Частный центр для детей с ограниченными возможностями. Посещение детского сада общего типа ребенком инвалидом

Выбирая детский сад, каждый родитель волнуется и переживает. Насколько хорошо в нем будет ребенку, сможет ли он научиться общаться с одногодками, будет ли получать необходимое внимание и заботу со стороны педагогов? Увы, но если за садик необходимо платить ежемесячно крупную сумму, то это еще не является гарантией того, что малышу будет там комфортно, а учеба пройдет эффективно. Чтобы для ваших малышей детсад стал действительным решением проблем, а не их источником, необходимо предварительно собрать об учебном учреждении максимум информации. Желательно из нескольких источников. В последнее время родители отдают своих детей именно в частные детские сады. Это сегодня очень популярно. Такие учреждения очень редко бывают сильно перегружены. В них, как правило, учатся дети одной социальной составляющей, а профессионализм педагогов более высок, чем в государственных. Тут детки могут получить больше внимания, в программы, по которым их будут обучать, более современные и результативные. Все это дает возможность каждому родителю создать идеальные условия перехода из сада в школу для своего чада. Частные детсады Москвы. Цены На данный момент по месячному взносу можно выделить три группы негосударственных детских садов: До 40 000 рублей От 40-а до 70 000 рублей От 70 000 и выше рублей Негосударственные детсады Столицы совсем скоро могут получить серьезную поддержку со стороны правительства. А это […]

Ваш ребенок с детства интересуется компьютерами? Ему легко даются физика, математика? Развить таланты в нужном направлении и получить высокий уровень знаний помогут школы с техническим уклоном! Выпускники физико-математических школ успешно сдают вступительные экзамены в ВУЗы и становятся конструкторами, инженерами в области строительства, электроники, машинно-, приборо- и ракетостроения, программистами и представителями других, значимых для общества, и высокооплачиваемых профессий. Классы с профильным обучением существенно отличаются от общеобразовательных, прежде всего, учебным планом. На данном профиле обучения углубленно изучают математику, физику и информатику: отводится много часов на теоретические и практические занятия, проводятся лекции, семинары, компьютерные уроки и презентации. Ученики активно участвуют в проектной деятельности, конкурсах и олимпиадах. Частные физико-математические школы Москвы Школ с физико-математическим уклоном на территории Москвы немало. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил действительно качественное образование, находился в здоровой психологической атмосфере, рекомендуем присмотреться к частным школам. Небольшие классы, развитая материально-техническая база, огромное количество секций и кружков, вкусная еда и наличие собственного транспорта, развозящего учеников в школу и домой – все это присуще частным школам, но на этом достоинства не заканчиваются. В частных учебных заведениях работают педагоги с высокой квалификацией, применяются авторские обучающие методики, изучают технический английский язык. Еще одна особенность – использование индивидуальных учебных планов. В зависимости от требований ВУЗа, […]

В современных условиях человек, владеющий одним языком, изначально поставлен в худшие условия, нежели билингвист, а тем более, полиглот. При прочих равных условиях его шансы на занятие высокооплачиваемой вакансии гораздо ниже, тем более, если речь идет о компании, ведущей активную международную деятельность. О перспективах карьерного роста вообще лучше умолчать: для выдвижения на высокую должность знание языков, как правило, необходимо. Список всех билингвальных детских садов Москвы Билингвальные детские сады изначально готовят детей к проживанию на мультиязычном пространстве. В нежном возрасте дети усваивают активную лексику и общеупотребительные грамматические конструкции куда лучше, чем школьники, а тем более, взрослые. В дальнейшем выпускник английского детского сада далеко опережает одноклассников в плане лингвистических достижений. Кроме того, раннее изучение иностранных языков положительно сказывается на общем развитии ребенка. Лучшие билингвальные детские сады: их отличие от обычных Практически каждый детсад Москвы, муниципальный или частный, предлагает воспитанникам кружки по изучению иностранных языков, однако билингвальными от этого не становится. Истинный билингвизм возникает тогда, когда ребенок в состоянии общаться на двух языках практически в равной степени, например, переходит с русского на английский свободно, в зависимости от речи собеседника. Кружок иностранного языка – это нужно и полезно, однако он не решает проблемы обретения коммуникативных навыков в полной мере. Приметами билингвальных садиков являются: наличие преподавателей-носителей […]

Среднее образование в частных школах дополнено разнообразными творческими и спортивными секциями, научными кружками и дополнительными занятиями по отдельным предметам. Благодаря чему только в частной школе ребёнок получит весь спектр услуг для развития своих талантов и способностей. В старших классах появляется особый вопрос – выбор профиля. Почти во всех частных школах старшие классы делятся на профильные. Чтобы не ошибиться с выбором дополнительного образования в средней школе и профиля обучения в старшей, необходимо как можно раньше заняться профориентацией школьника. Это даст вам ещё на самых ранних этапах представление о том, кем хочет стать ребёнок и кем он может стать, исходя из его собственных талантов и особенностей. Сейчас многие центры предлагают провести профориентацию сразу для всего класса, что получается значительно выгодней индивидуальных занятий. В этом обзоре мы рассмотрим наиболее популярные центры, которые помогут вам построить правильный образовательный маршрут школьника. PROFchoice Профориентация школьников на основе опыта Америки, Европы, Японии и России Один из лучших центров профориентации школьников в Москве. Центр «Гуманитарные технологии» Данный центр работает при МГУ им. Ломоносова уже на протяжении 20-и лет. Готовит школьников с пятого по 11-й классы. Предлагает девять программ развития и подготовки. Профориентация школьников в этом центре позволяет добиться максимальной результативности, так как все методики разработаны профессионалами. Центр имеет […]

Все дети разные и это факт. Большинство не выделяются особыми способностями, у них хорошая успеваемость в школе, они любят гулять, заниматься спортом и делать все то, что приносит удовольствие обычным детям. А есть иная категория - дети с особыми возможностями. Одаренные дети могут иметь способности в абсолютно разных сферах человеческой деятельности. Давно признано, что одаренность формируют в ребенке два качества: наследственность и окружающая среда, которая в той или иной мере способствует развитию ребенка. Так же, ученые определили, что одаренность к музыке проявляется раньше всего, позже одаренный к искусству ребенок стремится проявить себя, а позднее всего проявляют себя гении науки. Вундеркинды в обычной школе Вундеркинды зачастую ничем не отличаются от обычных детей, но они очень любознательны и любят задавать много вопросов. Часто взрослые или учителя просто не могут справиться с потоком информации, которую одаренные дети хотят получить от них, и как следствие маленькие гении начинают страдать от недостатка информации, которую они могут и хотят усвоить. Не редко случается, что вундеркинды в обычных школах становятся объектами травли одноклассников, так как ни для кого не секрет, что в среднестатистических школах коллектив довольно разношерстный и не все хотят учиться. Более того, одноклассники всегда с презрением относятся к ребенку, который хочет знать все. Большим недостатком […]

Летние каникулы – пора веселого беззаботного отдыха, интересных поездок. Традиционно в этот период дети едут с родителями оздоровляться на море, путешествуют. Но если по объективным причинам организовать семейный отдых не получается – это не повод для огорчения. Многие частные школы Москвы работают летом, некоторые даже переезжают на летний период за город, в уютные тихие места с чистым воздухом и живописной природой. Работа летней школы существенно отличается. Здесь нет обязательных предметов, скучных лекций, не ставят отметок и не заставляют выполнять домашние задания. Дети играют вместе со сверстниками, находят новых друзей, веселятся. Как правило, руководство разрабатывает полезные образовательные и интересные культурно-развлекательные программы. Ребята находятся под постоянным присмотром воспитателей, охранников и медицинских работников, накормлены. Это отличная возможность прекрасно отдохнуть и с пользой провести время, получить незабываемые впечатления и зарядиться позитивом. Что же предлагают летние школы в 2017 году? Российская международная школа Адрес: Подмосковье, пос. Барвиха д. 42, возраст – 7–14 лет Подмосковье, пос. Жуковка д. 43 А, для детей 2–6 лет Режим работы: с 01.06 по 31.08 Питание: 5 раз в день В летней школе ребята получат не только полноценный отдых, насыщенный интересными мероприятиями, конкурсами и подвижными играми, но и курс английского языка. Детей обучают по эффективной коммуникативной методике опытные преподаватели из Англии. […]

Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям ограниченными возможностями здоровья в детском саду

В дошкольных образовательных организациях обеспечиваются доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья; осуществляется индивидуально ориентированный подход к побору и разработке образовательного маршрута каждому ребенку, независимо от уровня его развития, нарушения и состояния здоровья; расширяется и обновляется спектр образовательных услуг; все участники образовательного процесса обеспечиваются высококвалифицированной коррекционной, психолого-педагогической и медико-социальной помощью.

В соответствии с Законом об образовании РФ для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях создаются специальные образовательные условия. Рекомендации по созданию специальных условий, необходимых для образования каждого конкретного ребенка с ОВЗ в городе Москве дает Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия . на основе особых образовательных потребностей ребенка. Родители имеют право присутствовать при обследовании детей психолого-медико- педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей (ФЗ № 273 от 29.12.12 статья 74).

Родителю ребенка с ОВЗ необходимо передать рекомендации, сформулированные в Заключении ПМПК, руководителю образовательной организации. На основании этого документа руководитель образовательной организации обеспечит создание специальных условий, требуемых ребенку с ОВЗ.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ФЗ № 273 от 29.12.12 статья 79): понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня в Москве большинство детских садов функционируют в форме дошкольных структурных подразделений крупных образовательных организаций. В рамках дошкольных подразделений функционируют группы комбинированного и компенсирующего вида, полного дня и кратковременного пребывания для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, расстройствами аутистического спектра, различными заболеваниями. В связи с серьезными структурными изменениями в системе образования города, в настоящее время у родителей существуют объективные трудности с поиском информации о наличии необходимых групп и условий в каждой конкретной образовательной организации. На переходный период специалисты предлагают осуществлять поиск информации об образовательной организации на сайте Департамента образования города Москвы , после выбора ближайших к месту проживания образовательных организаций, рекомендуют связаться с руководителем дошкольных структурных подразделений (через сайт организации или по телефону), получить точную информацию об имеющихся группах, условиях поступления.

Запись детей в группы дошкольных структурных подразделений осуществляется

Помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут посещать детский сад, может быть обеспечена в дошкольном структурном подразделении в группе кратковременного пребывания "Лекотека". Целью создания Лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

Видеоматериал:

Быть вместе, опыт развития инклюзивного образования. Фильм является наглядным пособием для родителей, педагогов и специалистов, работающих в области инклюзивного образования. Режиссер: Владимир Герчиков. Фильм снят студией "Телемост" по заказу РООИ Перспектива. Благодарим за участие в создание фильма: Центральное Окружное Управление Образования г.Москвы, Центры Образования (общеобразовательные школы) №1429,1447, 518, школу здоровья №1321 "Ковчег", Детский сад №288, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Тверской" , РООИ "Перспектива", Москва, 2010г.

Здравствуйте!

В соответствии с п.7, п. 27 - п.28 и п.45 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва"Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"

Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в учреждении соответствующих условий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы, в группах по присмотру и уходу за детьми - условия, учитывающие особенности их психофизического развития.

П ри включении в состав воспитанников дошкольного образовательного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов материально-техническая база дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать возможность беспрепятственного доступа их в помещения дошкольного образовательного учреждения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, специальных кресел и другие условия). Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды вправе пользоваться необходимыми техническими средствами, а также услугами ассистента (помощника), оказывающего им необходимую техническую помощь.

То есть, дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить условия для организации коррекционной работы с Вашим ребенком. При этом Ваш ребенок имеет право пользоваться услугами ассистента (помощника).

ПИСЬМОм МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 ИЮНЯ 94 Г. N 58-М (*1) О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ДЕТЕЙ ПРИ ПРИЕМЕ В ДОШКОЛЬНЫЕ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ разъяснены

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 32 п. 2 "о") *3 дошкольное образовательное учреждение вправе самостоятельно формировать контингент воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе образовательного учреждения и Законом. Прием детей в дошкольные образовательные учреждения осуществляется в установленном порядке на основании заявления родителей (лиц, их заменяющих) . Дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить присмотр, уход, воспитание и обучение детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отбор детей в дошкольное образовательное учреждение и их отсев из него не допускаются. С согласия родителей и по рекомендации психолого-медико-педагогической консультации дети могут быть направлены в дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида или в другие дошкольные образовательные учреждения, имеющие условия для коррекционной работы с детьми. Органы управления образованием на основе банка данных об очередности по устройству детей и наличии свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях информируют родителей (лиц, их заменяющих) о формах, содержании и методах работы различных дошкольных образовательных учреждений и максимально обеспечивают удовлетворение их образовательных потребностей исходя из имеющихся условий.

То есть, Дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить присмотр, уход, воспитание и обучение детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отбор детей в дошкольное образовательное учреждение и их отсев из него не допускаются. Поэтому, ДОУ имеет право рекоммендовать Вам нанять няню, однако не имеет право требовать от Вас заключения указанного Договора.

Порядок оплаты за нахождение ребенка в ДОУ установлен ПОСТАНОВЛЕНИЕм ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 31 ЯНВАРЯ 2006 Г. N 62-ПП "О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЫ, ВЗИМАЕМОЙ С РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ), ЗА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ И ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ".

Ежемесячная плата устанавливается в размере от 50 до 110 процентов от минимального размера оплаты труда, утвержденного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ.
Определяются категорий семей и родителей (законных представителей), которым предоставляются льготы по оплате за содержание детей и освобождение от оплаты. Оплата содержания ребенка производится по фактическому количеству дней его пребывания в государственном образовательном учреждении.

СОгласно п. 4- Постановления от платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента здравоохранения города Москвы и дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента социальной защиты населения города Москвы в размере 100% освобождаются:

Семьи, имеющие в своем составе ребенка-инвалида до 18 лет.

То есть, Вы имеете право на освобождение от оплаты за содержание ребенка в ДОУ.

При этом специальных требований к поступлению детей в ДОУ МО РФ не предусмотрено.

С уважением Ф. Тамара

Уважаемые родители!

Доводим до вашего сведения, что семьям, имеющим ребенка-инвалида (детей-инвалидов), ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЛЬГОТА ("Федеральная" льгота):

бесплатное обучение и воспитание детей-инвалидов в государственных дошкольных учреждениях (детских садах)

(Основание: ст. 18 Закона "О социальной защите инвалидов в РФ")

Выписка из Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ"

Постановление Правительства РФ от 18.06.96 № 861 (с изм. на 01.02.05г.)

Поскольку данная льгота установлена федеральным законом, она распространяется на все субъекты РФ. Однако финансирование данной льготы осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, о чем напрямую сказано в законе. Таким образом, каждый субъект РФ в своем бюджете обязан запланировать средства на воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных учреждениях в данном регионе. При этом для родителей (опекунов, воспитателей) обучение и воспитание их детей-инвалидов в дошкольных учреждениях будет бесплатным.

Кроме того, федеральный закон предусматривает возможность обучения детей-инвалидов на дому, а также в негосударственных образовательных учреждениях.

Порядок предоставления этих услуг регулируется Постановлением Правительства РФ от 18.06.96 № 861 (с изменениями от 01.02.05г.). Текст данного Постановления приводится в разделе "Нормативные документы" к данной льготе.

ВНИМАНИЕ! Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666 "О Типовом Положении дошкольного образовательного учреждения", для приема детей-инвалидов в дошкольное учреждение (детский сад любого типа) требуется, помимо других документов, заключение районной психолого-медико-педагогической комиссии. Однако, в некоторых регионах такое заключение заменяется справкой КЭК районной поликлиники по месту жительства ребенка-инвалида согласно региональным документам по комплектованию детских садов (на основании Постановления Правительства РФ).

Необходимые документы для зачисления ребенка-инвалида (детей-инвалидов) дошкольного возраста:

1.Свидетельство о рождении ребенка (детей)

2.Справка об инвалидности ребенка (детей), выданная бюро МСЭ

3.Медицинская карта на ребенка по форме 026/у-2000

4.Заключение территориальной (окружной) психолого-медико-педагогической комиссии (только по требованию)

5.Паспорт одного из родителей

6.Заявление о приеме (зачислении) ребенка(детей) в дошкольное учреждение

Порядок действий

  • Подготовить оригинал и копию свидетельства о рождении ребенка (детей)-инвалидов дошкольного возраста, которым оформляют поступление в дошкольное учреждение
  • Подготовить оригинал и копию справки бюро медико-социальной экспертизы (бюро МСЭ) об инвалидности ребенка (детей)
  • Оформить в поликлинике по месту жительства медицинскую карту по форме 026/у-2000 о состоянии здоровья ребенка
  • При необходимости - представить заключение территориальной (по месту жительства) психолого-медико-педагогической комиссии об уровне развития, социальной адаптации и здоровья ребенка
  • Представить паспорт родителя (усыновителя, опекуна), подающего заявление о зачислении ребенка в дошкольное учреждение (оригинал и копию)
  • Обратиться в комиссию по комплектованию детских дошкольных учреждений (по месту жительства) и написать заявление о приеме ребенка - инвалида в дошкольное учреждение с приложением всех собранных документов в копиях).

Сроки предоставления документов для зачисления

  • Свидетельство о рождении ребенка (детей) — в установленном порядке рабочие
  • Справка об инвалидности ребенка (детей), выданная бюро МСЭ — в установленном порядке рабочие
  • Медицинская карта на ребенка по форме 026/у-2000 — в установленном порядке рабочие
  • Заключение территориальной (окружной) психолого-медико-педагогической комиссии (только по требованию) — в установленном порядке рабочие
  • Паспорт одного из родителей — в установленном порядке рабочие
  • Заявление о приеме (зачислении) ребенка(детей) в дошкольное учреждение — в день обращения 1 рабочий день

Чем регулируется прием (зачисление) ребенка c нарушениями развития в детский сад и как обстоят дела на практике?

При необходимости можно одновременно воспользоваться всеми тремя вариантами.

По закону родители вправе привести любого ребенка в детский сад по месту жительства, и его обязаны туда принять. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Право на образование «особого» ребенка закреплено в весьма значимых международных и российских нормативных актах. В частности, в Конституции РФ (ст. 43), Законе РФ «Об образовании» (ст. 5, 18, 50, 52), Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 18, 19),.

Статья 18 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. N 3266-1 посвящена дошкольному воспитанию:

«3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому».

Если ребенку была оформлена инвалидность, то родителю при реализации его права на дошкольное воспитание следует опираться также на следующие правовые акты :

1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (статья 18). Государство гарантирует «образование детей-инвалидов» в «соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида», представляет им «необходимые реабилитационные меры» и создает «необходимые условия» для «пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа» и для обучения в «как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях». Мама ребенка при желании и возможности может сопровождать его на различные занятия. В индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида может быть вписан помощник, который будет его сопровождать его на различных занятиях. Поэтому, например, отказ заведующего детского сада принять ребенка под предлогом, что его будут обижать другие дети (1), что родители других детей будут против (2), что педагоги не смогут заниматься с таким ребенком (3), является незаконным. Рассмотрим поподробнее такого рода отказы:
(1) Предотвращение агрессии к такому ребенку со стороны других детей входит в число стандартных педагогических задач воспитателей детского образовательного учреждения (ДОУ);
(2) В случае протеста со стороны других родителей (что весьма сомнительно!) воспитатели и руководители учреждения должны разъяснять родителям позицию равенства и толерантности, подкрепив ее собственным примером отношения к такому ребенку;
(3) Поскольку в дошкольном учреждении общего типа в соответствии с законом ребенку-инвалиду должны создаваться специальные условия, руководитель должен озаботиться ставкой помощника воспитателя либо поддержкой медицинского работника (например, в случае эпилептических приступов – обучить персонал первой помощи) либо согласиться на присутствие мамы ребенка на занятиях или в помещении, если это необходимо).

2. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 02.10.1992г. № 1157, где закреплено, что «дети-инвалиды … обеспечиваются местами в детских дошкольных , лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке» .

Правила зачисления ребенка в ДОУ и его пребывания там в Российской Федерации регулируются Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992г № 3266-1, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» утв. Постановление Правительства от 01.07.1995 N 677 и др. документами.

Организация функционирования дошкольных учреждений является обязанностью органов образования местной администрации. Если мест в этих учреждениях не хватает, то создаются списки очередности предоставления детям мест в данных учреждениях, а дети-инвалиды имеют преимущества при распределении свободных мест. В частности, это позволяет преодолеть попытку чиновников не допустить «особого» ребенка в ближайший детский сад на основании «наличия очереди».

Основные проблемы у родителей возникают при поступлении в ДОУ, поскольку порядок комплектации детских садов по закону (п. 1 ст. 16 Закона РФ «Об образовании») устанавливает учредитель ДОУ. В п. 25 Типового положения о ДОУ говорится, что «порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем». Однако там же делается оговорка, что в ДОУ в первую очередь должны приниматься дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов 1 и 2 групп; дети из многодетных семей; дети, находящиеся под опекой; дети, родители (один из родителей) которых находятся на военной службе; дети безработных и вынужденных переселенцев, студентов.

Факты нарушения обязательств, прописанных в уставе ДОУ, например, бесконечные списки, в которые необходимо записываться буквально с рождения ребенка. При выявлении подобных фактов родителям, имеющим право на льготные условия поступления в ДОУ, следует обращаться в территориальные органы управления образованием, а при необходимости – в органы прокуратуры.

Очень часто отказ в приеме в детский сад мотивируется неподчиненной территорией проживания. Как регулируется этот вопрос? Прежде всего, уставом ДОУ. Чаще всего преимущественное право отдается детям, постоянно проживающим на территории, где располагается ДОУ, что не противоречит Закону «Об образовании». Под «территорией» следует понимать муниципальное образование – город, район, поселок, управа. Однако при наличии свободных мест в саду место проживания ребенка не ставится во главу угла. Чаще всего в уставе так и прописано: при наличии свободных мест принимаются дети независимо от места проживания. Поэтому в случае отказа заведующего принять ребенка родителю обязательно следует ознакомиться с уставом ДОУ.

Прием детей проводится на основании документов, которые указаны в уставе ДОУ. С родителей могут потребовать:

1) свидетельство о рождении;
2) выписку из домовой книги о месте жительства ребенка;
3) медицинскую карту, оформленную в районной поликлинике, и др.

Если все же Вам отказывают в приеме ребенка в детский сад, Ваш первый шаг – мягко, но настойчиво потребуйте оформить отказ в приеме вашего ребенка в детский сад в письменной форме. Ни у одного руководителя образовательного учреждения никогда не хватит смелости написать такого рода отказ, потому что факт его документирования означал бы безусловное нарушение конституционного права на общедоступность образования. Заведующий (директор) это прекрасно понимает и может ограничиться лишь устными уговорами отдать ребенка в соседнее образовательное учреждение.

Если вы не получили письменный отказ:

  • попросите ознакомить Вас с уставом данного образовательного учреждения;
  • разъясните руководству учреждения содержание вышеприведенных обязательных для исполнения правовых норм;
  • в случае сетований администрации ДОУ на свою неправомочность и ссылки на указания вышестоящих органов управления образования попросите реквизиты этих документов (дату и номер) и поинтересуйтесь, в каком средстве массовой информации данное указание было официально опубликовано в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, а также когда оно было зарегистрировано в органах юстиции. Поинтересуйтесь также, спросив от кого необходимо получить разрешение, чтобы ребенка все-таки приняли.

Если же и это не поможет и заведующий не согласится принять ребенка в данное учреждение, Вы можете обратиться в вышестоящие органы, курирующие данные вопросы (например, Департамент или Управление образования) или органы прокуратуры с жалобой на неправомерные действия должностных лиц, используя приведенное выше обоснование.

При приеме ребенка в ДОУ между родителями и администрацией заключается договор на воспитание в учреждении. Немаловажный момент, оговаривающийся в договоре, порядок посещения садика. В этом пункте должны быть обозначены дни недели и время пребывания. Некоторые сады гарантируют возможность свободного посещения. Родители вправе потребовать сохранения места за ребенком в случае его болезни или отсутствия по разным обстоятельствам. Рекомендуется оговаривать эти и подобные вопросы при заключении договора.

Таким образом, на основании ст. 18, п.п. 2, 3 «Закона об образовании» «особому» ребенку, находящемуся в любом уголке России, государство в лице местных органов образования обязано обеспечить «доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения». Поэтому при отсутствии поблизости адекватной коррекционно-воспитательной помощи для такого ребенка необходимо добиваться от местных властей выполнения их обязанности - создания такого учреждения, либо такой группы в составе обычного сада. До тех пор, пока такая группа не создана, ребенок, в соответствии с законом, имеет право посещать обычную группу детского сада. Мы рекомендуем добиться посещения обычной группы хотя бы на часть времени: прогулка, трапеза, свободная игра, по возможности - музыкальные и физкультурные занятия, при необходимости - в сопровождении мамы. Если, заведующая детским садом отказывает в приеме ребенка у родителя есть несколько вариантов поведения:

  1. Подать письменное заявление о приеме в детский сад лично заведующей и попросить оформить отказ также в письменном виде;
  2. Обратиться в органы образования с письмом на имя начальника департамента (управления);
  3. обратиться в органы прокуратуры с жалобой на неправомерные действия должностных лиц.
При необходимости можно одновременно воспользоваться всеми тремя вариантами.