IV. Проверка домашнего задания

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Н.Г. Гольцова ПРОГРАММА к учебнику Русский язык классы (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) 7-е издание Москва «Русское слово» 2012

2 УДК: *10/11(073) ББК 81.2 Рус-922 Г 63 Г 63 Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык классы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) / Н.Г. Гольцова. 7-е изд. М.: OOO «Русское слово учебник», с. ISBN УДК: *10/11(073) ББК 81.2 Рус-922 ISBN Е.О. Романенко, наследница, 2006, 2012 ООО «Русское слово учебник», 2004, 2012

3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа к учебнику «Русский язык классы» предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета 1 час в неделю (10 класс 34 часа; 11 класс 34 часа). Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Цель курса повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Методологической основой данной программы и курса «Русский язык» в классах являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый и профильный уровни), что позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля (общеобразовательных, математических и т. д.), так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла (10 класс 102 часа; 11 класс 102 часа). Программа охватывает все разделы русского языка; основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык». 3

4 Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков орфографических, пунктуационных, стилистических, т. е. в первую очередь навыков правильного письма, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом. Понимание и отработка данных навыков и умений обеспечивается большим количеством упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам. В программу включены такие темы, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации». Они очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу. Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, их многозначность и многофункциональность. В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу. Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место должно быть отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств. Учитывая конкретные особенности условий и задач работы, учитель может вносить изменения в примерное распределение учебного времени, рекомендуемого программой, решать вопрос об изучении материала более крупными блоками. Это позволит осво- 4

5 бодить время для практической работы и опережающего рассмотрения отдельных вопросов курса. В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи желательно использовать такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания. Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии. Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке. Необходимо учитывать, что учебник может быть использован учащимися и как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

6 10 КЛАСС (34 часа) Введение Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография 1. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение. 1 Одна из задач, стоящих перед учителем, научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и выработать у них навык постоянной работы со словарями. Работа со словарями должна быть обязательным элементом урока. Список рекомендуемой литературы см. в конце учебника. 6

7 МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Самостоятельные части речи Имя существительное Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. 7

8 Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Морфологический разбор имен существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание. Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Имя числительное Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные. 8

9 Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных. Местоимение Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Глагол Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов. Причастие Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. 9

10 Деепричастие Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги. Наречие Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Слова категории состояния Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния. Служебные части речи Предлог Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов. Союзы и союзные слова Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов. Частицы Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. 10

11 Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. Междометие. Звукоподражательные слова Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий. 11 КЛАСС (34 часа) СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ. Словосочетание Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания. Предложение Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Простое предложение Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. 11

12 Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераcпространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. Простые осложненное и неосложненное предложения. Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах. Сложное предложение Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений. Сложносочиненное предложение. 12

13 Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац. Синонимия разных типов сложного предложения. Предложения с чужой речью Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. Употребление знаков препинания Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. КУЛЬТУРА РЕЧИ Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи. Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лекси- 13

14 ческие, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт. СТИЛИСТИКА Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров. ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.

15 Содержание Пояснительная записка класс Введение Лексика. Фразеология. Лексикография Фонетика. Графика. Орфоэпия Морфемика и словообразование Морфология и орфография класс Синтаксис и пунктуация Культура речи Стилистика Из истории русского языкознания

16 Учебное издание Гольцова Нина Григорьевна ПРОГРАММА к учебнику Русский язык классы (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) Зав. редакцией русского языка В.Л. Склярова Редакторы Е.М. Климова, Л.Н. Федосеева Художественный редактор С.Н. Якубовский Корректор М.Г. Курносенкова Верстка Ю.А. Костиной Подписано в печать Формат 60х84 1 / 16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 0,93. Тираж 2000 экз. Заказ ООО «Русское слово учебник» , Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5. Тел.: (495) , ISBN


Рабочая программа по русскому языку 10 класс 68 часов (2 часа в неделю) Пояснительная записка Необходимость в создании программы возникла в связи с тем, что в учебном плане МОУСОШ 61 на преподавание русского

Рабочая программа по предмету «Русский язык». 0- класс. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 0- класса (далее Рабочая программа) разработана в соответствии с требованиями

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет»

Пояснительная записка Рабочая учебная программа для 10-11 классов по русскому языку составлена на основе авторской государственной программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Объем требований по русскому языку На вступительных испытаниях по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 КЛАСС Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования. утвержденного

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования, авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений Н.Г. Гольцовой,

У РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по русскому языку в 10 классе Общее количество часов: 72 часа МБОУ «Гимназия» Г.Новозыбков Пояснительная записка Модифицированная программа составлена на основе Программы МО

1. Пояснительная записка Программа вступительного испытания по русскому языку в Академию составлена на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. В ней конкретизируется

Общие требования Основой данной программы является примерная программа вступительных экзаменов по русскому языку, разработанная Министерством образования России. Вступительные испытания на филологический

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ИНТЕГРАЛ» Рассмотрена на заседании педагогического совета (протокол от 8 августа 015 года) Утверждена приказом НОУ СОШ

Объяснительная записка Программа вступительного испытания по русскому языку разработана с учетом действующей программы по русскому языку для 5-9 классов (письмо Министерства образования и науки Украины

Уро ка Тема урока Русский язык. 10 класс. Профильный уровень (102 часа, 3часа в неделю) Ко ли чес тво час ов Основные термины и понятия 1 Слово о русском языке 1 Русский литературный язык, язык межнационального

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 ЧЕТВЕРТЬ 5 класс 1. Что вам известно об однородных членах предложения? 2. В каких случаях между однородными членами предложения ставится запятая, а в каких нет?

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» Программа вступительного

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Карлова Т.А. РУССКИЙ ЯЗЫК Программа вступительных испытаний для поступающих в Московскую академию экономики и права Тематический план по Русскому языку 2 Наименование

Зовнішнє незалежне оцінювання 2013 року з російської мови 1 Зміст завдання та правильна відповідь Відповідність завдання Програмі зовнішнього незалежного оцінювання з російської мови Дефис между частями

Додаток 2 до наказу Міністерства освіти і науки, молоді та спорту України від 14.07.2011 791 РОСІЙСЬКА МОВА програма зовнішнього незалежного оцінювання Объяснительная записка Программа внешнего независимого

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Кенадского сельского поселения Ванинского муниципального района Хабаровского края Рассмотрено Согласовано Утверждено

П/п Наименование оборудования Кол-во 1 Опорные схемы 59 1.Сложноподчинённые предложения. 2.Фонетика. 3.Сложносочинённые предложения. 4.Лексика. 5.Сложное предложение. 6.Члены предложения. 7.Синонимы, антонимы,

ЧАСТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ ВЫСШАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА УТВЕРЖДАЮ Ректор ОИ ВПШ Председатель приемной комиссии ^ " ж / В.А.Шаров «25» января 2016г. ПРОГРАММА

ЗАТВЕРДЖЕНО Наказ Міністерства освіти і науки України 01.10.2014 р. 1121 ПРОГРАМА ЗОВНІШНЬОГО НЕЗАЛЕЖНОГО ОЦІНЮВАННЯ З РОСІЙСЬКОЇ МОВИ для осіб, які бажають здобувати вищу освіту на основі повної загальної

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ» Кафедра «Общеобразовательные дисциплины» ПРОГРАММА

Додаток 3 до наказу Міністерства освіти і науки України від 03.12.2013 р. 1689 РОСІЙСЬКА МОВА програма зовнішнього незалежного оцінювання Объяснительная записка Программа внешнего независимого оценивания

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа 13» города Сарова РАССМОТРЕНА на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы Протокол 1 от 28.08.2016 СОГЛАСОВАНА

«ЗАТВЕРДЖУЮ» О. Гончара М. В. ПРОГРАМА ІСПИТУ З РОСІЙСЬКОЇ МОВИ дну ім. О. Гончара Фонетика. Графика Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки. Сильная и слабая позиции

Русский язык. 8 класс (расширенный вариант) Предметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются: 1) представление об основных функциях русского языка, о роли русского языка

10 класс Русский язык ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» Программа вступительных испытаний «Культура речевого общения» (русский язык) Улан-Удэ 2015 Раздел 1. Речь и речевое

Примерное планирование уроков русского языка в 7 классе Учебное пособие: «Русский язык. Учебник для 7 класса» (авторы составители Наталья Береснева, Наталья Нечунаева). * Планирование составлено с учётом

Темы для подготовки к тестированию по русскому языку в 11 класс Активные процессы в современном русском языке Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Написания,

ОГЛАВЛЕНИЕ Раздел 1..2 Пояснительная записка Раздел 2 7 Учебно-тематический план Раздел 3..11 Содержание учебного предмета «Русский язык» (базовый уровень) Раздел 4..30 Требования к уровню подготовки учащихся

Пояснительная записка Тематическое планирование по русскому языку для 8 класса составлено на основе рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов в соответствии с федеральным компонентом государственного

Рабочая программа факультативного курса «Подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ» 10-11 класс на 2013 2014 учебный год

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»

Приложение 1 Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» III ступень (ФК ГОС) 10-11 класс Составитель: Ноздрина Е.В., учитель русского языка, 1 квалификационная категория 1 Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку 10 класc Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего

Зовнішнє незалежне оцінювання 2015 року з російської мови Правильні відповіді до завдань сертифікаційної роботи 1 Зміст завдання та правильна відповідь Відповідність завдання Програмі зовнішнього незалежного

Лицензия: регистрационный 2490 от 22 февраля 2012 года, на бланке серии ААА 002608 Свидетельство о государственной аккредитации: регистрационный 1736 от 12 апреля 2012 года, на бланке серии ВВ 001755 115191,

«Практикум по русскому правописанию» Составитель аннотации: Пряников А.В., кандидат филологических наук, доцент Кафедра русского языка и методики его преподавания Цели изучения дисциплины: Краткая характеристика

Рабочая программа по русскому языку, 7 класс Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование составлено на основе общеобразовательного стандарта основного общего образования по русскому языку

Мартыненко Н.В. русскому языку 10 кл. 35 часов 3 4 Программа разработана в соответствии с программой на основе рабочей программы по русскому языку для 10-11 классов, автор-составитель Баронова М.М. к учебно-методическому

УТВЕРЖДАЮ Председатель приемной комиссии ФГБОУ ВПО «Ульяновской ГСХА им. П.А. Столыпина» А.В. Дозоров 31 января 2014 г. Программа вступительных испытаний по русскому языку, проводимых Академией самостоятельно

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования

Календарно-тематический план по русскому языку для 7 А класса на 2015-2016 учебный год. 1 2 3 4 5 п/п Наименование раздела программы, тема Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министра образования Республики Беларусь от 14.10.2013 759 Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Русский язык» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 18» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей русского языка протокол 1 от29.08.2016 г. СОГЛАСОВАНО НМС протокол 1

Учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова» УТВЕРЖДАЮ Ректор МГУ имени А.А.Кулешова К. М. Бондаренко 2016 г. Регистрационный В- ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Гурьевска Рабочая программа учебного предмета _русский язык в 11 Б классе (профильный уровень) Составила Антипина И. А. учитель русского

«Русский язык» Первоклассник различать, сравнивать: -звуки и буквы; -ударные и безударные гласные звуки; -твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки; -звук, слог, слово; -слово

Календарно-тематическое планирование Русский язык 7 класс п/п Содержание (тема урока) Количество часов I. Общие сведения о русском языке. Русский язык как развивающееся явление. р/к Языковые особенности

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 5-9 класс Программа разработана на основе: Авторской программы: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой

Рабочая программа по русскому языку 3 класс Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: - осознание языка как основного

I. Фонетика и орфоэпия Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Слог, ударение. Позиционная мена гласных и согласных звуков. Краткие сведения об орфоэпии.

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министра образования Республики Беларусь от 23.12.2011 813 Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Русский язык» для лиц, имеющих общее базовое образование, для получения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и на

РУССКИЙ ЯЗЫК, 8 класс Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе программы С.И. Львовой «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений

Программа вступительных испытаний по русскому языку (9 класс) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа вступительных испытаний по дисциплине «Русский язык» для поступающих в Образовательное учреждение среднего

РОСІЙСЬКА МОВА програма зовнішнього незалежного оцінювання Додаток З до наказу Міністерства освіти і науки України. від О 3 Объяснительная записка Программа внешнего независимого оценивания по русскому

Программа вступительного испытания по русскому языку Порядок проведения экзамена по русскому языку Экзамен по русскому языку проводится в форме тестирования. На экзамен абитуриент должен явиться в соответствии

Учебно методический комплекс под редакцией Н.Г. Гольцовой

Методологической основой данной программы и курса «Рус­ский язык» в 10-11 классах являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку (базо­вый и профильный уровни), что позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля (общеобра­зовательных, математических и т.д.), так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла.

Система расположения материала, полнота изложения теоре­тических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспита­тельных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как резуль­тат освоения содержания курса «Русский язык».

Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных уме­ний и навыков. Данный учебник может быть использован как спра­вочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экза­менам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Большое количество упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам, определяется практической целесообразностью и на­правлено на выработку практических навыков, в первую очередь навыков правильного письма. Включение в программу таких тем, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные прин­ципы русской пунктуации» и др. очень важны при повторении пра­вил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.

Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариант­ность в постановке знаков препинания, их многозначность и мно­гофункциональность.

В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текс­та, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу.

Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксичес­кий виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Боль­шое место должно быть отведено орфографическому и пунктуацион­ному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует уме­ния и навыки нормативного использования языковых средств.

Учитывая особенности условий работы с определенными уча­щимися, учитель может вносить изменения в примерное распреде­ление учебного времени, рекомендуемого программой, решать вопрос об изучении материала более крупными блоками. Это позво­лит высвободить время для практической работы и опережающего рассмотрения отдельных вопросов курса.

В соответствии с современными требованиями коммуникатив­ной направленности в обучении русскому языку программа преду­сматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилисти­ческого и других видов лингвистического анализа. Для развития речи желательно использовать такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной само­стоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, получен­ные при пассивном восприятии.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандартаобщего образования.

2. Учебника для общеобразовательных учреждений (Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованному Министерством образования и науки РФ, Москва, «Русское слово», 2010.

3. Программы под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово»,2010 год к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина)

4. Базисного учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.

Программа предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета 1 час в неделю, всего 35 часов.

Сайт учителя русского языка Боровлевой С.В. http://sv.ucoz.ru/

Фразеологический калейдоскоп http://svb.ucoz.ru/index/0-2 Сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским языком и его историей.

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов.
Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык,

языковая норма, культура речи.
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Учащиеся должны уметь:

Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач.
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи.
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа. приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности.
Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

1.Введение. Слово о русском языке

Знать : лексическое богатство русского языка;

Стилистику русского языка;- виды планов;Уметь: составлять план; - использовать эпиграф;

2Лексика. Фразеология. Лексикография

Знать: лексическое и грамматическое значение слов;

Прямое и переносное значение слов;

Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, омонимах;

Роль старославянизмов в создании текста высоко стиля;

Фразеологизмы, фразеологические выражения;

Устаревшая лексика: архаизмы, старославянизмы, историзмы;

Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза;

Анализировать лексические средства выразительности в тексте;

Работать с различными видами словарей;

Определять лексические особенности текста;

Выделять главное;

Использование в речи изобразительно-выразительных средств;

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

3. Фонетика. Графика. Орфоэпия

Знать: орфоэпические нормы правописания;

- характеристику гласных и согласных звуков в слове;

Уметь: производить фонетический разбор слов;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Формировать мировоззрение школьников;

Уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;

4.Морфемика и словообразование

Знать: состав слова;

Способы образования слов;

Нормы формообразования;

Правописание морфем;

Морфологический принцип правописания;

Уметь: производить морфемный анализ слов;

Производить словообразовательный разбор слов;

Правильно писать словообразующие и формообразующие морфемы;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

Пользование словарями различных типов;

5.Морфология и орфография

Знать: типы орфограмм;

Безударные гласные в корне;

Гласные после шипящих в разных частях речи;

Гласные после шипящих и Ц;

Правописание согласных в слове;

Двойные согласные;

Гласные и согласные в приставках;

Правила переноса слов;

Разделительные Ъ и Ь знаки;

Уметь: определять орфограммы в словах;

Решать орфографические задачи;

Правильно писать безударные гласные в корне;

Правильно писать гласные после шипящих в разных частях речи;

Правильно писать гласные после шипящих и Ц;

Правильно писать двойные согласные;

Правильно писать гласные и согласные в приставках;

Правильно писать разделительные Ъ и Ь знаки;

Применять правила переноса в словах;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Формировать пути здорового образа жизни, внутренней экологической культуры;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

  1. Части речи. Имя существительное

Знать: лексико-грамматические разряды имен существительных;

Нормы формообразования имен существительных;

Морфемику имен существительных;

Уметь: производить морфологический разбор имен существительных;

Определять тип склонения, число и падеж имен существительных;

Правильно писать гласные в суффиксах имен существительных;

Правильно писать сложные имена существительные;

Решать орфографические задачи по теме;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение эффективно использовать рабочее время;

Умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков;

  1. Части речи. Имя прилагательное

Знать : стилистические особенности употребления полных и кратких форм имен прилагательных;

Правописание сложных имен прилагательных;

Особенности сочинительной и подчинительной связи в словосочетаниях;

Образование сложныхприлагательных;

Уметь: правильно писать падежные окончания имен прилагательных»

Правильно писать суффиксы имен прилагательных;

Производить морфемный и словообразовательный анализ имен прилагательных;

Владеть правилом правописания Н и НН в суффиксах имен прилагательных;

Правильно писать сложные имена прилагательные;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать

8. Части речи. Имя числительное

Знать: особенности употребления имен числительных в речи;

Сочетание имен числительных оба, обе с именами существительными;

Уметь: производить морфологический разбор имен числительных;

Правильно писать падежные окончания имен числительных;

Правильно писать сложные числительные;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

9.Части речи. Местоимение

Знать: особенности употребления местоимений в речи;

Знать разряды местоимений;

Уметь: производить морфологический разбор местоимений;

Правильно писать местоимения;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

10.Части речи. Глагол

Знать: особенности употребления в речи различных форм глагола;

Синонимию глагольных форм;

Способы формообразования глаголов;

Уметь: производить морфологический разбор глагола;

Правильно писать личные окончания глаголов;

Правильно писать суффиксы глаголов;

Правильно писать Ь в глагольных формах;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

11. Части речи. Причастие

Знать: особенности употребления причастий в речи;

Особенности правописание обособленных определений, выраженных причастным оборотом;

Уметь: производить морфологический разбор причастий;

Образовывать различные формы причастий;

Правильно писать окончания причастий;

Правильно писать гласные в суффиксах причастий;

Правильно писать Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

12. Части речи. Деепричастие

Знать: особенности употребления деепричастий в речи;

Синонимические особенности возможности употребления глагольных форм;

- особенности обособления деепричастий и деепричастных оборотов;

Уметь: производить морфологический разбор деепричастий;

Образовывать деепричастия;

Правильно писать деепричастия;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

13. Части речи. Наречие .Слова категории состояния

Знать: особенности употребления наречий в речи;

Особенности образования наречий;

Особенности образования степеней сравнения наречий;

Уметь: производить морфологический разбор наречий;

Правильно писать гласные О-А на конце наречий;- правильно писать Ь после шипящих на конце наречий;

Правильно писать отрицательные наречия;

Правильно использоватьслитное, дефисное, раздельное написание наречий;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

14. Служебные части речи

Знать: типы предлогов по структуре, по значению;

Союзы: простые, составные, сочинительные, подчинительные;

Разряды частиц;

Типы междометий по значению и структуре;

Уметь: отличать союзы и союзные слова;

Правильно употреблять союзы в речи;

Правильно писать частицы;

Правильно писать предлоги;

Уметь производить морфологический разбор служебных частей речи;

Отличать междометия и звукоподражательные слова;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать.

Календарно-тематическое планирование