.

В отличие от других источников права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:

    Нормативно - правовой акт несет волевое содержание.

Относительно того, чью волю призван воплощать и реально воплощает данный акт, постоянно ведутся споры. Наиболее простым и распространенным является увязывание нормативного правового акта и государственной воли. По мнению С.С.Алексеева, независимо от органа или организации, принявших акт, «во всех случаях он выражает волю государства. Отсюда его властность, авторитарность». В столь же четком позитивистском ключе выступает и Н.М.Марченко, по мнению которого через нормативные акты «преломляется государственная воля». Позитивистские традиции имеют давние корни, были отражены еще в работах Г.Ф. Шершеневича. Он отмечал, что «норма права исходит непосредственно от государственной власти, составляет прямое выражение воли органов власти». Именно этот признак представляется исследователю принципиальным для выделения нормативных правовых актов из числа иных форм права. Г.Ф. Шершеневич допускает возникновение определенных форм вне государства (обычного права, канонов). Различие в том, что нормативные акты государство создает, а иные формы оно санкционирует.

Российской юридической науке свойственны не только позитивистские взгляды. Социологический подход, без которого демократическое правотворчество не представляется возможным, имел величайших сторонников на рубеже ХIХ-ХХ веков. Одним из них был Л. Кассо. Ученый достаточно негативно относится к такой форме права как законодательство. Источники его несовершенства он видел в различных плоскостях: 1) отсутствие связи между законодательной деятельностью и научной разработкой права; 2) посредственная рецепция отрывочного характера как следствие 1-го; 3) заимствование из иностранных источников даже в виде интерпретации.

Обобщая сказанное, можно констатировать наличие противоречащих тенденций в трактовке волевого содержания нормативного правового акта. Одно направление идет в сторону сужения круга лиц, чьи интересы он выражает. Второе направление – в сторону увеличения до отражения всеобщего интереса.

2) Официальный характер также выступает немаловажным признаком нормативно - правового акта. Издаваемый органами государственной власти или иными уполномоченными органами, акт несет на себе отпечаток силы, его породившей. Официальный характер нормативные правовые акты получают в ввиду его связи с государством.

Тот факт, что нормативно - правовой акт предназначен для государственной организации общественных отношений, требует взаимодействия информационных потоков в системе «государство – общество». Эту роль выполняет опубликование нормативных правовых актов для ознакомления адресатов предписаний с его содержанием. Именно в связи с официальным характером нормативных правовых актов устанавливаются повышенные требования к процедуре доведения их содержания до сведения других лиц. Способы осуществления этой деятельности за прошедшие столетия развивались и совершенствовались.

Требование о безусловной необходимости официального опубликования нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, впервые было установлено 29 ноября 1990 года Заключением Комитета Конституционного надзора СССР № 12 (2-12) «О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан». В соответствии с Заключением официальное опубликование законов и других нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, т.е. доведение их тем или иным способом до всеобщего сведения, является обязательным условием применения этих актов.

3) Правовой акт входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование в соответствии с общими целями и задачами общества и государства. Иерархическое построение выступает не столько признаком отдельного документа, сколько характеризует систему актов. Тем не менее, этот признак представляется важнейшим, так как только в связи с ним нормативные правовые акты и могут выполнять стоящие перед ними задачи. Н.М.Марченко полагает, что «сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности». По мнению С.С.Алексева, «собственная структура законодательства проявляется в вертикальной плоскости. Она выражается в иерархическом построении нормативных юридических актов, в их соподчинении, при котором каждый акт занимает строго определенную ступень в иерархической структуре». Не случайно именно вопросам иерархичности современных актов посвящаются монографические исследования. Благодаря иерархичности может проводится идея юридической силы нормативных правовых актов, без которой их система не в состоянии функционировать.

Необходимая иерархичность имеет место в случае наличия ясных законодательных оснований классификации нормативных правовых актах по основаниям, включая юридическую силу. Система законодательства включает нормативные правовые акты в строгой последовательности. А компетентные органы государственной власти должны осуществлять законные действия по защите этой системы от нарушений.

4) Всеобщий характер также выступает важным признаком нормативно - правового акта. Он непременно должен содержать общие предписания в виде норм права и рассчитан на многократное применение. По мнению А.Ф. Шебанова, нормативно - правовые акты содержат «правовые нормы, т.е… правила поведения общего характера, направленные на регулирование общественных отношений того или иного определенного вида».

Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов. Это свойство является основополагающим для права в целом, т.к. именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные свойства. Нормативный характер акта, по мнению Верховного Суда РФ, выражается в том, что он касается неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение.

Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.

Таким образом, типичность отношений сообщает акту нормативный характер. Он одинаково предназначен для всех субъектов, не адресован никому персонально. Благодаря этому признаку право может выступать мерой, равным масштабом поведения для других лиц.

5) Для характеристики нормативно - правового акта исключительно большое значение имеет его документарная природа. В научной литературе высказано мнение о тройственной природе нормативного правового акта, который выступает и как источник права, и как форма права, и как акт-документ. Еще в 1973 году С.С. Алексеев подчеркивал значение юридической техники, под которой он понимает «средства и приемы документарного выражения нормативного акта,… средства и приемы специально-юридического изложения их содержания».

Вопросы формы, структуры и текста не достаточно освещены в законах. Этот пробел восполняется в подзаконных актах. Они же регулируют вопросы юридической техники применительно к законам.

Таким образом, нормативный правовой акт – это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается языком, использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т.п.).

6) Для проникновения в сущность нормативно - правового акта важны процедурные вопросы. Так, например, Г.Ф. Шершеневич указал, что «признак закона состоит в том, что воля органов государственной власти, творящей норму права, должна выразиться в установленном заранее порядке». Этот признак представлялся ему столь значительным, что он предлагает в зависимости от его реализации определять политический режим государства: «Если в конституционных государствах, - пишет ученый, - граждане стремятся оградить себя твердым законодательным порядком от произвола исполнительных органов, то при абсолютном режиме монарх заинтересован в том, чтобы подданные знали и выполняли его волю, а для этого он должен установить форму, которая служила бы для подданных ручательством, что дошедшее до них повеление выражает действительную волю монарха».

Российское государство создало достаточно развитый механизм регулирования правотворчества. Основные идеи, принципы, конструкция законодательного процесса получили закрепление в Конституции РФ. Конституционный Суд РФ установил, что «из принципа верховенства Конституции Российской Федерации и задачи обеспечения соответствия ей законов и иных правовых актов (часть 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации) вытекает обязанность всех участников законодательного процесса соблюдать установленную Конституцией Российской Федерации процедуру законотворчества». К сожалению, в законах эти основополагающие тезисы дальнейшего развития пока не получили. Попытки принятия процедурного документа в виде закона «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов» не дали результата. Цель данного законопроекта в установлении процессуальных правил, тогда как закон «О нормативных правовых актах в РФ» выполнял бы роль материального акта. Эта идея пока не получила своего завершения, в силу чего сохранился порядок регламентного регулирования внутренними актами палат Федерального Собрания.

7) Правовой акт издается уполномоченными субъектами в пределах их компетенции. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому правотворческому органу предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои предписания. Например, Президент РФ создает только указы и распоряжения. Компетенция органов устанавливается в соответствующих юридических нормах. Например, в общих чертах она закреплена в статьях 71 и 72 Конституции РФ. В данном признаке фактически объединены два, однако разъединение их затруднительно. С одной стороны, орган должен соблюдать требования к форме (указ, приказ и др.), с другой – к содержанию. Второе требование означает, что каждому органу определен круг вопросов, которые он управомочен решать. Выход за эти пределы представляет собой нарушение компетенции.

Компетенция правотворческих органов может носить всеобщее значение, а может относиться к отдельным стадиям принятия нормативного правового акта. Так, Верховный Суд РФ разъяснил, что «исходя из общего принципа правотворчества, дозволяющего на стадии принятия акта действия лишь строго в пределах специальной компетенции участников процесса, предоставление (делегирование) права подписания нормативных актов этими участниками другим лицам недопустимо, если иное прямо не предусмотрено юридическим актом не ниже уровня, на котором определена специальная компетенция».

8) Нормативно - правовой акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.

Для характеристики нормативных правовых актов важны адресаты их предписаний, т. к. их отношения выступают предметом правового регулирования. Очевидно, что общественные отношения могут возникать между людьми (как индивидами, так и их коллективами). Не все отношения нуждаются в правовом воздействии и далеко не все могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.

С учетом сказанного можно выделить следующие признаки нормативно - правового акта: 1) волевое содержание; 2) официальный характер; 3) входит в единую систему; 4) нормативность; 5) принимается в специальной процедуре; 6) издается компетентными органами и лицами; 7) регулирует общественные отношения; 8) издается управомоченными органами и лицами; 9) гарантируется принудительной силой государства; 10) имеет форму и структуру, установленные законом.

      виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: законы и подзаконные акты. Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы - это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом - парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России - Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 1 Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов - кодексы , которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ - самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь - очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления - зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации - законы , это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация - вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именовать постановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты - это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Проанализировав все выше сказанное, можно сделать вывод, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нём выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные, с точки зрения личности, её интересов и потребностей, общественные отношения. К нормативно-правовым актам относятся кон­ституции, другие законы, нормативные решения органов исполнитель­ной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

Нормативно-правовой акт: понятие и виды

Нормативно-правовой акт (НПА) - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт - это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации - России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Законы и подзаконные акты

Закон - обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок - законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Российская Федерация - Россия является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем нормативные правовые акты Российской Федерации.

Конституция России.

1. Законы:

Российской Федерации

Федеральные конституционные законы.

Федеральные законы (в том числе Кодексы).

Субъекта федерации

Закон субъекта федерации

2. Указы Президента России,

3. Подзаконные правовые акты:

Постановления Правительства России.

Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

4. Локальные нормативно-правовые акты.

На уровне муниципального образования - решения муниципального образования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

экологический кризис природа человек

Экологический кризис, пути выхода из экологического кризиса

Выполнила

ученица 11-А ОШ№9

Смирных Дарья

Экологическим кризисом называют сложившееся в настоящее время состояние взаимоотношений между человеческим обществом и окружающей природной средой, в которой человек живет, в которой до предела обострены противоречия между экономическими интересами общества в потреблении и использовании природной среды и экологическими требованиями обеспечения сохранности, качества этой среды для выживания самого общества.

В структуре экологического кризиса, выделяют две стороны - естественную и социальную. Естественная сторона объединяет в себе признаки деградации, разрушения природной среды:

глобальное потепление климата, парниковый эффект;

Размещено на http://www.allbest.ru/

общее ослабление озонового слоя Земли; появление озоновых дыр;

Размещено на http://www.allbest.ru/

загрязнение атмосферы, образование кислотных дождей, фотохимические реакции с образованием озоРазмещено на http://www.allbest.ru/

на, перекисных соединений из CnHm;

загрязнение мирового океана, захоронение в нем высокотоксичнРазмещено на http://www.allbest.ru/

ых и радиоактивных отходов (дампинг), загрязнение нефтью, нефтепродуктами, пестицидами, ПАВ, тяжелыми металлами, тепловое загрязнение;

загрязнение и истощение поверхностных вод, нарушение баланса между поверхноРазмещено на http://www.allbest.ru/

стными и грунтовыми водами;

загрязнение поверхности земли всем комплексом загрязнителей: ТБО, тяжелыми и радиоактивными элементами, изменение геохимии земли и грунтовых вод;

Размещено на http://www.allbest.ru/

сокращение лесных площадей (сведение лесовРазмещено на http://www.allbest.ru/

) в результате пожаров, промышленных рубок, потерь уже заготовленной древесины, кислотных дождей, незаконных порубок, вредных насекомых и болезней, поражений промышленными выбросами (в том числе - ядерные аварии);

деградация почв, опустынивание в результате сведения лесов, нерационального Размещено на http://www.allbest.ru/

землепользования, засухи, перевыпаса скота, нерационального орошения (заболачивание, засоление);

освобождение существующих и возникновение новых экологических ниш, заполнение их нежелательРазмещено на http://www.allbest.ru/

ными живыми организмами;

нарушение экологического баланса в глобальных и региональном масштабах, общее перенаселение планеты и высокая плотность населения в различных регионах, ухудшение качества среды жизни в городах.Размещено на http://www.allbest.ru/

Социальная сторона экологического кризиса проявляется в следующих социальных явлениях:

В неэффективности работы специальных органов по охране окружающей среды, охране и использованию лесов, рыбных ресурсов, животного мира, недр.Размещено на http://www.allbest.ru/

В противостоянии представительных и исполнительных органов власти, местного самоуправления, что усугубляет неэффективность работы.Размещено на http://www.allbest.ru/

В неспособности правоохранительных органов обеспечить контроль и надзор за выполнением законов об охране окружающей среды.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В массовом эколого-правовом нигилизме, неуважение эколого-правовых требований, нарушение и невыполнение их.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Основные этапы решения проблемы экологического кризиса на Земле

Необходимые мероприятия по предотвращению дальнейшего углубления экологического кризиса и их основные этапы.

1. Нормативно-правовой этап.

Необходимость правового регулирования решения экологических проблем объясняется тем, что государству (содружеству государств) необходимо регламентировать правила взаимодействия общества и природы в масштабах всей планеты, а с помощью законодательных норм обеспечить ее надлежащее качество в условиях хозяйственной деятельности. Т.е. в данном случае экологическая функция государства является правовой по форме и экологической по содержанию. Нормы права, служащие средством реализации экологического законодательства, называются эколого-правовыми. В качестве базовых в мировой практике используются нормы природоохранного и ресурсосберегающих законодательств. В Российской Федерации в 1991 г. Был принят закон «Об охране окружающей природной среды» Очевидно, что без определения точных параметров состояния природных объектов и человека не может быть установлен факт экологического нарушения. Поэтому нормирование качества окружающей природной среды является одной из главных целей Закона ООПС, что и нашло отражение в концептуальном и подробном рассмотрении данного вопроса в одном из его разделов.

Закон, определяя меру разумного сочетания интересов обеих сторон конфликта, ориентируется на допустимые уровни (параметры) антропогенных воздействий, превышение которых создает опасность для природной среды и здоровья человека.

Конечная цель нормирования - обеспечение научно обоснованного сочетания экономических и экологических интересов, т.е. своего рода компромисс между экономикой и экологией.

Нормативы становятся юридически обязательными с момента утверждения его компетентными органами. Наиболее важными для эффективного действия правовых механизмов являются следующие направления:

гигиеническое нормирование качества окружающей среды,

Размещено на http://www.allbest.ru/

экологическое нормирование допустимых нагрузок на экосистемы,

Размещено на http://www.allbest.ru/

регламентация объемов загрязнений и отходов, поступающих в ОПС;Размещено на http://www.allbest.ru/

регламентация использования природных ресурсов. Размещено на http://www.allbest.ru/

2.Информационное обеспечение деятельности по предотвращению экологического кризиса

Проблема информационного обеспечения всего спектра задач по оценке уровня загрязнения, состояния, контроля изменений и прогноза развития ОПС. Оперативная и репрезентативная оценка необходимых параметров по всем проблемным объектам является основой формирования позиции административных и контролирующих органов власти в целом по всему спектру природоохранных вопросов.

В соответствии с законом информационное обеспечение в экологической сфере - это сбор, систематизация, обработка, анализ, хранение и выдача потребителю экономически значимой информации об экологической сфере органом власти, организацией или информационно-технической системой.

Начальный этап данной задачи - создание эффективной системы измерений и сбора информации о параметрах состояния объектов наблюдения или уровней их загрязнений. Подобная измерительная система будет эффективной, если будет охватывать диапазон параметров состояния биосферы от самого детального масштаба, например, локальный разлив нефти в результате аварии на трубопроводе, до планетарного, например, загрязнение воздуха в промышленных районах, его переноса в третьи страны и выпадение в виде «кислотных дождей».

Сохранение высокого уровня эффективности использования полученных данных о состоянии ОПС требует оформления измерительной системы в виде единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). В ее функции помимо сбора и обработки получаемых данных входит оценка состояния и прогноз развития природного объекта. Реализация этих функций невозможна без использования геоинформационных систем (ГИС).

Таким образом, функциональное объединение системы мониторинга и ГИС-технологий, имеющих свои индивидуальные свойства (измерение, сбор, систематизация, обработка исходных данных с одной стороны и оперативное формирование и выдача по запросу необходимых, исчерпывающих данных о сегодняшнем (текущем) или прогнозируемом (в будущем) состоянии ОС с другой), дает возможность сформировать эффективное информационное обеспечение для оперативного определения (расчета или моделирования) необходимых действий по нормализации возникающих кризисных явлений в биосфере.

3. Экологизация областей взаимодействия природы и человека

Угроза глобального экологического кризиса все больше заставляет рассматривать человеческую деятельность сквозь призму законов живой природы. Реальность потери жизненного пространства настоятельно требует разработки системы сдерживающих мер, способных остановить разрушающее «наступление» цивилизации на благоприятные природные условия местообитаний растительности и животного мира. Поэтому, имея наиболее полное представление о проблемах «нашего дома», т.е. биосферы, экология в состоянии оперировать не только достижениями других разделов биологии, но и обосновать использование экологических принципов как в развитии смежных наук о Земле, физики, химии, математики, так и за пределами естественных наук - в экономике, политике, социологии, этике.

Такой процесс формирования межотраслевых методов учета экологических факторов в различных научно-технических и социальных областях взаимоотношений цивилизации с ОС получил название экологизации и в основных чертах рассматривается ниже.

4.Экологизация общественного производства

Представление об уровне, видах и территориальном распространении загрязнений в биосфере, их источниках, а также о состоянии важных для существования живых организмов природных объектов позволяет перейти к решению вопросов снижения техногенного давления на природу. Приоритетным направлением является разработка методов эффективной очистки загрязнений промышленного и агротехнического производства, снижение их отходности и прежде всего для особо вредных веществ, уменьшение использования природных ресурсов (ресурсоемкости) в производстве, т.е. постепенный переход к оборотным схемам. Внедрение подобных технологических принципов и мероприятий по сокращению уровня «заимствований» у природы и обратных выбросов загрязнений составляет суть экологизации общественного производства.

Для основных загрязнителей биосферы наиболее актуальными направлениями экологизации являются следующие:

в промышленном производстве: изменение отраслевой структуры с уменьшением числа природоемких и высокоотходных технологий, мноРазмещено на http://www.allbest.ru/

гократным технологическим использованием отходов производства, внедрение высокоэффективных способов очистки и утилизации сохраняющихся вредных побочных продуктов, отказ от выпуска экологически опасной продукции и др.;

в энергетике: разработка и переход на Размещено на http://www.allbest.ru/

водородную или иные экологически чистые схемы способов выработки энергии, например, солнечную или ветровую, сокращение доли энергии, вырабатываемой на углеводородном сырье;

в сельском хозяйстве: ограничение использования солевых форм минеральных удобрений Размещено на http://www.allbest.ru/

с заменой их органическими и органно-минеральными, позволяющими существенно сократить вредное влияние на продукцию, почво-грунты и водную среду; существенное уменьшение применения пестицидов и заменой их на биосредства борьбы с вредителями, исключения гормональных стимуляторов роста и химдобавок в корм животных, применение наиболее щадящих методов обработки земли;

для транспорта: сокращение выбросов СО, СО2 , «экологический» учет при организации его движения, постепенное сокращение доли использования личногРазмещено на http://www.allbest.ru/

о транспорта, разработка экологически более безопасных видов топлива, защита от шума;

для физических полей: уменьшение воздействия радиации, электро- магнитного излучения, электростатических полей и др.Размещено на http://www.allbest.ru/

Для всех перечисленных задач по экологизации производства приоритетным моментом является разработка технологий с наименьшей ресурсоемкостью и отходностью производства, т.е. с минимальным неблагоприятным экологическим воздействием. В случае, когда это невозможно осуществить (в основном при большой общественной значимости получаемой продукции), то функцию минимизации экологического ущерба до обоснованного уровня выполняет уже система очистки загрязнений или утилизации отходов.

В целом значение данного этапа состоит в том, что рассматриваемые мероприятия призваны обеспечить на технологическом уровне перелом тенденции роста техногенного давления на ОС на его уменьшение.

5. Экологизация экономики

Экономический рост, связанный с удовлетворением потребностей резко возросшего населения планеты поставил под угрозу уничтожения базис жизнеобеспечения биосферы. Необходим переход на новый способ существования, совместимый уже со значительно оскудевшим природным потенциалом Земли. На пути экономического развития общества возникли два лимитирующих фактора:

ограничение возможности окружающей среды принимать и ассимилировать отходы производства;

Размещено на http://www.allbest.ru/

природная невозобновляемость большинства используемых природных ресурсов.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В этой безальтернативной ситуации, как считают большинство исследователей, необходимо снизить природоресурсное потребление и существенно поднять качественный уровень и КПД его использования. Необходимым условием для системного решения данной проблемы является экологизация экономики. Ее основные составляющие:

приоритет в развитии и инвестиционной поддержке имеют ресурсосберега-ющие технологии;Размещено на http://www.allbest.ru/

осуществление экономического учета экологических условий, факторов и объектов при планировании экономики;

Размещено на http://www.allbest.ru/

учет экологических ограничений и реализация принципа сбалансированности в экономике природопользования, т.е. в природной среде не должен быть превышен уровень обеспечения собственных процессов жизнеобеспечения и регуляции;Размещено на http://www.allbest.ru/

формирование и развитие гибкой системы платы за использование (в пределах нормативов и сверх нормативов) природных ресурсов, а также при загрязнении природных объектов;Размещено на http://www.allbest.ru/

формирование гибкой налоговой политики с учетом экологических норм: снижение налоговых платежей при проведении природоохранных мероприятий, снижении уровня загрязнения ОС, уменьшении ресурсоемкости и, напротив, значительное увеличение налогов в обратных случаях;Размещено на http://www.allbest.ru/

рост уровня общественного производства осуществляется за счет качественных изменений его структуры и технологий с учетом экологических факторов.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Значение данного этапа состоит в том, чтобы поддержать природоохранную деятельность не только на действующих предприятиях, но и уже на этапе принятия и развертывания планов развития экономики минимизировать или исключить полностью экологически неблагоприятные схемы воздействия на ОС.

6.Об экологизации социальной среды и организации экологического образования

Внедрение экологических нормативов и принципов в общественное производство и экономику может создать реальные предпосылки для постепенного перехода человеческой цивилизации от антропоцентрического (бесконтрольного потребления) принципа существования к управляемому с приоритетом законов природы (биоцентрическому). Ее решение невозможно осуществить без мобилизации усилий всего мирового социума по выработке и реализации новых схем существования цивилизации в условиях усложнившихся экологических условий, т.е. без экологизации социальной среды. Практически все фундаментальные и прикладные отрасли естественных и значительная часть гуманитарных наук, разработки которых составляют каркас общественного производства, «повинны» в формировании сложившейся экологической ситуации. Поэтому их участие и использование научного потенциала в разрешении как существующих, так и назревающих кризисных ситуаций на планете, создании экологически благоприятных технологий и правил взаимодействия с биосферой весьма актуально как в научном, так и в нравственном отношении.

Этому способствует принятая система экологического образования как в России, так и в остальном цивилизованном мире. Она призвана подготовить гносеологическую и морально-нравственную основу поворота вектора поведения человечества от принципов бесконтрольного потребления (антропоцентризма), т.е. подпиливания собственной опоры, к учету природных законов и сохранения биосферы в виде саморегулирующей системы.

7.Международное сотрудничество

Одно из важнейших направлений международного сотрудничества - международно-правовая регламентация охраны окружающей среды, которая должна опираться на общепризнанные нормы международного права. Основные эколого-правовые принципы были выработаны совместными усилиями членов международного сообщества (государств, международных организаций, включая ООН, и конференций). Их основу можно сформулировать следующим образом:

приоритетность экологических прав человека;Размещено на http://www.allbest.ru/

суверенитет государств на природные ресурсы своей территории;

Размещено на http://www.allbest.ru/

недопустимость экологического благополучия одной страны за счет Размещено на http://www.allbest.ru/

нанесения экологического вреда другой;

экологический контроль на всех уровнях;

Размещено на http://www.allbest.ru/

свободный международный обмен экологической информацией;Размещено на http://www.allbest.ru/

взаимопомощь государств в чрезвычайных обстоятельствах;

Размещено на http://www.allbest.ru/

разрешение эколого-правовых споров мирными средствами.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Объектами международного экологического сотрудничества считаются такие, оценку состояния которых, уровень их загрязнения, проведение природоохранных мероприятий и предотвращение ущербов от их неблагоприятных воздействий на окружающие территории, невозможно осуществить силами отдельных государств.

Среди них выделяют две категории объектов: не входящие и входящие в юрисдикцию государств. Первые - это воздушный бассейн, космос, Мировой океан, Антарктика, мигрирующие виды животных. Эти объекты охраняются и используются в соответствии с нормами международного экологического права. Вторые - это объекты, входящие в юрисдикцию государств: международные реки, моря, озера; объекты мирового природного наследия, занесенные в Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений.

Охраной окружающей природной среды занимаются многие международные организации и конференции, на которых, начиная со Стокгольмской конференции от 1972г., вырабатывались и принимались основные решения. Ведущая роль принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированным органам. Одним из главных органов ООН является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), в рамках которого действуют национальные и региональные комиссии и комитеты.

Организация объединенных наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО) создана в 1948 г.; штаб-квартира находится в Париже.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) также учрежден в 1948 г. Эта неправительственная организация представляет около 100 стран. По инициативе МСОП ведется Красная книга. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) образована в 1946 г., занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой, консолидируется с ЮНЕП, МАГАТЭ и др. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) образовано в 1957 г. для обеспечения ядерной безопасности и охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения. Неподчинение государств требованиям МАГАТЭ может вызвать применение экономических санкций по решению Совета Безопасности ООН.

Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) создана в 1947 г. Ее основная задача - изучение и обобщение воздействий человека на климат планеты. Она работает, главным образом, в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Международная морская организация (ИМО) создана в 1948 г., действует в области морского судоходства и охраны моря от загрязнения. При ее участии разработаны конвенции по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами. Сельскохозяйственная и продовольственная организация (ФАО) организована в 1945 г. Сфера ее деятельности - сельское хозяйство и мировые продовольственные ресурсы, участие во многих экологических программах ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП. Наряду с этим, массовое распространение получили также международные формальные и неформальные движения за сохранение жизни на Земле, что является объективной необходимостью, т.к. они осуществляют повсеместный и оперативный экологический контроль и способствуют своевременной постановке злободневных вопросов на международном уровне.

8. Об экологии, взаимодействии наук и ответственности за сохранение биосферы

Все вышеперечисленные проблемы и этапы необходимых действий для «нормализации» наших взаимодействий с окружающей средой и огромная трудность определения способов их решения, ставят на повестку дня вопрос об определении центра тяжести или ответственности за положительный для цивилизации исход. Эта участь предназначена для экологии - науки, предметом изучения которой являются объекты негативного воздействия -экологические системы, представляющие все множество организмов и природных условий их местообитаний.

Однако для эффективных решений по сохранению саморегулирующей способности биосферы этого пока явно недостаточно. Для полного использования возможностей отраслевых научно-технических дисциплин в решении экологических проблем необходимо привлечение к решению проблем «участников всех технологических разработок, которые способствовали формированию экологических нарушений» и организация соответствующих эколого-отраслевых объединений (блоков) по преодолению их последствий. Это обеспечит учет экологических требований и принципов при выработке эффективных решений отраслями фундаментальных наук. Поэтому в деятельности самих объединений должны гармонично совмещаться следующие функции:

экологическая, оРазмещено на http://www.allbest.ru/

пределяющая общую постановку и дифференциацию проблем, безопасные уровни хозяйственных и бытовых загрязнений, обеспечивающая контроль выполнения средозащитных мероприятий и соответствия производимых действий экологическим стандартам;

отраслевая Размещено на http://www.allbest.ru/

по разработке, подготовке и непосредственному выполнению средозащитных мероприятий (технологий по снижению загрязнений, отходов производства, ресурсоемкости и др.).

Наряду с этим, должна быть продумана система горизонтальных связей на эколого-отраслевом уровне между блоками, решающими вопросы уменьшения антропогенного давления разных техногенных источников, например, на одну и ту же водную экосистему или на взаимодействующие природные объекты. Это обеспечит единство и неразрывность в методических подходах и необходимую системность в решении экологических проблем.

Итак, для экологии актуально:

обоснованиеРазмещено на http://www.allbest.ru/

и формирование перечня кризисных задач по предотвращению

негативных техногенных воздействий на биосферу;

определение уровней возможного техногенного воздействия на экосистемы по всему спектру взаимодействия биосферы и техносферы;

Размещено на http://www.allbest.ru/

определение экологических требований и корректность их учета при постановке и выполнении соответствующих средозащитных работ;

Размещено на http://www.allbest.ru/

организация контроля состояния окружающей среды.Размещено на http://www.allbest.ru/

Для отраслевых научных направлений:

разработка схем функционирования межотраслевых блоков-адаптеров по кризисным задачам;

Размещено на http://www.allbest.ru/

разработка и реализация в соответствии с данными задачами Размещено на http://www.allbest.ru/

методов и технологий защиты окружающей среды, ресурсосберегающего и малоотходного производства, управления эколого-техносферными системами и др.;

определяют уровень затрат и возможности их минимизации приРазмещено на http://www.allbest.ru/

реализации планируемых средозащитных антикризисных мероприятий;

обеспечивают выполнение усложняющихся требований по Размещено на http://www.allbest.ru/

защите окружающей среды.

Логику подобного антикризисного объединения научно-технических сил в целом можно объяснить следующим образом:

невозможно с позиций лишь одной экологии объять столь обширнейшую и чрезвычайно разноплановую область современного и постоянно усложняющегося кризиса взаимодействия цивилизации и биосферы;

Размещено на http://www.allbest.ru/

если предпринять адекватное существующим проблемам расширение сферы эффективного влияния самой экологии и уже сформировавшихся межотраслевых экологических объединений, то это приведет лишь к очевидной гипертрофии науки и потере ее гибкости и существующих возможностей;Размещено на http://www.allbest.ru/

основной целью научно-технической деятельности до настоящего времени было развитие цивилизации, рост благосостояния и независимости от природных факторов. Разрозненные попытки уменьшения техногенного давления на ОПС не дали сколько-нибудь заметных результатов; Размещено на http://www.allbest.ru/

только системное Размещено на http://www.allbest.ru/

«экологическое» объединение всех «сопричастных» к кризису наук и технологий позволит выработать и реализовать оптимальные решения по его преодолению;

основная функциональная нагрузка приходится на фундаментальные науки, что, конечно же, не приведет к их гипертрофии, так как давление кризиса разделяется на многие составляющие. Кроме этого, в этом случае обеспечивается высокий научный уровень решения кризисных задач, так какРазмещено на http://www.allbest.ru/

отраслевые блоки сохраняют связь с соответствующими фундаментальными науками;

такой подход к решению задач имеет гораздо большие возможности планирования разработок и реализации антикризисных мероприятий, поскольку основная часть работ будет выполняться сложившимися отраслевыми науками;Размещено на http://www.allbest.ru/

упрощается планирование расходов на проведение антикризисных мероприятий, увеличивается их достоверность и прозрачность вследствие оценки подавляющей части работ по освоенным нормативам.Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные элементы и особенности экологического кризиса, его последствия. Химическое, физическое и биологическое загрязнение. Концентрация нефтепродуктов в районах Мирового океана. Характеристики источников вибраций. Пути выхода из экологического кризиса.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2013

    Исторический обзор развития человечества и экологические последствия его деятельности. Флуктуации в биосфере под воздействием антропогенного фактора. Основные направления развития цивилизации и выхода из современного глобального экологического кризиса.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2010

    Факторы мирового экологического кризиса. Влияние потребительской деятельности человека на природу Самарского края. Анализ экологической проблемы и природопользования. Экологические проблемы человечества, их свясь с экономическими и социальными проблемами.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2008

    Понятие экологического кризиса. Глобальные экологические проблемы: ядерные катастрофы; воздействие промышленности на природу; изменения видового и популяционного состава фауны и флоры. Загрязнение биосферы токсическими и радиоактивными веществами.

    реферат , добавлен 19.04.2013

    Причины экологического кризиса и его глобальный характер. Актуальные проблемы обращения с отходами производства и потребления. Развитие земель лечебно-оздоровительных местностей. Основные пути решения экологической проблемы в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 12.09.2011

    Причины исчезновения растительных и животных видов, генофонда флоры и фауны Земли. Пути преодоления экологического кризиса. Классификация экологических факторов по природе источников и характеру действия. Влияние состояния среды на здоровье людей.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2015

    Причины возникновения экологического кризиса в странах Персидского залива. Признаки экологического кризиса в Кувейте, Саудовской Аравии, мероприятия по сохранению окружающей среды и биологического разнообразия видов. Проблемы акватории Персидского залива.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    Глобальные проблемы изменения климата и загрязнение окружающей среды. Истощение сырьевых и энергетических ресурсов. Неконтролируемый прирост населения. Основные принципы управления качеством окружающей среды. Пути выхода России из экологического кризиса.

    контрольная работа , добавлен 02.02.2012

    Острота экологического кризиса. Становление экологического сознания. Основа экологического образования. Подготовка специалистов-экологов в России. Охрана окружающей среды и природопользование. Формирование экологической культуры. Задачи создания экопарка.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2011

    Хозяйственная деятельность человека как источник загрязнения окружающей среды. Основные виды и классификация антропогенных воздействий на природу. Понятие глобального экологического кризиса. Перспективы взаимоотношений человеческой цивилизации и биосферы.

Экологическим кризисом называют сложившееся в настоящее время состояние взаимоотношений между человеческим обществом и окружающей природной средой, в которой человек живет, в которой до предела обострены противоречия между экономическими интересами общества в потреблении и использовании природной среды и экологическими требованиями обеспечения сохранности, качества этой среды для выживания самого общества.

В структуре экологического кризиса, выделяют две стороны - естественную и социальную. Естественная сторона объединяет в себе признаки деградации, разрушения природной среды:

глобальное потепление климата, парниковый эффект;

общее ослабление озонового слоя Земли; появление озоновых дыр;

загрязнение атмосферы, образование кислотных дождей, фотохимические реакции с образованием озона, перекисных соединений из CnHm;

загрязнение мирового океана, захоронение в нем радиоактивных отходов (дампинг), загрязнение нефтью, нефтепродуктами, пестицидами, ПАВ, тяжелыми металлами, тепловое загрязнение;

загрязнение и истощение поверхностных вод, нарушение баланса между поверхностными и грунтовыми водами;

загрязнение поверхности земли всем комплексом загрязнителей: ТБО, тяжелыми и радиоактивными элементами, изменение геохимии земли и грунтовых вод;

сокращение лесных площадей в результате пожаров, промышленных рубок, потерь уже заготовленной древесины, кислотных дождей, незаконных порубок, вредных насекомых и болезней, поражений промышленными выбросами (в том числе - ядерные аварии);

деградация почв, опустынивание в результате сведения лесов, нерационального землепользования, засухи, перевыпаса скота, нерационального орошения (заболачивание, засоление);

освобождение существующих и возникновение новых экологических ниш, заполнение их нежелательными живыми организмами;

нарушение экологического баланса в глобальных и региональном масштабах, общее перенаселение планеты и высокая плотность населения в различных регионах, ухудшение качества среды жизни в городах.1. Основные этапы решения проблемы экологического кризиса на ЗемлеНеобходимые мероприятия по предотвращению дальнейшего углубления экологического кризиса и их основные этапы.

1. Нормативно-правовой этап.Необходимость правового регулирования решения экологических проблем объясняется тем, что государству (содружеству государств) необходимо регламентировать правила взаимодействия общества и природы в масштабах всей планеты, а с помощью законодательных норм обеспечить ее надлежащее качество в условиях хозяйственной деятельности. Т.е. в данном случае экологическая функция государства является правовой по форме и экологической по содержанию. Нормы права, служащие средством реализации экологического законодательства, называются эколого-правовыми. В качестве базовых в мировой практике используются нормы природоохранного и ресурсосберегающих законодательств. В Российской Федерации в 1991 г. Был принят закон «Об охране окружающей природной среды» Очевидно, что без определения точных параметров состояния природных объектов и человека не может быть установлен факт экологического нарушения. Поэтому нормирование качества окружающей природной среды является одной из главных целей Закона ООПС, что и нашло отражение в концептуальном и подробном рассмотрении данного вопроса в одном из его разделов.Закон, определяя меру разумного сочетания интересов обеих сторон конфликта, ориентируется на допустимые уровни (параметры) антропогенных воздействий, превышение которых создает опасность для природной среды и здоровья человека.Конечная цель нормирования - обеспечение научно обоснованного сочетания экономических и экологических интересов, т.е. своего рода компромисс между экономикой и экологией.Нормативы становятся юридически обязательными с момента утверждения его компетентными органами. Наиболее важными для эффективного действия правовых механизмов являются следующие направления:гигиеническое нормирование качества окружающей среды, экологическое нормирование допустимых нагрузок на экосистемы, регламентация объемов загрязнений и отходов, поступающих в ОПС, регламентация использования природных ресурсов.


2.Информационное обеспечение деятельности по предотвращению экологического кризиса Проблема информационного обеспечения всего спектра задач по оценке уровня загрязнения, состояния, контроля изменений и прогноза развития ОПС. Оперативная и репрезентативная оценка необходимых параметров по всем проблемным объектам является основой формирования позиции административных и контролирующих органов власти в целом по всему спектру природоохранных вопросов.В соответствии с законом информационное обеспечение в экологической сфере - это сбор, систематизация, обработка, анализ, хранение и выдача потребителю экономически значимой информации об экологической сфере органом власти, организацией или информационно-технической системой. Начальный этап данной задачи - создание эффективной системы измерений и сбора информации о параметрах состояния объектов наблюдения или уровней их загрязнений. Подобная измерительная система будет эффективной, если будет охватывать диапазон параметров состояния биосферы от самого детального масштаба, например, локальный разлив нефти в результате аварии на трубопроводе, до планетарного, например, загрязнение воздуха в промышленных районах, его переноса в третьи страны и выпадение в виде «кислотных дождей».Сохранение высокого уровня эффективности использования полученных данных о состоянии ОПС требует оформления измерительной системы в виде единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). В ее функции помимо сбора и обработки получаемых данных входит оценка состояния и прогноз развития природного объекта. Реализация этих функций невозможна без использования геоинформационных систем (ГИС).Таким образом, функциональное объединение системы мониторинга и ГИС-технологий, имеющих свои индивидуальные свойства (измерение, сбор, систематизация, обработка исходных данных с одной стороны и оперативное формирование и выдача по запросу необходимых, исчерпывающих данных о сегодняшнем (текущем) или прогнозируемом (в будущем) состоянии ОС с другой), дает возможность сформировать эффективное информационное обеспечение для оперативного определения (расчета или моделирования) необходимых действий по нормализации возникающих кризисных явлений в биосфере.

3. Экологизация областей взаимодействия природы и человекаУгроза глобального экологического кризиса все больше заставляет рассматривать человеческую деятельность сквозь призму законов живой природы. Реальность потери жизненного пространства настоятельно требует разработки системы сдерживающих мер, способных остановить разрушающее «наступление» цивилизации на благоприятные природные условия местообитаний растительности и животного мира. Поэтому, имея наиболее полное представление о проблемах «нашего дома», т.е. биосферы, экология в состоянии оперировать не только достижениями других разделов биологии, но и обосновать использование экологических принципов как в развитии смежных наук о Земле, физики, химии, математики, так и за пределами естественных наук - в экономике, политике, социологии, этике.Такой процесс формирования межотраслевых методов учета экологических факторов в различных научно-технических и социальных областях взаимоотношений цивилизации с ОС получил название экологизации и в основных чертах рассматривается ниже.

4.Экологизация общественного производстваПредставление об уровне, видах и территориальном распространении загрязнений в биосфере, их источниках, а также о состоянии важных для существования живых организмов природных объектов позволяет перейти к решению вопросов снижения техногенного давления на природу. Приоритетным направлением является разработка методов эффективной очистки загрязнений промышленного и агротехнического производства, снижение их отходности и прежде всего для особо вредных веществ, уменьшение использования природных ресурсов (ресурсоемкости) в производстве, т.е. постепенный переход к оборотным схемам. Внедрение подобных технологических принципов и мероприятий по сокращению уровня «заимствований» у природы и обратных выбросов загрязнений составляет суть экологизации общественного производства.Пути выхода из глобального экологического кризисаАнализ экологического и социально-экономической обстановки РФ позволяет выделить 5 основных направлений выхода РФ из глобального экологического кризиса.Экология технологий

Развитие и совершенствование экономики механизма охраны окружающей среды Административно-правовое направлениеЭколого-просветительное

Международно-правовоеВсе компоненты биосферы охранять надо не по отдельности, а в целом как единую природную систему. Согласно федерального закона об «охране окружающей среды» (2002г.) основными принципами охраны окружающей среды является:Соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду.Рациональное и не расточительное природопользованиеСохранение биологического разнообразия Платность природопользования и возмещение вреда окружающей средеОбязательное проведение государственной экологической экспертизыПриоритет сохранения естественных экосистем природных ландшафтов и комплексов

Соблюдение прав каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Важнейшим природоохранным принципом является научно – обоснованное сочетание экономических, экологических и социальных интересов (1992г.)

Международная конференция ООН в Рио-де-Жанейро.

Влияние среды жизни и ее антропогенных изменений на здоровье человека. Факторы экологического риска для здоровья человека. Заболевания, связанные с низким качеством окружающей среды. Геном человека. Критерии оценки деградации окружающей среды по медико-социальной шкале Н.Ф. Реймерса.

К таким болезням относится грипп, коклюш, свинка, дифтерия, корь и другие. Возбудители этих болезней попадаю в воздух при кашле, чихании и даже при разговоре больных людей.Особую группу составляют инфекционные болезни, передающиеся при тесном контакте с больным или при пользовании его вещами, например, полотенцем, носовым платком, предметами личной гигиены и другими, бывшими в употреблении больного. К ним относятся венерические болезни (СПИД, сифилис, гонорея), трахома, сибирская язва, парша. Человек, вторгаясь в природу, нередко нарушает естественные условия существования болезнетворных организмов и становится сам жертвой природно-очаговых болезней.Люди и домашние животные могут заражаться природно-очаговыми болезнями, попадая на территорию природного очага. К таким болезням относят чуму, туляремию, сыпной тиф, клещевой энцефалит, малярию, сонную болезнь.Факторы, источники и последствия экологической опасности.

Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.

Р. Эмерсон. Под термином «опасность» понимается такая ситуация в окружающей среде, когда при определенных условиях возможно возникновение нежелательных событий, явлений и процессов (опасных факторов), воздействие которых на человека и окружающую среду может привести к одному из следующих последствий или их совокупности:

§ Отклонению здоровья человека от среднестатистического значения;

§ Ухудшению состояния окружающей среды.

Экологические факторы опасности – обусловлены причинами природного характера (неблагоприятными для жизни человека, растений и животных климатическими условиями, физико-химическими характеристиками воды, атмосферы, почв, природными бедствиями и катастрофами).

Социально-экономические факторы опасности – обусловлены причинами социального, экономического и психологического характера (недостаточным уровнем питания, здравоохранения, образования, обеспечения материальными благами; нарушенными общественными отношениями, недостаточно развитыми социальными структурами).

Техногенные факторы опасности – обусловлены хозяйственной деятельностью людей (чрезмерными выбросами и сбросами в окружающую среду отходов хозяйственной деятельности; необоснованными отчуждениями территорий под хозяйственную деятельность; чрезмерным вовлечением в хозяйственный оборот природных ресурсов и т.д.)

Военные факторы опасности – обусловлены работой военной промышленности (транспортировкой военных материалов и оборудования, испытанием и уничтожением образцов оружия, функционированием всего комплекса военных средств в случае военных действий).

При изучении проблемы безопасности человека и природной среды все эти факторы необходимо рассматривать в комплексе, с учетом их взаимного влияния и связей.

Причинами экологической опасности являются технологический и экологический кризисы.

Геном человека - совокупность наследственного материала, заключенного в клетке человека. Человеческий геном состоит из 23 пар хромосом, находящихся в ядре, а также митохондриальной ДНК. Двадцать две аутосомные хромосомы, две половые хромосомы Х и Y, а также митохондриальная ДНК человека содержат вместе примерно 3,1 млрд пар оснований. В ходе выполнения проекта «Геном человека» была определена последовательность ДНК всех хромосом и митохондриальной ДНК. В настоящее время эти данные активно используется по всему миру в биомедицинских исследованиях. Полное секвенирование выявило, что человеческий геном содержит 20 000-25 000 генов, что значительно меньше, чем ожидалось в начале проекта. Только 1,5 % всего генетического материала кодирует белки или функциональную РНК. Остальная часть является некодирующей ДНК, которую часто называют мусорной ДНК.экологическую оценку можно дать в виде констатации наблюдаемых процессов, в которой всегда присутствуют эмоциональные, субъективные элементы, в виде сравнения с нормативами законов 1 и 10 процентов и в форме отклонения реально наблюдаемой смертности населения от теоретически предельного стандартизированного показателя. Описание также должно основываться на какой-то классификации, базирующейся на едином критерии. Предполагается использовать показатели темпов самовосстановления природных систем (если самовосстановление возможно) и качественно-количественного состояния биомассы и биологической продуктивности этих систем. При этом можно выделить следующие градации: 1) естественное состояние - наблюдается лишь фоновое антропогенное воздействие, биомасса максимальна, биологическая продуктивность минимальна; 2) равновесное состояние - скорость восстановительных процессов выше или равна темпу нарушений, биологическая продуктивность больше естественной*,Повышение биологической продуктивности может быть замаскировано промыслом или деструкцией живого от загрязнения.

биомасса начинает снижаться; 3) кризисное состояние - антропогенные нарушения превышают по скорости естественно-восстановительные процессы, но сохраняется естественный характер экосистем, биомасса снижена, биологическая продуктивность резко повышена; 4) критическое состояние - обратимая замена прежде существовавших экологических систем под антропогенным воздействием на менее продуктивные (частичное опустынивание), биомасса мала и как правило снижается; 5) катастрофическое состояние - труднообратимый процесс закрепления малопродуктивных экосистем (сильное опустынивание), биомасса и биологическая продуктивность минимальны; 6) состояние коллапса - необратимая утеря биологической продуктивности, биомасса стремится к нулю.

Помимо природно-экологической классификации угасания природы необходима медико-социальная шкала, так как населенные места не могут быть охвачены такой классификацией. То здесь, то там люди требуют объявить их город или регион зоной экологического бедствия, экологической катастрофы и т. д. По-человечески их понять можно и поддержать необходимо, но более целесообразны объективные критерии. Иначе трудно понять, где положение бедственнее или катастрофичнее. Предлагаются следующие четыре градации, учитывающие только что изложенную классификацию состояний природы.

1. Благополучная ситуация - происходит устойчивый рост продолжительности жизни, заболеваемость снижается.

2. Зона напряженной экологической ситуации (экологически проблемная зона): ареал, в пределах которого наблюдается переход состояния природы от кризисного к критическому, и территория, где отдельные показатели здоровья населения (заболеваемость детей, взрослых, чисто психических отклонений и т. п.) достоверно выше нормы, существующей в аналогичных местах страны, не подвергающихся выраженному антропогенному воздействию данного типа, но это не приводит к заметным и статистически достоверным изменениям продолжительности жизни населения и более ранней инвалидности людей, профессионально не связанных с источником воздействия. Учитывать необходимо различные группы населения - коренного, мигрантов и т. п.*В этом и в остальных случаях показатели здоровья населения могут быть как нату-ральными, так и расчетными. При этом последним следует отдавать предпочтение: нельзя из людей делать подопытных кроликов. Расчетные показатели полезны для предотвращения дальнейшего ухудшения здоровья населения.

3. Зона экологического бедствия: ареал, в пределах которого наблюдается переход от критического состояния природы к катастрофическому и территория, в пределах которой в результате антропогенного (реже природного) воздействия невозможно социально-экономически оправданное (традиционное или научно рекомендованное) хозяйство; показатели здоровья населения (преднатальная, детская смертность, заболеваемость детей и взрослых, психические отклонения и т. п.), частота и скорость наступления инвалидности достоверно выше, а продолжительность жизни людей заметно и статистически достоверно ниже, чем на аналогичных территориях, не подвергшихся подобным воздействиям или бывших в том же ареале до констатации рассматриваемых воздействий. Сопряженные изменения в показателях здоровья и смертности населения должны быть выше, чем естественно наблюдаемые колебания в пределах существующей в данном или аналогичном регионе нормы (сейчас или в прошлом).

4. Зона экологической катастрофы: переход состояния природы от катастрофической фазы к коллапсу, что делает территорию непригодной для жизни человека (например, некоторые районы Приаралья и Сахеля); возникший в результате природных или антропогенных явлений ареал, смертельно опасный для постоянной жизни людей (они могут там находиться лишь короткое время), например, зона Чернобыльской катастрофы; ареал разрушительной природной катастрофы, например, мощного землетрясения, цунами и т. п. Еще раз необходимо напомнить о возможности и предпочтительности расчетных показателей. Целесообразно выделение зон потенциально напряженной экологической ситуации, экологического бедствия и такой же катастрофы.

Исходя из всех приведенных критериев, попытаемся оценить экологическое положение в бывшем СССР и его воздействие на экосистемы мира. При этом из-за явной скудности фактического материала предпочтение отдается вышеприведенной природной классификации. Остальные параметры использованы по мере возможности.

Начнем с окружающих нашу страну акваторий, внутренних морей и озер. Протяженность морского побережья страны свыше 50 тыс. км. На нем расположено примерно 200 морских портов и портпунктов с грузовым оборотом 500 млн т в год, свыше 15 тыс. действующих морских нефтега-зоскважин. К морским портам приписано более 15 тыс. плавсредств различного типа.Очень велики бытовые стоки городов и сбросы целлюлозно-бумажной промышленности (в том числе через Ладожское озеро стоки финских предприятий). В донных отложениях моря накапливаются цинк и свинец (среднее содержание свинца в литосфере Земли 16 мг/кг, в отложениях Балтики и Северного моря его не менее чем в 10 раз больше). Постепенно растет концентрация долгоживущих радионуклидов стронция-20 и цезия-137, что характерно для всех морей Атлантики. С глубины 80 м (скачка плотности вод) наблюдается скопление сероводорода (по временам с нагоном вод из Атлантики и их перемешиванием его концентрация падает). В целом Балтийское море находится в равновесном состоянии с приближением к кризисному. Невская губа уже в кризисном состоянии с тенденцией перехода в критическое. Другие прилегающие к СССР акватории Балтийского моря также близки к кризисному состоянию. Это подтверждается неблагополучием популяций балтийской нерпы. Естественный круговорот веществ в море нарушен с приближением к запрету закона 10%. Открытые районы моря загрязнены химическими веществами нередко в размере 2 ПДК. Дальнейшее увеличение концентрации нефти на поверхности водоема в совокупности с термическим загрязнением вод может опасно изменить их энергетику. Самоочищающая способность вод у моря сохраняется.

Экологический кризис – это напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил общества к ресурсным возможностям биосферы

Современный глобальный экологический кризис может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой.

Экологический кризис можно рассматривать и как конфликт во взаимодействии биовида или рода с природой. Кризисом природа как бы напоминает о нерушимости своих законов, а нарушившие эти законы погибают. Так происходило качественное обновление живых существ на Земле.

В этой статье:

Экологические проблемы в мире

Современное состояние окружающей среды в мире характеризуется крайне негативно в связи с существующим в глобальных масштабах экологическим кризисом. Данная проблема вызвана из-за деградации окружающей среды и не способности природы к воспроизводству.

Нерациональное использование природных ресурсов, постоянный рост научно-технического прогресса идет вразрез с принципами охраны окружающей среды. Нарушение экологического равновесия в мире является следствием негативного воздействия человека на природу.

Нынешнее поколение все меньше задумывается о собственном будущем и своих детей, которые имеют право наравне со всеми на благоприятную окружающую среду.

Составляющие экологического кризиса

Существующий экологический кризис в природе можно охарактеризовать различными его составляющими:

  • значительное истощение природных запасов, а именно в мире остро ощущается нехватка пресной питьевой воды;
  • нарастающая эрозия почвы в сельском хозяйстве, вызванное неправильным использованием земли, а также удобрение химикатами, способствующими к росту сельхозпродукции, но одновременно к истощению плодородного свойства земли;
  • опустынивание территории земли, вызванное из-за масштабных рубок леса. Заготовка древесины стоит на первом месте, так как это весьма прибыльное дело, а воспроизводство на самом последнем месте;
  • загрязнение атмосферы, приводящее к росту озоновых дыр и парниковому эффекту на планете;
  • стремительное освоение космического пространства, оставляющее за собой космический мусор;
  • периодические экологические катастрофы, вызванные из-за техногенных аварий катастроф на опасных объектах, например, АЭС, нефтедобывающей промышленности.

Наиболее остро экологических кризис проявляется в неразвитых странах, а также на перенаселенных территориях, например, Африка, Индия, КНР. В ближайшем будущем ожидается полное исчезновение запасов питьевой воды, нефти и газа.

Причины экологического кризиса

Во многом происходящие негативные процессы в природе связаны с рядом причин:

  • из-за политической обстановки в мире, когда Запад пытается удерживать в своих руках все мировые запасы, в том числе путем войн и гражданских революций;
  • из-за несовершенного законодательства, которое не всегда учитывает интересы окружающей среды;
  • растущая коррупция в высших эшелонах власти, которые за деньги готовы с молотка продавать все, что только возможно и доступно в их руках;
  • нехватка квалифицированных специалистов в области охраны окружающей среды, например, экологов, агрономов, служащих лесоохраны;
  • постоянное совершенствование технологий, наносящих вред окружающей среде;
  • игнорирование в использовании альтернативных источников энергии, например, в России, которая пока еще богата нефтью и газом;
  • экономический рост стран, осуществляемый вразрез с интересами природной среды.

Пути решения экологических проблем

Чтобы выйти на новый уровень в отношении «человек – природа» и сбалансированности мировой экосистемы, человечеству стоит выработать ряд направлений.

Среди которых:

  • совершенствование технологических процессов, использующих безотходное производство, фильтрующие элементы для сброса в атмосферу загрязняющих веществ;
  • обновление экономического механизма охраны окружающей среды, когда в экономику страны закладываются мероприятия по охране и защите природы от негативного воздействия человека;
  • ужесточение мер юридической ответственности на ущерб наносимый природе, например, увеличение штрафных санкций, суммы которых могут идти на воспроизводство и восстановление окружающей среды;
  • совершенствование правовой культуры населения путем проведения с малых лет эколого-просветительских дискуссий о взаимоотношениях человека с природой;
  • и конечно, развитие международных отношений в области охраны окружающей среды.

Необходимость безотлагательного практического решения проблемы охраны окружающей среды привела к разработке в большинстве стран государственных мер законодательного, организационного и административного характера, направленных на сохранение и восстановление качества природной окружающей среды.

Более того, именно этот аспект все более становится главным направлением государственной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой, сопровождается активным использованием экономических рычагов и стимулов, в совокупности обеспечивающих достижение цели.

Вместе с тем, в ряде регионов мира и стран, к числу которых относится и Россия, результативность природоохранной деятельности не адекватна значимости проблемы и остроте кризисной обстановки.

Существенными причинами этого является недостаточная изученность состояния окружающей среды и ее изменения, взаимосвязей комплекса природных процессов с разнообразными антропогенными факторами, недостаточность финансирования.

Выход из экологического кризиса будет содействовать решению экологических проблем, в свою очередь, решение экологических проблем – необходимая предпосылка поступательного экономического развития.

Что хотелось бы видеть в будущем

Конец ХХ в. характеризуется обострением взаимоотношений человеческого общества и природы.

Оно вызвано ростом населения Земли, сохранением традиционных способов хозяйствования при нарастающих темпах расходования природных ресурсов, загрязнением окружающей среды и ограниченными возможностями биосферы к его нейтрализации.

Эти противоречия начинают тормозить дальнейший научно технический прогресс человечества, становятся угрозой его существования.

Только во второй половине ХХ в. благодаря развитию экологии и распространению экологических знаний среди населения стало очевидным, что человечество является непременной частью биосферы, поэтому покорение природы, бесконтрольное и неограниченное использование ее ресурсов и нарастающее загрязнение окружающей среды ­ тупик в развитии цивилизации и эволюции самого человека.

Важнейшее условие развития человечества ­ бережное отношение к природе, всесторонняя забота о рациональном использовании и восстановлении ее ресурсов, сохранении благоприятной окружающей среды.

Однако многие не понимают тесной взаимосвязи между хозяйственной деятельностью, ростом народонаселения и состоянием окружающей среды.

Широкое эколого природоохранное просвещение должно помочь людям в усвоении таких экологических знаний, этических норм и ценностей, использование которых необходимо для устойчивого благоприятного развития природы и общества.