Формирование духовно нравственного воспитания детей с овз. Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Духовно-нравственное

воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.

Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления , слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности . Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер . Они узнают правила морали от учителей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими. Поэтому умственно отсталые дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

Нравственное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Основной смысл воспитателя состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт .

Педагог должен направить деятельность воспитанников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

воспитание уважения к нравственным нормам (учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро);

создание условий для восприятия целостной картины мира;

формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;

организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;

организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;

создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи . Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

Перед педагогом стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек , формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей воспитателя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Основная задача воспитателя – создать условия для развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.

Воспитатель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих воспитанников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.

В своей деятельности я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.

Направления работы воспитателя:

Ценностно – ориентировочная деятельность

Встречи, игры, серии воспитательных часов(современные принципы этикета), "Символы России”, "Моя Россия”, праздники посвящённые Дню Защитника Отечества, Дню Победы и т.д.

Трудовая и общественно-полезная деятельность

Воспитание положительного отношения к труду. Развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики.

Дежурство по школе, по классу, организация и проведение генеральных уборок и субботников, «Праздник труда», серии воспитательных часов «В мире профессий»,

Художественно-эстетическая.

Развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности. Приобщение к культурным ценностям и традициям. Формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности (класс-школа-дом).

Организация и проведение праздников «День Знаний», «Осенний бал», «Новогодний карнавал», «Проводы зимы», Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.

Спортивно-оздоровительная.

Формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей. Профилактика табакокурения и наркомании.

Духовно-нравственная, патриотическая.

Духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и что немаловажно приносит детям радость.

Участие в выставках поделок.

Обогащение духовной культуры через тематические праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха» помогают реализовывать цель – быть милосердными к людям.

Формирование культуры семейных отношений. Развитие этической культуры (поведение, сознательная дисциплина, внешний вид).

Деятельность в области формирования правовой культуры.

Знакомство с законами РФ и правовыми документами. Воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности. Изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ. Формирование толерантности.

Экологическая деятельность.

Формирование экологической культуры. Воспитание уважения к природе и природным богатствам Родины. Обучение экономичному использованию природных ресурсов.

Профориентационная деятельность.

Формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения учащихся. Построение профессиональной и личной перспективы.

Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основныхфункций.

Функции:

Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);

Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;

Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;

Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.

ВЫВОД:

Работа по духовно-нравственному развитию школьников должна быть системной .

Воспитательная работа – дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если классный руководитель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать ученикам. Нельзя ожидать результатов сию минуту.

Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.

Коробкова Ирина Константиновна,

заместитель директора по ВР, учитель технологии

МБОУ Ульяновской СШ с. Ульянова

Нижегородской области Лукояновского района

1. Краткая аннотация:

Работа может представлять интерес классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе при работе с детьми с ОВЗ.

2. Содержание

2.1. Введение

2.2 Проблемы нравственного воспитания детей с ОВЗ.

2.3 Методы нравственного воспитания

2.4 Диагностический инструментарий

2.5 Заключение

3. Список использованных источников и литературы.

Добро творить,

Как воздухом дышать, -

Потребность, людям

Данная от Бога.

Лучами сердца

Мир отогревать,

Что отдал много …”

Марианна Озолиня

Нравственное воспитание детей с ОВЗ.

Введение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России). В сфере образования отказываются от уничижительных формулировок, указывающих на функциональные недостатки людей. Вводятся новые термины: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с проблемами здоровья, дети со специальными потребностями, дети с особыми образовательными потребностями (предложенный еще в конце 70-х гг. английскими специалистами – Специальная педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов/Под редакцией Н.М.Назаровой. – 10-е изд., стер.-М.: Академия, 2010.) и так далее. Эти нововведения дают возможность таким детям получать образование наравне с другими детьми.

Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе на рубеже веков, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Это же диктует и федеральный государственный стандарт и призывает к духовно-нравственному развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества. (Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 14 декабря 2014 года) Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий у молодежи.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности учащегося, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями учащийся социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка с нарушением интеллекта. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития. Развитие морального сознания ребенка с ОВЗ происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку с нарушением интеллекта совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Проблемы нравственного воспитания детей с ОВЗ

Воспитание «необычных» детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) дети, обучающиеся в С(К)ОУ, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;

3) семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами, не уменьшается. Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы;

4) стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.

Методы нравственного воспитания

Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяют такие группы методов:

Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Так, классные руководители нашего образовательного учреждения используют в своей практике:

    проведение мероприятий совместно с родителями, причём родители являются не сторонними зрителями, а активными участниками действа;

    включение в деятельность классного руководителя такой формы как «час общения»;

    привлечение к деятельности в данном направлении специалистов школы, города и района: сотрудников полиции, священнослужителей, педагога-психолога, социального педагога, медицинских сотрудников и другие;

    участие детей в общественной жизни школы (например, совместные «линейки» по подведению итогов четверти или школьных (районных) мероприятий; недели наук; конкурсов рисунков);

    проведение родительских собраний вместе с детьми;

    просмотр видеофильмов;

    экскурсии.

На уровне образовательного учреждения проводятся ряд мероприятий, направленные на социальную адаптацию личности для комфортного пребывания ребёнка в любой социальной среде как во время обучения в школе, так и по окончании её.

Важно, чтобы личность ребёнка была сформирована под воздействием не только педагогической теории, но и практической направленности. С этой целью мы проводим не только классические мероприятия, такие как: беседы, диспуты, встречи и так далее, но и экскурсии на предприятия города, участие в фестивалях профессионального мастерства, азы которого ученики получают на уроках и во внеурочное время.

В связи с тем, что учащиеся посещают группу продлённого дня, организация объединений дополнительного образования является общепринятой. В школе действует для таких ребят объединения по обработке древесины, металла, текстильных и поделочных материалов. Получив серьёзный профессиональный навык, ребята больше начинают ценить не только результаты своего труда, но и профессиональную деятельность окружающих людей. Нравственное воспитание ребёнок получает параллельно с привитием ему универсальных учебных действий, что ярко отражено в федеральных образовательных стандартах для детей с ОВЗ.

Диагностический инструментарий

Анкета «Нравственные понятия»

Как ты понимаешь следующие слова?

Мудрость

· Добро

· Зло

· Совесть

· Душа

· Любовь

· Гордыня

· Счастье

· Свобода

· Дружба

· Милосердие

· Долг

· Вина

Интерпретация полученных данных производится педагогом-психологом, ответы детей оцениваются и классифицируются по следующим уровням:

1) понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь

2) смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные

3) четкие представления о понятии, достаточно глубокое (на доступном для возраста анкетируемого уровне) понимание значения предложенного слова

Следующая методика предназначена для выявления уровня нравственной самооценки учащихся.

Методика №1: диагностика нравственной самооценки

Инструкция: 4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием,

3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны

2 балла - если вы немножко согласны

1 балла - если вы совсем не согласны

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Для диагностики толерантного поведения учащихся применяется методика «Незаконченные предложения».

Методика №2: Диагностика этики поведения

«Незаконченные предложения»

Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос : отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос : Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос : Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос : Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос : Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Завершает данный комплекс методика изучения нравственной мотивации учащихся.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция: "Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.

А) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень 0, 1 бал - низкий уровень

Заключение

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.

Опираясь на многолетний опыт обучения и воспитания детей с ОВЗ, можно уверенно констатировать правильность применения вышеперечисленных методов, опираясь на результативность совместной работы. Выпускники нашей школы относительно легко адаптируются в окружающем мире современных нравственных устоев, а значит мы выбрали правильный путь.

Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост и задача школы помочь ему в этом.

Список использованных источников и литературы

1. Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 14 декабря 2014 года

2. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. - 10-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 395 с. б) дополнительная литература: 1. Банч, Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г.Банч // Аутизм и нарушения развития. – 2010. – № 3. – С. 50-67.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

4. Марьенко И. С. Организация и руководство воспитательной работой в школе / И. С. Марьенко . - М. : Просвещение, 1974. - 223 с. - (Библиотека директора школы).

5. ФГОС с ОВЗ

6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., Педагогика, 1971. - 351 с.
Педагогика школы. (Учебное пособие для студентов пед. институтов) / Под. ред. Г.И. Щукиной. - М., Просвещение, 1977. - 383 с.

Педагогический совет.

«ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА»

Подготовил: старший воспитатель С.А.Моисеева.

На современном этапе развития наше общество все больше приходит к по­ниманию того, что процветание страны невозможно без духовно-нравствен­ного становления и культурного развития общества. Сегодня все больше внимание уделяется проблемам духовно-нравственного воспитания, поиску путей, оптимизирующих этот процесс. Увеличивается количество телеви­зионных и радиопередач, печатных публикаций, посвященных православ­ной культуре, растет число верующих людей. Особенно актуален этот про­цесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформиро­вать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обще­стве, жить яркой полноценной духовной жизнью. В связи с этим необходи­мо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической и политической жизни страны.

Реабилитационный центр представляет собой специальное (коррекционное) учреждение, оказы­вающее комплексную психолого-педагогическую, медицинскую и социаль­ную помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 18 лет с разными вариантами дизонтогении, имеющие различные ограничения жизнедеятельности в зависимости от заболевания. Программа «Основы пра­вославной культуры» является частью комплексной реабилитации воспитан­ников данной категории.

Основные формы работы: занятия, индивидуальные беседы. Основной формой занятий с воспитанниками являются занятия-обсуждения. Ход сво­бодной беседы сопровождается устным рассказом педагога, который сопро­вождается наглядностью (репродукции, иконы, географические карты, фото и видео материалы). В содержание занятия входят духовная литература, поэ­зия, сказки и легенды. Православная литература, основанная на морально- этических заповедях религии, направлена на воспитание личности, так как побуждает к самосовершенствованию, стремлению к добру, справедливости. Она учит восприятию себя и окружающих как наивысшей ценности, почти­тельному отношению к родителям, уважению к старшим, умению прощать, трудолюбию, бережному отношению к природе и социально приемлемому в обществе поведению.

Для лучшего усвоения материала в работе используются игровые мо­менты (кроссворды, игры, инсценировки). Часто занятия сопровождаются рисованием. Простые зарисовки, отксерокопированные рисунки служат опорными сигналами, дидактическим пособием в запоминании материала. В зависимости от возможностей ребенка одним предлагается нарисовать, другим раскрасить готовый рисунок.

Закрепление полученных знаний происходит через использование их в повседневной жизни. Это позволяет знать как вести себя в Храме и других посещаемых приходах и обителях.

На занятиях по «Основам православной культуры» применяются и та­кие формы обучения как практическая работа.

подготовка сувениров к православным праздникам;участие в церковных таинствах и богослужениях;совместные трапезы, чаепития с участием священнослужителя;организация и проведение православных праздников в виде концер­тов, утренников;дети совместно с родителями и специалистами Центра принимают участие в молебнах по случаю начала и окончания учебного года.

В целом такие занятия способствуют тому, чтобы ребёнок приблизил­ся к Господу, возможно, через собственный жизненный опыт или, может быть, через Таинства нашей Церкви. Учитывая индивидуальные возможно­сти и особенности развития наших воспитанников, у одних ребят есть воз­можность быть самостоятельными и активными участниками богослужения.

Богат церковный календарь на православные праздники «Рождество пресвятой Богородицы», «Рождество», «Крещение», «Светлая Пасха», «Троиц» и др. Православные праздники всегда были почитаемые русским народом. Это часть нашей истории, православной культуры и нашего быта. В обстановке духовного единства и общей радости проходят православные праздники в Центре, ставятся спектакли. Праздники сплачивают ребят, де­лают их друзьями и дают возможность использовать даже небольшие свои творческие возможности. В результате реализации про­граммы «Основы православной культуры» у воспитанников расширяется об­щий кругозор, повышается уровень знаний по православной культуре, фор­мируются духовные потребности и активная жизненная позиция.

Специфика деятельности нашего учреждения такова, что социализа­ция лиц с ограниченными возможностями здоровья является основной зада­чей всей его работы. Цели же православного обучения как раз и направлены на социальную интеграцию воспитанников.

ГКУ СО «Клявлинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (структурное подразделение пос.Сокский ул.Больничная 1).

«Взаимодействие педагогов и родителей

в процессе реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья»

Подготовил: старший воспитатель С.А.Моисеева

Во все времена, во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими родами, необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественным путем и достаточно буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества. В настоящее время обостряется необходимость помощи родителям со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов, помощи в том, чтобы не преступить ту грань, за которой стоит социальная отверженность, безразличие к окружающим, собственным детям и, следовательно, к жизни.

Учитывая специфику семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, для родителей и лиц их заменяющих в нашем центре проводят лекции, занятия в активной форме по вопросам педагогики и особенностям психологии детей-инвалидов.

Но не только сотрудники, но и родители являются полноценными участниками реабилитационного процесса. Для них проводятся семинары, собрания, тренинги, круглые столы, открытые занятия специалистами центра, выпускаются информационные листы, памятки, брошюры. Регулярно проводится родительский всеобуч.

Находят особый отклик и пользуются популярностью праздничные мероприятия познавательно характера, спортивные соревнования и эстафеты. Мероприятия организуются как на базе Центра, так и на базе других общественных организаций. Дети и родители принимают активное участие в их подготовке. Проводятся не только традиционные праздники (посвященные Дню инвалида, Дню матери, Дню семьи), но и другие мероприятия, запланированные исходя из пожеланий семей.

На игровой программе «В гости к блинчику румяному», посвященной Масленице, родители и дети узнали историю возникновения масленичной традиции, задавали вопросы, принимали совместное участие в шуточных конкурсах, поддерживали друг друга. Нам, специалистам, приятно наблюдать, как дети раскрепощаются, без стеснения выражают эмоции, отрабатывают навыки поведенческой культуры. Закончилось мероприятие чаепитием с блинами.

На протяжении нескольких лет для наших детей-инвалидов является традиционным праздник «Святая Пасха», на котором батюшка читает проповедь, дает наставление детям и их родителям. Зажигаются пасхальные свечи. Все внимательно слушают настоятеля церкви... Вот и мальчик, который обычно насторожен, сердит, прослезился; заплакала рядом мама; девочка, которая в силу умственных способностей не в состоянии воспринимать речь батюшки, сидит и проникновенно прислушивается... Проповедь прочитана, дети, родители оживляются, делятся впечатлениями, желают друг друга здоровья, терпения. Заканчиваются мероприятия праздничным пасхальным столом.

Первый пробный семинар - практикум для 4 семей (14 чел.) проводился в составе родителей, детей-инвалидов и их здоровых братьев и сестёр. Основной целью проведенного семинара-практикума «Счастливые родители – здоровые дети» является помощь родителям в воспитании ребенка-инвалида, интеграция его в среду здоровых сверстников, проведение для семей с детьми-инвалидами комплекса реабилитационных мероприятий, которые бы сочетали в себе психокоррекционную, профилактическую, просвещенческую и социокультурную работу, как для родителей, так и для детей.

Программа пребывания включила в себя мероприятия различной направленности. Проведены занятия в Школе для родителей детей-инвалидов по темам: «Сенсорный мир – как средство психологической разгрузки», «Методы физической реабилитации детей-инвалидов (ЛФК)».

Программа повышения психолого-педагогической культуры родителей включила просвещение в форме консультаций специалистов, медицинских работников, тренингов, сеансов ароматерапии, релаксации в сенсорной комнате.

С большим интересом родители совместно с детьми приняли участие в празднике творчества, организованным преподавателем дополнительного образования и воспитателями реабилитационного центра. Изготовление поделок по старинной технологии, сувениры были подарены авторам на память.

Семьи, где дети с ограниченными возможностями и здоровыми детьми приняли участие в конкурсе-игре «Родительский дом – начало начал», в вечере отдыха, дискотеке «В кругу моих друзей», прослушали совместный концерт под руководством музыкального руководителя.

Немаловажный гость Центра – отец Сергий, настоятель храма с.Большое Микушкино, провел беседу с родителями и детьми о традициях православия в семье. В заключение семинара родителям детей-инвалидов и здоровых детей, вручены памятки с рекомендациями по различным направлениям реабилитации, игрушки, памятные подарки.

Анализ результатов проделанной работы показал, что все эти мероприятия помогают родителям научиться владеть собой в непредвиденной ситуации, уйти от конфликта, зарядить окружающих позитивным к себе и ребёнку отношением, создать благоприятный климат в семье (принимать ребёнка таким, каков он есть, развивать умение общаться как с ребёнком, так и со взрослыми членами семьи).

«Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ»

Нравственное воспитание личности ребёнка с ОВЗ - одна из самых важных задач коррекционной школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у ребенка чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка с ОВЗ, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед педагогом всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.

Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 0-ом классе педагог постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех лет обучения. Чтобы развить нравственное сознание школьников, педагог помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы).

В нравственном воспитании детей с ОВЗ определяющее значение имеет личный пример педагога, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю, воспитателю. Если для отношений между педагогом и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Педагогу следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей.

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемами нравственной воспитанности школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности.

Для нравственного воспитания важно организовать учебно-воспитательный процесс как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность педагогу воспитывать у детей с ОВЗ бережного отношения к ее достоянию-природе. Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, воспитательских занятиях собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: это может быть рассказ педагога, этическая беседа, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Итогом беседы является яркое, убедительное слово педагога, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит педагогу, и он должен хорошо владеть словом

Таким образом, нравственное воспитание детей является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка с ОВЗ. Развитие этических представлений, чувств и предполагает становление его отношений к родителям, к окружающим людям, к коллективу сверстников, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе. У детей с ОВЗ формируются нравственно-этические чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения, воспитания этической культуры.

Светлана Тушкова
Особенности нравственного поведения детей с ОВЗ

Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были , есть и будут самым важным и актуальным для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.

В современном мире отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья во всех регионах Российской Федерации. Педагогу коррекционной школы в современном образовании отводится особая роль в воспитании , становлении учащегося как самостоятельной, нравственно развитой личности .

Множество повседневных и глобальных вопросов крутится в голове педагога. Главный из этих вопросов – как научить детей с ОВЗ жить по-человечески? Ответ на этот вопрос дает нравственное воспитание .

Что включает в себя понятие «нравственный человек » ? Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, т. е. трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество. Он правдивый и честный.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности . Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер . Они узнают правила морали от учителей, от воспитателей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими.

Темперамент и характер у детей с ограниченными возможностями здоровья различны. Некоторые из них уравновешены, общительны, добродушны и ласковы, послушны и подчиняемы. Другие – вспыльчивы, злобны, мстительны, могут быть агрессивными и склонны к разрушительным действиям. Эти дети могут быть упрямы, патологически настойчивы. Может быть нелепая и непоколебимая убежденность в чем-то, у некоторых возникает склонность к сутяжничеству. Большинство из них некритичны к своим низким интеллектуальным способностям и своей несостоятельности.

Часто у детей такой категории наблюдаются двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Одна из характерных черт умственно отсталых детей – их повышенная внушаемость. Они легко попадают под чужое влияние и могут стать орудием в чьих-то руках. Это наиболее опасно в случаях, когда такой ребенок попадает под влияние человека с асоциальными или криминальными наклонностями и, исполняя его волю, но не осмысливая обстановку и не отдавая себе отчета в последствии своих действий, может совершить уголовно наказуемый поступок.

Эти отрицательные черты – следствие не только особенностей ребёнка , но и условий жизни, в которых воспитывается ребёнок – плохой пример со стороны родителей, отсутствие чёткого режима.

Правильное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.

Несмотря на то, что эти дети особенные , они не будут изолированы от общества. И все знания, и навыки, которые они приобретут в школе, им придётся применять на практике.

Основная задача школы – выработать навыки у детей с ОВЗ общепринятых норм поведения , воспитать достойных граждан своей страны.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах и при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств.

Формы и методы воспитания могут быть различны :

1. Учебно – познавательная деятельность.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей , детей между собой . Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями . Учебная деятельность должна стать коллективным трудом, когда для решения общей задачи нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу как общую, так и относящуюся лично к ним.

2. Тематические беседы по нравственной тематике .

Это одно из средств, направленных на формирование нравственных суждений , оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений . Особенность проведения бесед о морали будет заключаться в том, что они не переходили в назидательность, содержали больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций. Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка, который помогает открывать человеку глаза на самого себя.

3. Общественно - полезный труд.

Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью, утверждает С. Е. Кантарбаев. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию.

4. Родительские собрания.

Одна из главных задач в работе с родителями - создать условия для того, чтобы родители могли активно участвовать в школьной жизни своих детей . Для родителей проводятся собрания на нравственные темы с приглашением социального педагога, педагога-психолога. Родителям дается возможность посещения внеклассных мероприятий, на которых они являются не только зрителями, но и активными участниками. Это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение , отношение к окружающему миру.

Необходимо обеспечить единые требования к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа воспитателя, классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

В процессе нравственного воспитания школьников важно не только сформировать у них моральное сознание, нравственные чувства , но главное - включить их в различные виды деятельности. Так Л. С. Выготский подчеркивал педагогическую бесплодность теоретического обучения : «Ребенок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берет больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой осмысленного применения усвоенных знаний». В процессе учебной, трудовой, игровой, общественно полезной деятельности школьники вступают в разнообразные нравственные отношения , в результате которых осуществляется формирование личности. Ни одна даже самая малая возможность внушить воспитанникам понятия о долге и честности, добре и справедливости не должна быть упущена педагогами.

1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст]:, 1956.- С. 87.

2. Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной

школы. [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 1997. – С. – 112.

3. Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в С (К) ОУ [Текст]: теоретические основания и практические аспекты : материалы Всероссийской научно-практической конференции 18 ноября 2010 года. - Челябинск, 2010. - 187с.

4. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие для классного руководителя /С. Г. Молчанов. - Челябинск : ООО «Энциклопедия» , 2010. - 36с.

5. Соколова, Н. А. Теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании [Текст]: монография / Н. А. Соколов. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. –С. 252

6. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://beloomutintlmr.edumsko.ru . – Загл. с экрана.