Уполномоченный по правам инвалидов рф. в Российской Федерации»

Председатель Совета

Дополнительная информация

Доктор юридических наук, профессор, Академик РАЕН, Почетный адвокат России, Председатель Общероссийского общественного движения «За права женщин России», член «Ассоциации юристов России», Первый заместитель Председателя Международного научно-образовательного, консультативно-аналитического Центра адвокатов Международного Союза юристов. Первый Заместитель Председателя Президиума коллегии адвокатов, член Президиума Московского городского отделения Российского Красного Креста.

Основной направление деятельности – защита прав граждан.

Диссертация кандидата юридических наук на тему «Гражданский иск о компенсации морального вреда в уголовном судопроизводстве».

Докторская диссертация на тему «Современные проблемы применения мер пресечения в уголовном процессе».

Имеет более 200 печатных работ.

Директор Института проблем инклюзивного образования, проректор по инклюзивному образованию Московского городского психолого-педагогического университета

Дополнительная информация

Кандидат психологических наук, доцент, Почетный работник общего образования РФ

Кандидатская диссертация по теме «Конфликтная динамика детско-взрослых отношений в младшем школьном возрасте».

Эксперт ЮНИСЕФ в области инклюзивного образования, руководитель секции УМО «Специальное и инклюзивное образование детей с ОВЗ» по направлению "Психолого-педагогическое образование" ФГОС ВПО

Член Ученого совета Московского городского психолого-педагогического университета.

Писательница, драматург, телеведущая, публицист, активная деятельница феминистского движения.

Дополнительная информация

Член Союза писателей Москвы, Союза театральных деятелей России .

Президент "Центра помощи женщинам", "Клуба женщин, вмешивающихся в политику", Член Президиума "Московского женского форума", Член Совета по развитию общественного контроля при Комитете Государственной думы по общественным объединениям и религиозным организациям.

Образование - Литературный институт имени А.М. Горького, отделение драматургии.

Лауреат российских и международных премий в области литературы, имеет награды за общественную деятельность.

Награды и почетные звания:

Лауреат „Всесоюзного конкурса радиодраматургии", 1991 год.

Золотая медаль Кембриджского библиографического центра «За вклад в культуру ХХ века» в номинации драматургия, 1991 год.

Лауреат премии газеты „Литературные новости" за лучшее произведение в прозе, 1993 год.

Лауреат Боннского театрального биенале, 1996 год

Лауреат конкурса радиодраматургии „Приз Европы", 1998 год.

Медаль «За служение Отечеству» Национального благотворительного фонда „Вечная слава героям", 2003 год.

Серебреный и золотой „Орден Миротворца" Всемирного Благотворительного Альянса „Миротворец", 2006 и 2007 годы.

Премия «MONE Beauty Awards» в номинации «Муза литературы», 2008 год.

Медаль "За веру и добро", 2010 год.

Премия журнала «FHM» «За активную жизненную позицию», 2012 год.

Национальная премия «Талант и призвание», 2012 год.

Национальная литературная премия «Золотое перо Руси», 2012 год.

Почетный знак имени С.И. Вавилова за активное участие в научно-просветительском движении, 2012.

Общественный специальный почетный знак конгресса «Имидж женщины XXI века» за вклад в формирование имиджа современной женщины, 2014.

правозащитник, общественный деятель, политик, писатель, Председатель межрегиональной общественной благотворительной организации «Комитет за гражданские права», член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, членЭкспертн

Дополнительная информация

Образование: философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в 1989 году.

Награды:

медаль «850-летие Москвы»;

медаль «Защитнику свободной России»;

медаль Уполномоченного по правам человека в РФ «Спешите делать добро»;

почетный знак МВД «За содействие МВД»;

медаль Кемеровской области «За веру и добро».

Председатель правления "Международной академии доступности и универсального дизайна", Действительный член «Национальной академии туризма»

Дополнительная информация

Профессор РМАТ, Кафедра ЮНЕСКО / UNITWIN «Культурный туризм в целях мира и развития»

Эксперт по вопросам доступности транспорта, транспортной инфраструктуры и доступного туризма для маломобильных граждан и граждан с ограниченными возможностями, а так же правовым аспектам защиты прав инвалидов.

Член рабочей группы, созданной АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» по реализации «Плана мероприятий по созданию безбарьерной среды для проведения XXII Олимпийских зимних игр, XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, а так же XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани».

Член рабочей группы по «Медицинскому туризму "и «Доступному туризму», при Федеральном агентстве по туризму «РОСТУРИЗМ».

Как эксперт принимал участие в создании полнометражного документального фильма «Доступный туризм в Москве», в циклах теле- и радиопередач «Фактор Жизни», канал «ТВЦ», «Радио России», «Эхо Москвы» и «Русская служба новостей».

Организатор и участник автопробега инвалидов «Крым доступный для всех» Москва - Севастополь, и «Никто не забыт и ничто не забыто» по маршруту Москва - Брест.

Отмечен благодарностью Мэра Москвы (2013) за личный вклад в решение проблем социальной интеграции инвалидов.

Закончил университет «Temple», факультет юриспруденции в г. Филадельфия, США.

Депутат Московской городской Думы, директор Научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач Российской Федерации, член Президиума Всероссийского общества

Дополнительная информация

Образование - лечебный факультет 1-го Ленинградского медицинского института. Имеет высшую врачебную категорию, действующие сертификаты по четырем специальностям.

Президент Национальной ассоциации экспертов по детскому церебральному параличу и сопряженным заболеваниям.

Член Рабочей группы Комиссии по делам инвалидов при Президенте РФ, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ, секретарь Общественного совета при Департаменте здравоохранения города Москвы, член Российского отделения Международного женского форума.

Входит в состав Координационного Совета Национальной родительской ассоциации. Активно участвует в проектах, организованных Благотворительным Фондом «Шаг вместе». На канале Общественное Телевидение России ведет передачу «Право на счастье», посвященную проблемам детей-инвалидов.

Главный редакторй научного журнала «Детская и подростковая реабилитация», входит в состав редакционной коллегии журналов «Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения», «Нейрохирургия и неврология детского возраста», «Социальная педиатрия и реабилитология».

Председатель Столичной ассоциации выпускников школ города Москвы

Политик, правозащитник, журналист, член Научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре РФ

Дополнительная информация

Председатель секции правоохранительных органов Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека РФ; Председатель ОНК по проверке тюрем и полиции двух созывов; член Правозащитного Совета России; Председатель Постоянной палаты по правам человека Политического консультативного совета при Президенте РФ ; член Московской Хельсинкской группы ; член Совета директоров Российского отделения Международной ассоциации религиозной свободы; член Комиссии при Президенте Российской Федерации по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести.

Окончил Московский государственный университет, факультет журналистики (1966).

Работал в журналистике, являлся депутатом Моссовета, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ (1 и 2 созыв).

Правозащитной деятельностью занимается более 40 лет.

Заместитель Председателя Совета

Дополнительная информация

Главный редактор объединенной редакции журналов антинаркотической направленности: «НаркоНет», «Не будь зависим - скажи «Нет!» наркотикам, алкоголю, курению, игромании», «Журнал для тех, кто хочет уберечь детей от наркотиков».

Главный редактор журнала «Московский омбудсмен».

Образование - высшее медицинское, «Менеджер здравоохранения», Канада, г. Эдмонтон.

Научная деятельность – выявление потребления наркотических средств и психотропных веществ. Соавтор учебных пособий для студентов высших учебных заведений: «Наркотики. Свойства, действия, фармакокинетика, метаболизм». «Химико-аналитическое определение наркотических и допинговых средств».

Член Общественного совета при ФСКН России.

Руководитель Автономной некоммерческой организации «Центр защиты жилья и жилищных прав».

Дополнительная информация

Образование - высшее.

Активно занимается правозащитной деятельностью, связанной с защитой конституционных прав граждан в сфере жилья. Оказывает информационно-методическую и адресную правовую помощь, в первую очередь представителям социально незащищенной группы граждан (дети, пенсионеры, инвалиды), у которых органами государственной власти неправомерно изъяты или изымаются из собственности жилые помещения с последующим выселением из них вышеуказанных граждан.

член Президиума, руководитель Центра социальной и правовой защиты Общероссийской общественной организации Офицеры России

Дополнительная информация

Директор ГБУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям»

Дополнительная информация

С 2005 по 2014 гг. прошла профессиональную переподготовку и обучение в Московском городском университете управления Правительства Москвы и в Негосударственном образовательном учреждении Московская школа управления СКОЛКОВО, специализация - «Государственные механизмы стимулирования и развития инноваций в городской среде» и «Управление инновационными проектами».

До назначения на должность работала в органах исполнительной власти города Москвы, в т.ч. - первым заместителем главы управы района Ивановское города Москвы (по социальным вопросам), начальником Управления социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы.

Образование высшее - Камчатский государственный педагогический институт (диплом с отличием).

адвокат,член ПрезидиумаМежреспубликанская коллегия адвокатов, член Совета Адвокатской палаты г. Москвы

Дополнительная информация

Образование:

высшее военно-юридическое (военный институт, Москва)

орден «За верность адвокатскому долгу»;

орден «За служение адвокатуре»;

Серебряная медаль им. Ф.Н.Плевако;

знак "Почетный адвокат России";

Почетная грамота ФПА;

знак ФПА «150 лет Российской адвокатуре»;

медаль ООД «Россия православная» "За жертвенное служение".

Председатель общественного совета «18+» молодых инвалидов при Департаменте труда и социальной защиты населения г. Москвы, член Общественной палаты города Москвы.

адвокат, Председатель Региональной общественной организации «Объединение многодетных семей города Москвы», Президент фонда «Защита детства»

Дополнительная информация

Образование :

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;

Санкт-Петербургский государственный университет;

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Председатель Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов.

Дополнительная информация

В МГО ВОИ с 1988 года. С 1990 г. – заместитель председателя Организации.

Член Координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Мэре Москвы.

Общественный инспектор по делам инвалидов.

Образование высшее (менеджер по организационным вопросам).

Ветеран труда. Почетный член ВОИ.

Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью в память «850-летия основания города Москвы».

Адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро "Дмитрий Матвеев и партнеры".

Дополнительная информация

Директор Евразийского института международного права, руководитель Центра правового регулирования межгосударственных отношений РАНХГС при Президенте РФ, кандидат юридических наук, судья ad hoc от РФ в Европейском Суде по правам человека, член редакционного совета Российского ежегодника Европейской конвенции по правам человека.

Член правления общероссийского общественного учреждения "Общественный институт экологической экспертизы".

Окончил университет дружбы народов (факультет экономики) с отличием, владеет английским, испанским, французским языками.

Руководитель Комиссии по развитию предпринимательства Общественной палаты города Москвы, член правления Московской торгово-промышленной палаты, Председатель Совета Ассоциации «Единство непохожих»

В среду губернатор Волгоградской области Сергей Боженов представил человека, который в ближайшее время будет назначен его помощником по делам инвалидов. Им стал инвалид-колясочник Александр Олейников, он теперь будет отстаивать интересы людей с ограниченными возможностями. Введение должности уполномоченного по делам инвалидов стало одним из итогов поездки представителей ОНФ в Волгоград, где им удалось уладить ситуацию с объявившими голодовку мамами детей-инвалидов. Новый помощник по делам инвалидов рассказал ONF .RU , какие проблемы он постарается решить в первую очередь и каким образом ему самому удается добиваться своих целей в нашей среде, совсем не приспособленной для людей с ограниченными возможностями.

Александр Анатольевич, какие цели вы ставите перед собой в первую очередь, когда станете помощником губернатора по делам инвалидов?

Сейчас у нас обсуждается дорожная карта, по которой будет разработана социальная платформа помощи людям с ограниченными возможностями. В первую очередь это касается детей, которых можно назвать «не такие как все» - это их реабилитация, образование, лечение. Нужно сделать все, чтобы эти дети чувствовали себя в нашем обществе полноценными людьми. Самая главная проблема на данный момент – это то, что наше общество не всегда готово принять таких людей. Эти дети мало выходят из дома, мало общаются с другими, здоровыми детишками. Так что адаптировать надо, скорее всего, наше общество под таких людей.

На что в первую очередь жалуются люди с ограниченными возможностями?

Самая главная проблема - это доступная среда, точнее у нас недоступная среда. Магазины, музеи, административные здания должны быть доступны всем. Нужно сделать так, чтобы человек с ограниченными возможностями мог сам выйти из дома, дойти до остановки и доехать до места работы, учебы или куда-то еще. Надо развивать социальное такси, чтобы инвалид мог в любой момент добраться на нем до места работы или зайти в магазин, чтобы купить продукты. Сейчас, конечно, новые здания, строения, магазины строятся с учетом потребностей этих людей. Но все равно нужен контроль, потому что где-то делают бордюр в 10 сантиметров, и его уже не преодолеть. Дело в том, что здоровый человек не обратит внимание на этот барьер, но человек, который передвигается на коляске, про него барьер не забудет. Я, например, про них не забываю никогда.

Насколько доступна среда в Волгограде? Многое ли придется здесь менять?

Доступная среда в Волгограде, конечно, очень слабая. И дороги все разбитые, и на тротуарах съездов нигде нет. Пешеходам тяжело иногда там пройти, что тут говорить о людях на колясках. Однажды, когда наши депутаты задали мне вопрос про доступную среду, я посадил двоих депутатов на коляски и предложил им добраться таким образом от городской до областной администрации. Там всего метров семьсот, но они не смогли даже это расстояние без посторонней помощи преодолеть.

Президент правления общероссийской организации «Инвалиды России», член Центрального штаба ОНФ Юрий Давыдкин рассказал, что как только вы подъехали к зданию администрации, то сразу же стали выяснять, где здесь пандусы и почему нет стоянок для инвалидов.

Меня сейчас ставят на эту должность, и я должен быть доступен для людей двадцать четыре часа в сутки. Когда я подъехал к зданию администрации, то обнаружил, что там нет стоянок для инвалидов. Я не смог приткнуться там нигде. Потом при помощи пандуса поднялся на первый этаж, но дальше пройти оказалось невозможно. Там только лестницы. Может быть, в первую очередь мы попробуем решить именно этот вопрос.

Все эти трудности вы преодолеваете сами, поэтому понять людей с ограниченными возможностями вам будет очень легко.

Да, я сам уже двадцать восемь лет на коляске и могу сказать, что только при нынешней власти к проблемам инвалидов стали наконец относиться серьезно. Я понимаю всю ответственность, которая ложится на меня на посту помощника губернатора по делам инвалидов, и постараюсь оправдать это доверие.

Вас можно назвать человеком, который сам себя сделал. Вы возглавляете сеть ортопедических салонов в Волгограде, у вас есть семья, вы ведете активный образ жизни… Как вам удалось всего этого добиться в среде, в которой сложно даже совершенно здоровым людям?

Во-первых, у меня хорошие друзья. Они всегда были со мной. Кроме того, рядом моя мама, моя семья. Это, может быть, дало мне силы. Кроме того, я всегда хотел сам себе доказать, что могу что-то сделать. Например, наколоть дрова, вскопать огород на коляске. И я просто брал и делал. То, что я могу сделать, всегда делаю сам, никого не прошу. У меня была одна жизнь – до травмы, которую я получил, и жизнь после травмы, когда я фактически пытался выживать. Сейчас я генеральный директор сети ортопедических салонов в Волгограде. Правда, после назначения помощником губернатора по делам инвалидов мне придется уйти из бизнеса. Но его продолжат мои единомышленники.

Как вас пригласили на пост помощника губернатора? Кто к вам обратился от Общероссийского народного фронта?

Я всегда относился к Народному фронту очень хорошо. И когда научный руководитель и председатель правления Национального центра проблем инвалидности, эксперт ОНФ Александр Лысенко предложил мне эту должность, я, подумав и все взвесив, согласился. Думаю, что этот пост должен занимать человек, который видит все проблемы инвалидов не снаружи, а изнутри, который понимает все проблемы людей с ограниченными возможностями. У меня есть команда единомышленников, и я надеюсь, что вместе нам удастся сделать что-то для людей и города.

Вносится депутатами

Государственной Думы

И.В.Лебедевым,

Я.Е.Ниловым,

А.Н.Свинцовым

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об уполномоченных по защите прав

инвалидов в Российской Федерации

Статья 1

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав инвалидов, а также уполномоченных по защите прав инвалидов в субъектах Российской Федерации.

2. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации
по защите прав инвалидов (далее - Уполномоченный) и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов инвалидов, соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

3. Уполномоченный назначается Президентом Российской Федерации с учетом мнения общественных объединений инвалидов сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более, чем на два срока подряд.

4. Уполномоченным назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе тридцати лет, имеющее высшее образование.

5. Уполномоченный не вправе быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее четырнадцати дней со дня назначения на должность. В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит.

6. Полномочия Уполномоченного могут быть досрочно прекращены по решению Президента Российской Федерации.

Статья 2

Основными задачами Уполномоченного являются:

1) защита прав и законных интересов инвалидов на территории Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, договорами федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

2) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов инвалидов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

3) содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов инвалидов;

4) взаимодействие с общественными организациями инвалидов;

5) участие в формировании и реализации государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов инвалидов.

Статья 3

1. Уполномоченный подотчетен Президенту Российской Федерации. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Президенту Российской Федерации доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку реализации государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов инвалидов в Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании правового положения инвалидов в части, относящейся к компетенции Уполномоченного.

2. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и официальному опубликованию в "Российской газете".

Статья 4

1. Уполномоченный рассматривает жалобы инвалидов и общественных организаций инвалидов, граждан Российской Федерации (далее - заявитель) в пределах компетенции Уполномоченного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также порядком подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним, утвержденным Уполномоченным.

2. Уполномоченный принимает решение о принятии жалобы заявителя к рассмотрению или об отказе в принятии жалобы к рассмотрению в течение десяти дней со дня ее поступления, о чем уведомляет заявителя в течение трех дней. В дальнейшем Уполномоченный уведомляет заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца.

3. Уполномоченный направляет заявителю мотивированный отказ в принятии жалобы к рассмотрению при наличии в жалобе указания почтового и (или) электронного адреса заявителя по следующим основаниям:

1) текст жалобы, направленной в письменной форме, не поддается прочтению;

2) в жалобе содержится только тот вопрос, на который заявителю многократно давались Уполномоченным ответы по существу в письменной форме в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые обстоятельства по этому вопросу;

3) ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

4. В случае, если в поступившей на имя Уполномоченного жалобе не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый или электронный адрес заявителя, такая жалоба не подлежит рассмотрению.

5. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан выполнить одно или несколько из следующих действий:

1) разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) передать жалобу в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. Направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, запрещается;

3) направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов инвалидов, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов инвалидов;

4) обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы инвалидов, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления прав инвалидов;

5) обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) направить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов инвалидов, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. При рассмотрении жалоб Уполномоченный вправе привлекать экспертов, способных оказать содействие в их полном, всестороннем и объективном рассмотрении.

7. Информация о результатах рассмотрения жалоб заявителей подлежит размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при условии обязательного обезличивания персональных данных.

Статья 5

1. В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

2) беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения;

3) в целях защиты прав инвалидов, подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы;

4) одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы инвалидов, выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного.

2. Руководители и иные должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием Уполномоченного, направить ответ в письменной форме на обращение Уполномоченного, а также предоставить Уполномоченному запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего обращения. Ответ на обращение Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.

3. В целях рассмотрения обращений Уполномоченного органы прокуратуры, правоохранительные органы, органы государственной власти по инициативе Уполномоченного могут создавать рабочие группы.

Статья 6

В целях выполнения определенных настоящим Федеральным законом задач Уполномоченный вправе:

1) направлять Президенту Российской Федерации, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности Уполномоченного;

2) направлять Президенту Российской Федерации мотивированные предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и законных интересов инвалидов до решения этого вопроса соответствующим судом;

3) направлять Президенту Российской Федерации мотивированные предложения об отмене постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации;

4) направлять в Правительство Российской Федерации мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно усложняющих реализацию инвалидом прав и законных интересов.

5) направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в случае, если соответствующие полномочия предусмотрены конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации);

6) давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы инвалидов, являющиеся обязательными для рассмотрения Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. О результатах рассмотрения заключения Уполномоченный должен быть уведомлен в письменной форме в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения соответствующего заключения;

7) направлять органам и лицам, имеющим право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, мотивированные предложения в части, относящейся к компетенции Уполномоченного, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Статья 7

1. Уполномоченный вправе назначать общественных представителей, действующих на общественных началах.

2. Общественные представители Уполномоченного осуществляют представительские и экспертные функции.

3. Уполномоченный в рамках своей компетенции осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах.

4. Уполномоченный вправе создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их деятельности представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций инвалидов, иных общественных организаций, в сферу деятельности которых входит защита прав и законных интересов инвалидов, оказание социальной и иной помощи инвалидам.

5. Уполномоченный вправе создавать на территории Российской Федерации общественные приемные, оказывающие инвалидам консультативную помощь по вопросам, относящимся к компетенции Уполномоченного.

Статья 8

1. Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.

2. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется за счет средств федерального бюджета.

3. Информация о деятельности Уполномоченного, включая порядок подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним, размещается на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Статья 9

1. Законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по защите прав инвалидов в субъекте Российской Федерации (далее - уполномоченный в субъекте Российской Федерации), которая является государственной должностью субъекта Российской Федерации.

2. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации осуществляет свою деятельность в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

4. Назначение кандидата на должность уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным с учетом мнения общественных организаций инвалидов.

5. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы.

6. Досрочное прекращение полномочий уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по представлению Уполномоченного либо с его согласия.

7. Финансовое обеспечение деятельности уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 10

1. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации рассматривает жалобы инвалидов, права и законные интересы которых были нарушены на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее также - заявители), на решения или действия (бездействие) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы инвалидов.

2. Направление жалобы по одному и тому же вопросу уполномоченным, осуществляющим свою деятельность в разных субъектах Российской Федерации, не допускается. В случае, если после принятия жалобы к рассмотрению уполномоченным в субъекте Российской Федерации будет установлено, что аналогичная жалоба уже рассматривается уполномоченным в другом субъекте Российской Федерации, жалоба оставляется без дальнейшего рассмотрения и возвращается обратившемуся с ней заявителю.

3. При осуществлении своей деятельности уполномоченный в субъекте Российской Федерации вправе:

1) запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы инвалидов, необоснованно усложняют реализацию инвалидом прав и законных интересов.

3) направлять в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления мотивированные предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности уполномоченного в субъекте Российской Федерации;

4) направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

4) осуществлять иные действия в рамках своей компетенции в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

4. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, полномочными представителями Президента Российской Федерации.

5. Руководители и иные должностные лица органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием уполномоченного в субъекте Российской Федерации, а также предоставить ему запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего обращения. Ответ на обращение уполномоченного в субъекте Российской Федерации направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.

6. По окончании календарного года уполномоченный в субъекте Российской Федерации направляет Уполномоченному информацию о результатах своей деятельности и оценку реализации государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов инвалидов в субъекте Российской Федерации и предложениями о совершенствовании правового положения инвалидов.

Статья 11

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

3. Уполномоченный в течение тридцати дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает порядок подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним.

Президент

Российской Федерации В.Путин

__________________________________________________________________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«Об уполномоченных по защите прав инвалидов

в Российской Федерации»

В статье 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (наряду с другими категориями лиц), развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Российская Федерация в 2012 году ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Реализация ее положений предполагает обеспечение инвалидов условиями для преодоления ограничений жизнедеятельности и создание для них возможности участия в жизни общества наравне с другими. В Российской Федерации приняты масштабные законодательные меры, позволяющие улучшить условия адаптации инвалидов при пользовании услугами транспорта, информации, связи, а также в сферах культуры, спорта, охраны здоровья, социальной защиты, занятости, доступа к правосудию. В то же время необходимо провести большую работу по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов и созданию других условий для их полноценной жизни и деятельности. В первоначальном докладе Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах инвалидов «О мерах, принятых для осуществления обязательств по Конвенции о правах инвалидов, и о прогрессе, достигнутом в соблюдении прав инвалидов в течение двух лет после ее вступления в силу для Российской Федерации» приводятся значимые цифры бюджетных расходов, произведенных для достижения показателей целевых программ. На федеральную целевую программу «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» было выделено 4,7 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 3,0 млрд. рублей. На выполнение программы «Доступная среда» запланировано выделение финансовых средств в 36 раз больше (всего 180 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 160 млрд. рублей). Первый для России Доклад в ООН был подготовлен в сентябре 2014 года Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Несмотря на принимаемые меры, данные о числе инвалидов, свидетельствуют о том, что в течение 5 лет (2009-2013 годы) число инвалидов практически не уменьшается, а число детей-инвалидов растет. Результаты анализа федеральных программ также свидетельствует о том, что предпринимаемые меры носят экстенсивный характер. Реабилитационная направленность предпринимаемых мер явно недостаточна.

Для того, чтобы переломить ситуацию с положением инвалидов в Российской Федерации, необходим комплекс системных организационных, социальных, финансовых, кадровых, научных действий, которые должны координироваться на самом высоком государственном уровне.

Одной из значимых организационных мер, обеспечивающей формирование, реализацию и контроль государственной политики в сфере поддержки и обеспечения прав инвалидов, станет создание института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав инвалидов (далее - Уполномоченный). Учреждение такого института согласуется с рекомендациями ООН.

Проект федерального закона определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного, а также закрепляет основные принципы деятельности уполномоченных по защите прав инвалидов в субъектах Российской Федерации. В соответствии с проектом федерального закона Уполномоченный назначается Президентом Российской Федерации с учетом мнения общественных объединений инвалидов сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более, чем на два срока подряд.

Уполномоченный является государственным органом, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов инвалидов, соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный рассматривает жалобы инвалидов; участвует в рассмотрении дел арбитражными судами; участвует в уголовном судопроизводстве; имеет право запрашивать и получать необходимые документы и сведения; имеет право в случаях, предусмотренных федеральными законами, без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также учреждения, исполняющие наказания; осуществляет иные действия, направленные на защиту прав и законных интересов инвалидов. Уполномоченный вправе создавать экспертные и консультативные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах.

Законопроектом предусмотрено создание органами государственной власти субъектов Российской Федерации должности уполномоченного по правам инвалидов в субъекте Российской Федерации.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов инвалидов, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов. Предлагаемые меры будут способствовать защите прав и законных интересов инвалидов.

В целях приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом «Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации» необходимо принятие дополнений и изменений в некоторые федеральные законы.