Письменность древней руси, народа торговцев, и отличия от западной европы. Византийская империя

Почти во всех странах Западной Европы объединительный процесс проходил в XVI в. в условиях рыночной экономики. Были необходимы активные деловые связи между регионами. Развитие городов, ремесленного производства, торговли вели к разрушению феодальной замкнутости, отмене таможенных пошлин. Королевская власть в европейских странах была заинтересована в росте населения городов, ибо оно помогало королям бороться с феодальным сепаратизмом и объединять земли в единое государство.

На Руси процесс объединения происходил в иных условиях. Первые попытки объединения появились еще в XII – ХШ вв. во Владимиро-Суздальском княжестве. Однако монголо-татарское нашествие помешало этому, задержав процессы экономического и политического объединения. Движущей силой этих процессов (в отличие от Западной Европы) было развитие феодальных отношений, дальнейшее усиление вотчинного и поместного землевладения. Этот процесс более активно проходил на северо-востоке Руси.

Что касается городов Руси, то они в это время не имели большого значения и пока не были центрами зарождающихся рыночных отношений, как в Западной Европе. Процесс первоначального накопления капитала еще не начался. Светская власть и духовенство тратили средства на покупку земель, сокровищ, а не на развитие промышленности. Следовательно, на ранних этапах объединения русских земель преобладали политические причины, желание освободиться от монгольского ига, стремление защитить страну от западной агрессии со стороны Литвы, Польши и Швеции.

Причины возвышения Москвы:

____________________________________________

Билет 11. Объединительный процесс. 3 этапа.

1. 1300-1389 годы - борьба между князьями за Владимирское княжество

2. 1389-1462 годы - борьба между потомками Дмитрия Донского, большая феодальная война

3. 1462-1503 годы - завершение объединения при Иване III и Василии III

Этап

На этом этапе происходит борьба между Московским, Рязанским, Суздальским княжествами за Владимирский Великокняжеский престол. Москва и Тверь - главные соперники. Исторически победила Москва, небольшой городок Владимирского княжества.

Причины возвышения Москвы:


1. На территории Московского княжества сформировалась великорусская народность

2. Располагалось на пересечении торговых путей (сухопутных и водных)

3. Выгодное и безопасное географическое положение

4. Являлась территорией развитого феодального землевладения; более выгодные условия боярской службы при московском дворе

5. Активная политика и выдающиеся качества московских князей

6. москва-центр православияна руси

7. отсутствие внутренней вражды среди князей московского дома

Процесс собирания вокруг Москвы начался при сыне Александра Невского Данииле Александровиче (1276-1303)-родоначальник династии московских князей.

Основы политического и экономического могущества Москвы заложил Иван I Данилович Калита (1325-1340). Его главные достижения :

1. Получил ярлык на великое княжение владимирское, подавив восстание в Твери

2. Получил право на сбор дани: вместо системы баскачества, и право представлять Русь в Орде

3. В правлении Калиты Москва становится религиозным и духовным центром Северо-восточной Руси, в связи с переносом митрополичьей кафедры из Владимира в Москву в 1328 году.(киев-владимир-москва)

4. Продолжил присоединение к Москве земель

В 1380 при поддержке русской православной церкви Москва собирает народ на Куликовскую битву, явившуюся переломным моментом в отношении Руси и Орды

Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья Семен Гордый и Иван Красный. Внук Ивана Калиты - Дмитрий Донской (1359-1389). Он воспользовался ослаблением Орды, в результате внутренних распрей вырывал с тактикой свих дедов и прадедов компромиссы с ханами.

Результатом его действий и итогами всего 1 этапа объединительного процесса:

Определение лидера объединения - Москвы

Ослабление Орды

Ослабление Монголо-татарского ига в результате победы на Куликовом поле в 1380 году; уменьшение выплаты дани Орде

Возрождение национального самосознания

Признание за Москвой статуса национальной столицы

Московская княжеская династия добилась от Орды признания своего права на великое княжение как на "Отчизну"; Дмитрий Донской впервые передал власть своему сыну Василию I без ханского согласия.

В итоге в 1362 году произошло территориальное слияние Владимирского княжества с Московским. Титул Великого княжества Северо-восточной Руси перешел к Московским князьям.

Этап

Столкновения начинаются в 1425 году, в год смерти Василия I. Процесс возвышения Москвы был замедлен, столкнулись 2 различные традиции наследования престола. Одна была представлена лестничным принципом родового старшинства. Ее отстаивал Юрий Дмитриевич Галицкий-князь Звенигородский, сын Дмитрия Донского, а затем его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Другая традиция прямого семейного признака передачи трона от отца к сыну отстаивалась Василием II - сыном Василия I, племянником Юрия Галицкого. Итогом войны стала победа Василия II и нового порядка престолонаследия(от отца к старшему сыну), что способствовало упрощению власти, а также объединительная тенденция русских земель
1428г-москва становится столицей, титул великого княжества сев-вост Руси перешел к московским князьям

Этап

В 1462 году князем московским стал Иван III Васильевич , который правил до 1505 года. В годы правления Ивана были присоединены Ярославль, Тверь (1485), Вятка, Пермь, Ростов, Новгород (1478)

Итогами его правление стало:

1. Освобождение страны от Монголо-татарского ига по итогам "стояние на угре" в 1480г.

2. Иван III оформил титул Великий князь всея Руси.

3. Иван III объединил московский герб с гербом Византии: московского Георгия Победоносца убивающего змея с византийским двуглавым орлом.

4. Произошло оформление судебника 1497; в судебнике впервые вводиться смертная казнь впервые водиться термин «поместье» впервые регламентировано начавшееся закрепощение крестьян (установлен Юрьев день 26 ноября).

5. Вторая жена Ивана III - Софья (Зоя Палеолог), племянница последнего византийского императора Константина I, помогла Ивану получить права константинопольских монархов и способствовала обращению страны к европейской культуре.

6. Русское государство становится суверенным не только фактически, но и формально.

7. Новая политическая и религиозное положение московского государства положило начало идеи: считать Москву третьим Римом (Рим, Константинополь). Мысль о переходе мирового статуса от Византии к Руси впервые была озвучена митрополитом Зосимой в 1492, а окончательно политическая теория "Москва – третий Рим" была оформлена монахом Филофеем в письмах к великому князю Василию III.

8. В конце 15 появляется новое имя русского централизованного государство - Россия

В годы правления Василия III (1505 - 1533 г) присоединены Псковская республика (1510 год) и Рязанское княжество (1521 год). Процесс объединения и создания единого централизованного государства был в основном завершен. Территория гос-ва увеличена в 6 раз с 1462 по 1533гги достигла ок. 3 млн.км

_____________________________________

Письменность Древней Руси, народа торговцев, и отличия от Западной Европы

Интересная дискуссия в Фейсбуке о письменности в Древней Руси Высокого Средневековья заставила меня задуматься - почему же, в отличие от Западной Европы, до нас дошло так мало памятников древнерусской письменности? Нео-язычники и любители конспирологии убеждены, что во всем виноваты христиане, специально уничтожавшие все до-христианское наследие русских. Однако эту гипотезу нельзя рассматривать всерьез, поэтому надо искать другие объяснения. В самом деле, науке известно множество (относительно, конечно) текстов родом из Франции, Англии, Испании, Италии и Германии. А вот от эпохи Киевской Руси и Удельного периода их весьма мало. При этом в своем экономическом и социальном развитии Русь в то время не отставала от остальной Европы. Итак, для ответа на этот вопрос я предлагаю следующее решение.

Давайте кратко охарактеризуем древнерусские тексты, которые дошли до нас. Конечно же, если речь идет о каких-то больших по объему работах, то все они посвящены либо истории (и представляют собой распространенные в те времена жанр хроники), либо религии. Последние были не самостоятельными работами русских авторов, а, как правило, тексты авторитетных христианских авторов прошлого, жития святых, молитвы и апокрифы. Всё остальное - это краткие сведения на бересте, т.н. берестяные грамоты. Основные темы таких грамот: деловые договоры, любовные послания, поручения, и прочие частные письма. Количество найденных археологами берестяных грамот не только весьма велико, но продолжает расти.

Обилие грамот дало исследователям повод считать, что в Древней Руси уровень грамотности был высоким. Поэтому нам нет смысла расстраиваться тому, что текстов из нашего прошлого не столь много - я сейчас объясню почему - благо это никак не связано с “отсталостью”. Все дело исключительно в характере населения Древней Руси и его экономическом укладе. Более года назад я рассказывал лекцию об экономике Руси и России, а в книге “Государство и рынок” посвятил этой теме отдельную часть. Как и тогда, сейчас я продолжаю настаивать на том, что русские Высокого Средневековья были народом, живущим торговлей и крайне прагматичным и авантюристским по-характеру (больше похожими на каких-нибудь испанцев и голландцев Позднего Средневековья). При чем речь даже не идет о каком-то капиталоёмком предпринимательстве - основой торговли были такие нехитрые товары, как: мёд, воск, меха, дерево. Русь была богата пчёлами, древесиной и зверьем, чего уж скрывать. Позже к ним добавится соль - этот товар будет приносить большие прибыли русским предпринимателям. Значительная часть населения проживала в городах и в той или иной степени была вовлечена либо во торговлю внешнюю, либо внутреннюю, при этом численность зависимого населения была невысокой. Разумеется, такой образ жизни не оставляет особо много времени на философские или научные раздумья, да и не было на Руси такого класса ученых, как монахи Западной Европы (монахи на Руси, конечно, были - и много, но развитой системы орденов и упора на интеллектуальную деятельность - не было). Не было и университетов, которые в Западной Европе начали появляться в то время. В общем, древнерусское общество - это общество торговцев, воинов, путешественников. Поэтому и потребность у них была в изъяснении своих мыслей в как можно более краткой и понятной форме.

Раз уж я все сравниваю с Западной Европой, то посмотрим, какие литературные памятники и тексты Высокого Средневековья дошли до нас оттуда. Во-первых, надо понимать, что научные центры того времени располагались тогда как-раз в Англии, Франции, Италии, Германии и Испании. Это были монастыри и университеты, поэтому до нас дошло много работ по наукам (особенно логике, природе света, астрономии), сложных теологических текстов (вроде Фомы Аквинского), философских диалогов, а также копий античной литературы (что совершенно объективно - Западная Европа была некогда частью Римской империи, а Русь - нет). Во-вторых, как и на Руси, исторические хроники - их писалось множество и в Раннее Средневековье, и в Позднее (от Беды Достопочтенного, Павла Диакона и Эйнхарда до хроник Жана Фруассара). В-третьих - энциклопедии, т.е. тексты, содержащие в себе все научные сведения, доступные на тот момент времени (например Исидор Севильский и его “Этимологии” и бесчисленные суммы и энциклопедии, написанные в последующие столетия). В-четвертых - как и на Руси - жития святых, молитвы. В-пятых - светская литература (например рыцарские романы, легенды), а так же поэзия. Наконец, не встречающиеся на Руси литературные памятники из жанра автобиографии, вроде “Истории моих бедствий” Пьера Абеляра.

Кажется, что разнообразие дошедших до нас западно-европейских текстов очень велико, но этому есть вполне объективные основания. Античные тексты были более доступны народам, не забывшим латынь и тесно общавшимся с арабами и греками. Мощные монастырские ордена с их уставами, где производство книг было частью монашеской жизни, только способствовали распространению разнообразных работ. Университеты, которым покровительствовал Папа Римский и Император - ничего подобного не могло быть на Руси. То есть мы сразу можем понять здесь, что организованной и относительно многочисленной и хорошо обеспеченной интеллектуальной прослойки на Руси в те времена не было, а в Западной Европе она просто не могла не появиться с учетом благоприятных для этого условий. И этот класс общества очень трепетно относился к книгам, которые производил - в каменных монастырях были библиотеки, где рукописи могли находиться в относительной безопасности. Разумеется, им объективно легче было бы дойти до нас, даже если мы точно знали бы, что и на Руси были все те же условия. Различные бытовые тексты от западно-европейского Средневековья тоже имеют место, просто они не так интересны исследователям на фоне здоровенных теологических и натурфилософских summa.

Итак, вышеприведенные доводы, как мне кажется, должны привести нас к выводу, что количество текстов, дошедших до нас от средневековой Руси и средневековой Западной Европы неуместно сравнивать в контексте “кто лучше”, “кто умнее” или делать на основании этого выводы об уровне социально-экономического развития. Разумеется, в какой-то долгосрочной перспективе лучше был путь Западной Европы, но мы имеем то, что имеем. Население Древней Руси было достаточно грамотным, чтобы излагать свои мысли, коротко и ясно - как это было востребовано в тех условиях. Что касается уровня развития - то Древняя Русь - это край больших городов и прагматичного народа, что, как мне кажется, достойно уважения.

Дополнительно: на тему письменной культуры Древней Руси есть замечательная книга историка Саймона Франклина “Письменность, общество и культура в Древней Руси”. Рекомендую.

Европейский континент традиционно делится на два региона - Запад и Восток. Какими государствами представлен каждый из них?

Факты о Западной Европе

Понятие Западной Европы принято трактовать в двух значениях - политическом и научно-географическом.

В политическом смысле термин «Западная Европа» относительно молодой. Он начал активно применяться после того, как страны Европы после окончания Второй мировой войны разделились на два лагеря - социалистический и атлантический.

Государства первого блока попали в зону влияния СССР. Географически они располагались ближе к Советскому Союзу, который находился восточнее, и потому представленный ими регион вскоре начал именоваться Восточной Европой. Если смотреть на карту континента, в географию социалистического блока включались ГДР, Чехословакия, Польша, Югославия, Румыния, Албания, Болгария, Венгрия.

Государства атлантического блока - основная часть остальных на континенте - попали в зону влияния США. Располагаясь западнее относительно соцстран, они стали именоваться Западной Европой.

После распада СССР и европейской социалистической системы необходимость в делении континента на две части по политическим признакам вроде бы исчезла. Но по традиции сегодня многие из бывших соцстран все же относятся к Восточной Европе, а те, что принадлежали к атлантическому блоку, - к Западной.

Есть еще и научно-географический контекст, в котором может раскрываться рассматриваемый термин. Основываясь на одной из популярных в современной научной среде трактовок, следует говорить о делении Европы:

  • на северную часть, которая представлена странами Скандинавии и Балтии, Финляндией и Исландией;
  • на центральную часть, представленную ФРГ, Австрией, Лихтенштейном, Венгрией, Польшей, Словакией, Словенией, Чехией и Швейцарией;
  • на восточную часть, которая представлена европейской частью России и Казахстана, Украиной, Беларусью, Молдавией;
  • на южную часть, которая представлена балканскими государствами, Румынией, Италией, Испанией, Португалией, Кипром, Мальтой, европейской частью Турции;
  • на западную часть, которая представлена Францией, Великобританией, Ирландией, Голландией, Бельгией, Люксембургом, Гибралтаром, Андоррой, Монако.

Таким образом, в научно-географическом смысле Западная Европа в масштабах существенно уступает той, что определяется исходя из политических критериев.

Возникает правомерный вопрос - каковы, в свою очередь, критерии деления Европы на указанные регионы? Быть может, они лежат как раз таки в политической плоскости?

На этот счет есть большое количество точек зрения. Но в данном случае правомерно говорить о традиционной, сложившейся на практике трактовке. Безусловно, политический фактор в данном случае мог играть роль. Но те эксперты, которые придерживаются рассмотренной нами концепции либо участвовали в ее формировании, учитывали также социальные, экономические, культурные критерии неоднородности Европы.

Стоит отметить, что наряду с рассмотренной нами выше концепцией в среде экспертов распространены и другие подходы к делению Европы на географические области. Так, например, в методологии Статистического отдела ООН понятие Центральной Европы не используется, а распределение государств континента между Севером, Востоком, Западом или Югом континента ООН осуществляет несколько по-другому.

Так, к Западной Европе в версии ООН должны относиться, в частности, ФРГ, Швейцария, Лихтенштейн и Австрия.

Факты о Восточной Европе

Аналогично понятие Восточной Европы также может быть рассмотрено в двух контекстах - политическом и географическом.

Если говорить о политических критериях - к Востоку континента в годы холодной войны относились, как мы отметили выше, социалистические страны. По традиции они до сих пор часто рассматриваются как представляющие Восточную Европу.

Касательно географии к Восточной Европе, если следовать первой из рассмотренных нами концепций, правомерно относить Россию и Казахстан - в европейской их части, Украину, Беларусь, Молдавию.

Если следовать методологии Статистического отдела ООН, то масштабы Восточной Европы будут существенно больше. В данный регион ООН включает не только РФ и соседние с ней государства, но также Болгарию, Румынию, Чехию, Словакию, Польшу и Венгрию.

Подход ООН к определению Востока Европы правомерно считать в достаточной степени «политизированным» - поскольку указанные страны как раз таки входили в социалистический блок.

Сравнение

Прежде всего, стоит сказать о том, что какое бы то ни было отличие Западной Европы от Восточной, выявляемое в том или ином исследовании, нельзя считать неоспоримым. Как мы отметили в начале статьи, деление Европы на Восток и Запад ученые, политики и обыватели начали осуществлять совсем недавно - в 20 веке. Критерии для этого могут приниматься во внимание самые разные.

Соответственно, правомерно говорить о том, что любая разница между Западной и Восточной Европой будет, так или иначе, условной, совершенно неофициальной. Многие аналитики и ученые предпочитают в принципе отказаться от деления континента на какие-либо части, предпочитая придерживаться концепции единой Европы.

Но если рассматривать ряд сложившихся, распространенных в исследовательской среде подходов, то различие между Западом и Востоком Европы следует искать, если уж заниматься этим, в двух аспектах - политическом и научно-географическом. Определяемая ими разница между Западной Европой и Восточной прослеживается в изученных нами выше аспектах - еще раз рассмотрим их, разместив для удобства в небольшой таблице.

Таблица

Западная Европа Восточная Европа
В чем различия между ними в политическом контексте?
В годы холодной войны к Западной Европе относились государства, находящиеся в зоне влияния США. Сейчас их территории также часто по традиции причисляют к западу континента В годы холодной войны к Восточной Европе относились государства, находящиеся в зоне влияния СССР. Сейчас их территории также часто по традиции причисляют к востоку континента
В чем разница между ними в научно-географическом контексте?
К Западной Европе, в зависимости от используемой научной концепции, могут быть отнесены:
  • Франция, Великобритания, Ирландия, Голландия, Бельгия, Люксембург, Андорра, Монако;
  • указанные страны, а также ФРГ, Швейцария, Лихтенштейн и Австрия - по методологии Статистического отдела ООН.
К Восточной Европе, в зависимости от используемой научной концепции, могут быть отнесены:
  • Россия и Казахстан в европейской части, Украина, Беларусь, Молдавия;
  • указанные страны, а также Болгария, Румыния, Чехия, Словакия, Польша и Венгрия - по методологии Статистического отдела ООН.

До XIX века Византийская империя во всех исторических источниках упоминается как Восточная Римская империя или, по-гречески, Ромейская , а ее жителей называли - ромеями. Лишь в XIX веке утвердилось новое название – Византийская империя по древнему названию её столицы Константинополя - Византия. Таким образом, византийцы считали себя наследниками Римской империи и прямыми продолжателями римских традиций.

Византийская империя в эпоху Средне­вековья стала связующим звеном между Востоком и Западом. Уникальное смеше­ние греко-римских и восточных традиций определило все стороны жизни византийского общества.

Природно-климатические условия Ви­зантии были исключительно благоприят­ны для развития земледелия и скотовод­ства. Зерновые культуры, составлявшие основу питания человека Средневековья, выращивали главным образом на терри­тории Египта и Фракии. Степи Сирии, Па­лестины, плоскогорья Малой Азии и Бал­канского полуострова были важнейшими районами скотоводства.

Население Византийской империи в V-VI вв. составляло не менее 25 млн. человек . На её территории проживали представители самых различных народностей, но наи­более многочисленную часть населения составляли греки, которые постепенно заняли в империи господствующее положение.

В отличие от З. Рим­ской империи, Восточная Римская империя устояла перед нашествиями варваров. Ее столицей стал г. Константинополь. Восточная Римская империя просуществовала более тысячи лет, до 1453 г., когда была захвачена турками. Первоначально Византийская империя включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли. Языком общения народов, населяв­ших империю, был греческий.

В начале средних веков Восточная Римская империя находилась в более благоприятных условиях для своего развития, чем Западная ее часть, и в первую очередь потому, что она в меньшей степени пострадала от опустошительных набе­гов варваров. Кроме того, территориально в ее границах находились страны древнейшего земледелия, снабжавшие империю зерном, оливковым мас­лом, вином; во многих областях было развито скотоводство, ремесло. Значительную роль в сельскохозяйственном производстве, в отличие от Запада, где был распространен рабский труд, продолжали играть свобод­ные и полусвободные крестьяне.

В отличие от Западной Европы, где города обезлюдели, в Византии продолжали существовать возникшие еще в древ­ности оживленные города - центры ремесла и торговли.

Константино­поль в V в. представлял собой огромный, хорошо укреплённый город, население которого достигало 500 тыс. человек.

На террито­рии империи находились и другие крупные города, представляв­шие собой центры ремесла, торговли и высокой культуры: Алексан­дрия, Антиохия, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея, Фессалоники, Коринф, Афины.

В городах действовали многочисленные ремес­ленные мастерские, однако и здесь применялся главным образом труд рабов и лиц, осуждённых за какие-либо преступ­ления. Уровень развития ремесла и торговли в Византийской импе­рии в V-Х вв., бесспорно, был на порядок выше, чем в странах западноевропейского региона. Недаром в эпоху Раннего Средневе­ковья византийские золотые солиды (монеты) играли роль международной валюты. Стоит вспомнить и тот факт, что Великий шёлковый путь, связывающий Китай, Среднюю Азию, Индию и Иран, завершался в торговых городах Византии. Лишь через неё восточные товары проникали в Западную Европу.

Византийская империя была христианским государством. Церковью управляли епископы крупнейших городов, кото­рые назывались патриархами. С конца V в. главным из них становится патриарх Константинополя. Богослужение в от­личие от Западной Европы велось на греческом, но допуска­лись и другие языки (например, славянские).

Власть императора Византии была огромной, император был одновременно главой правительства, высшим судьей и главнокомандующим большого, хорошо обученного наем­ного войска. В Византии про императора говорили, что он «ниже только Бога и следует за Богом».

Наи­большего могущества государство достигло при императоре Юстиниане (527-565 гг.). По его при­казу в столице воздвигли храм Святой Софии, ставший гор­достью Константинополя и всей империи.

Это монументальное, богато украшенное фресками и мозаиками сооружение потрясало воображение современников. Благодаря то­му, что грандиозный купол диаметром 31,5 метра опирался на мно­жество тонких колонн, издали казалось, что он буквально парит над собором. Поэтому среди путешественников распространилась ле­генда, что купол собора Святой Софии подвешен к небу в знак осо­бой благосклонности Господа Бога к императору Юстиниану.

При Юстиниане проводится кодификация законода­тельства . По приказу императора были собраны и изучены постановления и законы, когда-либо принятые в Римской империи. В результате был создан знаменитый труд, названный Свод гражданского права. Однако помимо римского права в Своде появляются и совсем новые идеи. Так, именно в Своде впервые была юридически зафикси­рована теория естественных прав человека, согласно которой все люди свободны от природы. Многие по­ложения Свода облегчали отпуск рабов на волю, за­щищали принцип частной собственности и права церкви.



Ведя активную внешнюю политику, Византийская империя доби­лась больших успехов в области дипломатии. Византийские дипло­маты, обученные языкам почти всех народов мира, разработали порядок приёма и отправления посольств, создали формулы междуна­родных соглашений, ставшие эталоном для многих народов. Для просвещения славян в их земли из Византии направлены братья-проповедники Кирилл и Мефодий (863 г.). Они создали на основе греческого славянский алфавит, кото­рым мы пользуемся и поныне.

Юстиниан предпринял попытку восстановить Римскую импе­рию в прежних границах. В упорных, кровопролитных вой­нах полководцы Византии разгромили войска многих гер­манских королевств и захватили их земли (Италию, Юж­ную Испанию, Северную Африку). Территория Византии почти удвоилась, хотя и не достигла размеров Римской им­перии II-Ш вв. Постоянные войны требовали денег, а рез­кое увеличение налогов привело к восстанию в Константинополе, едва не стоившему Юстиниану жизни. Несмотря на то, что мятеж удалось подавить, империя Юстиниана ока­залась непрочной: земли, завоеванные на Западе, были уте­ряны вскоре после смерти императора.

Начиная с VI в., в пределы империи с севера вторгают­ся славянские племена. Постепенно они заселили ряд об­ластей Балканского полуострова и приняли христианство. В ходе заселения ими Балкан значительно сократилось число крупных земель­ных владений магнатов, в которых использовали труд рабов и зависимых людей. Большей части рабов были предоставлены зе­мельные участки - пекулии, где они вели своё хозяйство.

Длитель­ное сохранение рабовладения было главным отличием обществен­ного строя Византии от стран западноевропейского региона. Со временем утвердилась крестьянская соседская община. Крестьяне стали свободными, но были обложены государствен­ными податями. Другое отличие средневековой Европы от Византии заключалось в верховенстве го­сударства на все земли подданных и огромные масштабы импера­торского земельного фонда, который занимал не менее 1\3 всех земель в стране. Поэтому система вассально-ленных отношений, характерная для З.Европы, в Византии не сложилась.

В VIII-IX в. в Византии развернулось иконоборческое движение . Сторонники этого движения, существовавшего с первых веков хри­стианства, утверждали, что Бог - это дух, изобразить который невозможно. Поэтому, молясь иконе, христианин впадает в ересь, по­скольку он, как язычник, поклоняется идолу. В VIII в. у иконоборцев нашлось немало последователей, выступивших уже не только против почитания икон, но и против роско­ши церкви вообще. Императоры Лев III и Констан­тин V активно поддержали иконоборцев. В 754 г. почитание икон было запрещено не только в храмах, но и в частных домах. Началось массовое закрытие монасты­рей, многие из которых были превраще­ны в казармы, монастырское имущество конфисковалось в пользу государства. Борьба иконоборцев и иконопочитателей, утверждавших, что икона - это свя­зующая нить между молящимся и тем, кто на ней изображён, продолжалась около 100 лет. И хотя в итоге иконопочитание в 843 г. было восстановлено императрицей Феодорой, результатом этой длительной борьбы стало ограничение монастырского землевладения и подчинение высших церковных иерархов император­ской власти. Император окончательно закрепил превосходство в Византии светской власти над властью церковной.

Достигнув своего максимального размера при императоре Юстиниане, империя после его смерти стала постепенно утрачивать свои владения. Вскоре после смерти Юстиниана германское племя лангобардов захватило большую часть Италии, в VII в. ара­бы завладели Палестиной, Сирией, Египтом, Северной Аф­рикой. Периодически византийцам удавалось совершать удачные военные походы и отвоевывать часть земель (у арабов - часть Малой Азии, Сирии и Закавказья, Болгарию).

Однако итогом всех этих войн стало ослабление империи и сокращение ее территории срав­нительно со временем Юстиниана в несколько раз.

В 1204 г . объединенное войско крестоносцев из различ­ных стран Европы штурмом овладело Константинополем (4-й крестовый поход) и разгромило ослабевшую Византийскую империю. На землях Византии захватчики создали новое государство - Латинскую империю . Власть византийского императора сохранилась лишь в Малой Азии. Ви­зантийцам постепенно удалось отвоевать у Латинской империи некоторые области и в 1261 г. они даже освободили Кон­стантинополь, но восстановленная Византия была лишь тенью некогда могущественной империи и уже не играла значи­тельной роли в мировой политике. В 1453 г. Константино­поль был взят турками, и Восточная Римская империя прекратила свое существование.