Результаты реализации фгос в логопедическую работу доу. Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения фгос до

«Организация коррекционной логопедической работы в соответствии с ФГОС»

ФГОС ДО внес изменения в профессиональную деятельность педагогов детских садов.

Образовательная Программа ДОО в соответствии с ФГОС формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. Очень часто встаёт вопрос: «А что изменилось с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта в коррекционной работе?». В своём выступлении я бы хотела затронуть именно этот интересующий многих вопрос.

Во ФГОС одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности . Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

В разделе 2.11.2 ФГОСДО прописано, что содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ входит в содержательный раздел основной образовательной программы ДОУ (ООПДОУ).

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

    обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

    освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

На данный момент коррекционная логопедическая помощь детям с речевыми нарушениями оказывается на логопунктах ДОУ. Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение.

Содержание работы учителя-логопеда должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии речи детей, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития.

Главная цель работы учителя – логопеда - развитие речи детей дошкольного возраста. Поэтому работа учителя-логопеда включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:

Принцип индивидуализации: сейчас много детей с ОНР, у которых нарушены звукопроизношение, грамматический строй речи, фонематический слух, связная речь, с этими детьми работа планируется индивидуально, занятия проводятся по 2-3 раза в неделю,

Принцип признания ребёнка полноправным участником образовательного процесса: До введения ФГОС занятие носило учебный характер и Взрослый – педагог, был отдален от детей (над/против), то сейчас занятие носит партнерскую форму, при котором взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге.

Принцип поддержки детской инициативы: Теперь учитель-логопед должен настолько продумывать занятия, чтобы у ребенка была возможность выбора заданий. Т.е задачи занятия поставлены педагогам и ребенку предлагается выбор материала, который будет использован для достижения поставленных задач.

Принцип интеграции специалистов: для этого ежемесячно составляется план взаимодействия учителя логопеда, воспитателей, муз. руководителя, инструктора ФИЗО, чтобы полученные ребенком знания на логопедических занятиях закреплялись на других занятиях

Принцип взаимодействия родителей, как законных представителей ребёнка и ДОУ. Родителей являются не только союзниками, но и грамотными помощниками. Необходимо активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным. С родителями проводятся

Родительские собрания.

Мастер-классы по проведению артикуляционной гимнастики, развитию фонем. слуха, грамматического строя речи, связной речи),практические занятия.

Наглядно-стендовая информация

Проведение совместных праздников и развлечений.

Проектная совместная деятельность.

Каждому известно, что Стандарт выделяет пять образовательных областей и в работе по коррекции нарушений речи развитие ребёнка по этим направлениям происходит параллельно.

Физическое развитие

Речевое развитие

    игровые ситуации

    мини инсценировки

    автоматизация поставленных звуков

    проблемные ситуации

    чтение и рассказывание художеств. произведений

    заучивание наизусть

    рассказывание по картине

    тематические досуги

Познавательное развитие

    составление описательных рассказов

    дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия

    игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами

реализация проектов

Социально-коммуникативное развитие

    настольно-печатные, дидактические игры,

    инсценирование стихов, потешек

    автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи

Художественно-эстетическое развитие

    дидактические игры и упражнения

    штриховка

    музыкально-ритмические движения

И, конечно же, как говорил великий педагог К.Д. Ушинский «В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Способность решать нестандартные ситуации реализуя Стандарт, принимать ответственные решения, создавать те самые условия - может только знающий педагог. Поэтому учитель – логопед должен постоянно совершенствовать, повышать свой профессиональный уровень, постоянно пересматривая свои подходы к работе и тем самым шагать в ногу со временем.

Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой – либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.

При планировании занятий необходимо соблюдать требования ФГОС

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленность, способствовать общению с педагогом и друг с другом.

5. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный для детей.

В соответствии с концентрическим подходом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Применение Здоровьесберегающих технологий очень важны для наших детей, т.к. это как правило дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.

В последнее время стал активно применяться метод проектов . Использование этого метода - принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом.

ИКТ-технологии. Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, дает широкие возможности учителю логопеду при организации занятий. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Хочется затронуть и проблемы в коррекционной работе, в частности оказании логопедической помощи детям с нарушениями речи.

На сегодняшний день наблюдается увеличение детей с нарушениями речи с сопутствующими вторичными дефектами, которым необходима логопедическая помощь. А проблема нехватки учителей логопедов в детских садах, школах отсутствие ставок, встает проблемой при оказании помощи. Как следствие, у детей, с которыми не занимался логопед, снижается качество обучения в школе.

Проблема малой образованности родителей детей. Если посмотреть на социальный статус семей, то половина – это родители со средним и неполным средним образованием. Эти родители малоактивны, у них нет заинтересованности в образовании своих детей, оказании им логопедической помощи.

Перспективы работы:

    Сетевое взаимодействие с СОШ;

    Консультационный центр (привлечение родительской общественности);

    Повышение квалификации учителей –логопедов по оказанию помощи детям с ОВЗ.

Введение ФГОС ДО открывает перед нами новые, неизведанные методические компоненты реализации программы дошкольного учреждения, которые не загоняют нас в строгие рамки при устранении речевого дефекта, а предлагают поиск рациональных решений, что делает этот процесс более творческим и интересным.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по познавательно-речевому

направлению развития детей р.п. Ветлужский

Опыт работы учителя-логопеда.

Тема: «Система логопедической работы

в детском саду в соответствии с ФГОС ДО».

Выполнила:

Воробьева

Ольга Викторовна

учитель-логопед

2016г.

«Развитие ребенка в целом, а не только чистота его родной речи, далее, всё интеллектуальное развитие ребенка и, наконец, развитие характера, эмоциональное развитие – все это отражает непосредственное влияние речи».

Лев Семёнович Выготский

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования воспитанник ДОУ хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

А также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества и в другие целевые ориентиры. Таким образом, ни один из целевых ориентиров не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (исследования В.К.Воробьевой, Р.И.Мартыновой, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение с взрослыми и сверстниками (исследования Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жуковой, Е.М. Мастюковой и др.).

Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.

Одно из ключевых мест в системе освоения речевой культуры детьми дошкольного возраста занимает учитель-логопед.

Основные документы, регламентирующие задачи, содержание и формы организации коррекционно – педагогического процесса в ДОУ (для детей с тяжёлым нарушением речи):

Закон РФ «Об образовании» N 273-ФЗ;

Федеральный закон «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

В основу моей деятельности по коррекции речевых нарушений положены традиционные, классические программы:

1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.

2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.

3. Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989.

4. Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.

5. Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004.

6. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Нищева Н. В. СПб.: 2006.

Каждый учебный год в период с 1 августа по 1 сентября проводится первичное логопедическое обследование детей подготовительной, старшей и средней групп по методике О.Б. Иншаковой. Исходя из результатов первичного обследования речевой системы, для занятий с учителем-логопедом набирается 12 детей 5-6 лет и строится план коррекционно-развивающей работы на весь учебный год.

При проектировании коррекционно-развивающего процесса я учитываю следующие коррекционно-педагогические принципы:

  • системность;
  • комплексность;
  • принцип развития;
  • рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка;
  • онтогенетический принцип;
  • этиопатогенетический принцип;
  • принцип учета структуры речевого дефекта;
  • принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии;
  • принцип учета зоны ближайшего и актуального развития.

По моему мнению, для успешной реализации коррекционно-образовательного процесса важную роль играет создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями. В кабинете создана предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами. Систематизировано научно-методическое сопровождение образовательного процесса, ведётся логопедическая документация, функционирует информативный блок для педагогов и родителей.

Основными организационными формами логопедической работы были выбраны:

– индивидуальная логопедическая работа;

– подгрупповая логопедическая работа, которая проводится в рамках непосредственно образовательной деятельности, непосредственно организованной деятельности, совместной деятельности педагога и детей.

Вся логопедическая работа проводится в виде коммуникативных игр, речевой гимнастики, логопедических тренингов, коммуникативных игр, лексико-грамматических игр и т.п.

Особое внимание уделяется психо-коррекционным технологиям. Наиболее адаптированной методикой для работы с детьми дошкольного возраста является сказкотерапия. Эффективность использования обусловлена притягательностью этого жанра для детей, позволяющего в полной мере реализовать свою фантазию. Используя сказкотерапию во всех направлениях логопедической работы, я подбираю те сюжеты и приёмы, которые оказываются наиболее эффективными при формировании и коррекции речевой деятельности. Возможными вариантами организации занятий может быть использование сказочных сюжетов, элементов фольклора, литературных персонажей, известных и придуманных игр, воображаемых путешествий.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе, считаю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Также в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, использую следующие здоровьесберегающие технологии:

Коррекция речевой системы невозможна без тандема учителя-логопеда с педагогами и родителями. Поэтому данному блоку своей деятельности я выделяю ключевое место. Работа с родителями осуществляется в таких формах как:

  • выступление на родительских собраниях с сообщениями о текущей работе и её результативности;
  • проведение открытых логопедических занятий;
  • организация индивидуальных бесед с родителями, консультаций по проведению речевых упражнений с детьми;
  • проведение семинаров – практикумов;
  • просвещение через информационные стенды в раздевалках групп.

Работа с воспитателями реализуется через ознакомление с результатами логопедического обследования, логопедическими программами, задачами коррекционной работы на учебный год; консультации по различным темам; взаимопосещение занятий.

Для более детального анализа моей работы предлагаю ознакомиться с Таблицей №1, в которой отражены все направления коррекционно-развивающего процесса в период с сентября 2014 года по апрель 2016 года.

Таблица № 1

Месяц,

год

коррекционно-развивающие занятия с детьми

взаимодействие

с педагогами

взаимодействие с родителями

оснащение РППС кабинета

сентябрь 2014

3.Подгрупповые логоритмические занятия по темам: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»; «Знакомство с домиком Язычка»

1.Приобретение магнитной доски, методической литературы, дидактических пособий.

2.Оформление дидактического пособия «Времена года, дни недели».

3.Приобретение методического пособия Косинова Е.М. «Логопедический букварь»

октябрь 2014

2.Подгрупповые логоритмические занятия по темам: «Прогулка Язычка»; «Друзья Язычка. Возвращение домой»; «Язычок в гостях у Свистящей семейки»; «Язычок в гостях у Шипящей семейки»; «В гостях у братьев Л, Ль»

1.Оформление уголка логопеда по темам: «Развитие мелкой моторики как средство развития речи» (старшая группа), «Развитие связной речи детей» (подготовительная группа).

Приобретение методического пособия для автоматизации звуков Астахова Н. «Ехал Грека через реку: Скороговорки, загадки, шутливые диалоги»

ноябрь 2014

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2. Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Осенний урожай: овощи и фрукты», «Осенний урожай: ягоды и грибы», «Осенний листопад», «Перелетные птицы»

Консультация:

«Нарушения речи дошкольников и пути их устранения»

Индивидуальные консультации.

1.Изготовление дидактического пособия «Погрузи автомобиль»

2.Приобретение демонстрационного материала «Животные России»

декабрь 2014

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Дикие животные и их детеныши», «Подготовка животных к зиме», «Зима», «Новогодний праздник»

Оформление уголка логопеда по темам: «Обогащение словарного запаса» (старшая группа), «Артикуляционные упражнения» (подготовительная группа).

1.Изготовление пособия для формирования воздушной струи «Прожорливые фрукты».

2.Приобретение методического материала Кузьмина М. «Говорушки. Поговорки»

январь 2015

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Зимующие птицы», «Животные севера», «Животные жарких стран»

Индивидуальные консультации.

1.Приобретение дидактического материала Батяева С.В. «Логопедические пазлы»

2.Приобретение демонстрационного материала «Одежда»

февраль 2015

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Одежда, Обувь, головные уборы», «День Защитника Отечества», «Семья»

Просмотр НОД по развитию речи в старшей группе.

1.Оформление уголка логопеда по темам: «Как легко учить стихи с ребенком» (старшая группа), «Обогащение словарного запаса» (подготовительная группа).

2.Индивидуальные консультации.

1.Приобретение дидактического пособия Ткаченко Т.А. «Логопедическое лото в картинках»

2.Приобретение демонстрационного материала «Профессии»

март 2015

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2. Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Праздник 8 марта», «Профессии», «Инструменты»

Просмотр НОД по развитию речи в подготовительной группе

1.Оформление уголка логопеда по темам: «Развитие фонематического слуха. С чего начинать?» (старшая группа), «Овладение детьми слоговым анализом слова» (подготовительная группа).

2.Индивидуальные консультации.

Приобретение методического материала Батяева С.В., Володина В.С., Савостьянова Е.В. «Большой альбом по развитию речи»

апрель 2015

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Транспорт», «Весна. Первые весенние цветы», «Космос», «Перелётные птицы весной», «Растения и животные весной»

1.Анкетирование родителей, чьи дети посещали занятия логопеда.

2.Индивидуальные консультации.

Приобретение методического материала по развитию грамматического строя речи Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. «Буду грамотным»,

Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. «Учимся читать»

май 2015

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Лето»

1.Итоговое родительское собрание по результатам года.

2.Оформление уголка логопеда по темам: «Связная речь» (старшая группа), «Тем, кто идёт в школу» (подготовительная группа).

Приобретение демонстрационного материала «Деревья»

сентябрь 2015

1.Первичное логопедическое обследование детей средней, старшей и подготовительной групп.

2.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

3.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Осень», «Овощи и фрукты», «Ягоды, грибы», «Деревья»

Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий

Организационное собрание с родителями зачисленных детей (старшая, подготовительная группы).

Оформление иллюстрационной картотеки артикуляционной гимнастики

октябрь 2015

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Одежда», «Перелетные птицы», «Дикие животные и их детеныши»

1.Оформление уголка логопеда по темам: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика» (старшая группа), «Учите детей правильно произносить и различать звуки» (подготовительная группа).

2.Индивидуальные консультации.

Приобретение демонстрационного материала «Посуда»

ноябрь 2015

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2. Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Продукты питания», «Посуда», «Мебель», «Игрушки»

Выступление на педагогическом совете:

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста».

1.Оформление уголка логопеда по темам: «Игры на развитие фонематического слуха» (старшая группа), «Развитие речи на 7-ом году жизни» (подготовительная группа).

2. Индивидуальные консультации.

Изготовление дидактической игры на автоматизацию звуков (с)-(ш) «Украшаем шапки»

декабрь 2015

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Зима», «Зимние головные уборы, одежда, обувь», «Новогодний праздник»

Открытый показ НОД с подгруппой детей по развитию связной речи. Лексическая тема: «Зима».

Индивидуальные консультации.

Изготовление дидактической игры на автоматизацию звука (р) в словах и предложениях «Дед Мороз принес подарки»

январь

2016

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Зимующие птицы», «Домашние животные и их детеныши», «Животные севера»

1.Оформление уголка логопеда по темам: «Учите детей правильно произносить и различать звуки» (старшая группа), «Формирование связной речи» (подготовительная группа).

2.Индивидуальные консультации.

Изготовление дидактического пособия на дифференциацию звуков [с]-[ш] «Кто на чём летит?»

февраль 2016

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Животные жарких стран», «Транспорт», «День Защитника Отечества»

Индивидуальные консультации.

Приобретение демонстрационного материала «Члены семьи»

март 2016

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Семья», «Праздник 8 Марта», «Профессии наших мам», «Инструменты»

1.Оформление уголка логопеда по темам: «Дыхательная гимнастика для дошкольников» (старшая группа), «Подготовка детей к школе» (подготовительная группа).

2.Индивидуальные консультации.

Приобретение демонстрационного материала «Первоцветы»

апрель 2016

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Весна», «Космос», «Первые весенние цветы», «Перелётные птицы весной»

Индивидуальные консультации.

Изготовление дидактического пособия «Муравей-почтальон» (цель: формировать умение произносить одно-, двух-, трех- сложные слова)

Конечный результат зависит от тяжести речевого нарушения, от отношения ребёнка к своему дефекту, от общего интеллектуального развития ребёнка, от понимания родителями всей важности коррекционной работы и их участия в коррекционном процессе.

Анализируя итоговые показатели речевого развития детей, зачисленных на занятия с учителем-логопедом в 2014-2015 учебном году, можно выявить положительную динамику освоения речевой культуры.

Зачислено 12 детей, в конце учебного года выпущено 7 детей, для продолжения коррекционных мероприятий оставлено 5 детей.

Диагнозы при поступлении

ФФН

ФНР

ОНР 2 уровня

ОНР 3 уровня

ОНР 4 уровня

Заикание

С какой речью выпущены дети

Выпущено всего

С хорошей речью

С улучшениями

Без улучшений

Оставлены для продолжения коррекционных мероприятий

Таким образом, выстроенная система работы благоприятно влияет на улучшение речи детей. Ведущую роль в речевом развитии играет оснащенная развивающая предметно-пространственная среда. Коррекционная работа с детьми, в свою очередь, способствует устранению недоразвития речи, что улучшает развитие всех психических процессов. Так же необходимо отметить, что грамотность речи помогает детям наладить общение со сверстниками и взрослыми. Важно помнить, что необходимым условием положительной динамики является просвещение родителей в вопросах коррекции речевого развития.

Основные документы, регламентирующие задачи, содержание и формы организации коррекционно – педагогического процесса в ДОУ: Закон РФ «Об образовании» N 273-ФЗ; Федеральный закон «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

Актуальность Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

Исследовательская база Дефекты речевой функции отражаются как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности. Речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками. Г.В. Чиркина Н.С. Жукова Т.Б. Филичева

В основе моей деятельности по коррекции речевых нарушений лежат традиционные программы: Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В 3. Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. 4. Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. 5. Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. 6. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Нищева Н. В.

Коррекционно-педагогические принципы коррекционно-развивающего процесса: системность; комплексность; принцип развития; рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка; онтогенетический принцип; этиопатогенетический принцип; принцип учета структуры речевого дефекта; принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии; принцип учета зоны ближайшего и актуального развития.

Основными организационными формами логопедической работы были выбраны: – индивидуальная логопедическая работа; – подгрупповая логопедическая работа, которая проводится в рамках непосредственно образовательной деятельности, непосредственно организованной деятельности, совместной деятельности педагога и детей.

Здоровьесберегающие технологии используемые в коррекционной работе с детьми: артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; зрительная гимнастика; самомассаж.

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета В кабинете создана предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами.

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета Систематизировано научно-методическое сопровождение образовательного процесса, ведётся логопедическая документация, функционирует информативный блок для педагогов и родителей.

Работа с родителями осуществляется в следующих формах: выступление на родительских собраниях; проведение открытых логопедических занятий; организация индивидуальных бесед, консультаций; проведение семинаров – практикумов; просвещение через информационные стенды в раздевалках групп.

Работа с воспитателями реализуется с помощью следующих форм: ознакомление с результатами логопедического обследования, задачами коррекционной работы на учебный год; консультации по различным темам; взаимопосещение занятий.

Заключение Таким образом, выстроенная система работы благоприятно влияет на улучшение речи детей. Коррекционная работа с детьми способствует устранению недоразвития речи, что улучшает развитие всех психических процессов. Так же необходимо отметить, что грамотность речи помогает детям наладить общение со сверстниками и взрослыми. Важно помнить, что необходимым условием положительной динамики является просвещение родителей в вопросах коррекции речевого развития.


Прокопенко Светлана Геннадьевна

Учитель-логопед, ГБДОУ № 14 Петродворцового района

Санкт-Петербурга

«Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живет.»
С. Я. Маршак

Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам.

Дошкольное детство проходит быстро и педагогам с родителями надо сделать этот время более счастливым и ярким. Педагоги, работающие с детьми, выстраивают такие условия, в которых ребенок был бы окружен не только вниманием и любовью, но и чтобы рядом с ним были такие люди, которые смогли бы раскрыть его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества.

Стандарт дошкольного образования - это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования. Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. В нем прописаны условия и программы развития, которые учитывают разнообразие дошкольников. Стандарт ДО даст возможность всем детям проявить свою индивидуальность. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.

Поэтому, стандарт определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда. Педагог -ведущая фигура реформирования образования. Хочется сказать словами К.Д. Ушинского. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Действительно, готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений - это характеристики деятельности успешного учителя-логопеда. Владение этими важными качествами невозможно без знания нормативной базы. Учителю-логопеду необходимо изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения.

Введены такие понятия, как: дети с ОВЗ - это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым МППк и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование - равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность - педагогов, родителей, детей.
Важно отметить, что речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Необходимо подчеркнуть следующий факт: в данной образовательной области появился шестой пункт, говорящий о формировании звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Появились целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Поменялась целевая установка мониторинга.

Его результаты могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образовательного процесса (создание индивидуального маршрута ребенка);
  2. повышение эффективности коррекционной работы с детьми.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

  1. обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  2. освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

Во ФГОСе написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» (п. 21). Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п. 13). Содержание работы учителя-логопеда должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития. Учителю-логопеду необходимо работать во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками.

Главная цель работы учителя - логопеда - развитие речи детей дошкольного возраста. Работа учителя-логопеда включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:

  • создания развивающей образовательной среды;
  • учитель-логопед должен обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО; работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
  • непрерывность профессионального роста учителя-логопеда;
  • формирование взаимодействия учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;
  • осознание того, что игровая деятельность ведущая в дошкольном возрасте;
  • единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
  • разработка преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

В своей профессиональной деятельности учителю - логопеду необходимо использовать иную систему взаимодействия составляющих основных общеобразовательных программ. Этот способ основан на интеграции образовательных областей. Таким образом, работа учителя-логопеда видоизменилась, как по форме, так и по содержанию.

Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором главное развитие личности воспитанника. Развитие речи - это важнейший компонент во ФГОСе ДО. Если мы поможем дошкольнику сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.

В свои логопедические занятия я стараюсь включать различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольноговозраста: внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям.

Для формирования правильного звукопроизношения я использую упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, развитие артикуляции. Физкультминутки, которые я провожу, помогают детям расслабиться, снять напряжение. Также они развивают общую и мелкую моторику, зрительно-моторную и слухо-моторную координации.

Некоторые формы работы детям наиболее интересны и я вижу результат своей деятельности, после применения современных информационных технологий. Помимо обучающих технологий, я использую здоровье-сберегающие технологии, которые повышают эффективность коррекционной работы. Ребятам очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (биоэнергопластика, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков).

В работе применяю метод су-джок терапии. Использование су-джокмассажёров - массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий позволяют повысить физическую и умственную работоспособность детей, дает возможность для максимальной целенаправленной коррекционной работы с ребёнком. В своей работе я отвожу много времени логопедической и фонетической ритмике. Применяю ее, как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.

В последнее время в моей логопедической работе особое место занимает работа с интерактивной доской. Использование интерактивной доски помогает мне сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с воспитанниками. Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т. д., они способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка.

Таким образом, индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком разрабатываю с учетом компьютерной и логопедических технологий. Опыт использования логопедических компьютерных программ показал, что применение новых информационных технологий в логопедической работе позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей.
Мною разработана коррекционно-развивающая программа. Структуру программы можно представить по следующим разделам.

В концептуальном разделе представлена пояснительная записка, в которой раскрыты основные цели и задачи коррекционной работы на данной группе.

В диагностико-консультативном разделе отражено содержание работы по психолого-медико-педагогическому сопровождению ребёнка группы всеми специалистами ДОУ.

Коррекционно-развивающий раздел включает в себя проведение коррекционного процесса.

В лечебно- профилактическом разделе прописывается проведение лечебно-профилактических мероприятий.

Социально-педагогический раздел отвечает за повышение уровня образования учителя-логопеда, а так же координирование социально-педагогической помощи родителям, чьи дети посещают группу.

Очевидно, чтобы процесс введения новых образовательных стандартов проходил максимально успешно, учитель-логопед должен повышать свой профессиональный уровень. Необходимо пересмотреть подход к работе: учиться по - новому готовиться к занятию, проводить его, оценивать результаты детей, взаимодействовать с родителями. Таким образом, можно сказать, что работа учителя-логопеда существенно изменяется.

Работа логопункта

в условиях введения ФГОС ДО

Учитель – логопед: О.П. Ведель

МБДОУ «Плешановский детский сад №1»


Основными задачами

учителя-логопеда являются:

своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

определение их уровня и характера;

устранение разнообразных нарушений речи;

профилактика более серьёзных нарушений речи

у воспитанников;

консультативно-методическая помощь для педагогов

и специалистов, родителей

воспитанников.


Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе

повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;

включение в процесс эффективных форм работы с детьми.


Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия.

Активность ребенка, не меньше, чем активность взрослого.

Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности.

Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.

Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование и т.д.

Мотивы обучения, связаны в первую очередь с интересом детей к видам деятельности.

Главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации.

Допускается, так называемое, свободное посещение занятий.

Особенности современного дошкольного образования :


Структура логопедического занятия:

1.Организационный момент.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

5. Развитие артикуляционной моторики.

7. Объявление темы.

8. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.

9. Итог занятия.

10. Оценка работы детей на занятии.


Требования

к подгрупповым занятиям:

З анятие должно быть динамичным.

Игровые фрагменты и сюрпризные моменты.

Частая смена различных видов деятельности.

Развитие у детей коммуникативной направленности.

Приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

Разнообразный дидактический материал.

С амое главное – на занятиях дети должны много говорить.


Основная задача индивидуальных занятий - формировании звуковой стороны речи

интересным

продуктивным

речевая активность ребенка